у меня очень плохая дикция что делать
Проблемы с речью у молодого человека
Нарушение речи у молодых людей
Речь считается главным элементом в человеческом организме. Она служит основным фактором для общения с окружающими людьми. Любое нарушение в речевой функции приводит к психологическим изменениям, которые непосредственно связаны с развитием личности. Речевой аппарат оказывает усиленное действие на жизнедеятельность каждого человека. Особенно подобным заболеванием страдают молодые люди. Следует при выявлении незначительного изменения речи незамедлительно провести соответствующую диагностику.
Виды речевых нарушений
Нарушение речи может быть вызвано различными причинами. В первую очередь стоит отметить органическое отклонение. Причиной в данном случае являются внутренние изменения в организме, которые приводят к нарушению речевого аппарата. В основном в этот период у молодых людей повреждён участок головного мозга. Именно он отвечает за правильную речевую функцию и строение всего аппарата. В некоторых случаях причиной является родовая наследственность. Следующим видом речевого изменения считается нарушение естественных функций в организме человека. Постоянные стрессы, нарушения работы нервной системы, травмы головного мозга – служат причиной нарушения речевого аппарата.
Формы отклонений
Существует несколько разновидностей нарушений речи у молодых людей. В первую очередь стоит отметить заикание. Причиной служит сильный стресс, нервное потрясение, неврологическое нарушение или внезапный испуг. У человека происходят регулярные сбои в речевом ритме. Они сопровождаются частыми спазмами или незначительными судорогами. Изменение речи может произойти вследствие нарушения тембра голоса. В некоторых случаях нарушается устная речь. Возникает она при неправильном прикусе или повреждении участка головного мозга. Молодые люди в этот период не в состоянии произнести чётко звуки и слова.
Причины развития заболевания
Развитие заболевания обычно провоцируется различными патологиями. К ним относятся внутричерепное давление, инсульт, травмы головного мозга, паралич лицевой стороны, появление тромбоза. Генетическая наследственность, нарушение нервной системы, родовая травма, употребление алкоголя приводят к развитию нарушения речи.
Методы лечения
Сначала следует обратиться к специалисту. Доктор устанавливает причину нарушения речи и ставит точный диагноз. Назначает пациенту специальное лечение. Главный принцип заключается в устранении факторов, которые вызвали патологию речевого аппарата. В детском возрасте устранить дефекты поможет логопед. Однако молодым людям в зависимости от степени заболевания специалисты назначают определённое лечение. Идеальным решением является применение лекарственных препаратов. Они улучшают мозговое кровообращение, нормализуют давление и усиливают обменные процессы в нервной системе. В результате восстанавливается речь, улучшается память и внимание.
Дикция
Публикации из раздела «Работа с голосом»
Бесплатные уроки.
Как подготовить и провести
успешную презентацию
Дикция
Возможно, кому-то это покажется очень странным, но слово «дикция» у меня всегда ассоциируется со словом «почерк». А слово «почерк» напрямую связываю со словом «врач». Уважительно отношусь к людям этой не простой, но уникальной профессии. Скверный почерк многих врачей ни капельки не снижает их уровень профессионализма, но вызывает бурю неприятных ощущений, когда мы силимся понять, что написал доктор, и никак не можем этого сделать.
Точно так же и человек, который невнятно и искаженно произносит слова, рискует вызвать у своего собеседника негативные эмоции и быть многими не понятым.
Дикция – это степень отчетливости произношения звуков, слогов и слов нашей речи.
Дикция – это своего рода основа четкости и разборчивости того, что мы говорим.
В дикции проявляется общая культура человека и его культура речи. Четкая и хорошо поставленная речь – один из элементов успешности и привлекательности. Согласитесь, что это очень важно для каждого из нас.
Успех любого публичного выступления зависит во многом от того, насколько аудитории комфортно воспринимать оратора. А комфортно только тогда, когда слушатель не испытывает напряжения по поводу вашей речи, ему все понятно и нет повода задавать дополнительные уточняющие вопросы. У людей не возникает желания поскорее попрощаться с вами, им хочется вас слушать и наблюдать за выступлением до конца.
Последнее время я становлюсь участником многих вебинаров – обучающих программ, которые проходят в режиме реального времени через Интернет. Обнаружив в анонсах материал на интересную для меня тему, записалась на участие в вебинаре. Каково же было мое разочарование, когда я услышала непонятную и плохо различимую речь молодого человека, ведущего это мероприятие. Данное разочарование постигло не только меня, но и других участников: люди писали и просили, чтобы оратор говорил медленнее и понятнее. Не знаю, чем закончилось это дело, но меня как слушателя, оратор потерял навсегда. Возможно у этого молодого человека материал был полезный и очень интересный, но я этого уже не узнаю.
Плохая дикция, невнятное произношение – это неуважение к своим слушателям, это принуждение их к расшифровке сказанного вами или стимуляция к тому, чтобы все было пропущено «мимо ушей».
ПРИЧИНЫ ПЛОХОЙ ДИКЦИИ
Человека с безупречной дикцией понимают намного легче. Если вы хотите донести до слушателей свои мысли, то надо говорить не только эмоционально, но и ясно. Возможно то, что вы хотите сказать, очень важно и интересно, но если ваши слова слушатель будет разбирать с большим трудом, скорее всего, выступление окажется бесполезным.
Если вы понимаете, что ваша дикция далека от совершенства, то начинайте заниматься ее улучшением прямо сегодня. Даже, если у вас нет особых изъянов, то все равно найдите время для работы над дикцией, ведь правильная и четкая речь – это еще большая уверенность в себе, в силе своего голоса и слова.
СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ДИКЦИЕЙ
Основой дикции является энергичная и слаженная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Возможность развить и сохранить их подвижность и эластичность позволяет следующая система заданий:
Упражнения для самостоятельной работы над дикцией вы найдете на нашем сайте. Работа эта будет кропотлива и потребует выдержки и терпения. Возможно, кому-то из вас захочется все бросить и сказать: «Да, зачем мне это надо? У меня и так все в порядке». Не сдавайтесь, проявите упорство и настойчивость. Вы обязательно получите результат и ваша дикция будет работать на вас и служить примером для других.
ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!
КАК УЛУЧШИТЬ ДИКЦИЮ
Шесть упражнений для дикции
Онлайн-курс «Голос на миллион 2.0»
Друзья, добрый день. Я – Кирилл Плешаков-Качалин, руководитель «Школы природного голоса». Чтобы улучшить свою дикцию, достаточно выполнять упражнения по 5 минут в день в течение месяца. Сейчас я вам покажу эти упражнения. Начните заниматься, и первые результаты вы почувствуете уже через несколько дней. А через 3-4 недели ваша дикция станет просто блеск, и ваш голос будет звучать четко и внятно, даже в самых волнительных ситуациях! Я имею в виду выступления перед большой аудиторией, ответственные переговоры и так далее.
Что такое дикция
Язык. Нёбо. Губы.
Да, я намеренно не упоминаю здесь голосовые связки, потому что они формируют сам голос, тембр. А вот гласные и согласные звуки создаются уже выше горла и связок, на уровне мягкого нёба, языка и губ. Поэтому сегодня мы с вами займемся тренировкой именно этих органов.
Начнем с нёба и языка. Чтобы они работали еще лучше, мы смыкаем губы. Да, мы просто отключаем губы из процесса артикуляции.
Первое упражнение для дикции
Чревовещатель
Сомкните губы. И начните активно произносить текст. Любой. 😊 Например: «У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью, кот ученый, все ходит по цепи кругом». Зубы при этом разомкнуты. Челюсть, язык и нёбо – активно работают. Вероятно, поначалу вы услышите только мычание. Это нормально. Продолжайте произносить текст. Через пару дней, вы почувствуете, что даже несмотря на сомкнутые губы, и гласные, и согласные у вас становятся различимыми.
Выполняйте это упражнение по 1 минуте в день. Читайте вслух с сомкнутыми губами любые стихи или прозу. Можете Пушкина или кто вам больше нравится. 😊
Второе упражнение для дикции
Демосфен
Помните историю оратора Демосфена? Он набирал камни в рот, и произносил речь с камнями во рту для тренировки. Сейчас многие актеры и певцы тренируют дикцию при помощи пробки из-под вина. Алкоголь, кстати, негативно влияет на дикцию. 😊 А вот пробка из-под вина – позитивно.
Поэтому следующее упражнение. Губы – разомните. Зажмите пробку из-под вина между зубов. И также активно произносите текст в течение минуты. Можно продолжить читать Пушкина. 😊
Если сейчас нет под рукой чистой пробки, не страшно, купите при случае бутылку вина. 😊 Пить вино не обязательно, но произносить тексты с пробкой во рту – желательно, если вы хотите блестящую дикцию. 😊
Третье упражнение для дикции
Кривляние
Сейчас мы работали в первую очередь с нёбом и языком. Теперь подключим губы. Вообще губы должны быть расслабленными, но не вялыми! И не зажатыми, конечно!
Поэтому следующее упражнение – КРИВЛЯНИЕ.
Активно подвигайте губами и языком в разные стороны. 😊 И произносите при этом любые гласные звуки. Попробуйте прямо сейчас. Достаточно покривляться таким образом 8-10 секунд, чтобы привести в порядок губы и убрать лишнее напряжение с лица и челюсти.
Четвертое упражнение для дикции
Гласные
Пятое упражнение для дикции
Согласные
Хорошие упражнения? Нравятся вам? 😊 Простые и эффективные. Но где же скороговорки, спросите вы? Говорят ведь, что для тренировки дикции нужно произносить скороговорки.
Я вам так скажу. Сам я никогда не тренировал скороговорки. Делал только упражнения выше. Но когда меня просят озвучить скороговорку, я могу сделать это сходу без особых проблем. 😊Дело в том, что когда основные артикуляционные мышцы в тонусе, вы можете четко произнести любые сочетания звуков. А скороговорки используются уже для точечной коррекции каких-то конкретных проблем. Допустим, если не получается сочетание «ждр» или «птк». Здесь у всех здесь бывает по-разному.
Сейчас я покажу еще два упражнения. На сложные сочетания согласных и дам скороговорку о любви! 😊
Начнем с сочетаний согласных. Возьмем для примера сочетание «стр». Вы можете взять любое другое, которое вам актуальнее. Добавим к этому сочетанию последовательность гласных «у-о-а-э-и-ы».
И произнесем таким образом: «СТРУ-СТРО-СТРА-СТРЭ-СТРИ-СТРЫ».
Вначале медленно, четко, а потом, увеличивая темп, и акцентируя по очереди каждый слог.
Сложные сочетания согласных вы можете найти в интернете или придумать сами. 😊 Просто приставляйте к ним гласную, и произносите четко.
Шестое упражнение для дикции
Скороговорка о любви
Ну а теперь о любви! 😊 Скороговорка о любви. 😊 Скороговорки, аналогично сложным сочетаниям согласных, вы можете найти в интернете, в зависимости от того, какие звуки у вас вызывают большую сложность. Я предлагаю вам начать с такой.
На мели мы лениво налима ловили.
И меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили?
И в туманы лимана манили меня.
По каждой скороговорки общие рекомендации такие.
Попробуйте про любовь в тумане произнести? Прямо сейчас. 😊 Отлично! Вы молодец!
Теперь вы знаете шесть базовых упражнений для дикции. Выполняйте их в течение дня, в любое время. Достаточно 5 минут на всю тренировку! И уже через несколько дней вы почувствуете результаты! А кто-то может быть и сразу! 😊
И у вас уже точно не будет как в том анекдоте про радио. 😊
— Как вас взяли на радио с такой дикцией? У вас там что, блат?
– Нет, сестЛА. 😊
Но вообще дикция – только одна из характеристик голоса, которую мы с вами можем улучшить. Причем, не самая значимая. 😊 Гораздо важнее тембр, интонация и звукоизвлечение. Над этим тоже можно работать.
Щелкните кнопку ниже и обязательно послушайте голоса до и после. 😊
Онлайн-курс «Голос на миллион 2.0»
Если есть вопросы по упражнениям – пишите ниже в комментариях.
Успехов вам и отличного настроения!
Кирилл Плешаков-Качалин
«Школа природного голоса»
Невнятность речи
Невнятность речи – это плохо разборчивая речевая продукция, обусловленная нечеткой артикуляцией. Может возникать при алкогольном опьянении, церебральных опухолях, нейродегенеративных процессах, дизартрии, ринолалии, тугоухости, использовании неподходящих зубных протезов, вывихе челюсти. Для диагностики этиофакторов невнятной речи проводится неврологическое, логопедическое, отоларингологическое, стоматологическое, обследование. С целью восстановления речевой функции осуществляется этиотропное и патогенетическое лечение ведущей патологии, проводятся коррекционные логопедические занятия.
Причины невнятной речи
Дизартрия
Сам термин «дизартрия» переводится как «расстройство членораздельного произношения». Невнятность речи отмечается при большинстве видов дизартрических нарушений: псевдобульбарной, бульбарной, экстрапирамидной, мозжечковой дизартрии. Причиной расстройства речевой моторики выступает поражение черепно-мозговых нервов, иннервирующих артикуляционный аппарат. Дизартрия может развиваться при следующих нозологиях:
Из-за неточной артикуляции, малоразборчивости для окружающих устная речь дизартрика характеризуется метафорой «каша во рту». Существенно искажается произношение практически всех групп звуков: как гласных, так и согласных. Вследствие гиперсаливации появляются характерные хлюпающие призвуки, снижающие внятность произношения.
Наряду с фонетикой страдает речевая просодика. Голос слабый, иссякающий, прерывистый, сиплый с назальным оттенком. Речь монотонная, медленная, отсутствует интонационная выразительность и эмоциональная окраска высказывания. Дыхание поверхностное, аритмичное, речевой выдох ослаблен. Все это делает речевое высказывание плохо понятным.
Качество речевой продукции ухудшается пропорционально тяжести и распространенности парезов и параличей оральной, голосовой, дыхательной мускулатуры. С учетом степени иннервационной недостаточности невнятность речи может варьироваться от легкой «смазанности» при стертой дизартрии до нечленораздельной речи и даже полного ее отсутствия – анартрии – при тяжелых формах.
Ринолалия
При открытой ринолалии устная речь отличается крайней невнятностью. Это связано с тотальным искажением звукового образа слова. Губы практически не участвуют в артикуляции, язык оттягивается вглубь полости рта, кончик языка не может осуществить полноценную смычку с резцами и альвеолами. К звукам речи примешиваются храпящие, щелкающие, шипящие, свистящие шумы.
В момент фонации отмечается избыточное напряжение лицевой мускулатуры. Голос сдавленный, немодулированный. Вследствие утечки воздуха через нос возникает гиперназальный оттенок. Произношение приобретает невнятность, неразборчивость.
Вывих нижней челюсти
При переднем вывихе ВНЧС рот больного приоткрыт, подбородок выдвинут вперед. Попытки смыкания челюстей резко болезненны. Отмечается слюнотечение. Речь пациента затруднена или невозможна, из-за чего он пытается объясниться с помощью жестов.
При заднем вывихе нижней челюсти, напротив, ограничено открывание рта. Подбородок смещается кзади, язык выдвигается вглубь рта, контакт между зубами-антагонистами отсутствует. Ввиду невозможности движения челюстями отмечается невнятность речи.
Адентия
Причиной артикуляционных расстройств может служить отсутствие нескольких или всех зубов. В первую очередь нарушается четкость произнесения переднеязычных звуков. При адентии речь становится шепелявой, невнятной. Наиболее сильно дикция страдает при отсутствии зубов на обеих челюстях.
Состояние после зубопротезирования
Дефектность, нечеткость речи может отмечаться у стоматологических пациентов на этапе адаптации к зубным протезам: мостовидным, съемным, с опорой на импланты. В норме этот временной отрезок занимает от 10 до 30 дней, его индивидуальная длительность коррелирует с физиологическими и психологическими особенностями пациента, качеством изготовленных ортопедических конструкций.
Для этапа адаптации характерно ощущение протеза как инородного тела, повышенная саливация, снижение эффективности жевания, рвотные позывы, напряжение артикуляционных мышц. Возникают нарушения дикции, дополнительные призвуки (причмокивания, свист), общая невнятность и неразборчивость речи.
Тугоухость
Тяжелыми расстройствами речи страдают глухие от рождения и рано оглохшие пациенты. При тугоухости нарушается как понимание речи, так и ее произносительная сторона. Структура слова искажается за счет выпадения звуков и целых слогов, приблизительности артикуляции, невозможности осуществления слухового контроля. Невнятность речи выражается в ее монотонности, глухости, недоговаривании слов, большом количестве аграмматизмов.
Паратонзиллярный абсцесс
Больные с флегмонозной ангиной в абсцедирующей стадии жалуются на повышенную температуру, мучительные боли при сглатывании слюны, приеме воды и пищи, трудности открывания рта, слюнотечение. Воспалительная опухоль распространяется на мягкое небо, небные дужки и язычок, в результате чего нарушается подвижность артикуляционных органов. Вследствие выраженного отека в полости рта и тризма челюстей речь становится невнятной, а голос гнусавым. Все симптомы постепенно регрессируют после вскрытия гнойника.
Алкогольное опьянение
Нечленораздельность, невнятность речи характерна для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. При легкой степени опьянения больше нарушается смысловая сторона высказывания – речь становится бессодержательной, примитивной, сбивчивой.
При выраженной алкогольной интоксикации затрудняется артикуляция губных и переднеязычных звуков. Человек искажает слова, неправильно ставит ударения, «проглатывает» звуки и слоги. Темп речи замедляется, появляются запинки, повторы слов. Невнятность речи исчезает по мере вытрезвления.
Диагностика
Тактика диагностического обследования зависит от предполагаемой причин невнятности речи. Алгоритм складывается из медицинского и педагогического аспектов: первый позволяет провести нозологическую диагностику, второй ‒ установить ведущий механизм и степень расстройства речевой функции:
Лечение
Медицинский этап
Содержание медицинской помощи зависит от основной патологии, повлекшей за собой невнятность речи. Применяются как терапевтические, так и хирургические подходы, реабилитационно-восстановительные мероприятия:
Логопедический этап
Содержание логопедических занятий и используемые методы различаются в зависимости от структуры речевого дефекта. Однако во всех случаях для преодоления невнятности речи необходимо развивать артикуляционную моторику, совершенствовать произносительные навыки. С этой целью в логопедической практике используются следующие методы:
В рамках речевой реабилитации после слухопротезирования показаны занятия с сурдопедагогом. Лицам с зубными протезами в период адаптации рекомендуется больше разговаривать, медленно читать и считать вслух, отрабатывать произношение «трудных» звуков и звукосочетаний. При систематических занятиях невнятность речи постепенно уменьшается, во многих случаях достигается четкое, разборчивое произношение.
Плохая дикция
Люди с четкой от природы дикцией встречаются редко. Но свою речь можно развить регулярными упражнениями для дикции до достижения приемлемого результата.
Дикция речи
Дикция — это отчетливое произношение звуков и слов с правильной их артикуляцией. Речевой аппарат производит звуки, а его нарушения и дефекты являются причиной того, что дикция человека низкого качества.
Отчетливая артикуляция — правильное и четкое произношение звуков. Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.
Правильная артикуляция — согласованное движение мышц артикуляционного аппарата. Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки. При таких физиологических отклонениях может появится картавость и гнусавость.
Тембр. Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.
Интонация. Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.
Как улучшить дикцию взрослому и подростку
Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. В результате слова произносятся нечетко, глухо, речь кажется «скомканной».
Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки произношения звуков. Регулярное выполнение предлагаемых упражнений поможет исправить дефекты дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.
Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Упражнения для дикции и голоса
При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы.
Упражнения для дикции и артикуляции
Скороговорки для развития дикции
Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.
Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на работу, езде в автомобиле, при работе дома. Специалисты считают, что три недели использования скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.
Если же необходимо устранить довольно серьезные дефекты речи или быстрее поправить речь, лучше всего обратиться к логопеду. В индивидуальном порядке или на специализированных курсах логопеды помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать внимание. Также они подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию именно в вашем случае.
Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог центра определит индивидуальные причины плохой дикции, даст рекомендации по коррекции, а также составит план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и быстрым.