урок что такое определение
Урок что такое определение
Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
В такой форме проходят занятия в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т. п.) в условиях классно-урочной системы обучения.
В типологии учебных занятий М.А. Мкртчяна урок является разновидностью групповых учебных занятий.
К основным видам уроков относят:
Уроки в России обычно длятся 40 или 45 минут, между которыми имеется свободное время — перемена (5-15 минут, иногда больше, например, на обед). Иногда уроки объединяются в пары (особенно в лицеях и вузах), посвящённые одному предмету, внутри которых перемена уменьшена. В одних школах длительность урока постоянна, в других может зависеть от номера урока и дня недели. В предпраздничные дни время урока может быть сокращено решением администрации учебного заведения. Уроки в других странах могут отличаться по длительности. Так, например, урок в средней и старшей школе Японии длится 50 минут.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Урок» в других словарях:
урок — урока, м. 1. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар., спец.). Задать урок плотникам. «Трудился… для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок.» Гончаров. || Время, потребное для выполнения этой работы (устар … Толковый словарь Ушакова
урок — См. задача, предупреждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. урок задача, зада … Словарь синонимов
УРОК — УРОК, см. урочить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
урок — УРОК, занятие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
урок — УРОК, арх., диал. – Порча (прим. авт.). – Изурочила тебя, Давыдка, шаманщица, а от уроков то кто лечит? (3. 179). ССГ 311: урок «то же»; СЮГ 399 «болезнь, вызванная сглазом» … Словарь трилогии «Государева вотчина»
УРОК — по Русской правде возмещение ущерба, который получал потерпевший из общей суммы штрафа … Юридический словарь
УРОК — основная форма организации учебных занятий при классно урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее… … Большой Энциклопедический словарь
УРОК — УРОК, а, муж. 1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока. 2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать,… … Толковый словарь Ожегова
УРОК — УРОК. Основная организационная единица учебного процесса в школе (в вузе – практическое занятие), назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения; проводится с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Урок — пераход запісаў настаўніка ў запісы вучня без прахода праз чый небудзь мозг … Слоўнік Скептыка
урок — урок; данък; оброк … Църковнославянски речник
Урок что такое определение
Форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определённого промежутка времени (как правило, 45 мин; в начальной школе может быть 30- 35 мин).
Возможность одновременного обучения одним учителем большого количества учащихся (30-50 чел.) одинакового возраста и уровня подготовки впервые обоснована Я.А. Коменским. Гл. задачей учителя для такой системы обучения была передача учащимся готовых знаний. У. чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на год. Ученик на У. выступал лишь объектом педагогического воздействия. У. оставался почти единственной формой организации учебных занятий до середины 60-х гг. 20 в.
С середины 60-х гг. в учебный процесс внедряются такие виды учебных занятий, как производственная практика учащихся, в т.ч. и на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, экскурсии, в т.ч. производственные, занятия в кружках, практикумы, семинары и пр. Однако монопольное положение официальной авторитарной педагогической теории сдерживало поиски педагогов и методистов в рамках традиционной системы обучения. Изменялись лишь отдельные элементы У. (например, его структура, продолжительность).
80-е гг. ознаменовались весьма жёсткой критикой «застойной» школы и педагогической науки. Были предложены новые типы школ, педагогические технологии, инновационные методы обучения, альтернативные учебные планы и т.д., расширялось само понятие «У.». Изменения в У. как форме организации занятий возникли и при введении т.н. концентрированного обучения (обучение «путем погружения» — для изучения в рамках одного предмета крупной темы, раздела), профильного обучения (в старших классах), создании классов выравнивания и т.д.
Однако до сих пор нерешёнными проблемами У. являются: нерациональная трата учебного времени, необходимость разноуровневого обучения, для которого неприемлема структура сложившихся классных коллективов, и др.
Сложилось несколько типов У. Наиболее распространён комбинированный У. Он состоит из организационной части (1-2 мин), проверки домашнего задания (10-12 мин), изучения нового материала (15-20 мин), его закрепления и выполнения практических заданий (10-15 мин), подведения итогов (5 мин), домашнего задания (2-3 мин). У. закрепления нового материала проводится преимущественно в старших классах в форме лекции, конференции, проблемного У., киноурока и др. У. закрепления знаний и умений осуществляется в форме семинара, практикума, экскурсии, лабораторного практикума и др. У. обобщения и систематизации имеет целью системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы. У. контроля и коррекции знаний, умений и навыков помогает оценить результаты учения, уровень обученности, степень готовности применять полученные знания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 297-298)
форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. С. 421)
Значения в других словарях
Урок что такое определение
Смотреть что такое «УРОК» в других словарях:
урок — урока, м. 1. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар., спец.). Задать урок плотникам. «Трудился… для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок.» Гончаров. || Время, потребное для выполнения этой работы (устар … Толковый словарь Ушакова
урок — См. задача, предупреждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. урок задача, зада … Словарь синонимов
УРОК — УРОК, см. урочить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
урок — УРОК, занятие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
урок — УРОК, арх., диал. – Порча (прим. авт.). – Изурочила тебя, Давыдка, шаманщица, а от уроков то кто лечит? (3. 179). ССГ 311: урок «то же»; СЮГ 399 «болезнь, вызванная сглазом» … Словарь трилогии «Государева вотчина»
УРОК — по Русской правде возмещение ущерба, который получал потерпевший из общей суммы штрафа … Юридический словарь
УРОК — основная форма организации учебных занятий при классно урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее… … Большой Энциклопедический словарь
УРОК — УРОК. Основная организационная единица учебного процесса в школе (в вузе – практическое занятие), назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения; проводится с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Урок — пераход запісаў настаўніка ў запісы вучня без прахода праз чый небудзь мозг … Слоўнік Скептыка
урок — урок; данък; оброк … Църковнославянски речник
Урок – основная форма организации педагогического процесса
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет
Реферат по педагогике на тему:
«Урок – основная форма организации педагогического процесса».
Выполнила: Константинова С.В.
1. Современный урок
2. Общие требования к современному уроку
3. Классификация уроков
С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика.
Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание.
Функция урока как орга низационной формы обучения состоит в достижении завершенной, но частичной цели, которая, например, в одном случае, состоит в ус воении нового, целостного содержания, пусть являющегося частью более обширного содержания, в другом — в частичном усвоении на уровне осознанного восприятия и запоминания.
Рождение урока начинается с осознания и правильного четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добить ся; что поможет учителю в дости жении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкрет ные дидактические задачи.
Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы общеобразовательной школы. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы, экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика.
Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и вне учебной работы. Неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.
Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого предмета непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
Урок как организационная форма обучения — явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Прежде всего, это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения — образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и его направленности на творческое развитие сущностных сил и природных задатков учащихся.
Другая тенденция развития урока проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и полноценным в социальном и нравственном отношении общением. Он выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленным на формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением этой тенденции является широкое использование диалогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной работы, увеличение доли кооперированно-групповых и, особенно, коллективных форм обучения.
Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и в сочетании с другими организационными формами обучения, в максимальном сокращении времени на проверку домашнего задания и устный опрос, в использовании этих этапов урока для решения основных дидактических задач посредством совмещения их с самостоятельной работой учащихся. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя в особом внимании к организации самостоятельной работы, увеличении времени на нее.
2. Общие требования к современному уроку
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление в требованиях.
Общие требования к уроку:
— использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
— оптимальное соотношение всех дидактических принципов и правил;
— обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учеников с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
— установление межпредметных связей;
— связь с ранее изученными знаниями, с умениями, опора на достигнутый уровень развития учеников;
— мотивация и активизация развития всех сфер личности;
— логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
— эффективное использование педагогических средств;
— связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учеников;
— формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
— формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять знания;
— тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Дидактические требования к уроку:
— четкое определение образовательных задач каждого урока;
— рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
— внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
— разумное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
— творческий подход к формированию структуры урока;
— сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учеников;
— обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
— научный расчет и мастерство проведения урока.
— определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
— постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
— воспитание детей на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
— внимательное и чуткое отношение к ученикам, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с детьми и заинтересованность в их успехах;
— гуманизация, сотрудничество, личностно-ориентированное воспитание.
— формирование и развитие у детей положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
— изучение и учет развития учеников, проектирование «зоны их ближайшего развития»;
— проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование новых качественных изменений в развитии;
— прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии школьников, оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
— физико-химические качества воздуха (проветривание помещения).
— предупреждение утомления и переутомления.
— чередование видов деятельности.
— современное и качественное проведение физкультминуток.
— соблюдение правильной рабочей позы учащихся.
— соответствие росту учащихся классной мебели.
Помимо урока как основной формы обучения в практике широко используются и дополнительные формы, к которым относятся: экскурсии, консультации, домашняя работа, дополнительные занятия. В последнее время появляются факультативы, клубы по интересам, которые служат задачам индивидуализации обучения и развития интересов учащихся.
Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития.
Недостатки : ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы.
Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.
Организация групповой деятельности.
Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку.
Дидактические требования к уроку:
— четкое определение образовательных целей и задач;
— учет принципов обучения;
— оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
— опора на достигнутый уровень;
— сочетание видов, методов и форм обучения;
— сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;
— установление межпредметных связей;
тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
Воспитательные требования к уроку:
— постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;
внимание к личности ученика.
Развивающие требования к уроку:
— формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;
— занятия на «опережающем» уровне;
— проектирование «зоны ближайшего развития»;
— прогнозирование «скачков» в развитии;
— оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.
3. Классификация уроков
Главные типы уроков:
— урок изучения новых знаний;
— урок формирования новых умений;
— урок обобщения и систематизации;
— урок контроля и коррекции;
— урок практического применения знаний и умений;
Составляется план-конспект урока:
Дата проведения и номер по тематическому плану.
Название темы и класса, где он проводится.
Цели и задачи образования, воспитания и развития.
Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап.
Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия.
Реализация принципов обучения на уроке.
Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность.
Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество.
Учебное оборудование, реквизит.
Результаты урока: достижение целей и задач, выводы.
Совершенствование урока проходит по следующим направлениям:
целеполагание и мотивация, увязывание целей с актуальными потребностями и возможностями;
методы и приемы обучения;
отношения учитель-ученик, их гуманизация, позиция ученика;
Задача оптимизации состоит в выборе целесообразных и эффективных форм обучения, направленных на реализацию цели обучения.
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного во зраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
Сущность и назначение урока в про цессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учи теля и учащихся.
Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития.
Недостатки : ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы.
Урок что такое определение
Полезное
Смотреть что такое «Урок» в других словарях:
урок — урока, м. 1. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар., спец.). Задать урок плотникам. «Трудился… для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок.» Гончаров. || Время, потребное для выполнения этой работы (устар … Толковый словарь Ушакова
урок — См. задача, предупреждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. урок задача, зада … Словарь синонимов
УРОК — УРОК, см. урочить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
урок — УРОК, занятие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
урок — УРОК, арх., диал. – Порча (прим. авт.). – Изурочила тебя, Давыдка, шаманщица, а от уроков то кто лечит? (3. 179). ССГ 311: урок «то же»; СЮГ 399 «болезнь, вызванная сглазом» … Словарь трилогии «Государева вотчина»
УРОК — по Русской правде возмещение ущерба, который получал потерпевший из общей суммы штрафа … Юридический словарь
УРОК — основная форма организации учебных занятий при классно урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее… … Большой Энциклопедический словарь
УРОК — УРОК, а, муж. 1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока. 2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать,… … Толковый словарь Ожегова
УРОК — УРОК. Основная организационная единица учебного процесса в школе (в вузе – практическое занятие), назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения; проводится с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Урок — пераход запісаў настаўніка ў запісы вучня без прахода праз чый небудзь мозг … Слоўнік Скептыка
урок — урок; данък; оброк … Църковнославянски речник