уацдин что это такое
Свободный взгляд
Ещё один сайт на WordPress
В последнее время в Осетии набирают силу жаркие споры на как бы религиозную тему. Причем, дискуссия идет не вокруг христианско-исламских противоречий, а также попыток наладить межконфессиональный диалог, а вокруг возникшей буквально из ниоткуда, так называемой, «традиционной осетинской религии» «Уацдин».
Адепты последней называют ее новым, специально придуманным и поэтому замысловато-сложным словом «уацдин», в котором «уац» — это весть, слово, логос, свет, а «дин» — вера.
По своей сути «Уацдин» является претендующей на универсальность мировоззренческой и духовно-нравственной системой, искусственно созданной в конце 90-х – начале 2000-х годов на базе классических культурологических, лингвистических и этно-психологических исследований осетинского языка, эпоса и культуры, соединенных с различного рода восточными психо-физическими медитативными практиками.
В частности, анализ текстов главных идеологов «Уацдина» Алана Чочиева, Вячеслава Джанаева, Даурбека Макеева и Тамерлана Камболова свидетельствует о том, что все они находятся под влиянием культурно-антропологических теорий Э. Тайлора, Л.Г. Моргана, Б. Малиновского, Ф. Боаса, Л. Уайта и К. Леви-Стросса, философско-лингвистических, этнолингвистических и семиотических исследований В. Гумбольдта, А. Потебни, Л. Витгенштейна, Э. Сэпира, Б. Уорфа, Э. Касирера, Ф. де Соссюра, М. Фуко, классических работ Д. Фрэзера, У. Джеймса и М. Элиаде по сравнительному религиоведению, известных исследований В. Миллера, М. Ковалевского, З. Ванеева и Д. Раевского по осетиноведению, а также работ Э. Бенвенниста и В. Абаева по сравнительной иранистики и этимологии.
По мнению ряда экспертов, в основе «Уацдин» лежит присущая осетинскому языку, как и любому другому языку вообще, религиозная картина мира, на основе которой отдельные представители осетинской творческой интеллигенции пытаются искусственным образом создать некую новую псевдорелигиозную систему. Причем каждый из них лепит новую осетинскую веру исключительно по своему разумению, опыту и уровню образования.
Так, по словам Т. Камболова осетинская религиозная система «Уацдин» является т.н. национальной религией, т.е. религией, присущей только одному народу, и стоит в одном ряду с такими религиозными системами, как синтоизм и индуизм. При этом, в отличие от синтоизма и индуизма, «Уацдин» является монотеистической религией, такой, как христианство, ислам и иудаизм.
Однако, принципиальным отличием «Уацдина» от других мировых монотеистических религий является отсутствие в ней, как считает Т. Камболов, представлений о рае и спасении, как цели и смысле человеческой жизни.
Согласно интерпретации ученого, «Уацдин» предлагает своим адептам догматическое по своей сути представление о трехчастной Вселенной, состоящей из трех сфер – высшей сферы, где обитает Единый Бог и его ангелы, средней сферы – земли, где живут люди, и низшей сферы, где находится подземная страна мертвых и место пребывания злых духов. Человек после своей смерти, вне зависимости от того, как он жил, попадает в загробный мир, где и остается навсегда.
Целью человеческой жизни, согласно «Уацдин» в интерпретации Т. Камболова, является исполнение установленных Богом нравственных предписаний для стяжания себе при жизни доброго имени. Потеря же имени вследствие неправильного поведения и является, по мнению Т. Камболова, наказанием для человека.
Другими словами, современный последователь «Уацдина», в интерпретации Т. Камболова, это некий аналог античного стоика, человека нацеленного на выполнение высоких этических принципов, вне зависимости от встречающихся на его пути соблазнов и препятствий, и не рассчитывающий при этом ни на какую награду, кроме личного морального удовлетворения и положительной оценки со стороны окружающих.
Необходимость распространения в Осетии национальной религии обосновывается Т. Камболовым возможностью религиозного конфликта между осетинами-православными и осетинами-мусульманами.
В свою очередь, А. Чочиев полагает, что религиозная картина мира осетин содержит следы древнего единобожия («ир-ас-аланское единобожие»), которое затем легло в основу всех мировых религий, начиная от зороастризма и заканчивая исламом.
В частности, А. Чочиев, на основе спорных этимологических выкладок и имеющихся в осетинском Нартовском Эпосе и в Сказаниях о Царциатах космогонических мифах, реконструирует этническое представление о Едином Боге, Творце – Хуыцау – и созданном им мире. Так, Бог «Уацдина» имеет безличностный, не персонифицированный характер, а созданный им мир поделен на три сферы – небесную, земную и подземную, предназначенные соответственно для жизни самого Бога и его ангелов, человека и животных, а также душ умерших и темных духов.
При этом А. Чочиев, в отличие от Т. Камболова, считает, что души всех умерших попадают на небо в верхнюю сферу (которая, в свою очередь, поделена на семь уровней), а вот их тела оказываются в нижнем мире (тоже имеющем семь ступеней). Цель и смысл жизни человека в рамках «ир-ас-аланского единобожия», в интерпретации А. Чочиева, заключается в следовании естественному нравственному закону, молитвенном общении с высшими силами, а также благородном поведении по отношению к окружающим, которое, якобы, предполагает обуздание низменных мыслей, желаний и поступков.
При этом А. Чочиев последовательно развивает мысль о том, что адепты «Уацдина» во все времена были носителями не только передовых духовных, но и политических проектов, что позволяло им занимать роль аристократии и активно участвовать в политической жизни многих древних и средневековых государств.
По этой причине, по мнению А.Чочиева, современные последователи «Уацдина» в Республике Южная Осетия и Республике Северная Осетия-Алания основное внимание должны уделять не только духовному самосовершенствованию, но и активному участию в политической жизни РЮО и России.
По мнению А. Чочиева, процесс глобализации, рано или поздно, приведет к созданию под эгидой США, стран Запада и их союзников всемирного государства, а также всемирной монотеистической религии, аналогичной «Уацдину», как его идеологической основы. В этой связи, политической задачей осетин является максимальное подключение к данному проекту, с целью вхождения в будущую мировую элиту и активного участия в управлении мировым государством.
Другой современный идеолог «Уацдин» Д. Макеев также полагает, что религиозная картина мира осетинского языка является не чем иным, как древним религиозным учением, которое распространялось 5 тысячелетий назад древними индоевропейцами. Следы этого учения Д.Макеев находит в индуизме, брахманизме, зороастризме, даосизме, буддизме, иудаизме и христианстве. По интерпретации Д. Макеева, Бог создал Нартов, предков осетин, с целью «распространения истинного духовного учения – æсс и избавления мира от дикости и идолопоклонства».
По мнению Д. Макеева, целью и смыслом «духовного учения» было общение с Богом – Хуыцау – через посредничество «Великого Духа Уас» (Уастырджи), более мелких духов и ангелов, с целью достижения определенной степени просветления, «чистого сознания», свободного от бесконтрольных мыслей и эмоций, от материальных привязанностей, а также от потребностей плоти. Возможность такого состояния достигалась, якобы, через владение различного рода психофизическими техниками и приемами контроля различных «энергетических потоков», которые, по мнению Д. Макеева, и есть персонифицированные божества (зэды и дауги) осетинского пантеона, такие как Фалвара, Рыныбардуаг, Мыкалгабарта и др.
Вместе с тем, Д. Макеев признает, что «Уацдин» не предполагает прижизненной победы человека над своей темной стороной и темными духами. По мнению Д. Макеева, душа человека может освободиться от власти низших сил только после смерти, когда окончательно расстанется со своим телом.
Касаясь самой идеи Абсолюта, Д. Макеев с одной стороны отмечает, что Бог «Уацдина» имеет безличный, непостижимый и практически недоступный даже для просветленного человека характер. Однако с другой стороны, Абсолют проявляется «в трех своих основных ипостасях»: в виде Уастырджи – Великого Вестника, носителя «Божественной мысли и слова», самого могущественного из духов, различных зэдов и даугов, ответственных за видимый материальный мир, а также, что весьма примечательно, низших духов т.н. уаигов. Человек, по мнению Д. Макеева, является отражением космоса, и состоит из трех вышеназванных сил. Причем, какая сила в нем возобладает целиком и полностью — зависит от воли самого человека. Высшими из людей являются те, которые «единятся с божественным духом Уас… — Уастырджи». Такие люди называются Уасдан – Вместилище Божественной Вести». Уасданы являются аристократами, которые могут быть духовными учителями и властителями.
С целью достижения «духовного просветления» Д. Макеев предлагает адептам «Уацдина» практиковать широко известную во всех духовных школах остановку внутреннего диалога, через деятельное исполнение высоконравственных норм поведения (æгъдау) и тренировки концентрации внимания на коротких мантрах (молитвах). Однако это не дает полного погружения.
Подготовившись таким образом, человек затем должен начать принимать участие в коллективных духовных практиках, таких как куывды (ритуальные застолья), песнопенья и танцы. Именно в результате культовых танцев адепт «Уацдина» становится просветленным носителем «чистого божественного духа» – уасданом, и его дальнейшая задача заключается в деятельном исполнении повелений «божественного духа» в повседневной, социальной и политической жизни.
Другими словами, для правоверного уацдиновца общение с божеством является не результатом личного духовного подвига, а финалом некоего оргаистического акта, в котором в обязательном порядке должны участвовать все члены религиозной общины.
Для людей, обладающих базовыми знаниями в области философии религии, сравнительного религиоведения и сектоведения, «Уацдин» является новым, не традиционным религиозным движением, имеющим признаки естественной, этнической и монотеистической системы, претендующей на статус «мировой религии».
Однако, монотеизм «Уацдина» имеет слабо выраженный характер и характеризуется рядом отличительных особенностей, что в конечном итоге отражается на достаточно специфическом представлении о Боге, человеке, цели и смысле человеческой жизни.
В частности, Бог «Уацдина» фактически полностью имманентен своему творению, составляет с ним единое физическое, идеальное и энергетическое целое, а также присутствует в мире в виде трех своих эманаций – высших светлых духов, духов стихий и подземных темных духов.
Таким образом, добро и зло в «Уацдине» являются не антагонистическими силами, а всего лишь двумя различными проявлениями Абсолюта! Бог Уацдина не есть Абсолютное Добро, он есть и добро, и зло одновременно.
Более того, человек, как часть имманентного Богу творения, вмещает в себя все три эманации Божества, и таким образом по определению… сам является Богом.
В случае достижения «просветленного состояния сознания» такой человек фактически отождествляется с высшими проявлениями Абсолюта, становится богочеловеком или сверхчеловеком и получает моральное право действовать вне каких-либо нравственных норм и правил, поскольку его любой поступок автоматически становится нормой и правилом.
В социальной и политической плоскости учение «Уацдин» нацеливает человека на идентификацию исключительно по национальному признаку, придавая конкретному этническому происхождению особый, высший и поэтому исключительный характер, который в конечном итоге дает ему моральное право претендовать на власть и господство над другими людьми.
Полное исследование «уацдина» еще ждет своих исследователей и экспертов, однако уже сегодня ясно, что база нового учения идеально подходит для развития и пропаганды в Осетии идей, очень близких к различного рода полуфашистским, радикально-националистическим и экстремистским течениям, не имеющим ни к Осетии, ни к ее культуре и истории никакого отношения!
Ярмарка богов. Традиционные верования осетин: неоязычество или религия предков?
Почему «уацдин» не имеет ничего общего с «религией предков», за которую его выдают
Согласно мониторингу религиозной ситуации, в республике в конце 2007 – начале 2008 годов 20% населения отнесли себя к язычникам. А в 1998 году их было почти в два раза меньше – 11%.
Защита от исчезновения
Руководитель Кавказского геополитического клуба Яна Амелина утверждает:
— К концу двухтысячных годов в Осетии стало набирать силу общественно-религиозное движение, де-факто являющееся неоязыческим.
По ее мнению, древние верования стали постепенно вытесняться концептом «традиционной осетинской веры»:
— Традиционалисты категорически отказываются считать себя неоязычниками, тогда как исповедуемая ими «религия» является типичным интеллектуальным конструктом и призвана решать задачи национального и даже националистического, а не религиозного характера.
Амелина приходит к выводу, что «традиционализм является интуитивной формой самозащиты осетинского этноса от глобализации».
С ней соглашается социолог Елена Федосова. По ее мнению, появление монотеистического «религиозного проекта» связано со страхом перед исчезновением осетинского этноса:
— Народная вера должна создать некую общую конфессиональную основу для всех осетин – христиан, мусульман и даже атеистов, от которых требуется участие в ряде традиционных ритуалов и соблюдение набора традиционных этических норм. Фактически «воссоздание» «народной религии» – это попытка сформировать новый базис для общеосетинской идентичности на единой конфессиональной платформе.
Кроме прочего, Амелина опасается, что уацдин будет способствовать отделению Осетии от России
— Постулаты и обрядовая сторона этой веры сконструированы националистически настроенными представителями осетинского общества в последние 5-10 лет. Развитие этих тенденций способно дестабилизировать ситуацию в Осетии.
«Народ никогда не утрачивал веру»
Защитники уацдина, впрочем, отвергают критику. Профессор Тамерлан Камболов соглашается с тем, что в некоторых случаях в выступлениях отдельных последователей осетинской веры можно встретить элементы агрессии в отношении мировых религий, но при этом подчеркивает:
— Категорически отрицаю обоснованность утверждения о том, что антиправославные мотивы традиционалистов имеют хоть какую-то антироссийскую или антирусскую направленность. По крайней мере, я с такими фактами не сталкивался.
Камболов объясняет возникновение уацдина тем, что «осетинский народ в своем большинстве никогда и не утрачивал веру, а сегодня просто происходит процесс рационализации и вербализации того, что веками передавалось из поколения в поколение как чувственное и бессознательное».
Тем не менее, современные гуру уацдина никак не приходят к согласию по ряду вопросов: не могут определиться ни с количеством богов в своем пантеоне, ни с правильностью проведения ритуалов, ни с представлениями о том, куда попадает душа человека после смерти. А отсутствие первоисточников дает почву для спекуляции на патриотических чувствах.
В Осетии идет активное возрождение дохристианской веры уацдин. Ее приверженцы конфликтуют с РПЦ
В этом году Северная Осетия празднует 1100-летие крещения Алании (исторической Осетии). Однако православными себя называют около половины жителей республики, а почти треть (29%) населения причисляет себя к традиционной, дохристианской осетинской вере уацдин.
В конце июля член молодежного парламента Северной Осетии Руслан Габараев потребовал православных республики «убраться вон вместе со своими попами и крестами». В ответ архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид заявил, что не допустит возвращения Осетии в «каменный век язычества», а местные православные пожаловались на многолетнюю травлю со стороны «неоязычников».
Что такое религия уацдин, когда она появилась и о чем думают ее адепты, разбирались «Такие дела».
Что такое традиционная вера осетин
Уацдин или Æцæг Дин («истинная вера») — религия скифского происхождения, основанная на традициях и фольклоре осетинского народа. Центральным элементом уацдин является Нартский эпос — набор сказаний, лежащих в основе мифологий многих кавказских народов. Организация «Уацдин» на своем сайте писала, что эта религия — «универсальная истина, предназначенная для всего мира». Приверженцы уацдин есть не только в Северной Осетии, но и в других регионах России и на Украине. В славянском варианте она называется «ассианство».
Жители республики рассказали «Таким делам», что термин «уацдин» для обозначения традиционной религии осетин появился сравнительно недавно — в 2000-х годах. Его ввел писатель Даурбек Макеев, который в 2009 году основал в Северной Осетии религиозную организацию. В статье 2002 года российский историк Виктор Шнирельман писал, что возрождение уацдин происходило в 1980-е с помощью сохранившейся в отдаленных сельских уголках осетинской религиозной традиции. По мнению ученого, по сути этот процесс был городским интеллектуальным движением, пытавшимся создать основу для осетинского национализма, противопоставив уацдин российскому и грузинскому православию, а также исламу. Сейчас родноверами — приверженцами уацдин — себя называют до 29% населения Северной Осетии. Симпатии к традиционной вере проявлял нынешний глава республики Вячеслав Битаров.
Православные и последователи традиционной религии спорят о местах, которые считаются у осетин святыми. Например, в роще Хетага в Алагирском районе с 1990-х годов проводится республиканский общенародный праздник. Адепты уацдин поклоняются в роще Уастырджи, покровителю мужества, которого христиане идентифицируют как Георгия Победоносца. В 2010 году организация «Уацдин» выступила против присутствия христиан в роще: «Роща Хетага — место общественных молитв адептов традиционной осетинской веры. Нашим согражданам-христианам следует раз и навсегда понять, что православный святой Георгий и великий небесный покровитель Осетии Уастырджи — это в чем-то схожие, но все же принципиально разные персонажи разных религиозных миров».
После этого протоиерей Владимир Шауэрман заявил о возможном строительстве в роще православной часовни и назвал возрожденную традиционную веру «новоделом», а священные рощи — местами, где осетины молятся «Богу, Богородице, ангелам и святым». «Роща Хетага — свидетель чуда, которое совершил Бог по молитве к святому Георгию. Конечно, это место должно быть, в первую очередь, местом молитвенного обращения к Богу и святому Георгию», — говорил священник. Секретарь Владикавказской и Аланской епархии, священник Савва Гаглоев заявил, что разногласия по поводу соотнесения Уастырджи и святого Георгия происходят, потому что «современный человек перестал понимать язык и образность религиозной традиции».
Роща Хетага стала не единственной конфликтной точкой. В 1995 году в Цейском ущелье сгорело святилище Реком. Начались десятилетние восстановительные работы, и участвовавшие в них представители традиционной религии и христиане постоянно спорили о датировке и культурно-религиозной принадлежности культового сооружения. Старейшины-родноверы также претендуют на эксклюзивный доступ к святилищу «Мады Майрам-дзуар» в Куртатинском ущелье, хотя для православных это — место, связанное с иконой Божией Матери, подаренной царицей Тамарой в XII веке. В 2015 году неизвестные выкинули из святилища православные иконы и сбросили в пропасть плиту, датированную 1900 годом.
В конце июля конфликт получил новый виток, когда член молодежного парламента РСО Руслан Габараев, отвечающий за межконфессиональную политику, резко высказался в фейсбуке из-за прошедшего в республике крестного хода.
На слова Габараева сразу же отреагировал архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид: «Пока я правящий архиерей, я не дам разорвать духовную и государственную пуповину, которая связывает наше великое отечество Россию с нашей малой родиной Осетией. Я не допущу, чтобы Осетию сталкивали в каменный век язычества». Осетинские христиане распространили письмо, в котором заявили, что «атака на духовенство и верующих идет по возрастающей все последние годы». Авторы жаловались на то, что для них закрыт храм Пресвятой Богородицы, где 600 лет хранилась Моздокская икона Божией Матери.
Руслан Габараев был исключен из молодежного парламента и оштрафован на 15 тысяч рублей за оскорбление чувств верующих. Свой пост он удалил и публично извинился за него. Но откуда в принципе могли возникнуть такие мысли? «Такие дела» попробовали узнать это у самих осетинских родноверов.
Что думают представители уацдин и христиане
«Для меня следовать традиционной вере осетин — значит жить в честности», — рассказывает «Таким делам» приверженец уацдин, 31-летний сотрудник МЧС из Владикавказа Асахмат Дзиов. Он говорит, что работы основателя официальной родноверческой организации Даурбека Макеева ему не близки из-за «порицания христианства», как и заявления Габараева. Дзиова удивляет, что это порицание идет в отношении только одной мировой религии, несмотря на то, что она не единственная, распространенная в Осетии.
«Это может говорить только об их неграмотности. Мы среди себя, сторонников традиционной религии, не можем разобраться и имеем разногласия, а еще лезем на другие религии», — отмечает родновер. Он напоминает, что Алания приняла крещение даже раньше Руси, поэтому православные «не должны никуда уходить» из Осетии.
Количество исповедующих уацдин Дзиов называет небольшим и недостаточным. По его наблюдениям, среди этих 29% есть много тех, кто одновременно соблюдает традиционные осетинские и христианские или исламские обычаи. Родновер считает, что связано это с обилием взаимных заимствований. По мнению Дзиова, уацдин и христианство, как и любая другая мировая религия, в итоге постулируют общие вещи: честность в мыслях, поведении и действиях перед самим собой и окружающими людьми. «У христианства, ислама, буддизма и традиционной осетинской веры может быть разный терминологический аппарат, но если люди будут следовать всем их заветам, я вас уверяю, никаких споров не будет», — рассуждает он.
Разногласия из-за рощи Хетага возникают из-за недостатка межконфессионального диалога, считает Дзиов: «Люди просто не собрались вместе, не обсудили это за круглым столом». «Можно считать это богохульством, но я считаю так: главное — быть честным человеком, и если ты это заслужил, будет у тебя другая роща», — комментирует адепт уацдин конфликты из-за святилищ. При этом он считает нелогичным строительство православных храмов в культовых местах традиционной веры: «Правильно ли с точки зрения христианства на языческом месте ставить такое почитаемое сооружение? Не считается ли эта земля нечистой? То, что с приходом христианства начали считать нечистой силой, ранее было почитаемым как нечто помогающее и сопутствующее».
По мнению 31-летнего рабочего из Иристонского района Владикавказа Заурбека Фарниева, в последние годы в республике «армия приверженцев авраамических религий» мобилизовалась на «скрытую войну против традиционной культуры». «Все это делается с единственной целью — уничтожить национальное самосознание народа и его историю, превратив его в послушного раба», — заявляет Фарниев.
В разговоре с «Такими делами» он подчеркивает, что традиционная вера осетин основана на монотеизме, однако их понятие Бога разительно отличается от христианского. «Я не верю в белобородого старца, сидящего где-то на вершине Эвереста и считающего ежедневно мои грехи», — объясняет он. Для Фарниева уацдин — вера в неимоверную силу природы и ее духов, почитание предков, отказ разделять «наш дивный и сакральный мир» на черное и белое.
Фарниев считает, что церковь выдает традиционные храмы за православные, а родноверие — за язычество и неоязычество. Он сравнивает историю средневековой Осетии с историей древней Руси, где в ходе христианизации языческие храмы и волхвы подвергались физическому уничтожению. Однако в Осетии, подчеркивает приверженец уацдин, сжигание святынь привело бы к гораздо более тяжелым последствиям, поэтому они были попросту апроприированы христианами:
К празднованию 1100-летия крещения республики Фарниев относится со скепсисом: он указывает, что в те времена не существовало единой Алании — она делилась на несколько частей. «Западная Алания (территория современной Дигории и Карачаево-Черкесии — прим ТД.) переняла православие у Византии, чтобы наладить с ней торговые взаимоотношения. На территории ранней Дигории и располагаются древние православные храмы, этого никто отрицать не может, но гиперболизировать на тему крещения всей Алании не стоит», — говорит Фарниев. Основополагающий для осетинской культуры Нартский эпос, добавляет родновер, лишен какого-либо христианского содержания.
Цифру в 29% приверженцев уацдин в республике Фарниев считает заниженной. По его мнению, сейчас межконфессиональный баланс в республике нарушен в сторону авраамических религий. «Нам нужны свои школы, университеты, преподавательские составы», — заявляет Фарниев.
Опрошенные «Такими делами» православные жители республики скептически воспринимают идею о том, что традиционная осетинская вера может быть отдельной конфессией. «В традиционных верованиях и православии очень много схожих праздников и элементов. В Осетии очень много крещенных, посещающих традиционные праздники осетин, — день Хетага, Реком, Уацилла. Я думаю, абсолютное большинство осетин молятся так же, как делали их предки. Некоторые из них христиане, некоторые мусульмане», — делится инженер из Владикавказа Руслан Дзодзиев. По его словам, он не знает «ни одного» жителя республики, не проводящего параллели между Уастырджи и святым Георгием.
«Традиционная вера осетин напрочь пропитана христианством. Ее не надо путать с тем новоделом, который сейчас преподносится как традиционная вера», — комментирует владикавказец Иван Сложенкин.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Новости
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных