User experience что это

Что такое UX/UI-дизайн и как попасть в эти профессии

Понятиям UX и UI уже около 70 лет, но некоторые дизайнеры всё ещё путают их. Рассказываем, что означают аббревиатуры и как освоить эти профессии.

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

Что такое UX-дизайн

UX (англ. user experience) дословно означает «опыт пользователя». В более широком смысле это понятие про весь опыт, который получает пользователь при взаимодействии с сайтом или приложением.

UX-дизайн отвечает за функции, адаптивность продукта и то, какие эмоции он вызывает у пользователей. Чем понятнее интерфейс, тем легче пользователю получить результат и совершить целевое действие.

UX-дизайн — это проектирование интерфейса на основе исследований пользовательского опыта и поведения.

На курсе «UX-дизайн» вы научитесь проектировать удобные и функциональные интерфейсы сайтов, приложений и программ. Вы не только узнаете, как разрабатывать визуально привлекательные проекты, но и сможете создавать новый положительный опыт пользователей и менять мышление бизнеса об интерфейсах.

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

Пишет про дизайн в Skillbox. Редактор и арт-директор собственного дизайн-бюро. Ведет рассылку о текстах, типографике и дизайне.

Первый Macintosh — один из ярких примеров работы UX-дизайнеров. Идея использовать окна вместо командной строки существовала и до 1984 года, но именно проектировщики Apple сделали графический интерфейс массово доступным.

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

Некоторые дизайнеры считают, что UX — это только про работу сайта или приложения. На деле же опыт пользователя этим не ограничивается. Например, если клиент оставил заявку, но не получил СМС с подтверждением или звонок от менеджера, — это симптомы плохого UX.

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

UX не заканчивается на красивой и понятной форме на сайте. UX — это путь пользователя от точки входа до точки выхода, из пункта А в пункт Б.

UX — это впечатления от работы с интерфейсом. Опыт пользователя зависит от различных компонентов: архитектуры сайта, графического дизайна, понятного текста и отзывчивости интерфейса на конкретные действия пользователя.

Так как впечатления пользователей абстрактны, в UX-дизайне нужно изучать их привычки, разрабатывать прототипы поведения и проводить тестирование. Всей этой работой занимается UX-дизайнер.

UX-дизайнер (англ. user experience designer) — это проектировщик, который изучает потребности пользователей, строит логические схемы работы интерфейса, тестирует прототипы на целевой аудитории и составляет техническое задание для UI-дизайнера.

UX-дизайнер — это инженер-маркетолог, который исследует опыт пользователей: изучает аналитику, продумывает связи между элементами интерфейса и их расположение, составляет технические задания для редакторов. И на основе исследования разрабатывает наиболее эффективный прототип.

Что такое UI-дизайн

UI (англ. user interface) переводится как «пользовательский интерфейс». И необязательно только графический: тактильный, голосовой или звуковой. Мы рассмотрим только графический интерфейс, так как дизайнеры в основном работают с ним.

UI-дизайн — процесс визуализации прототипа, который разработали на основании пользовательского опыта и исследования целевой аудитории.

UI-дизайн включает в себя работу над графической частью интерфейса: анимацией, иллюстрациями, кнопками, меню, слайдерами, фотографиями и шрифтами.

UI-дизайнер определяет цветовую палитру и расположение объектов в интерфейсе: удобно ли нажимать «Заказать», правильно ли работает выпадающее меню, легко ли заполнять форму, хорошо ли читается текст со смартфона, какое сообщение выдаёт сайт при том или ином действии.

UI-дизайнер (англ. user interface designer) — дизайнер интерфейсов, который визуализирует рабочий прототип, отрисовывает кнопки, иконки, формы и другие его компоненты и собирает их в гармоничный работающий макет.

UI-дизайнер отвечает за то, как выглядит интерфейс продукта и как пользователь взаимодействует с его элементами. Для этого необходимо грамотно организовать элементы интерфейса и выдержать единые стиль и логику их взаимодействия.

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

Главная задача UI-дизайнера — помочь пользователю быстро и без стресса понять, как пользоваться продуктом: сайтом, приложением, программой, платёжным терминалом, микроволновкой или пультом от телевизора. Для этого дизайнер следит, чтобы интерфейс соответствовал основным требованиям.

Требования к качественному
UX/UI-дизайну

В интерфейсе нет двусмысленности, а текст и структура направляют пользователя к цели.

Интерфейс не перегружен подсказками, всплывающими окнами и анимацией. Задавайте себе вопросы: «А нужно ли это здесь? Для чего?». Это поможет сфокусировать внимание пользователя на конкретном элементе.

Элементы дизайна легко распознать, даже если пользователь видит ваш сайт впервые. Делайте интерфейс интуитивно понятным. Например, не красьте кнопку подтверждения в оранжевый, если на большинстве сайтов она зелёная.

Хороший интерфейс реагирует на действия пользователя мгновенно. Он должен понимать, что происходит на экране прямо сейчас: прошла ли оплата, получил ли менеджер заявку, отправилось ли сообщение.

Соблюдайте постоянство для всех разделов сайта и приложения. Элементы интерфейса — меню и слайдеры — должны вести себя одинаково на любой странице.

Создавайте интерфейс визуально привлекательным, чтобы пользователю было приятно работать, ничто его не раздражало и не отвлекало от решения задач.

Помимо внешней привлекательности хороший интерфейс экономит время пользователя и доставляет его в нужную точку с минимальными усилиями.

Даже при самом продуманном интерфейсе ни один пользователь не застрахован от ошибки. Продумайте заботливые сообщения на случай, если что-то пошло не так. Это поможет сохранить деньги, время и лояльность клиентов в случае сбоя.

В чём разница между UX и UI

Разница между UX и UI — в том, что UX-дизайнер планирует, как пользователь взаимодействует с интерфейсом, какие шаги ему нужно предпринять, чтобы достичь цели. А UI-дизайнер продумывает, как эти шаги и путь к цели выглядят.

На деле UX и UI так тесно связаны, что иногда грань между понятиями размывается. Поэтому обычно проектированием интерфейсов занимается один дизайнер и его профессия пишется через слеш.

UX, User ExperienceUI, User Interface
Пользовательский опыт — это впечатления пользователя от взаимодействия с интерфейсом. UX-дизайнер работает с абстрактной информацией: схемами, таблицами, данными — на их основе проектируется интерфейс сайта, приложения или программы.Пользовательский интерфейс — это конечный результат работы дизайнера, то, что увидит пользователь. UI-дизайнер визуализирует пользовательский опыт и «оживляет» интерфейс продукта. Интерфейс создается на основе пользовательского опыта — UX.

Как стать UX/UI-дизайнером

Для начала поймите, кем вы хотите быть: UX- или UI-дизайнером. Сати Тачиба, старший дизайнер в Wargaming, советует, как легко и быстро выбрать между UX и UI.

Если хочется работать над визуальной частью дизайна, — занимайтесь UI. Если больше нравится продумывать логику взаимодействия пользователя с продуктом, анализировать, тестировать и делать интерфейс удобным, — вам в дизайнеры пользовательского опыта или UX.

После прохождения курса по UX/UI-дизайну вы получите диплом, пополните портфолио сильными работами и сможете пройти стажировку в одном из топовых дизайн-агентств России.

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

О том, как UX-дизайнеры, которые сейчас работают в топовых банках, искали первых клиентов, осознанно выбирали путь в карьере и выигрывали престижные конкурсы, читайте в этом материале.

Источник

Топ-10 статей по User eXperience для начинающих, чтобы за час понять, что это такое

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

Моя стратегия разобраться в какой-либо теме — пару часов почитать Хабр. Я решил сэкономить немного времени таких же, как и я, и сделал небольшую подборку полезных и интересных материалов на тему UX. Сразу предупрежу, что получить профессиональный level up с помощью них не получится (для этого есть оффлайновые курсы), но вот вникнуть в тему и получить инсайты — запросто. И да, если есть, поделитесь ссылками на материалы, которые были для вас максимально полезными в свое время.

58 признаков хорошего интерфейса

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

Хороший пользовательский интерфейс обладает высокими показателями конверсии и прост в использовании. Другими словами, он хорош как для бизнеса, а так и для людей, которые им пользуются. Ниже вашему вниманию предлагается ряд практических идей, которые вы можете попробовать применить.

Приятные картинки, дельные советы. Коротко, по делу и все понятно.

Дюжина дизайнерских косяков

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это
Небольшой чеклист, полезный как для самопроверки, так и для проверки чужого дизайна. С обширным обсуждение в комментах.

Кстати, есть дельные советы по улучшению юзабилити голосовалки Хабра User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это, некоторые из которых потом внедрили.

Лучший интерфейс — отсутствие интерфейса

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

Зачем спидометру твиттер, или как открыть дверь машины за 13 действий вместо трех. Размышление автора о том, как обилие интерфейсов тормозят нашу жизнь и как от этого избавиться.

User experience design: как построить сайт для клиентов, а не для себя

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

Да, да, именно тот Денис Кортунов, у которого Google «купил новый логотип». Его презентация 2012 года, позволяет начать ориентироваться в UX.

UICloud: Самая большая база пользовательских интерфейсов

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

UICloud — это база бесплатных пользовательских интерфейсов с поисковой системой, рейтингом и каталогизатором в которой собрано все от исходников в формате PSD, до готовых решений на HTML, CSS или jQuery: формы, слайдеры, кнопки, календари, элементы и полноценные интерфейсы для мобильных и веб приложений. В проекте уже сейчас можно найти практически все что нужно для облегчения процесса разработки дизайнерам и разработчикам.

На данный момент в базе 23586 46608 элементов и почти тысяча UI-сэтов включающие в себя готовые решения в едином стиле. Проект создан Британской студией Double-J Design целью проекта является создание самой обширной UI базы.

В комментах к статье много полезного

300 потрясающих бесплатных сервисов

Я просто скажу, что у статьи 884.000 просмотров

Советы программисту-дизайнеру интерфейсов

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

[Сарказм] Нулевой совет — позаботьтесь о хранилище картинок заранее.

Я верю, что программист может сделать очень приличный интерфейс. В этом посте я бы хотел собрать несколько советов, которые помогут программисту более или менее успешно погрузиться в иррациональный мир пользователей и проектировать неплохие интерфейсы.

Оговорюсь, что эти советы скорее подходят программистам, которые вынуждены заниматься разработкой пользовательского интерфейса. То есть по каким-либо причинам в компании нет дизайнера, регулярных юзабилити тестирований, процесса проектирования интерфейсов и т. п.

147 полезных комментов.

Юзабилити кабинки туалета

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

Цель статьи — немного размять мозги.

У меня даже от названия мозги размялись. Респект автору, читать обязательно. 288 комментариев.

Почему курсор мыши наклонён на 45°?

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это
Вопрос из серии почему рельсы именно такой ширины. Традиции.

Психологический тест для оценки IT-продукта, или в чем Habrahabr уступает Facebook

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

В этой статье исследовали UI не только эмпирически (кликнул или не кликнул), но и подключили психологические теории (например МакКлелланд очень хорош, давно его знаю, всем рекомендую ознакомиться).

Вот еще есть околопсихологическое исследование Типы личности по MBTI: влияние на восприятие рекламы, мне было бы интересно посмотреть про UX разных типов по соционике/MBTI.

Milfgard — человек-мосигра, а также исследователь граненых стаканов интерфейсов во всех смыслах слова. Здравый смысл в его статьях зашкаливает, так что читайте их не больше одной в день.
Что я узнал про интерфейсы в реальном мире в Китае
Интерфейсы в реальном мире
Интерфейсы в реальном мире (ещё примеры)
Когда сам интерфейс игры становится частью сюжета и мира

Источник

User Experience: определение и основные характеристики

User Experience (UX) – это опыт, получаемый конечным пользователем в ходе его взаимодействия с интерфейсом сайта, сервиса, продукта или услуги.

Об основных характеристиках User Experience, о том, что на него влияет, и как проектируется пользовательский опыт, будет рассказано в представленной статье.

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

Характеристики User Experience

Выделяют следующие основные характеристики User Experience:

Все перечисленные характеристики User Experience взаимосвязаны между собой и используются UX-специалистами при разработке решений для улучшения конечного продукта, создания позитивного пользовательского опыта и достижения коммерческого успеха цифровых товаров, web-сервисов и сайтов.

Исследование пользовательского опыта

Исследования UX проводятся для того, чтобы выявить, насколько привлекателен для потенциального пользователя тот или иной продукт, определить его сильные и слабые стороны и уточнить конкурентные преимущества.

Для определения всех этих качеств продукта в ходе изучения пользовательского опыта ставится ряд вопросов:

как взаимодействуют пользователи сервиса (сайта, приложения) с его интерфейсом;

насколько продукт удобен и понятен в навигации;

каким сервисам (приложениям, сайтам) конкурентов отдают предпочтение пользователи, и когда это происходит;

с какими проблемами в работе продукта чаще всего сталкиваются пользователи;

насколько часто используется сервис, приложение или сайт;

доступна ли необходимая информация;

какова оценка дизайна и интерфейса продукта пользователями по оформлению, легкости и понятности работы;

как можно добиться улучшения пользовательского опыта и повышения лояльности покупателей продукта;

насколько популярным станет продукт среди его потенциальных пользователей.

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

Проектирование UX

При разработке интерфейса нового продукта учитываются следующие его характеристики:

прозрачность логики интерфейса и ее соответствие ожиданиям пользователей;

возможность быстрого поиска необходимой информации;

легкий, ассоциативный и запоминаемый алгоритм работы с интерфейсом, позволяющий снизить риск ошибок;

очевидность для пользователя всех действий, выполняемых с продуктом;

единство стиля всех решений интерфейса;

высокая скорость всех операций (ответа на нажатие кнопок, перехода по ссылкам);

высокое качество отображения контента и его тематичность;

четкая информационная архитектура (логичное деление контента на разделы).

Проектирование UX должно осуществляться с учетом всех приведенных характеристик интерфейса продукта и проводиться в несколько этапов:

изучения предпочтений целевой аудитории создаваемого продукта;

разработки сценариев взаимодействия потенциальных пользователей с интерфейсом;

оформления идей проекта на основе полученных результатов исследований и сценариев;

разработки прототипа и его тестирования.

Для получения рабочего дизайна интерфейса, отвечающего всем требованиям UX некоторые этапы могут повторяться по несколько раз.

Обучение всех желающих исследованиям пользовательского опыта и проектированию UX проводится в ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на данные курсы можно на нашем сайте.

Источник

Что такое UX/UI дизайн на самом деле?

Очень много недопонимания в среде дизайнеров и разработчиков. Также много глупых вопросов, связанных с UX и UI у новичков. Часто просто из-за того, что люди не знают сути понятия UX/UI и, не зная о чем говорят, называют вещи не своими именами.

Я хочу раз и навсегда поставить точку и простым понятным языком объяснить, что значит «UX/UI дизайн».

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это
Разные типы интерфейсов для заточки лезвий.

Нажимаете ли вы кнопки на арифмометре, крутите рукоятку точильного камня или делаете свайп по экрану смартфона — все это интерфейсы, с помощью которых вы взаимодействуете с механизмами. При этом интерфейс совсем не обязательно должен быть цифровым. Просто само слово «интерфейс» было заимствовано из английского совсем недавно и докатилось до нас в только цифровую эпоху.

Цель UI/UX дизайнера — довести пользователя до какой-то логической точки в интерфейсе. Сделать так, чтобы пользователь достиг своей цели.

Что такое UX/UI, прямым текстом

(в этом разделе будут банальные фразы)

UX/UI дизайн — это проектирование любых пользовательских интерфейсов в которых удобство использования так же важно как и внешний вид.

Что такое UX и UI дизайн, другими словами

Прямая обязанность UX/UI дизайнера — это, например, «продать» товар или услугу через интерфейс. Именно на основе работы UX/UI дизайнера пользователь принимает решение: «Быть или не быть?» Нравится или не нравится. Купить или не купить.

На самом деле цели дизайнера могут быть разными. Не обязательно что-то «продавать». Но я специально не хочу использовать слишком абстрактные фразы, чтобы этот текст был понятен новичкам; чтобы стиль изложения не превратился в хрестоматию по языку программирования образца 90х годов.

UX/UI дизайн не относится только к смартфонам и веб-сайтам. Более того, профессия UX/UI дизайнера существовала с незапамятных времен. Просто раньше она так не называлась. Точнее, раньше она вообще никак не называлась, а была частью других профессий.

Вот первый пример: когда Вильгельм Шиккард в 1623 году изобретал арифмометр, он уже был UX/UI дизайнером.

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

Потому что именно он придумывал, какие тумблеры и в какой последовательности должен крутить человек, чтобы получить результат вычислений. И он же придумывал, в каком логическом порядке они будут располагаться. Да и вообще придумывал, как все эти ручки будут выглядеть. Он создал интерфейс для взаимодействия с машиной.

Ещё один более древний и примитивный пример — точильный камень (колесо). Уже даже в раннем средневековье было много разновидностей и механизмов такого колеса:

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это

Так вот, когда изобретатель очередного точильного камня думал:

А тот человек, который думал, какой величины будет камень, какого цвета выбрать дерево для подставки и чем скрепить деревянные жерди (гвоздями или кожаными жгутами?) и какой длины будет ручка, был UI дизайнером.

И тот способ, каким бы вы затачивали меч — назывался бы интерфейс.

Разница между UX и UI в том, что UX дизайнер планирует то, как вы будете взаимодействовать с интерфейсом и какие шаги вам нужно предпринять, чтобы сделать что-то. А UI дизайнер придумывает, как каждый из этих шагов будет выглядеть. Как видите из примеров выше, UX и UI так тесно связаны, что иногда грань между понятиями смывается. Поэтому и UX, и UI обычно занимается один дизайнер и его профессия пишется через /.

В последнее время популяризация профессии UX/UI дизайнера связана скорее с развитием цифровых технологий. А вот именно тот «бум» (когда мы стали видеть термин «UX/UI» в каждом втором объявлении о работе) связан с самим названием, которое кто-то придумал совсем недавно.

UI/UX дизайн — это сейчас одна из самых востребованных профессий в цифровой индустрии. Сколько времени она будет востребована зависит от развития этой отрасли. И, судя по всему, она только набирает обороты.

Разделение на веб-дизайнеров и UX/UI дизайнеров появилось с развитием интернета. Со временем понадобились более узкие специалисты, которые делали бы интерфейсы именно для веб-сайтов.
Да, UI/UX дизайн — это более широкое и емкое понятие чем веб-дизайн.

Источник

Больше чем юзабилити: четыре составляющие User Experience

Некоторые ошибочно считают «User Experience» (UX) и «юзабилити» синонимами. Однако «юзабилити» все чаще используется в более узком смысле как обозначение того, насколько пользователям удобно выполнять требуемые задачи, и ассоциируется с понятием «юзабилити-тестирование». Таким образом, юзабилити воспринимается многими как тактический аспект процесса разработки программных продуктов. User experience, напротив, используется UX-специалистами в гораздо более широком смысле и вбирает в себя самые разнообразные аспекты: удобство в использовании, вовлеченность пользователя, визуальная привлекательность продукта и т. д. Этот термин лучшим образом отражает психологические и поведенческие аспекты взаимодействия пользователей с программными продуктами.

В данной статье представлена схема, описывающая четыре составляющих user experience (см. рис. 1) и то, как их взаимодействие позволяет улучшать конечные продукты. Данная схема поможет определить цели и масштаб деятельности, направленной на создание позитивного пользовательского опыта.

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это
Рис. 1. Четыре составляющие user experience

Для упрощения многочисленные аспекты user experience были сведены к этим четырем составляющим как наиболее фундаментальным. Другие стороны user experience, например, надежность, досягаемость и легкость поиска, описанные Питером Морвилем (Peter Morville), можно рассматривать как компоненты четырех основных составляющих.

Юзабилити: легко ли пользователям решать стоящие перед ними задачи.

Многие подразумевают под «юзабилити» все элементы user experience, хотя на самом деле юзабилити стоит рассматривать скорее как одну из его составляющих.

Юзабилити – это степень удобства, с которой пользователь может выполнять стоящие перед ним задачи, используя программный продукт. Существует множество связанных с юзабилити проблем, которые мешают пользователям достигать желаемого результата. Приведем несколько примеров.

Пользователь iPhone хочет позвонить человеку, которого нет в его списке контактов, и ему нужно ввести номер вручную. Он нажимает кнопку Phone в нижней части экрана. Пока все просто, но что делать дальше? Экранной клавиатуры нет. Какого-нибудь поля, в которое можно было бы ввести номер, тоже нет. Используя термины из области проектирования взаимодействия, можно сказать, что в данном случае отсутствует какой-либо призыв к действию, приглашение или контекстуальный стимул. Какое-то время пользователь внимательно рассматривает экран, пока, наконец, через полминуты не обнаруживает кнопку «Keypad» в нижней части экрана. Проблема решена, но сколько времени пользователю пришлось потратить на банальный ввод телефонного номера! А ведь это одна из основных функций любого телефона. Это яркий пример проблемы из области юзабилити.

Приведем еще один пример. Вспомните, как вам впервые пришлось воспользоваться корпоративным интранетом, чтобы заказать канцтовары, отправить отчет о расходах, отследить собственное продвижение по службе или узнать о начислении зарплаты. Наверняка не обошлось без помощи службы поддержки или кого-нибудь из коллег, не так ли? Юзабилити большинства интранет-сайтов находится на очень и очень низком уровне – до некоторых вещей просто невозможно додуматься самостоятельно.

К сожалению, такие проблемы можно обнаружить в большинстве приложений. Мы приведем всего несколько примеров того, насколько недовольными могут остаться пользователи, поработав с такими программными продуктами.

Юзабилити напрямую не затрагивает вопросы, связанные с такими элементами представленной схемы user experience, как, например, намерения пользователя, его вовлеченность или визуальная привлекательность продукта. К категории «юзабилити» относятся те компоненты user experience, которые так или иначе связаны с удобством использования.

В эту категорию можно включить такие аспекты, как простота освоения продукта; понятность, обнаруживаемость и читабельность контента; а также то, насколько легко пользователю удается распознавать информацию и приглашения к действию.

Юзабилити само по себе является довольно обширной темой, развитию которой посвятило себя целое поколение специалистов в области человеко-компьютерного взаимодействия, стремившихся сделать использование цифровых продуктов более удобным и приятным. Конечно же, user experience не сводится исключительно к способности выполнять задачи, осваивать новые функции или ориентироваться на веб-сайте. Когда речь заходит о коммерческом успехе, на первый план выходят совсем другие аспекты ux.

Ценность: является ли продукт полезным для пользователей

Хотя юзабилити и является важным аспектом дизайна продукта, решающую роль в достижении коммерческого успеха играет не оно. Многие продукты с отличным юзабилити оказываются невостребованными на рынке. В качестве примера можно привести традиционные мобильные телефоны, неумолимо сдающие позиции под натиском смартфонов, притом что пользоваться традиционными моделями куда как удобнее. В чем же причина? Дело в том, что сейчас потребителям нужны разнообразные функции, которые традиционные телефоны, в отличие от смартфонов, не поддерживают: это и веб-серфинг, и мессенджеры, и игры, и GPS, и многое другое. Этот пример прекрасно отражает суть ценностного аспекта пользовательского опыта.

Что же делает продукты ценными для пользователей? Ответ: соответствие функций продукта потребностям пользователя. Пользователь рассматривает продукт как полезный в том случае, если функции продукта удовлетворяют его потребности. Причем под этим подразумеваются не только выраженные потребности, в которых пользователи отдают себе отчет. Здесь учитываются и скрытые потребности, которые пользователи по сути не осознают как таковые. Яркими примерами удовлетворения скрытых потребностей являются продукты компании Apple, такие как iPhone и iPad. Они не только просты в использовании, но и позволяют удовлетворить скрытые потребности пользователей, делая их жизнь значительно комфортней.

Ценность продукта очень близко связана с другими составляющими UX, такими как юзабилити и привлекательность, но в отличие от них она обуславливается функциональностью продукта. Ценность лежит в основе благоприятного пользовательского опыта. Вне зависимости от того, насколько продуман дизайн, если продукт не рассматривается как полезный, то user experience наврядли будет благоприятным.

Доступность (adoptability): начнут ли пользователи работать с продуктом

Браузерная панель инструментов Yahoo! (см. рис. 2) может быть одновременно и удобна, и полезна для рядового интернет-пользователя, но чтобы воспользоваться ее функциями, сперва придется ее установить. Здесь мы сталкиваемся с еще одной составляющей пользовательского опыта – доступностью.

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это
Рис. 2. Панель инструментов браузера Yahoo!

Приведем несколько примеров проблем, связанных с доступностью. Когда какая-нибудь компания выпускает приложение для iPhone, ссылка на это приложение обычно размещается на основном веб-сайте этой компании. Это создает массу проблем для пользователей: как загрузить приложение на iPhone с помощью этой ссылки, если основной веб-сайт предназначен для просмотра на настольном компьютере, а не на мобильном устройстве? Примером данной проблемы может послужить веб-сайт компании Vanguard (см. рис. 3), оказывающей услуги финансового консалтинга.

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это
Рис. 3. Сайт Vanguard.com

Логичнее было бы разместить ссылку на приложение для iPhone на мобильной версии сайта, которая открывается на iPhone по умолчанию. Однако, вопреки ожиданиям, на мобильной версии сайта ссылки на приложение не оказалось. Налицо большая проблема с доступностью. Загрузить приложение Vanguard для iPhone можно, только прибегнув к весьма изощренной процедуре: сперва нужно открыть iTunes Store, в поисковой строке ввести Vanguard, затем выбрать нужно приложение и, наконец, установить его. Такой способ знакомства с программой не назовешь спонтанным.

Из вышеприведенного становится понятно, что доступность тесно связана с планированием рабочих процессов. Вдобавок к этому на доступность влияют такие аспекты, как надежность и восприятие бренда: недостаточно аутентичный или ассоциируемый с непопулярным брендом контент вряд ли привлечет пользователей.

Доступность и юзабилити тесно взаимосвязаны. UX-специалисты прибегают к проверенным методам из области юзабилити, чтобы сделать продукты более доступными и дать пользователям возможность знакомиться с функциями создаваемых продуктов естественным для них образом. Тем не менее необходимо отличать эти две составляющие друг от друга. К вопросам доступности относится то, каким образом пользователи приобретают, загружают, устанавливают продукт и начинают им пользоваться. Доступность связана с тем этапом, когда пользователь еще не успел поработать с продуктом, в то время как юзабилити вступает в игру с началом использования продукта. Подчеркивая это различие, хотелось бы напомнить о часто забываемом аспекте стратегии пользовательского опыта: продукт должен быть легкодоступен.

Также очевидно, что доступность и полезность продукта – это разные вещи. Пользователь может отказаться от использования даже очень полезного продукта, если столкнется с трудностями при доступе к нему или при установке, как было показано выше. Доступность связана с указанием кратчайшего пути к продукту, а полезность – непосредственно с функциями продукта и его контентом. Чтобы избежать проблем, связанных с доступностью, разработчикам необходимо принимать в расчет то, в какой ситуации пользователь впервые сталкивается с их продуктом и как это может повлиять на процесс установки.

На первый взгляд может показаться, что у доступности много общего с маркетингом продукции, так как и то и другое связано с продвижением продукта и стимулированием его использования. Традиционный маркетинг – это рекламные кампании, продвижение веб-сайтов, рассылки по электронной почте и так далее. В отличие от него доступность является составляющей пользовательского опыта, и ее нужно рассматривать как неотъемлемую часть процесса разработки продукта.

Привлекательность: нравится ли пользователю работать с продуктом

До сих пор мы обсуждали только когнитивные, то есть рациональные, аспекты пользовательского опыта. В отличие от них привлекательность относится к эмоциональной сфере. Зачастую удобные и функциональные продукты не находят спроса на рынке просто потому, что они недостаточно привлекательны для пользователей. Такая участь постигла традиционные MP3-плееры в неравной борьбе с iPod, равно как и электроника множества производителей проигрывает продукции компании Sony.

Многие продукты находят спрос, несмотря на недостатки в их юзабилити. Возьмем, к примеру, видеоигры, юзабилити большинства которых далека от совершенства: инструкции противоречивы, навигация запутана, меню настроек спрятаны в самых неожиданных местах, а уж про читаемость контента и говорить не приходится. Но эти игры настолько увлекательны, что все перечисленные недостатки не останавливают пользователей.

Привлекательность в первую очередь связана с инновационным визуальным дизайном. Продуманный внешний вид стимулирует привлекательность продукта (см. рис. 4 и 5).

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это
Рис. 4. Привлекательный внешний вид Bing

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это
Рис. 5. Привлекательный внешний вид iPad

Стоит отметить, что привлекательность всегда определяется в контексте задач, стоящих перед пользователем, и, таким образом, не сводится исключительно к симпатичной графике и приглаженному дизайну. Привлекательность продукта должна быть связана с задачами, которые пользователю требуется решить посредством данного продукта. Один и тот же продукт может быть привлекательным для пользователей, заинтересованных в его функциональных возможностях, и абсолютно не привлекательным для пользователей вне его целевой аудитории. Например, я люблю анализировать данные, и в этом отношении мне очень нравится Excel. Несмотря на то что эта программа не отличается изысканным дизайном, я с удовольствием работаю в ней: ее примитивный интерфейс отлично подходит для анализа данных. Анимированный Excel уже не был бы так привлекателен для меня, поскольку графика отвлекала бы от непосредственного выполнения задач.

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это
Рис. 6. Привлекательность не сводится исключительно к насыщенному графикой интерфейсу, как в случае с Excel

В качестве примеров того, что привлекательность должна рассматриваться в контексте задач пользователя, рассмотрим главные страницы веб-сайтов Nordstrom.com и eBay.com. С точки зрения внешнего вида Nordstrom.com (рис. 7) оказывается далеко впереди, потому что он выглядит гораздо более аккуратно и симпатично. Но с точки зрения user experience главная страница eBay.com оказывается гораздо более привлекательной для основной массы пользователей eBay, покупающих товары на аукционе. Причина проста: покупатели на eBay постоянно находятся в поисках выгодных предложений, и изображения выставленных на продажу подержанных вещей – это то, что им нужно. Дизайн главной страницы Nordstrom.com намекает на то, что здесь продаются отнюдь не дешевые товары, – этим покупателей с eBay не завлечешь. Онлайн-аукционы – ключевое направление деятельности на eBay.com, и чтобы оставаться привлекательным для пользователей, этому сайту как раз и не требуется чрезмерно прилизанный дизайн.

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это
Рис. 7. Сайт Nordstrom.com

User experience что это. Смотреть фото User experience что это. Смотреть картинку User experience что это. Картинка про User experience что это. Фото User experience что это
Рис. 8. Сайт eBay.com.

Различия между составляющими пользовательского опыта

Мы рассмотрели четыре составляющие пользовательского опыта, и у вас могло возникнуть ощущение, что все они похожи друг на друга. Следующие примеры помогут вам четко различать эти составляющие:

• Проблема, связанная с доступностью: пользователь хотел бы воспользоваться приложением для iPhone, которое расхваливал его знакомый, но не знает, как его установить.

• Проблема, связанная с юзабилити: активно используя продукт, пользователь тем не менее с трудом решает стоящие перед ним задачи.

• Проблема, связанная с привлекательностью: несмотря на то что пользователь с трудом выполняет некоторые задачи, он пользуется продуктом с удовольствием. То есть с привлекательностью у данного продукта все в порядке, а вот с юзабилити есть кое-какие проблемы.

• Проблема, связанная с полезностью: пользователь с легкостью может решать все стоящие перед ним задачи, но не воспринимает функции продукта как полезные.

Заключение

Схема, в которой user experience разбит на четыре взаимосвязанные составляющие (полезность, юзабилити, доступность и привлекательность), может послужить UX-специалистам подспорьем при определении ключевых элементов разработки продукта и их улучшении.

Разумеется, это не единственный подход к осмыслению user experience. Составляющие, включенные в данную схему, не существуют независимо – все они так или иначе пересекаются. Внешний вид зачастую побуждает потенциальных пользователей начать использовать продукт – так привлекательность влияет на доступность. Юзабилити, в свою очередь, влияет на привлекательность: если пользователь постоянно испытывает трудности в работе с программой, привлекательность продукта для него неизбежно снизится.

Для UX-специалистов очень важно понимать суть составляющих user experience. Уделяя внимание всем четырем аспектам взаимодействия пользователей с цифровыми продуктами, можно разработать решения, учитывающие все грани user experience как единое целое. Это важно не только с точки улучшения пользовательского опыта, но и с точки зрения влияния UX-стратегии на коммерческий успех.

Ключевым преимуществом данной модели является то, что в ней достижения в области user experience рассматриваются через призму их влияния на бизнес. Например, раньше UX-специалисты уделяли большое внимание юзабилити, не слишком задумываясь при этом о доступности – аспекте, с точки зрения коммерческого успеха еще более важном, чем юзабилити. В сравнении с остальными тремя составляющими пользовательского опыта юзабилити оказывает наименьшее влияние на бизнес, так как она связана с постоянным использованием продукта, в то время как остальные аспекты – с предоставлением доступа к продукту и тем, как побудить пользователей использовать продукт.

Другие модели, в отличие от представленной выше, не оценивают должным образом степень влияния различных составляющих пользовательского опыта на бизнес. Например, согласно схеме Питера Морвилля, все составляющие пользовательского опыта – легкость поиска, надежность, полезность, юзабилити, досягаемость и т. д. – важны в равной степени. Да, они действительно могут быть равны с точки зрения пользовательского опыта, но с точки зрения бизнес-результатов это далеко не так. В этом и заключается ключевая идея, заложенная в данной модели. Ее эффективное использование для оценки текущих достижений в области пользовательского опыта заслуживает отдельного обсуждения. Последствия применения этой модели для бизнеса будут рассматриваться в последующих статьях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *