у ребенка перепады настроения что делать

Кризис 3 лет у ребенка

Содержание статьи

Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.

Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.

Когда ожидать начало кризиса трехлетки

Первые признаки кризиса наступают не ровно в три года, у большинства малышей они могут проявиться в период от 2,5 до 4 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей характера, методов воспитания и отношения родителей основные проявления могут продолжаться на протяжении от 2-4 месяцев до полутора лет и более. Источник:
Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова.
Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений

В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

Источники:

Источник

Кризис 7 года жизни

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Источник

Биполярное аффективное расстройство (БАР) у детей

Биполярное аффективное расстройство (биполярное расстройство, БАР) у детей, а на языке подростков «биполярка», «биполярочка» – это психическое расстройство, основными проявлениями которого являются резкие перепады настроения от сниженного (депрессивная фаза) до повышенного (маниакальная фаза). При этом колебания часто происходят без какого-либо повода, беспричинно.

В самом названии заболевания заложен смысл: «аффективное расстройство» означает расстройство настроения, «биполярное» – говорит о переходе настроения от одного полюса (отрицательного – депрессивного) к другому (положительному – маниакальному). Период обычного, нормального настроения между фазами носит название «светлый промежуток».

Само биполярное расстройство является хроническим, но при своевременном лечении возможно добиться стойкой ремиссии, т.е. ослабления или исчезновения симптоматики хронического заболевания.

у ребенка перепады настроения что делать. Смотреть фото у ребенка перепады настроения что делать. Смотреть картинку у ребенка перепады настроения что делать. Картинка про у ребенка перепады настроения что делать. Фото у ребенка перепады настроения что делать

Что такое биполярное аффективное расстройство у детей? Разбираемся подробно

Биполярное аффективное расстройство у детей может проявляться в любом возрасте, но чаще всего в период пубертата – от 14 до 16 лет.

Как правило, дебют или начало заболевания начинается с депрессивной фазы, когда у ребенка отмечаются выраженные нарушения поведения, которые как бы «маскируют» имеющиеся душевные переживания, то есть скрывают депрессивную фазу. Происходят изменения в характере, которые прежде не отмечались. Милый и послушный ребенок вдруг превращается в «монстра». Проявляет непослушание по отношению к родителям и взрослым. В речи появляется нецензурная брань, подросток начинает обзывать родителей грубыми словами. Может проявлять физическую агрессию, закрываться в комнате и отказываться разговаривать с родными и друзьями. Снижается школьная успеваемость или ребенок попросту отказывается посещать школу, а если и посещает, то может демонстративно срывать уроки. На все замечания и упреки в свой адрес говорит, что ему «все равно», «делайте, что хотите», «достали уже».

Ребята могут много времени проводить за «гаджетами», что позволяет им хоть как-то отвлечься от душевных переживаний, изматывающих их. Зачастую дети просто не понимают, что с ними происходит и пытаются самостоятельно справиться со своим состоянием. Жалобы на сниженное настроение обычно не предъявляют, в основном говорят, что им «очень скучно», «ничего не хочется».

У некоторых детей и подростков может иметь место нарушения аппетита и сна.

Биполярное аффективное расстройство у детей: депрессивная фаза

Классическая депрессивная фаза характерна для старшего подросткового возраста, когда наряду с вышеописанными проявлениями появляются жалобы на подавленное настроение, чувство безысходности, невозможности получения удовольствия от какой-либо деятельности (в том числе от той, которая ранее увлекала и радовала), появляется острая потребность в уединении, возникает стойкое нежелание что-либо делать (апатия).

У подростка возникает субъективное ощущение «душевной боли» или «потери всех чувств», как будто они перестают чувствовать себя «живыми». И вот на этом этапе ребята могут наносить самоповреждения или селфхарм: порезы, укусы, ушибы, ожоги. Основная цель самоповреждения – почувствовать себя вновь «живым», попытаться «трансформировать душевную боль в физическую».

На этом этапе у большинства подростков часто возникают суицидальные мысли, которые могут привести в дальнейшем к реальным попыткам суицида. При длительном течении депрессивной фазы подростки стараются своими силами избавиться от недуга. Много времени проводят за игрой в компьютерные игры с целью отвлечься, а не получить удовольствие от игры, «потянуть время». В социальных сетях начинают обсуждать свое состояние с друзьями, так как родители «ничего не понимают». Вступают в виртуальные «группы смерти». Может возникнуть тяга к асоциальным компаниям, алкоголю и наркотиками. На упреки со стороны окружающих утверждают, что им «все равно». На высоте депрессивной фазы могут появляться идеи самообвинения, самоуничижения. В этот момент возникает максимальная опасность в плане совершения суицидальных действий. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться к врачу-психиатру.

Продолжительность депрессивных фаз может варьироваться от 1 до 5 месяцев и зависит от многих причин, в том числе от своевременного обращения к специалисту.

Пример из практики. Мария К. 15 лет была доставлена в Центр им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ сотрудниками полиции. Прохожие обнаружили девушку на крыше 8 этажного дома, где она решила покончить жизнь самоубийством, бросившись вниз. Согласно сведениям, полученным от родителей, с 15 лет у Марии стало меняться поведение, веселая и жизнерадостная внезапно стала замкнутой и нелюдимой, перестала общаться с родными и близкими, начала сторониться друзей, отказывалась посещать школу, закрывалась в своей комнате, начала одеваться во все черное, слушала грустную музыку. Стала считать себя обузой в семье, не строила планы на будущее, рассматривала самоубийство как единственный выход. Находясь на крыше, отправила своим родителям смс сообщение: «Простите за все, прощайте».

Родители отмечают, что данному состоянию предшествовали короткие по времени периоды повышенного настроения, когда становилась многоречивой, чрезмерно активной, бралась сразу за несколько дел, но ни одно из них не заканчивала.

На фоне проведенного лечения в нашем Центре удалось достичь выравнивания фона настроения. Девочка вернулась к обычной жизни, принимает назначенную терапию, периодически посещает психиатра для контроля состояния.

Биполярное аффективное расстройство у детей: маниакальная фаза

Теперь поговорим о противоположном – положительном полюсе смены настроения или маниакальном (гипоманиакальном). Маниакальная (гипоманиакальная) фаза может также возникать дебютом, то есть служить началом заболевания или сменять уже сформированную, а может уже и не одну, депрессивную фазу.

Чаще всего возникает состояние так называемой гипомании (гипоманиакальная фаза), простыми словами «легкая степень мании», когда на фоне обычного нормального состояния у подростка неожиданно появляются черты характера и поведения, ему не присущие ранее. Например, беспричинная эйфория, некоторая причудливость, многоречивость, повышенная двигательная и умственная активность, беспокойство, сниженная потребность в отдыхе (в том числе во сне), чрезмерная уверенность в своих действиях, снижается возможность критической оценки своих поступков. Подростки могут бездумно тратить все деньги, заводить ненужные знакомства, вступать в беспорядочные половые связи. На высоте маниакальной фазы у ребенка могут появляться идеи величия, например, не свойственная ему хвастливость. Некоторые утверждают, что являются «великими программистами» или совершили мировые рекорды.

Фазные колебания настроения могут также присутствовать и в раннем возрасте. Как считают специалисты, признаки депрессии могут проявляться с первых месяцев жизни. Каждое свое пробуждение малыш начинает с громкого плача, а иногда плачет даже ещё не проснувшись. Перед следующим засыпанием проявляет беспокойство. Параллельно возникают нарушения аппетита (отказ от еды), запоры, срыгивания. Часто депрессия у детей проявляется «избеганием взрослых», когда малыши раздраженно отталкивают от себя родителей, не успокаиваются у них на руках. В течение дня капризничают, проявляют недовольство, часто без особого повода.

Проявления мании также встречаются в детском возрасте, когда малыши начинают часто улыбаться без видимого повода, «приплясывают», становятся многоречивыми, неусидчивыми.

Биполярное аффективное расстройство у детей является хроническим психическим расстройством. В период течения депрессивной или маниакальной (гипоманиакальной) фазы может существенно снижаться качество жизни и проявляться в виде школьной неуспеваемости, постоянных конфликтов с родными; игровой зависимостью или зависимость к алкоголю и наркотикам; самоповреждающим поведением; суицидальными попытками.

Пример из практики. Марк 16 лет. Был доставлен сотрудниками полиции в приемное отделение нашего Центра, когда был обнаружен в переходе метро, пел песни, кричал, что он «великий певец», «сын Пласидо Доминго», обращался к прохожим, требовал у них оплаты за пение, в случае отказа угрожал. Со слов родителей подростка, данному состоянию предшествовал период сниженного настроения, когда мальчик закрывался в комнате, отказывался общаться с родными, считал себя обузой в семье, никому не нужным и ни на что не способным. Высказывал суицидальные мысли.

На фоне проведенного лечения в нашем Центре удалось достичь выравнивания фона настроения, подросток вернулся к обычной жизни, принимает назначенную терапию, периодически посещает психиатра для контроля состояния.

Подводим итоги

Биполярное аффективное расстройство у детей и подростков – это не приговор. Много известных людей страдало данным расстройством, например звезда Золотого Голливуда Вивьен Ли (получившая в свое время две премии Оскар), американская актриса Кэтрин Зета-Джонс, американская певица Мэрайя Кэри, певец Фрэнк Синатра. Ярко описан пациент с биполярным расстройством персонажа Марка Руффало в фильме 2014 года «Бесконечно белый медведь».

Источник

Подростковый кризис

Содержание статьи

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

Источник

У ребенка перепады настроения что делать

Ожидайте

Перезвоните мне

у ребенка перепады настроения что делать. Смотреть фото у ребенка перепады настроения что делать. Смотреть картинку у ребенка перепады настроения что делать. Картинка про у ребенка перепады настроения что делать. Фото у ребенка перепады настроения что делать

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

у ребенка перепады настроения что делать. Смотреть фото у ребенка перепады настроения что делать. Смотреть картинку у ребенка перепады настроения что делать. Картинка про у ребенка перепады настроения что делать. Фото у ребенка перепады настроения что делать

Аннотация: Проблемы с настроением бывают в любом возрасте.

Статья:

Проблемы с настроением бывают в любом возрасте.
Настроение взрослых нам легко понять. Его причины по большей части очевидны. Проблемы на работе, личные неурядицы, плохое самочувствие – со всем этим мы и сами сталкивались не раз и легко можем, что называется, войти в положение, сказать «да, представляю, каково тебе». К тому же человек и сам высказывает жалобы, просит обсудить причины или просто поговорить.
Дети навыками рефлексии не обладают, осознать собственные чувства и их причины не могут.
Они могут только хныкать, канючить, плакать, бросать игрушки, выплевывать еду, цепляться за маму, проситься на ручки. А потом – то же самое еще раз… Именно поэтому их плохое настроение никакого сочувствия не вызывает.

Мы склонны назвать его «просто капризы» и пресечь любым подходящим и доступным методом. В самом деле, что за нарушения настроения могут быть, когда вся жизнь состоит из кормлений, игр и прогулок? Разве есть причины для подавленности или раздражения у годовалого (двух-, трехлетнего) малыша? Есть. И, кстати, они почти такие же, как у взрослых.

В возрасте до года плохое настроение ребенка выявить труднее всего. Ведь выражается оно только одним способом – плачем. То есть точно так же, как выражается голод, боль, усталость, неудобства, связанные с мокрыми пеленками или колючей одеждой. Но – нет. На самом деле плач в случае плохого настроения будет отличаться от плача других видов.
Он тише, ниже по тональности, монотонный и заунывный. Если, при том что ребенок абсолютно здоров, вы слышите такой плач, не сомневайтесь: малыш не в духе. Кто посмел испортить настроение такому крохе?
Скорее всего, это были вы – хотя, конечно, сделали это не специально и даже не осознанно. Маленькие дети очень чувствительны к настроению мамы, перенимают абсолютно все ее печали и радости.
Существует мнение, что даже состав грудного молока меняется в зависимости от настроения, и поэтому малыш в буквальном смысле питается вашими эмоциями.

Стоит признать: у счастливой, довольной всем происходящим и собой мамы и дети бывают спокойными, уравновешенными и веселыми.
Если же мама слишком устает, чтобы радоваться, и постоянно испытывает напряженность, тревогу, то и от ребенка нельзя ждать особого веселья. Такие дети часто плачут без видимого повода, успокаиваясь лишь на руках. Это еще больше портит настроение маме, она еще больше передает негативных эмоций малышу − в общем, получается замкнутый круг.

Плаксивость, чувство потери, невозможность радоваться тому, что раньше приносило удовольствие, – такие симптомы наблюдаются у 80% женщин после родов (вероятность их увеличивается с возрастом и количеством родов) и, конечно, тоже накладывают отпечаток на общение с малышом и даже на его будущий характер. Дети, пережившие в младенчестве расстройство настроения своей мамы, и во взрослом возрасте бывают тревожными, склонными к пессимизму, тяжелее переносят жизненные трудности. Поэтому улучшать настроение нужно как можно раньше – и себе, и ребенку.

Во-первых, добавьте в вашу с ним жизнь позитива. Это не так трудно, если помнить, что жизнь состоит из мелочей. Ведь даже гуляя, вы можете ходить в те места, где вам нравится, общаться с теми мамами, которые веселы и заряжают вас оптимизмом.

Во-вторых, устраивайте психотерапевтические беседы. Нет, для этого вам не понадобится никуда ходить и записываться на прием к специалисту. В качестве психотерапевта будет ваш собственный малыш. Ему вы расскажете все о настроении, о мыслях по поводу, почему оно такое. Можете пожаловаться на невнимательных окружающих (следите только за выражениями), можете поделиться планами.
Младенцы очень хорошо умеют слушать и бывают на удивление понятливыми. Им ведь тоже становится лучше, когда они узнают, что никакой их вины в вашем настроении нет, что просто так получилось. И маме становится лучше – проговоренная проблема, как известно, значительно уменьшается.

Между прочим, это совсем не новый метод. Во многих культурах маленьким детям мама пела колыбельные, составленные ею за день (в культурах, сохранивших традиционный строй, так происходит и сейчас), обо всем, что случилось, о том, что беспокоит. Считалось, что дети таким образом чувствуют себя частью семьи и растут более спокойными.

От года до трех
Ребенок растет, и его знания о мире, его потребности, круг общения постоянно увеличиваются. С одной стороны, возможности его достаточно велики – он умеет сам ходить, говорить и чувствует себя вполне самостоятельным, с другой – все еще находится под постоянным контролем и часто не может свои желания осуществить. В общем, самая главная причина для плохого настроения – непонимание. Еще одна причина – потеря чего-то важного. Причем важное для ребенка – это совсем не то же самое, что для взрослого.

Проявите максимум участия, терпения и теплоты даже в том случае, если он, как говорится, сам виноват. При этом это совсем не должно означать, что вы обязаны идти на уступки – например, отказаться от похода в гости, раз уж ребенку без вас так плохо. Он ведь именно сейчас привыкает к тому, что в жизни не все и не всегда будет так, как он хочет. И к тому, что это совсем не повод впадать в уныние.
Вот и дайте ему такой урок. Не меняя своих планов и вообще не обсуждая больше причину его негативного состояния, обнимите и просто посидите рядом. И почаще играйте с детьми в шумные игры, тискайте их и тормошите. А поглаживание по спине – вообще один из лучших методов профилактики стрессов.

От трех до шести
В возрасте двух с половиной – трех лет у ребенка развивается самосознание. Он говорит о себе «Я», становится более стеснительным, стыдливым (осознает, что другие люди могут смотреть на него, обсуждать и так далее). Кроме того, у него все более выраженной становится потребность в общении со сверстниками, и в этой области тоже есть свои поводы для переживаний. В общем, чем старше ребенок, тем более вероятно, что причина плохого настроения находится вне семьи (хотя отношения с родителями все равно остаются самыми значимыми). В то же время в поведении может появиться скрытность: ребенок уже не склонен говорить родителям абсолютно все. Иногда он просто не знает, можно ли рассказывать то, что произошло.

Так, например, если ребенок подвергается нападкам со стороны взрослого – знакомого или чужого, он может об этом не рассказывать. Ведь взрослый – это авторитет, если он кричит, значит, «я заслуживаю». Так что узнать, в чем причина подавленности, плохого настроения бывает не так легко. Научите ребенка откровенности, тому, что своим близким он может рассказывать абсолютно все. Всегда поддерживайте ребенка в случае неприятностей, даже в том случае, если ситуация спорная.
Да, вы можете ее обсудить, разобрать, кто прав, кто виноват, но – потом, позже. Когда ребенок удручен, подавлен, то он нуждается прежде всего в поддержке. Кстати, это правило действует не только в отношении детей. Мы все нуждаемся в таком предвзятом отношении, в том, чтобы нас любили несмотря ни на что. Это – основа счастья в семье.

Всегда выслушивайте ребенка. Он должен доверять вам свои сомнения и переживания в любом возрасте.
Если же ребенок все равно не рассказывает, не допрашивайте. Тем более что эмоции в этом возрасте уже сложные, практически такие же, как у взрослых, – ребенок действительно может не понимать до конца, почему ему грустно. Поговорите на отвлеченные темы или на тему настроения, но без поиска причин. «А когда тебе стало грустно?», «А как тебе грустно – просто грустно или так, что даже мороженого не хочется?», «Что нужно сделать, чтобы не грустить?» − на такие вопросы ребенок вполне может ответить. И, соответственно, вместе с вами может найти способ повышения настроения. Кроме того, очень хорошо помогают так называемые эмоциональные прививки. Вы время от времени рассказываете какую-то историю из вашего детства (поругала мама, наказали в садике, поссорились с подружкой).
Рассказ должен быть подробным в той части, где говорится об эмоциях (как вы переживали) и непременно иметь хорошее окончание. Это обеспечит позитивный взгляд на жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *