у хвастуна язык примерз что значит
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
воскресенье, 13 июня 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к сказке Д. Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 187.
1. Как ты думаешь, почему писатель дал название «Алёнушкины сказки» своему сборнику?
Эти сказки писатель сочинял и рассказывал своей дочери, которую звали Алёнушка. Сказки предназначались ей, значит это её сказки.
2. Каким изображён заяц в начале сказки?
Зайчик показан маленьким и трусливым. Он всего боялся.
3. Прочитай выразительно, как хвастался заяц. Придавали ли ему силы хвастливые слова? Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы? Каким они его считали, когда у хвастуна язык примёрз? Объясни, как ты понимаешь это выражение.
Заяц хвастался своей храбростью и ему начинало казаться, что он действительно очень храбрый. Его хвастливые слова придавали ему силы и уверенности в себе.
Но остальные зайцы смеялись над ним, потому что знали, что не может заяц не бояться волка или медведя. Они считали зайца смешным и глупым.
4. Расскажи, что необыкновенного случилось с героями сказки дальше. Чем похож этот эпизод на народную сказку «У страха глаза велики»? К какому из героев этого произведения можно применить эту поговорку?
Заяц увидел волка и со страху прыгнул ему прямо на спину. После этого заяц убежал и свалился под куст. Там его и нашли другие зайцы, которые решили, что хвастун настоящий герой и храбрец.
Волк тоже испугался. Ему показалось, что в него выстрелили, и он убежал. Это про него можно сказать, что у страха глаза велики.
Ведь заяц видел реальную опасность, а волк её себе вообразил.
Этот момент напоминает нам народную сказку «У страха глаза велики», где каждый из героев представлял себе опасность там, где её не было, а было упавшее яблоко.
5. Расскажи о зайце. Почему он назван сперва смешным и глупым, потом несчастным и наконец, бесстрашным, храбрым?
Заяц был маленьким и всего боялся. Но ему надоело бояться и он стал кричать, что никого не боится.
Это было необычно и смешно. Другие зайцы веселились, слушая хвастливые речи. В этот момент заяц кажется смешным и глупым.
Несчастным заяц стал, когда убегал от волка. Хвастовство не помогло ему, он так и остался трусом, поэтому назван несчастным.
Бесстрашным его посчитали остальные зайцы, когда волк тоже убежал. Они подумали, что волка напугал заяц-хвастун, а значит он действительно храбр. Но волк испугался сам.
6. Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке?
Эту сказку писатель сочинил, чтобы показать девочке, что не надо хвастать, ведь хвастовство до добра не доводит. Но и не надо бояться всего подряд. Нужно уметь быть смелым, но понимать опасность и не рисковать зря.
Как понять выражение когда у хвастуна язык «примёрз» про храброго зайца?
Задание по литературе для 3 класса Прочитай выразительно, как хвастался Заяц. Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова. Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы? Каким они его считали, когда у хвастуна язык «примёрз»? Объясни, как ты понимаешь это выражение.
В «Сказке про храброго зайца» Мамина-Сибиряка молодого и горячего зайца что называется понесло от собственной «храбрости». Сперва он просто утверждал, что не боится волка и лису, но потом разошелся до того, что начал утверждать, что сам съест волка, если того встретит.
Как вдруг этот самый волк и появился на поляне, привлеченный шумом, который поднимали развеселившиеся зайцы.
Хвастовство поднимало зайца в своих глазах, но оно же делало его смешным в глазах других зайцев.
Хвастать некрасиво, особенно если ты не можешь чем-то подтвердить свои слова. Герой сказки Мамина-Сибиряка» Храбрый заяц хвастал вдохновенно, готов был даже съесть волка, но эти его россказни делали его посмешищем в глазах тех опытных зайцев, которые на своих шкурах почувствовали силу волчьих зубов.
А сам «храбрец» увидев волка замолк, у него примерз язык, он не мог ничего сказать, настолько ему вдруг стало страшно.
Рассказ о том, как дед Мазай спасал зайцев.
Мазай не растерялся, он снял одного зайца и скомандовал прыгать остальным. Зайцы попрыгали в лодку.
Дальше плывет Мазай и видит зайца на пне, и его снял Мазай. Потом спас зайчиху, которая пряталась возле ели. Наконец он увидел плывущее бревно, на котором сидели зайцы. Их было больше десяти и Мазай не мог всех взять в лодку. Тогда он зацепил бревно багром и отбуксировал его к берегу.
А там уж зайцы разбежались.
В самом деле, в стихотворении Бальмонта «Золотое слово» при его прочтении следует особо выделить интонацией речь-обещание каждого времени года, потому что это главные герои, одушевленные персонажи, каждый со своим характером, который надо попытаться показать всего в паре слов.
И следует обратить внимание на последнюю строчку, которую следует прочитать с понижением интонации, все-таки пропала Зима.
Но в повседневной жизни данный фразеологизм используется для обозначения очень хорошего, доброго и самое главное верного, правильного слова.
У каждого из нас бывают в жизни такие минуты, память о которых хочется сохранить навсегда. Минуты к которым мы обращаемся в своих воспоминаниях, потому что нам приятно их вспоминать.
Как правило, это минуты счастья или успеха. Мы вспоминаем те события, которые нам очень приятны, которые составляют наш триумф, или в которых мы проявили себя с самой лучшей стороны. Иногда это минуты торжества, исполнения желаний. Иначе говоря мы охотно вспоминаем о счастье, которое испытали и напротив стараемся поскорей забыть неудачи.
Я например часто вспоминаю то, как в детстве ждала новогодней елки и каким она всегда была чудом для меня. С каким восторгом я наряжала зеленое дерево, как я любовалась ее красотой и как любила, совсем маленькой забраться под широкие ветки и взять с собой конфет и мандаринов. Это одно из самых светлых воспоминаний моей жизни.
В своем стихотворении «Полевые цветы» Бунин сравнивает цветы дорогие заморские и цветы родные полевые. Заморские цветы в описании Бунина цветут пышно и обладают нежным запахом. Их растят в оранжереях и им не приходится боятся свежих ночей, бурей и тем более метелей.
Но поэту много милее и дороже простые полевые цветы, которые растут под открытым небом, и которые вместо искусственного освещения видят сияния звезд.
Он называет красоту этих цветов стыдливой, что можно понять как неброская, но эти цветы милее взору именно своей простотой, тем что выросли они на полях родины и потому напоминают о прошлом, может быть о счастливом детстве.
Конспект урока по литературному чтению на тему «Д.Н. Мамин–Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
3-Б класс Урок литературного чтения 21.12.2016г.
Тема: Д.Н. Мамин–Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
Тип урока: урок открытия нового знания.
— совершенствовать навыки выразительного чтения, а так же чтения по ролям, обогащать словарный запас.
— развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением, творческие способности, память, речевые умения, наблюдательность к слову.
— поддержать интерес учащихся к литературному чтению с целью совершенствования собственной речи.
— личностные действия : уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.
— познавательные действия: уметь прогнозировать содержание произведения, умение высказывать свое отношение к героям, их поступкам;
коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды по теме, картинки с рисунками.
— Ребята, для чего вы пришли на урок?
Не лениться, а трудиться.
-Поздоровайтесь с партнером по лицу, по плечу.
— Я рада, что у вас хорошее настроение.
2) Актуализация знаний.
-Начинаем работать в парах.
-Подумайте 1 минуту. (Два ученика делятся своими ответами по 15 секунд). Поблагодарите своего партнера.- Прочитайте, отгадайте.
Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать.
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
— Поднимите руки вместе, кто отгадал?
— Прочитайте загадки, скажите отгадки.
— Какое учебное задание можно выполнить с загадками? (Разделить загадки на две группы)
— На какие две группы можно разделить?
— Какое ещё учебное задание можно выполнить с загадками? (Убрать лишнюю загадку)
— Что вы знаете про зайца? /Большие уши, короткий хвост, зимой беленький, а летом серенький, грызет у стволов кору, никого не обижает, а сам всех боится/.
— Что вы знаете о волке?
-Давайте вспомним урок окружающего мира.
— Дайте характеристику зайцу? / Животное, млекопитающееся, травоядное/
— Дайте характеристику волку? / Животное, млекопитающееся, хищник/
-Как связаны в природе заяц и волк? /Они связаны цепью питания/
— Составьте цепь питания.
3) Самоопределение к деятельности. Целеполагание
— Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать? /О зайце/
— Откройте учебник на с 183. Сформулируйте тему и цели урока.
/Будем читать Сказку про храброго зайца Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка/
И будем учиться оценивать поступки героев
— Что можно сказать о Зайце по названию сказки и иллюстрациям? Выскажите свои предположения.
4) Знакомство с новым материалом. Первичное чтение – для целостного восприятия текста. (Чтение по частям с последующим разбором)
— Сейчас будем читать сказку про себя, слушать как выразительно её читает актер и ответим на вопрос
– Почему вдруг всем зайцам сделалось весело?
Аудиозапись текста до слов «Кричат зайцы…» /Потому, что Заяц расхрабрился и стал хвастать, что не боится волка и съест его, если тот попадется/
— Предположите, что будет дальше? /варианты детей/
Аудиозапись текста до слов «Дальше случилась…»
— Насколько ваши предположения оправдались?
— Что значит язык у хвастуна точно примёрз? (Болтал и замолчал)
-Как вы думаете, чем же это закончится?
Аудиозапись текста с 185 до конца.
— Верными ли были ваши предположения ?
— Понравилась вам сказка? Чем понравилась?
5) Беседа после чтения по содержанию текста
— Каким изображён заяц в начале сказки? ( маленьким, трусливым)
— Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят?
(Это значит, он сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит»)
— Что они говорили? (Эй ты, Косой Глаз, ты и волка не боишься?)
— Прочитайте, как хвастался заяц. (И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!
— Да что тут говорить! – кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. – Ежели мне попадётся волк, так я его съем…
— Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня.
-Подумайте, придавали ли ему силы хвастливые слова?
— Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы? (Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается).
Что такое хвастовство? (высказывания детей) ( Толковый словарь с. 863)
Хвастать – желать прославиться чем-либо, врать, говорить неправду особенно с похвальбою о себе.
— Как вы относитесь к хвастовству?
-Объясните свою точку зрения.
Итог : хвастовство не есть хорошее качество
— Почему волк решил съесть именно этого зайца? (Он услышал, как над ним смеются зайцы, а больше всех – хвастун заяц, который хвастался своей храбростью)
— Что случилось с зайцем, когда он увидел волка? (Язык у хвастуна точно примёрз.)
— Прочитайте, как заяц убегал от волка? (Задал такого стрекача. Что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи).
— Как вы объясните выражение «задать стрекача», «замертво свалился»?
— Какие чувства испытывали вы, читая эти строки?
— Сколько лиц участвуют в этом эпизоде? /Чтение по ролям 3 чел: автор, зайцы, Храбрый Заяц/
— Заслуженно ли получил заяц имя «храбрый»? Как вы считаете?
(Оно дано ему ошибочно, т.к. зайцы неправильно истолковали то, что видели.)
— Какое чудо произошло в этой сказке с Зайцем ?
(Заяц поверил своим товарищам, что он храбрый и действительно стал считать себя таким.) Вывод : нет ничего невозможного, главное захотеть и поверить в свои силы.
— Как автор называет Зайца вначале, в середине и конце сказки?
/ Вначале-глупый и смешной, затем – несчастный, наконец – бесстрашный и храбрый/
6). Структура «Сингл Раунд Робин» ( учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз)
У каждого участника лежит файл с заданием. По моему сигналу вы должны ответить на вопрос. Дается 2 минуты.
Найдите слова, которые описывают действия героев.
(Крикнул во весь лес, расхрабрился, взобрался на пенек, уселся на задние лапки, увидел волка, точно примерз, подпрыгнул кверху, упал со страху, перевернулся, задал стрекача, бежал, выбился из сил, обессилел, замертво свалился, вылез, встряхнулся, начал верить, что никого не боится.)
2 группа– Действия других зайцев
(Собрались, сбежались, приплелись, все слушают, ушам не верят, хихикнули, засмеялись, сделалось весело, начали кувыркаться, прыгать, скакать, разыгрались, не видят, веселятся пуще прежнего, не могли прийти в себя, спрятались, убрали, завалились, начали выглядывать, начали искать, нашли, закричали в один голос)
(Ходил, проголодался, подумал, слышит, остановился, понюхал воздух, начал подкрадываться, близко подошел, начал выглядывать, бежал в другую сторону, ему показалось, убежал)
Участники работают с с партнерами по плечу и по лицу. На каждый ответ дается 20 секунд
Вы сейчас поработали над текстом, а скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова или выражения, которые вам были не понятны?
Задал стрекача – быстро бежал
Выскочить из кожи – очень стараться
Выбился из сил – очень устал
Гонится по пятам – догоняет
7). Творческая работа.
— Ребята, давайте предположим, что могло бы случиться с героями сказки дальше? /Дети рассказывают своё продолжение сказки/
Обсудите в парах, получился ли у вас связной рассказ?
(Ученики делятся своими ответами по 30 секунды).
Поблагодарите своего партнера.
— А теперь кто хочет прочитать свой текст?
11). Работа с пословицами.
-Прочитайте. Как понимаете смысл пословицы:
Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит
У страха глаза велики, чего нет, то и видят
«Волка ноги кормят». Он хотел есть и пошёл искать себе добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу – и будет сыт.
«Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.
-К кому из героев сказки можно применить поговорку
«У страха глаза велики, чего нет, то и видят» (и волку и зайцу – Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него).
Выберите самую точную пословицу, подходящую к теме урока
— Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы)
— В чём мудрость этой сказки?
— А сейчас каждый сам оценит свою работу на уроке.
— Верьте в свой успех, больше читайте и у вас все получится.
По выбору: найди понравившийся отрывок и перескажи его.
Если захочешь, сделай иллюстрацию
по 5 слов с приставкой, 5 слов с предлогом (2 группа)
Что значит выражение язык примерз
ПРИМЕРЗАТЬ
Смотреть больше слов в « Формах слова »
Смотреть что такое ПРИМЕРЗАТЬ в других словарях:
ПРИМЕРЗАТЬ
примерзать несов. неперех. 1) а) Приставать к чему-л. от действия мороза. б) перен. Оставаться неподвижным (от страха, испуга и т.п.). 2) разг. Замерзать, озябать.
ПРИМЕРЗАТЬ
примерзать примёрзнуть (к)freeze* (to)
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
примерза’ть, примерза’ю, примерза’ем, примерза’ешь, примерза’ете, примерза’ет, примерза’ют, примерза’я, примерза’л, примерза’ла, примерза’ло, примерза’ли, примерза’й, примерза’йте, примерза’ющий, примерза’ющая, примерза’ющее, примерза’ющие, примерза’ющего, примерза’ющей, примерза’ющего, примерза’ющих, примерза’ющему, примерза’ющей, примерза’ющему, примерза’ющим, примерза’ющий, примерза’ющую, примерза’ющее, примерза’ющие, примерза’ющего, примерза’ющую, примерза’ющее, примерза’ющих, примерза’ющим, примерза’ющей, примерза’ющею, примерза’ющим, примерза’ющими, примерза’ющем, примерза’ющей, примерза’ющем, примерза’ющих, примерза’вший, примерза’вшая, примерза’вшее, примерза’вшие, примерза’вшего, примерза’вшей, примерза’вшего, примерза’вших, примерза’вшему, примерза’вшей, примерза’вшему, примерза’вшим, примерза’вший, примерза’вшую, примерза’вшее, примерза’вшие, примерза’вшего, примерза’вшую, примерза’вшее, примерза’вших, примерза’вшим, примерза’вшей, примерза’вшею, примерза’вшим, примерза’вшими, примерза’вшем, примерза’вшей, примерза’вшем, примерза’вших. смотреть
ПРИМЕРЗАТЬ
1) Орфографическая запись слова: примерзать2) Ударение в слове: примерз`ать3) Деление слова на слоги (перенос слова): примерзать4) Фонетическая транскр. смотреть
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
глагол несоверш. вида что делать?; неперех.Деепричастная форма: примерзав, примерзаяпримерзатиДієприслівникова форма: примерзавши, примерзаючи
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
Ударение в слове: примерз`атьУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: примерз`ать
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ несовершенный вид неперех. 1) а) Приставать к чему-либо от действия мороза. б) перен. Оставаться неподвижным (от страха, испуга и т.п.). 2) разговорное Замерзать, озябать. смотреть
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
anfrieren (непр.) vi (s)
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
несов.pegarse, quedar adherido (a fuerza del frío)
ПРИМЕРЗАТЬ
être soudé (или coller) à qch par le gel
ПРИМЕРЗАТЬ
примёрзнуть冻住 dòngzhù; (к чему-либо) 冻在. 上 dòng zài. shàng
ПРИМЕРЗАТЬ
нсв см примерзнуть
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
Смотреть что такое ПРИМЕРЗАТЬ в других словарях:
ПРИМЕРЗАТЬ
примерзать несов. неперех. 1) а) Приставать к чему-л. от действия мороза. б) перен. Оставаться неподвижным (от страха, испуга и т.п.). 2) разг. Замерзать, озябать.
ПРИМЕРЗАТЬ
примерзать примёрзнуть (к)freeze* (to)
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
примерза’ть, примерза’ю, примерза’ем, примерза’ешь, примерза’ете, примерза’ет, примерза’ют, примерза’я, примерза’л, примерза’ла, примерза’ло, примерза’ли, примерза’й, примерза’йте, примерза’ющий, примерза’ющая, примерза’ющее, примерза’ющие, примерза’ющего, примерза’ющей, примерза’ющего, примерза’ющих, примерза’ющему, примерза’ющей, примерза’ющему, примерза’ющим, примерза’ющий, примерза’ющую, примерза’ющее, примерза’ющие, примерза’ющего, примерза’ющую, примерза’ющее, примерза’ющих, примерза’ющим, примерза’ющей, примерза’ющею, примерза’ющим, примерза’ющими, примерза’ющем, примерза’ющей, примерза’ющем, примерза’ющих, примерза’вший, примерза’вшая, примерза’вшее, примерза’вшие, примерза’вшего, примерза’вшей, примерза’вшего, примерза’вших, примерза’вшему, примерза’вшей, примерза’вшему, примерза’вшим, примерза’вший, примерза’вшую, примерза’вшее, примерза’вшие, примерза’вшего, примерза’вшую, примерза’вшее, примерза’вших, примерза’вшим, примерза’вшей, примерза’вшею, примерза’вшим, примерза’вшими, примерза’вшем, примерза’вшей, примерза’вшем, примерза’вших. смотреть
ПРИМЕРЗАТЬ
1) Орфографическая запись слова: примерзать2) Ударение в слове: примерз`ать3) Деление слова на слоги (перенос слова): примерзать4) Фонетическая транскр. смотреть
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
глагол несоверш. вида что делать?; неперех.Деепричастная форма: примерзав, примерзаяпримерзатиДієприслівникова форма: примерзавши, примерзаючи
ПРИМЕРЗАТЬ
Ударение в слове: примерз`атьУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: примерз`ать
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ несовершенный вид неперех. 1) а) Приставать к чему-либо от действия мороза. б) перен. Оставаться неподвижным (от страха, испуга и т.п.). 2) разговорное Замерзать, озябать. смотреть
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
anfrieren (непр.) vi (s)
ПРИМЕРЗАТЬ
ПРИМЕРЗАТЬ
несов.pegarse, quedar adherido (a fuerza del frío)
ПРИМЕРЗАТЬ
être soudé (или coller) à qch par le gel
ПРИМЕРЗАТЬ
примёрзнуть冻住 dòngzhù; (к чему-либо) 冻在. 上 dòng zài. shàng
ПРИМЕРЗАТЬ
нсв см примерзнуть
ПРИМЕРЗАТЬ
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Фразеологизмы со словом «язык» и их значение (с примерами)
Язык человека играет главную роль в формировании речи. И вполне естественно, что в русском языке собралась большая коллекция фразеологизмов, использующих слово «язык». Какие только характеристики не дают люди языку. Он, оказывается, и острый, и бойкий, и длинный, а еще его можно сломать или проглотить. Какой оказывается он хрупкий!
Держать язык за зубами
Иногда не помешает держать язык за зубами. Что означает этот фразеологизм? Это значит молчать или быть осторожным в высказываниях.
Длинный язык
Оказывается, языки бывают короткие и длинные. Кому больше повезло — обладателю короткого или длинного языка? Но не будем мудрствовать лукаво. «У него длинный язык» — так говорят про человека, который любит много говорить и выбалтывать чужие секреты.
Бойкий на язык
О человеке, у которого на все готов ответ, который за словом в карман не полезет.
Вертится на языке
Так говорят о том, что хорошо знаешь, но в данный момент не можешь вспомнить.
— Какое название у этого отеля? Вертится на языке, но вспомнить не могу.
Типун тебе на язык
Сердитое пожелание человеку, сказавшему что-то неприятное или нежелательное. Типуном называют воспаление на кончике языка, причиняющее человеку неудобство. В старину считалось, что типун появляется у лживых людей.
Развязать язык
Разговорить кого-либо. Иной на словесные уловки не поддаётся. Вы у него слова не вытянете. А разговорить кого-то порой надо.
Эзопов язык
Язык иносказаний, когда основной смысл маскируется с помощью аллегорий. Древний баснописец Эзоп был рабом и не имел возможности открыто и прямо высмеивать господ в своих баснях. Он представлял их в образе различных животных. Язык иносказаний со временем стали называть эзоповым языком.
Сдерживать язык, придержать язык
Не говорить ничего лишнего, следить за тем, что говоришь.
— Попридержи язычок-то. Зря ты так разошлась!
Соскочить с языка
Так говорят о словах, которые произнесены говорящим невольно или случайно.
— Извините, не хотел так сказать, соскочило с языка.
— А ты за языком-то следи, лишняя болтовня ни к чему хорошему не приведёт.
Трепать языком, болтать языком
Неодобрительный отзыв о том, кто говорит много попусту.
Василий много треплет языком, причём лишнего.
Попасть на язык
Стать объектом обсуждения.
Тянуть за язык
Тянуть можно резину, кота за хвост, оказывается, можно ещё и тянуть за язык. В каких случаях применимо это выражение? Применяется к человеку, сказавшему что-то лишнее или неуместное.
— Тебя никто за язык не тянул, — сказала Варвара Павловна своей соседке.
Язык без костей
И это радует! Язык без костей — это о человеке, который любит много говорить, часто не думая о последствиях сказанного.
Язык вывихнешь
О труднопроизносимых словах.
Язык до Киева доведет
Интересно узнать, а до каких ещё городов мира может довести язык? Пожелание путешествующему или ищущему определенное место почаще спрашивать правильную дорогу.
— Не переживай, не заблудишься! Язык до Киева доведет.
Язык заплетается
Так говорят о неспособности внятно и связно говорить. Происхождение фразеологизма связано с «языком» колокола, который приводится в движение веревками. Веревки иногда заплетаются, и колокольный звон теряет свою ритмичность и мелодичность.
Язык сломать можно
Применяется в отношении труднопроизносимых слов.
Язык как помело
О человеке, говорящем словесный «мусор».
Язык на плече
Когда человек очень устал, говорят, что он повесил язык на плечо.
Пришел усталый, ни петь ни рисовать, язык на плече.
Язык не поворачивается
Используется в тех случаях, когда человек не решается сообщить какую-либо информацию.
У меня язык не поворачивается сказать родителям о двойке по алгебре.
Язык отсох
Грубое пожелание кому-либо лишиться дара речи.
Язык проглотишь
Так говорят, когда хотят похвалить очень вкусную еду.
— Вкусно, язык проглотишь! Как это тебе удалось приготовить такое чудесное блюдо!
Распускать язык
Говорить лишнее, не контролировать содержание своей речи.
Язык хорошо подвешен
Так говорят про человека, свободно владеющего речью, обладающего задатками оратора.
— Я за него не волнуюсь! У него язык хорошо подвешен, он смущаться не будет.
Говорить на разных языках
Применяется в тех случаях, когда люди не понимают друг друга.
До недавнего времени всё было хорошо! Но вот опять мы говорим на разных языках.
Владеть языком
О хорошем владении устной речью, как на родном, так и на иностранном языке.
Бежать, высунув язык
Бежать очень быстро, стремительно, без оглядки.
Говорить русским языком
Изъясняться, по мнению говорящего, понятно и доходчиво.
Я тебе русским языком сказала, что макароны лежат в шкафу, а сок — в холодильнике.
Найти общий язык
О достижении взаимопонимания между людьми.
Дети быстро нашли общий язык.
Язык проглотить
Применяется в ситуации, когда от человека ждут слов, а он молчит.
— Ты что, язык проглотил?
Прикусить язык
Резко замолчать, воздержавшись от продолжения фразы.
Матрена прикусила язык, поняв, что сболтнула лишнее.
Язык к гортани прилип
Неожиданно перестать говорить.
Чёрт дёрнул за язык
Так говорят, когда случайно произносишь то, что нежелательно было говорить.
— Вот чёрт дернул меня за язык. А промолчал бы — и всё бы закончилось хорошо!
Укоротить язык
Одергивать человека, говорящего что-то неуместное или лишнее, заставить кого-либо замолчать.
Злой на язык
На язык можно быть добрым и злым. О ком говорят «злой на язык»? О человеке, любящем отзываться негативно о других людях.
Плести языком, чесать языком
Заниматься пустой болтовней, сплетничать.
Злые языки
Так говорят, о людях, распространяющих негативную, нелицеприятную информацию о человеке («Злые языки донесли…»)
Как корова языком слизнула
Вот и благородное животное корова засветилась в мире фразеологизмов. В каком случае говорят «Как корова языком слизнула»? Так говорят про то, что быстро и бесследно исчезло, испарилось.
Ломаный язык
Применяется при плохом знании иностранного языка, когда человек строит фразы на этом языке грамматически неправильно и примитивно («Моя твоя не понимай»).
Наступить на язык
Это выражение применяют, в ситуации, когда кого-то заставили замолчать.
Язык отнялся
Так говорят, когда на время теряется способность говорить в силу каких-либо обстоятельств.
— У тебя что, язык отнялся?
— Да нет, предпочитаю промолчать.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Что значит выражение язык примерз
Существуют три способа, чтобы освободить ребенка, прилипшего языком к железу:
1. Оторвать язык. Если ребенок оказался в такой ситуации, что рядом нет взрослых и ждать помощи не у кого, не стоит долго стоять на морозе и лить слезы. Объясните заранее ребенку, который любит играть в морозные дни на улице, что если он случайно попадет в такую болезненную ситуацию, надо быстро оторвать прилипший язык от железа. Сделать это он сможет и сам, без помощи взрослых.
Дети любят зиму, потому что в это время года можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика, ну и просто валяться в снегу. Запреты и нравоучения в случае с детьми, которые увлечены игрой, часто не работают. Поэтому чтобы ребенок не прилип языком к металлическому предмету, рекомендуют провести такой эксперимент: идти с ребенком гулять вместе, взять с собой ложку и термос с теплой водой. Затем дать ложке заледенеть на морозе и попросить ребенка коснуться ее языком. Когда сцепление произойдет, полить язык ребенка заранее принесенной теплой водой. Такие эксперименты дети запоминают на всю жизнь и пытаются их больше не повторять.
Освободить ребенка от «плена» можно и полив прилипший язык теплой водой, если у вас есть с собой термос с теплой водой или хватит терпения ждать, когда кто-то вынесет его из дома по вашей просьбе. Согласитесь, ждать такой помощи нереально в ситуации, когда на улице мороз и расстроенный ребенок стоит неподвижно.
Сегодня можно встретить в Интернете много вредных советов на тему, как помочь ребенку, если его язык прилип к металлу. Например, некоторые советуют помочиться на место прилипания или разогреть металл зажигалкой. Воспользуясь такими методами, вы не только не сможете разогреть нужное место, но и велика вероятность травмировать ребенка и еще больше напугать пострадавшего.
Ну и напоследок, хочется напомнить родителям, что опасности, ожидающие во время прогулок на улице, не повод, чтобы ребенку сидеть дома в морозную погоду. Нужно одеваться потеплее и отправляться на улицу. Прогулки на морозе намного полезнее, чем в жаркую летнюю погоду. Зимой в воздухе концентрация кислорода на 30% больше по сравнению с жарким воздухом летнего зноя. Поэтому дети, которые часто гуляют на улице в морозные дни, меньше болеют и лучше спят.