тьюторы кто это такие в садике
Тьюторское сопровождение воспитанников с ОВЗ в ДОУ
Ольга Калашникова
Тьюторское сопровождение воспитанников с ОВЗ в ДОУ
Начать статью хотелось бы с рассказа о том, как в нашем дошкольном учреждении появился тьютор. Случилось это неожиданно, так как ребенок уже посещал детский сад в течение двух лет, а на третий год обучения, мама принесла Заключение ПМПК, в котором было прописано «сопровождение тьютора». В детском саду был еще один ребенок с подобным диагнозом, однако в его Заключении сопровождение не предполагалось. Дети числились в разных группах, один ребенок проходил адаптационный период, другой имел аутоподобное поведение, оба ребенка – незрячие. О том, как нам удалось найти тьютора (на тот момент мы не знали является ли данная должность педагогической специальностью, наладить деятельность тьютора в двух разных группах, я постараюсь сегодня рассказать, чтобы предупредить возможные ошибки.
С момента внесения в реестр педагогических профессий, а также утверждения Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» от 10 января 2017 г. №10н куда входит «Социальный педагог», «Педагог-организатор» и другие, в п. 3.6 описаны трудовые функции тьютора, требования к образованию и обучению, теоретические и методические основы тьюторской деятельности.
Так в ПРОФСТАНДАРТ внесены следующие виды трудовой деятельности тьютора:
ОКЗ 2330 Педагогические работники в средней школе
2341 Педагогические работники в начальном образовании
2342 Педагогические работники в дошкольном образовании
2359 Специалисты в области образования, не входящие в другие группы
Тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель)
По некоторым данным, тьюторство возникло еще в XIII-XIV веках в частных британских университетах – Кембриджском и Оксфордском. В этих учебных заведениях были профессора, читавшие лекции для всех, и их ассистенты, проводившие занятия с отдельными группами, а также специалисты, которые работали со слушателями индивидуально.
Следует сказать, что о деятельности тьютора информации в педагогическом сообществе очень мало. Сегодня я постараюсь показать нормативно-правовую базу, которая имеется на сегодняшний день, те наработки, которые имеются в нашем детском саду и поговорить об опыте, который имеется в России по организации деятельности тьютора.
Итак, в условиях инклюзивного образования, в детский сад пришел ребенок с ограниченными возможностями здоровья или, как гласят нам Примерные адаптированные программы дошкольного образования, «ребёнок с особыми образовательными потребностями» (данная формулировка считается более корректной на сегодняшний день).
На первом этапе важно обратить внимание на документы, определяющие у ребенка статус «с ограниченными возможностями здоровья». Таким документом является Заключение о создании специальных условий для получения образования, которое выдается городской территориальной службой психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в городе Новороссийске – ГБУ «Центр диагностики и консультирования». Если ребенок имеет статус «ребёнок-инвалид», то в дополнение справку Медико-социальной экспертизы, где будет указана дата присвоения данного статуса и дата очередного переосвидетельствования. Также по желанию родителей предоставляется ИПРА на ребенка-инвалида.
Далее при наличии в Заключении формулировки «Тьюторское сопровождение обучающихся: осуществление ИНДИВИДУАЛЬНОГО тьюторского сопровождения» мы понимаем, что должны обеспечить данному ребенку сопровождение тьютора. Формулировка «Осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП», означает разработку и реализацию АООП/АОП с учетом нарушений у ребенка. Хотелось бы уточнить разницу между сопровождением тьютора и ассистента. «Ассистент» не является педагогической специальностью, обеспечивает техническое сопровождение и выполнять такие функции может лицо со средним специальным образованием (Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”). (ФОТО 8)
Нормативно-правовой базой деятельности тьютора:
• Конвенция о правах ребенка
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
• Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
• Профессиональный стандарт «Специалист в области образования» от 10 января 2017 №10Н п. 3.6
• Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования по разным видам ограничения возможностей здоровья (для слабослышащих и позднооглохших детей; глухих; с амблиопией и косоглазием; слабовидящих; слепых; детей с задержкой развития; с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); с нарушениями опорно-двигательного аппарата; тяжелыми нарушениями речи) https://fgosreestr.ru/
• Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», п. 2.1
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. №32)
В данном приказе описываются условия комплектования групп компенсирующей и комбинированной направленности, а также обеспеченность узкими специалистами. Однако мы обратимся только к пунктам, регулирующим деятельность тьютора в ДОУ.
Согласно данному приказу (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. №32) «на каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (слепых) или расстройством аутистического спектра, или умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) вводится не менее одной штатной единицы тьютора»
«При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности…вводится 1 штатная единица тьютора из расчета на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Как стать тьютором?
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Однако очень тяжело работать тьютором, не обладая соответствующей подготовкой.
В настоящий момент в ведущих вузах страны реализуются профильные программы подготовки тьюторов. Например, в Московском педагогическом государственном университете есть Кафедра индивидуализации и тьюторства, которая ведет обучение студентов по магистерской программе «Тьюторство в сфере образования» и курсам профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение в образовательной деятельности», а также Институт развития образования Краснодарского края.
В чем же назначение тьютора в детском саду?
Может ли быть учитель-логопед или дефектолог быть тьютором?
Может, однако нужно помнить, что тьютор никогда не работает с первичным отклонениями ребенка, занимаясь вторичными нарушениями. Компенсация нарушений в развитии важна, однако опыт взаимодействия в социуме обязателен, так как в будущем ребенка ждет обычная жизнь. Определение адаптивно-компенсаторного потенциала, набора способностей подопечного – одна из задач тьютора. Например, ребенок мечтает быть космонавтом, но он физически слаб. Однако это не значит, что ребенок не может быть включен в данную культурную среду.
Когда я просматривала различные вебинары и литературу по специальной педагогике, мне
понравились две идеи, которые помогают раскрыть позицию тьютора в ДОУ:
Первое – это помочь ребенку научиться быть самостоятельным;
Второе – помочь окружающим научиться правильно воспринимать его.
Направления деятельности тьютора:
* работа с ребенком с ОВЗ, с инвалидностью;
* работа с социальным окружением ребёнка (воспитатели, дети, специалисты).
К чему приведут наши усилия?
Очень важно помнить о том, к какому результату мы можем прийти. Когда молодой уже человек самостоятелен, способен передвигаться, ориентироваться в городской среде, то вполне возможно его участие в различных адаптированных сообществах.
* Адаптированная городская среда;
* Занятость в НКО и Центрах социального сопровождения, трудоустройство;
* Поддерживаемое проживание: социальные квартиры, проект «Деревня»;
* Клубы по интересам (Центры поддержки людей с РАС, параспорт, профобразование);
* Занятость в проектах творческого характера: кинопроекты, проекты искусства;
* Система дополнительного образования.
Все эти организации существуют на средства из благотворительных фондов.
Может ли один из родителей быть тьютором для своего ребенка?
Теоретически может. Но ребенку достаточно тяжело абстрагировать разные социальные роли. Тьютор курирует образовательную среду для ребенка с ОВЗ объективно, родители же занимают субъективную позицию. Лучше этого не делать.
Трудовые функции тьютора в ДОУ:
• Педагогическое сопровождение реализации воспитанниками с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников в процессе образования
• Педагогическое сопровождение воспитанников в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
• Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса
• Педагогическая поддержка рефлексии воспитанниками результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• Организация участия родителей (законных представителей) воспитанника в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
• Участие в реализации адаптивных образовательных программ (АОП) воспитанника с ОВЗ и инвалидностью.
• Организация образовательной среды для реализации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации
• Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
• Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам.
• Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
• Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Примерный перечень документации тьютора:
Положение о тьюторском сопровождении;
Должностная инструкция тьютора;
Программа (план) тьюторского сопровождения воспитанников (тьюторской группы); Индивидуальные адаптированные образовательные программы воспитанников (АОП);
График работы тьютора;
Циклограмма деятельности тьютора;
Журнал учета посещаемости детей;
Портфолио воспитанников (по желанию);
Материалы диагностики узких специалистов согласно Заключению ПМПК воспитанников;
Дневник наблюдений (заполняется ежедневно).
К методам тьюторского сопровождения можно отнести: (см. буклет)
— методы практикоориентированной деятельности;
— методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса, развивающие игры, рефлексивные тьюториалы);
— проектные методы (разработка индививидуального образовательного проекта, портфолио);
— психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование);
— методы активного обучения;
— методы анализа и самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей);
— методы самостоятельной работы воспитанника/ов (индивидуально и в группах) – предполагает наличие отдельного помещения;
— методы релаксации – предполагает наличие сенсорной комнаты.
В соответствии со ст. 28 «Закона об образовании» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе, в составлении штатного расписания. Решение о введении в штатное расписание тьютора и/или ассистента по оказанию технической помощи принимается руководителем ДОУ на основании Заключения ПМП комиссии, либо с учетом рекомендаций ПМП консилиума ДОУ.
Рабочая нагрузка тьютора составляет 36 часов в неделю, эта норма определяется Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», п. 2.1
Итак, добиться результат, когда всем участникам образовательного процесса все понятно, дети и родители довольны – возможно. Главное правильно оперировать нормативными документами, в доступной форме доводить необходимую информацию, правильно распределять время, закреплять все принятые решения в локальных актах.
Дополнительная литература тьютора:
2. «Специальная педагогика», под ред. Назаровой Н. М. (10-е изд., стер.). – М. Издательский центр «Академия», 2010 г.
3. «Суть и содержание традиционной модели тьюторства», Е. А. Андреева, М. : «Образовательные технологии», 2011 г.
4. «Тьютор и воспитанник. Педагогическое взаимодействие систем ценностей», С. В. | Яковлев, М. : Инфра-М, 2017
Мои достижения и моих воспитанников Волшебная работа. Воспитатель, воспитатель — Детских ярких душ создатель. Как в ларец волшебный сложит – Все, что пригодиться может: Счет.
Фотоотчет «Достижения воспитанников» Хочу поделиться с Вами нашим новым успехом. Мы с детьми принимали участие во Всероссийском проекте анимационная летопись «Герой моей.
Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Конспект занятия по ПДД для воспитанников с ОВЗ Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Задачи: • Обобщить знания детей о Правилах.
Консультация для воспитателей «Проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение в ДОУ» Режим дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастики. На утренней гимнастике решаются задачи музыкального, физического воспитания.
Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.
Награды моих воспитанников На протяжении нескольких лет мы с нашими воспитанниками активно участвуем в различных конкурсах рисунков. О некоторых из них и победах упоминала.
Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.
Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.
Кто такой тьютор?
Литвинова Анастасия Вячеславовна
Кто такой тьютор?
то такой тьютор и зачем он нужен?
Тьютор (от английского «tutor» – опекун, наставник) персонально сопровождает учебную деятельность ребенка с ОВЗ, помогает ему получать образование и адаптироваться к жизни в обществе. Цель работы специалиста – организация и реализация индивидуального образовательного маршрута ученика, успешное включение подопечного в школьную среду.
Что делает тьютор? Содержание персонального сопровождения детей с ОВЗ
В обязанности тьютора входит:
Создание условий, при которых ребенку будет комфортно находиться в школе.
Организация рабочего места и места отдыха ребенка в школе. Нужно подготовить или выбрать с учетом физических и психических особенностей ученика его парту и место тьютора, освещение, электронные и бумажные учебные материалы, сенсорные принадлежности, помещение для проведения индивидуальных занятий и отдыха.
Организация пространства школы с учетом ОВЗ ребенка, в том числе обеспечение удобной навигации по учебному заведению с помощью указателей, разметки, текстовых табличек и пиктограмм, пандусов.
Обеспечение особого школьного режима для ребенка.
Взаимодействие с педагогическим коллективом школы, родителями, одноклассниками ученика для создания и поддержания комфортной психологической атмосферы.
Обеспечение условий для социализации ребенка. Необходимо помочь подопечному войти в коллектив, установить и поддерживать дружеские отношения с одноклассниками. Также должна проводиться работа со здоровыми детьми, чтобы они приняли ребенка с ОВЗ и подружились с ним.
Обеспечение условий для усвоения общеобразовательной программы. Нужно адаптировать программы и учебный материал с учетом физических и психических возможностей ребенка, зоны его ближайшего развития, помогать преодолевать возникающие трудности в учебе. Образовательный маршрут постоянно корректируется в зависимости от достигнутых результатов. Для успешной реализации учебного плана тьютор обеспечивает взаимодействие учителей, дефектолога, психолога, логопеда и других специалистов друг с другом, с родителями.
Частные тьюторы также оказывают родителям детей с ОВЗ помощь в выборе школы и поступлении в нее, в сборе и оформлении необходимых документов.
В чем заключается работа тьютора?
Специалист находится с подопечным на протяжении всего школьного дня.В это время он:
помогает ребенку с ОВЗ встраиваться в образовательный процесс;
помогает педагогам выстраивать обучение ребенка с ОВЗ таким образом, чтобы оно не оказывало негативного влияния на качество образования других детей;
ведет наблюдение за подопечным и вносит заметки в специальный дневник.
Чем тьютор отличается от ассистента, и кто может работать на этой должности?
Тьютор относится к педагогическим работникам, а ассистент нет. В обязанности тьютора входит помощь ребенку в освоении учебной программы. Ассистент оказывает только техническую помощь,к которой относятся:
сопровождение в школу;
помощь в ориентации и передвижении по зданию;
обучение использованию средств реабилитации;
помощь в ведении записей, приведении в порядок рабочего места, соблюдении необходимых санитарно-гигиенических правил и норм.
Тьютор обычно сопровождает только одного ребенка, ассистент же может работать с несколькими детьми. В Минобрнауки РФ дают рекомендации по введению одной ставки ассистента на двух учеников, которым нужна специальная помощь.
Также существуют различия в требованиях к квалификации. Для тьюторов действует профстандарт «Специалист в области воспитания», а для ассистентов – «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья». Тьютором можно работать при наличии высшего или среднего профессионального образования по педагогическому профилю или по другому профилю при условии прохождения курсов профпереподготовки (в том числе и после трудоустройства). Ассистенту же достаточно получить среднее общее образование и пройти краткосрочное обучение, инструктаж на месте работы или профобучение по специальным программам.
Как и кому назначают тьютора?
Где пройти курс на тьютора дистанционно?
Тьютора выделяют каждому ученику школы, который получил на ПМПК соответствующие рекомендации. Для этого родителям нужно направить в администрацию образовательного учреждения письменное заявление с просьбой организовать для ребенка тьюторское сопровождение. Для ввода этой должности в штат школы достаточно даже одного ученика, у которого есть основания для назначения тьютора или ассистента.
Если рекомендаций ПМПК о тьюторском сопровождении или помощи ассистента у ребенка нет, решение о предоставлении помощника может быть вынесено психолого-педагогическим консилиумом школы. Период назначения специалиста может быть разным – на время адаптации ученика, на учебный год, полугодие, четверть, на весь срок обучения. Решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению может быть пересмотрено с учетом динамики развития ребенка и освоения учебной программы.
Как стать тьютором?
Необходимую для работы квалификацию можно получить на дистанционном* курсе профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся» объемом 340 часов. Для поступления необходимо иметь высшее или среднее профессиональное образование по любому профилю. В рамках программы Слушатели знакомятся с основами коррекционной педагогики и психологии, изучают теорию и методику тьюторской деятельности, порядок проведения психолого-педагогической диагностики и консультирования, разработку и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов, и другие важные темы. По итогам обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке.
Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании способствует выявлению и развитию у детей с ОВЗ образовательных интересов и мотивов. Они включаются в школьную жизнь, адаптируются в социуме, успешно осваивают учебную программу. Потребность в тьюторах с развитием инклюзии будет только расти, поэтому сейчас самое время получить эту перспективную профессию.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
«Это кто такой рогатый? Да ещё и бородатый!». Мастер-класс Просматривая странички нашего сайта маам,заметила,что много поделок козочек и овечек!Прямо одни невесты!А где же женихи? Представляю.
Фотоочерк «И вновь прогулка в день такой погожий» И вновь прогулка в день такой погожий Откроет горизонты предо мной, И улыбнётся встреченный прохожий, Став частью сей истории живой….
Фотозарисовка «Геленджик такой разный» Этим летом мы отдыхали в Геленджике.. Это уютный южный город – курорт. Мы любим бывать в этом городе именно на тонком мысу – это там,.
Конспект НОД для старшей группы «Я такой!» Эмоциональный настрой детей Ребята, на прошлом занятии мы с вами узнали много интересного о нашей планете Земля, о том, что ее называют.
Конспект занятия для детей младшей группы «Кто такой я» Задачи: учить различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста; развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного.
Проект в старшей группе «Такой разный транспорт» Проект в старшей группе «Пчёлки» «Такой разный транспорт» Тип проекта: познавательно-игровой, творческий, краткосрочный. Участники: воспитанники.
Такой заразительный айрис-фолдинг Идеей айрис-фолдинга я заразилась давно, но все откладывала, ждала подходящего случая. Восхищалась работами коллег,выполненные в этой технике.
Фотоотчет «Вот такой у нас, друзья, выпал первый снег!» Вот такой у нас друзья, выпал первый снег! Наконец-то и к нам пришёл первый снег. Вчера еще было солнышко и +13 градусов тепла, а сегодня.