у подростка шизофрения что делать
Подростковая шизофрения: причины, признаки и способы лечения
Первые признаки шизофрении у подростка легко спутать с возрастными изменениями и их сопровождающим нестабильным эмоциональным состоянием. Например, юноша или девушка могут вести себя отстраненно и замкнуто или, наоборот, гримасничать и дурачиться. Родители делают скидку на сложный период развития и не принимают странности в поведении всерьез.
За редким исключением в норме для подростков характерно желание общаться со сверстниками, самоутверждаться в социуме, пробовать новое. А вот апатия (равнодушие), безынициативность и отсутствие мотивации хоть к какой-либо деятельности — могут быть признаком серьезного заболевания.
В свою очередь, скрытая генетическая патология нервной системы проявляется именно в переходном возрасте. Истинные причины сможет определить своевременная и точная диагностика. Если наличие заболевания подтвердится, для лечения нужно обратиться к врачу-психиатру.
Что может спровоцировать проявление болезни?
Исследователи называют причины шизофрении у подростков многофакторными. Спровоцировать симптомы этой психической болезни могут не только возрастные изменения. Наряду с генетическим фактором среди причин могут быть сильные эмоциональные потрясения, употребление в алкоголя или наркотических веществ (у предрасположенных людей — даже однократно в небольшом количестве), травмы головы или инфекционные заболевания.
Как проявляется шизофрения в переходном возрасте?
Самым опасным возрастом, когда признаки психического заболевания становятся очевидными, врачи считают 14–15 лет. Для диагностики достаточно одного четкого признака или двух нечетких. Есть о чем беспокоиться, если у юноши или девушки замечают следующие симптомы:
Диагностируют заболевание продолжительное время. За поведением и состоянием наблюдают в течение шести месяцев, фиксируя проявления шизофрении у подростка, симптомы. Лечение назначают по результатам диагностики.
Среди методов диагностики шизофрении выделяют клинические — консультация психиатра, патопсихологическое исследование — и лабораторные/инструментальные — Нейротест, Нейрофизиологическая тест-система.
Эффективность работы нервной системы врач может оценить с помощью Нейротеста. Для исследования берется небольшое количество крови, в которой замеряются несколько показателей. Если их уровень высокий, это свидетельствует об остро протекающем шизофреническом процессе в нервной системе и подтверждает диагноз.
Нейрофизиологическая тест-система в ходе сразу нескольких исследований воздействует на органы чувств подростка раздражителями разной интенсивности. Если реакции отличаются от реакций здоровых людей, это также говорит в пользу диагноза «шизофрения».
Патопсихологическое исследование подразумевает тестирование пациента клиническим психологом, который проверят мышление, память, внимание, эмоциональное состояние и волю. У подростка с шизофренией будут наблюдаться нарушения. К примеру, при просьбе пояснить значение абстрактного предложения (пословица, поговорка), пациент будет думать, что говорит верно и последовательно, хотя на самом деле это будет не так.
При подозрении на органическую патологию головного мозга, наличие черепно-мозговых травм, эпизодов потери сознания, судорожных припадков в анамнезе показана также консультация невролога и проведение ЭЭГ.
Возвращение к нормальной жизни
Лечение шизофрении должно проходить у опытного специалиста, который имеет опыт психотерапии. Индивидуальная психотерапия с подростком, у которого диагностировали данное психическое заболевание, первостепенна. Семейная психотерапия также важна, так как родные должны поддерживать подростка в сложный период лечения и формирования ремиссии.
Групповая терапия помогает в социальной реабилитации, возвращению навыков общения, борьбе с аутизмом, изоляцией от внешнего мира. Считается, что даже молчаливое присутствие больного на групповой терапии уже серьезный прогресс, который ведет к выздоровлению.
Чтобы полностью контролировать симптомы и избежать нежелательных побочных эффектов, медикаментозную терапию должен назначать врач. Регулярное посещение лечащего психиатра гарантирует длительную и стойкую ремиссию.
В процессе лечения врач назначает препараты для медикаментозной поддержки пациента с симптомами психической болезни. В зависимости от симптомов это могут быть нейролептики, антидепрессанты, ноотропы, транквилизаторы. Комплексное и своевременное лечение у грамотных психотерапевтов помогает вернуть человека к нормальной жизни.
Симптомы шизофрении у подростков: разноплановость и выразительность
Шизофрения является довольно характерным заболеванием для подросткового возраста. Около 25% всех случаев расстройства дебютируют в период от 10 до 19 лет, причем симптомы шизофрении у подростков – мальчиков встречаются чаще, чем у девочек. Больные мужского пола составляют 40% от общей массы, тогда как женского – только 28%.
Причины манифестации болезни у подростков
Факторы, провоцирующие подростковую шизофрению, разделяют на 2 группы: биологические и социальные.
Среди биологических провокаторов самой частой причиной является начало пубертатного периода, а если точнее – эндокринный всплеск, сопровождающий этот процесс. Гормональная буря запускает генетически заложенную предрасположенность, а если заболевание развилось еще в детстве, то в период полового созревания оно обостряется.
К другим биологическим факторам, запускающим процесс, относят:
Социальная среда и общественные нормы также способны повлиять на проявление шизофрении в подростковом периоде. Это этап в жизни ребенка, когда происходит смена его интересов, он стремится быть самостоятельным и отгораживается от родителей, больше времени проводит со сверстниками. К тому же в это время запускается процесс полового созревания. Все эти новшества отпечатываются на характере подростка и складе его личности.
Довольно остро подростки реагируют на смену обстановки и жизненных обстоятельств. Переход в другую школу, поступление в вуз или техникум, переезд, сопровождающиеся попаданием в незнакомую среду. Необходимость устанавливать новые контакты нередко становятся тяжелым испытанием для психики.
Психотравмирующим факторам также отводится не последняя роль в развитии шизофрении. Так, у подростка заболевание проявилось после ареста отца, который был для него значимой, авторитетной фигурой. У другого мальчика толчком послужил угон его любимого мотоцикла. В других случаях это была психическая травма, сочетающаяся со страхом и болевым синдромом: избиение или высмеивание сверстниками, ДТП и т.д.
Наследственность – еще один установленный фактор развития шизофрении. Если в семье подростка кто-то из родственников имеет подобное расстройство, риск заболеть ему самому значительно повышается. Установлено, что если ребенок, у которого в роду встречались случаи шизофрении, попадает в приемную семью, не имеющую таких отягчающих обстоятельств, он все равно заболевает.
Воспитание также откладывает отпечаток на психике подростка, в особенности отношения с матерью. Существует такое понятие как «мать шизофреника». Это определенная модель материнского характера, влияющая на формирование у ребенка шизофрении. Такая женщина занимает позицию лидера в семье, отличается чрезмерной обидчивостью и подозрительностью, не считается с мнением других членов семьи. Она окружает свое чадо чрезмерной опекой. У нее отсутствует критичность к поведению своего ребенка. Отмечается патологическая привязанность между ней и ребенком. С одной стороны, он может относиться к матери грубо и жестко, но с другой быть эмоционально зависим от нее.
Основа симптоматики
Признаки шизофрении у подростка во многом соответствуют проявлениям болезни у взрослых. Но, тем не менее, имеют и свои специфические черты, которые зависят от формы и стадии расстройства.
Во главе заболевания стоят изменения поведения и характера девушек и юношей. Они протекают по типу психопатий, только в резко выраженной форме. Эти симптомы объединяют в группу психопатоподобных изменений и сопровождают любую форму расстройства. Они способны сохраняться на протяжении всего его течения, возникать в начальном периоде либо в виде остаточных явлений.
Искажения личности подростков могут происходить в нескольких направлениях.
Одно из самых распространенных – нарастание замкнутости и отстраненности. Это проявляется в следующем:
Обращает на себя внимание отношение к учебе. У подростков резко падает успеваемость и интерес к учебному процессу. Они долго просиживают за выполнением домашнего задания, однако это не приносит результата. Задания выполняются либо неправильно, либо больной не может объяснить смысл выученного.
Тем не менее, несмотря на закрытость и отгороженность, такие подростки не утрачивают жизненную энергию, а направляют ее в другое русло. Так, их поведение отличается неадекватностью, странностью с пугающими нотками. Мышление – вычурное, отмечаются наплывы мыслей. Высказывания и действия – своеобразны и неестественны.
Саша, 11 лет. Резко появились проблемы с обучением. До этого парень хорошо справлялся с учебной деятельностью. Его мучили мысли о смерти, появился страх смерти. Отказывался посещать школу, так как, по его словам, сидя на уроках, постоянно представлял, как в класс вносят его гроб.
Еще один подросток, 12 лет, испражнялся на пол, а экскременты прятал под ванну.
Другой характерной чертой становится появление витиеватых увлечений. Они полностью овладевают больным. Ради них он отказывается от других важных жизненных сфер: учебы, общения с приятелями, работы. Несмотря на то, что они целый день проводят в увлечении своим хобби, больные проявляют полнейшую неосведомленность о нем. Их увлечения не приносят плодов. Например, больной разрабатывает свою диетическую схему. Но, если взглянуть на нее «трезвым» взглядом, то становится ясно, что диетой здесь и не пахнет.
Другой сценарий развития болезни
Симптомы шизофрении у подростков могут дебютировать в другом варианте. В его основе – такие изменения:
Жестокость и грубость в поведении проявляются без видимых причин. Часто больные находят им неадекватные объяснения. Так, парень ударил свою мать несколько раз ножом, потому что она приготовила ему не то блюдо, которое он хотел.
Особенно агрессивность и жестокое отношение выражаются в отношении к животным: избивают, пинают их, подвешивают их за головы.
Подросток отрывал головы голубям и собирал их в чемодане. Это он пояснял тем, что будет ими кормить кошек.
Повышенная сексуальность также является показательным симптомом у подростков с шизофренией.
Мальчик 13 лет перестал посещать школу. К матери и другим родственникам проявлял грубость, стал неуравновешенным, вспыльчивым. Утверждал, что ему нужна женщина. Воровал ценные вещи из дома и сбегал, отсутствуя по несколько дней. Познакомился с проституткой и вступил с ней в половую связь. Отдал ей золотые украшения. Скупал порножурналы и раскидывал их по дому.
Характерным становится сексуальное влечение, проявляемое по отношению не только к посторонним людям, но и к родственникам. Часто у мальчиков возникает половое влечение к матери. Сексуальные перверсии проявляются в виде фетишизма, мазохизма, а также садизма.
Подростки на заре развития болезни внедряются в асоциальные группировки, члены которых старше их. Но такие дети не могут полноценно влиться в бандитский коллектив, оставаясь в нем отшельниками. Поведение их также непредсказуемо и странно.
Молодой человек попытался угнать авто с целью попасть в тюрьму. Этим проявлялось его стремление быть похожим на главаря преступной группировки, в которую он входил – тот в прошлом уже имел печальный опыт отсидки.
Злоупотребление алкоголем и психотропными средствами для шизофренических подростков – привычное дело. Обычно эти пристрастия отличаются особой тяжестью. Но что характерно: несмотря на высокие дозы алкоголя, абстинентных синдромов у них практически не бывает, а при наркомании они неярко выражены. Больной способен легко отказаться от пагубной привычки.
Патологический характер поведения выражается и в сочетании аккуратности с нечистоплотностью. Так, больной может ходить в грязной, изношенной одежде, неделями не мыться. Но трапезничает он с ножом и вилкой, постоянно утираясь салфеткой, соблюдая все правила этикета.
Беспечность, истеричность, астеничность
Один из ранних признаков расстройства – беспечность в поведении. Больные живут бесцельной, бесполезной жизнью. Не посещают учебное заведение, на просьбу чем-либо помочь по дому отвечают агрессией и грубостью. Мальчики, пользуясь своим крепким телосложением, занимаются рукоприкладством, если им что-то не по душе. Поднимают руку на мать, сестру и других, более слабых, членов семьи. Воруют деньги и ценные вещи из дома, тратя их на свои нужды. Обычно такими нуждами становятся развлечения по типу игровых автоматов, аттракционов и т.д. Если имеются увлечения, то они бестолковые и нестойкие. Например, один юноша дрессировал муравьев.
Больные сбегают из дома, бродяжничают. Становятся членами асоциальных группировок, но выступают в роли «принеси-подай». На преступления идут часто, но исключительно подчиняясь стадному инстинкту. Характерны также сексуальные извращения.
Такой подросток не испытывает любви и сострадания ни к кому. Семья для него – только лишь источник средств для его похождений.
Наряду с антисоциальным поведением и бездеятельностью, больные склонны к философским рассуждениям и протестам. Они рассуждают о пропасти между поколениями, о предвзятом к ним отношении и других высоких темах.
Для девочек типична истеричность в проявлении расстройства. Это, прежде всего, манерность и демонстративность поведения, наигранность, стремление привлечь к себе внимание. От других расстройств и психопатии, которые выражаются похожими симптомами, шизофрения отличается раскрытием этих черт в особо грубой, неприкрытой форме.
Больные проявляют холодность и безразличие по отношению к окружающим. Однако выбирают объект, за которым постоянно следят и ревнуют к другим.
Подростки-девушки могут выбрать для себя одну роль и придерживаться этой линии поведения, например, позиционировать себя как великую актрису или называть себя избранной личностью. Склонны к патологическому фантазированию, рисуют для себя несбыточные планы, в которые свято верят. Их речь и высказывания неестественны, причудливы, с пафосным оттенком.
Такие дети становятся насмешкой для сверстников.
Другой шизофренический синдром включает в себя астенические проявления. Подростки жалуются на систематическую усталость, вялость, отсутствие желания чем-либо заниматься. Они могут целый день проваляться в постели, при этом ощущая разбитость. Жалуются на неприятные ощущения в теле, головные боли. Утрачивают интерес к ранее значимым вещам. Постепенно присоединяется отстраненность, расстройство мышления и воли, эмоциональная скудность.
Из других часто встречаемых шизофренических синдромов выделяют:
В зависимости от формы шизофрении и с ее прогрессированием перечисленные симптомы становятся более глубокими. Например, при гебефренической шизофрении возможна полнейшая деградация личности, когда человек не может передвигаться нормальным образом, а дурашливо ползает на коленях. Теряет способность разговаривать, издавая нечленораздельные звуки.
Естественно, что как при взрослой форме, так и при подростковой, характерно появление бреда и галлюцинаций.
Несмотря на то, что шизофрения чаще всего дебютирует в подростковом возрасте, распознать ее довольно сложно. Характерные для нее симптомы часто принимают за подростковый кризис. И не оказывают должного внимания.
По мере взросления для ребенка свойственна смена поведения: некоторая импульсивность, бунтарство, противодействие. Однако здоровый подросток всегда проявляет стремление самоутвердиться, испытывает необходимость общаться с друзьями. Апатия же, уныние и безволие – нетипичные для столь энергичного возраста симптомы, которые могут косвенным образом указывать на развитие шизофрении.
Шизофрения у детей. Неочевидные признаки
Несмотря на длительную историю изучения шизофрении, до настоящего времени существуют лишь гипотезы о причинах её возникновения. Описанная Э. Крепелиным в конце XIX века под названием «раннее слабоумие» (dementia praecox), шизофрения всегда была одной из центральных проблем психиатрической науки. Стараниями учёных всего мира накопился огромный массив данных о её вариациях, найдены эффективные способы лечения многих форм.
В данной статье будут рассмотрены признаки и потенциальные предвестники подострых вариантов шизофрении у детей и подростков, выявление которых требует внимательного отношения со стороны родителей.
Шизофрения: мифы и реальность
Для начала «разрушим» некоторые устоявшиеся мифы, прочно сформировавшиеся в общественном сознании:
№1. Диагноз шизофрения ставит крест на будущем.
№2. Наличие шизофрении означает обязательную инвалидизацию и лишение дееспособности.
№3. При шизофрении человек пожизненно получает лекарства.
№4. Лекарства от шизофрении не лечат, а лишь затормаживают психику.
№5. Человек с шизофренией социально-опасен и его следует изолировать.
Все это далеко не так! Подобное бывает далеко не в каждом случае!
Как правило, мифы касаются наиболее тяжёлых вариантов течения болезни. Стоит отметить, что иные варианты шизофрении у детей (подострые, медленно прогрессирующие) составляют не менее половины от всех случаев. Правильный лечебно-реабилитационный подход в таких случаях позволяет сохранить на достаточном уровне качество жизни.
Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики
Поводом для обращения к врачу-психиатру обычно служат нарушения поведения, отказы от посещения школы, разные варианты нестандартного реагирования, к которым можно относить чрезмерную чувствительность к обычным житейским ситуациям, приводящую к выходу из социальной жизни. У детей наиболее частый вариант – проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы – это не симптом шизофрении, но наиболее часто встречающаяся жалоба родителей.
Болезнь приводит к рассогласованности эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Устойчивый, немотивированный или необычным образом мотивированный отказ от посещения школы или сада требует комплексной оценки квалифицированным специалистом.
Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В ряде случаев диагноз шизофрения ставится спустя длительное время от начала наблюдения. В других случаях, когда ребенок болеет «по-взрослому» диагноз будет более очевиден.
Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой определённой деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что и это не может однозначно свидетельствовать о наличии шизофрении. Деятельность или бездеятельность сама по себе не является симптомом, она является отражением психических процессов. Беспокоиться следует в том случае, если «необычность» поведения ребёнка видна невооруженным взглядом.
Шизофрения у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста необходимо внимательно смотреть за развитием сферы эмоций – малыши создания живые, эмоциональные, ярко радующиеся и быстро расстраивающиеся. Чрезмерная серьёзность, безразличие, «бедность» эмоций, увлечённость определёнными своеобразными занятиями, зачастую несвойственными детскому возрасту, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте являются тревожными знаками риска развития шизофрении у детей.
Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик, 3 года. Не стремился к детям, обращал мало внимания на близких, не проявлял интереса к игрушкам, подолгу играл с обувью, переставлял ботинки, туфли, строил из них поезда, разговаривая при этом сам собой. Когда его пригласили на новогодний праздник, не обращал никакого внимания на красиво наряженную ёлку, игрушки и подарки. Очень обрадовался, увидев в коридоре ботинки и боты, стал играть с ними. Ребёнка с трудом удалось оторвать от этого занятия, чтобы увезти домой.
Следует также обращать внимание на резкие «откаты в развитии», утрату ранее приобретенных навыков (речь, опрятность, самообслуживание, немотивированные отказы от еды).
В игровой деятельности ребёнка дошкольного возраста большую роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность к представлению чего-либо и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.
Следует внимательно относиться к любому чрезмерному «перекосу» фантазий – усилению, угасанию или искажению. Усиление может проявляться безграничным игровым перевоплощением во время которого ребёнок перестаёт выходить из фантазийного образа (например, образ животного). С другой стороны, могут иметь место разнообразные страхи, усиленные болезненным воображением. Для оценки принадлежности таких феноменов к шизофреническим расстройствам требуется длительное наблюдение.
Младший школьный возраст
В младшем школьном возрасте следует следить за адаптацией в коллективе детей, агрессивным поведением и эмоциональным фоном. Описанные выше односторонние интересы с возрастом могут принимать всё более интеллектуализированный вид.
Пример из наблюдений врача Ковалёва В.В. Мальчик, 7 лет, проявлял особый интерес к календарям, часами рассматривая их и тщательно переписывая часы восхода и захода солнца и луны, а также долготу дня. В результате этих длительных занятий он мог безошибочно назвать указанные данные для любого дня года. Ребенок не проявлял интереса к играм других детей, говорил, что ему «с ними скучно». Скупо и неохотно, отвечал на вопросы врача, заметно оживлялся, когда разговор касался его увлечения, сообщая с различными подробностями сведения о восходе и заходе солнца и луны.
Подростки
В подростковом возрасте возможно оформление интересов в так называемую метафизическую (философическую) интоксикацию.
Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик младшего школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, переписывая их из технических журналов, проводил много времени в промышленных павильонах ВДНХ. В возрасте 13 лет стал думать о создании двигателя, работающего без горючего с высоким КПД. Был поглощен проектом такого двигателя, раздражался, когда его отвлекали.
Иным вариантам односторонней идеи является чрезмерная фиксированность на внешнем облике. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Нередко имеет место болезненное стремление к худобе, достигаемое различными способами – ограничение в питании, чрезмерные физические нагрузки, вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и прочих средств влияющих на массу тела. Характерно, что в отличие от рационального желания изменить внешний облик, в данном случае нижняя граница веса или суточный калораж с течением времени опускается ниже, приводя к жизнеугрожающему истощению.
Пример из практики. Девочка подросток 15 лет, обратилась с жалобами на снижение веса, ограничение в еде, недовольство внешностью, отсутствие менструаций, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, зябкость, склонность к запорам.
Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Неохотно посещала детский сад (не нравился воспитатель), бывала рвота во время истерик, если пытались заставить. В школу пошла своевременно, посещала дополнительно кружки и секции, в коллективе адаптировалась, но близких подруг не было. В 13 лет – начало менструального цикла. Примерно с этого же времени, на фоне замечаний о внешности со стороны тренера, врачей, начались первые изменения в поведении. На тот момент рост 163 см., вес 65-67 кг. Начала «питаться правильно», избегала сладкое и мучное, сократила суточный рацион, усиленно занималась спортом. С течением времени ограничила суточный калораж, который в пиковые периоды эмоционального напряжения сокращался до 100-200 ккал/сутки. Изменилась эмоционально – стала безрадостной, высказывала страхи за будущее, отрицательно реагировала на комплименты о внешности, периодически пропускала школу, стала неопрятной. Жаловалась, что стало трудно учится, не справлялась с нагрузкой в школе.
В беседе с врачом жаловалась на «плохие мысли – зачем я живу, вдруг у меня ничего не получится», «как будто все знания стерли из головы». Противоречиво относилась к состоянию – говорила о том, что испортила здоровье, но в то же время не могла есть, боялась набрать вес, часто заговаривала о выписке из стационара. Прошла курс лечения в стационаре, длительно наблюдалась амбулаторно.
По наблюдению через 5 лет – успешно окончила школу, в ВУЗ поступать не стала, устроилась на работу в салон красоты.
Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или выраженные нарушения поведения, которые возникают внезапно у детей, не отличавшихся в развитии от сверстников, могут служить предвестником заболевания.
Шизофрения и страхи
Отдельно следует отметить страхи. Содержание страхов в подростковом возрасте бывает различным, приведём 2 клинических случая.
Мальчик, 13 лет. В развитии от сверстников не отличался. В возрасте 11-12 лет после просмотра передачи про микробов стал много размышлять о болезнях. В последний год крайне щепетильно относится к личной гигиене, по 3-4 раза в день принимает душ, часто моет руки, из-за чего кожа на руках трескается. Нередко заставляет родителей следовать его правилам личной гигиены, если они отказываются называет их «грязными», говорит, что их грязь может «прилипнуть к нему». Временами проявлял агрессию к дяде потому, что тот отказывался идти в душ. Стал хуже учиться, потому что в школе «грязные» дети и учителя, отказывался идти в школу. В течение года наблюдения стал высказываться, что «грязь» – это «не совсем обычная грязь, а грязь душевная, которую могут передать мысленно». Старался не думать о «плохих вещах», создал систему ритуалов, которые защищали его от действия микробов. Из-за нарастания агрессивности был доставлен на осмотр к врачу-психиатру, направлен на госпитализацию.
Наблюдение в течение 5 лет, около 3-х лет непрерывно принимал лекарства, после 9-го класса поступил и окончил ветеринарный колледж, повторных госпитализаций не было. Остаётся не очень общительным и тревожным, взаимоотношения в семье наладились.
Мальчик, 13 лет. Развитие без особенностей. Рос ласковым, нежным, общительным, доброжелательным. В 12 лет внезапно стал следовать определённым ритуалам в быту и учёбе – необходимо было определённое количество раз поднести ложку ко рту перед тем как начать есть, не мог переступать сразу через порог, стал крайне медленно читать из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стал менее эмоциональным, имел истощенный, болезненный вид. Как выяснилось в беседе, основной мотивировкой нарушений был доходящий до абсурда страх сообщить неправдоподобные сведения. За 2 года симптоматика видоизменилась. Несмотря на активное лечение, ритуалы то возникали, то пропадали, в пиковые моменты подросток не мог нормально разговаривать, т.к. необходимо было соблюдать правила при формулировании предложений. С течением времени, на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в ВУЗ, успешно занимается музыкой.
В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптоматики на момент обращения, имели место положительные изменения в недалеком будущем. В момент начала болезненных проявлений в организме включатся различные формы психологической защиты. Именно они позволяют детям и взрослым справляться с симптомами на ранних этапах. Однако, следует понимать, что течение болезни имеет прогрессирующий характер, а защитные ресурсы организма не безграничны. Раннее получение специализированной психолого-психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что диагноз шизофрения – не приговор!
Абрамов Александр, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ