уик рф не предусмотрен такой вид контроля или надзора за деятельностью учреждений и органов как
Статья 19 УИК РФ. Контроль органов государственной власти
Федеральные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации.
Комментарии к ст. 19 УИК РФ
Под контролем понимается вид деятельности, осуществляемый в целях организации выполнения законов и иных нормативных правовых актов, соблюдения законности, должного использования финансовых средств и имущества, организации работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан. Видами контроля являются: контроль органов государственной власти, судебный, прокурорский (надзор), ведомственный, общественный.
Статьи 10 и 11 Конституции РФ провозглашают, что государственная власть в Российской Федерации подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ. В соответствии с принципом разделения властей каждая из ветвей власти выполняет только ей свойственные функции, подразделяемые по видам государственной деятельности. Особое место в системе органов государственной власти занимает Президент РФ. Не относясь ни к одной ветви власти, Президент РФ, являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод граждан, обеспечивает согласованность и взаимодействие между ними.
В комментируемой статье установлено, что за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль осуществляют только федеральные органы государственной власти. До внесения изменений в эту статью Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ правом контроля обладали также органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Однако п. 4 ч. 1 ст. 38 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания, наделяет правом контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы также законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Нет ли противоречия между двумя этими главными для отрасли уголовно-исполнительного права законами? Здесь затрагивается важная для теории данной отрасли права проблема: может ли уголовно-исполнительное законодательство развиваться как отрасль, находящаяся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, или по-прежнему останется в исключительном ведении Российской Федерации, как это закреплено в п. «о» ст. 71 Конституции РФ. Законодатель недвусмысленно выразил свою позицию в упомянутом Федеральном законе от 22.08.2004 N 122-ФЗ, не только изъяв у органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления контрольную функцию, но и возможность повышать осужденным размер расходуемых ими средств, признав утратившей силу ч. 4 ст. 88 УИК РФ. В то же время рассогласованности в отношении контроля, по существу, нет и в настоящее время, поскольку Закон об органах, исполняющих уголовные наказания, наделяет субъекты РФ и органы местного самоуправления правом контроля только за уголовно-исполнительной системой, а не за всеми учреждениями и органами, исполняющими наказания. В состав последних входят в том числе суды (см. комментарий к ч. 3 ст. 16 УИК РФ) и командование воинских частей, правом контроля за которыми указанные субъекты не обладают.
СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4683.
СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3841; 2005. N 19. Ст. 1787.
СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478; N 45. Ст. 4376; 2005. N 23. Ст. 2197; 2007. N 6. Ст. 680; N 10. Ст. 1147.
СЗ РФ. 2006. N 39. Ст. 4075.
Особое место в системе государственного контроля деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, занимает Уполномоченный по правам человека в РФ. В соответствии со ст. 1 Закона об Уполномоченном по правам человека целями деятельности Уполномоченного являются обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Рассматривая поступившие в его адрес жалобы на решения или действия государственных органов или должностных лиц, при условии, если заявитель ранее уже обжаловал эти действия или решения в судебном или административном порядке, но не удовлетворен принятым решением, Уполномоченный согласно ст. 23 названного Закона вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, и проводить проверку их деятельности.
Статья 38. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы
Информация об изменениях:
Статья 38. Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы
Контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы осуществляют:
1) Федеральное Собрание Российской Федерации;
2) Президент Российской Федерации;
3) Правительство Российской Федерации;
4) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
ГАРАНТ:
См. Порядок организации контроля в уголовно-исполнительной системе по зональному принципу и рекомендации по ведению контрольно-наблюдательного дела территориального органа ФСИН России» (учреждения уголовно-исполнительной системы), утвержденные приказом ФСИН России от 28 августа 2010 г. N 378
См. Инструкцию об организации и проведении плановых проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции РФ федеральных служб, утвержденную приказом Минюста РФ от 27 октября 2009 г. N 361
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления контролируют деятельность учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля имеют право:
1) Президент Российской Федерации;
2) Председатель Правительства Российской Федерации;
3) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека;
4) президенты, главы органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий;
5) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то Государственной Думой или законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации;
6) Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории;
7) главы органов местного самоуправления в пределах соответствующих территорий;
8) члены общественных наблюдательных комиссий, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в пределах соответствующих территорий;
ГАРАНТ:
См. Положение о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий, утвержденное приказом ФСИН России от 28 ноября 2008 г. N 652
11) Министр юстиции Российской Федерации.
Иные лица посещают учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы по специальному разрешению руководства этих учреждений и следственных изоляторов или территориальных органов уголовно-исполнительной системы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными и лицами, заключенными под стражу, наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения, исполняющего наказания, или следственного изолятора видеть беседующих, но не слышать их.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 38 настоящего Закона
Статья 22 УИК РФ. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Комментарии к ст. 22 УИК РФ
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 1999. N 7. Ст. 878; N 47. Ст. 5620; 2000. N 2. Ст. 140; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5018, 5030; 2002. N 26. Ст. 2523; N 30. Ст. 3029; N 40. Ст. 3853; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 29. Ст. 2906; N 45. Ст. 4586; 2007. N 10. Ст. 1151; N 24. Ст. 2830; N 31. Ст. 4011.
Прокурорский надзор в соответствии со ст. ст. 2 и 11 указанного Закона является важной гарантией обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства и осуществляется Генеральной прокуратурой РФ, прокуратурами субъектов РФ, приравненными к ним военными и другими специализированными прокуратурами, прокуратурами городов и районов, другими территориальными, военными и иными специализированными прокуратурами.
Глава 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» четко очерчивает предмет деятельности органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест предварительного заключения под стражу: 1) законность нахождения лиц в местах принудительного содержания и применения принудительных мер медицинского характера, назначенных судом; 2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; 3) законность исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Для осуществления своих функций по надзору прокуроры обладают широкими полномочиями: с целью проведения проверок в любое время имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, и знакомиться с основаниями содержания лиц под стражей, осуждения либо применения принудительных мер медицинского характера; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права указанных лиц; проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации.
При обнаружении нарушений законности прокурор вправе требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях, отменять признанные им незаконными дисциплинарные взыскания, наложенные на осужденных, заключенных под стражу или помещенных в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением. До рассмотрения протеста прокурора действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.
Прокурор или его заместитель своим постановлением обязан немедленно освободить каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого предварительному заключению или помещенного в психиатрическую больницу специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Помимо полномочий, предоставляемых органам прокуратуры Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уголовно-исполнительное законодательство наделяет их дополнительными правами, связанными с надзорной деятельностью. Так, Генеральный прокурор РФ согласовывает принятие таких значимых для исполнения наказаний нормативных правовых актов Минюста России, как Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний, Правила внутреннего распорядка исправительных центров (до настоящего времени не приняты). Главный военный прокурор согласовывает принятие Минобороны России Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.
Участие прокурора как контролирующего органа в процессе исполнения наказаний, регламентируемое уголовно-исполнительным законодательством, сводится к трем основным функциям: 1) предварительное санкционирование (согласование) действий администрации или иных государственных органов; 2) последующее уведомление о ранее произведенных администрацией действиях; 3) обязательное личное присутствие.
Санкция (согласие) прокурора необходима в следующих случаях: для водворения в штрафной изолятор на срок до 30 суток осужденного к ограничению свободы, злостно уклоняющегося от отбывания наказания (ст. 58 УИК РФ); для оставления либо перевода осужденного в следственный изолятор при его привлечении к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве (ст. 77.1 УИК РФ); для введения в исправительных учреждениях или дисциплинарных воинских частях режима особых условий (ст. 85 УИК РФ, ст. 10 Положения о дисциплинарной воинской части); для задержания органами внутренних дел на срок не более 30 суток осужденного, которому был предоставлен выезд из исправительного учреждения, уклонившегося от возвращения в установленный срок (ст. 97 УИК РФ); для перевода осужденного, содержащегося в тюрьме, в одиночную камеру (ст. 131 УИК РФ); для оставления в воспитательных колониях осужденных, достигших возраста 18 лет (ст. 139 УИК); в целях использования учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (ст. 5.1 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания); для установления режимных требований в пределах границ территорий, прилегающих к учреждениям уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания).
Обязательное личное присутствие прокурора необходимо при: составлении акта об отказе осужденного к смертной казни от обращения с ходатайством о помиловании и удостоверении такого акта (ст. 184 УИК РФ); исполнении смертной казни (ст. 186 УИК РФ).
Уик рф не предусмотрен такой вид контроля или надзора за деятельностью учреждений и органов как
УИК РФ Статья 16. Учреждения и органы, исполняющие наказания
(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.
(часть первая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.
4. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
5. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.
9. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.
10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
11. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.
(часть 12 в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций, которые также осуществляют контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.
(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 14-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Учреждения, указанные в частях четвертой, пятой, седьмой, седьмой.1, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы.
(в ред. Федеральных законов от 09.01.2006 N 12-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
Статья 16 УИК РФ. Учреждения и органы, исполняющие наказания.
1. Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.
2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.
3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.
4. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
5. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.
7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
7.1. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.
8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.
9. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.
10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
11. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.
13. Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций, которые также осуществляют контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.
14. Учреждения, указанные в частях четвертой, пятой, седьмой, седьмой.1, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы.