ударение что такое ударение 1 класс школа россии
Конспект урока по русскому языку на тему «Ударение» (1 класс)
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Ударение (общее представление)»
Учитель начальных классов Верзунова Ю.А.
Тема: Ударение (общее представление)
— дать обучающимся понятие об ударении;
— выработать алгоритм определения ударного звука и слога;
— научить применять полученные знания, умения и навыки при выполнении нестандартных заданий;
— прививать интерес к изучению русского языка.
устойчивая положительная мотивация к учебной деятельности.
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; составлять целое из его частей; на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
адекватно реагировать на обращение учителя; использовать в общении правила вежливости; участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре); иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию.
закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
Оборудование: карточки с текстами заданий, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
– Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные глазки. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Поздороваемся с гостями: «Здравствуйте». Сегодня нас с вами ждут интересные открытия. В ходе урока, как обычно, вам нужно совершенствовать свою учебную деятельность.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Очень звОнок наш звонОк,
-Что вас заинтересовало в этом предложении?
(Слова пишутся одинаково, произносятся по-разному).
А сейчас послушайте внимательно сказку и определите тему нашего урока.
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Зам ó к и сказал:
— Как вы думаете, о чём будем говорить на сегодняшнем уроке?
— Какие учебные задачи мы можем поставить перед собой? (варианты ответов детей)
1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль
2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)
-А для чего надо знать эту тему? (чтобы наша речь была понятной и правильной).
– Что надо записать? ( 10 апреля. Классная работа )
— Давайте повторим, как пишется строчная буква у.
— А теперь красиво напишем слово « ударение»
-А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и, поиграем в учителя. Проверьте, правильно ли ваш сосед написал заданное слово.
-Назовите гласные и согласные буквы в слове « ударение»
— Разделите слово на слоги. ( у-да-ре-ни-е)
— Сколько в нём слогов? ( 5 )
— Как проверить сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
— А теперь разделите слово на слоги для переноса (уда-ре-ние)
Постановка учебной задачи .
Чтобы добиться поставленных задач, мы должны в ходе урока ответить на следующие вопросы. (Выставляю карточки на доску.)
— Что такое ударение?
— Какой слог называется ударным, безударным?
-На какой звук падает ударение?
-На какой слог может падать ударение?
-В каких словах ударение не ставится?
— Какова роль ударения?
— Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы.
— Какой путь выберем мы? (второй)
Изучение нового материала.
Стоит дом. Кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа)
— Давайте ещ ѐ раз правильно произнес ё м слово школа.
— Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог
(Его мы произносим с большей силой и длительностью).
— Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой)
— Так что же такое ударение?
(Выделение в речи одного из слогов слова)
— Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.
Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.
Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.
Самостоятельная работа в тетради с проверкой по эталону.
– Напишите в тетрадях названия птиц выписанных нами в словарик для словарных слов и поставьте в этих словах ударения ( воробей, ворона).
-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать слова так, чтобы мы услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет работать за доской для проверки.
( е, о,) это буквы гласных звуков.
— Проверьте задание, оцените себя.
— Что вы заметили, выполняя это задание?
(Ударение падает на гласный звук)
Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.
— Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)
А сейчас поиграем в игру «Хлоп-похлоп».
-Я хлопаю в ладоши столько раз, сколько слогов в слове, причем один хлопок звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с доски: весна, ученик, мама, Белоснежка.
— Какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.) Оцените свою работу.
Третий вывод : ударение может падать на любой слог.
Предлагаю поиграть в игру “Волшебник”.
А вы умеете изменять слова? Давайте поиграем! Я читаю слова отображенные на слайдах, а вы произносите эти слова, выделяя голосом подчеркнутый слог ( пол ки – пол ки , за пла чу – запла чу , хло пок – хло пок , про пасть, про паст ь, мел ки – мел ки , па ры – па ры , доро га – до ро га).
— Запишите слова и обозначьте в них ударение.
— Прочитайте задание в упр.9 на с. 43.
— Что нужно сделать со словом сорока? (Переписать в словарик для словарных слов).
Подведение итогов урока.
– Перед вами начало предложения. Вам необходимо правильно их закончить, подобрав необходимые слова.
— Ударение может падать…
— Не ставят ударение…
— Какая цель стояла на уроке? (Находить ударный слог, ударный звук)
– Достигли этой цели, овладели этим умением?
Урок русского языка в 1 классе по теме «Ударение» УМК «Школа России»
Выбранный для просмотра документ Ydarenie 1 klacc_4.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русский язык 1 класс
утка мыши баран муха коза ворон лев конь лист уж рак кот
Пе-нёк, ко-ни, ку-бик, Оль-га.
Молодцы! Спасибо за урок!
Выбранный для просмотра документ Конспект урока по русскому языку.docx
Конспект урока по русскому языку
в 1 «Б» классе (Школа России)
Тема: «Ударение (общее представление)»
— способствовать развитию фонематического слуха учащихся;
— стимулировать интерес к наблюдению за речью (показать, что от ударения зависит смысл слова);
— совершенствовать каллиграфические навыки,
— учить строить речевые высказывания.
Задачи: 1) учить правильно ставить ударения в словах,
2) развивать речь учащихся, познакомить со значением новых слов,
3) воспитывать коммуникативные качества:
· умение слышать друг друга и учителя,
· учить вести учебный диалог.
ставить правильно ударение в словах, определять лексическое значение слова (на основе ударения)
· проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
· понимать причины успеха в учебной деятельности
(Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
(Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)
(Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника)
(Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
— презентация к уроку
— учебник « Русский язык» 1 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. по ФГОС,
программа «Школа России»
— мультимедийное приложение к учебнику
I . Организационный момент:
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
II . Минутка чистописания:
— Откройте тетради, сядьте правильно, пропишите мин. чистописания.
— Запишите дату, классная работа
III . Актуализация знаний
(на экране записаны слова необходимо найти в них названия животных, насекомых, птиц)
— Найдите в словах названия животных, насекомых, птиц.
— Определите по какому признаку я разделила слова, которые у нас получились в два столбика.
(по признаку переноса слов)
— Давайте вспомним это правило.
(ученики рассказывают правило, остальные помогают)
— Запишите только те слова, которые можно переносить, и поделите их для переноса.
(диктую слова парами)
Пень – пенёк, конь – кони, куб – кубик, Оля – Ольга
— Проверьте правильно ли вы записали.
IV . Постановка темы и цели урока.
-Ребята, эти картинки помогут нам сформулировать тему урока.
— На доске картинки. (Улитка, дом, арбуз, рак, ель, нота, игла, енот.)
Какое слово у нас получилось?
Ударение. (Сформулировали тему урока.)
-Знаете ли вы, что такое ударение? (ответы детей)
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1
-И так что же такое ударение, давайте ещё раз повторим (чтение правила)
V . Работа по теме урока
Наблюдение над ударением в словах
— Давайте запишем слова, разделим их на слоги и определим какой слог ударный.
О-са, ба-боч-ка, па-ук, жук.
— С одинаковой ли силой они произносятся?
(произносим слово хором)
— Какой слог произносится сильнее? (второй)
— В слове оса ударение падает на второй слог.
(Аналогичная работа с остальными словами бабочка, паук)
— И так если на слог падает ударение значит он …(ударный), а если не падает ударение значит он …(безударный)
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 2
— Прочитайте последнее слово. Как вы думаете, нужно ли в нём ставить ударение? Почему?
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 3
VI . Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
Упр.2 с.40 (письменно)
— Что обозначают схемы? (слова, разделенные на слоги)
— Чем они различаются? (ударением и количеством слогов)
— Давайте подберем к схемам слова из записанных предложений. (мульт.прилож)
— Прочитайте слова в каждом столбике. Что вы заметили? Почему каждое слово написано три раза?
— Найдите слова, в которых ударение обозначено, верно.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
— Как называется словарь, а котором можно посмотреть правильное произношение слов?(Орфоэпический)
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Упр. 5 с.41 (письменно)
— Откройте орфоэпический словарь.(с.136)
— Давайте с помощью него выполним задание.
— Как вы разобрались в новом материале?
— Что такое ударение?
— Какой слог называется ударным?
— Какой слог называется безударным?
— Когда в словах не ставится знак ударения?
VIII . Подведение итогов
— Что нового узнали на уроке?
— С каким словарем познакомились?
Выбранный для просмотра документ Самоанализ урока по русскому языку УМК Школа России.docx
Самоанализ урока по русскому языку УМК Школа России в 1 классе
Учитель: Шатога Елена Евгеньевна
На уроке ставились следующие цели:
— формировать умение определять в слове ударение;
— способствовать развитию фонематического слуха учащихся;
— стимулировать интерес к наблюдению за речью (показать, что от ударения зависит смысл слова);
— совершенствовать каллиграфические навыки,
— учить строить речевые высказывания.
В ходе данного занятия решались следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:
1) учить правильно, ставить ударения в словах,
2) развивать речь учащихся, познакомить со значением новых слов,
3) воспитывать коммуникативные качества:
· умение слышать друг друга и учителя,
· учить вести учебный диалог.
ставить правильно ударение в словах, определять лексическое значение слова (на основе ударения)
· проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
· понимать причины успеха в учебной деятельности
(Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
(Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)
(Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника)
(Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
При разработке урока учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащихся, дифференцированный подход в обучении.
Урок соответствовал всем современным требованиям. Презентация и мультимедийное сопровождение способствовали развитию наглядно-образного мышления учащихся. Благодаря использованию средств мультимедиа, учащимся был открыт доступ к большему объёму информации, представленному в занимательной форме.
Занятие начинается с четверостишья, что позволило создать на уроке эмоциональный настрой на работу, обеспечить у обучающихся необходимую мотивацию, оживить учебную деятельность.
Обучающиеся смогли самостоятельно сформулировать тему занятия.
На занятии были использованы разные формы работы: фронтальная, индивидуальная. Это просматривается через постановку вопросов, через взаимопроверку. Виды работ чередовались.
На протяжении всего занятия использовала такие методы обучения, которые помогли привлечь внимание учащихся, вызвать желание мыслить, творить. На каждом этапе урока продуктивно использовался объяснительно-иллюстративный метод.
В течение всего урока поддерживалась высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера. Для снятия физического и психологического напряжения были проведены физкультминутки. Время урока использовалось рационально.
Выбранные методы и способы управления учебной деятельностью были направлены на решение поставленных задач и соответствовали требованиям личностно-ориентированного обучения.
Я старалась корректно и объективно подходить к оценке деятельности учащихся, поощряя их словами: «молодец», «умница», «хорошо», создавая тем самым ситуацию успеха.
На занятии пыталась получить от учащихся полный, аргументированный ответ, формулировку своего собственного мнения.
Особое внимание уделила здоровьесберегающей функции через проведение подвижной физминутки.
Я считаю, что все поставленные задачи реализованы, цели урока достигнуты.
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект интерактивного урока по
«Русскому языку» для «1» класса
Тема: Ударение и перенос слов
Основные термины и понятия:
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. 1 кл. Электронная форма учебника.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Метод. рекомендации с поурочными разработками. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. Проверочные работы. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику «Русский язык. 1 класс» / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2015.
Ударный слог, ударный слог –
Он назван так недаром.
И молоток стучит, стучит,
И чётко речь моя звучит!
Давайте вспомним, какое ударение нужно поставить в этих словах?
А теперь давайте расставим знаки переноса в каждом слове!
Почему мы отметили знаком переноса не все слова? Помните правила?
Вы задумались? Не вспомнили какое-то правило?
Давайте повторим ещё раз!
Сначала давайте вспомним, что такое ударение! Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.
Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными. Чтобы показать, какой слог ударный, мы ставим знак ударения над гласной в ударном слоге.
Знак ударения не ставится в односложных словах и в словах с буквой «ё».
Чтобы выделить голосом ударный слог, нужно произнести слово целиком, выделяя голосом ударный гласный звук.
Мы говорили, что ударение выделяет ударный слог. А кто помнит, что такое слог?
Давайте возьмём слово «мама». Подставьте руку под подбородок, сколько раз он коснулся руки, когда Вы говорили слово «мама»? Два? Значит, в слове «мама» можно выделить два слога.
Есть еще один способ выделения слогов: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Слог может состоять из одного гласного звука, из одного согласного и одного гласного звуков, из нескольких согласных и одного гласного звуков. Запомните, в русском языке всегда есть гласный звук. Он только один. Если гласных звуков два, значит, и слога уже два. Но иногда так случается, что слово не помещается на строчку. Его нужно переместить. Это можно сделать, перенеся слово на другую строчку. Слово можно разделить на части, но сделать это можно не с буквами, а только со слогами. Поэтому слово можно перенести только по слогам.
Но и у переноса слов есть свои секреты.
= Нельзя переносить одну букву в слове, даже ели она гласная и составляет слог.
= Когда между гласными две согласные буквы, они поделятся – одна останется на одной строчке, а одна на другой.
А теперь давайте потренируемся!
В каком слове правильно стоит ударение?
Заполните таблицу. Напишите, где слово делили на слоги, а где переносили.
Конспект урока с презентацией по теме «Ударение» для 1 класс «Школа России»
Выбранный для просмотра документ Мой конспект урока УДАРЕНИЕ.docx
Конспект урока русского языка в 1 классе
» Ударение. Ударный и безударный слог»
Конспект составила учитель начальных классов Иванова Валентина Ивановна
Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия)
— знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни;
— иметь представление о причинах успеха в учебе;
— принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;
— составлять целое из его частей;
— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;
— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
— адекватно реагировать на обращение учителя;
— использовать в общении правила вежливости;
— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);
— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;
— формулировать собственное мнение и позицию;
Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
Оборудование: учебник, картинки замка — замка, ириса — ириса, атласа – атласа, презентация физминутки.
Всё у нас получится!
-Открыли тетради, записали число, классная работа.
2. Минутка чистописания.
-Чем похожи эти буквы? Чем отличаются? Запишите буквы красиво и аккуратно.
3. Постановка целей и задач урока.
-На доске записаны слова. Прочитайте их и скажите, всё ли правильно?
Вова, рама, школа, липа, сова, (слова с неправильным ударением.)
— А что надо сделать, чтобы их произнести правильно? (стереть неправильное ударение)
-Так какова тема нашего урока? (Ударение) (Слайд 2 )
-Чему будем учиться, как вы думаете?
-Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
4. Изучение нового материала
-Может ли ударение падать на согласный звук? Почему?
-В слове ВО-ВА какой звук тянется дольше? (о).
-Значит на него падает ударение. В каком слоге стоит эта буква (в 1)
-Как мы можем назвать слог, на который падает ударение? (ударный).
-Как можно назвать слог, на котором нет ударения? (безударный)
-Что у них общего? (1 слог)
-Имеет ли смысл ставить чёрточку над ударной гласной? (нет)
-Что можно сказать о таких словах как ЁЖИК, СЕМЁН, КУЛЁК? (слайд 3 )
-Что общего у этих слов? (ударение на Ё)
-Что я вам рассказывала про букву Ё? ( У неё и так шишки на голове, по этому ударение на неё не ставим )
— Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод по поводу ударения.
-Откройте учебник на 41 стр. Прочитайте правило в жёлтой рамке.
5. Работа с учебником.
7.Закрепление изученного материала.
Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?
— Рассказать? Тогда слушайте.
— Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал:
– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова ему не поверили: Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка.
Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами.
Замок – замок, белки – белки, атлас – атлас, ирис – ирис. (Слайды 4,5,6,7,8)
Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных Дел Мастера.
-А ещё есть правило для некоторых слов, в котором указано правильное ударение. Например, правильно говорить торы, творог, щавель, свёкла (Слайд 9 )
и другие. Это ударение надо запомнить и произносить слова правильно.
-Чему сегодня учились?
-Как называется слог, в котором гласная стоит под ударением? (ударный)
-А другие слоги? (безударные)
-Кто пришёл на урок в плохом настроении, поднимите руки. (Слайд 10)
— У кого изменилось настроение в лучшую сторону после урока? (Слайд 11)
На следующем уроке мы продолжим работать над ударением.