учебное исследование что это такое
Исследование или проект?
Василий Козлов
10 января 2018 • 13:47
Старшеклассники часто стоят перед выбором – браться за исследование или проект. Но слишком часто бывает такое, что обнаруживается отсутствие у них опыта исследовательской деятельности, даже реферативной, в средних классах. Следовательно, очевиден ответ на вопрос, сможет ли такой учащийся взяться за проект и довести его до конца. Хотелось бы просто призвать учителей к тому, чтобы всех учащихся, оканчивающих 9-ый класс, обеспечивать элементарными исследовательскими навыками. Без них проективная работа невозможна, ибо проект предполагает всё же самостоятельность учащегося.
К сожалению, многими учителями ошибочно считается, что проектная и исследовательская деятельность – это одно и то же. Несмотря на некоторые общие моменты, всё же это разные виды деятельности, различия между которыми обнаруживаются почти на всех этапах работы, начиная с целеполагания и заканчивая качествами, развивающимися у учащихся в процессе деятельности.
Что точно будет общим для обоих видов деятельности, так это – средства достижения целей: информационные (на бумажных, электронных, магнитных, оптических носителях) и инструментальные (для рисования и черчения, для измерения, для копирования и печати, графические планшеты и т.п.) В остальном нетрудно обнаруживаются существенные различия. Сравним эти виды деятельности – исследовательскую и проектную.
Исследование требует установку некой истины. Здесь ведется наблюдение за объектом, достижение истины и установление новых знаний. При этом не ставится задача вмешательства в существование объекта. А проектная деятельность предполагает совершенствование среды, то есть мы используем полученные знания на практике, имея в итоге практический результат.
Субъект
При исследовательской деятельности можно выделить две главные связи между функциональными позициями: «коллега – коллега» и «наставник – младший товарищ (сотрудник») Это прямое влияние, и субъект не является свободным координатором своих действий. В проектной деятельности субъект – это учащийся, который приобретает компетентности под косвенным влиянием (руководством) учителя, координатор проекта.
Объект
При исследовании – интеллектуальный продукт, который устнавливает ту или другую истину и представляется в стандартном виде (доклад, статья, тезисы и др.). Продукт проекта может быть известен в истории общества, но он является новым для себя, субъективно неизвестным; этот продукт может быть материальным и нематериальным (технология, программа, рекомендации и т.д.)
Мотивация
В исследовании мы имеем дело с познавательным и научным интересом. В проекте, наряду с познавательным, выступает множество личностно значимых мотивов: самообразования и самосовершенствования, получения положительной оценки (отметки), самоутверждения в коллективе, ответственности перед обществом, семьёй, группой.
Время
Если исследовательская деятельность носит вневременной характер, то проект нацелен в будущее.
Система работы
Деятельность при исследовании строится по плану: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, работа с литературой и составление библиографического списка, выбор и освоение методов исследования, сбор данных и проверка гипотезы на собранном материале; обработка результатов, анализ и обобщение; выводы; возможная публикация в форме статьи или доклада. При проектной деятельности выделяютс три этапа: 1) организационный (поиск и анализ проблемной ситуации, выделение проблемы проекта, целеполагание, планирование); 2) технологический (поиск оптимального решения проблемы); 3) заключительный (реализация и презентация проекта, оценка проектной деятельности и результатов).
Критерии результативности
Если для исследования наиболее важна истинность (подтверждение или опровержение), то проекту важнее его реализуемость.
Продукт
Результат исследования – тезисы, доклад, статья. Проект дает как интеллектуальный, творческий продукт, так и конкретный, прикладной. Результат в проектной деятельности определяется видом объекта (материальный или нематериальный) и характером основной деятельности – это может быть разработанная концепция, которая содержит практическую программу, или реальные, уже реализованные услуги и изделия.
Методы
При исследовании – анализ, научное наблюдение, опрос в разных формах (интервьюирование, анкетирование), эксперимент. В проектной деятельности – алгоритмические и эвристические методы.
Первичные умения учащихся
На тот момент, как учащийся приступает к исследовательской работе, ему необходимы исследовательские, оценочные, аналитические и информационные умения. В проектной деятельности, наряду с названными, добавляются в качестве обязательных рефлексивные и презентационные умения.
Развиваемые личностные качества
В процессе исследовательской работы у учащихся развиваются наблюдательность, внимательность, аналитические навыки. Проект развивает самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
Формы работы
Экспедиция, конференция, семинар, практика, научное общество, лабораторный опыт – это исследовательские формы. В проектной деятельности формы работы зависят в первую очередь от формы будущего продукта (это может быть сайт, клип, фильм, выставка, журнал, игра, карта, коллекция, костюм, модель, макет, оформление, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций, сценарий, путеводитель, учебное пособие, план экскурсии и т.п.) и выбираются применительно к нему.
В заключение добавлю: старшеклассник, имеющий исследовательские навыки, успешен в проектной деятельности и в состоянии вести одновременно не один проект.
Учителю об учебных исследованиях школьников
Исследовательский метод обучения
“Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью”
М.Монтень
Решение части задач школьного курса предполагает сформированными у учеников такие качества как владение правилами и алгоритмами действий в соответствии с действующими программами, умение проводить элементарное исследование, что неразрывно связано с исследовательским методом обучения. Выделяют два исследовательских метода: научный и учебный.
Под учебным исследованием понимается поисковая, познавательная деятельность учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого мышления. Итогом исследования должно стать получение учеником субъективно новых знаний.
К факторам, способствующим формированию учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести следующие:
Условиями, способствующими активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся, являются:
К общим принципам организации учебного процесса, обеспечивающим развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно отнести:
Учебно-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при:
К основным компонентам учебного исследования мы относим:
Основными признаками учебного исследования являются:
а) постановка познавательной проблемы и цели исследования;
б) самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы;
в) направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний;
г) направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.
Для раскрытия сущности понятия учебного исследования можно выделить его характерные признаки:
1) учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности (изучение, выявление, установление чего-либо и т.д.);
2) учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;
3) учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;
4) учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения.
Сущность исследовательского метода сводится к тому, что
Итогом учебного исследования служат субъективно новые знания о свойствах рассматриваемого объекта (отношения), об их практических приложениях.
Итак, под учебным исследованием мы будем понимать такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений:
добывать новые предметные знания, приемы и способы действий;
самостоятельно организовывать поиск;
достигать поставленных целей обучения;
формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т.п.
Привлечение школьников к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях – содержательном и организационном. Содержательная самостоятельность проявляется в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационная самостоятельность выражается в умении ученика организовать свою работу по решению постановленной задачи.
Таким образом, перед учителем встает проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые не просто вовлекали бы их в исследовательскую работу, но и способствовали обучению самой этой деятельности.
Исследовательские задания и исследовательские задачи
Формы заданий при реализации исследовательского метода могут быть различны. Это могут быть задания, решаемые быстро и легко как в классе, так и дома, а также задания, требующие целого урока, или же задания на ограниченный срок времени. Исследовательские задания должны представлять собой поисковые задачи, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Этими этапами являются:
При выполнении исследовательского задания все эти этапы учащиеся реализуют самостоятельно. Роль учителя заключается в контроле хода работы учащихся, в координации ее в случае отклонения учащихся от правильного пути и в проверке итогов работы.
Под исследовательской задачей будем понимать объект мыслительной деятельности, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы: предмет, условие и требование получения некоторого познавательного результата при раскрытии отношений между известными и неизвестными элементами задачи.
При отборе и составлении учебно-исследовательских задач необходимо принимать во внимание следующие требования:
Формирование специфических умений и навыков целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке.
Учителю важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Применение исследовательского метода обучения
“ Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать”.
Л.Н.Толстой
Правильно поставленное обучение должно совершенствовать склонность ребенка к познанию и исследованию окружающего его мира, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика этой деятельностью, и от умения ее выполнять.
Большинство исследовательских заданий представляют собой небольшие поисковые задачи, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Этими этапами являются:
3.Сбор фактического материала;
4.Систематизация и анализ полученного материала;
7.Доказательство истинности гипотез;
При выполнении исследовательского задания все эти этапы учащиеся реализуют самостоятельно. Роль учителя заключается в контроле хода работы учащихся, в координации ее в случае отклонения учащихся от правильного пути и в проверке итогов работы.
Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность.
Учимся по ФГОС. Учебное научное исследование.
Иссле́дование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо. (с – ВикипедиЯ)
1) требования к результату образования;
2) требования к структуре основных образовательных программ;
3) требования к условиям реализации стандарта.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) – основа умения учиться; межпредметные понятия.
ПРЕДМЕТНЫЕ – опыт получения, преобразования и применения предметных знаний;
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Основная задача исследовательской и проектной деятельности направлена на практическое применение предметных знаний. В исследовательских и проектных работах востребованы практически любые способности подростков, сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность побуждает подростка к творчеству как индивидуальному, так и коллективному; способствует их предварительной профессиональной ориентации.
Учебное исследование – это процесс осмысления мира, приобретения знаний. В его рамках задаются вопросы, делаются открытия в стремлении к новому пониманию. Реализация требований ФГОС в ходе исследовательских проектов включает в себя следующие пункты:
1. Учащиеся учатся ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования;
2. Учащиеся учатся получать новую информацию;
3. Учащиеся должны уметь анализировать полученную информацию;
4. Учащиеся учатся формулировать вытекающие из результатов исследования выводы.
Не следует путать или объединять понятия «проектная работа» и «научное исследование».
Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ
Формулировка замысла проекта: описание продукта проектной работы и его соответствие условиям будущего использования
Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере.
Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы
Направлены на выполнение замысла проекта
Направлены на решение научной проблемы
Нацелены на получение конкретного продукта проектных работ
Нацелены на разностороннее научное исследование объекта изучения
Выбор методов обработки изделия.
Выбор основных и вспомогательных материалов. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования.
Выбор общенаучных методов исследовательской деятельности.
Выбор специфических методов исследовательской деятельности.
Проведение проектных или исследовательских работ
Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целями и задачами, с использованием выбранных материалов и инструментов.
Получение конкретного продукта проектной деятельности.
Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования. Решение задач, конкретизирующих цели исследования.
Оценка свойств разработанного продукта. Разработка рекомендаций к использованию полученного продукта
Анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования.
Проверка возможности использования изделия в конкретных условиях.
Обсуждение полученных результатов исследования с компетентными лицами.
Практическое использование полученного продукта.
Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.
В результате научного исследования происходит смена парадигмы обучения. Учащиеся переходят от:
· Понимания науки как устоявшейся совокупности знаний к пониманию относительности знаний, которые могут оказаться как достоверными, так и спорными;
· Готовых знаний, содержащихся в учебниках к анализу мнений современных ученых, экспертов и самостоятельному поиску ответов;
· Исследований, предполагающих следование готовой методике и заранее известному результату к поиску ответов на поставленные самими учениками открытые вопросы, на которые нет готовых ответов.
Признаки, по которым можно определить эффективность задач учебного исследования:
ü Начинаются с глагола действия – выявить, разработать, описать, проанализировать, оценить, решить и др.;
ü Связаны с темой обучения;
ü Результат выполнения исследования можно показать и измерить, т.е. должны существовать конкретные критерии выполнения задания.
Задачи не будут эффективными, если они:
ü Используют размытие формулировки;
ü Описывают вид деятельности, а не образовательную цель;
ü Описывают процесс, который не поддается наблюдению или измерению.
Улучшенная задача «ПОСЛЕ»
Найти информацию о крупных геологических структурах области
Провести поиск информации с целью определить, проиллюстрировать и классифицировать геологические структуры области
Типы научных исследовательских проектов:
1. Однофакторные эксперименты. Наиболее часто применяемый тип, который следует классическому научному методу. В его ходе учащиеся контролируют разные переменные. Например, что произойдет с яблоком, если его оставить в тепле, в холоде, в темноте и т.д.
2. Описательское исследование – анализ исходных данных, собранных в Сети или книгах. Например, «Как сохранить тепло», «Вред и польза ветра»
3. Модели и моделирование – чертежи, математические уравнения, схемы, физические объекты, компьютерные модели.
4. Значимые проблемы как повод для научного исследования или научное осмысление. Например, «Экологический детектив».
5. Изучение прецедентов – глубокий анализ одного природного объекта, явления, места, опыта. Например «Нашествие колорадского жука».
Структура исследовательской работы:
Ход работы (выполнение плана)
1) актуализация знаний;
3) создание проблемной ситуации;
4) постановка проблемы исследования;
5) определение темы исследования;
6) формулирование цели исследования;
7) выдвижение гипотезы;
8) проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.);
9) интерпретация полученных данных;
10) вывод по результатам исследовательской работы;
11) применение новых знаний в учебной деятельности;
12) оценивание, подведение итогов урока, рефлексия
13) домашнее задание.
Рекомендации для педагога при организации исследовательской деятельности
Стремитесь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности;
Выявление и устранение заблуждений учащихся о науке;
Ориентируйтесь больше на процесс исследовательского поиска;
Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями;
Предвидеть возможные проблемы, иметь способы их решения;
Постоянно поддерживать сосредоточенность учащихся;
Учите детей способности добывать информацию, а также умениям анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию;
Не делайте за детей то, что они могут сделать самостоятельно;
Обучайте школьников анализу ситуаций и решению проблем исследования;
Цель оценивания – определение не только понимания материала, но и умение демонстрации учащимся этого понимания; побуждение к осознанию учащимися своих действий и постановке новых целей.
Примерные темы исследовательских работ по физике и математике:
Ветер на службе у человека
Эйнштейн – парадоксальный гений
Аспекты влияния музыки на организм человека
Механика сердечного пульса
Загадки полярных сияний
Целебное электричество в медицине
Энергосбережение для всех и каждого
Ядерная энергия – зло или благо?
Экология в цифрах и задачах
Математика в легендах и сказках
Координатная плоскость и знаки зодиака
Математическая природа музыки
Математика и законы красоты
Математика в архитектуре
Математика и ремонт квартиры
Умеют ли животные считать?
Человек и его пропорции.
Виды защиты исследовательской работы:
Итак, исследовательская деятельность – совокупность методов и приёмов, которая позволяет создать «естественную среду», реальные условия для формирования ключевых компетенций учащихся. Создание «естественной среды» – и есть основная миссия современного педагога, организатора исследовательской деятельности учащихся. Он – не просто учитель, а инициатор интересных начинаний, провоцирующий активность учащихся, генератор идей.
Учебное исследование что это такое
Учебное исследование и учебный проект
Исследование и проект: в чём разница?
В сфере образования присутствует определенная путаница в отношении понятий «исследование» и «проектирование». Говорят о деятельности: проектной, исследовательской, проектно-исследовательской, проектной и исследовательской и др. Рассмотрим, что такое проект и как он соотносится с исследованием.
Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлении об объекте и явлении окружающего мира, под руководством специалиста.
Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на создание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответствовать проектной логике.
И проектирование, и исследование являются главными «взрослыми» средствами производства в науке, технике, социальной жизни, изначально не очень приспособленными к задачам образовательной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе в образовательные учреждения должны быть адаптированы и приспособлены для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей.
Вместе с тем эти технологии позволяют открыть для школьников «окно в большую жизнь», ознакомить с главными приёмами, которыми пользуются в своей профессиональной деятельности специалисты, а для последних создают возможность передачи своих знаний и опыта молодому поколению, что делает образование более открытым.
Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.
Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.
Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, т. е. возможность самостоятельно получить значимый результат.
Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования – последовательного движения к поставленной цели. Именно поэтому структура исследования включает в себя все типично проектные этапы:
— концептуализация (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостающего знания);
— целеполагание – определение целей и задач исследовательской работы (при этом функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования);
— подбор методов и средств достижения поставленных целей (разработка экспериментов, плана сбора информации, отбор проб и т. д.);
— планирование хода работы;
— оценка результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов);
— окончательные выводы и их интерпретация.
Исследовательскую работу часто называют исследовательским проектом. Точно так же и адекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур. Отправные точки — сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Так, все мы знаем, что, если исследование геоподосновы для проектируемого здания будет проведено неквалифицированно, здание может разрушиться, а неверная оценка влияния тепловых эффектов при строительстве в зоне вечной мерзлоты приведет к просадке здания. Поэтому (и это должно быть предметом специального обучения в учебном проектировании) исследование определяет профессиональный уровень и качество проекта.
Уяснение учащимися разницы между проектом и исследованием является очень важным, поскольку качество работ, выполненных в этих двух жанрах, оценивается по разным критериям.
Приведем пример. Скажем, ученик исследует загрязнение пруда N. Руководитель ставит ему задачу — установить концентрацию тяжелых металлов в пробах воды из пруда. Ученик честно и корректно выполняет поставленную задачу, получает статистически достоверные результаты, докладывает на конференции и. получает низкую оценку. Почему? Один из членов жюри задал вопросы: а зачем вы это делали, какая практическая польза от вашей работы, где внедрены результаты, какой общественный резонанс она имела? На этой же конференции представляется работа, авторы которой поставили себе другую задачу — добиться улучшения экологического состояния того же самого пруда. Для этого они провели социологическое исследование — опрос жителей близлежащих населенных пунктов, в результате чего установили, что, по мнению большинства из них, причиной загрязнений является расположенный поблизости завод, производящий выбросы вредных веществ в атмосферу. Ребята опубликовали ряд материалов в местной прессе, посетили депутата. В результате они сформировали мнение местного сообщества, властей и добились улучшения очистки производимых заводом отходов. Эта работа на рассматриваемой конференции получила высокую оценку. Первый ученик так и не понял, почему его работа оказалась «непризнанной». А авторам второй работы остались неизвестными состав вредных веществ и механизмы их воздействия на природные экосистемы.
Мы не утверждаем, что исследование лучше проекта или наоборот. Каждый из этих жанров творчества имеет свои целевые установки и особенности, которые нужно хорошо понимать.
Оценивая, важно различать проектные работы, где исследование выступает средством обоснования необходимости реализации проектного замысла, и исследовательские, где проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого для достижения конечного результата – подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Следующим важным вопросом является понимание разницы между тем, что делает школьник и тем, что делает учитель (руководитель работы) в процессе выполнения исследования или проекта (табл. 1).
Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта
Учащийся | Учитель | |||||||
Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования | Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося | |||||||
Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объективность, т. е. принципиальная воспроизводимость результата |
Проект | Исследование |
Умение целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства | Максимально вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу |
Оценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планировавшейся деятельности | Оценивать успешность выполнения исследования по степени достоверности полученных результатов |
Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта | Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований |
(Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.)
Школьный проект
Школьный проект имеет следующую структуру (эта структура может быть представлена в обобщённой или более детализированной форме).
Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:
— анализ ситуации, относительно которой появляется необходимость создать новый продукт (формулирование идеи проектирования);
— конкретизация проблемы (формулирование цели проектирования);
— выдвижение гипотез разрешения проблемы; перевод проблемы в задачу (серию задач).
Выполнение (реализация) проекта:
— планирование этапов выполнения проекта;
— обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
— собственно реализация проекта.
Подготовка итогового продукта:
— обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);
— сбор, систематизация и анализ полученных результатов;
— подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
— выводы, выдвижение новых проблем исследования.
К этим этапам проекта необходимо добавить и дополнительные его характеристики, которые необходимы при организации проектной деятельности школьников.
— ориентацией на получение конкретного результата;
— предварительной фиксацией (описанием) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
— относительно жёсткой регламентацией срока достижения (предъявления) результата;
— предварительным планированием действий по достижении результата;
— программированием – планированием во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
— выполнением действий и их одновременным мониторингом, и коррекцией;
— получением продукта проектной деятельности, его соотнесением с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации.
(Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников, 2011 г.)
Оценивание проектной деятельности школьников
Оценивание проектной работы школьников – сложная и совершенно новая для педагогов задача. Вернемся к сравнению традиционной методики преподавания и организации проектной деятельности. При традиционном обучении преподаваемые знания, умения навыки носят нормативный характер. А потому есть и критерии их оценки. Есть эталон (норма), например правило правописания, есть и уровень выполнения этой нормы (в работе ученика). Оценка предполагает сравнение нормы и реального результата, выделение совпадения/несовпадения и, наконец, оценивание. При всей критике в адрес традиционных форм оценки они существуют опять-таки вследствие объективных характеристик традиционного обучения. Норма (правило, требование) является своеобразным измерителем реального выполнения учеником конкретного задания. Отсюда – относительно объективный характер оценки.
Оценка самостоятельности учащихся при выполнении проектной работы:
— прежде чем выбрать тему, анализирует сроки представления результатов, наличие свободного времени (например, параллельно с работой над проектом нет других заданий);
— планирует этапы выполнения задания, распределяет их во времени;
— возможно, отказывается от некоторых частей задания, мотивируя отказ объективными ограничениями (недостатком временного или иного ресурса).
В проектной работе учащихся продукт деятельности является ненормируемым. Например, один продукт является весьма эвристичным, но его исполнение – недостаточно качественным. Другой проект, напротив, весьма традиционен, но прекрасно выполнен. В принципе, эти же проблемы есть и в традиционном обучении. Гораздо труднее при оценке сочинения выставить оценку за литературу, чем за русский язык, или оценку за изложение, чем оценку за контрольную по математике.
Оценка, если рассматривать её с точки зрения структуры деятельности детей, – это инструмент обратной связи и, следовательно, инструмент управления процессом работы, в частности учения. Поэтому здесь есть несколько возможностей, которые можно использовать. Например, можно оценивать проект не одной оценкой, а несколькими по разным основаниям (за командную работу, за качество презентации, за проектную идею и т.д.)
Например, приведем методические рекомендации, разработанные Департаментом образования города Москвы (2003 г.). В них предлагается оценивать проекты по следующим критериям:
— степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
— степень включённости в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли;
— количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
— степень осмысления использованной информации;
— уровень сложности и степень владения использованными методиками;
— оригинальность идеи, способа решения проблемы;
— осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
— уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности;
— творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
— социальное и прикладное значение полученных результатов.
- филиппика что это значит
- Webpack плагины что это