украл деньги у родителей что мне делать
Украл деньги у мамы! Что делать?!
Вопрос психологам
Спрашивает: Данила
Категория вопроса: Дети
Я хотел купить лишь одну игру и понеслось, потратил много денег. Боюсь, что мама узнает. Пожалуйста, не пишите типа «Расскажи маме». Подскажите, как исправить ситуацию!
Получен 1 совет – консультация от психологов, на вопрос: Украл деньги у мамы! Что делать?!
Пожалуйста, не пишите типа «Расскажи маме».
Пожалуйста :)! Не пишу.
Мама и так уже догадалась. ну или догадается со временем.
Реакция её предсказуема. Вы, вероятно, это знаете.
Инструкций психолог не даёт
Подскажите, как исправить ситуацию!
Во-первых, даже не написали, что вы имеете ввиду, когда просите подсказки в исправлении ситуации.. Не вернуть же в магазин игры и полученные деньги положить на место, откуда были взяты. Как Вы сами то видите исправленную ситуацию?
Уже крали у мамы (или близких людей) что-то? В планах есть повторить это (украсть)? Ну, если с рук сойдёт и мама просто пожурит и возьмёт клятву, что Вы «больше так не будете»?
Украл деньги у мамы! Что делать?!
Ктов семье/роду зависимый (алко, нарко, игро)?
Каковы отношения с отцом, какой он? Есть ли у Вас образец мужского поведения в семье (ну, откуда берете правила поведения)?
Консультирую в Москве, Орехово-Зуево и его окрестностях, по Skype
Украл деньги у родителей что мне делать
Дорогие люди, я прошу вас о помощи. Мне 14 лет. Я сорюсь с мамой очень часто и ссоримся мы из-за меня. Я не знаю, что со мной происходит. Я ворую у родителей деньги, просто так, для фигни. Я не сижу ни на наркотиках, ни на чем, только курю. Вчера она узнала то, что я опять взяла 500 рублей и опять я наказана и наказана на косметику, на гулянки, на поездку на дачу, на корманные деньги и на все украшения. И еще я устраиваюсь на работу. Мама говорит «кого я выростила? почему? за что мне?» Я думаю, что это все я. Я очень плохая дочь, очень плохая и поэтому я хочу умереть. Я думаю, что если я умру, то моей маме будет легче. Помогите.
Здравствуй! Тяга к воровству, чаще всего встречается в детском и подростковом возрасте, кстати, очень хорошо излечима в этом же возрасте. Тебе просто нужно рассказать об этом маме и вместе с ней обратится к подростковому психотерапевту. Обычно она возникает у людей, которым в детстве не хватало любви или у тех, кто в детстве пережил психологические травмы (например: развод родителей). Поговори со своей мамой, скажи, что тебе очень стыдно, и ты хочешь, быстрее избавится от этой пагубной зависимости. Это такая же зависимость, как и табакокурение, от этого тоже лучше избавится, так как очень вредно для физического и психического здоровья. Удачи тебе, надеюсь, что скоро ты победишь свои вредные привычки, построишь замечательные отношения со своими родителями 🙂
P.S В 14 все часто ссорятся со своими родителями, главное после этого мирится!
Так что выброси такие страшные мысли из головы и действуй! Успеха тебе! Не пропадай и приходи на форум 🙂
Не сердись на родителей, они хотят, как лучше. Получается не всегда, т.к. они, к сожалению, не профессиональные психологи. А иногда и у профессионалов тоже не все получается. Ребенка (а ты для своих, кстати прежде всего ребенок!!) ругают, пугают, пытаются научить тому, что сами знают. Ты вот что: не суетись, постарайся успокоиться, смени свои привычки, как-то с чем-то смирись, приглядись к похожим ситуациям в семьях друзей. Это пройдет, если ты этого захочешь. Займись чем-то кроме уроков и интернета. И не называй себя воровкой. Фу!
Привет это я (воровка),а зовут меня Аня. Я действительно верующая и давно думала о професии психолога. Я учусь в 10 классе лицея номер 581, я хожу на курсы психолога. Я могу решать чужие проблемы, а со своими ни как не разобраться. Мне кажется что я одна такая у которой только все наладиться и вдруг опять проблемы проблемы. =((((Не знаю что и сказать. Хотя большое вам спасибо, вы вселили в меня увереность, что я не воровка а нормальный человек. Я очень рада, что в наше жестоком мире есть такие отзывчивые люди. Знаете пол года назат я сидела на форуме и помогала так же как вы людям а теперь сама тут сижу, даже не вериться. Спасибо вам, вы спасли еще одного человека от самоубийства. СПАСИБО
Украл деньги у родителей что мне делать
Подростковый возраст – один из важных и в то же время сложных периодов в жизни каждого человека. Многие родители начинают хвататься за голову, когда их дети достигают 12-13 лет, так как в это время с ними происходят заметные перемены.
Конечно, есть подростки, которые радуют взрослых и в переходном возрасте, но у большинства происходят значимые эмоциональные и физические изменения, отражающиеся на их поведении. Нередко примерные и послушные мальчики и девочки становятся дерзкими, грубыми, отрицающими все и вся.
Взрослеющий ребенок пытается найти свое «место под солнцем», самоутвердиться, получить одобрение среди одноклассников, стремится вести себя как взрослый, самостоятельно принимать решения и так далее. В связи с этим могут наблюдаться и негативные явления, среди которых кражи, грабежи, злоупотребление спиртными напитками, наркотиками, воровство. О последней проблеме поговорим подробнее. Для начала целесообразно выяснить мотивы проступка.
Причины и пути решения
Нехватка любви со стороны родителей, отсутствие доверия к ним, недостаток эмоционального внимания со стороны взрослых
В данном случае воровство — крик о помощи. Возможно, подростку не уделяется внимание, потому что все свое время родители проводят на работе или родился братик (сестричка), которому достается большая часть любви. Ребенок может чувствовать себя одиноким, никому не нужным и постараться обратить на себя внимание, взяв, к примеру, деньги из кармана папы, чтобы это было замечено. Деньги, скорей всего, ему не нужны, они лишь средство достижения определенной цели. Причиной такого поступка может стать и неблагополучие в супружеских отношениях. Если подросток не находит понимания и поддержки в своей семье, воровство переходит на другой уровень. Создается ощущение, что отрицательными поступками он мстит нерадивым родителям и более счастливым сверстникам. Если воровство привлекает к нему внимание, окружающие устраивают истерики и наказывают, подросток продолжает выбранную стратегию, убеждаясь в ее правильности.
Лучшее поведение – игнорирование факта воровства, а также отношение к нему как к непримечательному событию. При таком поведении подростка с ним нужно больше общаться, поощрять хорошие действия и вырабатывать в нем чувство собственной значимости.
Эта причина одна их самых распространенных. Подросток еще зависит от родителей, мал для того, чтобы зарабатывать самостоятельно. Если родители ограничивают его в денежных средствах или вообще не дают, считая, что школьнику они ни к чему, это становится поводом для кражи. Взрослеющим детям необходимо выглядеть в глазах сверстников самодостаточными и, соответственно, распоряжаться своими деньгами. Чаще всего у подростков нет навыка рациональной траты средств, поэтому они мгновенно заканчиваются.
Чем могут помочь родители? Во-первых, необходимо научить подростка правильно распоряжаться деньгами и планировать свои покупки. Во-вторых, если есть возможность, давать ему чуть больше денег, чтобы он не выделялся среди одноклассников из-за их отсутствия. Самый простой вариант – предложить ему откладывать деньги в копилку и опустошать ее при необходимости. Также нужно сформировать в нем способность к отказу от своих желаний. Если воровство единичное, и оно было мотивировано желанием заиметь какую-либо вещь, этот случай можно рассматривать как жизненный опыт. Умейте объяснять, что у вас нет средств на все желаемые предметы доступным подростку языком. Очень хороший метод – дать подросту возможность самому заработать. Если помочь ему найти работу, он начнет относиться к деньгам более бережно и у него изменятся жизненные принципы.
В этом случае воровство – свидетельство психологического неблагополучия. Подросток ворует для того, чтобы повысить собственную значимость среди сверстников, завоевать их симпатию подарками, безделушками или угощениями. Для самоутверждения происходят «кражи для престижа», воровство «на спор». Подросток обращает на себя внимание всеми способами. Проблема кроется в семейных отношениях. Решение проблемы – работать с низкой самооценкой ребенка, сформировать навыки общения. Не лишним будет дать советы, чтобы он смог завоевать авторитет у сверстников. Еще один хороший способ – устроить праздник, пригласив всех друзей.
Иногда родители сами становятся причиной воровства у детей. К примеру, если дома обсуждают других людей, которые зарабатывают на жизнь нечестными путями, показывая свою зависть к ним. Неадекватная установка формируется даже когда подросток изо дня в день слышит такие фразы: «Работаешь без отдыха, надрываешься, а толку нет. А вот наш сосед ворует на работе и живет, ни в чем себе не отказывая». В итоге подросток приходит к выводу, что есть легкие пути к хорошей жизни и можно жить на одном воровстве. Мотивами могут стать пример незаконно нажитого богатства, жизнь более обеспеченных сверстников. Если ребенок видит, как мама проверяет карманы отца после зарплаты или, к примеру, родители воруют картошку с соседнего участка, это лишь покажет «прелесть» и безнаказанность воровства. Чтобы у подростка не возникло подобных мыслей, следует воздержаться от негативных разговоров при детях. Лучше направить все усилия на то, чтобы он развивал сильные стороны, за счет которых сможет утвердиться в жизни и не считать чужих денег.
Вымогательство со стороны взрослых ребят
Если у подростка вымогают деньги другие ребята, родители могут об этом и не знать. Из дома систематически будут пропадать вещи, деньги, все это будет происходить незаметно. В этой ситуации ребенку проще «платить дань», чем признаться родителям. В этой ситуации вмешательство взрослых просто необходимо. Если не получится урегулировать проблему путем мирных переговоров, стоит обратиться в полицию.
Клептомания является психологической болезнью. Ребенок, не испытывающий ни в чем нужду, ворует вещи и деньги, так как не может справляться с возникающим искушением из-за своей импульсивности. Болезнь встречается редко, требует консультации психиатра или психоневролога.
Общие правила для родителей
· Узнав о воровстве, родители испытывают сильнейшие эмоции — гнев, негодование, ярость. Крайне важно не дать волю негодованию и подождать, когда уляжется первая волна гнева. Серьезный разговор нужно проводить в спокойном состоянии, без истерик и скандалов. Выясните причину проступка, выслушайте ребенка и без лишних эмоций дайте понять, насколько огорчены фактом воровства. Преследуйте цель донести до сознания глупость совершенного действия, не запугивая.
· Разговор стоит проводить без посторонних, в доброжелательной форме. Спокойная беседа и совместный поиск выхода – это то, что требуется ребенку.
· Категорически нельзя предсказывать криминальное прошлое, пугать тюрьмой и называть подростка преступником, вором. Не большую пользу приносит сравнение с другими детьми – из-за этого ребенок не будет чувствовать себя пристыженным.
· Не судите, если вина ребенка не очевидна или есть сомнения в истинных причинах поведения.
· Не просите подростка клясться в чем-либо. В подростковом возрасте клятвы — лишь ни к чему не нужные слова.
· Ребенка нельзя судить публично. Также не стоит настаивать на демонстрационных извинениях.
· Если деньги украдены у родителей, стоит посвятить подростка в свои планы на эти средства. Для закрепления полезно будет сократить семейный бюджет и, к примеру, несколько недель не покупать сладкого, пока не будет набрана украденная сумма.
· После того как ситуация была разобрана, больше к ней не возвращайтесь.
Воровство – шаг отчаяния. Это тревожный сигнал, который взрослые не должны оставлять без внимания. От стратегии поведения взрослых зависит дальнейшее поведение подростка и вся его жизнь.
Марина Милютина, педагог-психолог МОУ «Гимназии №1»
Ребенок украл деньги: 9 вещей, которые стоит сделать родителям
Ребенок украл деньги. Вытащил из вашего кошелька или тумбочки, был уличен, и теперь ни вы, ни он не знаете, что с этим делать. Это полный педагогический провал родителей или первый звоночек об уголовном будущем отпрыска?
Ни то, ни другое. Это просто ситуация, «рабочий момент», который случается во многих семьях. По понятным причинам такое поведение детей мало кто афиширует за пределами дома. Чтобы не перестали пускать в гости и не начали пересчитывать ложки после визита. Финтолк расскажет о девяти вещах, которые стоит сделать родителям, поймавшим ребенка на краже денег.
1. Успокоиться
В любой непонятной ситуации — успокойтесь. Это золотое правило, которым нужно пользоваться при любых происшествиях в семье. Понятно, что успокоиться не хочется. А хочется отругать / выпороть / поставить в угол / рассказать о суровых тюремных буднях (которые мелкого воришку ждут в будущем). А еще пожаловаться мужу/жене, упомянув, что это именно его/ее воспитание довело ребенка до криминала. Сгоряча вы только усугубите ситуацию, потом придется разруливать не только кражу, но и нанесение легких телесных.
Если речь о подростке, то в ответ на ваши обвинения он непременно выкатит свои — устанете уворачиваться. А потом еще, вполне возможно, уйдет из дома, хлопнув дверью.
Чтобы успокоиться в такой непростой и травмирующей ситуации, постарайтесь отвлечься. Если сына или дочь не везут на допрос по обвинению в финансовом преступлении прямо сейчас, то разборки вполне подождут до завтра. Ну или хотя бы до тех пор, пока вы сможете дышать не через раз и разговаривать спокойным тоном.
2. Разобраться в ситуации
Вообразите себя детективом: вам предстоит разгадать очень запутанную историю. И желательно, чтобы в процессе никто не пострадал. Для начала нужно удостовериться, что кража точно была — если стопроцентных доказательств нет, то, возможно, кто-то что-то не так понял.
Обвинив невиновного ребенка, вы потеряете гораздо больше своего авторитета, чем если оставите кражу безнаказанной. Так что поосторожнее с обвинениями. Сначала несколько раз перепроверьте: может быть, вы потратили деньги и забыли, куда-то их переложили или их забрал другой взрослый член семьи и не предупредил вас. После этого можете спросить ребенка:
«У меня в кошельке вчера было 2 000 рублей, а сегодня осталось только 1 500, ты не знаешь, куда делись еще 500 рублей?»
По реакции ребенка, скорее всего, будет видно, знает он или нет. Но не каждый поспешит признаться в содеянном. Многие дети предпочтут дождаться, пока вы отвлечетесь, и незаметно подложат купюру обратно. Как будто так и было.
Другие денег не вернут (особенно если они их потратили) и будут стоять до последнего: не брал, не видел, не знаю, чего ты ко мне цепляешься. Если детей в семье больше одного, возможен «перевод стрелок» на братьев и сестер. Но зато братья и сестры обычно знают друг о друге больше, чем взрослые, и могут стать свидетелями — как обвинения, так и защиты.
3. Понять причину
Расследование окончено, и вы убедились, что ребенок деньги все-таки взял. Дальше что?
Дальше важно понять, почему он это сделал. Возможно, ему просто захотелось что-то купить — и это не худший вариант. Хуже, если ребенок украл деньги, чтобы отдать их вымогателям, или попал в какую-то другую опасную ситуацию.
Может быть, он не рассказал вам об этом и не попросил помощи, чтобы не беспокоить вас. Подумал, что взять деньги без спроса и решить проблему самостоятельно будет наименьшим из зол.
Маленькие дети могут стащить деньги просто потому, что не понимают, что они чужие: монеты и купюры лежат дома, на виду. Их берет тот, кому они нужны, — и тратит. Вот и ребенок поступил так же. Подростки уже наверняка понимают, что делают что-то не то, когда присваивают часть семейного бюджета. И нужно разобраться, какой мотив их к этому побудил.
4. Обсудить
Выяснить причину поступка можно только в диалоге. Обсудите с ребенком, что толкнуло его на такой шаг. Если он не может сформулировать ответ — предложите свои варианты:
Ты очень хотел купить эту игрушку / чипсы / п одарок другу?
Тебе не хватает денег, которые мы тебе даем?
Кто-то попросил/заставил тебя взять эти деньги и отдать ему?
Объясните, что если возникают опасные ситуации, не нужно стесняться и скрывать это от вас. Вместе вы быстрее справитесь с проблемой. А если ребенок просто пошел на поводу у своих хотелок, то расскажите ему, почему это путь в никуда. Приведите примеры людей из вашего окружения, которые так же шли по легкому пути и в итоге не состоялись в жизни, а возможно, даже попали в тюрьму.
Иногда дети пользуются родительскими кредитками для оплаты разных бонусов в онлайн-играх. При этом они понимают, что такой платеж легко отследить и вы рано или поздно заметите списания. Если желание играть сильнее чувства самосохранения, то, возможно, у ребенка игровая зависимость. Справиться с ней самостоятельно очень сложно: даже если вы выкинете компьютер в окно, геймер найдет возможность играть у друзей. Только вы его будете видеть все реже и реже.
Объясните ребенку, что воровство — это уголовное преступление, и если бы он взял деньги не у вас, а у постороннего человека, то имел бы серьезные проблемы с законом.
5. Помочь искупить вину
Результатом вашей беседы в идеале станет полное осознание ребенком своей ошибки. Но спускать это просто так не стоит, чтобы поведение не закрепилось. Все деньги, которые еще не потрачены, должны быть возвращены. Если сумма уже ушла в неизвестном направлении, то надо определить — какая. Эту сумму ребенок должен каким-то образом возместить.
Например, если вы даете сыну или дочери карманные деньги, то вычитайте половину каждый раз, пока долг не будет погашен. Так ребенок быстрее и яснее осознает: взял чужое — это нужно вернуть.
Если в планах была покупка чего-то дорогого для ребенка: нового телефона, компьютера, велосипеда, — то сумму покупки можно урезать на сумму долга. Будет телефон попроще или подержанный велосипед.
6. Выработать правила
Составьте правила обращения с семейными деньгами. Кто, на какие нужды и в каком размере может брать деньги из условной «тумбочки».
Если до этого случая у ребенка не было своих денег, то, возможно, вы решите их ему давать. В таком случае определите комфортную для всех сумму и регулярность дотаций. И соблюдайте график.
7. Избавить от искушения
Даже если ребенок раскаялся и пообещал больше никогда не брать денег без спроса, не стоит его лишний раз провоцировать. Уберите карты и наличку из общего доступа. Если посылаете ребенка в магазин — сверяйте сдачу по чеку. Не бросайте свой кошелек где попало. Контролируйте по максимуму, хотя бы первое время.
8. Предложить альтернативу
Чтобы у ребенка не возникало желание утащить деньги из вашего кошелька, предложите ему легальный способ заработка.
Некоторые родители платят фиксированную сумму за хорошие оценки в школе: за все или только по определенным предметам. Другие «нанимают» детей на работу по хозяйству: прополоть огород, перекопать грядки, покрасить сарай.
Еще вариант: предложить ребенку продать ненужные вещи на «Авито», только список вещей согласуйте заранее. Договоритесь, как будете делить деньги: пополам или в другой пропорции.
Преимущество заработка перед карманными деньгами в том, что его величину ребенок определяет сам. К тому же в его голове закрепляется понимание: больше поработал — больше получил.
9. Забыть
Если вы все сделали правильно, то ситуация больше не повторится. Не стоит вспоминать о ней вслух больше никогда.
Например, обсуждая с ребенком его новые проступки, использовать напоминание как аргумент в споре:
«А помнишь, ты у меня деньги воровал? Тоже говорил, что не виноват!»
Или на семейных посиделках рассказывать всем родственникам:
«Что там ваша Саша! Вот наша Маша в детстве воришкой была!»
Учите своих детей не только честности, но и уважению к чувствам других людей. Не превращайте их прошлые провинности в вечный повод для манипуляций.
Подросток ворует деньги у родителей советы психолога
Любой детский психолог прекрасно знает – практически каждый в детстве хоть единожды что-то украл. И это абсолютно нормально.
В зависимости от возраста причины воровства могут очень различаться.
Например, малыш даже не отдает себе полного отчета, что такое «мое», и что такое «чужое». Фантазии и реальность в его сознании могут быть причудливо переплетены, и границы между ними очень размыты.
Дети дошкольного возраста тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них очень силен эгоизм. Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было очень заботиться о себе, чтобы выжить.
Около 6 — 8 лет начинают формироваться основы морали. Младшие школьники уже начинают соотносить свои поступки с интересами и мнением других людей. Тем не менее, нормальный ребенок, а нередкко и подросток, довольно легко идет на кражу. Почему?
Причины детского воровства
Кража из лучших побуждений
Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.
Очень хочется, не устоять
Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И — рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.
Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко — в тайничок и т.п.
Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около 19-21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.
С помощью специальных упражнений можно развить самоконтроль. Этим мы занимаемся на тренингах КУБ.
Необходимость обладать знаковой вещью
Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.
Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.
Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда…
Чтобы разорвать этот порочный круг, ребенку необходимо укрепить самооценку и научиться общаться. Этому посвящены наши тренинги.
Стресс и потеря самоконтроля
Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей. Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе. При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.
Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.
Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: — Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!
Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного — вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви. Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс. А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.
На наших тренингах ребята учатся преодолевать стресс и регулировать свои эмоции.
Подражая друзьям
Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим — сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:
Кража как месть
Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.
Не предавайте огласке
Итак, еще одна ошибка: никогда не предавайте огласке подобные инциденты. Детская психика слишком хрупка для подобных испытаний. Даже взрослому человеку пережить публичный позор трудно. Раньше даже существовало наказание, когда преступника приковывали к «позорному столбу». Не поступайте так со своим ребенком. Все вопросы должны решаться не силовыми (и уж никак не физическими!) методами в узком кругу семьи. Запомните, если ребенок ворует, то скорее всего это никак не связано с «дурными генами» его предков, вероятнее всего, это свидетельство того, что в Вашей семье есть проблемы.
Либо это связано с недостатком тепла и понимания со стороны родителей, либо Вы что-то упустили в общественной жизни ребенка. Примечателен случай с 6-летним Иваном. Мальчик регулярно крал деньги у мамы и прятал их под матрас. Мама, перестилая кровать, каждый раз их находила и все повторялось заново: он крал, мама находила. На приеме выяснилось, что семья неполная, отца нет, мама с утра до вечера на работе, ребенок с няней. Когда он прятал деньги, он знал, что мама это обнаружит и будет ругаться. Ребенок объяснял ситуацию так: зато мама сидит у меня на кровати, разговаривает, а потом целует на ночь. «Разговаривает» — это пытается объяснить, почему красть не хорошо. Из дальнейшей беседы стало ясно, что ребенок не слышит этих объяснений, он просто таким образом провоцирует маму на общение с ним.
Итак, вы узнали, что ребенок украл. Что делать?
Тут еще надо заметить, что наша взрослая реакция на разницу в стоимости похищенного предмета и реакция детей очень отличается. Взрослые могут снисходительно отнестись к похищенной конфете или красивой наклейке, и прийти в ужас, если ребенок присвоил чужой телефон. А вот ребенку это безразлично. Для него важна только сила его желания завладеть этим предметом.
Сначала несколько категорических: чего точно НЕ ДЕЛАТЬ.
Не угрожать!
Часто родители, будучи в шоке от того, что их чадо совершило этот непростительный и ужасный, по их мнению, поступок, начинают пугать ребенка разговорами про тюрьму и полицию.
Пока дети малы, они часто не могут соотнести свой проступок, не такой уж страшный, по их мнению, с теми ужасами, которыми стращают родители.
Тут очень важно, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо. И если уж речь зашла о полиции или тюрьме, то вы будете «адвокатом», а не «обвинителем».
Без ярлыков
«Ты — вор!», «Да тебе одна дорога — в тюрьму», «Уголовник! Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!». А иногда можно услышать даже – «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!» Если вы на секунду остановитесь и подумаете, то сразу увидите, что здесь совершенно нарушен масштаб: воровство – безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.
З. Без сравнений!
С собой в детстве, с другими детьми и т.п. Во-первых, кто без греха? Каждый совершал поступки, о которых стыдно вспоминать. Каждый. Если вам удастся убедить ребенка в его «плохости», это только поспособствует следующему проступку. Ведь если он плохой, безнадежный, хуже всех – то к чему стараться и удерживать себя от соблазнов? У ребенка с такой самооценкой уже не будет веры в свою способность противостоять искушению, и он легче поддастся ему снова.
Вы же помните, наша цель — укрепить самооценку ребенка.
Обвинения и наказания опасны еще и тем, что ребенок будет сожалеть не о том, что совершил плохой поступок, а что был уличен, и постарается повторить свой подвиг, но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Думаю, мы стремимся не к этому. Во-вторых, задайте себе вопрос: в чем ваша цель сейчас? Разве вы хотите унизить и раздавить ребенка? Думаю, нет. Вы хотите его удержать от совершения плохих поступков в будущем. Но ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс. А вы уже знаете, стресс снижает способность к самоконтролю.
Не при свидетелях
Ни в коем случае не проводить разборки при посторонних. Дяди, тети, друзья, школьная учительница — не надо. Только наедине. Недаром классика воспитания гласит: похвала — прилюдно, выговор — наедине. Все то, что было написано в первых трех пунктах, усилится публичностью позора. Помним про стресс, самоконтроль и самооценку.
Кто старое помянет…
Если вы не хотите укрепить ребенка в вере, что он «плохой», что он «вор», не припоминайте это его прегрешение в будущем. Особенно, если его новое «преступление» будет совсем другого рода. Например, плохая оценка, немытая посуда, беспорядок в комнате.
Ценность денег
Кроме того, нужно помнить, что для ребенка суммы 50 копеек и 50 рублей нередко не имеют разницы. Не зная цены деньгам, малыш часто не осознает размера наносимого семье ущерба, поэтому довод «ты знаешь, что это огромная сумма» на него не подействует. Например, когда у 5-летней Машеньки, регулярно таскавшей у родителей и бабушки «железные» деньги, спросили, что бы она выбрала: 10 монеток по 10 копеек или одну большую монетку «5 рублей», то девочка без раздумий ответила — 10 монеток, конечно!
В большинстве своем дети имеют представление о сумме и ценности, но не думайте, что ребенок не посмеет взять пачку денег, откладываемую на летний отпуск. В идеале — ребенок вообще не должен знать, где находится семейная копилка.
Вполне может случиться так, что не понимая ценности «бумажек», Ваш малыш легко отнесет эти «фантики» в детский сад поиграть, как сделал 6-летний Вадим. Когда мама причитала на приеме у психолога, что она бы «еще поняла, если бы сын взял небольшую сумму, но унести из дома все деньги», ее с трудом удалось убедить, что ребенок не замышлял «преступление века». Видя, как дорожат родители этими бумажками, он решил отнести их в группу. У Вадима не складывались отношения с детьми, и таким образом он хотел завоевать внимание одногруппников и найти друзей.
Так как же на ребенка воздействовать?
Объяснить
Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено. Как другие люди относятся к тем, кто ворует. Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое. Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.
Поддержать
Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик. Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно. Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь. Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу.
Выяснить причины воровства
Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить. Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон…) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс). Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит.
Исправить
Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.
7 – летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот. Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами. А главное, надолго запомнилось.
11 – летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение. Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи. Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла. Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.
Что делать если вы заметили, что подросток ворует деньги у родителей?
Вы заметили, что ребёнок ворует! Обычно реакция родителей, которые узнали об актах воровства, совершённых их ребёнком, бывает достаточно жёсткой. Оно и понятно: родители переживают за своё чадо, боятся, что такое поведение может закрепиться. Иногда родителям не совсем понятно, что делать, если акт воровства не единичный. Для начала лучше успокоиться и, первым делом, попытаться исключить ситуацию «вынужденного воровства», например, когда у вашего ребёнка деньги вымогают. Или, к примеру, он сам решил «помочь» заметить, что эти ситуации не равнозначны. Надо обязательно объяснить ребёнку, каковы могут быть последствия в случае повторения актов воровства, рассказать об основных правилах жизни людей в социуме и государстве и объяснять необходимость их соблюдения. Далее следует проанализировать, не изменилось ли что-либо в жизни вашего ребенка и/или вашей семьи. Если видимых изменений вы не регистрируете, значит, изменился сам ребёнок и теперь вам следует скорректировать своё отношение к нему. Родители должны показать ребёнку возможный размер кредита доверия. Так сказать, авансом.
Причины воровства в среде подростков
Факты воровства могут быть обусловлены несколькими причинами. Например, родители могут не брать в расчёт новые потребности ребёнка, удовлетворение которых позволяют ему чувствовать себя уверенно в среде сверстников (одежда, гаджеты, билеты на концерты). Это не вопрос финансового положения семьи, а вопрос отношения к подростку, когда родители, всё сами за него решают. С определённого момента своего развития подросток нуждается в том, чтобы его мнение учитывалось родителями. Возможно, при помощи ворованных денег подросток пытается завоевать положение в референтной группе (в своей компании) через демонстрацию либо реализацию своей полезности. Следует объяснить подростку сомнительность подобных ценностных ориентиров и попытаться в дальнейшем помочь ему завести нормальных друзей (например, среди детей своих знакомых, в спортивной секции). Возможно, воровство подростка мотивированно желанием обладать какой-либо вещью, даже вполне пустяковой, с точки зрения старших. Если такое спонтанное воровство единично – его можно расценивать как важный жизненный опыт, проживание соблазна, совершения проступка, стыда, раскаяния и разочарования (последнее очень важно), главное, чтобы такие факты не повторялись. Формирование способности к отказу от своих желаний, понимание совести может происходить и таким образом. Иногда подростковое воровство – это попытка привлечь внимание родителей (особенно если родители реагируют достаточно эмоционально).
Как успешно бороться с подростковым воровством
В этом случае полезно обратиться к психоаналитику. Украденные деньги или вещи, купленные на них, воспринимаются как символическое замещение родительской любви и участия. В таких случаях воровство – это своеобразный акт протеста или способ разрядить постоянное напряжение в отношениях. Следует поработать над изменением психологического климата в семье. Любому подростку крайне важно, чтобы родители интересовались его проблемами и жизнью в целом, выслушивали, чтобы его не осуждали. Важно, чтобы родители уважали его мнение и оказывали поддержку в сложных ситуациях, а не только наказывали за каждый проступок. Когда у родителей хватает мудрости, терпения и мужества, ребёнок чувствует любовь к нему, поддержку, внимание и собственную защищенность. Важно не «воевать» с подростком, а вместе с ним искать выход из сложного положения. Устраивая «разбор полётов», лучше разговаривать с подростком без обвинений. Надо попытаться понять его цели и проблемы. Родителям важно понимать, что отсутствие должного доверия не способствует нормальному диалогу. Восстановление доверия – процесс длительный и многотрудный. Надо понимать, что доверие должно быть обоюдным. Когда ребёнок осознает, что ваша цель – понять его, а не только наказать (в какой-либо форме это всё-таки нужно сделать), он сможет настроиться, выработать правильную стратегию поведения и не повторять ошибок в дальнейшем. Наказание не должно быть слишком жёстким и, тем более, жестоким. Однако наказание должно создать для подростка неудобную для него обстановку на период не слишком короткий (недели-двух, на первый случай, достаточно). В результате подросток должен наглядно увидеть невыгодность таких проявлений, как воровство. Правильно выбранная родителями линия поведения обычно приводит к желаемому результату в течение если не приводит, значит, точно следует обратиться к психологу или даже к психиатру.