урок что такое определение

Урок что такое определение

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.

В такой форме проходят занятия в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т. п.) в условиях классно-урочной системы обучения.

В типологии учебных занятий М.А. Мкртчяна урок является разновидностью групповых учебных занятий.

К основным видам уроков относят:

Уроки в России обычно длятся 40 или 45 минут, между которыми имеется свободное время — перемена (5-15 минут, иногда больше, например, на обед). Иногда уроки объединяются в пары (особенно в лицеях и вузах), посвящённые одному предмету, внутри которых перемена уменьшена. В одних школах длительность урока постоянна, в других может зависеть от номера урока и дня недели. В предпраздничные дни время урока может быть сокращено решением администрации учебного заведения. Уроки в других странах могут отличаться по длительности. Так, например, урок в средней и старшей школе Японии длится 50 минут.

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Урок» в других словарях:

урок — урока, м. 1. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар., спец.). Задать урок плотникам. «Трудился… для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок.» Гончаров. || Время, потребное для выполнения этой работы (устар … Толковый словарь Ушакова

урок — См. задача, предупреждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. урок задача, зада … Словарь синонимов

УРОК — УРОК, см. урочить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

урок — УРОК, занятие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

урок — УРОК, арх., диал. – Порча (прим. авт.). – Изурочила тебя, Давыдка, шаманщица, а от уроков то кто лечит? (3. 179). ССГ 311: урок «то же»; СЮГ 399 «болезнь, вызванная сглазом» … Словарь трилогии «Государева вотчина»

УРОК — по Русской правде возмещение ущерба, который получал потерпевший из общей суммы штрафа … Юридический словарь

УРОК — основная форма организации учебных занятий при классно урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее… … Большой Энциклопедический словарь

УРОК — УРОК, а, муж. 1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока. 2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать,… … Толковый словарь Ожегова

УРОК — УРОК. Основная организационная единица учебного процесса в школе (в вузе – практическое занятие), назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения; проводится с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Урок — пераход запісаў настаўніка ў запісы вучня без прахода праз чый небудзь мозг … Слоўнік Скептыка

урок — урок; данък; оброк … Църковнославянски речник

Источник

Урок что такое определение

Форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определённого промежутка времени (как правило, 45 мин; в начальной школе может быть 30- 35 мин).

Возможность одновременного обучения одним учителем большого количества учащихся (30-50 чел.) одинакового возраста и уровня подготовки впервые обоснована Я.А. Коменским. Гл. задачей учителя для такой системы обучения была передача учащимся готовых знаний. У. чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на год. Ученик на У. выступал лишь объектом педагогического воздействия. У. оставался почти единственной формой организации учебных занятий до середины 60-х гг. 20 в.

С середины 60-х гг. в учебный процесс внедряются такие виды учебных занятий, как производственная практика учащихся, в т.ч. и на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, экскурсии, в т.ч. производственные, занятия в кружках, практикумы, семинары и пр. Однако монопольное положение официальной авторитарной педагогической теории сдерживало поиски педагогов и методистов в рамках традиционной системы обучения. Изменялись лишь отдельные элементы У. (например, его структура, продолжительность).

80-е гг. ознаменовались весьма жёсткой критикой «застойной» школы и педагогической науки. Были предложены новые типы школ, педагогические технологии, инновационные методы обучения, альтернативные учебные планы и т.д., расширялось само понятие «У.». Изменения в У. как форме организации занятий возникли и при введении т.н. концентрированного обучения (обучение «путем погружения» — для изучения в рамках одного предмета крупной темы, раздела), профильного обучения (в старших классах), создании классов выравнивания и т.д.

Однако до сих пор нерешёнными проблемами У. являются: нерациональная трата учебного времени, необходимость разноуровневого обучения, для которого неприемлема структура сложившихся классных коллективов, и др.

Сложилось несколько типов У. Наиболее распространён комбинированный У. Он состоит из организационной части (1-2 мин), проверки домашнего задания (10-12 мин), изучения нового материала (15-20 мин), его закрепления и выполнения практических заданий (10-15 мин), подведения итогов (5 мин), домашнего задания (2-3 мин). У. закрепления нового материала проводится преимущественно в старших классах в форме лекции, конференции, проблемного У., киноурока и др. У. закрепления знаний и умений осуществляется в форме семинара, практикума, экскурсии, лабораторного практикума и др. У. обобщения и систематизации имеет целью системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы. У. контроля и коррекции знаний, умений и навыков помогает оценить результаты учения, уровень обученности, степень готовности применять полученные знания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 297-298)

форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. С. 421)

Значения в других словарях

Источник

Урок что такое определение

Смотреть что такое «УРОК» в других словарях:

урок — урока, м. 1. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар., спец.). Задать урок плотникам. «Трудился… для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок.» Гончаров. || Время, потребное для выполнения этой работы (устар … Толковый словарь Ушакова

урок — См. задача, предупреждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. урок задача, зада … Словарь синонимов

УРОК — УРОК, см. урочить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

урок — УРОК, занятие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

урок — УРОК, арх., диал. – Порча (прим. авт.). – Изурочила тебя, Давыдка, шаманщица, а от уроков то кто лечит? (3. 179). ССГ 311: урок «то же»; СЮГ 399 «болезнь, вызванная сглазом» … Словарь трилогии «Государева вотчина»

УРОК — по Русской правде возмещение ущерба, который получал потерпевший из общей суммы штрафа … Юридический словарь

УРОК — основная форма организации учебных занятий при классно урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее… … Большой Энциклопедический словарь

УРОК — УРОК. Основная организационная единица учебного процесса в школе (в вузе – практическое занятие), назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения; проводится с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Урок — пераход запісаў настаўніка ў запісы вучня без прахода праз чый небудзь мозг … Слоўнік Скептыка

урок — урок; данък; оброк … Църковнославянски речник

Источник

Урок – основная форма организации педагогического процесса

урок что такое определение. Смотреть фото урок что такое определение. Смотреть картинку урок что такое определение. Картинка про урок что такое определение. Фото урок что такое определение

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

Реферат по педагогике на тему:

«Урок – основная форма организации педагогического процесса».

Выполнила: Константинова С.В.

1. Современный урок

2. Общие требования к современному уроку

3. Классификация уроков

С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика.

Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание.

Функция урока как орга низационной формы обучения состоит в достижении завершенной, но частичной цели, которая, например, в одном случае, состоит в ус воении нового, целостного содержания, пусть являющегося частью более обширного содержания, в другом — в частичном усвоении на уровне осознанного восприятия и запоминания.

Рождение урока начинается с осознания и правильного четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добить ся; что поможет учителю в дости жении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкрет ные дидактические задачи.

Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы общеобразовательной школы. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы, экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика.

Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и вне учебной работы. Неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого предмета непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Урок как организационная форма обучения — явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Прежде всего, это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения — образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и его направленности на творческое развитие сущностных сил и природных задатков учащихся.

Другая тенденция развития урока проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и полноценным в социальном и нравственном отношении общением. Он выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленным на формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением этой тенденции является широкое использование диалогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной работы, увеличение доли кооперированно-групповых и, особенно, коллективных форм обучения.

Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и в сочетании с другими организационными формами обучения, в максимальном сокращении времени на проверку домашнего задания и устный опрос, в использовании этих этапов урока для решения основных дидактических задач посредством совмещения их с самостоятельной работой учащихся. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя в особом внимании к организации самостоятельной работы, увеличении времени на нее.

2. Общие требования к современному уроку

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.

Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление в требованиях.

Общие требования к уроку:

— использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;

— оптимальное соотношение всех дидактических принципов и правил;

— обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учеников с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;

— установление межпредметных связей;

— связь с ранее изученными знаниями, с умениями, опора на достигнутый уровень развития учеников;

— мотивация и активизация развития всех сфер личности;

— логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;

— эффективное использование педагогических средств;

— связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учеников;

— формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;

— формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания;

— тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Дидактические требования к уроку:

— четкое определение образовательных задач каждого урока;

— рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

— внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

— разумное сочетание разнообразных видов, форм и методов;

— творческий подход к формированию структуры урока;

— сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учеников;

— обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;

— научный расчет и мастерство проведения урока.

— определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;

— постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;

— воспитание детей на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;

— внимательное и чуткое отношение к ученикам, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с детьми и заинтересованность в их успехах;

— гуманизация, сотрудничество, личностно-ориентированное воспитание.

— формирование и развитие у детей положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

— изучение и учет развития учеников, проектирование «зоны их ближайшего развития»;

— проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование новых качественных изменений в развитии;

— прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии школьников, оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

— физико-химические качества воздуха (проветри­вание помещения).

— предупреждение утомления и переутомления.

— чередование видов деятельности.

— современное и качественное проведение физкульт­минуток.

— соблюдение правильной рабочей позы учащихся.

— соответствие росту учащихся классной мебели.

Помимо урока как основной формы обучения в практике широко используются и дополнительные формы, к которым относятся: экскурсии, консультации, домашняя работа, дополнительные занятия. В последнее время появляются факультативы, клубы по интересам, которые служат задачам индивидуализации обучения и развития интересов учащихся.

Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития.

Недостатки : ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы.

Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.

Организация групповой деятельности.

Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку.

Дидактические требования к уроку:

— четкое определение образовательных целей и задач;

— учет принципов обучения;

— оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

— опора на достигнутый уровень;

— сочетание видов, методов и форм обучения;

— сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;

— установление межпредметных связей;

тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.

Воспитательные требования к уроку:

— постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;

внимание к личности ученика.

Развивающие требования к уроку:

— формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;

— занятия на «опережающем» уровне;

— проектирование «зоны ближайшего развития»;

— прогнозирование «скачков» в развитии;

— оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.

3. Классификация уроков

Главные типы уроков:

— урок изучения новых знаний;

— урок формирования новых умений;

— урок обобщения и систематизации;

— урок контроля и коррекции;

— урок практического применения знаний и умений;

Составляется план-конспект урока:

Дата проведения и номер по тематическому плану.

Название темы и класса, где он проводится.

Цели и задачи образования, воспитания и развития.

Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап.

Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия.

Реализация принципов обучения на уроке.

Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность.

Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество.

Учебное оборудование, реквизит.

Результаты урока: достижение целей и задач, выводы.

Совершенствование урока проходит по следующим направлениям:

целеполагание и мотивация, увязывание целей с актуальными потребностями и возможностями;

методы и приемы обучения;

отношения учитель-ученик, их гуманизация, позиция ученика;

Задача оптимизации состоит в выборе целесообразных и эффективных форм обучения, направленных на реализацию цели обучения.

Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного во зраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Сущность и назначение урока в про цессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учи теля и учащихся.

Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития.

Недостатки : ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы.

Источник

Урок что такое определение

Полезное

Смотреть что такое «Урок» в других словарях:

урок — урока, м. 1. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар., спец.). Задать урок плотникам. «Трудился… для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок.» Гончаров. || Время, потребное для выполнения этой работы (устар … Толковый словарь Ушакова

урок — См. задача, предупреждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. урок задача, зада … Словарь синонимов

УРОК — УРОК, см. урочить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

урок — УРОК, занятие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

урок — УРОК, арх., диал. – Порча (прим. авт.). – Изурочила тебя, Давыдка, шаманщица, а от уроков то кто лечит? (3. 179). ССГ 311: урок «то же»; СЮГ 399 «болезнь, вызванная сглазом» … Словарь трилогии «Государева вотчина»

УРОК — по Русской правде возмещение ущерба, который получал потерпевший из общей суммы штрафа … Юридический словарь

УРОК — основная форма организации учебных занятий при классно урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее… … Большой Энциклопедический словарь

УРОК — УРОК, а, муж. 1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока. 2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать,… … Толковый словарь Ожегова

УРОК — УРОК. Основная организационная единица учебного процесса в школе (в вузе – практическое занятие), назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения; проводится с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Урок — пераход запісаў настаўніка ў запісы вучня без прахода праз чый небудзь мозг … Слоўнік Скептыка

урок — урок; данък; оброк … Църковнославянски речник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *