учебник для спо что это значит
У техникумов и колледжей появится свой Федеральный перечень учебников
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования:
– С 2015 года колледжи и техникумы полностью самостоятельно определяют, какие учебники использовать в учебном процессе.
Тогда Минобрнауки упразднило требования по обязательному рецензированию или присвоению грифов учебным изданиям в среднем профессиональном образовании. В том числе поэтому использование учебников в СПО отрегулировано сейчас гораздо менее тщательно, чем на школьном уровне, где принят Федеральный перечень учебной литературы.
При принятии решений в данном вопросе надо отталкиваться от того, что в среднем профобразовании используются два типа учебников: по предметам общеобразовательной программы и по профессиональным дисциплинам.
Так как колледжи и техникумы могут задействовать для реализации программы любые учебники, сейчас содержание ее общеобразовательной части может существенно отличаться от того, что изучают ребята в 10‑11‑х классах. Конечно, учебник – это всего лишь один из элементов учебного процесса. И основное содержание осваиваемого предмета задает преподаватель. Но необходимо единство базовых требований к общеобразовательным дисциплинам в школе и колледже. При этом за колледжами нужно сохранить свободу руководствоваться собственным мнением и оценкой в выборе учебников из утвержденного перечня. Этот перечень должен составляться с учетом особенностей системы СПО. Ведь профильная ориентация программы во многих колледжах начинается с ее общеобразовательной части.
Что касается учебников по профессиональным дисциплинам, то в их случае была бы возможна экспертиза со стороны представителей работодателей или экспертов профильных советов по профессиональным квалификациям. Например, экспертную оценку учебников для будущих учителей могут проводить представители СПК в сфере образования. На основании их рекомендаций колледжи и техникумы могли бы принимать решение о включении тех или иных учебников в свой учебный процесс.
Александр МАМКИН, преподаватель техникума, региональный активист ОНФ, Курская область:
– У этой проблемы несколько аспектов. С одной стороны, как-то надо наводить порядок в многообразии учебников. Учебники в России превратились в бизнес, поставленный на поток. Они пишутся быстро, а еще быстрее проверяются. Требования к учебникам по истории содержатся в Историко-культурном стандарте, но он предельно перегружен фактологическим материалом. Количество дат, понятий, персон в этом документе превышает все разумные пределы. Может ли ученик заучить и усвоить все, что там есть?
Многие практикующие историки сомневаются. Мы изучаем историю галопом по Европам, и качество образования падает.
С другой стороны, ситуация с наличием учебников во многих учреждениях откровенно пугает. Например, я работаю в Суджанском сельскохозяйственном техникуме. На 120 учеников всего 20 учебников, выпущенных более 10 лет назад. Нехватка учебников катастрофическая. Переход на электронные учебники возможен только в том случае, если у 25% студентов есть возможность одновременно работать в библиотеке с компьютерами, и у каждого должен быть ПК дома или в общежитии. В сельской местности это недосягаемый показатель. Конечно, бумажные учебники необходимы. Переход на «цифру» может ухудшить ситуацию. Хочется верить, что федеральная экспертиза отсеет откровенно некачественные учебники.
Андрей ПОВЕРЕННЫЙ, учитель истории и обществознания средней школы №36 с углубленным изучением иностранных языков, Петрозаводск:
– При ответе на вопрос о качестве учебной литературы в учреждениях СПО стоит учитывать специфику учебного процесса. В школах сейчас в 10‑11‑х классах проходят только историю XX века, что позволяет рассмотреть этот период очень подробно. В колледжах и техникумах историю начинают изучать с древнейших времен, соответственно, некоторые темы, особенно касающиеся XX века, ребята проходят в конце года, когда много праздников и преподаватели что-то дают для самостоятельного изучения.
Естественно, и учебники для колледжей составлены так, чтобы уместить туда большой объем информации. Кроме того, в колледжах и техникумах на изучение истории отводится намного меньше часов, чем в школе. Чтобы внедрить учебники из Федерального списка в учреждения среднего профессионального образования, необходимо провести большую работу с учебными планами и методикой преподавания в этих учебных заведениях.
Галина КУЗНЕЦОВА, методист медицинского колледжа №1, Москва:
– Когда я сама была студенткой, специальных учебников для СПО не было. Мы занимались по вузовским, а все самое главное разбирали на лекциях с преподавателями. С уверенностью могу сказать: уровень вузовских учебников был нам, 15‑16‑летним девчонкам, под силу. Когда я пришла в колледж на должность преподавателя информационных технологий, поначалу тоже использовала литературу для высших учебных заведений. Но потом появились книги специально для нас. По специальным дисциплинам, насколько я знаю, особой популярностью у студентов пользуются учебники, написанные работающими преподавателями. Лично я считаю, что такого рода учебная литература должна выполнять роль справочника: краткая, сжатая теория, система вопросов и заданий. Все-таки СПО – это упор на практику. Учебник выступает в роли скелета, основы, на которую нанизываются различные активности, организуемые преподавателем на занятиях. Что же касается Федерального перечня, то сейчас вводится система профстандартов. Если есть достоверные данные о том, что, обучаясь по тем или иным учебникам, все студенты достигают необходимого по стандарту минимума, то было бы здорово, если бы такой перечень появился и у нас. Главное, чтобы авторы этого перечня были практиками из соответствующих отраслей и не лоббировали своих знакомых.
Александра КРАВЧЕНКО, директор Россошанского химико-механического техникума, Воронежская область:
– Если бы для учреждений СПО был принят Федеральный перечень учебной литературы, это бы многим облегчило жизнь. На сегодняшний день, когда проводятся проверки, возникает много вопросов к используемым учебникам. Бывает, контрольные органы делают вывод, что тот или иной учебник не содержит в полной мере информации, предусмотренной стандартами СПО.
Если будет принят четкий перечень учебников, мы сможем его придерживаться. Но это только одна часть проблемы. Колледжи и техникумы закупают достаточно много учебной литературы, и вся она недешевая. При этом требование стандартов таково, что учебная литература не должна быть старше пяти лет. Это означает, что каждые пять лет нужно закупать учебники снова. А они, как правило, не меняются, лишь переиздаются, особенно это касается классических дисциплин. Получается, что мы снова и снова тратим немалые деньги на одно и то же.
Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы, Санкт-Петербург:
– Ошибки и недоработки есть и в школьных учебниках, мною на эту тему написана большая статья. Что касается использования учебников из Федерального перечня для техникумов и колледжей, то, на мой взгляд, для общеобразовательных предметов это целесообразно. Возможно, перечень должен быть расширен в расчете на СПО, а по специальным предметам, думаю, выбор должен быть за преподавателями учебного заведения.
Елена П., школьный учитель, Великий Новгород:
– Учебники из Федерального перечня, которые используются в школах, тоже не лишены недостатков. При этом учитель не имеет права выбора. Так, до введения ФГОС я как преподаватель русского языка пользовалась учебником, который был предназначен для сильных классов. Новые учебники русского языка по ФГОС ориентированы на откровенно более слабых учеников. Поэтому учителя готовят детей к экзаменам втихомолку по старой линейке учебников. Я считаю, что у любого учреждения образования и отдельного педагога должен быть выбор из нескольких вариантов учебников. Ведь уровень подготовки учеников бывает разный. И учебники, прежде чем их утвердят, должны широко обсуждаться педагогической общественностью.
Ирина К., учитель истории и обществознания, Оренбургская область:
– Очень много молодых людей, к огромному сожалению, не знают ни мировой, ни отечественной истории, дают безграмотные оценки событиям прошлого и транслируют ошибочные суждения псевдоученых (из Яндекс.Дзен). В том числе это следствие непродуманной программы и банальной нехватки часов по истории. Часов мало отпущено не только на изучение Великой Отечественной войны. На все мало. Если о последствиях коллективизации (в частности, о голоде, охватившем чуть ли не всю страну) в учебнике нет ни слова, если о Большом терроре всего один абзац, то чему удивляться, когда молодые люди, выросшие после перестройки, охотно становятся в ряды прославляющих Сталина и превозносящих его «деяния».
Проверка качества учебников для колледжей закреплена законодательно
Президентом Российской Федерации подписаны изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С 1 сентября 2023 года в колледжах будут использоваться исключительно учебники, прошедшие экспертизу и рекомендованные федеральным перечнем учебников. Это позволит взять на контроль качество содержания учебников в системе СПО. Вместе с тем до 2025 года законом предусмотрен переходный период.
Ранее Минпросвещения России провело анализ учебников, особое внимание было уделено учебникам по истории. В первую очередь это касалось информации о Великой Отечественной войне. По итогам проверки выявлен ряд учебников, содержание которого крайне слабо отражает события Сталинградской битвы. В системе СПО ранее не действовали требования о применении федерального перечня учебников в колледжах, как это регулируется в школах.
«Сегодня у нас более половины ребят, выбирая свою образовательную траекторию, после 9-го класса идут в колледжи. Этому есть все предпосылки: развитая инфраструктура, передовое оборудование, чёткое понимание своей дальнейшей востребованности на рынке труда. Но вместе с навыками рабочих профессий колледжи должны давать знания и в части общих предметов, и к вопросу качества учебной литературы здесь нужно подходить точно так же требовательно, как это выстроено в школах, – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов. – Изменения, внесённые в закон, позволят избежать ситуаций, когда в системе СПО на партах попадались не переиздававшиеся годами учебники с устаревшей, неполной или недостоверной информацией».
Также внесенные изменения касаются новых подходов к учёту профессиональных стандартов в профессиональном образовании. Так, в среднем профессиональном образовании теперь профстандарты будут учитываться при разработке примерных программ, а не федеральных государственных образовательных стандартов.
Данная норма означает уход от жёсткого регулирования содержания образовательных программ в колледжах, что позволит системе оперативно и гибко реагировать на актуальные изменения на рынке труда.
Кроме того, теперь образовательные стандарты среднего профобразования можно будет разрабатывать не только по каждой профессии или специальности, но и по укрупнённым группам профессий и специальностей, а также по областям и видам профессиональной деятельности, уровню образования.
Плюсы СПО или как учиться и зарабатывать с 1 курса. Поступать в вуз или на СПО?
Все еще существует «поверье», что высшее образование – это панацея от всех бед в жизни, что, получив его ты сразу получаешь билет в жизнь, а колледж или ПТУ – это для людей низшего сорта.
В этой статье мы попытаемся развенчать этот миф и расскажем вам о том, что же такое среднее профессиональное образование (СПО) и почему оно не хуже, а местами и лучше, высшего.
Что такое СПО?
Среднее профессиональное образование (СПО) – это промежуточный (средний) уровень обучения профессии между школой и вузом. На СПО представлены как специальности, которые имеют продолжение в вузах, так и уникальные профессии, обучение которым не требует получения диплома университета.
Проще говоря на СПО обучают профессиям среднего звена: сантехник, электрик, парикмахер, продавец, строительные (каменщик, плиточник, маляр) и заводские (оператор ЧПУ, станочник) специальности и прочее. Не смотря на их востребованность их работы для каждого, очередь на обучение этим профессиям возле колледжей не выстраивается, ведь у этих подобных специальностей репутация низкопробной, неумной работы.
Отчасти в этом виновата низкая оплата труда, но зарплата, того же сантехника, по России, начинается от приемлемых 20 000 рублей и достигает 40 000 – 45 000 рублей, а, в зависимости от квалификации мастера, иногда и больше.
Почему стоит пойти учиться на СПО?
У обучения в колледже или техникуме есть ряд сильных преимуществ перед получением «вышки»: стипендия, а затем и оплачиваемая практика, общежитие, короткий срок обучения и почти 100%-е трудоустройство после. Расскажем о каждом из них подробнее, но начнем с главного:
На СПО проще поступить
Поступить на СПО можно как после 9-го, так и после 11-го класса по результатам вашего школьного аттестата. Если вы поступаете после 9-го класса, то вы в усеченном виде получите те же знания, что дадут вам за это время в школе. Усеченные они лишь потому, что в целом все ваше обучение будет направлено на скорейшее получение практических профессиональных навыков.
Вступительные испытания в средние специальные учебные заведения (ссузы) зачастую проводятся самим техникумом и только по тем специальностям, для которых требуется наличие определенных творческих способностей или психологических свойств личности, а также в случае, если количество желающих поступить превышает количество бюджетных мест.
Конкретные критерии отбора и правила приема устанавливаются каждым ссузом самостоятельно, поэтому уточняйте особенности на сайте учебного заведения.
На СПО учатся меньше
У СПО более короткие и насыщенные программы обучения. Как уже было сказано, все СПО направлено на создание готового к работе специалиста, необходимого еще вчера. Поступая после
9-го класса, вы проучитесь примерно 2-3 года, а после 11-го около 1-2 лет, в зависимости от выбранной учебной программы.
Стипендия СПО
Ссуз обычное учебное заведение и сразу назначает всем поступившим на бюджет стипендию, поскольку там больше практических дисциплин, сохранить стипендию на протяжении всего срока обучения немного проще чем в вузе.
На СПО практика с первого курса
Поскольку учебные программы реализуются здесь за короткий срок – студентов сразу окунают в рабочую атмосферу. Они с первого курса проходят летнюю практику на производстве, но и некоторые занятия среди года проводятся сразу на рабочем месте.
Зачастую летняя практика оформляется как временное трудоустройство и оплачивается. Многие студенты во время летней практики находят постоянное место работы.
Общежитие СПО
Если у вас проблемы с жильем, то ваш колледж, при наличии у него жилищного фонда, поможет вам с проживанием. У некоторых техникумов есть свои общежития, некоторые делят их с некрупными вузами.
Если колледж принадлежит вузу, то жилищный фонд у них может быть общим и тогда придется конкурировать за место.
СПО помогает получить высшее образование
Продолжить обучение и получить более высокую квалификацию можно и в самом ссузе, также можно пойти дальше и поступить на продолжение своей специальности в вуз.
Диплом ссуза может заменить вам вступительные экзамены, особенно, если этот ссуз является частью крупного вуза.
Среди прочего обучение на СПО дает такую же отсрочку от армии, как и обучение на вузовской специальности. Также важно то, что, обучаясь на СПО вы не потеряете много времени на неинтересную профессию – внутри ссузов тоже есть правила перевода с факультета на факультет, а в некоторых случаях и совмещение, так что есть возможность «урвать» сразу две профессии за короткий срок.
Новости
Наша история. Какие учебники рекомендованы для среднего профессионального образования?
Слова Президента РФ Владимира Путина об учебниках истории, произнесённые в ходе выступления с посланием к Федеральному собранию, вновь актуализировали и оживили дискуссию вокруг содержания учебников истории. На этот раз в фокусе общественного внимания оказались учебники истории для профессиональных образовательных организаций среднего образования.
Учебник издан в двух частях, он снабжён цветными иллюстрациями, методический аппарат включает не только вопросы и задания после параграфа и вопросы на актуализацию знаний в начале параграфа, но и практикум в конце каждого раздела, который может стать основой проектных и самостоятельных работ.
Учебник имеет как традиционную печатную, так и электронную форму (ЭФУ) , включающую дополнительные интерактивные и мультимедийные ресурсы. Существенно расширить возможности ЭФУ и открыть перспективы для модернизации учебного процесса позволяет Электронная образовательная среда (ЭОС) издательства «Русское слово».
Методистами издательства к учебнику «История» А.Н. Сахарова, Н.В. Загладина, Ю.А. Петрова (№ ФП 1.1.3.3.1.5.1) разработаны примерные рабочие программы , которые могут быть использованы преподавателями образовательных организаций среднего и специального образования для разработки рабочих программ дисциплин. Примерные программы можно посмотреть по ссылке .
В настоящее время к выходу готовится методическое пособие с поурочными разработками к обеим частям учебника (автор Н.И. Шевченко), которое также станет для преподавателей значительным подспорьем при подготовке к занятиям.
Чем отличается учебник от учебного пособия?
У тех, кто только что стал студентом вуза, появляется масса вопросов. Неудивительно, ведь их жизнь только что кардинально изменилась. Придется ко многому привыкать, изучать много нового и сложного.
На нашем телеграм-канале мы пытаемся как можно легче описать все стороны студенческой жизни и прояснить непонятные моменты.
Одним из таких является разница между учебниками и учебными пособиями. Почему так важно знать разницу между этими предметами? Есть ли между ними существенные различия? Об этом и поговорим.
Все об учебнике
Учебник – это книга с систематизированной информацией по конкретной дисциплине.
Представленные в нем материалы – фундаментальные, доказанные на практике. Они станут основой знаний учащегося.
Учебник имеет четкую структуру с разделами и параграфами, поделенными на темы.
Отличия учебника от учебного пособия по ГОСТу:
Где нужен учебник
Учебник можно применять как основной или вспомогательный источник информации на занятиях (уроках, лекциях, практикумах и семинарах). Он быстрее доносит знания до учащихся, снабжает точной и предметной информацией по определенному вопросу или предмету в целом.
Преподаватели используют учебник, чтобы сформировать умения по анализу фактов, событий, а потом на основе этих данных сделать выводы.
Виды учебников
Не все учебники одинаковые. Существует целая классификация, согласно которой издания подразделяются на следующие виды:
Все об учебном пособии
Самое главное, что нужно знать об учебном пособии – это то, что оно является дополнением к учебнику или другому материалу по основной программе обучения. Здесь в сжатой форме можно просмотреть информацию по конкретной теме или их совокупности.
У учебного пособия есть ряд признаков, по которым его легко выделить среди остальных видов материалов:
Учебные пособия могут иметь разный внешний вид: наглядные или методические материалы, конспекты, каталоги, иллюстративные источники (атлас или схема).
Цель этого типа источника – кратко и тезисно систематизировать знания учащегося. Его используют при подготовке на любых специальностях – экономических, юридических, инженерно-технических, социальных, психологических и т.д.
Виды учебных пособий
В зависимости от сферы использования учебные, пособия могут быть следующих видов:
Учебник и учебное пособие: в чем различия и сходства?
Сходства учебника и учебного пособия в том, что они необходимы для изучения нового материала во всех типах учебных заведениях (школе, вузе, колледже). Учебник и учебное пособие используют во время подготовки к экзаменам и т.д.
Но есть и существенная разница между учебником и учебным пособием. Например, в учебнике представлены общие результаты, которые были доказаны на практике и потом тщательно систематизированы. В пособии же могут быть дополнения к основным данным/фактам/явлениям, здесь можно найти более узкоспециализированную информацию.
Чаще всего материалы в учебнике представлены для изучения с преподавателем. Учебное же пособие построено более легко, чтобы человек мог сам изучить и усвоить новый материал.
И последнее: над созданием учебника трудятся люди с определенным ученым званием (учителя высшей категории, кандидаты и доктора наук). Процесс это длительный и сложный, ведь кроме содержания большое внимание уделяют редакции и оформлению. А учебное пособие вполне может создать один человек, уверенный в наличии определенных знаний и навыков по теме.
Как видите, у учебника и пособия много общего, но есть и свои различия. Самое главное, что следует вынести из этой информации – оба они не взаимозаменяемые, а взаимодополняемые источники, которые можно и нужно использовать параллельно. Только в этом случае удастся получить систематизированные знания, которые будут фундаментом будущей профессиональной деятельности. А если от учебы отвлекают посторонние дела, сервис студенческой помощи всегда будет рядом, чтобы подстраховать.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.