установление личности что это такое
Статья 42. Установление личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия
Информация об изменениях:
Статья 42. Установление личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 42 настоящих Основ
При совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившихся за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.
Установление личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности указанных гражданина, его представителя или представителя юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частями пятой, шестой и десятой настоящей статьи.
При установлении личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица нотариус использует соответствующие государственные информационные ресурсы, доступ к которым предоставляет федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Для установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица нотариус также использует специальные технические и программно-технические средства, позволяющие удостовериться в подлинности представленных гражданином документов, при их наличии в его распоряжении. Требования к таким специальным техническим и программно-техническим средствам утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Установление личности (идентификация) гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия удаленно, осуществляется одним из следующих способов:
с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи обратившегося лица;
с использованием в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы.
При совершении нотариусами действий, указанных в части пятой настоящей статьи, согласие гражданина, его представителя или представителя юридического лица на обработку его биометрических персональных данных для совершения нотариальных действий не требуется.
При совершении нотариального действия нотариус вправе использовать средства видеофиксации в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой. Материалы видеофиксации подлежат обязательному хранению в порядке, установленном Федеральной нотариальной палатой.
При возникновении у нотариуса сомнений в подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица, федеральные органы государственной власти, выдающие такие документы, обязаны представить по запросу нотариуса информацию об их действительности в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса. Порядок направления и форма запроса определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Установление личности что это такое
Обзор документа
Приказ Министерства юстиции РФ от 30 сентября 2020 г. N 228 “Об утверждении Порядка установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации” (документ не вступил в силу)
В соответствии с частью пятой статьи 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 52, ст. 7798) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 29.12.2020.
Министр | К.А. Чуйченко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 октября 2020 г.
УТВЕРЖДЕН
решением Правления
Федеральной нотариальной палаты
от 16 сентября 2020 г. № 16/20
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 30 сентября 2020 г. N 228
Порядок установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации
I. Общие положения
2) сведений о гражданине Российской Федерации, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации 3 :
— фамилия, имя, отчество (при наличии);
— дата рождения (число, месяц, год);
— адрес места жительства (регистрации);
— реквизиты основного документа, удостоверяющего личность (серия и номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);
— страховой номер индивидуального лицевого счета.
3. В целях установления личности гражданина в соответствии с Порядком нотариус получает от гражданина, личность которого устанавливается, информацию о его абонентском номере устройства подвижной радиотелефонной связи, содержащимся в единой биометрической системе.
В случае, если информация о представленном гражданином абонентском номере устройства подвижной радиотелефонной связи не содержится в единой биометрической системе, установление личности гражданина в соответствии с Порядком не осуществляется.
Полученные в соответствии с абзацем первым настоящего пункта данные нотариус посредством ЕИС направляет в единую биометрическую систему.
5. В случае положительного результата проверки соответствия представленных биометрических персональных данных физического лица его биометрическим персональным данным, содержащимся в единой биометрической системе, нотариус получает информацию в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Порядка. В данном случае личность гражданина считается установленной.
6. В случае отрицательного результата проверки соответствия представленных биометрических персональных данных физического лица его биометрическим персональным данным, содержащимся в единой биометрической системе, нотариус в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Порядка получает только информацию о результатах такой проверки, при этом информация о степени взаимного соответствия 5 нотариусу не предоставляется.
В данном случае сведения, указанные в подпункте 2 пункта 2 Порядка, нотариусу не предоставляются, и установление личности гражданина нотариусом не осуществляется.
1 Статья 34.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 10).
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2018, N 1, ст. 66.
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4108; 2020, N 34, ст. 5484).
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 28, ст. 4234; 2019, N 38, ст. 5310.
5 Приказ Минкомсвязи России от 21.06.2018 N 307 «Об утверждении методик проверки соответствия предоставленных биометрических персональных данных физического лица его биометрическим персональным данным, содержащимся в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, а также об определении степени взаимного соответствия указанных биометрических персональных данных, достаточной для проведения идентификации, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (зарегистрирован Минюстом России 29.06.2018, регистрационный N 51496).
6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4108; 2020, N 34, ст. 5484.
Обзор документа
Минюст определил порядок установления личности гражданина, его представителя или представителя организации посредством ЕИС персональных данных.
Порядок применяется в случае, когда отсутствует документ, удостоверяющий личность гражданина, или при наличии сомнений относительно личности гражданина, предъявившего указанный документ.
Личность гражданина устанавливается нотариусом на основании получения им с использованием единой информационной системы нотариата определенных сведений. Приведен перечень.
Для установления личности гражданина нотариус получает от гражданина информацию о его абонентском номере устройства подвижной радиотелефонной связи, содержащимся в единой биометрической системе.
Прописаны необходимые процедуры.
Приказ вступает в силу с 29 декабря 2020 г.
Дополнительные документы по установлению личности гражданина РФ
Установление личности гражданина РФ
Дополнительные действия для инициализации личности при невозможности предъявить стандартный перечень документов для получения паспорта
137.2. Личность гражданина устанавливается по совокупности имеющихся у него документов (свидетельству о рождении, свидетельству о заключении (расторжении) брака, военному, профсоюзному, охотничьему билетам, справке об освобождении осужденных и лиц, содержащихся под стражей, заграничному паспорту, трудовой книжке, пенсионному, водительскому удостоверениям и иным документам), а также путем запроса необходимых сведений и документов об устанавливаемом лице предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, где он работал, проходил службу, обучался, отбывал наказание, находился на лечении, пребывал по иным обстоятельствам.
137.3. В исключительных случаях, при невозможности получения необходимых документов, личность гражданина может быть подтверждена оформленными в установленном порядке свидетельскими показаниями, а также путем проведения криминалистических и других идентификационных исследований.
137.4. В процессе проверки учитываются все сведения, сообщенные гражданином.
137.5. Одновременно осуществляется проверка указанных сведений:
137.5.1. По оперативно-справочным и розыскным учетам информационных центров территориальных органов МВД России на региональном уровне о возможном нахождении гражданина в розыске.
137.5.2. По базе данных ведомственного сегмента МВД России системы «Мир», в том числе по учетам подразделений АСР по месту регистрации и (или) обращения.
137.6. Срок рассмотрения заявления об установлении личности не должен превышать 30 календарных дней с даты его регистрации, в случае если первоначально были приложены все необходимые для проведения проверки материалы.
118. В случаях, когда принятые меры не дали положительных результатов (не сохранилась картотека с заявлениями о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (приложение N 1 к Административному регламенту), отсутствует информация по адресно-справочным учетам и другое), личность гражданина устанавливается по совокупности имеющихся у него документов (свидетельству о рождении, свидетельству о заключении (расторжении) брака, военному, профсоюзному, охотничьему билетам, справке об освобождении из мест лишения свободы, заграничному паспорту, трудовой книжке, пенсионному, водительскому удостоверениям и иным документам), а также путем запроса необходимых сведений и документов об устанавливаемом лице на предприятиях, в органах, учреждениях, организациях, образовательных учреждениях, воинских частях, военных комиссариатах, где он работал, проходил службу (военную службу), обучался или отбывал наказание.
119. В исключительных случаях, при невозможности получения необходимых документов, личность гражданина может быть подтверждена надлежаще оформленными свидетельскими показаниями, а также путем проведения в установленном порядке криминалистических и других идентификационных исследований.
Установление личности. Кому требуется и для чего
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержит нормы, регулирующие процедуру установления личности иностранного гражданина.
Согласно закона, эта процедура проводится по заявлению гражданина либо по инициативе МВД в отношении иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории России и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях.
Кому нужна процедура установления личности
Фактически эта процедура необходима:
Последние две категории лиц – это так называемые лица с неурегулированным правовым статусом, то есть те, кто длительное время проживают на территории России, не являются иностранными гражданами, либо никогда не документировались иностранным паспортом и паспортом гражданина России.
Чтобы легализовать свое положение в России, такому человеку требуется первоначально установить свою личность. Проходит эта процедура в подразделении по вопросам миграции территориального органа МВД России (ранее – в миграционной службе).
Как проводится установление личности.
После этого гражданину выдается справка с описью принятых документов. Срок проверки составляет до 3 месяцев.
После 24 августа 2021 года вступят в силу изменения, согласно которых срок будет продлеваться еще на 3 месяца в случае непоступления ответов о гражданской принадлежности из консульских учреждений.
Затем в ходе проверки проводится дактилоскопирование, у гражданина может быть запрошена дополнительная информация о его биографии, сотрудники МВД проводят проверки по имеющимся учетам (базам российских паспортов, регистрации, информационной системе миграционного учета и т.д.), опрашивают свидетелей, направляют запросы в различные государственные органы, а также дипломатические представительства и консульские учреждения
Если по результатам проверки подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, то составляется заключение об установлении личности, копию которого выдают гражданину.
Заключение об установлении личности не признается документом, удостоверяющим личность. С ним нельзя заключить брак или поступить в университет.
Для чего проводить установление личности
Эта процедура дает возможность определиться с дальнейшим порядком урегулирования своего правового статуса.
Для тех, лиц без гражданства кто не может получить разрешительные документы, например в связи с наличием судимости или по иным причинам, после 24 августа 2021 года можно будет получить временное удостоверение личности сроком на 10 лет.
Установление личности гражданина Российской Федерации, совершившего правонарушение
Трусов А.И., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России.
В работе рассмотрен наиболее актуальный вопрос, вызывающий серьезные затруднения в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел, а именно невозможность установления личности физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В статье на основе мнений специалистов автор приходит к выводу о необходимости расширения списка применяемых законодателем методов идентификации личности на территории нашей страны.
Ключевые слова: удостоверение личности, идентификация личности, гражданин Российской Федерации, установление личности, условные обозначения физического лица, опознание.
Determining the identity of the citizen of the Russian Federation, committed the offense
Trusov A.I., candidate of law, senior lecturer of department of administrative law and administrative activities of the Stavropol branch of Krasnodar university of MIA of Russia.
The paper considered the most urgent issue that causes serious difficulties in the practice of law enforcement officers, namely the inability to determine the identity of an individual who is a citizen of the Russian Federation in respect of which the proceedings are conducted on an administrative offense. The article, based on the views of experts, the author comes to a conclusion about the need to expand the list used by the legislator to identification of the person on the territory of our country.
Key words: identification, identification of the person, a citizen of the Russian Federation, the identification, symbols of a natural person, the identification.
Наиболее актуальным вопросом, вызывающим серьезные затруднения в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел, является невозможность установления личности физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что данный вопрос не получил должного внимания со стороны научного сообщества, что подчеркивает актуальность его рассмотрения.
Непосредственное отношение к установлению личности физического лица имеют современные возможности идентификации личности, которые по-разному используются всеми государствами. Идентификация личности необходима для установления тождества человека самому себе или его документам, с целью обеспечения его основными документами, удостоверяющими личность. Для установления тождества человека самому себе по идентификационным признакам или его документам в Российской Федерации действует паспортно-визовая система, предусматривающая процедуру оформления доказательств идентификации с обязательным соблюдением прав человека и сохранности его персональных данных.
Музыченко П.Б. Актуальные проблемы теории и практики идентификации личности // Российская юстиция. 2014. N 9.
Зинин А.М. Проблемные вопросы экспертной портретной идентификации // Эксперт-криминалист. 2010. N 4.
Черненко М.Д. Теория и практика идентификации неопознанных трупов в западноевропейских государствах: Лекция. М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 6.
Деньги сквозь пальцы: на смену кошелькам приходят биометрические платежные терминалы // http://hitech.newsru.ru/article/29apr2013/paytouch (дата обращения 12.04.2016).
Касенова М.Б. Идентификация лиц в Интернете и киберпространство социальных сетей // Юрист. 2014. N 6.
Таким образом, государство использует разнообразные системы идентификации личности, с целью установления тождества человека по различным элементам, которые также определяются государством и носят обязательный характер в виде конкретных данных регистрируемых в определенных документах, удостоверяющих его личность.
Безусловно, особую актуальность рассматриваемая проблема представляет при установлении личности правонарушителя, не имеющего гражданства Российской Федерации. Но данный вопрос был изучен нами ранее и не будет затронут в настоящем исследовании.
Для того чтобы в отношении правонарушителя составить протокол об административном правонарушении либо протокол о применении меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, необходимо установить его личность по документам, предусмотренным на территории РФ.
ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 // СПС «КонсультантПлюс».
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ любое физическое лицо, в том числе гражданин РФ, совершившее на территории РФ административное правонарушение, подлежит административной ответственности на общих основаниях. Однако полная административная правосубъектность любого физического лица возможна только при наличии у него действительного удостоверения личности, выданного органом государства его гражданства, либо полученного от компетентного российского органа государственной власти.
Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 18.11.2005 N 687 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 04.03.2010 N 125 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 20.12.2012 N 1352 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 06.04.2011 N 243 // СПС «КонсультантПлюс».
Приказ ФМС России от 30.11.2012 N 391 // СПС «КонсультантПлюс».
ФЗ РФ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Несмотря на принятые законодателем нормы, регламентирующие процедуру установления личности гражданина РФ, в отдельных случаях признать их достаточными не представляется возможным по ряду причин.
ФЗ РФ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Итак, подводя итог вышесказанному, следует сформулировать ряд предложений, способствующих усовершенствованию процедуры идентификации личности граждан РФ, совершивших правонарушение, и улучшению правоприменительной практики производства по делам об административных правонарушениях в отношении данных лиц: