у каждого бывает такой период душевной ломки

Душевная боль. Уроки для тех, кому сейчас тяжело

у каждого бывает такой период душевной ломки. Смотреть фото у каждого бывает такой период душевной ломки. Смотреть картинку у каждого бывает такой период душевной ломки. Картинка про у каждого бывает такой период душевной ломки. Фото у каждого бывает такой период душевной ломки

Автор: Мария Кравчук

Ощущение, когда все внутри буквально распадается на части, наверное, знакомо каждому. Болезненное расставание с любимым человеком, потеря кого-то близкого, разрыв с лучшими друзьями, любая другая трагедия – все это сопровождается только одним вопросом: как унять боль в душе? Окружающие наперебой советуют успокоиться, попить пустырник и жить дальше, но где взять силы на это? Действительно, когда на душе очень плохо, справиться самостоятельно тяжело. Иногда лучшим выходом становится визит к психологу – специалист поможет даже тогда, когда буквально опускаются руки. А в этой статье кратко расскажем, что делать с душевными ранами, какие уроки вынести из страданий и как их наконец преодолеть, чтобы жить счастливо.

Задумывались ли вы над тем, что такое душевная боль?

Душевная боль – это естественная реакция психики на негативные события, нарушающие привычный ритм жизни. Но часто это проявление скрытых, подавленных, невысказанных эмоций и чувств: гнева, обиды, разочарования, страха и пр. Например, однажды вы сильно обиделись на мужа, но сдержали все в себе, а потом он сказал, что хочет развестись. Эта новость становится настоящим ударом и вытягивает из глубины души ту старую обиду, и она проявляется с новой силой. В результате – сильная душевная боль, с которой, как вам кажется, не справиться.

Важно понимать, что от боли не убежать. Неприятные и даже трагические события происходят у всех за очень редким исключением. А потому необходимо научиться справляться с их проявлениями, чтобы негативное влияние на психическое и физиологическое здоровье было минимальным.

Как унять душевную боль и жить счастливо?

Когда одолевают сильные душевные муки, кажется, будто счастья не существует. Все хорошие события в жизни моментально забываются, вместо них человек акцентирует внимание на всем плохом. Это в корне неверный подход. Прежде всего необходимо четко осознать истинные причины боли. Если рассмотреть пример выше (когда муж бросает жену), то нужно определить, что конкретно приносит сильные страдания: уже безответная любовь, страх быть одной, боязнь остаться без денег и пр. Почему так выбивает из колеи факт предстоящего развода?

Как справиться с душевной болью за три шага:

Хорошим помощником в борьбе с болью станет ваше собственное тело. Вы ведь слышали фразу «все болезни от нервов»? Дело в том, что непрожитые негативные эмоции «консервируются» внутри и дают о себе знать спазмами мышц, головной болью, воспалительными процессами и другими проблемами со здоровьем. Поэтому закрываться в себе категорически нельзя, выплескивайте негатив на бумагу или устно, а еще запишитесь в спортзал, на танцы, в бассейн или на любые другие тренировки, чтобы поддерживать физическую активность.

«Я так больше не могу, мне безразлично мое тело и здоровье» – такая реакция встречается очень часто. Если это ваш случай, запомните одно слово: надо. Надо заставлять себя двигаться, есть, спать, чтобы вытащить из пропасти отчаяния. Если накатывает очередная волна боли, попробуйте выполнить несколько простых упражнений:

Что это вам даст? Вы отвлечетесь и на время перестанете лелеять боль. Такой комплекс можно включить и в утреннюю зарядку.

Вот короткий список добрых дел, которые вы можете сделать: сходить за покупками для пожилой соседки, покормить бездомную собаку, взять кошку из приюта, соорудить кормушку для птиц, перебрать в шкафу и отдать лишнюю одежду на благотворительность. Варианты добавляйте сами в зависимости от возможностей. Но одно можем сказать наверняка: если не знаете, что делать, когда болит душа, помогите другим. Их искренняя благодарность станет вашим эликсиром и стимулом жить дальше.

Чем вредит душевная боль?

Ранее мы говорили, что от нее никуда не деться, а еще упоминали, что сильные негативные переживания вредят как психике, так и телу. Но чем конкретно опасна ситуация, когда очень больно на душе?

Какой можем сделать вывод? Страдания приводят к опасным последствиям, если не знать, как бороться с душевной болью правильно. Только понимание ее истинной причины и искреннее желание наладить жизнь приведут к позитивным результатам.

Как справиться с сильной душевной болью?

В значительной степени все зависит от того, что стало причиной этой боли. Расставание с любимым, кончина родственника, увольнение – в каждом из этих случаев методы борьбы со страданиями будут разные. Ниже мы приведем универсальные советы, как залечить душевные раны, большинство из них актуальны вне зависимости от того, что стало причиной такого состояния.

Дайте волю эмоциям

Взрослые девочки не плачут, мужчины не плачут – все это бред. Если хочется поплакать, сделайте это, порыдайте вволю, выплесните негативные эмоции наружу. Наедине с собой или в плечо лучшей подруге – не имеет значения, главное, чтобы душевная боль обрела физическую форму.

На самом деле плач – не единственное возможное проявление. Когда очень плохо, иногда хочется закричать на весь мир. И тут важно не сдерживаться. Сходите в лес, уйдите на поле или в любое другое безлюдное место и прокричите все, что скопилось внутри.

Зачем это нужно? Мы уже говорили, что негативные эмоции, которые человек подавляет в себе, потихоньку разъедают его, из-за этого появляются так называемые болезни от нервов. К тому же вы все равно сорветесь рано или поздно, сколько бы ни пытались держать себя в руках. Но лучше пусть это будут рыдания или громкий крик, чем конфликт с кем-то из близких или коллег, на которых вы просто сорветесь.

у каждого бывает такой период душевной ломки. Смотреть фото у каждого бывает такой период душевной ломки. Смотреть картинку у каждого бывает такой период душевной ломки. Картинка про у каждого бывает такой период душевной ломки. Фото у каждого бывает такой период душевной ломки

Начните вести дневник

Или продолжайте, если вы и так делаете там записи. Личный дневник – это как безмолвный друг, который выслушает и стерпит все. Опишите свое состояние без прикрас, будьте искренни. Ответьте на вопрос: почему мне так больно? Распишите все, что стало причиной, расскажите о своих чувствах, желаниях и дальнейших планах. Каждый день перечитывайте предыдущую запись и отмечайте, что изменилось в вашем восприятии события.

Зачем это нужно? Кроме выплескивания эмоций, это еще и своеобразный ритуал, хорошая привычка и возможность проанализировать себя, посмотреть со стороны. Перечитывая написанное, представляйте, что это чужие записи, и попробуйте дать советы. Только не забудьте потом применить их на практике, если они действительно полезны.

Бывают случаи, когда вести дневник не хочется. Многим людям сейчас вообще лень писать от руки, когда почти все набирается на компьютере. Есть другой вариант, в особенности для тех, кто любит делиться переживаниями с окружающими, экстравертам. Например, в социальных сетях есть тематические сообщества и каналы, где можно описать свою проблему, а в комментариях – найти поддержку и даже советы, как выбраться из непростой ситуации. Единственное «но»: оставить свое мнение могут все, в том числе те, кто решил просто поиздеваться. Такие комментарии надо фильтровать и не обращать на них внимания.

Помните, что время лечит

Конечно, это не совсем так, и само по себе время не лечит ничего. Но проходят дни и месяцы, вы живете дальше, у вас происходят другие события. На фоне них, а также нового жизненного опыта, который вы получаете ежедневно, значимость того негативного события постепенно уменьшается, а душевные страдания – притупляются. Их выталкивают другие воспоминания, вас начинают волновать другие проблемы. Конечно, полностью забыть о том, что принесло столько боли, не получится, но со временем отношение к произошедшему будет уже более спокойным.

Поэтому наберитесь терпения и говорите себе: «Ничего, переживу».

Найдите хобби, займитесь творчеством

Вы же знаете, что многие творческие люди черпают вдохновение именно в негативных событиях и личных трагедиях? Так сделайте из лимона лимонад, оберните сложившуюся ситуацию себе на пользу! Возможно, вы напишете картину, книгу, музыку, вышьете что-то крестиком или соорудите замок из спичек, разработаете компьютерную игру – неважно, что конкретно, суть в том, что вы будете созидать и создавать что-то новое, а не разрушать себя изнутри.

Кроме того, творчество, хобби – это прекрасный отвлекающий фактор. Вы с головой погружаетесь в занятие и на какое-то время забываете о том, почему так больно на душе, даже сама боль отступает.

Общайтесь с друзьями

Необязательно ежедневно рассказывать им, как вам плохо, но поддерживать контакты нужно. Кроме того, старайтесь по возможности помогать другим людям – от мелочей по типу принести кофе до более серьезных вещей, например, посидеть с ребенком в выходной. Делая добрые дела, вы исцеляете свою душу, отвлекаетесь от проблем, выручаете других и, если хотите, очищаете карму.

Как еще можно утолить душевную боль и каких ошибок надо избегать?

Если подытожить, то утолить душевные страдания можно, правильно определив их причину и имея настоящее желание справиться с ними. Совершайте добрые поступки, давайте выход эмоциям, но не копите негатив в себе, мыслите рационально и творите – в таком случае боли не будет места в вашей жизни. Если же внутренних сил не хватает, страдания слишком сильные, кажется, что преодолеть их невозможно, записывайтесь к нам на консультации. Мы понимаем, что в некоторых ситуациях справиться самостоятельно почти невозможно. А потому советуем не медлить и обратиться за помощью к специалистам. Мы выслушаем, разберемся в причинах произошедшего и найдем решение любой проблемы.

Несоответствие ожиданий и реальности

Когда реальность не соответствует нашим ожиданиям, непременно возникает душевная боль. По большому счету, конфликт между ожиданиями и реальностью — её главный источник. У каждого человека есть свое видение «как должно быть», но оно не всегда совпадает с тем, что есть.

А еще люди склонные завышать свои требования и к себе, и к окружающим, и к миру в целом. И когда выясняется, что все вокруг неидеально и вряд ли когда-то станет таким, возникает сильнейшая душевная боль. А за компанию с ней чувство безысходности, бессмысленности бытия.

Будда когда-то сказал: «Главная причина страданий – в неуемности человеческих желаний». Человек испытывает разочарование независимо от того, сбылись его желания или нет. Если мечта не исполнилась, возникает печаль. Если исполнилась — недолгая радость сменяется разочарованием, что счастье от сбывшегося желания не длится вечно.

Но желания — это единственная движущая сила, способная заставить человека развиваться, к чему-то стремиться, достигать, творить и созидать. Как же научиться хотеть и не испытывать душевную боль, когда «хотения» не реализуются? Выйти из этого замкнутого круга можно только одним способом — развивая осознанность. Ниже небольшая инструкция, какие направления нужно проработать в первую очередь.

Насколько объективны ваши желания

Человек не всегда осознает, чего по-настоящему хочет и зачем ему это нужно. Многие вещи представляются ему не такими, какие они есть на самом деле. Например, мужчина мечтает о машине представительского класса, при этом не думает, сколько стоит ее содержание и обслуживание. Или женщина завидует подруге, которая, по ее мнению, очень удачно вышла замуж. При этом она не знает, что ради этих отношений приятельница оставила 5-летнего сына от первого брака на попечение родителей и очень страдает из-за этого.

В обоих примерах люди видят лишь внешнюю картину, примеряют ее к себе и получают очень привлекательный образ. Но стоит заглянуть вглубь, и краски уже не кажутся такими яркими. Вывод: каждый раз, когда чего-то сильно хочется, попробуйте копнуть в глубину, увидеть обратную сторону медали. Подумайте, готовы ли вы ради желаемого мириться с его «побочными эффектами».

И это касается абсолютно всех желаний, будь то мечта стать начальником, открыть свой магазин, жить в другой стране и даже купить туфли на шпильках. Абстрагируйтесь от идеального образа, нарисованного вашей фантазией, и загляните за кулисы. Так вы сможете объективно оценить желания и понять, действительно ли они стоят душевных переживаний.

Не все планы должны реализовываться

Никто не любит терпеть и ждать. Всем хочется получать желаемое здесь и сейчас. Но так бывает очень редко. В большинстве случаев двигаться к мечте приходится по постепенно, предварительно установив срок, когда она должна осуществиться. Но устанавливая дедлайны для желаний, человек ориентируется на ситуацию и обстоятельства, в которых находится сейчас. При этом не учитывает, что к заданному сроку его жизнь может быть совсем другой.

Типичная ситуация: девушка заканчивает ВУЗ с красным дипломом, преподаватели пророчат ей успешную карьеру. И сама она уверена, что к 30 годам будет как минимум топ-менеджером в крупной компании.
Первые 3 года все идет по плану: она уверенно поднимается по карьерной лестнице, уже руководит отделом и готовится стать управляющей подразделением. Но вот в компанию приходит новый сотрудник и в ее идеальный карьерный план вклинивается любовь. Да еще и взаимная.

Проходит 4 года, девушке 30, у нее двое чудесных малышей, любящий муж, красивый дом. Но! Она не топ-менеджер, а домохозяйка. Эта мысль не дает ей покоя. План не осуществился и от этого безумно болит душа. При этом девушка:

Не реализовавшиеся планы — «щедрый» источник душевной боли, но его можно легко перекрыть, если научиться:

Истинные и ложные желания

Люди редко сомневаются в своих убеждениях и тем более желаниях. И напрасно. Осознанные сомнения — это простой и действенный способ избавиться от душевной боли. Ведь нет ничего бессмысленнее, чем страдать из-за желаний, которые вовсе-то и не наши. Этого не произойдет, если вовремя спросить себя:

Разберем на примере:

Человек хочет купить большой загородный дом. Зачем? Чтобы жить в тихой красивой местности подальше от города, по выходным жарить во дворе шашлык, приглашать много гостей. То есть, дом ему нужен, чтобы испытывать определенные чувства.
В таком случае, нет принципиальной разницы, купит он особняк площадью 500 кв.м. или небольшой коттедж. Но человек убеждает себя, что в коттедже не будет чувствовать себя счастливым.
На самом деле, вопрос не в площади дома, а в том, что у его шефа особняк. То есть, большой дом ассоциируется у него с успешностью, властью, уважением. И вот человек берет неподъемную ипотеку, покупает особняк и… спустя несколько месяцев понимает, что не может содержать такую недвижимость.
Два раза в неделю убирать 9 комнат своими силами невозможно, нужна уборщица. Чтоб клумбы, сад и газоны были ухоженными, нужен садовник. А чего стоит отопить такой огромный особняк.
Большой дом не может обеспечить человеку уважение окружающих. Заросшие сорняками газоны и неухоженный сад не создадут ему имидж успешного бизнесмена. Наоборот, покажут окружающим, что он неудачник. Но, если бы он вовремя осознал, почему хочет именно особняк, то понял, что большой дом ему вовсе не нужен.

Ложные желания умело маскируются под истинные, потому что навязывают их нам с помощью тонких манипуляций. Проще всего внушить человеку, что он что-то хочет, апеллируя к его потребности быть принятым обществом и самим собой.
Люди легко и крепко привязываются к ложным желаниям, потому что не хотят искать другие способы получить нужные им чувства и эмоции. Сложно в сознании разорвать связь между понятиями «особняк» и «успешность», «анорексичная фигура» и «красивая внешность» и т.д. Но если научиться это делать и не бояться искать другие источники чувств, можно избавиться от огромного груза душевной боли.

Душевная боль как привычка

Как понять, что душевная боль это уже не просто переживания, а привычка, которая незаметно разрушает жизнь? Есть конкретные признаки, указывающие на это:

Если обнаружили у себя хотя бы два признака из перечисленных, бейте тревогу. Не ждите, пока страдания утихнут сами собой, это вряд ли случится без осознанных действий с вашей стороны. Если не находите способ самостоятельно избавиться от душевной боли, обратитесь к психологу.

Душевная боль может привести к смерти

В одном исследовании ученые из Университета Утрехта выяснили, что у людей, недавно переживших серьезное душевное потрясение, риск умереть от болезней и вредных привычек на 20% выше, чем у тех, кто не сталкивался с трагическими событиями. По мнению исследователей, последствия психологических травм, связанных с потерей близкого человека, могут быть крайне серьезными.

Самое распространенное «осложнение» — алкоголизм и наркомания. Чтобы заглушить душевную боль, потерявшие пару люди ищут способ «отключить» сознание и находят его в алкоголе и наркотиках. Часто на фоне страдания развиваются соматические болезни. В этом виноваты гормоны стресса, которые прямо и обычно негативно влияют на биологические процессы в организме.

Да, большинство людей способны самостоятельно пережить даже самое страшное горе. Другой вопрос — на сколько затянется этот процесс? На месяцы, годы, десятилетия? Со временем душевные раны затягиваются, но шрамы без конца воспаляются, снова и снова заставляя человека переживать мучительную боль потери. Профессиональная психологическая помощь помогает быстрее выйти из кризиса, уменьшить душевные страдания и жить дальше. Ведь жизнь продолжается.

Источник

У каждого бывает такой период душевной ломки

Опубликовано в журнале Нева, номер 12, 2008

Событие 1-го марта и Лев Николаевич Толстой

Событие 1-го марта не явилось для русского общества того времени чем-то совершенно неожиданным. Ему предшествовал целый ряд неудавшихся покушений на жизнь Александра II, являвшихся, в свою очередь, лишь отдельными эпизодами той борьбы, которую вели между собою два врага: русское правительство и русские революционеры. Значительная часть русского общества долго относилась к этой борьбе как-то равнодушно: оно точно присутствовало на каком-то представлении, а не было свидетелем тех первостепенной важности событий, которые ближе всего его касались.

Но постепенно наиболее подвижные и восприимчивые элементы общества стали заинтересовываться этой борьбой, стали втягиваться в интересы борющихся сторон и даже принимать в ней участие. Русско-турецкая война, раскрыв целый ряд вопиющих безобразий, царивших в высших сферах, заставила общество с еще большим вниманием отнестись к деятельности тех таинственных людей, которых в обществе называли то нигилистами, то социалистами, то просто красными.

Несмотря на свою неподвижность, “большое общество” не могло не заметить в этой борьбе одного характерного явления. Правительство тратило огромные средства на борьбу с революционерами, оно платило щедро и явным, и тайным агентам, которые благодаря этому могли “в свободное от занятий время” вознаграждать себя за труды всевозможными удовольствиями и наслаждениями, покупаемыми за деньги. Враждебная же правительству партия, наоборот, постоянно нуждалась в деньгах, отдавала все свои средства на борьбу, и члены ее за редкими исключениями вели почти аскетический образ жизни.

Я помню, как, будучи почти ребенком, я был поражен, прочтя в какой-то газете описание одной конспиративной квартиры, в какой ужасной обстановке и тесноте жили эти люди, отдававшие все силы на борьбу за то дело, которое они считали святым. Я помню, как уже подростком, попав летом 1881 года в глушь Самарской губернии, я слушал рассуждения малограмотного купца, не одобрявшего события 1-го марта, но выражавшего удивление героизму “этих людей” и признававшего в их стремлениях большую долю правды. Мне кажется, что этот купец был характерным выразителем мнения большинства. Несочувствие самому факту, совершенному 1-го марта, и сочувствие к его совершителям.

Люди с большим кругозором не могли, конечно, ограничиться только таким отношением к событию 1-го марта. Они смотрели дальше и видели в грядущем целую цепь кровавых событий, вытекавших из 1-го марта, как из своего источника. Цареубийство, казнь цареубийц, месть за эту казнь, преследование мстителей, отмщение преследователям и т. д., и т. д. без конца.

И что особенно ужасно, так это то, что эти события, в сущности, не представляли собою узкой цепи, но разветвлялись, усложнялись целым рядом других событий, охватывая всю страну кровавой сетью взаимной вражды, конца которой невозможно было предвидеть.

Как помешать развитию этого ужасного зла, как оборвать эту цепь грядущих кровавых событий? Вот вопрос, который мучил многих людей того времени, и в числе их прежде всего Льва Толстого. Обратиться с воззванием к революционерам с призывом к прекращению борьбы? Но как же обращаться с таким призывом к людям, которых преследуют, как диких зверей, к людям, которых по одному подозрению сажают в тюрьмы и ссылают в Сибирь? Они не послушают, они не могут послушать. Ведь для них внять такому призыву — значит признать, что та борьба, которую они вели с правительством, те неисчислимые жертвы, которые они принесли этому делу, что самые дорогие, самые святые для них чувства любви к свободе, к народу, к родине — все это было призраком. Отказаться от борьбы для этих людей значило более, чем отказаться от жизни. Об этом нельзя было и думать.

Можно ли было обратиться к правительству с призывом прекратить борьбу? Конечно, об этом тоже нельзя было думать. Для правительства прекратить борьбу значило прекратить существование. Да и как оно бы могло подумать о такой мере, когда в его руках были все средства для истребления врагов: сотни тысяч солдат, десятки тысяч полицейских, сотни миллионов рублей… И вдруг какая-то горсть безумцев осмеливается вести с ним борьбу, смеет не только защищаться, но даже нападать. При таких условиях всякий совет правительству одуматься и прекратить борьбу являлся кровным ему оскорблением и доказательством явной неблагонадежности советчика.

Однако надо же было найти какой-нибудь выход. Его, как ему тогда, по крайней мере, казалось, и нашел Лев Толстой. Лев Толстой переживал в эти годы тяжелый переход душевной ломки. Это был как раз тот самый период, которым раскалывается на две части жизнь великого писателя. Толстой до этого периода — это автор “Детства и отрочества”, “Войны и мира”, “Анны Карениной”; Толстой после этого периода — это автор “В чем моя вера”, “Так что же нам делать”, “Царство Божие”, “Воскресение”. В этот период была написана “Исповедь”, помеченная двумя годами: 1879 и 1882.

Чутким сердцем, истерзанным тяжелой душевной борьбой, пытливым разумом, искушенным сомнениями, великий писатель пришел к мысли, что был один человек, который после события 1-го марта мог явиться в качестве примирителя между двумя враждующими сторонами, мог дать измученной родине умиротворение. Таким человеком мог быть, по мнению Толстого, император Александр III.

Толстой отделял царя от правительства. Правительство была борющаяся, ожесточенная, озлобленная сторона, — царь был в стороне как символическая фигура, олицетворявшая идеи справедливости и милосердия.

Призывом ничего нельзя было добиться, одним призывом к добру нельзя было прекратить борьбу, необходим был пример величайшего милосердия, и этот пример должен был исходить от лица, обладавшего в глазах народа наибольшим авторитетом. Пример милосердия должен был блеснуть с высоты трона, его должен был подать сам царь.

События сложились самым необыкновенным образом. Царь являлся лицом пострадавшим, лицом обиженным: у него убили отца. И царь, преклоняясь перед евангельской заповедью всепрощения и любви, простил бы своих врагов. Пример, какого не знает вся история человечества. Такой пример христианской любви, проявленный царем, должен был явиться тем громовым ударом, который заставил бы прекратить борьбу ввиду присутствия неизмеримо высшей силы — любви.

Надо было убедить Александра III решиться на такой беспримерный поступок. Между тем он был совершенно неизвестным человеком по своим нравственным и умственным качествам. Слухи о нем ходили самые противоположные. Толстой не мог не чувствовать, какая трудная задача лежит перед ним, и в то же время он не ведал какого-либо иного способа вырвать родину из заколдованного круга междоусобной борьбы.

Весь охваченный порывом религиозного вдохновения, Толстой начинает искать уединения, желая подготовиться к трудной работе, от успеха которой зависит не только жизнь нескольких человек, но и спасение родины. Он, если не ошибаюсь, налагает на себя кратковременный пост, горячо молится и, наконец, вкладывает все силы своего ума и таланта в письмо к Александру III.

Пятнадцать лет прошло с тех пор, как мне пришлось прочесть это письмо; я не знаю, какое бы оно произвело на меня впечатление теперь, но я хорошо помню, что в то время трудно было удержаться от слез, — столько было в нем теплоты и искренности. Толстой убеждал императора простить убийц своего предшественника на троне. Он убеждал сына помиловать людей, убивших отца. Верующему человеку он напоминал о евангельских заветах. Правителю он говорил о том огромном влиянии, которое окажет на все человечество этот пример милосердия. Я сам, писал он, чувствую, что, как собака, буду предан Вам, если Вы явите этот пример всепрощения…

Дело было сделано, письмо было написано, но надо было найти способ доставить письмо по адресу. На почту было трудно надеяться, необходимо было найти лицо, близко стоящее к Александру III, которое согласилось бы передать это письмо. Выбор пал на К. П. Победоносцева.

В настоящее время такой выбор может показаться, по меньшей мере, странным. Победоносцев и доброе дело. Призыв к милосердно и Победоносцев… В то время личность Победоносцева не вылилась еще для Толстого в такие определенные формы. Победоносцев был тогда для него лишь человеком, соприкасавшимся с религиозными вопросами, ученым, переводчиком известного сочинения Фомы Кемпийского “О подражании Христу” и придворным, близко стоящим к императору, и Толстой обратился именно к нему.

Победоносцев наотрез отказался передать письмо Александру III и мотивировал свой отказ тем, что он смотрит на Христа совершенно не так, как смотрит Толстой. Для него Христос являлся в каком-то ореоле силы и власти, где не было места всепрощению и кротости.

Письмо было все-таки отправлено к Александру III, хотя и другим путем. Кажется, оно было передано через Черевина. Во всяком случае оно дошло по назначению.

Ответа не последовало. Прошло некоторое время, и участники события 1-го марта были казнены. Как подействовало на Александра III письмо Л. Н. Толстого, осталось неизвестным. Впрочем, имеется одно косвенное указание на то, что письмо не прошло совершенно бесследно.

Однажды, некоторое время спустя после указанных событий, в довольно тесном придворном кругу, в присутствии императора Александра III завязался разговор о последних произведениях Л. Н. Толстого. Одни находили их скучными, другие считали нелепыми, третьи называли Толстого чудаком, четвертые говорили, что он просто выжил из ума и, конечно, его последние произведения не могут ни на кого иметь влияния.

Александр III молчал и потом с заметным раздумьем произнес:

— А мне кажется, что Толстой своими раcсуждениями может производить очень сильное впечатление не только на молодежь, но и на людей, вполне установившихся.

Может быть, это замечание было отголоском впечатления, произведенным письмом. Может быть, почувствовав убедительную силу призыва к милосердию, император обратился за разъяснением к своему излюбленному советнику, и тот, отказавши ранее в своей помощи делу милосердия, нашел возможным употребить свое влияние, чтобы расчистить осужденным дорогу к виселице. Но, разумеется, это лишь предположение.

Публикуется по: Былое. 1906. № 3 (март). С. 56–59.

Александр Модестович Хирьяков (псевдоним А. Сакмаров ) (1863–1940) — писатель, поэт, критик, журналист, мемуарист. Неоднократно бывал в Ясной Поляне и общался с Л. Н. Толстым. Последователь учения Толстого, член Комитета по изданию его произведений, сотрудничал в толстовском издательстве В. Г. Черткова “Посредник”. После Октябрьской революции был арестован. Бежал из-под ареста и, совершив кругосветную поездку, обосновался в Польше. Сотрудничал в русской эмигрантской печати. В 1930-е годы был председателем Союза русских писателей и журналистов в Польше. Публиковал в Варшаве цикл воспоминаний о Толстом, Н. С. Лескове, Д. С. Мережковском, писал зарисовки из жизни в дореволюционной России, рецензии. Участвовал в “Антологии русской поэзии в Польше” (Варшава, 1937). Погиб в Варшаве летом 1940 года (источник: http://www.russianresources.lt/archive/Hir/Hir_0.html ).

[Императору Александру III]

Ваше императорское величество!

Я, ничтожный, непризванный и слабый, плохой человек, пишу русскому императору и советую ему, что ему делать в самых сложных, трудных обстоятельствах, которые когда-либо бывали. Я чувствую, как это странно, неприлично, дерзко, и все-таки пишу. Я думаю себе: ты напишешь, письмо твое будет не нужно, его не прочтут или прочтут и найдут, что это вредно, и накажут тебя за это. Вот и все, что может быть. И дурного в этом для тебя не будет ничего такого, в чем бы ты раскаялся. Но если ты не напишешь и потом узнаешь, что никто не сказал царю то, что ты хотел сказать, и что царь потом, когда уже ничего нельзя будет переменить, подумает и скажет: “если бы тогда кто-нибудь сказал мне это”, — если это случится так, то ты вечно будешь раскаиваться, что не написал того, что думал. И потому я пишу вашему величеству то, что я думаю.

Я пишу из деревенской глуши, ничего верного не знаю. То, что знаю, знаю по газетам и слухам, и потому, может быть, пишу ненужные пустяки о том, чего вовсе нет, тогда, ради бога, простите мою самонадеянность и верьте, что я пишу не потому, что я высоко о себе думаю, а потому только, что, уже столь много виноватый перед всеми, боюсь быть еще виноватым, не сделав того, что мог и должен был сделать.

Я буду писать не в том тоне, в котором обыкновенно пишут письма государю, — с цветами подобострастного и фальшивого красноречия, которые только затемняют и чувства, и мысли. Я буду писать просто, как человек к человеку.

Настоящие чувства моего уважения к вам, как к человеку и к царю, виднее будут без этих украшений.

Отца вашего, царя русского, сделавшего много добра и всегда желавшего добра людям, старого, доброго человека, бесчеловечно изувечили и убили не личные враги его, но враги существующего порядка вещей: убили во имя какого-то блага всего человечества.

В этом-то искушении и состоит весь ужас вашего положения. Кто бы мы ни были, цари или пастухи, мы люди, просвещенные учением Христа.

Я не говорю о ваших обязанностях царя. Прежде обязанностей царя есть обязанности человека, и они должны быть основой обязанности царя и должны сойтись с ними.

Бог не спросит вас об исполнении обязанности царя, не спросит об исполнении царской обязанности, а спросит об исполнении человеческих обязанностей. Положение ваше ужасно, но только затем и нужно учение Христа, чтобы руководить нас в тех страшных минутах искушения, которые выпадают на долю людей. На вашу долю выпало ужаснейшее из искушений. Но как ни ужасно оно, учение Христа разрушает его: все сети искушений, обставленные вокруг вас, как прах, разлетятся перед человеком, исполняющим волю бога.

Мф. 5, 43. “Вы слышали, что сказано: люби ближнего и возненавидь врага твоего; а я говорю вам: любите врагов ваших… благотворите ненавидящих вас… да будете сынами отца вашего небесного”.

Мф. 5, 38. “Вам сказано: └Око за око, зуб за зуб“, а я говорю: не противься злому”.

Мф. 18, 22. “Не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз.

Не ненавидь врага, а благотвори ему, не противься злу, не уставай прощать”. Это сказано человеку, и всякий человек может исполнить это. И никакие царские, государственные соображения не могут нарушить заповедей этих.

Мф. 5, 19. “И кто нарушит одну из сих малейших заповедей, малейшим наречется в царствии небесном, а кто сотворит и научит, тот великим наречется в царствии небесном”.

Мф. 7, 24. “И так всякого, кто слушает слова мои сии, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне (25). И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот: и он не упал, потому что основан был на камне (26). А всякий, кто слушает сии слова мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке (27). И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое”.

Знаю я, как далек тот мир, в котором мы живем, от тех божеских истин, которые выражены в учении Христа и которые живут в нашем сердце. Но истина — истина, и она живет в нашем сердце и отзывается восторгом и желанием приблизиться к ней. Знаю я, что я, ничтожный, дрянной человек, в искушениях в 1000 раз слабейших, чем те, которые обрушились на вас, отдавался не истине и добру, а искушению и что дерзко и безумно мне, исполненному зла человеку, требовать от вас той силы духа, которая не имеет примеров, требовать, чтобы вы, русский царь, под давлением всех окружающих, и любящий сын, после убийства отца простил бы убийц и отдал бы им добро за зло: но не желать этого я не могу, не могу не видеть того, что всякий шаг ваш к прощению есть шаг к добру, всякий шаг к наказанию есть шаг ко злу, не видеть этого я не могу. Но как для себя, в спокойную минуту, когда нет искушения, надеюсь, желаю всеми силами души избрать путь любви и добра, так и за вас желаю и не могу не надеяться, что вы будете стремиться к тому, чтобы быть совершенными, как отец ваш на небе; и вы сделаете величайшее дело в мире — поборете искушение; и вы, царь, дадите миру величайший пример исполнения учения Христа — отдадите добро за зло.

Отдайте добро за зло, не противьтесь злу, всем простите. Это, и только это надо делать. Это воля бога. Достанет ли у кого или недостанет силы сделать это, это другой вопрос. Но только этого одного надо желать, к этому одному стремиться, это одно считать хорошим и знать, что все соображения против этого — искушения и соблазны и что все они ни на чем не основаны, шатки и темны.

Но, кроме того, что всякий человек должен и не может ничем другим руководиться в своей жизни, как этим выражением воли божией, исполнение этих заповедей божьих есть вместе с тем и самое для жизни вашей (и вашего народа) разумное действие.

Истина и благо всегда истина и благо и на земле, и на небе.

Простить ужаснейших преступников против человеческих и божеских законов и воздать им добро за зло — многим это покажется в лучшем смысле идеализмом, безумием, а многим злонамеренностью. Они скажут: “не прощать, а вычистить надо гниль, задуть огонь”. Но стоит вызвать тех, которые скажут это, на доказательства их мнения, и безумие, злонамеренность окажутся на их стороне.

Около 20 лет тому назад завелось какое-то гнездо людей, большею частью молодых, ненавидящих существующий порядок вещей и правительство. Люди эти представляют себе какой-то другой порядок вещей или даже никакого себе не представляют и всеми безбожными, бесчеловечными средствами — пожарами, грабежами, убийствами — разрушают существующий строй общества. 20 лет борются с этим гнездом, и до сих пор гнездо это не только не уничтожено, но оно растет, и люди эти дошли до ужаснейших по жестокости и дерзости поступков, нарушающих ход государственной жизни.

Те, которые хотели бороться с этой язвой внешними, наружными средствами, употребляли два рода средств: одно — прямое отсечение больного, гнилого, строгость наказания, другое — предоставление болезни своему ходу, регулирование ее: это были либеральные меры, которые должны были удовлетворить беспокойные силы и утишить напор враждебных сил.

Для людей, смотрящих на дело с материальной стороны, нет других путей — или решительные меры пресечения, или либеральные послабления. Какие бы и где бы ни собирались люди толковать о том, что нужно делать в теперешних обстоятельствах, кто бы они ни были, знакомые в гостиной, члены совета, собрания представителей, если они будут говорить о том, что делать для пресечения зла, они не выйдут из этих двух воззрений на предмет: или пресекать — строгость, казни, ссылки, полиция, стеснения цензуры и т. п., или либеральные потачки — свобода, умеренная мягкость мер взысканий и даже представительство — конституция, собор.

Люди могут сказать много еще нового относительно подробностей того и другого образа действий; во многом многие из одного и того же лагеря будут не согласны, будут спорить, но ни те, ни другие не выйдут — одни из того, что они будут отыскивать средства насильственного пресечения зла, другие — из того, что они будут отыскивать средства нестеснения, давания хода затеявшемуся брожению. Одни будут лечить болезнь решительными средствами против самой болезни, другие будут лечить не болезнь, но будут стараться поставить организм в самые выгодные гигиенические условия, надеясь, что болезнь пройдет сама собою. Скажут много новых подробностей, но ничего не скажут нового, потому что та и другая мера уже были употреблены, и ни та, ни другая не только не излечили больного, но не оказали никакого влияния. Болезнь шла дальше, постоянно ухудшаясь. И потому я полагаю, что нельзя так сразу называть исполнение воли бога, по отношению к делам политическим, мечтанием и безумием. Если даже смотреть на исполнение закона бога, святыню святынь, как на средство против житейского мирского зла, и то нельзя смотреть на него презрительно после того, как, очевидно, вся житейская мудрость не помогла и не может помочь.

Больного лечили и сильными средствами, и переставали давать сильные средства, а давали ход его отправлениям: ни та, ни другая система не помогли, больной все больнее. Представляется еще средство — средство, о котором ничего не знают врачи, средство странное. Отчего же не испытать его? Одно первое преимущество средство это имеет неотъемлемое перед другими средствами — это то, что те употреблялись бесполезно, а это никогда еще не употреблялось.

Пробовали во имя государственной необходимости блага масс стеснять, ссылать, казнить, пробовали во имя той же необходимости блага масс давать свободу — все было то же. Отчего не попробовать во имя бога исполнять только закон его, ни думая ни о государстве, ни о благе масс? Во имя бога и исполнения закона его не может быть зла.

Другое преимущество нового средства — и тоже несомненное — то, что те два средства сами в себе были нехороши: первое состояло в насилии, казнях (как бы справедливы они ни казались, каждый человек знает, что оно зло); второе состояло в не вполне правдивом допущении свободы. Правительство одной рукой давало эту свободу, другой — придерживало ее. Приложение обоих средств, как ни казались они полезны для государства, было нехорошее дело для тех, которые прилагали их. Новое же средство таково, что оно не только свойственно душе человека, но доставляет высшую радость и счастье для его души.

Прощение и воздаяние добром за зло есть добро в самом себе. И потому приложение двух старых средств должно быть противно душе христианской, должно оставлять по себе раскаяние, прощение же доставляет высшую радость тому, кто творит его.

Третье преимущество христианского прощения перед подавлением или искусным направлением вредных элементов относится к настоящей минуте и имеет особую важность. Положение ваше и России теперь — как положение больного во время кризиса. Один ложный шаг, прием средства ненужного, вредного может навсегда погубить больного. Точно так же теперь одно действие в том или другом смысле — возмездия за зло жестокими казнями или вызова представителей — может связать все будущее. Теперь, в эти две недели суда над преступниками и приговора, будет сделан шаг, который выберет одну из трех дорог предстоящего распутья: путь подавления зла злом или путь либерального послабления — оба испытанные и ни к чему не приводящие пути, и еще новый путь — путь христианского исполнения воли божией царем как человеком.

Не простите, казните преступников, вы сделаете то, что из числа сотен вы вырвете трех, четырех, и зло родит зло, и на месте трех, четырех вырастут 30, 40, и сами навеки потеряете ту минуту, которая одна дороже всего века, — минуту, в которую вы могли бы исполнить волю бога и не исполнили ее, и сойдете навеки с того распутья, на котором вы могли выбрать добро вместо зла, и навеки завязнете в делах зла, называемых государственной пользой (Мф. 5,25).

Простите, воздайте добро за зло, и из сотен злодеев десятки перейдут от дьявола к богу, и у тысяч, у миллионов дрогнет сердце от радости и умиления при виде примера добра с престола в такую страшную для сына убитого отца минуту.

Государь! Если бы вы сделали это, позвали этих людей, дали бы им денег и услали их куда-нибудь в Америку и написали бы манифест со словами вверху: “а я говорю: любите врагов своих”, не знаю, как другие, но я, плохой верноподданный, был бы собакой, рабом вашим. Я бы плакал от умиления, как я теперь плачу всякий раз, когда бы я слышал ваше имя. Да что я говорю: “не знаю, что другие”! Знаю, каким бы потоком разлились бы по России добро и любовь от этих слов.

Истины Христовы живы в сердцах людей, и одни они живы, и любим мы людей только во имя этих истин.

И вы, царь, провозгласили бы не словом, а делом эту истину. Но, может быть, это все мечтание, ничего этого нельзя сделать. Может быть, что хотя и правда, что 1) более вероятности в успехе от таких действий, никогда еще не испытанных, чем от тех, которые пробовали и которые оказались негодными, и что 2) такое действие наверно хорошо для человека, который совершит его, и 3) что теперь вы стоите на распутье, и это единственный момент, когда вы можете поступить по-божьи, и что, упустив этот момент, вы уже не вернете его, — может быть, что все это и правда, но скажут: “это невозможно; если сделать это, то погубишь государство”.

Но, положим, что люди привыкли думать, что божественные истины — истины только духовного мира, а не приложимы к житейскому; положим, что враги скажут: мы не принимаем ваше средство, потому что оно и не испытано, и само по себе не вредно, и правда, что теперь кризис, мы знаем, что оно сюда не идет и ничего, кроме вреда, сделать не может. Они скажут: христианское прощение и воздаяние добром за зло хорошо для каждого человека, а не для государства. Приложение этих истин к управлению государством погубит государство.

Государь! Ведь это ложь, злейшая, коварнейшая ложь. Исполнение закона бога погубит людей? Если это закон бога для людей, то он всегда и везде закон бога и нет другого закона, воли его. И нет кощунственнее речи, как сказать: закон бога не годится. Тогда он не закон бога. Но положим, мы забудем, что закон бога выше всех других законов и всегда приложим, мы забудем это. Хорошо: закон бога не приложим, и если исполнить его, то выйдет зло еще хуже. Если простить преступников, выпустить всех из заключений и ссылок, то произойдет худшее зло. Да почему же это так? Кто сказал это? Чем вы докажете это? Своею трусостью, другого у вас нет доказательства. И, кроме того, вы не имеете права отрицать ничьего средства, так как всем известно, что ваши не годятся.

Они скажут: выпустить всех, и будет резня, потому что немного выпустить, то бывают малые беспорядки, много выпустить — бывают большие беспорядки. Они рассуждают так, говоря о революционерах как о каких-то бандитах, шайке, которая собралась, и когда ее переловить, то она кончится. Но дело совсем не так: не число важно, не то, чтобы уничтожить или выслать их побольше, а то, чтобы уничтожить их закваску, дать другую закваску. Что такое революционеры? Это люди, которые ненавидят существующий порядок вещей, находят его дурным и имеют в виду основы для будущего порядка вещей, который будет лучше.

Убивая, уничтожая их, нельзя бороться с ними. Не важно их число, а важны их мысли. Для того, чтобы бороться с ними, надо бороться духовно. Их идеал есть общий достаток, равенство, свобода: чтобы бороться с ними, надо поставить против них идеал такой, который бы был выше их идеала, включал бы в себя их идеал. Французы, англичане теперь борются с ними, и так же безуспешно.

Есть только один идеал, который можно противопоставить им, — тот, из которого они выходят, не понимая его и кощунствуя над ним, — тот, который включает их идеал, идеал любви, прощения и воздаяния добра за зло. Только одно слово прощения и любви христианской, сказанное и исполненное с высоты престола, и путь христианского царствования, на который предстоит вступить вам, может уничтожить то зло, которое точит Россию. Как воск от лица огня, растает всякая революционная борьба перед царем-человеком, исполняющим закон Христа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *