у меня много грехов что делать

Мне 18, много грехов. Что делать?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Здравствуйте, батюшка. Мне 18 лет, учусь в университете и у меня несколько грехов.
Уныние: когда происходят непонятные ситуации, я начинаю думать о суициде.
Прочитал в интернете и увлекся сатанизмом и язычеством. Рукоблудие с 13 лет (не знал раньше, что это грех). Чревоугодие (сам много ем. На исповеди в этом каюсь, но есть чувство, что делаю мало). Гнев (не могу сдерживаться, когда отчитывают родители). Лень. Курил и постоянно тратил деньги на жидкости для электронных сигарет и алкоголь. Бросил это все, но есть чувство, что грех на мне висит. В 14 лет, когда сильно поссорился с родителями, бросил о стену новорожденного котенка. Были у ветеринара, но он умер.
Как быть со всем этим и что делать? Исповедовался, но если чувство, что сделал мало.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

у меня много грехов что делать. Смотреть фото у меня много грехов что делать. Смотреть картинку у меня много грехов что делать. Картинка про у меня много грехов что делать. Фото у меня много грехов что делать

Добрый день!
Уважаемый Стефан, со всеми Вашими проблемами можно справиться, если Вы решитесь свою жизнь перестроить таким образом, чтобы она шла в согласии с Божьими заповедями и волей Божией. Действовать необходимо, что называется, комплексно.

Сделать все это очень сложно, конечно, но можно, если опираться на помощь Божию:

В начале я уже говорил о том, что должна произойти перестройка всей жизни. Регулярность должна появиться не только в делах и занятиях, но и в духовной жизни. Отныне начинайте регулярно, не реже, чем раз в месяц, исповедоваться и причащаться, а также ежедневно молиться, читать духовную литературу и вообще смотреть и изучать, как следует жить по-христиански, чтобы в основе Вашей жизни была любовь. Это получится не за один день, а со временем, шаг за шагом. Проблемы, о которых Вы пишете, невозможно решить только однократным покаянием и даже просто серией исповедей. Безусловно, в Таинстве исповеди человеку прощаются грехи, последствия грехов изглаживаются из души и сам человек получает благодать Божию на то, чтобы в будущем противостоять греху, быть стойким. Обо всем, что неясно, спрашивайте священника, которому будете исповедоваться.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

Годами каюсь в одном и том же грехе, но не могу от него избавиться. Что делать?

Приблизительное время чтения: 9 мин.

В редакцию «Фомы» пришел вопрос читателя:

Я раз за разом грешу и исповедуюсь в одном и том же грехе. Священник призывает меня его преодолевать, я тоже этого хочу, но ничего не получается. А в Писании говорится, что грех не дает наследовать Царство Небесное. Меня это очень волнует. Получается, исповедь ничего не меняет? Как же быть? Что делать с грехами, рабом которых ты остаешься?

Что такое грех, и в чем смысл исповеди, если после нее все равно грешишь? Что делать, если кажется, что духовная жизнь зашла в тупик? Об этом мы беседуем с протоиереем Федором Бородиным, настоятелем московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.

у меня много грехов что делать. Смотреть фото у меня много грехов что делать. Смотреть картинку у меня много грехов что делать. Картинка про у меня много грехов что делать. Фото у меня много грехов что делать

Церковный человек, согрешив, приходит на исповедь и кается. Но если из раза в раз приходится исповедовать один и тот же грех, поневоле задумаешься: что дает такая исповедь? И что вообще в такой ситуации делать?

Действительно, когда борешься со своими страстями, может возникнуть ощущение, что исповедь не приносит плода. В этом состоянии мы можем на собственном опыте понять, о чем говорит апостол Павел в седьмой главе Послания к Римлянам: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим 7:19). Но тут важно помнить, что таинство Исповеди — это не только действие: «покаялся — очистился», но и путь исцеления. Да, человек может годами каяться в одном и том же грехе, и только спустя время Господь вознаграждает его за этот труд избавлением от греха.

Собственно, грех — это и конкретный греховный поступок, и греховная страсть. Но если поступок мы еще можем совершить один раз и после исповеди больше не повторять — к примеру, негневливый по природе человек может однажды выйти из себя, покаяться и впредь держать себя в руках, — то со страстью дело сложнее. Страсть — это греховный навык, ставший привычкой, и искоренить ее намного сложнее. Не зря святые отцы сравнивают ее с корнем, из которого произрастают прочие грехи. Вот побрился человек, щеки стали гладкими, но фолликулы-то под кожей остались, и через некоторое время щетина снова отрастает. Так и с грехом: мы раскаялись в нем, но корень зла в нас живет, и из него произрастает новый грех. И лечится это годами, а иногда и десятилетиями.

Так что же в таком случае избавляет от греха — помощь Божия или наши усилия?

Помощь Божия — в ответ на наше желание, о котором свидетельствует наш труд. От нас только требуется постоянно духовно трудиться, и тогда исцеление обязательно произойдет. Одно из определений Бога в Священном Писании — дающий молитву молящемуся (см. 1 Цар 2:9). Иоанн Лествичник объясняет это так: качество молитвы является следствием ее количества («Лествица», Слово 28). Да, мы можем долгое время молиться рассеянно, отвлекаться, но, если продолжать трудиться, рано или поздно молитва из сухой и безжизненной превратится в горячую, искреннюю, со слезами и прикосновением благодати Божией.

То же самое и с покаянием. Если не опускать рук, регулярно ходить на исповедь, каяться — пусть даже в одних и тех же грехах,— рано или поздно получишь помощь Господа.

Приведу пример из жизни: одна наша прихожанка, с детства привыкшая соблюдать уставные правила, выйдя замуж, продолжала соблюдать посты, читать утренние и вечерние молитвы — для нее это было несложно. А потом она забеременела, и оказалось, что во время Великого поста она просто физически не может обойтись без скоромного — кстати, беременные и по уставу не обязаны строго поститься, — и на исповеди со слезами каялась, что только теперь поняла, что все предыдущие годы пост для нее означал только телесное воздержание, и больше она ничего не могла принести Богу в дни поста. И это откровение было даровано ей за тот труд, который она несла все предыдущие годы, исполняя церковный устав, регулярно исповедуясь и причащаясь Святых Христовых Таин. Так Господь открыл ей духовное зрение, чтобы она могла дальше возрастать духовно.

у меня много грехов что делать. Смотреть фото у меня много грехов что делать. Смотреть картинку у меня много грехов что делать. Картинка про у меня много грехов что делать. Фото у меня много грехов что делать

Любой духовный труд — аскеза, соблюдение постов, регулярная исповедь — обязательно будет вознагражден Богом. Поэтому лучшее, что можно посоветовать, когда кажется, что духовная жизнь зашла в тупик, — это не думать, что твоя борьба бессмысленна, а продолжать трудиться и просить у Бога помощи, несмотря ни на что.

Но ведь если на протяжении длительного времени побороть страсть не получается, можно разочароваться в исцеляющей силе исповеди, впасть в уныние или даже отчаяние.

А что такое уныние и отчаяние? Это оборотная сторона гордыни. Смиренный человек вообще никогда не унывает, что бы с ним ни произошло. А если из-за того, что не можешь справиться с грехом, начинаешь заниматься самоедством и смотришь на себя как на никудышного христианина, это сигнал, что в твоем сердце живет гордыня.

Достижение смирения — это вообще один из самых главных критериев успешного духовного пути. Бывают ситуации, когда само исполнение заповедей становится пищей для гордыни, хотя мы этого даже не замечаем. Тогда Господь может нас лишать своей помощи в борьбе со страстью, чтобы мы осознали свою немощь и смирились. Богу важнее, чтобы мы были не подвижниками, а смиренниками. У преподобного Марка, который, кстати сказать, назван Подвижником, есть такие слова: «Бог дает благодать человеку не за добродетели и не за труды, понесенные ради их приобретения, а за смирение, полученное во время этих трудов».

Когда я учился в семинарии, я попал Великим постом в келью одного монаха. К нему пришли братия, достали конфеты из молочного шоколада и стали их есть. А на мой недоуменный взгляд сказали, что это духовник посоветовал один раз в пост совершать этот грех, чтобы никто потом не мог похвалиться: я, мол, выполнил все.

Может, конечно, показаться, что Христос хочет, чтобы мы, лишившись его помощи, чувствовали себя немощными, растоптанными и недостойными — а это чувство никак не сочетается с призывом радоваться, которым наполнено Евангелие. Но дело в том, что без смирения радость будет ненастоящая. Стяжание смирения — это необходимое условие, чтобы вкусить истинную, духовную радость.

Но ведь даже апостол Павел испытывал отчаяние от того, что делал зло, которого не хотел…

Отчаяние апостола Павла — это не разочарование в исцеляющей силе таинства, а разочарование в себе самом. Да, чтобы духовно преуспеть, человек должен отчаяться в возможности самостоятельно, без Бога преодолеть грех и спастись. Но это не то отчаяние, которое заставляет тебя опустить руки, это просто духовный реализм. Осознание своей немощи рождает упование на Бога, воззвание к Нему как к личному Спасителю, которое всегда сопровождается радостью. Казалось бы, происходит сочетание несочетаемого: полное разочарование в себе и радость от того, что Господь может тебе помочь. Но в этом кажущемся противоречии и кроется ключ к духовному преуспеванию.

А как быть с грехами, которые человек осознает, но в данный момент еще не готов искоренять? Например, он курит и понимает, что курение — это грех, но не готов начать борьбу с ним. Стоит ли в этом случае исповедовать этот грех на каждой исповеди?

Я думаю, стоит. И признаваться, что нет решимости начать бороться, тоже стоит. И за это малое усилие — регулярное исповедание греха — дастся понимание тяжести греха и его отторжение.

у меня много грехов что делать. Смотреть фото у меня много грехов что делать. Смотреть картинку у меня много грехов что делать. Картинка про у меня много грехов что делать. Фото у меня много грехов что делать

Кому-то грех курения кажется просто вредной привычкой, которая не влияет на нравственные качества человека. Но дело в том, что вся православная аскетика построена на систематическом преодолении в себе плотского человека ради того, чтобы стать человеком духовным. Для этого преодоления нужна воля, а она поражена грехом. И получается, наша задача — тренироватьволю к победе над нашими слабостями. А ежедневное курение, наоборот, «тренирует волю» на поражение: зная, что курить плохо, мы по несколько раз за день говорим своей воле: «Молчи». И слабеем. А потом, когда нужно употребить волю на что-то более существенное, оказывается, что она не работает.

А если человек регулярно кается в грехе, он со временем увидит, насколько этот грех ему вредит, и дорастает до того, чтобы начать с ним бороться.

Но ведь человек может просто поставить себе слишком высокую планку и не взять ее.

Такое бывает. Я помню, как один мой знакомый поступил в конце 80-х в семинарию с четким планом через два года стать прозорливым, а через четыре — начать творить чудеса. Он почти ничего не ел, был практически на всех богослужениях, но ни прозорливости, ни чудотворства он не обрел. В подвижничестве мы должны всем своим существом прочувствовать слова Христа: Без Меня не можете творить ничего (Ин 15:5). Эти слова относятся прежде всего к духовной жизни: быть успешным в мирской жизни без Христа можно, а вот в духовной — нет.

Постепенно набираясь опыта духовной жизни, мы убеждаемся в фатальной поврежденности нашей природы грехом. Поэтому признаком настоящей духовной жизни святые отцы называют сердечную боль, возникающую от полного несоответствия между тем, каким я должен быть, и тем, какой я есть, точнее — между моим падшим состоянием и тем, что, несмотря на него, Господь меня любит.

Не получится ли при таком подходе, что человек успокоится и перестанет понуждать себя к какой-то духовной работе?

Нет. Та самая сердечная боль не даст такой возможности. Иоанн Златоуст пишет, что единственное, что разделяет человека с Богом, — это грех. Поэтому христианин, который по-настоящему Бога любит, ощущает грех как боль, как свое личное горе.

Безусловно, исцеляет нас от греха Господь, поэтому нам нужно уповать на Промысл Божий, но и самим продолжать трудиться над очищением своей души.

Нужно ли бороться со всеми грехами сразу или это надо делать постепенно?

Знаете поговорку: чем ярче свет, тем сильнее тень? Приближаясь к Богу — источнику света, — человек отчетливее начинает видеть глубину своего падения. И все, что в данный момент он осознает как грех, должно представлять предмет его духовной работы. Другое дело, что степень интенсивности этой работы по отношению к разным грехам может быть разная.

Есть смертные грехи, которые преграждают нам путь в Царствие Небесное. Безусловно, таких грехов христианин старается не допускать, и они являются предметом его самого пристального внимания. Что касается менее грубых грехов, то и с ними необходимо вести серьезную борьбу. Серафим Саровский говорил, что святые от обычных людей отличаются именно решимостью бороться с грехом. А мы, христиане, все призваны к святости, поэтому всем нам необходимо проявлять решимость в духовной брани.

у меня много грехов что делать. Смотреть фото у меня много грехов что делать. Смотреть картинку у меня много грехов что делать. Картинка про у меня много грехов что делать. Фото у меня много грехов что делать

Есть конкретные практические советы древних подвижников, как бороться с грехами. Например, распространенный совет посвящать пост борьбе с определенным, самым значимым в данный момент грехом. То есть сконцентрироваться на чем-то одном, направить силы именно на эту страсть. Другое важное наблюдение древних отцов: первая страсть, с которой нам нужно начинать бороться, — это чревоугодие. Если человек не борется с чревоугодием, остальные страсти ему не победить. Поэтому постам уделяется столько внимания в жизни христианина.

А что делать, чтобы исповедь не превращалась в формальность?

Когда человек стяжал настоящее покаяние, ему не нужны никакие подсказки, он и так ощущает в душе его плоды: мир, тишину, прощение. Но не стоит смущаться, если с нами пока такого не происходит. Наша задача — трудиться, понуждая себя к покаянию из глубины пусть даже и сухого сердца, и Господь непременно дарует духовные плоды именно в тот момент, когда это будет нужнее всего.

У преподобного Исаака Сирина есть такие слова: «Покаяние — это трепет души перед вратами рая». Иными словами, живя на земле, войти в рай мы не можем, но искреннее покаяние подводит нас прямо к его вратам. И в этот момент от рая нас отделяет только оставшееся время нашей жизни. Эта мысль Исаака Сирина может служить для нас ориентиром, каким должен быть наш настрой, когда мы подходим к аналою с лежащими на нем крестом и Евангелием.

Источник

Как бороться с грехами, если нет сил от них избавиться? – ответ священника и психолога

Приблизительное время чтения: 4 мин.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.

Какое-то время назад к нам пришел непростой вопрос о борьбе с грехом: «Как спастись заядлому грешнику?». Мы попросили ответить на это письмо священников Павла Островского, Андрея Лоргуса, Игоря Фомина, Александра Авдюгина, Константина Пархоменко и постоянного автора «Фомы» Александра Ткаченко.

у меня много грехов что делать. Смотреть фото у меня много грехов что делать. Смотреть картинку у меня много грехов что делать. Картинка про у меня много грехов что делать. Фото у меня много грехов что делать

Ответ протоиерея Андрея Лоргуса, ректора Института христианской психологии:

Переживания и жалобы на состояние, когда грех буквально преследует тебя и ты никак не можешь от него избавиться, с моей точки зрения, часто связаны с завершением периода неофитства. Первоначальный опыт создает впечатление полета, «как на крыльях». Неофит впитывает все, как губка, а все время неофитства выглядит как сплошная череда преодолений и радостных открытий. А дальше в какой-то момент возникает торможение, словно на человека начинает давить какой-то груз. Это может сопровождаться и ощущением охлаждения к вере, и страшным ощущением «привычки» к святыне как к чему-то обыденному, и тяжестью новых вопросов и сомнений. То, что раньше человека увлекало и восхищало, — молитвенная жизнь, богослужение — вдруг ставится под вопрос и начинает ощущаться как некая рутина. И человек воспринимает это как кризис веры и, как и автор письма в редакцию «Фомы», впадает в некоторую панику, начинает пугаться: что со мной? Неужели я теряют веру и отступаю от Бога?

А на самом деле первое, что нужно понять: это кризис — как определенный этап духовной жизни, соответствующий определенному духовному «возрасту». И редко для кого духовная жизнь не сопровождается такими периодами. Нужно просто понять, что такой кризис несет для человека свою духовную пользу, дополняет его знания, укрепляет навыки, закаляет его, помогает дальше продвинуться в своем воцерковлении, в своих отношениях с Богом. И здесь ни в коем случае нельзя паниковать и унывать.

у меня много грехов что делать. Смотреть фото у меня много грехов что делать. Смотреть картинку у меня много грехов что делать. Картинка про у меня много грехов что делать. Фото у меня много грехов что делать

Что при этом очень важно знать: уныние, или, говоря психологическим языком, депрессия от ощущения, что грехи задавили, что нет уже той легкости, с которой ты раньше справлялся с собой, — это может означать, что человеку явно не хватает духовного руководства. Человек встретился с новыми для себя явлениями в духовной жизни, опыта борьбы с которыми у него еще нет, и ему очень нужен совет того, кто этот этап уже прошел и знает, как действовать в такой ситуации. Духовника, конечно же, найти не так просто. Но в любом случае нужно искать людей с духовным опытом, стремиться к дружбе с другими верующими людьми, которые имеют более глубокую и серьезную историю духовной жизни, жизни в Церкви.

Еще одна очень важная прививка от уныния (а уныние здесь, в ситуации, которую мы разбираем, очень опасный враг): не надо человеку в этот момент рассуждать, хороший он христианин или нет. Перед Богом нет лучших и худших. Поэтому очень важно, размышляя о своих грехах, не вставать в «позицию Бога» и превращаться для самого себя в судью, грызть себя. Обратите внимание, что пишет апостол Павел:

Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь (1 Кор 4:3–4).

Любые сравнения себя с другими людьми, и даже со святыми, любые подобные «соревнования» не помогают, а только вредят.

И наконец, размышляя о каком-то грехе, который не удается преодолеть, нужно стараться разобраться в том, является ли этот грех самостоятельныи и произвольным событием, или он вызван какими-то другими причинами. Надо уметь разбираться в себе. Потому что иногда в основе тех или иных страстей или пороков могут лежать причины, которые не являются мистическими и загадочными, а связаны с нашим здоровьем, с невыстроенностью отношений на работе, с конфликтом в семье, бытовыми обстоятельствами нашей жизни и т. п. А мы об этой связи зачастую не задумываемся. Например, одна моя знакомая постоянно переживала относительно своей рассеянности и несобранности: забывает исполнять свои обещания, постоянно опаздывает, и так далее.

И вот однажды она совершенно неожиданно для себя выяснила, что у нее серьезное заболевание эндокринной системы. Женщине назначили лечение, она стала принимать лекарства, и сосредоточенность, обязательность — всё к ней вернулось. Она перестала забывать о своих обещаниях, перестала опаз­дывать. То есть выяснилось, что речь шла не о ее проступках, а просто она болела. Важно понимать, что в человеке все взаимосвязанно, и одна проблема может тянуть за собой другую.

у меня много грехов что делать. Смотреть фото у меня много грехов что делать. Смотреть картинку у меня много грехов что делать. Картинка про у меня много грехов что делать. Фото у меня много грехов что делать

И еще один важный момент: в духовной жизни важно правильно расставить акценты. Избавление от всех грехов — это не самоцель. Главное в духовной жизни — это развитие отношений с Богом, это богообщение. По мере обретения духовного опыта открывается возможность преодолевать страсти и грехи. Поэтому во главу угла поставьте именно эту, самую главную цель: быть с Богом.

А кроме того, не пытайтесь все грехи и страсти преодолеть одновременно, найдите самый легкий для вас грех, действительно преодолимую страсть, и преодолейте ее. Опыт победы над чем-то легким даст вам возможность удостовериться в своих силах. А дальше надо браться за что-то следующее, но посильное. Делайте то, что можете делать здесь и сейчас. Можете раньше вставать, чтобы не опаздывать на работу? Прекрасно! То, что вы встали чуть раньше, позволит прочесть вам хотя бы одну молитву из двенадцати? Прекрасно! Читайте эту одну молитву, и так далее. Двигайтесь шаг за шагом. И не унывайте.

Источник

«Постоянные грехи» – как размотать клубок?

у меня много грехов что делать. Смотреть фото у меня много грехов что делать. Смотреть картинку у меня много грехов что делать. Картинка про у меня много грехов что делать. Фото у меня много грехов что делать

у меня много грехов что делать. Смотреть фото у меня много грехов что делать. Смотреть картинку у меня много грехов что делать. Картинка про у меня много грехов что делать. Фото у меня много грехов что делатьЕсли исповедь далеко не первая, если человек ходит в храм давно и исповедуется всё в одном и том же, понятное дело, не в глобальном, я, как правило, даже ничего не говорю. Просто читаю разрешительную молитву.

Да, бывает, что от таких вот постоянных повторений человек действительно начинает иногда настолько формально к этому относиться, что и сам этому не рад, сам понимает, что так нельзя. Потому многие и каются так: «У меня сердце какое-то холодное, что я уже не понимаю, не ощущаю того, что ощущал при первых шагах в Церкви. Говорю слова, а сам ничего не ощущаю».

Дело в том, что каждому важно дать какое-то понятие о духовном опыте, который никто за этого человека приобрести не сможет, только он сам. И вот этот духовный опыт должен подсказывать человеку, что между его обычным текущим состоянием жизни и его грехами есть прямая связь.

Часто мы этой связи не видим. Нам кажется, что да, вот мы несчастные, у нас плохое настроение, у нас депрессия (я имею в виду не медицинский диагноз, а психологическое состояние). Формально мы чувствуем, что всё это от наших грехов. Но прямой связи между конкретным грехом и конкретным своим отрицательным состоянием, настроением своим мы не видим. И вот поэтому у нас бывает столь холодная формальная исповедь.

Если бы мы понимали, что грех – это не просто то, чем ты обижаешь Бога и за что ты будешь потом расплачиваться, но и то, что напрямую вредит человеку здесь, уже в этой жизни и в этом мире, и вот в этом дне конкретном! Вот эти клубки «обычных» грехов и наших состояний нам бы самим научиться развязывать и разматывать, и прихожан бы учить этому.

Многие люди видят прямую связь между погодой, между перепадами атмосферного давления и своим плохим самочувствием, своим настроением. А вот связи между тем, что мы осудили кого-то, нечистую мысль допустили в сердце своем, сказали какое-то плохое слово, и нашим состоянием мы, к сожалению, не осознаем.

Вот потому я и считаю, что главный метод, которым можно пользоваться, пытаясь сделать исповедь настоящей – метод разматывания греховного клубка и метод прослеживания причинно-следственных связей между своим состоянием, эмоциями, настроением и грехом.

Прелесть – не прелесть…

Мы слишком недоверчиво относимся к своим переживаниям, к своим эмоциям, к своему внутреннему состоянию. Нам всё кажется прелестью, что бы хорошее мы ни испытывали. Вот мы помолились, нам хорошо, нам легко, нам светло, но мы этого состояния боимся, как прелести какой-то. Мы, опять же, доброе дело какое-то сделали: кому-то помогли, нам хорошо внутренне, но мы опять боимся возгордиться, опять стараемся не радоваться. Мы любое состояние одухотворенности, духовной возвышенности начинаем воспринимать как прелесть, отгонять от себя.

И наоборот, когда нам плохо, когда мы в унынии, когда мы в плохом настроении, нам кажется, что это правильное состояние, состояние смирения. А ведь это может быть даже такое состояние, которое к прелести гораздо ближе, недаром ведь говорят: бес уныния, бес полуденный, который ввергает в сонные, дремотные, унывные состояния.

Радости, счастья от того, что Бог рядом, от того, что мы это чувствуем, мы боимся. И не считаем страшным, если «незначительный» грех выветрит эту благодать, внутри – опять пустота. Если бы мы это понимали, мы бы шли на исповедь и не считали, что все наши повседневные грехи – это что-то незначительное, что просто надо произнести. Мы бы воспринимали их как свою большую проблему, которую приходится постоянно исповедовать.

Любой человек, на любом этапе своего духовного пути, а не только постоянный прихожанин, исповедь которого становится формальной, может отойти от Церкви. И если мы, священники, будем бояться всё время что-то не так сказать, не так поступить, не так себя повести, и вот человек уйдет от этого, то ничего хорошего от этой постоянной боязни не получится. Конечно, это надо учитывать, но в данном случае священник должен больше бояться заслонить собой Христа. Он должен стараться стать стеклом, линзой, через которую лучше будет видно Бога, а не его самого.

Если священник эту обязанность свою выполняет, не заслоняет собой Бога, а наоборот, дает человеку как можно более четкий образ Христа, но при этом человек всё равно охладел, ушел, то не думаю, что священник должен рефлексировать: «А вот что мне надо было бы сделать, чтобы этого не случилось». Потому что не всё зависит от дидактизма. Может быть, человек просто еще не готов к дальнейшему пути. Может быть, у него действительно было искушение, с которым человек не справился, но никто бы ему и не помог с ним справиться из людей, кроме него самого. То есть не всё мы должны на свой счет воспринимать.

Потому что в Церкви много происходит не только на этом уровне, не только на уровне исповеди, и многое зависит не от нас. Господь всем управляет, и надо на это надеяться, что Он всё управит.

У каждого человека есть свобода, и он ею распоряжается. Вот он понял, что ему буквально неинтересно, скучно, в том числе на исповеди. И мы начинаем: «Нет, постой, а давай так, а давай с этой стороны? А давай вот так, а давай спляшем, а давай еще споем, а давай что-нибудь устроим, какой-нибудь концерт». Он может даже согласиться, но его внутреннюю скучность и непонимание это не исправит.

у меня много грехов что делать. Смотреть фото у меня много грехов что делать. Смотреть картинку у меня много грехов что делать. Картинка про у меня много грехов что делать. Фото у меня много грехов что делать

Фото: Misha Maslennikov, www.flickr.com

Испытать нечто особенное?

Мы на исповеди хотим нечто пережить и нечто испытать. А надо разделять исповедь и покаяние. Потому что покаяние – это когда человек просит у Бога прощения, сокрушается и даже оплакивает свой грех. И это может быть необязательно на исповеди, а в любой момент дня и ночи.

А исповедь – от слова исповедовать, то есть поведать священнику. На исповеди может и не быть покаяния, сокрушения. Ведь не просто каяться, когда в храме душно, за тобой – очередь, ты сегодня себя неважно чувствуешь и поэтому просто перечисляешь свои грехи. И вот этого не надо пугаться. Просто в данный момент ты свою исповедь, свое покаяние как бы запечатываешь печатью. То есть ставишь некую точку в том, в чем ты просил прощения у Бога, перед священником именно как перед свидетелем Церкви тоже вот окончательно произносишь свой грех, окончательно говоришь, что вот это было, и ты в этом каешься.

Так я иногда стараюсь утешать исповедников, что если в этот момент ты не чувствуешь каких-то внутренних слез, то это не так страшно. Страшно, если ты их вообще никогда не чувствуешь, если ты вот совсем никогда не испытываешь сокрушения сердечного, то это, конечно, проблема, это, конечно, беда.

Так что и постоянно повторяемые грехи – от исповеди к исповеди – могут до этого быть раскаяны в течение недели, в момент «срывов» – раздражения, обиды и прочего.

Без усилий

Бывает, что человек формально исповедует одни и те же грехи и внутренне с ними не борется, и он может легко совершить новый грех. Это бывает с теми людьми, которые никаких внутренних усилий не предпринимают, не развиваются. То есть им сказали, что вот это надо говорить, они и говорят.

А прорыв в другую, лучшую сторону бывает у людей, которые не воспринимают происходящее как норму. Они понимают, что покаяние должно что-то менять в них. И Господь, видя их усердие, их усилия, дает им залог благодати в сердце. Залог – это когда ты почувствовал частичку той радости, которую Господь тебе даст потом в полноте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *