усиливаться может как так и социально приемлемое поведение
Предшествующие факторы, последствия поведения
Елена Гаева
Предшествующие факторы, последствия поведения
Предшествующие факторы, последствия поведения
Среда – это совокупность различных стимулов (факторов, которые влияют на наше поведение.
Стимул – это событие, действие предмет или их комбинация.
Некоторые стимулы могут провоцировать возникновение поведения или поддерживать поведение в течении определенного периода времени.
Другие стимулы могут привести к ослаблению поведения или вовсе предотвратить его появление.
Стимулы или изменения, происходящие в окружающей среде,делятся на две категории:
— стимулы, которые происходят ДО возникновения поведения, или факторы, предшествующие поведению;
— стимулы, которые происходят ПОСЛЕ того, как возникает поведение или последствия поведения.
Предшествующий стимул провоцирует или запускает поведение, поведение происходит, а стимул-последствие возникает как результат поведения.
Стимул-последствие либо усиливает, либо ослабляет, либо гасит поведение.
Такая последовательность «Предшествующий фактор – поведение-последствие» в прикладном анализе поведения, называется «трехкомпонентная поведенческая последовательность».
Модифицируя предшествующие факторы, мы можем предотвратить неприемлемое поведение.
Модифицируя последствия, мы можем ослабить проблемное поведение и сформировать социально приемлемое поведение.
Стимулы, предшествующие поведению,делятся на два вида:
1. различимые стимулы (те, которые существуют или появляются в окружающей среде);
2. мотивирующие состояния (физиологические и эмоциональные состояния организма).
В окружающей среде существует огромное количество стимулов. Некоторые из этих стимулов запускают поведение. Такие предшествующие стимулы в прикладном анализе поведения называются различимыми стимулами (например: халат врача, надписи «Открыто», «Закрыто», загоревшееся табло в самолете).
Существуют другие виды предшествующих факторов: наши физиологические и эмоциональные состояния. Такие состояния влияют на наше поведение (создают фон для нашего поведения).
В прикладном анализе поведения они называются мотивационными операциями (или состояниями, предрасполагающими к определенному поведению).
Последствия поведения так же влияют на наши действия.
Последствия поведения – это изменения в окружающей среде, благоприятные или нет, которые начинают происходить как результат возникновения поведения.
Последствие – это то, что человек приобретает или отдает как результат своего поведения. Если последствия благоприятные – то вероятность того что поведение повторится, велика. Если последствия неблагоприятные, то вероятность того, что поведение повторится, мала. Т. о. последствия влияют на вероятность возникновения поведения в будущем.
Если мы знаем, какие последствия усиливают поведение и какие последствия ослабляют поведение, мы можем модифицировать эти последствия, чтобы усилить приемлемое поведение и ослабить проблемное поведение.
Коррекция нежелательного поведения
Согласно теории оперантного обучения Скиннера, являющегося основателем такого направления как Прикладной Анализ Поведения, любое поведение направлено на достижение определенной цели. Условно все цели можна поделить на 4 основные группы:
— избегание нежелаемого (уклонение)
В случае, когда поведение достигает своей цели, оно будет усиливаться, т.е. увеличиваться частота, интенсивность и продолжительность поведения. Если в результате поведения происходит то или иное неприятное последствие, поведение будет ослабляться, т.е. будет снижаться частота, интенсивность и продолжительность проявления поведения.
Таким образом, начиная работу по коррекции нежелательного поведения необходимо прояснить основные принципиальные моменты:
— подробно описать поведение, которое является социально непримлемым и подлежит коррекции
— выяснить функцию поведения (цель данного поведения)
— понять, что является усилением для данного поведения.
Важно понимать, что даже если на первый взгляд кажется, что поведение никак не усиливается, это впечатление обманчиво. Если поведение сформировалось и закрепилось в существующем виде, значит кто-то или что-то его усиливает. Исключение составляют аутостимуляции – поведение, усиливаемое автоматически, т.к. удовольствие доставляет сам процесс.
В теории АВА существует достаточно много схем функциональной оценки поведения. Самая простая и доступная – таблица АВС. Таблице представляет собой три столбика – А (что было перед поведением), Б (описание собственно поведения), С (что было после).
Что было перед поведением
12.36 Даня сидел и ел суп
Начал лезть руками в рот и громко кричать
Вокруг Дани собрались педагоги, и выясняли, что случилось. Даню отвели попить, потом пописять.
12.43 Даня сел за стол. Ему отдали ложку и подвинули тарелку с супом. Педагог отошла к другим детям.
Даня начал громко кричать, раскачивться на стуле, кусать свою руку.
Педагог вернулась к Дане, села рядом с ним на стул. Даня успокоился и продолжил есть.
13.03 Даня лежал в кровати и крутился по кровати.
Даня начал громко кричать, подниматься на кровати, кусать руку и раскачиваться.
Педагог подошла к Дане, села рядом на кровать и стала с ним разговаривать. Даню отвели в туалет и предложили ему воды. Даня попил и успокоился.
13.20 Даня лежит в кровати спокойно. Педагог отходит от него и садится на стул.
Даня начинает подхныкивать. Постепенно хныканье переходит в громкий крик. Даня поднимается на кровати, кусает руку и раскачивается.
Педагог подошла к Дане, просит его успокоиться и лечь. Постепенно Даня успокаивается, педагог сидит рядом с ним на кровати.
Важно записывать время и все случаи нежелательного поведения. Это поможет в случае, если нежелательное поведение действительно связано с ощущением дискомфорта, например с чувством голода, когда подходит время приема пищи, либо с той или иной болью, например зубной. Понимание таких причин поможет более эффективно подобрать способы коррекции нежелательного поведения.
Одно и то же поведение в разных ситуациях может иметь разную функцию. Так поведение «кричать и плакать» в одной ситуации может иметь функцию привлечения внимания, в другой – получения желаемого, впоследствии – избегания нежелаемого. Ребенок с нарушением развития часто имеет достаточно бедный репертуар поведенческих реакций, поэтому проведение функционального анализа и определение функции поведения в той или иной ситуации является абсолютно необходимой составляющей успешной коррекции.
Проследив поведение ребенка на протяжении некоторого времени, мы увидим, что, как правило, происходит вследствие нежелательного поведения, каким образом мы обычно нежелательное поведение останавливаем. Проанализировав последствия, мы можем вычленить тот процесс, который вероятно и является усилением. Например: в ситуации, когда ребенок плачет в магазине, мама обычно покупает ему «Барни» (покупка «Барни» в ответ на плач ребенка усиливает поведение «плакать» с целью получения желаемого); когда мама занимается с Петей за столом и он начинает хныкать, отворачиваться и сползать под стол, мама отпускает Петю отдохнуть. Таким образом, отпуская Петю с занятия и отменяя озвученные требования, мама усиливает поведение «хныкать, отворачиваться, сползать под стол» с целью избегания нежелаемого и т.д.
Также, проводя функциональную оценку поведения, мы можем заметить, что в аналогичных ситуациях с разными людьми поведение может проявляться либо не проявляться, быть более или менее интенсивным.
Например: когда Сережа заходит в магазин с мамой, он тут же начинает хныкать и мама покупает ему «Барни», чтобы Сережа успокоился и дал ей сделать покупки. Когда Сережа заходит в магазин с бабушкой, он хнычет без остановки и бабушка успевает купить для него «Барни», машинку, йогурт и чупа-чупс. Когда Сережа заходит в магазин с папой, он спокойно ходит с папой за руку по магазину и помогает складывать покупки в корзину.
Почему так происходит?
Есть много прелестных теорий, говорящих о том, что ребенок просто маме больше доверяет и т.д. и т.п. Но все намного прозаичней. В Прикладном Анализе Поведения (АВА) существует понятие различимых предшествующих стимулов: SD, SΔ, SDp. Различимые предшествующие стимулы являются своеобразными сигналами, сообщающими вероятность того, что поведение будет усилено, либо не усилено, либо ослаблено.
Так, SD – различимый предшествующий стимул, сигнализирующий о том, что поведении вероятнее всего будет усилено.
Мама традиционно покупает Сереже «Барни», когда он хнычет в магазине, она является SD для поведения «хныкать в магазине» с целью получения желаемого.
Брат не покупает Сереже «Барни», когда он хнычет в магазине, он является SΔ для поведения «хныкать в магазине» с целью получения желаемого.
Папа после того как Сережа начал хныкать в магазине, вывел его на улицу, отвел домой и отправил в свою комнату, несмотря на крики и протесты. Папа является SDp для поведения «хныкать в магазине».
Таким образом, если поведение проявляется с одним из членов семьи, либо с кем-то одним проявляется наиболее интенсивно, мы можем сделать вывод, кто и что является основным источником усиления нежелательного поведения в том или ином случае и исправить эту ситуацию.
Важно! Прекращение усиления происходит раз и навсегда. В ситуации, когда мы усиливаем либо не усиливаем поведение в зависимости от сегодняшнего настроения, мы формируем реакцию, которая практически не будет поддаваться коррекции (сегодня мама строгая, отчитала хнычущего Сережу и не купила ему «Барни», а завтра она в благодушном настроении попросила его не хныкать и купила «Барни»). Аналогичным образом действуют казино: человек время от времени выигрывает, но никогда заранее не знает, в какой момент его поведение «делать ставку» будет усилено выигрышем.
Очень интересно в этом контексте слушать рассуждения о гуманности-не гуманности метода. Ребенок же плачет, расстраивается. Что тут можно ответить? Законы поведения так же как и законы физики существуют независимо от того, что мы о них думаем и нашей морально-этической оценки. Для того, чтобы скорректировать нежелательное поведение, необходимо прекратить усиление. Естественно, это влечет за собой выход из зоны комфорта и фрустрацию для всех участников процесса. Как правило все эти манипуляции являются следствием того, что ребенка не учили справляться с фрустрацией изначально, «покупая» спокойствие за «Барни», игрушки, гаджеты, отказ от требований и т.д. Пути два: либо смириться и оставить как есть, либо выйти из зоны комфорта и корректировать.
Определив функцию нежелательного поведения мы также должны определиться, какое поведение в конкретном контексте для достижения данной цели является социально приемлемым и доступным для ребенка, т.к. потребность осталась, и ребенок будет искать новые пути ее удовлетворения.
В случае с упоминаемым выше Сережей, думаю, нас бы устроило, если бы он для начала просто попросил «Барни», а мама купила. Не доводя это все до хныканья. Постепенно целесообразно довести до того, что мама покупает Сереже «Барни» раз в несколько дней. Какое поведение для этого необходимо обучить?
1.Поведение просить. Если Сережа вербален, естественно мы хотим услышать: «Мама, купи, пожалуйста «Барни». Если же речь не настолько развита, то нас устроит любая речевая конструкция в зависимости от уровня развития речи: «Дай «Барни», «Барни», «Ба…» и т.д. Если Сережа невербален, то подойдет любая невербальная просьба (жест, карточка и т.д.)
2.Поведение ждать. Сережа должен научиться ждать пока мама купит «Барни», не хныча, вначале несколько минут, а со временем и несколько дней.
Вероятнее всего в случае с Сережей, он добивается от мамы различных бонусов нытьем в течение и дня и вполне закономерно распространить процедуру коррекции поведения «хныкать» на все аналогичные ситуации. Таким образом мы можем ожидать, что в течение ограниченного времени маме станет намного легче общаться и жить с Сережей, бывать с ним в общественных местах и т.д.
Описанный принцип работы по коррекции нежелательного поведения применяется и в случае, если функцией поведения является привлечение внимания. Мы прекращаем усиливать получение внимания социально неприемлемыми способами и обучаем поведению ждать, а также получать внимание социально приемлемыми путями: взять за руку, позвать по имени, обнять и т.д.
Более сложная ситуация с поведением, функцией которого является уклонение. Его также необходимо прекратить усиливать, но при этом чаще всего нас не устроит путь научить уклоняться каким-либо другим способом, т.к. нам важно, чтобы ребенок научился прикладывать усилия и развивал эмоционально-волевую сферу. В этом случае спасает только установление руководящего контроля, когда взрослый становится референтным лицом и ребенок делает те или иные вещи, лишенные для него смысла и привлекательности, по просьбе взрослого. По мере компенсации нарушений развития и расширения сферы интересов ребенка поведение с функцией уклонения возникает значительно реже, носит более социально приемлемый характер и достаточно легко преодолевается с помощью значимых взрослых.
В ряде случаев коррекции нежелательного поведения целесообразным является использование ослабления. Как правило, в качестве ослабляющих стимулов вполне могут выступать естественные последствия: отказ от самостоятельной еды, использования столовых приборов, социально неприемлемое поведение за столом – ребенок остается голодным до следующего приема пищи; уписялся/укакался – мокрые/грязные штаны и ощущение дискомфорта, стирка одежды; деструктивное поведение, разбрасывание вещей – убрать все за собой и т.д.
Также в практике АВА для коррекции нежелательного поведения используется так называемая процедура сверхкоррекции. При использовании процедуры сверхкоррекции ребенок не только ликвидирует результаты своей нежелательной деятельности, но и выполняет дополнительное задание. Например: ребенок выливает на пол мыльные пузыри (имеется ввиду целенаправленное регулярное поведение, а не случайная оплошность) – он не только вытирает лужу от пузырей, но и моет полы во всей квартире.
В случае поведения, целью которого является уклонение от занятий, связанных с необходимостью интеллектуальных усилий, в качестве ослабления можно использовать физическую нагрузку. Важно помнить, что ни в коем случае не стоит преподносить физическую нагрузку как наказание. Целесообразнее представлять физические упражнения в качестве альтернативы интеллектуальной нагрузке: ну раз ты не хочешь поговорить, давай позанимаемся физкультурой. Часто дети с радостью соглашаются на подобную альтернативу) Чтобы данная процедура могла являться ослаблением, предлагаемые нагрузки должны быть достаточно серьезными и вызывать дискомфорт.
Массу сложностей, как правило, вызывает коррекция поведения, функцией которого является аутостимуляция., т.к. данное поведение не усиливается извне и мы никак не прекратить его усиливать. Попытки ослаблять данное поведение путем введения каких-либо неприятных стимулов (мазать ногти горьким лаком, если ребенок грызет ногти и т.д.) часто оказываются абсолютно неэффективными, т.к. как только неприятный стимул исчезает – поведение возвращается в полной мере. Либо на место одного поведения с функцией аутостимуляции приходит другое. Среди специалистов встречаются полярно противоположные мнения относительно вреда-пользы поведения с функцией аутостимуляции. Мы придерживаемся мнения, что аутостимуляции вводят ребенка в трансовое состояние, что негативно сказывается на его способности к обучению и продуктивной коммуникации. Поэтому по возможности такое поведение стоит корректировать. Самый эффективный путь пресечь аутостимуляцию – дать инструкцию, не совместимую с выполнением аутостимулирующих действий. Если ребенок машет руками – попросить понести или подержать что-либо, эхолалит – надуть щеки, прыгает – поприседать, раскачивается – покачать пресс и т.д. Параллельно необходимо расширять сферу интересов ребенка, т.к. часто аутостимуляции являются следствием скудного репертуара самостоятельных занятий. Даже для самых сложных деток можно подобрать занятия, которыми они смогут заполнить досуг. Естественно, важно понимать, что изначально эта идея восторга не вызовет и обучение потребует значительных усилий. Не стоит ждать, пока ребенок са проявит интерес к тому или иному виду занятий таких как раскрашивание картинок, строительство башен из кубиков, лепка и т.д. Как показывает практика, самостоятельно и без особых трудозатрат со стороны родителей ребенок может увлечься только гаджетами, что в качестве расширения сферы интересов является очень неудачной идеей, т.к. ребенок опять же не учится себя развлекать самостоятельно – эту функцию берет на себя планшет, телефон и т.д.
В случаях, когда мы предполагаем, что функцией поведения является аутостимуляция, важно особенно тщательно провести функциональный анализ поведения, т.к. часто поведение с функцией уклонения «маскируется» под аутостимуляции. Так ребенок может начать эхолалить в момент усложнения задания и таким образом добиваться, чтобы задание упростили и т.д.
Если в течение достаточно продолжительного времени (все индивидуально но 2-3 недели уже достаточно показательны) мы не замечаем положительных изменений в поведении ребенка, нежелательное поведение происходит с той же частотой, интенсивностью и продолжительностью, стоит еще раз произвести функциональную оценку поведения и пересмотреть стратегию вмешательства. Да, АВА научный метод, нас с разных сторон учат строить графики и делать всевозможные измерения, но банальная истина такова, что жить нам не с графиком, а с ребенком. При верной функциональной оценке и эффективном вмешательстве изменения в поведении происходят достаточно быстро и очевидны всем окружающим. Если что-то пошло не так, стоит еще раз все проверить.
Социально приемлемое насилие: 7 советов, которые помогут защититься от пассивной агрессии
Что такое пассивная агрессия?
Главная особенность пассивной агрессии — завуалированность ее проявлений. Если открытая враждебность видна невооруженным взглядом, то здесь всё несколько сложнее. Человек не нападает на вас, не высказывает прямо свое недовольство, а идет более сложным путем. Например, отпускает в ваш адрес саркастические шутки, саботирует ваши задания, которые ему не по душе, молча игнорирует вас и т. д. В сущности, все мы встречались с такими людьми — часто ими оказываются коллеги по работе или даже родственники, любовные партнеры. Нередко и у себя можно заметить повадки пассивного агрессора.
Высокая распространенность подобного поведения неудивительна. Дело в том, что появление пассивной агрессии чаще всего связано с невозможностью открыто выразить свое мнение и недовольство и, как следствие, с невозможностью выстроить конструктивный диалог. Часто корни пассивной агрессии уходят в детство. Нередко ребенку не дают прямо говорить о своем гневе, не обсуждают с ним его чувства, не учат работать с собственными эмоциями, так что в итоге взрослые сами «выталкивают» его в пассивно-агрессивное поведение.
Также дети часто копируют манеры своих родителей. Например, когда мать или отец вступают в скрытый конфликт и начинают играть «в молчанку» или исподтишка вредить друг другу — не выносить мусор, не готовить ужин, не вкручивать лампочку в коридоре и т. д. Ребенка они стараются перетянуть на свою сторону, а он, в свою очередь, запоминает подобное поведение и уже во взрослой жизни воспроизводит его, поддерживая порочную практику.
Как общаться с пассивным агрессором?
Проанализируйте, есть ли в чем-то ваша вина. Пассивные агрессоры очень чутки к обидам — они их видят даже там, где, казалось бы, ничего подобного нет. Эту особенность стоит учитывать и, если вы вдруг стали мишенью для скрытого выражения недовольства, в первую очередь задумайтесь, а не сделали ли вы что-то плохое? Над этим вам придется самим поломать голову, так как прямой вопрос о причинах обиды ничего вам не даст — пассивные агрессоры, как правило, уходят от разговоров о собственном недовольстве.
Осознайте ситуацию. Многие проблемы в общении с другими людьми связаны с тем, что поведение собеседника может идти вразрез с нашими ожиданиями. Часто это расстраивает и заставляет нас сердиться. Облегчите себе задачу — если со стороны какого-то человека вы чувствуете проявление скрытой неприязни, он постоянно вас подкалывает или обесценивает, просто смиритесь: вы имеете дело с пассивным агрессором, от которого другого поведения ожидать не стоит.
Не поддавайтесь на провокацию. Еще одна особенность пассивных агрессоров — они не любят начинать открытый конфликт самостоятельно, но сделают всё, чтобы вы вышли из себя и взорвались. Не стоит так их радовать, будьте сдержанны и по возможности просто уходите от разговора, который развивается в невыгодном для вас русле.
Будьте доброжелательны и открыты, но не слишком откровенны. Те, кто проявляет пассивную агрессию, нередко очень несчастны. Кроме того, они сами могут не осознавать неправильности своего поведения — просто их так воспитали, и всё. Поэтому не стоит на них нападать и самому превращаться в агрессора: будьте с ними доброжелательны и открыты, демонстрируйте готовность к компромиссу — часто это помогает снять напряжение в общении. Только вот не слишком откровенничайте, иначе потом ваши признания могут быть использованы против вас самих.
Предложите помощь. Как уже было сказано, часто человек не замечает за собой пассивно-агрессивного поведения. Если речь идет о близком и важном для вас человеке, который все-таки может прислушаться к советам, постарайтесь после очередного конфликта открыто поговорить с ним о его действиях. Покажите, что понимаете его, а также предложите обратиться к психологу, чтобы поучиться грамотно обращаться со своим гневом и недовольством.
Что делать, если вы сами — пассивный агрессор? Во-первых, если вы заметили за собой эту особенность, вас уже можно поздравить — вы стоите на пути к исправлению. Во-вторых, самое главное для вас — научиться открыто выражать свое мнение и недовольство. Да, это не всегда приятно делать, так как можно задеть чьи-то чувства или нарваться на конфликт. Но порой другого пути нет — в противном случае вы станете человеком, общение с которым называют «токсичным». Если же разобраться в себе собственными силами не получится, обратитесь к специалисту: хороший психолог точно вам поможет.
Глава 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Методы формирования позитивного поведения
Наиболее распространенным методом формирования желательного поведения является подкрепление. В его основе лежит преимущественно оперантный принцип обусловливания. Следует отметить, что как положительное, так и негативное подкрепление усиливают вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы — удаление чего-то в данной ситуации.
Позитивное подкрепление — главный метод изменения поведения. Условия успеха:
— подкрепление должно быть индивидуально значимым;
— подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением;
— связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.
Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помощью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями — людьми, которые получают награду за желательное поведение.
Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток в ответ на суицидальную попытку может получить награду — повышенное внимание и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его независимое поведение.
Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первоначально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного человека. Также можно предложить клиенту составить шкалу «приятных событий» или список условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.
Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами:
— переживания, несовместимые с депрессией (агрессией);
— действия, повышающие самооценку с помощью ощущений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие и т. д.).
Консультант и ближайшее окружение могут широко использовать выявленные стимулы для подкрепления желательного поведения личности с девиацией. Также клиента побуждают использовать подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответствующих его целям.
С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны — это вещественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие стимулы. Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т. п. Программы жетонного подкрепления должны включать в себя четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения подкрепляющих стимулов. Данный метод широко используется в различных учреждениях (больницах, местах заключения). Он достаточно популярен среди детей.
При применении жетонов частота дурного поведения существенно уменьшается. Однако вслед за отменой жетонного подкрепления может наблюдаться и уменьшение случаев желательного поведения. В связи с этим целесообразно постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, заменяя его, например, похвалой и самоподкреплением. Клиентам не следует пассивно полагаться на окружающих, они должны определять и активно разыскивать людей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить им желательное подкрепление.
Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя работу со значимыми другими, например обучение преподавателей или родителей процедурам подкрепления (для отдельных детей или для детских групп). Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, которые, по их словам, они пытаются устранить.
Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенческим реакциям. Нередко уже при проведении поведенческой оценки выявляется дефицит ведущих социальных навыков. Клиенты не умеют выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться, демонстрировать уверенность, разрешать конфликты, сопротивляться негативному влиянию среды или принимать решения. Репетиция поведения — это один из методов профессионального консультирования, широко используемый в случаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь форму тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания ситуаций.
На первых этапах работы выявляются области, в которых клиенты испытывают трудности, и стимулируется мотивация к обучению. Далее определяются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях. Затем клиентам предоставляется возможность потренироваться, реагируя на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, играют роль «оппонентов»). Наконец, клиентов побуждают применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случае успеха и подкрепляя адаптивное поведение.
Тренинг ассертивности, пожалуй, имеет наибольшее значение при проведении репетиции поведения. Д. Вольпе определил ассертивное поведение как «приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку» [11, с. 269].
На первых порах использования методики тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав и интересов. В последнее время его направленность несколько изменилась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи эмоционально теплого поведения там, где это уместно. Таким образом, ассертивное поведение теперь включает в себя социально-приемлемое выражение как положительных, так и отрицательных чувств.
Тренинг ассертивности основан на выделении трех видов поведения:
неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами;
агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других;
ассертивное поведение, при котором выигрывают обе взаимодействующие стороны.
Недостаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общеличностным свойством, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях. На первом этапе поведенческой оценки решается вопрос, в каком виде тренинга клиент нуждается — в общем или в специфическом. На втором этапе формируется мотивация клиентов на сотрудничество. Полезно изучить взгляды и убеждения клиентов, чтобы опираться на них впоследствии. Например, нужно помочь членам религиозных культов понять, что они станут более эффективными и как люди, и как верующие, если перестанут отвергать свои потребности и чувства (что всегда связано с психологическими потерями).
На третьем этапе определяют, какой вид альтернативного поведения может быть подходящим в определенных ситуациях, например при необходимости оказать сопротивление негативному влиянию референтной группы. Клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При этом следует принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и помогать им формировать такое поведение, которое будет как можно более «естественным» для них. Реакции, которые представляются уместными консультантам, могут оказаться неподходящими для конкретного клиента. Важен также правильный выбор времени: клиентов не следует побуждать к решению ассертивных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возникнуть необходимость построения иерархии ассертивных задач, сложность которых постепенно повышается.
На четвертом этапе осуществляется репетиция ассертивного поведения. Важно фокусировать внимание клиентов не только на вербальных составляющих поведения, но и на других его компонентах, таких, как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи.
На пятом этапе клиентов побуждают применять приобретенные на занятиях знания в реальной жизни, например с помощью домашнего задания соответствующего уровня сложности. В интервалах между занятиями обучающиеся также могут самостоятельно пытаться применять адаптивные социальные навыки в реальной жизни. Наличие таких попыток указывает на адекватность поведения клиентов. Кроме того, пробуя и экспериментируя, клиенты определяют, какие еще поправки следует внести в поведение.
Тренинг ассертивности можно применять в форме индивидуальной, групповой работы или в форме самопомощи. Группы могут быть гетерогенными (например, группа из подростков без проблемного поведения и с делинквентным поведением) или гомогенными (например, группа наркозависимых подростков). Следует иметь в виду: вследствие сопротивления клиентов позитивным изменениям могут возникать конфликты между консультантом и клиентами, что всегда следует предвидеть как возможную трудность.
В практике поведенческого консультирования наряду с тренингом ассертивности используются и другие технологии, позволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар личности. Это — тренинги уверенности, коммуникативных навыков, принятия решения, резистентности к социальному давлению, разрешения конфликтов. При этом используются самые разнообразные приемы поведенческой психологии, например ролевые игры и игровые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дискуссии, способы самоконтроля и т. д.
Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности, должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта. В настоящее время в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще используется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаимодополняющих теорий и методов. Интегративный подход также определяет сочетание различных форм работы. Например, для подростка с зависимым поведением может быть адекватной следующая схема психологической помощи: семейное консультирование — семейная системная психотерапия — социально-психологическая реабилитация подростка и групповая психотерапия — индивидуальная психотерапия в сочетании с семейным консультированием.
Хочется еще раз подчеркнуть, что семейное консультирование и семейная психотерапия являются приоритетным направлением в работе с детьми и подростками [5, 21]. Если сотрудничество с семьей по каким-либо причинам затруднено, если семья не может выполнять воспитательных функций, подросток с девиантным поведением должен включаться в другую социальную группу — тренинговую, психотерапевтическую или реабилитационную. Работа с девиантным поведением — это работа с нарушенным социальным поведением, поэтому его изменение возможно только через включение личности в поддерживающие и конструктивные социальные системы. Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды, а также новых конструктивных отношений личности.
Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности консультанта. На всех этапах совместной работы поведение специалиста остается ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении клиента, а личность консультанта — основным инструментом его профессиональной деятельности. Считается, что консультанты, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них положительное воздействие независимо от используемого метода.
Читайте еще:
Но Бог сотворил нас, чтобы мы поддерживали с Ним постоянную связь и вели образ жизни, который Он нам предначертал. Таков же и сам Господь: Он есть любовь. Именно так и написано в Библии (см. 1 Ин. 4:16). Бог сотворил нас по образу Своему, а потому мы всегда должны быть соединены незримыми нитями.
— Именно этот опыт и передается потом аспектам души, а всеми душами — духу. Что получает некая личность, живущая в определенной реальности, в определенном плане? Проживая свою жизнь, она получает опыт. Это жизнь-исследование. Здесь мы проводим данное исследование. Оно может быть совершенно.
Сон как бы представлял критическую установку моего подсознания. Это смутило меня, хотя последняя фраза сна показалась мне намеком на потенциальное бессмертие Фрейда.
В моменты, когда руки как бы застревают, можно слегка подтолкнуть их. Или улыбнуться. Или вздохнуть.
Что значит «клиентов не прибавилось»? (Это худший вариант, так как вы можете получить ответ «ну не принесло, и все». Хотя возможен и более развернутый вариант: «Я думал, что ко мне будут ломиться в дверь после рекламы, а все осталось так же, как было». После этого вновь надо задавать уточняющие.
2. Объект сосредоточения. Им может быть слово, звук, ощущение (например, инструктор каждому «дает» индивидуальное слово для медитации – мантру). Это слово не следует никому сообщать. Действенным является и последовательное сосредоточение на ощущениях напряжения и расслабления мышц, на вдохе и.
читать, но — не начать думать. Мысли, как люди; их нельзя вызывать по желанию, а приходится дожидаться, чтобы они пришли сами. Размышление о каком-нибудь предмете должно прийти само собою, вследствие счастливого совпадения подходящего внешнего повода с подходящим внутренним настроением и.
Всю сумму этих ощущений, переживаний, настроений больного вместе с его собственными представлениями о своей болезни Гольдшейдер назвал аутопластической картиной болезни и относит сюда не только субъективные симптомы больного, но и ряд сведений о болезни, которыми располагает больной из прежнего.
Я сравнивал их со ступенями, ведущими к Богу. Вес это ступени любви. Я не знал, сколько их мне еще предстоит одолеть. И это незнание, как я чувствовал, может перекрыть многим возможность исправить свои ошибки. Поскольку всякая структура происходит из Любви, то унижение всех человеческих.
Еще одна вещь привлекла его внимание: это была шкатулка, принадлежавшая Лэсси. Ключ от нее давно затерялся, и она не открывалась. Девушка смеясь заявила, что в ней хранится сокровище, которым она может воспользоваться в минуту крайности.
Выполняем то же самое, поменяв ладони. Левая движется по часовой стрелке по отношению к правой руке.
Я не понимал, что они говорили, и еще меньше – что делали; но я чувствовал, как сильно колотится мое сердце, так как я полностью отдавал себе отчет в том положении, в котором находился: если меня обнаружат, меня примут за шпиона. Я чуть не выдал себя чихом, когда дверь вдруг резко распахнулась.