уведомление о неактивности ккт что это такое
Чем грозит отсутствие или неправильное применение ККТ
С 1 июля онлайн-касса обязательна для всех, кто принимает деньги от покупателей. За работу без онлайн-кассы предпринимателям грозят санкции
Сергей Скрябин
1 июля 2021 года закончилась отсрочка по онлайн-кассам. Это значит, что теперь компании и все ИП, которые принимают оплату от физлиц, а иногда от других фирм и предпринимателей, должны выдавать фискальный чек при каждой покупке. Рассказываем про последствия работы без касс или неправильного их применения и о том, как этого избежать.
Кому нужна онлайн-касса в 2021 году
Онлайн-кассу по другому называют ККТ — контрольно-кассовая техника. Ее обязаны установить компании и ИП, которые продают товары, работы и услуги:
Есть исключения: например, если занимаетесь ремонтом обуви или продаете питьевую воду в розлив, онлайн-кассу можно не использовать.
Общие положения по онлайн-кассам регламентирует закон 54-ФЗ. В нем описаны требования к контрольно-кассовой технике и к кассовому чеку.
Онлайн-касса должна соответствовать требованиям 54-ФЗ, а модель кассы должна быть в реестре на сайте налоговой. Если купить кассу не из реестра, налоговая ее не зарегистрирует, и тогда предприниматель не сможет на ней работать. За работу без кассы на ИП или компанию могут наложить штраф.
Всю информацию по онлайн-кассам собрали в отдельные статьи-инструкции:
В этой статье остановимся только на том, какова ответственность за неприменение ККТ или использование кассы с нарушениями.
Штрафы за нарушение закона об онлайн-кассах
Тем, кто работает без онлайн-кассы или с нарушениями, могут выписать штраф. Собрали в таблице подробную информацию по всем видам нарушений.
Вид нарушения | Ответственность для компаний | Ответственность для ИП и директоров |
---|---|---|
Неприменение ККТ продавцом, для которого она обязательна: продажа без онлайн-кассы, отсутствие кассы, использование кассы, не зарегистрированной в налоговой | От 75 до 100% суммы покупки, но не менее 30 000 ₽ | От 25 до 50% суммы покупки, но не менее 10 000 ₽ |
Невыдача документа об оплате вместо чека продавцом в труднодоступной местности или ИП на патенте | От 75 до 100% суммы покупки, но не менее 30 000 ₽ | От 25 до 50% суммы покупки, но не менее 10 000 ₽ |
Повторная торговля без онлайн-кассы, если сумма всех покупок мимо кассы, в том числе по совокупности сделок, составила от 1 000 000 ₽ | Приостановление деятельности на срок до 90 суток | Для директора — дисквалификация на срок от 1 до 2 лет |
Для ИП — приостановление деятельности на срок до 90 суток
Компании и ИП, которые продают товары с обязательной маркировкой, должны до 6 августа 2021 года перейти на кассы с форматом фискальных документов (ФФД) 1.2. Но этих касс еще нет в реестре, поэтому налоговая пообещала, что не будет штрафовать за работу на старой ККТ при условии, что модель есть в специальном списке налоговой.
Как избежать штрафов при работе с онлайн-кассой
Чтобы не получить штраф за неприменение ККТ, важно соблюдать несколько правил:
Если вы обнаружили ошибку, важно сообщить об этом налоговой в течение трех рабочих дней. Главное — успеть до того, как налоговая сама узнает о нарушении, и приложить доказательства.
Какие могут быть ошибки при работе с онлайн-кассой:
Например, клиент купил букет цветов. Продавец взял с покупателя оплату наличными, но применить ККТ забыл и чек покупателю не выдал, а человек уже ушел. Вечером при закрытии смены обнаружили излишек денег и выбили чек коррекции. Чек ушел в налоговую автоматически.
Не закрыли кассовую смену, какие наши действия?
Опции темы
Спрашивала, смотрите выше.
-Добрый день! Мне в пятницу вечером на электронную почту пришло сообщение, что не закрыта кассовая смена. По факту смена оказалась закрытой. По какой причине это могло произойти?
—Спасибо за ожидание. Данная ситуация может возникать в случае если Вы закрываете смену и сразу выключаете ККТ. В этом случае ККТ не успевает отправить в ОФД отчет о закрытии смены и, соответственно, ОФД считает, что смена еще активна и при отсутствии чеков отправляет уведомление о неактивности.Я могу Вам еще чем-либо другим помочь?
-Что означает- сразу? Сколько времени должно пройти между тем, как напечатается Z-отчет и выключением кассы? Отчет был распечатан, после этого касса выключена, как всегда.
—Нужно подождать 15 минут прежде чем выключить кассу.
-Где и в каких правилах это написано?дайте ссылку
—Это нигде не прописано, это просто общие рекомендации. Отчет о закрытии смены к нам поступил и так же за сегодняшний день есть отчет об открытии смены. У Вас с кассой все в порядки чеки передаются.
-Если это нигде не прописано, значит это неправильно и это сбой вашей системы. Из-за этого сообщения нам пришлось ночью ехать на работу, оплатить стоимость такси. Мы убедились, что касса закрыта, засняли это на видео.
—Для получения официального ответа по данному вопросу, направьте запрос на адрес тех поддержки info@platformaofd.ru с данными Вашей организации.
Как не допустить штрафов и блокировки ККТ. Следите за статусами кассы в личном кабинете ОФД
Клиенты «Платформы ОФД» будут видеть больше подробностей о статусе кассовой техники в своем личном кабинете.
Разработчики компании реализовали новый функционал мониторинга в ЛК. Рассказываем, о чем говорят новые статусы ККТ и как не допустить нарушения кассовой дисциплины.
Федеральная налоговая служба за последние месяцы активно дорабатывала систему взаимодействия между ведомством и налогоплательщиками. Одним из результатов этого процесса стало внедрение новой системы мониторинга статуса регистрации ККТ.
Эти статусы получает оператор фискальных данных при каждой отправке фискального документа (кассового чека). Также ФНС доводит до сведения оператора информацию о необходимости исполнять ряд условий, в том числе блокировку или приостановку приема и передачи фискальных данных с некорректно зарегистрированных устройств.
До недавнего времени все пользователи, которые регистрировали ККТ в налоговых органах или в личном кабинете оператора, информировались следующим образом:
В последнем случае нужно было сверяться с карточкой регистрации или проверять список действий в ходе самой процедуры регистрации, однако это помогало определять ошибку только по косвенным признакам. Сейчас механизм изменился.
Теперь для всех пользователей «Платформы ОФД», которые совершают проверку статуса регистрации ККТ, ограничения и ошибки выявляются автоматически. Это происходит каждый раз, когда пользователь открывает кассовую смену на своем устройстве.
Система отправляет запрос в ФНС, и в ответ направляет либо статус «ККТ зарегистрирована», либо показывает ошибки, которые нужно устранить. Подробнее о них — ниже.
Статусы регистрации ККТ и самые распространенные ошибки
Снята ФНС. Это означает, что касса снята с регистрации по инициативе налогового органа. Необходимо немедленно прекратить передачу фискальных данных с данного устройства и обратиться в ИФНС по месту регистрации для разъяснений.
Снята с регистрации. Касса снята с регистрации по заявлению пользователя. Нужно закрыть кассовую смену на данном устройстве, завершить передачу данных с него и посмотреть, какое количество и на какую смену могли быть сформированы кассовые чеки. Желательно получить разъяснение, действительно ли этим чекам присвоен некорректный статус, необходимо ли пробивать на каждую конкретную фискальную позицию чек коррекции или же можно сформировать чек коррекции на сумму этих чеков.
РНМ +ФН. Эта ошибка означает, что указанная комбинация РНМ +ФН в ФНС не существует. Для устранения ошибки нужно сверить регистрационные данные, которые были получены в карточке регистрации ККТ, выданной ФНС, с теми, что были указаны в личном кабинете «Платформы ОФД».
Регистрация не завершена. Это означает, что регистрация устройства еще не завершена, нужно обратиться либо к интерфейсу, где идентифицировалась или перерегистрировалась ККТ, и посмотреть, в каком статусе находится ваше заявление. Возможно, требуются какие-либо уточнения, либо не был завершен второй этап регистрации после присвоения регистрационного номера. Также там будут доступны комментарии налоговой службы с тем, что именно нужно исправить.
Эта не самая распространенная ошибка, однако бывают случаи, что пользователи меняют фискальные накопители на своих устройствах, то есть совершают перерегистрацию, но забывают завершить процедуру до конца. Чеки, сформированные такой кассой до завершения процесса регистрации, будут считаться некорректными, что влечет за собой нарушение кассовой дисциплины.
ОФД не совпадает. Это ошибка означает, что оператор фискальных данных, который был указан при регистрации устройства, не совпадает с оператором, который передает данные в настоящий момент. Необходимо обратиться к интерфейсу, в котором проводилась регистрация (перерегистрация) ККТ, посмотреть в карточке регистрации, какой именно оператор был выбран изначально. Также необходимо проверить, не было ли перерегистраций на этом устройстве по причине смены оператора фискальных данных.
В случае выявления ошибки или неточностей необходимо произвести процедуру перерегистрации по причине смены оператора фискальных данных, после чего она исчезнет с экрана.
ККТ без передачи в ОФД. Речь идет о кассах, которые не передают фискальные данные в ОФД и ФНС в онлайн-режиме. Такие кассы работают в удаленных и труднодоступных областях, в которых отсутствует стабильная связь.
ККТ зарегистрирована. Этот статус свидетельствует о том, что с вашей кассой все в порядке.
Если род вашей деятельности связан с реализацией маркированной продукции — ваша касса должна уметь работать с кодами маркировки и передавать данные в систему «Честный Знак» через оператора фискальных данных. Работать с маркировкой можно в режиме «одного окна» через сервис «Учёт марок» от «Платформы ОФД».
Светофорная индикация: все интуитивно и просто
Для большего удобства, статусы регистрации ККТ подсвечиваются тремя цветами: зеленым, оранжевым и красным.
Зеленый цвет говорит о том, что прием и передача данных для данной кассы разрешены, ограничения отсутствуют.
Оранжевый цвет статуса говорит о том, что касса зарегистрирована, прием и передача фискальных документов производится, однако присутствуют некоторые ограничения. К примеру, не совпадает оператор фискальных данных или не до конца зарегистрировано само устройство. В этом случае необходимо в максимально сжатые сроки обратиться к интерфейсу, в котором проходила регистрация ККТ, и уточнить все регистрационные данные по устройству.
Красный статус регистрации ККТ. Прием и передача фискальных данных запрещены. То есть оператор, получив соответствующую информацию от ФНС в момент открытия кассовой смены, не будет принимать данные с устройства — чеки будут копиться в фискальном накопителе до момента, пока ситуация со статусом регистрации не будет разрешена.
Что делать, если касса заблокирована или имеются ограничения?
Отслеживать статус регистрации вашей кассы в личном кабинете нужно регулярно. Если касса не пробивала чеки какое-то время — «Платформа ОФД» все равно проверит статус регистрации аппарата даже без открытия на ней смены (к примеру, если речь идет о подменной или запасной ККТ).
Если вы заметили, что в личном кабинете на кассу наложены ограничения или запреты — можно обратиться в инструкцию «Базы знаний» на сайте «Платформы ОФД». Также можно смело попросить помощи у службы техподдержки с просьбой уточнить статус ККТ и получить рекомендации по устранению ошибок и блокировок.
В частности, можно будет узнать, когда был присвоен ограничительный статус, после какого события это произошло.
Нужно ли отправлять объяснительную в ФНС при формировании чека коррекции?
Если со стороны клиента было нарушение кассовой дисциплины — рекомендуется обратиться в налоговую службу и разъяснить причину, почему на конкретный кассовый чек был сформирован чек коррекции. Это обезопасит вас от ситуации, когда уже сама ФНС начнет проверки и зафиксирует нарушение, что, скорее всего, обернется штрафом.
К слову, для отчетов в ФНС без личного посещения отделения как нельзя кстати подойдет сервис сдачи электронной отчетности «Платформа Госотчёт».
Напомним, что по общему правилу (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) пробитие чеков с ККТ, которая не соответствует установленному порядку, является нарушением. Оно влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
ИФНС прислала уведомление о признаках неотражения выручки: что это значит и как реагировать
В 2021 году владельцы ККТ стали получать от налоговиков уведомления о том, что были выявлены признаки неотражения (или не полного отражения) выручки. Налогоплательщика просят дать пояснения и даже называют срок, когда это нужно сделать. Попробуем разобраться, есть ли повод для паники, и приведем образец ответа на такое уведомление.
О чем уведомляет налоговая
По форме уведомления отличаются друг от друга, так как стандартного бланка нет. Но по содержанию они практически идентичны.
Инспекторы сообщают, что провели мониторинг расчетов с применением контрольно-кассовой техники. Основанием для этого служит пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ).
Иногда налоговики расшифровывают, что именно они мониторили. Как правило, это данные о количестве кассовых чеков и о сумме выручки. Сопоставляют сведения, полученные из трех источников:
Далее говорится примерно следующее: «Выявлены признаки неотражения и (или) не полного отражения выручки в текущем периоде 2021 года. В срок, не превышающий 10 календарных дней с даты получения настоящего уведомления, Инспекция просит предоставить пояснения о причинах….».
В заключение инспекторы обещают продолжить мониторинг. И при выявлении аналогичных признаков провести «мероприятие оперативного контроля».
Почему ИФНС прислала уведомление
Как показывает практика, это могло произойти по одной из двух причин.
Первая причина — выручка компании или ИП уменьшилась по сравнению с прошлым месяцем (кварталом, аналогичным периодом предыдущего года и проч.). Работники ИФНС заподозрили, что налогоплательщик перевел часть своих доходов в «серую» зону.
Вторая причина — отраслевая. В 2021 году ФНС реализует проект «Общественное питание » (неофициальное называние «белый общепит»). Цель проекта — налоговое «обеление» сферы общепита. Для этого налоговики проводят комплекс мероприятий. Одним из таких мероприятий является рассылка уведомлений о необходимости соблюдения закона о ККТ. При этом вовсе не обязательно, чтобы выручка ресторана или кафе уменьшилась — в рассылку включают все предприятия общепита, независимо от величины дохода. Вполне возможно, что ФНС запустила (или запустит) подобные проекты и в других отраслях.
Что будет, если не ответить
На самом деле уведомление не так опасно, как может показаться на первый взгляд. Ведь инспекция не утверждает, что предприятие скрывает выручку. Речь идет всего лишь о «признаках неотражения», а признаки — не повод для санкций.
Что касается «пояснения о причинах», то инспекторы только просят их предоставить (но не требуют). А Налоговый кодекс и Закон о ККТ не предусматривают наказания за отказ выполнить просьбу, даже если в роли просящего выступает должностное лицо ИФНС.
Какие меры следует принять
Тем не менее, на уведомление лучше отреагировать, чтобы предотвратить возможные неприятности. Нужно сделать следующее:
Руководителю ИФНС № ____
от ООО «Солнечный зайчик»
на письмо № ____ от_________
ООО «Солнечный зайчик» сообщает следующее.
1. Выручка нашей организации за последний год планомерно увеличивалась от месяца к месяцу (см. табл.).
Можно ли отключить кассу, если она временно не нужна?
Читательница Анастасия спрашивает:
Я проработала с кассой лето, но до следующего лета она мне не понадобится. Хочу выключить кассу, но переживаю, чтобы не было проблем с налоговой. И что делать, когда касса понадобится мне следующим летом или осенью?
Еще о кассах в Деле:
С 1 июля 2019 года с кассами работают все компании и индивидуальные предприниматели, которые что-то продают физлицам. Если касса нужна на время или уже не нужна, ее можно отключить. Для этого надо разобраться с данными на фискальном накопителе, написать заявление оператору фискальных данных и приостановить договор с банком.
Разобраться с оператором фискальных данных и фискальным накопителем
В каждой кассе стоит фискальный накопитель — такая железка, которая передает данные о продажах оператору фискальных данных. Накопитель служит 13, 15 или 36 месяцев. Перед тем, как отключать накопитель, надо проверить состояние расчетов в памяти аппарата, а затем отключить. Состояние расчетов — отчет о том, что все данные о продажах касса передала оператору, в отчете в поле не переданных сообщений должен стоять ноль. Это значит, что касса передала все данные о продажах оператору.
Если осталась информация, надо подождать, когда система сама их передаст, или связаться со службой поддержки оператора или банка, который обслуживает кассу. Можно отключить кассу, в которой остались непереданные данные, но через 30 дней кассу заблокирует оператор. Исправить блокировку можно будет через личный кабинет, отправив оператору данные о продажах.
Дальше надо расторгнуть договор с оператором фискальных данных. Сделать это можно в личном кабинете, но у каждого оператора свои инструкции, поэтому лучше обратиться в службу поддержки. Общая схема такая: написать заявление о расторжении договора в личном кабинете оператора, подписать его электронной подписью и отправить. Если нет электронной подписи, распечатать заявление, подписать, отсканировать и прикрепить в личном кабинете. Оператор рассматривает заявление месяц и расторгает договор.
Модулькасса — онлайн-касса для магазинов: настраивается за 10 минут, контролирует остатки, обрабатывает интернет-заказы. За 11 900 рублей или бесплатно.
Сообщить банку, что касса пока не нужна
После того, как кассу отключили от оператора фискальных данных, ее надо выключить и обратиться в банк, который обслуживал кассу. Клиенты Модулькассы обращаются с вопросами по кассам по телефону или в чате.
Дальше всё зависит от того, в собственности касса, в рассрочке или в аренде.
Если касса в собственности или в рассрочке, банк предлагает заполнить заявление на приостановку обслуживания и отправить его из личного кабинета. Банк рассматривает заявление три дня и приостанавливает обслуживание.
Когда касса в рассрочке, клиент погашает долг за рассрочку. Закрыть счет и не выкупить кассу нельзя, потому что с момента начала рассрочки касса считается собственностью клиента.
Если приостановить работу с кассой нужно на больший срок, чем срок фискального накопителя, тогда надо снять его с учета. Если срок меньший, тогда проследить, чтобы в нем не остались данные о продажах, и отключить кассу.