ушинский читать это еще ничего не значит
Ушинский читать это еще ничего не значит
Автор: Екатерина Васильевна Кузерова
Организация: ГБОУ «СОШ п. Кинельский»
Населенный пункт: Самарская область, Кинельский район, п. Кинельский
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
— дети имеют низкую скорость чтения;
— зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
— не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
— затрудняются кратко пересказать содержание.
И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Что же такое грамотность? Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
А что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Назову особенности формирования читательской грамотности:
1. Формирование навыка чтения. Оно строится на
-умение правильно прочитывать слова;
-понимать смысл текста;
2. Овладение техникой чтения.
3.Формирование читательских интересов.
Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Задания для 1 класса (на уровне слова)
1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
2.Прочитай слова без лишнего слога
тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси строикутель профодавец кондимытер офижуциант
3.Читай только первые слоги. Какие слова получились?
канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш таблетка лимон царевна кабинет пират танцы калина лейка доска коптильня театр леопард фонтан шахтёр магазин тысяча соловей барабан камень
Задания для 2 класса (на уровне предложения)
Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S
Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)
Задания для 3-4 класса (на уровне текста)
1.Использование принципа решения анаграмм для прочтения завершенных коротких текстов. Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово.
кеРаты таюлет в москос. Я чоху теполеть к зёвдамз и назуть: мат дюли лии тен.
2.Вставь подходящие по смыслу слова.
В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял
Кот Васька ====на дереве гнездо. Он быстро==== к гнезду. Старый дрозд ===злодея и ====Ваську в лоб. ===== кот и ==== с дерева.
Слова для справок: полез спрыгнул увидел испугался заметил клюнул
3. Прочитать текст и ответить на вопросы
Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.
4. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста».
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
5.Лингвистическая сказка.
Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки.
Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том:
«Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».
6.Приём «Тонкий и толстый вопрос»
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
7.Творческие задания практического действия
8.Упражнения на определение смысловой структуры текста
— собери рассыпанные слова в предложение
— собери предложения (пословицы) из частей
9.Упражнения на повышения уровня внимания и памяти:
10.Задания творческого характера речевой деятельности
11.Творческие задания игрового действия на уроках литературного чтения
На помощь приходят упражнения по таблицам Шульте.
Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача испытуемого — назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом.
Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения.
Инструкция работы с таблицей Шульте:
1.Внимательно посмотреть на таблицу, не отвлекаясь (примерно 10 сек.);
2.Перевернуть ее, сосредоточиться на просмотренном материале;
3.Взять карандаш, повернуть таблицу лицевой стороной к себе;
4.Не раздумывая, провести непрерывную линию для соединения цифр от 1 до 16 (25) по порядку; все числа нужно назвать вслух.
Интерпретация результатов теста
Формула расчета эффективности работы ЭР
ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5
т1…т5 ‒ количество времени на очередную карточку;
5 ‒ количество используемых таблиц.
Важно: в расчет берется общее время (в секундах), потраченное на работу со всеми таблицами.
Оценка эффективности работы ЭР соотносится с возрастом ребенка, измеряется в баллах, высокий балл – хороший результат, низкий балл – плохой результат:
Упражнения на развитие внимания
«Покажи и назови правильно»
Взрослый и ребенок совместно выполняют действия, но в разных направлениях. Сначала школьник называет числа в прямом порядке (по возрастанию), а взрослый одновременно в обратном (по убыванию). Затем игроки меняются.
Взрослый и ребенок также выполняют одновременные действия, один читает четные числа, другой – нечетные. После нескольких действий игроки меняются ролями. Это довольно сложно для ребенка, так как сосредоточенность и концентрация должна идти при внешних ярких помехах.
Обучение оптимальному чтению.
( Технология В.Н.Зайцева)
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, то есть в темпе 120 – 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие годы артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание смысла прочитанного.
«Орфография без правил»
( по методике П.С. Тоцкого)
Применяю постоянно: орфографически читаем всё и на каждом уроке, ученики привыкли «ловить ошибку на слух», таким образом, количество орфографических ошибок уменьшается (особенно у безграмотных детей, детей с дисграфией — здесь требуется медленное проговаривание). Для достижения максимального эффекта необходимо использовать орфографическое чтение на всех уроках.
Методика Мельниковой В.А.:
«Хочу быть грамотным!»
Ежедневное чтение текста в течение 15 минут
Пояснения:
текст лучше взять из сборников диктантов для вашего класса, так как там они подобраны с учётом возраста детей.
читать нужно вслух, чётко проговаривая каждое слово, соблюдая интонацию (вам в этом помогут знаки препинания);
читайте так, словно вы стоите перед классом, а все одноклассники слушают вас;
читайте по абзацам до тех пор, пока абзац не будете прочитывать чётко и внятно;
запомните: важно не количество прочитанного текста, а качество (поэтому я и не пишу, сколько нужно прочитать за эти 15 минут, ведь техника чтения у каждого разная.)
Ежедневная письменная работа в течение 15 минут
Пояснения:
прочитав текст, вы далее этот же текст (сколько успеете за 15 минут) переписываете в тетрадь;
переписывая, проговариваете вслух каждое слово и знак препинания, который ставите.
переписав первое предложение, проверьте его с исходным текстом, снова проговаривая вслух (не допускайте ошибок);
далее нужно выписать эти слова после текста (первый раз) и в словарик (второй раз), запомнить их правописание.
в конце каждой недели вспоминайте все трудные слова из словарика, записывайте их в тетрадь по два раза.
Тетради « Грамотея»
Дневник « Читателя»
Применяя в работе данные приёмы и упражнения, я отмечаю следующие преимущества:
Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемРодион Шляков
Похожие презентации
Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «К.Д.Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание. «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное –». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
3 Комплексный анализ художественного текста
8 Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя. А. Место писателя в развитии русской литературы. Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы. 1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя. 2. Традиции и новаторство писателя в области: а) идей; б) тематики, проблематики; в) творческого метода и стиля; г) жанра; д) речевого стиля. 1.В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.
9 Примерный план характеристики художественного образа-персонажа. Вступление. Место персонажа в системе образов произведения. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа. 1. Социальное и материальное положение. 2. Внешний облик. 3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек: а) характер деятельности и основных жизненных устремлений; б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия). 4. Область чувств: а) тип отношения к окружающим; б) особенности внутренних переживаний. 5. Авторское отношение к персонажу. 6. Какие черты личности героя выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) с помощью предыстории или биографии; д) через цепь поступков; е) в речевой характеристике; ж) через «соседство» с другими персонажами; з) через окружающую обстановку. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
10 План разбора лирического стихотворения. I. Дата написания. II. Реально-биографический и фактический комментарий. III. Жанровое своеобразие. IV. Идейное содержание: 1. Ведущая тема. 2. Основная мысль. 3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике. 4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него. 5. Преобладание общественных или личных интонаций. V. Структура стихотворения: 1. Сопоставление и развитие основных словесных образов: а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности; г) по ассоциации; д) по умозаключению. 2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. 3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание. 4. Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест. 5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм. 6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа). 7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
11 Как вести краткую запись о прочитанных книгах. 1.Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение. 2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати. 3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие). 4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников). 5. Краткий план содержания.
12 Новые подходы к школьному анализу поэтического текста Алгоритм анализа поэтического текста
13 1.Лексико-семантический анализ; 2. Лингво-стилистический анализ; 3. Анализ стихотворения в контексте.
14 Историко-литературный комментарий ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ комментарий, который раскрывает внешнюю судьбу издаваемого произведения, его роль в творческом развитии автора, место и роль в историко-лит. процессе, содержит материалы об отношении автора к своему произведению, о том, как воспринимали и оценивали произведение современники автора и последующие поколения читателей, как автор воспринимал отношение читателей и критиков к своему произведению.
Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 11 (Школа России)
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 11 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2 и 3.
Учебник 1 часть — Страница 11.
Ум без книги, как птица без крыльев. (Народная мудрость)
Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. (К. Ушинский)
Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя. (М. Горький)
Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. (Л. Толстой)
Обсудите с другом, почему книгу называют собеседником.
Книгу называют собеседником, потому что в ней можно найти ответ на свой вопрос. Во время чтения задумываешься над прочитанным текстом, соглашаешься с мнением писателя или споришь с ним. Получается своеобразный диалог между читателем и автором. А если совершается диалог, значит собеседник тоже есть. Книга никогда не оставит равнодушным.
Прочитай высказывания, раздели их на две группы: о книге и о чтении.
О книге:
Ум без книги, как птица без крыльев (Народная мудрость). Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя (М. Горький).
Хорошая книга – точно беседа с умным человеком (Л. Толстой).
О чтении:
Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело (К. Ушинский).
Запиши в «Рабочую тетрадь» то высказывание, которое больше всего понравилось. Объясни почему.
Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.
Я согласен с высказыванием К. Ушинского. Ведь можно читать и не вдумываться в написанное. Такое чтение бессмысленно. Из книги мы должны узнавать много нового, полезного и интересного. Лучше читать произведения, которые учат добру, уважению к старшим, любви к Родине, заботе о животных.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемntroisk.edurm.ru
Похожие презентации
1 Библиотечный урок Научно-популярная литература
3 План урока 1.Определение понятия «научно-популярная литература», «научная литература». 2.История научно-популярной литературы. 3.Различие между научно-популярной и художественной литературой. 4.Научно-популярные электронные книги 5.Практическое занятие. Работа с научно- популярной литературой.
4 Определение понятия «научно- популярная литература», «научная литература». Научно-популярная литература- литературные произведения о науке, научных достижениях и об ученых, предназначенные для широкого круга читателей. Научная литература – совокупность произведений, которые создаются в результате научных исследований. Она предназначена для специалистов.
5 История научно-популярной литературы В России первые печатные популярные произведения о науке появились в 1 четверти 18 века. В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке – «О природе вещей» Лукреция Кара и Письмо о пользе стекла» М.В.Ломоносова.
7 Герцен А.И. создал блестящие образцы популяризации философии и естествознания. Огромное влияние на развитие науки оказала деятельность К.А.Тимирязева.- его произведение «Жизнь растения», Ф.Ф.Павленкова, издавшего «Библиотеку полезных вещей», В.В.Лункевича –его серия «Жизнь замечательных людей» В России выходили научно- популярные книги западно- европейских ученых, например «Мировые загадки» Э.Геккеля, «Жизнь животных» А.Э.Брема.
8 В 1972 году было издано 2093 научно- популярные книги и брошюры тиражом 66,5 млн.экз. Достижениям современной науки посвящены ежегодники «Наука и человечество», «Эврика», многие другие журналы. За рубежом среди современных произведений особенно выделяются книги А.Азимова, Ж.Кусто, Т.Хейердала, Г.Сиборга. А.Азимова, Ж.Кусто, Т.Хейердала, Г.Сиборга.
9 Различие между научно- популярной и художественной литературой Цель чтения художественной литературы: формирование литературного вкуса, обогащение жизненного опыта. Способ чтения: вдумчивое, заинтересованное, медленное чтение.
10 Цель чтения научно- популярной литературы: расширение конкретных знаний, кругозора,удовлетворение любознательности, подготовка доклада, реферата. Способ чтения: просмотр, выборочное чтение, изучение.
11 Научно-популярные электронные книги
12 Интеллектуальная игра. Тема 1.Лик Земли. 1.Какое дерево является самым распространенным в Австралии? 2.Как называется самая большая неядовитая змея? 3.На каком континенте змеи не водятся? 4.Это паукообразное с помощью хвоста, ядовитым жалом легко расправляется с мелкими млекопитающими и ящерицами.
16 Современный человек должен не только уметь читать, но и обладать информационной грамотностью, т.е получать не просто информацию, но и уметь оценить и применить для себя, сделать ее полезной.
17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Автор: Луконина М.А.библиотекарь Новотроицкой общеобразовательной школы
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВладимир Поспелов
Похожие презентации
Презентация на тему: » Технология продуктивного чтения. «Читать –это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное –вот в чём главное дело» К.Д. Ушинский.» — Транскрипт:
1 Технология продуктивного чтения
2 «Читать –это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное –вот в чём главное дело» К.Д. Ушинский
3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ШКОЛА 2100»- ВЫРАСТИТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНУЮ ЛИЧНОСТЬ Цель
4 Технология продуктивного чтения Работа с текстом до чтения Работа с текстом во время чтения Работа с текстом после чтения
5 Основные виды чтения: Ознакомительное чтение Поисковое\ просмотровое чтение Изучающее чтение Вдумчивое чтение
6 Антиципация Умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов
7 Структура урока литературного чтения
8 I Мобилизующий этап II Формулирование темы и цели урока Ба…ов, Уш…нский, Паус…овский, Биан…и, …сеева, …ысоцкая ЖИТКОВ
9 QAHRГЛWИЧFAGНИНL ПVАZВIЛЯ о рс в к иу
10 Работа с текстом до чтения Цель этапа развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста (урока) Приемы работы Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа) Составление вопросов к теме высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала Исторический комментарий Организация проблемной ситуации и др.
11 Работа с текстом во время чтения Цель этапа понимание текста и создание его читательской интерпретации Приемы работы Чтение текста «с карандашом» Определение основных понятий (без чтения всего текста) Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) Поиск пропущенных слов
13 Работа с текстом после чтения Цель этапа достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли Приемы работы постановка концептуального вопроса (почему?) повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям выполнение творческих заданий
14 Виды заданий для развития творческого воображения Сочинение предыстории Творческий пересказ от лица разных героев Иллюстрирование Словесное рисование Инсценирование
15 Превращение текста в произведение другого жанра Сочинение детьми своих произведений Синквейн Отзыв
16 Три уровня информации в художественном тексте Фактуальная Подтекстовая Концептуальная