убийство чести на кавказе что это такое
«Правовая инициатива» назвала причины «убийств чести» на Северном Кавказе
Исследование правозащитников «Убитые сплетнями». Убийства женщин по мотивам «чести» на Северном Кавказе», рассказывает о судьбе женщин и факторах сохранения этого обычая, в нем также приводятся данные об убийствах «чести» за период с 2008 по 2017 год.
Как сообщал «Кавказский узел», «Правовая инициатива» подготовила доклад о женщинах, ставших жертвами «убийств чести» в период с 2008 по 2017 год. Правозащитники начали в соцсетях информационную кампанию, рассказывая о судьбе жертв в Чечне и Дагестане.
Доклад «Правовой инициативы» «Убитые сплетнями». Убийства женщин по мотивам «чести» на Северном Кавказе» опубликован сегодня, он содержит реальные истории убийств женщин на Северном Кавказе, имена жертв заменены на псевдонимы. На «Кавказском узле» доступна полная версия доклада.
Согласно исследованию, «наибольшее число убийств, ставших известными СМИ и правозащитникам и дошедших до суда, было совершено в Дагестане. Это связано в большей мере с осуждением подобных случаев. Меньшее число подобных убийств доходит до СМИ и суда в Ингушетии и Чечне».
Авторы исследования также подчеркивают, что «оказалось чрезвычайно трудно собрать какие-либо данные о таких убийствах, поскольку они зачастую считаются частным закрытым семейным делом, а официальная статистика о такой практике или ее распространенности полностью отсутствует».
По данным авторов, несмотря на то, что анализируемые ими 39 убийств по мотивам «чести», задокументированные в ходе исследования в республиках Северного Кавказа, подтверждают существование данной практики, среди респондентов сложилось неоднозначное мнение относительно роста или, наоборот, сокращения численности таких убийств в последние годы.
При этом, по мнению абсолютного большинства респондентов, убийства по мотивам «чести» выполняют несколько важнейших для данных сообществ функций, таких как: «наказание за нарушение традиционных норм», акт очищения, «смывающий позор», «вину», «бесстыдство», акт, предотвращающий очернение семьи пятном бесчестья и убийство как назидание с целью предотвращения случаев «непослушания» женщин в будущем, говорится в докладе.
Согласно исследованию, двое из респондентов назвали вопрос убийств женщин надуманным, а его обсуждение – «попыткой разрушить сложившиеся традиции и выставить жителей республик в неприглядном свете».
«Кавказский узел» неоднократно сообщал о случаях расправы родственников над девушками или женщинами, заподозренными во внебрачных связях в Чечне. Лишь единичные случаи убийств «чести» в регионе получают огласку, а местные жители не ставят под сомнение право родственников на совершение подобных убийств, заявили ранее опрошенные «Кавказским узлом» эксперты, комментируя дело жителя Чечни Султана Даурбекова, осужденного за убийство дочери. Убийствам «чести» также была посвящена публикация журналистов «Медиазоны» Марии Климовой и Юлии Сугуевой «По селу ходили слухи», отмеченная ежегодной премией в память о дагестанском журналисте Ахмеднаби Ахмеднабиеве за 2017 год.
Отметим, что историк Макка Албогачиева и психолог Ольга Павлова ранее назвали убийства «чести» единичными и не являются традицией Северного Кавказа. Однако, по их мнению, широкое употребление этого термина способствует негативному восприятию региона.
Факторы, способствующие сохранению «убийств чести»
Авторы доклада, на основе анализа 70 интервью, выявили три фактора, способствующие сохранению практики убийств «чести»: сопротивление общества потере своей идентичности и обезличиванию, патриархальность, а также коллективная идентичность (родовая организация и родовая зависимость, отсутствие автономной личности).
Авторы доклада призвали власти «противостоять обычаям и традициям, которые служат оправданием насилия в отношении женщин» и среди мер, которые можно предпринять для исправления ситуации назвали: организацию «надлежащего и оперативного реагирования правоохранительных органов на акты насилия в отношении женщин или на подозрение об актах насилия (допустим, когда женщина пропадает без вести), «расследований убийств по мотивам «чести» с учетом гендерных факторов, особой уязвимости и потребностей жертв», «проведение мероприятий и кампании в средствах массовой информации, а также разработку и утверждение школьных учебных программ, посвященных вопросам уважительных взаимоотношений и гендерного равенства».
Автор: Кавказский Узел
Убийство чести на кавказе что это такое
Иллюстрация: Влад Милушкин / Медиазона
Проект «Правовая инициатива» выпустил вторую часть доклада об «убийствах чести» — так на Северном Кавказе называют расправы родственников-мужчин над женщинами, подозреваемыми (зачастую на основании слухов или клеветы) в неподобающем, с точки зрения семьи, сексуальном поведении. На этот раз исследовательницы проанализировали, как рассматривают подобные дела российские суды — и обнаружили, что предполагаемая «аморальность» убитой часто служит основанием для более мягкого наказания. «Медиазона» публикует сокращенную версию доклада.
Убийства женщин по мотивам «чести» на Северном Кавказе — это не какое-то изолированное явление, которое случается внезапно и неожиданно, а заключительный этап насилия после продолжительной и оставляемой без внимания непрерывной череды принуждений, давления и издевательств в отношении женщин и девочек. Комитет ООН против пыток неоднократно в своих докладах выражал обеспокоенность в связи с тем, что преступления по мотивам «чести» во многих случаях не регистрируются, по ним редко проводятся расследования и они, как правило, остаются безнаказанными. Если за них назначается наказание, то приговоры бывают значительно менее строгими, чем за равные по тяжести преступления, не имеющие аспекта «защиты «чести»».
Положительные тенденции приговоров
Исходя из анализа изученных приговоров, можно, тем не менее, вывести ряд общих положительных тенденций.
Во-первых, уголовные дела по убийствам «чести» доходят до суда, а в суде — до обвинительного приговора.
Во-вторых, во всех 43 приговорах поведение обвиняемых было оценено судом как виновное, предумышленное, как правило, заранее спланированное.
В-третьих, основная масса приговоров была назначена по наиболее «тяжкой» статье 105 УК (убийство) — 33 приговора.
В-четвертых, в ряде дел (как минимум в 8) суд отверг доводы защиты обвиняемых о совершении ими преступления в состоянии аффекта и отказал в переквалификации деяния со статьи 105 (убийство) на статью 107 УК (убийство в состоянии аффекта).
В-пятых, по меньшей мере в трех делах суд не принял и отверг версии подсудимого об аморальном поведении потерпевших, оценив эти показания как недостоверные, данные с целью добиться смягчения наказания.
В-шестых, по некоторым делам в ходе судебного разбирательства были установлены факты совершения подсудимыми развратных действий в отношении несовершеннолетних, а также домашнего насилия.
(Из приговора по уголовному делу по части 1 статьи 105 УК, части 2 статьи 222 УК, Дагестан).
Убийцы и «неподобающее» поведение убитых
Разбор и обобщение всех имеющихся в распоряжении данных позволил составить наиболее полное представление об уголовном преступлении «убийство по мотивам «чести»» и его ключевых особенностях.
Всего по мотивам «чести» в 2005-2018 годах было убито 48 человек, из них — 44 женщины и четверо мужчин, две женщины после нападения остались живы.
В 100% случаев убийств женщин убийцами были близкие родственники мужского пола, то есть это 100% гендерно мотивированное и гендерно обусловленное преступление по признаку пола — убийства совершаются мужчинами в отношении женщин.
Из 46 обвиняемых в убийстве «чести» преступление чаще всего совершал близкий родственник потерпевших, которых заподозрили в «неприличном» и «неподобающем» поведении. Чаще всего это брат, отец или дядя.
Убийства преимущественно совершались в бытовых условиях — дома, на участке дома, в квартире либо на пустынной или безлюдной местности, как правило, в вечернее или ночное время, когда меньше всего свидетелей и удобнее скрыть следы преступления. Наибольшее число убийств было совершено в сельской местности. Удушение и использование колюще-режущих предметов в качестве способов совершения убийства «чести» наиболее распространены.
Несмотря на то что достаточно большое количество анализируемых преступлений (около 12 приговоров) совершается по навету или на основании слухов и домыслов о личной жизни и поведении потерпевших. Расследование преступлений и судебное разбирательство шли по более простому пути: привлечение к ответственности уже известного обвиняемого (явка с повинной, на него указал родственник или знакомый), не затрачивая каких-либо дополнительных ресурсов на выявление лиц поспособствовавших совершению преступлений (или прямо заинтересованных в нем). Все пособники остались безнаказанными.
(Из приговора по уголовному делу по части 1 статьи 105 УК, части 3 статьи 30 УК, Чечня)
Мотивом всех преступлений, по утверждениям обвиняемых, было аморальное поведение потерпевших. Они считали, что убитые женщины своими действиями (аморальным поведением, распущенностью) наносят оскорбления лично им, их родственникам, знакомым, семье, роду, «чести» семьи и рода, и за свои «действия» женщины должны понести наказание.
Поводом для совершения подсудимым преступления суд находит аморальное поведение потерпевших. Как считает суд, замышляя убийство своих дочерей, подсудимый находился в плену устоявшихся веками неписаных законов народа, представителем которого он является, о том, что блуд женщины есть не что иное, как позор, который необходимо смыть кровью. Желание следовать этим неписаным законам оказалось, по мнению суда, сильнее, нежели отцовские чувства». Наказание: 6 лет в колонии строгого режима с ограничением свободы на 2 года.
(Из приговора по уголовному делу по пунктам «а», «г», «д» части 2 статьи 105 УК, части 1 статьи 222 УК, Чечня)
По сути, все убийства совершались из мести или ревности за определенные действия или бездействие потерпевшей, реальные или надуманные. Это основные внутренние побуждения, которые толкали мужчин на совершение преступлений. Женщин, подозреваемых в нарушении «чести» на основе слухов, домыслов, клеветы, продолжают рассматривать как преступивших границы подобающего сексуального поведения. Выход за эти рамки наказывается убийством их нарушивших.
Фактически аргументация «аморальности» — это надежда преступника на снисхождение суда при квалификации преступления и определении наказания. Поэтому нередки случаи, когда в порядке оправдания убийства женщины преступления квалифицировались как совершенные в состоянии аффекта или в результате аморального и провокационного поведения пострадавшей. Данные факторы при их доказанности и принятием судом во внимание явились способом уклонения от наиболее тяжкого наказания или его смягчения.
Какие приговоры исследовались
«В ходе подготовки исследования было предварительно просмотрено несколько тысяч судебных актов верховных, районных и городских судов Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Чеченской Республики с 2010 по 2019 г. Для этого использовались официальные сайты судов республик, сайты Судакт, Росправосудие, ГАС РФ «Правосудие», Судрф, Легалакт и другие.
Доступ к судебным приговорам по делам, связанным с убийствами «чести», можно охарактеризовать как фрагментарный и ограниченный. Принятые судами акты, вывешиваются несвоевременно либо вообще не вывешиваются на сайтах соответствующих судов. Сколько еще решений осталось неразмещенными, неизвестно. Судить о каком-то общем количестве вынесенных приговоров на данный момент также не представляется возможным.
В результате в целях исследования было отобрано и проанализировано 43 приговора по уголовным делам, вынесенным судами разного уровня. Судебные решения выносились в период с 2011 по 2019 г. Не во всех приговорах были указаны даты. Во многих персонифицированная информация была удалена. 19 приговоров по убийствам было вынесено в Чечне, 16 — в Дагестане, 6 — в Ингушетии. В двух случаях потерпевшие остались живы при попытке совершения убийства «чести» в Ингушетии и Чечне».
Иллюстрация: Влад Милушкин / Медиазона
«Аморальность» как повод для смягчения приговора
Всего по статье 105 УК (убийство), а также ее совокупности с другими статьями Уголовного кодекса было вынесено 33 приговора. При определении наказания суд преимущественно использовал «нижний порог» санкции, определяя меру пресечения насколько возможно низкую в рамках данной статьи — от 6 до 7 лет лишения свободы.
Проведенный нами анализ показал, что 19 из 44 назначенных судом видов наказания, то есть фактически треть, можно оценить как заниженные.
Так, в 16 приговорах наказание подсудимым было снижено вследствие аморального поведения потерпевших. Суд смягчил наказание обвиняемым на основании «аморальности поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления» (пункт «з» часть 1 статьи 61 УК). Фактически в рассматриваемых нами случаях суд посчитал, что убитые своими действиями — «половой распущенностью» — подтолкнули обвиняемых к совершению убийства.
В качестве непосредственного повода совершения преступления, по мнению суда, явились глубоко затрагивающие психику виновного неоправданные действия потерпевших. Это было связано, во-первых, с близкородственными отношениями между потерпевшими и виновными; во-вторых, «аморальное поведение» потерпевших было направлено не только на самих обвиняемых, но и на третьих лиц: родных, близких, род, родовую честь; в-третьих, поведение потерпевших явилось фактором, спровоцировавшим обвиняемых на совершение преступления — убийства.
(Из приговора по уголовному делу по пункт «а» части 2 статьи 105 УК, Ингушетия)
Как минимум в семи приговорах суд не учел факт несовершеннолетия убитых, то есть то, что они находились в беспомощном состоянии. Такое состояние в уголовном праве относится к категории отягчающих вину обстоятельств согласно статье 63 УК, и наказание предусматривается более жесткое.
Судья пришел к убеждению, «что потерпевшая в силу своего физического или психического состояния не являлась лицом, заведомо для виновного находящимся в беспомощном состоянии Несмотря на свой возраст, была рослой и выглядела старше». Наказание: 6 лет лишения свободы в колонии строгого режима.
(Из приговора по уголовному делу по части 1 статьи 105 УК, Чечня)
По статье 107 УК (убийство, совершенное в состоянии аффекта) «аморальное», «позорное» поведение потерпевших стало причиной психотравмирующей ситуации для обвиняемых в убийстве, по мнению суда. Что и явилось поводом к совершению преступления. «Переживания» обвиняемых суд оценил как состояние аффекта и назначил наказания насколько возможно мягкие. При этом две убитые девочки были несовершеннолетними, а одна из них — беременной. То есть налицо признаки, отягчающие уголовную ответственность, которые суд не принял во внимание при назначении наказания.
В Дагестане отчим нанес множественные ножевые ранения своей падчерице. «Вышел из своей комнаты и в это время увидел на кухне свою несовершеннолетнюю падчерицу, о которой ему сообщили о ее аморальном поведении — вступлении в половую связь и беременности. Увидев ее, он пришел в состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), схватил кухонный нож».
«В заключении экспертов, проводивших психологическую экспертизу, сделан вывод о том, что в момент убийства обвиняемый находился в состоянии физиологического аффекта, который по типу протекания может быть отнесен к разряду кумулятивных аффектов, вызванных длительной психотравмирующей для него ситуацией, обусловленной поведением потерпевшей, которая периодически совершала из дому кражи денег, уходила из дому без разрешения родителей, не приходила ночевать. Заключительной психотравмирующей ситуацией явилось сообщение подсудимому о беременности несовершеннолетней падчерицы со сроком беременности 20 недель». Наказание: 1 год и 6 месяцев в колонии-поселения со взысканием 500 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда.
(Из приговора по уголовному делу по части 1 статьи 107 УК, Дагестан)
Ряд дел (как минимум четыре) был рассмотрен в особом порядке, который весьма выгоден обвиняемым в убийстве. Он имеет главную отличительную черту: факт виновности подсудимого считается уже установленным, и в задачу суда не входит исследование достоверности этой презумпции. Особый порядок судебного разбирательства является своеобразной сделкой между судом и подсудимым. Cудья не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу. При этом могут быть исследованы обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. В нашем случае изучался факт «аморальности» потерпевших. Кроме того, нельзя исключать фактов давления на потерпевших, чтобы добиться их согласия на рассмотрения дела в особом порядке.
(Из приговора по уголовному делу по части 1 статьи 107 УК, Ингушетия)
Вопросы возмещения вреда в случаях убийств женщин, как правило, игнорируются или ограничиваются мерами уголовно-правового характера. Считается достаточным вынести преступнику приговор, связанный с лишением свободы, и крайне редко в сочетании с денежным возмещением ущерба. Только по трем делам суд назначил потерпевшим компенсацию морального вреда.
Иллюстрация: Влад Милушкин / Медиазона
Возможные меры
Обязанность государства осуществлять расследование соответствующих преступлений, уголовное преследование и наказание виновных за их совершение преследует две основные цели: предотвратить повторение противоправных деяний и обеспечить справедливое правосудие для жертв преступлений и их родственников. Для обеспечения максимальной эффективности этого процесса необходимо принять во внимание следующие рекомендации, которые должны реализовываться государством как комплекс мер, а не какая-то выборочная единичная инициатива.
— Уделять должное внимание всем жалобам, подаваемым потерпевшими, по фактам исчезновения и похищения женщин и девочек.
— Обеспечить надлежащее, своевременное и оперативное реагирование правоохранительных и судебных органов на любые акты насилия в отношении женщин.
— Обеспечить потерпевшим от убийств «чести» доступ к программам бесплатной юридической помощи, способным гарантировать им сопровождение адвоката на всех стадиях уголовного процесса, а также досудебного разбирательства.
— Правила доказывания не должны быть дискриминационными по отношению к жертвам преступления (убитым) и потерпевшим (родственникам убитых); они должны исключать использование любых ссылок на «затронутую честь» или «провокационное, аморальное поведение» в качестве смягчающих вину обстоятельств для уклонения обвиняемых от надлежащей уголовной ответственности.
«Убитые сплетнями». Убийства женщин по мотивам «чести» на Северном Кавказе
— Применяемые способы доказывания должны гарантировать минимальное вмешательство в частную жизнь потерпевших, а также жертв преступлений убийств «чести» при соблюдении требуемых стандартов сбора доказательственной базы. Свести к минимуму риск повторной виктимизации во время расследования преступления и судебного разбирательства.
— Максимально обеспечить юридически грамотную квалификацию преступлений по уголовным делам, связанным с убийствами «чести».
— Уделять должное внимание при расследовании преступлений и в ходе судебных разбирательств выявлению лиц, пособствующих (распространяющих слухи) совершению убийств по мотивам «чести», и привлечению таковых к уголовной ответственности за пособничество в совершении преступления.
— Учитывать при квалификации преступления и назначении наказания беспомощное состояние потерпевших — малолетство и несовершеннолетие — в качестве отягчающего вину обстоятельства.
— Не допускать возможности давления на потерпевших с целью применения особого порядка принятия судебного решения по делам об убийствах «чести» по ходатайству обвиняемых.
— Содействовать компенсации потерпевшим морального и материального вреда, причиненного преступлениями.
— Не допускать в ходе судебных разбирательств никаких ссылок на культурные традиции, обычаи и религиозные практики как средства уклонения от уголовной ответственности.
— Развивать государственные программы защиты потерпевших и свидетелей в рамках уголовного судопроизводства.
— Принять комплексные меры по устранению коренных причин и факторов риска возникновения насилия в отношении женщин и дискриминации, то есть вести интенсивную просветительскую и образовательную деятельность среди населения. В том числе искоренять вредные гендерные стереотипы и представления.
— Разрабатывать и внедрять в практическую работу специализированные руководства и протоколы расследования преступлений, связанных с убийствами по мотивам «чести»; обеспечивать регулярную и организованную профессиональную подготовку должностных лиц, участвующих в расследовании и уголовном разбирательстве по фактам убийств женщин, чтобы гарантировать понимание конкретных потребностей и уязвимого положения потерпевших и проблемы насилия в отношении женщин в целом.
— Содействовать сбору и распространению соответствующих и надежных данных и другой информации об убийствах «чести».
— Проводить и координировать дополнительные эмпирические исследования, посвященные контексту, коренным причинам, факторам риска и последствиям убийств женщин по мотивам «чести».
Авторы доклада: Юлия Антонова и Саида Сиражудинова. Полную версию исследования можно прочесть на сайте «Убийства по мотивам «чести»», на котором «Правовая инициатива» собирает информацию о подобных преступлениях.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Не носила платок и даже пила пиво. За что на Северном Кавказе родственники-мужчины убивают женщин
12 марта 2020 года
«Мы должны сохранить лицо рода. Испортить род легко. Мы же всегда об этом помним. И знаем все рода, где что-то уже не так, нечисто. Где женились не на тех, кто нечистокровный. Туда же попадут и те, кто дозволит неправильное поведение женщин», – сказал духовный деятель из Ингушетии, которого цитирует фонд «Правовая инициатива» в своем докладе об «убийствах чести» на Северном Кавказе.
«Убийство чести» – это акт насилия, обычно убийство, совершенное членами семьи мужского пола против членов семьи женского пола, которые, как они считают, навлекли на семью бесчестие. Это определение правозащитной организации Human Rights Watch.
По оценкам ООН, в мире ежегодно совершается около 5 тысяч «убийств чести». (Правозащитники считают, что эта цифра намного выше, просто многие подобные случаи маскируют под самоубийство, несчастный случай либо пропажу без вести.) Лидерами являются Пакистан, Афганистан и Иран. Однако «убийства чести» практикуются и на территории России: в Дагестане, Чечне и Ингушетии.
В своей статье мы используем международный термин «убийство чести» (honor killings – англ.). Хотя жители Северного Кавказа говорят «смыть пятно » или «смыть позор».
Ингушетия: «смыл позор»
Поводом для убийства стало то, что Лиза фигурировала на видео задержания Исы Альтемирова, подозревавшегося в участии в банде, которая «провоцировала замужних женщин на измену и потом шантажировала их соответствующими съемками».
Во время полицейской операции в квартире, помимо Альтемирова, находился еще один мужчина и две женщины, одна из них – Лиза Евлоева. Видео задержания на следующий день появилось в соцсетях, и Евлоеву смогли опознать родственники.
Сотрудника полиции, которого подозревают в «сливе» оперативной съемки, задержали. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Нарушение неприкосновенности частной жизни, совершенное лицом с использованием своего служебного положения», которая предусматривает до четырех лет лишения свободы.
Дагестан: отказалась выходить замуж
Свои действия Махмудов мотивировал тем, что сестра его «не слушалась», переехала в Махачкалу и отказывалась выходить замуж.
Чечня: «увел из жизни, чтобы не позорила себя и близких»
Зарема была разведена, работала в парикмахерской и жила у родителей со своим 10-летним ребенком. В ноябре 2013 года она исчезла, после чего ее мать обратилась в полицию.
О судьбе Заремы почти год ничего не было известно, пока в сентябре 2014 года ее отец Султан Даурбеков не явился с повинной.
Во время суда свидетели рассказывали о «непристойном поведении» Заремы: «не носила платок», «получала подарки от мужчин», «даже пиво пила».
«Если женщина пьет пиво, это есть крайняя форма неуважения к обычаям, крайняя форма самоустранения женщины от своей нации, от своей веры», – заявил в прениях адвокат обвиняемого Ильяс Тимишев.
Позиция Тимишева во время этого процесса возмутила его оппонентов и наблюдателей. «Даурбеков не лишал свою дочь жизни, он ее не убивал. Надо говорить так: он увел ее из жизни, чтобы она не позорила саму себя, своего отца и всех близких родственников. Так будет правильно», – сказал адвокат.
При этом Тимишев настаивал, что кавказца судят по законам, чуждым чеченцам: «Закон принимался в основном депутатами – представителями народов, которые не имели представления об убийстве в такой ситуации. В основном депутаты – представители русскоязычного населения. Эти депутаты не приемлют такие действия отца. Почему? Потому что у них обычаев нет».
Почему в Чечне после развода дети остаются в семье отца
Женщины в этой республике на развод идут крайне редко, терпят побои и унижения, чтобы не потерять детей. В Че.
«Женщины в этом обществе – ходячие мертвецы»
Так произошло в Ингушетии с Изабеллой – ее убили братья.
«Это случилось через пару дней после ее свадьбы. Помню, как моя мама говорила по телефону с родственниками, и они ей рассказали, что Изабеллу убили. Ее убили братья: двоюродный брат по отцовской линии и родной брат. Они застрелили ее где-то в подвале и похоронили в лесу, никто не знает где», – вспоминает Мадина, которая согласилась рассказать нам историю убийства своей родственницы.
Изабеллу обвинили в том, что она «была не девственницей». «Никто даже не обратился к врачам, никаких доказательств. Ее просто вернули домой к родителям, где ее застрелили. После этого я больше никогда не слышала, чтобы кто-то что-то сказал. Ни один мужчина из родственников даже рот не отрыл, будто бы так и должно быть, мол, правильно сделали, не была же девственницей. Мужчины творят что хотят, а женщина в Ингушетии должна быть асексуальна. Это требование нашего общества», – продолжает Мадина.
За убийство Изабеллы никто не был осужден, родители написали заявление о ее исчезновении – и на этом история закончилась.
«Институт узаконенных любовниц». Почему на Северном Кавказе многоженство снова становится нормой
С 1 сентября в Туркменистане вступает в силу закон, запрещающий многоженство. Российский Семейный кодекс за.
«Наши леса – это женская могила»
Нераскрытыми остались и убийства Мариам и Амины, матери и дочери из Ингушетии.
Судьба Амины сложилась похожим образом. «Она была замужем, но мужа посадили. Его родственники бездоказательно заявили, что она гулящая. После этого отец и дяди Амины убили ее и похоронили в лесу. Наши леса – это женская могила», – возмущается Лейла.
За убийство Мариам и Амины никого не судили. «У нас женщины просто пропадают, – говорил Лейла. – О них говорят: «Она пропала». И все прекрасно знают, что произошло. Милиция тоже об этом знает. Но все сводится к тому, что это же «убийство чести», она же гуляла, а он просто свой долг исполнил».
«Мать знала о планируемом убийстве дочери»
По словам Аслана, брат заколол сестру ножом, когда та спала: «Тихо похоронили, родственникам сказали, что сердце остановилось во сне».
«Я не знаю, как после этого живет их отец, но мой друг плохо живет. Он долго потом с психологами общался. Сам тоже был на грани самоубийства, но испугался за мать, мол, не выдержит двух детей потерять. А мать их знала о планируемом убийстве дочери, но ничего сделать не могла», – рассказывает Аслан.
Культ крови на простыне. Как требование девственности до брака приводит к трагедиям
Патриархальные общества требуют от женщин девственности до брака. Эти традиции до сих пор живы во многих по.
Жертвы и убийцы
Правозащитники говорят, что точной статистики по «убийствам чести» нет, а цифры, которые приводятся в исследованиях, в разы меньше реальных.
Решение об убийстве женщины принимают родственники-мужчины, чаще всего отец или брат. «Кто-то из семьи самовольно принимает такое решение, не знакомясь с обстоятельствами, просто чтобы наказать, чтобы люди ничего не сказали плохого», – объясняет кандидат политических наук, соавтор доклада «Правовой инициативы» Саида Сиражудинова.
Жертвами «убийств чести» чаще всего становятся разведенные женщины. «К разведенным женщинам общество относится предвзято. Даже если они ничего не совершают, их жизнь очень часто овеяна слухами, мол, мало кто там к ней пришел. Сантехник пришел – и уже пошли сплетни. Очень часто слышала от женщин, что они даже боятся кого-либо из рабочих в дом позвать», – рассказывает Саида.
Адаты, шариат и «честь рода»
«Честь женщины – это не только ее честь, это и честь рода. На Кавказе одна личность не отделена от мира всего. Кровная месть – огромный сдерживающий фактор. «Убийство чести» – тоже сдерживающий фактор. Я готов отсидеть, для меня честь и «убийство чести» важнее, чем моя карьера, чем моя личная жизнь», – говорит историк из Чечни, которого цитирует фонд «Правовая инициатива».
Часто «убийства чести» оправдывают отсылками к шариату или местным обычаям (адатам). Однако исследователи отмечают, что в истории Чечни подобные адаты зафиксированы не были. В Дагестане местные обычаи предусматривали различные наказания за «прелюбодеяние», в некоторых регионах даже убийство. В большинстве случаев девушку выдавали замуж за старика или имеющего физические или психические недостатки мужчину. Также были распространены штрафы, компенсации и изгнание из села.
«Но это был случай, который все-таки несопоставим с современной практикой, – говорит Саида Сиражудинова. – Там была какая-то имитация народного суда, это было решение общины, а не так, как это происходит сейчас – путем самосуда. Хотя то, что тогда случилось, было далеко не по шариату, это была имитация шариата».
То, что сейчас происходит в республиках Северного Кавказа, к шариату никакого отношения не имеет, отмечают эксперты. Ислам допускает строгое наказание за прелюбодеяние, однако самосуд шариатом запрещен.
«Ислам запрещает убивать невинных людей. А во всех случаях «убийств чести» не проводится ни расследований, ни судебных разбирательств», – говорит старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов.
По шариату, говорит он, чтобы доказать факт преступления против ислама, нужно найти свидетелей (двух мужчин или четырех женщин), после чего шариатский суд выносит заключение.
В российском уголовном законодательстве нет статьи «Убийство чести», это преступление классифицируется как «Убийство». При этом правозащитники отмечают, что мотив «убийства чести» должен выступать отягчающим обстоятельством, как в случае с «кровной местью».
Редакция Настоящего Времени отправила запрос в пресс-службу омбудсмена Российской Федерации о том, насколько информированы власти об «убийствах чести» и какие действия они предпринимают для защиты женщин на Северном Кавказе от насилия, однако на момент публикации ответ получен не был.
Имена некоторых героев изменены по их просьбе
Мы – телеканал «Настоящее Время». Мы делаем яркие видео, рассказываем о важных новостях и злободневных темах, готовим интересные репортажи и передачи – смотрите нас на спутнике, в кабельных сетях и в интернете. Каждый день мы присылаем дайджест всего, что нужно знать, одним письмом, а также превращаем цифры в понятные истории.