у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему

У виновника ДТП нет ОСАГО. Как правильно поступить в этом случае

у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть картинку у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Картинка про у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему

Представьте ситуацию: попали в аварию, а виновник не застрахован. Рассказываем, как себя вести, чтобы избежать проблем.

Допустим, вы аккуратный водитель и редко попадаете в аварии. Но не все зависит от вас, иногда беды не избежать даже настоящему асу. С нашим-то беспорядочным движением… Вы в полной уверенности, что в таких случаях точно поможет ОСАГО? Очень зря.

По оценкам «ГлавСтрахКонтроля», сейчас в России каждый пятый водитель не имеет полиса ОСАГО. Причем специалисты отрасли учли не только тех, кто просто не купил страховку, а также автовладельцев с поддельными и крадеными документами.

До ноября 2014 года за езду без ОСАГО гаишники снимали номера. Из-за серьезной угрозы немногие отказывались от покупки страховки. Сейчас же действует лишь штраф 800 рублей, который не останавливает недобросовестных автовладельцев. Учитывая их количество на дорогах, риск во всех смыслах столкнуться с незастрахованными водителями очень велик.

Поэтому каждому будет важно знать, что делать, когда аварию устроил водитель без ОСАГО. Если нет каско, а есть лишь полис автогражданки, обращаться в страховую компанию бессмысленно. Придется разбираться самому. С помощью эксперта приведем порядок ваших действий.

В первую очередь надо вызвать сотрудников ГИБДД для оформления ДТП. Так как деньги на ремонт придется вам взыскивать напрямую с виновника, то сразу стоит узнать его контакты и адрес фактического проживания. Лучше всего – записать все паспортные данные.

Иногда виновники без ОСАГО, чтобы избежать ненужных проблем, предлагают договориться и рассчитаться на месте. Согласиться можно, только если повреждения совсем незначительные и вы точно знаете, во сколько обойдется ремонт. Тогда составляете расписку об оплате ущерба в полном объеме и отсутствии претензий.

Но так бывает редко. При малейших опасениях, что возможны скрытые повреждения, лучше не рисковать. И после наступает важная процедура – независимая экспертиза, по итогам которой предстоит оценить ущерб.

«До сих пор нет единой судебной практики по вопросу, какой же методикой оценивать ущерб, если у виновника нет полиса. Дело в том, что сейчас существует два варианта: оценка среднерыночной стоимости ремонта автомобиля и так называемая «единая методика». Они разительно отличаются. Последняя, принятая для расчета стоимости ущерба по ОСАГО, показывает куда меньшие суммы, поскольку она основывается на справочниках РСА, то есть самих страховщиков. Зачастую такая методика не отражает реальных цен на запчасти на момент ДТП. Виновнику выгоднее единая методика», — выделил проблему юрист «ГлавСтрахКонтроля» Алексей Борцов.

Вторая проблема касается износа автомобиля. «По ОСАГО износ подлежит вычету из страховой суммы. В судебной практике это трактуется следующим образом: никто не мешает вам обратиться к виновнику. Представляется, что аналогичную позицию можно отстоять в суде и взыскать компенсацию с виновника без учета износа. Особенно опираясь на последнюю правовую позицию Верховного Суда РФ по вопросам применения части первой Гражданского кодекса, — продолжает отмечать нюансы Алексей Борцов. — Чтобы ваша экспертиза «устояла» в суде, необходимо представить доказательства того, что виновник вызывался для проведения осмотра. Сделать это необходимо с помощью телеграммы».

Оформлять досудебную претензию к виновнику необязательно, но юристы советуют не пропускать шаг. «Это будет положительно расценено судом при рассмотрении дела. Претензию необходимо направить на адрес регистрации виновника аварии – риск неполучения корреспонденции несет он сам. Письмо направляем заказное, с уведомлением о вручении и, желательно, описью вложения», — советует юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Счастье, если разбирательства закончатся на стадии досудебной претензии. Виновник согласится решить вопросы «по-хорошему» и выплатит компенсацию, рассчитанную на экспертизе. А кому-то не повезет и придется довести дело до суда. Процесс, как показывает практика, длительный. По оценкам юристов, с момента подачи иска до получения исполнительного листа проходит обычно 6-7 месяцев. А на суде еще выяснится, что виновнику-то и расплатится нечем… По крайней мере, на бумаге.

«Суд не волнует, имеется ли у виновника имущество или работа. Это становится предметом рассмотрения только в том случае, если виновник ходатайствует перед судом об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда. При наличии подобных обстоятельств, суд вправе удовлетворить ходатайство», — комментирует ситуацию Алексей Борцов.

На самом деле положительное решение суда – еще не повод радоваться и записываться в автосервис. Исполнительное производство может длиться годами. И это, к сожалению, не гипотетические рассуждения, а реальность. «На руках будет решение суда, исполнительный лист. Последний направляется приставам, которые зачастую разводят руками, мол, имущества нет, счетов нет, данных о зарплате тоже нет – мы решение исполнить не можем. Требования к физическим лицам порой исполнить действительно непросто – особенно если ущерб велик», — безрадостную картину приводит юрист «ГлавСтрахКонтроля».

Можно было бы обязать страховые компании выплачивать компенсацию и в таких ситуациях, но этот пусть сомнителен. С предложением реформировать систему ОСАГО эксперты не согласны. «Это уже принципиально иное страхование. По ОСАГО страхуется гражданская ответственность виновника, то есть его обязанность возместить ущерб пострадавшему – имуществу или здоровью. Получается, если ОСАГО будет аналогом каско, гражданская ответственность, например, в отношении пешеходов или иного имущества третьих лиц также должна быть застрахована, а это уже «двойное страхование». Стоимость такого полиса будет сравнима со стоимостью каско и вполне обоснованно. Не у всех есть такие деньги», — объясняет Алексей Борцов.

Поэтому надо не обновлять систему ОСАГО, а бороться с теми, кто уклоняется от требований закона и не оформляет автогражданку.

Источник

Что делать при ДТП, если у виновника нет страховки

у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть картинку у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Картинка про у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему

Штраф за езду без страховки остается до смешного маленьким (вдобавок его можно оплатить со скидкой 50%), а стоимость полиса ОСАГО даже после либерализации тарифов осталась довольно высокой. Это сочетание факторов провоцирует все больше водителей на незаконную экономию: число штрафов за езду без страховки исчисляется миллионами, а «не пойманных» еще больше. При этом практически никакой страховой защиты у законопослушных водителей, встречающихся с нарушителями, до сих пор нет. Давайте разберемся, что делать, если у виновника ДТП нет страховки.

О том, что делать после ДТП, мы уже рассказывали, так что подробно останавливаться на оказании помощи пострадавшим и выставлении знаков аварийной остановки не будем. Нас интересует страховка – а именно проверка ее наличия и подлинности. Если виновник ДТП говорит, что у него есть полис, его нужно обязательно проверить на подлинность с помощью специального сервиса на сайте РСА. Если же виновник ДТП отказывается предоставить полис для проверки, стоит напомнить ему, что часть 1 статьи 11 Федерального закона № 40 об ОСАГО обязывает его это сделать: согласно ей, «если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства».

Если же виновник ДТП сразу заявляет, что полиса ОСАГО у него нет, нужно зафиксировать все доступные данные о нем: номер автомобиля, данные паспорта, водительских прав и так далее, а также сразу вызвать на место аварии сотрудников полиции для оформления ДТП. Само собой, виновник с отсутствующим или поддельным полисом получит тот самый штраф за езду без страховки. А вот дальше разбираться с ним придется уже самому потерпевшему в ДТП.

На всякий случай напомним, что никакой возможности оформить такое ДТП по европротоколу без привлечения полиции нет. Европротокол доступен только в случае, если оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО, а также не имеют разногласий по поводу того, кто виновен в ДТП (или сумма нанесенного ущерба не превышает 100 тысяч рублей). Так что если у второго участника ДТП нет страховки, полицию нужно вызывать незамедлительно.

Самое неприятное для потерпевшего в ДТП с виновником без страховки – это то, что получить положенную компенсацию ущерба от страховой компании не получится. Нет полиса – нет и страховщика, к которому можно обратиться. И даже наличие полиса ОСАГО у потерпевшего никак не влияет на ситуацию: этот полис страхует его ответственность на случай ДТП по его вине. Поэтому обратиться в свою страховую компанию за компенсацией не получится. Так что здесь в дело вступает уже не закон об ОСАГО, а Гражданский кодекс. Часть 1 статьи 1064 Гражданского кодекса, указывает, что «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Таким образом, потерпевшему придется взыскивать ущерб непосредственно с виновника ДТП.

Первая часть процедуры взыскания ущерба вполне типовая: нужно провести независимую экспертизу для оценки повреждений и расчета стоимости ремонта автомобиля. Виновника ДТП стоит пригласить на проведение экспертизы заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы у него не было возможности затягивать рассмотрение дела претензиями о некорректности оценки и прочими уловками. При этом факт его присутствия на экспертизе уже неважен, оценка будет проведена и без него.

После получения результатов оценки можно направить виновнику досудебную претензию с требованием о возмещении ущерба. Впрочем, если виновник сразу заявил о том, что не собирается ничего компенсировать добровольно, можно пропустить этот пункт и сразу обратиться в суд.

Чтобы взыскать с виновника компенсацию ущерба в судебном порядке, нужно приложить к заявлению все имеющиеся документы: уведомление о ДТП и все прочие бумаги, полученные по результатам аварии, а также результаты экспертизы для подтверждения суммы компенсации. К сожалению, дальнейшее развитие дел мало зависит от действий потерпевшего. Самый лучший сценарий – это добровольное согласие виновника компенсировать ущерб. Второй благоприятный для потерпевшего вариант – это взыскание с виновника долга судебными приставами – например, если у него есть материальные активы, которые могут быть изъяты и реализованы в счет долга. Но если у виновника не окажется ни имущества, ни денег, которые можно взыскать, компенсация ущерба может растянуться на годы.

Альтернативный вариант – написание на месте ДТП расписки, в которой виновник признает нанесение ущерба и обязанность по его компенсации. В такой расписке нужно подробно и четко описать нанесенный ущерб и указать сумму компенсации, а также обозначить сроки, в которые виновник обязуется выплатить компенсацию. Но стоит понимать, что написание расписки не отменяет необходимости вызвать полицию и зафиксировать факт ДТП с оформлением всех соответствующих документов. Если этого не сделать, виновник может пойти на попятную или просто исчезнуть, а процедура судебного взыскания может быть осложнена отсутствием документов, подтверждающих ДТП и вину конкретного лица.

Если в ДТП по вине водителя без страховки пострадали или погибли люди, то потерпевшие или их представители могут получить компенсационную выплату от Российского союза автостраховщиков. Об этом говорит пункт «г» части 1 статьи 18 Закона об ОСАГО. Он указывает, что «компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховое возмещение по обязательному страхованию не может быть осуществлено вследствие отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию». Проще говоря, если у виновника ДТП нет ОСАГО, то вместо страхового возмещения вреда жизни и здоровью предусмотрена компенсационная выплата. А сами компенсационные выплаты, согласно части 1 статьи 19 того жа закона, «осуществляются только в денежной форме профессиональным объединением страховщиков». Сумма таких выплат обозначена в части 2 статьи 19: «в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, в размере не более 500 тысяч рублей». Так что стоит помнить, что если имущественный ущерб придется взыскивать непосредственно с виновника, то компенсацию вреда жизни и здоровья можно быстро и законно получить от РСА.

Источник

Рекомендации юристов: что делать, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО

у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть картинку у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Картинка про у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему

Дорожно-транспортное проишествие всегда является неприятной ситуацией для его участников. Иногда ситуация усугубляется еще и тем, что у виновника нет действующей страховки, из-за чего у потерпевшей стороны могут возникнуть трудности с получением компенсации. Власти РФ уже давно ведут борьбу с водителями, которые нарушают закон, эксплуатируя свое ТС без действующего полиса автогражданской ответственности. Однако борьба с нарушителями идет с попеременным успехом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

На данную борьбу влияют сразу несколько факторов:

И учитывая все имеющиеся факторы найти золотую середину нашим властям очень непросто. Что же делать, если вы попали в ДТП, а у виновного нет полиса обязательного страхования? Что следует делать в данном случае виновнику, а что потерпевшему об этом мы расскажем в нашей статье.

Что делать при дорожно-транспортном происшествии, если нет оформленной страховки?

у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть картинку у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Картинка про у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшемуНа сегодняшний день вероятность попасть в ситуацию когда и у виновного в аварии нет полиса автогражданской ответственности достаточно высока. По оценке специалистов примерно каждый седьмой водитель не имеет действующей автогражданки, ездит по фальшивому полису или не вписан в него.

Но три-четыре года назад данное соотношение выглядело еще более печально, тогда каждый пятый водитель эксплуатировал свое авто не имея полиса ОСАГО. Пока наши власти решают проблемы страхования, автолюбители должны знать, что делать, если у виновника ДТП нет страховки.

На месте ДТП вы как пострадавшая сторона должны проконтролировать чтобы инспектор ГИБДД внес в протокол информацию о том, что у виновного нет полиса. Далее следует произвести оценку причиненного вашему имуществу ущерба. На основании результатов оценки ущерба следует составить и направить виновнику досудебную претензию. Если виновник не согласен с суммой ущерба и отказывается платить, то следует обратиться с исковым заявлением в суд.

Подробнее о том, что делать, если случилось ДТП, а виновник не вписан в полис ОСАГО, читайте тут.

Как быть виновному лицу?

В том случае, если вы стали виновником ДТП, а у вас нет полиса автогражданской ответственности, то приготовьтесь оплачивать не только штраф за езду без автогражданки, но и ущерб причиненный потерпевшему. Инспектор ГИБДД прибывший на место аварии в первую очередь выясняет в порядке ли документы у участников аварии. В случае если у одного участника отсутствует страховка, ему положен штраф. Штраф за эксплуатацию ТС без действующего полиса автогражданской ответственности составляет 800 рублей.

Дальнейшая же схема урегулирования спора между виновником аварии и потерпевшим зависит от воспитания и порядочности обеих сторон. Некоторым удается договориться на месте и тогда водители ограничиваются лишь бумагой с указанием паспортных данных виновного лица, признанием одной из сторон своей виновности и обязательством возместить потерпевшему причиненный ущерб. Если водители договариваются, то делать это нужно не на словах, а на бумаге.

Потерпевшему лучше взять расписку со своего оппонента, а не полагаться на его честность. Чаще всего водители договариваются о денежной компенсации ущерба, однако если у виновника есть возможность самостоятельно или через знакомых провести восстановительные ремонтные работы, то водители могут осуществить и данный вариант компенсации ущерба.

у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть картинку у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Картинка про у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшемуОднако как показывает практика чаще всего договориться сторонам не удается, тогда у потерпевшего остается один вариант обращаться за восстановлением справедливости в суд.

А виновнику следует подготовиться оспаривать сумму ущерба в суде (если он не согласен с данной суммой). А также следует подготовиться к тому, что рано или поздно, а оплатить нанесенный потерпевшему ущерб вам все же придется.

Что предпринять пострадавшему?

Нужно обязательно зафиксировать всю информацию о виновнике:

Далее вам следует собрать весь перечень документов, который необходим для подачи претензии:

Не забудьте пригласить на экспертизу виновное лицо. Для этого следует отправить по почте приглашение с уведомлением о вручении.

На основании собранных документов составляется досудебная претензия. В своей претензии не забудьте указать все обстоятельства произошедшего ДТП. Свои собственные утверждения следует подкрепить выдержками из действующего законодательства. Также в своей претензии пропишите сумму положенной вам компенсации.

Итоговая сумма ущерба может быть выше суммы указанной в документах полученных от независимого эксперта. В сумму причитаемой вам компенсации вы можете включить расходы на проведения экспертизы, эвакуатор, адвоката и т.д.

К своей претензии потерпевший должен прикрепить следующие документы:

у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть картинку у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Картинка про у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшемуЧаще всего после получения досудебной претензии виновники ДТП соглашаются оплатить причиненный ущерб в добровольном порядке. Ведь виновник прекрасно осознает, что если дело дойдет до суда, то ему придется оплатить еще и судебные издержки.

Если у виновного лица нет официально дохода и имущества, то это не может стать причиной отказа оплаты нанесенного потерпевшему ущерба.

Также читайте о том, что делать, если вы пострадавший, но у вас нет ОСАГО, в этой статье.

Если у виновного нет полиса, можно ли обратиться в свою страховую компанию?

Что делать, если виновный в ДТП не застрахован по ОСАГО? Если у виновного нет ОСАГО, то страховая ущерб не оплачивает, т.к. прямое возмещение убытков предусматривает компенсацию затрат понесенных вашей СК, страховой компанией виновного лица. А в данном случае получается, что у виновного лица нет страховой организации, которая несет за него ответственность.

В последствии СК виновного может выставить ему регрессные требования если на то будут основания.

Но в случае когда у виновника нет страховой организации несущей за него ответственность, затраты страховой компании потерпевшего компенсировать некому, а взыскание понесенных при прямом урегулировании убытков расходов СК с виновного лица законом не предусмотрено. Получается, что при отсутствии страховки виновник аварии оплачивает ущерб самостоятельно.

Экспертиза

После того как закончиться оформление ДТП на месте, необходимо как можно быстрее провести независимую оценку причиненного вреда. Сделать это потерпевший может в любой организации имеющей государственный сертификат на оказание таких услуг. Не забудьте пригласить заказным письмом виновника на место проведение экспертизы.

Досудебное решение

В качестве попытки досудебного урегулирования вопроса о компенсации ущерба следует направить виновнику досудебную претензию (далее ДП). ДП является юридически значимым документом, в котором потерпевший предлагает оплатить причиненный ему ущерб. Чаще всего ответчик соглашается на досудебное урегулирование вопроса, если видит грамотно оформленный пакет досудебной претензии. Как показывает практика в 70% случаев ДП заканчивается для потерпевшего полным или частичным возмещением причиненного ему ущерба.

у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть картинку у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Картинка про у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшемуДосудебную претензию вы можете составить в произвольной форме, для этого не требуется типовой бланк. Однако лучше поручить это дело грамотному специалисту. В своей претензии помимо информации о произошедшем ДТП, потерпевший должен указать сумму прямых и косвенных расходов по делу. Естественно, что все расходы следует подкрепить документально.

Свою досудебную претензию потерпевший должен отправить на адрес виновника. Сделать это нужно заказным письмом с уведомлением о вручении и описью содержимого конверта. Почтовые квитанции потерпевшему следует сохранить, так как они могут потребоваться в дальнейшем для суда.

Судебные споры

В том случае, если предложение о досудебном урегулировании вопроса было отвергнуто потерпевшим, то следует написать исковое заявление в суд. Для суда вам понадобиться тот же перечень документов, что и для составления претензии. Для ведения дела в суде лучше нанять грамотного специалиста. Но юристу, который будет вести ваше дело в суде придется заплатить сразу, а не по окончанию дела как это практикуется при тяжбах с юридическими лицами.

Обращаться следует в суд по месту регистрации виновника ДТП, об этом говориться в ст.28 ГПК РФ. В том случае, если сумма ущерба менее 50000 рублей, то дело рассматривается мировым судьей, а сели выше данной суммы, то согласно ст.23 и 24 ГПК РФ дело должно рассматриваться районным судом.

Полезное видео

Смотрите видео по теме:

Источник

КС: Потерпевший вправе требовать возмещения ущерба от виновника ДТП, несмотря на наличие ОСАГО

у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Смотреть картинку у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Картинка про у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему. Фото у виновника аварии нет осаго что делать потерпевшему

11 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1838-О, которым подтвердил возможность взыскания с лица, застрахованного в рамках ОСАГО, разницы между реальным ущербом и полученной потерпевшим страховой выплатой.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Комментируя «АГ» определение, юрист и руководитель проектов МКА «Яковлев и Партнеры» Андрей Набережный отметил, что КС не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Эксперт полагает, что вывод о том, что ОСАГО не может подменять и тем более отменять институт деликтных обязательств, очевиден. «В то же время нужно развивать идею о том, что потерпевший не может получить одну и ту же сумму потерь два раза: и от страховщика, и от страхователя. Нужно установить необходимость первоначального обращения к страховой компании и ее участия в процессе определения размера выплаты, взыскиваемой с причинителя вреда. Это позволит в дальнейшем исключить споры о занижении размера страховой выплаты», – добавил он.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

По мнению адвоката АП Воронежской области Олеси Алимкиной, определение КС – еще один шаг в сторону полного освобождения страховых компаний от выплаты адекватного страхового возмещения в рамках ОСАГО. «Изначально благая идея страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключавшаяся в том, чтобы потерпевший не бегал за виновником ДТП для взыскания убытков, а цивилизованно получал возмещение в страховой компании, осталась в прошлом», – с сожалением констатировала она.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

«Фактически мы вернулись в начало 2002 г., когда ОСАГО не существовало, – резюмировала Олеся Алимкина. – Страховые правоотношения не отменяют деликтных обязательств, но возникает закономерный вопрос: зачем нужно ОСАГО, если страховая компания может, не рискуя лицензией, не заключить договор с СТО и выплатить потерпевшему 29% страхового возмещения вместо того, чтобы оплачивать станции техобслуживания полную стоимость восстановительного ремонта автомобиля потерпевшего?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *