тьютор кто это такой и что он делает
Чем занимается и сколько зарабатывает тьютор в сфере образования
Я Женя и я учусь в магистратуре МГПУ по направлению «Тьюторство в сфере образования». Я закончила первый курс и перешла на второй, последний. Уже сейчас у меня есть практика, и я работаю с тьюторантами. Так кто же я по профессии и что делаю? Сейчас расскажу.
Даже во время написания этого текста компьютер подчеркивал слово «тьютор» как незнакомое. Компьютер не одинок: о тьюторах и их деятельности в России почти не знают. В объявлениях о работе если и ищут тьюторов, то это или репетиторы, или сопровождающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Но тьютор не сиделка, не личный помощник и не классный руководитель, в некоторых школах и образовательных онлайн- проектах тоже есть тьюторы. Кто же он? Тьютор — это специалист-антропопрактик — работает с людьми. Он умеет выявить интерес и мотивацию человека и на основе этого построить его индивидуальный образовательный маршрут. Тьютор — это тот, кто работает с образованием человека. От коуча и психолога он отличается тем, что не лезет в душу, не лечит страхи, не дает установок на успех, но занимается интересами, учебой, работой.
Тьютор — это официальная профессия, в России зарегистрирована в 2017 году. Исторически тьюторы появились в Англии в закрытых элитных университетах в XIII-XIV веках. Они знакомили студентов с распорядком жизни, помогали освоиться на новом месте, буквально сопровождали. В России слово «тьютор» никто не употреблял, но в дворянских семьях были гувернеры с похожими обязанностями.
А что сейчас? В Америке и Европе «тьютором» называют репетитора, преподавателя по дополнительным предметам. У нас — нет. У нас тьютор не учит, но помогает человеку разобраться в избыточной образовательной среде и понять свой путь. Это существенно экономит время и деньги. Тьюторы чаще работают с детьми и реже со взрослыми, но ситуация меняется. Работают в школах: тьюторская служба есть в нескольких частных школах и всего в паре государственных. Такая служба — знак «продвинутости» школы, в университетах — тоже всего несколько с тьюторской службой, в образовательных онлайн проектах и в частном порядке.
Самые частые запросы к тьютору:
Если тьютор работает со взрослым, то обсуждается смена деятельности внутри компании, переход на управляющую должность, варианты построения бизнеса. Поскольку профессия новая, то и стоимость тьюторских услуг на рынке еще окончательно не сформировалась. Этот настолько актуален, что обсуждался на летнем тьюторском форуме в июле.
Сейчас консультация тьютора стоит от 1000 до 5000 рублей в час. В школе тьюторы получают 50 000 — 100 000 рублей в месяц. Услуги тьютора для взрослых обойдутся в 5000 — 15 000 рублей.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Тьютор
Сегодня мы рассмотрим как раз такую специальность: известную каждому, но с нюансами в методике работы — тьютор. Кто это? В чем заключаются его обязанности, и в каких случаях нужно прибегать к его услугам?
Кто такой тьютор и тьюторство
С английского языка tutor переводится как наставник, опекун. Роль тьютора довольно глубокая, и чтобы раскрыть ее максимально полно, мы будем говорить об обязанностях тьютора с разных сторон, приводя примеры.
Главная задача, которую он помогает решить своим наставникам — определение своего места в жизни.
В лучшем случае тьютор ведет ребенка с первых лет и до завершения обучения. А может, и дольше. Ведь наставник — тот человек, который может понадобиться не только детям, но и взрослым. Когда мысли никак не сложатся в целую картинку, когда не понимаешь, в каком направлении дальше двигаться — на помощь приходит тьютор.
Если весь период обучения ученика ведет один и тот же тьютор, специалист успевает изучить все интеллектуальные, физические и психологические особенности ребенка. На их основе он может составить идеальную учебную программу.
Тьюторство возникло еще в Древней Греции, когда за нефиксированную плату учитель передавал свои знания ученику. В истории еще неоднократно упоминалась помощь наставников на пути человека в обучении, в познании мира и достижении целей. В России тьюторство стали рассматривать как серьезную профессию всего около 8 лет назад. Но теперь необходимость в таком специалисте ощутима в каждом образовательном учреждении.
Профессию тьютор легко спутать с другими педагогическими направлениями. Его обязанности пересекаются с работой учителя, репетитора, психолога, ментора и коуча.
Мы разберем отличия тьютора от смежных профессий. Это поможет еще лучше разобраться в его обязанностях и методах работы.
Чем тьютор отличается от учителя
Учитель в государственном учреждении обязан выдать материал строго в соответствии с установленной программой. Он ограничен временем урока и может отслеживать успеваемость учеников только по общим меркам. Не успевает уделить достаточное время каждому.
Индивидуальный подход входит в задачи тьютора. Он призван, чтобы уделять каждому ученику достаточное время и внимание, помогать с обучением.
Специалист стремится выстроить доверительные отношения и найти особый подход к каждому ребенку. Его главное отличие от учителя: помощь в обучении происходит исходя из их индивидуальных способностей ученика.
Чем тьютор отличается от коуча
Задача коуча — подтолкнуть клиента к действиям. Чаще его нанимают во взрослом возрасте. Например, когда размышляют, как стать успешным бизнесменом, о чём мы делились с вами ранее. Коуч помогает перевести мысли в результат. Определяет шаги по реализации уже сформированной цели и контролирует, чтобы клиент их исполнял.
Часто коуч использует довольно жесткие методы, ставит человека в ограничивающие условия: выбора нет — нужно действовать. Это метод стимуляции для зрелых людей, которым нужен мощный толчок к материальным переменам.
В отличие от коуча, тьютор работает исключительно мягкими методами. Так как его первоначальная цель — полностью расположить к себе ученика, установить доверительный контакт и удерживать его на протяжении всего процесса обучения. Поэтому тьютор избегает воздействия на ученика агрессивными способами.
Но тьютор, обладая некоторыми коучинговыми техниками, может навести на правильные ответы. Из коучинга в тьюторство пришло умение задавать правильные вопросы. Они выстроены определенным образом, помогают запустить мыслительный процесс и дойти до ответа. При этом тьютор, как и коуч, не дает собственную оценку информации, которую рассказывает ученик. Он лишь продолжает развивать с ним мысли, важные для понимания его личности, как ниточку клубка.
Обязанность тьютора — помочь ребёнку с самоопределением.
Дойти до искренних ответов на эти вопросы можно только в состоянии полного доверия к собеседнику. Потому что зачастую мы не способны признаться в чем-то даже себе сами.
Когда тьютор получает от ученика полную картину об индивидуальных особенностях в обучении и стремлениях на будущее, он приступает к основной задаче.
Направляет ученика на размышление о новых возможностях, ситуациях и явлениях, формирование целей и их закрепление в сознании.
В ходе беседы тьютор показывает возможности работы с новой информацией, подводит к обдумыванию неизведанного ранее.
Это не похоже на обычный урок, где учитель выдает знания и каждый ученик берет из них столько, сколько захочет/услышит/сможет. Тьютор сеет зерно новых знаний и помогает научиться обдумывать их самостоятельно. Анализировать, подвергать сомнению, сравнивать, оценивать, делать выводы. Это важные умения.
Чем тьютор отличается от репетитора
Репетитор, как и учитель, обучает в рамках образовательной программы, но по одному предмету. Его задача — донести знания из учебника и объяснить их доступным языком для ученика.
Тьютор выходит за рамки программы. Он не раскрывает сложные учебные темы, но обучает самостоятельности. Поясняет, как за каждый выбором следует результат. Что нужно делать, чтобы получить знания и применить их для достижения своей цели.
Личные качества тьютора
Чтобы стать по-настоящему хорошим наставником, мало получить профильное образование, нужны определенные черты характера, которые помогают быть ценным специалистом.
К этим качествам относятся:
Этапы работы тьютора
Тьютор — это доверенное лицо, с которым можно поговорить на равных, но выйти из разговора более эрудированным.
В своей работе он использует инструменты педагога. Дополнительно может иметь диплом психолога.
В обычной школе дети могут обращаться к тьютору, чтобы побороть свою нерешительность, несобранность, неумение ставить образовательные цели. Общение помогает находить внутренние точки опоры, основываться на них и понимать, что можно сделать прямо сейчас.
Что делает тьютор по шагам:
В каких случаях ученику нужен тьютор
Тьютор упрощает процесс адаптации и помогает наладить индивидуальную систему в новом порядке обучения.
Он помогает подтянуть знания по предметам, используя свои методики. Это подходит детям, которые:
В последнем случае тьютор поясняет задание доступными ребёнку способами и находит возможный вариант его выполнения.
Например, детям дали задание сделать аппликацию слона из кругов и овалов. Ребенок не умеет вырезать круглые фигуры. Тогда они с тьютором решают заменить круги на квадраты, а овалы на прямоугольники.
При этом тьютор не находится рядом с ребенком все время. Он подходит только на несколько минут, чтобы, в первую очередь, помочь собраться с мыслями, не переживать и найти внутри себя силу.
Как только тьютор понимает, что ученик дальше справится сам, он отходит в сторону или начинает помогать другим детям. Тьютор — это не опора, на которую ребенок перекладывает свою ответственность и способность размышлять. Это проводник, мостик от непонимания к ясности через собственные силы ученика.
Одаренные дети. Еще один вариант, когда тьютор необходим. Стандартная программа обучения для детей с высоким уровнем интеллекта становится невыносимо скучной. Отсутствие возможности развиваться сказывается не только на раскрытии их талантов, но и может плохо отразиться на всей дальнейшей жизни. Чтобы создать маленькому гению нагрузку по силам, на помощь приходит тьютор.
Главная цель тьютора дать не только предметные знания, но и мотивацию получать их. Даже если ребенку легко дается учеба, знания, получаемые в школе, унифицированы. Но все дети разные. У них разные способности, цели, желания.
Одному ребенку лучше сделать уклон на образное получение информации, другому — на вербальное. Один может тяготеть к точным наукам, другой — к гуманитарным. Частая проблема: ученик хорошо понимает и запоминает информацию, но мало задумывается или вообще не представляет, зачем она ему нужна. Как можно использовать полученные знания в жизни?
Разобравшись, вполне вероятно, что его обучение выйдет на новый уровень. А если определить цели и желания, склонности и тяготения ребенка — тогда он сам захотел бы изучать дополнительную информацию на темы, которые ему точно помогут реализоваться.
Вместе с тьютором ребенок осознает свои сильные и слабые стороны и ищет решение, как применять свои достоинства и укрепить нестабильные позиции.
Зачем онлайн-школе тьютор и какие функции он выполняет
Тьюторство в онлайн-школе — важнейшая часть процесса обучения. Обычно общение наставника с учеником происходит во время созвона. По видеосвязи для учеников младших классов и через общение голосом — для подростков.
На онлайн-обучении основная трудность ребенка — недостаток персонализации. У него есть только компьютер. Ни коллектива, ни учителя рядом.
Конечно, он может найти инструкцию по обучению на сайте, но гораздо приятнее, когда есть «свой» человек, который может помочь разобраться с уроками, выстроит план постижения знаний и распишет его по этапам.
Мягкими способами тьютор приучает ребенка к самоконтролю, самостоятельному отслеживанию результатов и постановке следующих целей. Это очень важно при онлайн-образовании. Умение мыслить, воспринимать новую информацию, анализировать ее и делать вывод — пригодится не только во время обучения, но и во взрослой жизни.
Как взаимодействует тьютор с учеником:
Как стать тьютором
Мы разобрались, кто такой тьютор, насколько важно каждой школе иметь такого сотрудника. Поняли, что несмотря на популярность этой профессии во всем мире, в России она стала восприниматься всерьез совсем недавно. Но с каждым годом она будет все более востребована.
Теперь выясним, как обучиться на тьютора.
Должность тьютора закреплена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н, как самая высокая в квалификационном уровне — четвертая. Ее официальное название «Специалист в области воспитания» с трудовой функцией «Тьюторское сопровождение обучающихся».
Даже обучение на тьютора в России появилось совсем недавно, тогда как за рубежом оно входит в учебную педагогическую программу уже много лет.
Чтобы стать тьютором, нужно получить высшее педагогическое образование и дополнительное профессиональное образованиепо направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н).
Затем нужно наработать стаж от 2 лет.
Степень бакалавра в направлении тьюторства в России можно получить в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена.
Получить степень магистра можно в МГПУ, Государственном университете города Пермь, Дальневосточном федеральном университете и Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете.
Из-за того, что так мало университетов предлагают обучение по специальности тьютор, намного проще получить такое образование, пройдя курсы переквалификации. Они доступны, если вы уже получили высшее образование. Можно проходить переквалификацию очно и очно-заочно. Некоторые центры переподготовки предлагают пройти курсы дистанционно.
Переквалификация занимает довольно много времени — не меньше 200 часов. Точная длительность зависит от конкретно выбранной программы. Они могут различаться направленностью будущей работы: будет тьютор ли работать с детьми, которым требуется особая программа обучения. Например, детям с расстройством аутического спектра, детям-инвалидам или одаренным детям.
Некоторые курсы предлагают пройти только теоретическую подготовку, другие добавляют к ней аналитическую и лабораторную работу. Конечно, знания, отработанные на практике, всегда предпочтительнее и выше котируются при приеме на работу.
Сколько зарабатывает тьютор
Доход тьютора составляет на порядок больше, чем зарплата учителя. Он зависит от размера города и, конечно, выше всего заработок тьюторов в Москве. Но также зарплата складывается из статуса самого учебного заведения, его масштабов и формы собственности. Обычно она составляет до 100 000 рублей.
Профессия только набирает обороты, она становится все больше востребована, а хороших специалистов не хватает. Поэтому высокий спрос компенсируется повышенным доходом.
Выводы
Тьютор считается профессией будущего. Если сегодня необходимость в человеке данной специализации понимают еще не все, то совсем скоро это изменится. Тьюторы способны вывести процесс обучения и усвоения знаний ребенком на новый уровень. Когда ученик не просто будет зубрить уроки, потому что это нужно, а проявлять к знаниям искренний интерес и осознавать, в чем ему это поможет.
Это уникальная возможность сделать вклад в качественное обучение детей. В будущем они могут изменить мир к лучшему. Благодаря четкому понимаю себя, осознанию себя частью целого мира, пониманию своих целей и путей их достижения.
Кто такой тьютор и какие у него обязанности
В странах СНГ тьюторство – относительно новый вид педагогики. Далеко не все родители знают, кто такой тьютор, хоть и существует немало сфер, где эта профессия применима: детские садики, ВУЗы, школы и работа с детьми, имеющими особенности здоровья. Оказание услуг может быть инклюзивным и дистанционным. Необходим ли тьютор всем детям, чем конкретно он занимается, и кто может стать ним?
Кто такой тьютор и чем он занимается
Пример: малыш, переходящий из детского садика и школу. Ему сложно понять, в чем заключаются изменения, но учителя практически сразу ждут от него усидчивости, полного послушания и т.д. Большинство педагогов рассчитывает на появление у ученика внутренней мотивации к обретению знаний. Такая мотивация обычно построена на личных желаниях и определенности ребенка, которому нужно четко понимать цель обучения. Это не всегда появляется «само по себе», и тут на помощь приходит тьютор.
Другой пример: ребенок вынужден перейти в другую школу. Чтобы обучение проходило эффективно, ему нужно разобраться в нюансах нового места: как здесь все устроено, какие есть новые возможности и ограничения. Важно в быстрые сроки «перестроиться», подкорректировать поведение, привычки, внести изменения в образовательную стратегию. Тьютор – это профессионал, помогающий в таком переходе.
В задачи специалиста входит и работа с детьми, имеющими особенности здоровья или особые потребности в период обучения. Нередко они работают с ребятами, больными аутизмом или ДЦП, и эффективность такой поддержки не единожды доказана практикой.
Кто может быть тьютором
Профессия тьютора набирает популярность: соответствующих курсов немало. Освоить специальность может почти кто угодно, независимо от пола и возраста.
Кто обычно посещает подобные курсы:
С некоторых пор должность закреплена российскими нормативными актами. Обязанности тьютора: сопровождение детей в реализации индивидуальных программ в образовательной сфере. Имеется множество методических подходов, помогающих тьютору в организации деятельности.
Хотите заниматься тьюторством в школе? Требуемые качества: терпеливость, коммуникабельность, умение расположить человека и необходимые для должности навыки. Сертификата тьютора для успешной работы с детьми будет недостаточно: потребуется большая затрата энергии, времени, сил. Полагаете, что справитесь? Ищите подходящие курсы.
Функции и обязанности данной профессии
Обязанности, входящие в непосредственную деятельность тьютора:
Тьюторы в образовании
Тьютор для ребенка
Родители детей, имеющих некие отклонения в здоровье (аутизм, ДЦП, любые другие формы инвалидности) все чаще пользуются услугами тьюторов. Несмотря на существование положительных примеров обучения «особых» детей в общеобразовательных школах, зачастую ребенок-инвалид все же сталкивается с рядом проблем, ведь система образования и общества пока не готова полностью соответствовать его потребностям. В этом случае участие тьютора становится особенно актуальным, ведь он может присутствовать с ребенком на занятиях, помогать ему в адаптации к школьным условиям. К слову, часто к помощи специалистов прибегают не только болеющие дети, но и высокоодаренные. Их схожесть в том, что они нуждаются в индивидуальном плане развития и образовательного процесса, помогающего максимально реализовать потенциал.
Многие родители детей с инвалидностью согласятся с тем, что помещение таких ребят в обычную среду порой становится опасным экспериментом. В России и прочих странах СНГ в обычных образовательных учреждениях пока не созданы все условия для инвалидов, и неудобства обеспечены не только ребенку, но и окружающим. В этом случае тьютор становится своеобразным посредником. Сопровождение такого человека обычно наилучшим образом сказывается на адаптации и уровне образования ребенка.
Тьютор в школе
Во многих школах тьюторством уже никого не удивишь. Специалист не воспринимается здесь как нянька, а является наставником и сопровождающим учеников. Он помогает детям обрести собственное место в жизни и понять, чего им хотелось в будущем, раскрыть таланты, скрытые способности. Также важно понимать, что тьютор не является учителем и никаким школьным предметам не обучает. Психологом его тоже не называть – для этих целей имеется настоящий психолог, несущий ответственность за психологическое здоровье всех учащихся. Попросту говоря, он не работает сразу со всей школой или классом. Обычно он тесно контактирует с 4-7 учениками, курируя их на протяжении нескольких лет учебы – иногда и с первого до выпускного класса.
Естественно, каждый ребенок индивидуален и требует соответствующего подхода. Каждый из них нуждается в человеке, помогающем в раскрытии скрытых талантов и направляющем его способности в нужном ключе, вырабатывая комфортную индивидуальную образовательную программу.
Особое значение это имеет для учащихся старших классов, когда немало актуальна тема о выборе дальнейшей сферы деятельности. Проявляя интерес к талантам и способностям школьника, тьютор сумеет понять, какими интересами тот живет, и что ему будет интересно в будущем. Безусловно, речь не идет о настойчивых требованиях со стороны специалиста – ученику лишь предлагается рассмотреть тот или иной вектор развития. Также школьник получает ценные советы в установлении контактов со сверстниками, учит осознанно относиться к своим действиям и безболезненно решать конфликты. Каждый родитель или опекун сам решает, насколько необходимо участие специалиста в развитии и становлении школьника.
Кто такой тьютор и чем он может быть полезен школьникам?
Чем ближе выпускной класс, тем чаще перед родителями школьников встает вопрос о том, что неплохо было бы обратиться за помощью к специалисту, который стал бы для подростка наставником и другом, а заодно обеспечил сопровождение образовательного процесса. Для этой цели лучше всего подходит профессиональный тьютор. Для начала попробуем разобраться, кто такой тьютор и каковы его обязанности.
Тьюторство как феномен зародилось в Великобритании приблизительно в XIV веке, родиной тьюторства принято называть классические английские университеты Оксфорд и Кембридж. В России услугами тьюторов родители начали пользоваться активнее в последние 20 лет, но сейчас эта профессия постепенно становится все более и более востребованной. Конечно, родители во все времена обращались за помощью опытных педагогов, но именно тьюторы со временем стали играть важную роль в сопровождении самого образовательного процесса.
Если разделить все профессии в сфере образования на три типа, – формирующие, терапевтические и сопровождающие, – то тьюторство можно отнести к третьей группе. Тьютор – это специалист, который изучает интересы ребёнка и создаёт среду для его развития. Встречаются случаи, когда тьюторов нанимают сопровождать детей с особенностями развития, но чаще помощь тьютора может сыграть положительную роль в жизни самого обычного школьника.
Тьютор – специалист, который занимает неформальную педагогическую должность, он помогает наладить мост коммуникаций между учеником и преподавателем, приходит на помощь школьнику, если он не понял или не услышал задание. Если у учителя основная цель работы – научить, у коуча – помочь быстро достичь целей, то у тьютора – сопровождать в образовании, работать с ресурсами человека. Тьютор будет полезен тем, кто сам осваивает навыки принятия решений относительно образования, заинтересован в управлении собственным развитием или перестраивает свой карьерный или образовательный путь.
Иногда тьюторами называют преподавателей, которые проводят дополнительные занятия с одним или несколькими учениками ежедневно, еженедельно или ежемесячно с целью передать им знания или навыки по предмету.
«Тьютор — это очень рефлексивный человек непростой судьбы»
Интервью с президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации о тьюторстве: как профессия появилась в России, в чём её суть и каковы перспективы.
Татьяна Ковалёва
Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, почётный работник общего образования, доктор педагогических наук, профессор. Стояла у истоков тьюторства в России. В сфере образования больше 30 лет.
В интервью мы обсудили:
Журналист, wannabe сценарист и писатель (но в последних двух категориях мало пруфов).
Когда тьюторство появилось в России
— Чем занимается Межрегиональная тьюторская ассоциация?
— Это профессиональная ассоциация, главная цель которой — продвигать профессию тьютора. Мы первыми легализовали эту профессию в России, сделали профессиональный стандарт тьютора, разрабатываем различные тьюторские технологии и реализуем тьюторские практики. Сейчас мы занимаемся поддержкой тьюторства по всей стране — обучением и сертифицированием тьюторов, разработкой для них методик и инструментов, а также исследованием профессии, начиная с её появления в России. Создали этический кодекс тьютора, который объединит на уровне ценностей деятельность всех российских тьюторов.
— Когда эта профессия появилась в нашей стране?
— У нас есть отдельная исследовательская программа про скрытые следы тьюторства в истории России. Можно сказать, что, например, дядьки в Царскосельском лицее — это прообразы тьюторов. В царской семье преподавали учителя, у которых тоже можно разглядеть тьюторскую компетентность, — к примеру, Жуковский.
Существует книга, которая на английском языке называется «Тьютор цесаревича» («Tutor to the Tsarevich»), а в русском издании — «Наставник, учитель цесаревича Алексея Романова». В этой книге рассказывается про Чарльза Сиднея Гиббса — одного из наставников цесаревича, выпускника Оксфордского университета. Цесаревич, с которым занимался Гибсон, отказывался учить английский язык — он считал, что если станет императором Российской империи, где все говорят по-русски, то английский ему не нужен. И Чарльз Гибсон как тьютор обсуждал с ним эту ситуацию, сопровождал его индивидуальную образовательную программу.
— В советское время тьюторства, конечно, не было?
— Официально, конечно, не было, но в практике тьюторские прецеденты были! Например, основатели Физико-технологического института (МФТИ) в своё время проходили стажировку в Кембридже, а этот университет ввёл тьюторскую модель. Вернувшись в Россию, они воссоздали тьюторскую модель в своём университете. Естественно, само слово «тьютор» не использовалось, но фактически МФТИ работал по тьюторской модели.
— Как вы пришли в тьюторство?
— Моя бабушка была учительницей, и я продолжила семейную традицию. В 1991 году мы с группой молодых учителей создали первую частную школу в Академгородке Томска. Я стала её директором и параллельно училась в Школе культурной политики у Петра Щедровицкого, где мы, в частности, разрабатывали саму тьюторскую модель. В частной школе мы были достаточно свободны и поэтому смогли организовать там тьюторскую практику. Это было 30 лет назад.
— И тогда же вы стали развивать сообщество тьюторов?
— Да, с 1996 года мы в Томске стали проводить ежегодные конференции по тьюторству, на которые съезжались педагоги со всей страны. Для нас не имело значения, называли они себя тьюторами или нет: это могли быть гувернёры, классные руководители, кто угодно — важно, какая у них была реальная педагогическая практика.
Мы обсуждали, что представляет собой тьюторство как антропопрактическая деятельность, так как уже тогда мы стали понимать, что антропопрактика шире, чем просто образование, — это практика по развитию человека.
Затем в течение десяти лет мы разрабатывали содержание тьюторства. У нас появилось много новых методик, технологий, способов тьюторской работы, мы начали выходить на различные специализации. Как минимум на специализации по предметности, по возрасту (когда тьютор помогает в разных предметах, но работает с подопечными — то есть тьюторантами — определённого возраста), по разным целевым группам (то, что сейчас называют тьюторством в инклюзии, тьюторством с одарёнными детьми, тьюторством в семейном образовании, тьюторством в «серебряном» возрасте и так далее).
Постепенно стало ясно, что если мы хотим, чтобы тьюторство официально считалось профессией со всеми вытекающими последствиями — трудовой книжкой, правом на пенсию, выслугой лет, возможностью работать в госструктурах, стандартами и этикой работы, — то надо создавать ассоциацию. Так в 2007 году была учреждена наша ассоциация.
Я, надо сказать честно, вначале этому сопротивлялась, потому что мне казалось, что работа ассоциации будет отнимать очень много сил от самой практической тьюторской работы, и это оказалось правдой. Но без этого мы оставались бы просто клубом или некой лабораторией, которая исследует тьюторство, а чтобы делать большой проект в масштабах страны, развивать профессию, должна быть какая-то институциональная структура.
Как развивалась тьюторская профессия
— Чем ассоциация занялась в первую очередь?
— Первое, что надо было сделать, — создать профстандарт тьютора. Мы занимались этим на общественных началах, то есть совершенно бесплатно и по собственной инициативе. Но мы понимали, что если не разработаем профстандарт сами, то потом официальные методические службы могут сделать нам такой профстандарт, по которому будет очень сложно работать. Поэтому надо делать самим. Мы успели сделать стандарт, который был утверждён, и тьюторство в России стало официальной профессией. В этом году мы получили уже третий президентский грант на развитие тьюторской профессии. К сожалению, наши друзья-коучи пока не создали свой профстандарт и коучинг для государства остаётся занятием, но не профессией.
Вывод из этого можно сделать такой: профессия не создаётся только на уровне содержания. Чтобы продвигать профессию, очень важно административно и организационно её закрепить.
— Сложно было закрепить совершенно новое понятие в сфере российского образования — тьюторинг?
Сейчас, конечно, можно было бы сказать «наставник», но «наставник» — более широкое понятие, а «тьютор» — это уже конкретная профессия. Это как в спорте — есть любительский спорт, а есть профессиональный.
— Но, по сути, тьютор — именно наставник и есть?
— Тьютор — это такой особый профессиональный наставник в области самообразования. Причём он наставляет не так, как это делают, например, мастера в профтехобразовании. Мастера наставляют в конкретных технологиях — как пилить, как рубить и так далее, а тьютор наставляет именно в самообразовании, помогает человеку начать строить свою индивидуальную образовательную программу.
— В профстандарте написано, что тьютор — это педагог, который сопровождает индивидуальный учебный маршрут, но сам профстандарт относится к группе не учительских, а воспитательных профессий. Почему?
— Профстандарт отдельной профессии в нашей стране не утверждают, значит, нужно было выбирать группу, к которой относится наша профессия. В «учительскую» группу мы не пошли — иначе тьюторы всё время считались бы помощниками учителей. Мы пошли в группу «воспитательных» стандартов, так как там в обосновании целей было написано, что воспитание — это передача ценностей и развитие личности, а понятие развития личности нам было очень близко.
— Чем ещё занимается Ассоциация?
— У нас в Тьюторской ассоциации были разные периоды. Был период идеологический, когда мы всем рассказывали о том, чем индивидуальный подход отличается от индивидуализации, чем тьютор отличается от учителя и коуча и так далее, и писали много статей.
Потом начался период освоения тьюторских технологий. Мы стали создавать региональные отделения и повышать квалификацию педагогов за счёт формирования у них тьюторских компетенций. У нас на сегодняшний день 12 региональных отделений, которые имеют право проводить повышение квалификации. Плюс к этому у нас есть восемь магистратур в разных вузах страны — теперь можно в разных местах получить образование тьютора.
Ещё мы сертифицируем тьюторов, которые получали образование или в наших региональных отделениях, или в других местах. Мы принципиально делаем это бесплатно, чтобы сохранить независимую экспертную позицию. У нас на сайте есть список сертифицированных тьюторов. Это очень важно, так как назвать себя тьютором может кто угодно, а вот знаком ли этот тьютор с профстандартом и этическим кодексом тьютора — большой вопрос.
— Вы упомянули, что ассоциация много занималась методиками, технологиями тьюторской работы. Но тьюторство зародилось в Англии. Значит, тьюторские методики в основном — западные?
— Как раз наоборот! Когда я впервые собралась ехать с докладом про тьюторство на международную конференцию, мои друзья из Министерства образования говорили: «Что ты поедешь смешить народ? У них с XII века тьюторство». Я отвечала: «Ничего, а я буду рассказывать, как развивается тьюторство у нас».
Через несколько лет в одной из наших ежегодных тьюторских конференций участвовали англичане. Я спросила: «Что вам в наших тьюторских конференциях интересно? Вы же это всё уже придумали давно». Они сказали: «Татьяна, у нас всё это начиналось в XII веке, а сейчас просто воспроизводится традиция, уже никакого развития, к сожалению, нет. Нам очень интересно наблюдать, как это у вас сейчас всё так живо происходит».
Совсем недавно, например, я получила из Сингапура приглашение на пленарный доклад — просят рассказать о том, как работает тьюторская практика в России.
Мы, российские тьюторы, действительно поначалу многого не знали. Как говорят на Западе, если занимаешься интеллектуальной гуманитарной деятельностью, то ты должен уметь читать как минимум на трёх языках — английском, немецком и французском. Но мы на иностранных языках не читали, к сожалению, и многое придумывали сами. Что-то, конечно, оказывалось «велосипедом», это понятно, но что-то совсем новое тоже было.
У нас, например, есть своё ноу-хау, которое я уже четыре раза на Западе представляла, — это личностно-ресурсное картирование как один из форматов работы современного тьютора. Мы про этот особый способ тьюторской работы написали книгу, в которой проанализировали особенности работы с личностно-ресурсным картированием в дошкольном возрасте, в школе, со взрослыми и так далее.
Этика тьютора: на чьей он стороне?
— Зачем понадобился этический кодекс тьютора?
— В какой-то момент мы поняли, что профессия не охватывается только технологией и профстандартом. Ты можешь быть технологически очень развит, а ценностно — нет. Было несколько прецедентов, после которых стало ясно, что мы должны этически закрепить определённые принципиальные положения. Например, была очень некрасивая ситуация, когда тьютор начала работать с тьюторантом, но не закончила свою работу, а деньги родителям не вернула. Или когда тьютор для технической поддержки во время работы в онлайне пригласила помощников, но с родителем тьюторанта это не обсудила, а родитель не захотел рассказывать про своего ребёнка при посторонних людях. Вот такие ситуации мы и захотели в будущем предупредить за счёт введения этического кодекса.
— Этот кодекс принят раз и навсегда, или он всё время дополняется?
— Понятно, что сразу всё учесть невозможно. Этический кодекс — это примерно как клятва Гиппократа в медицине, но постоянно усложняющаяся. Ничто не мешает нам каждый год дополнять и редактировать его.
— Можете на конкретных примерах пояснить, в чём заключается этика тьюторства?
— Например, очень важно, чтобы до начала работы тьютор согласовал ожидания как с родителями, так и с самим ребёнком. Если у ребёнка есть свои замыслы, которые расходятся с желаниями родителя, то тьютор проводит ряд переговоров, но если согласия достигнуть не получается, то тьютор не начинает работать.
Тьютор должен честно сопровождать интересы тьюторанта, даже если это маленький ребёнок. А если родители не поддерживают интересы ребёнка, то работа тьютора просто обессмысливается. Ведь тьютор приходит и уходит, а ребёнку с родителями жить.
— А если тьютор — сотрудник школы или вуза, то чьими интересами он руководствуется?
— Если тьютор работает в рамках институциональной структуры (детского сада, школы, вуза и так далее), то тогда необходимо согласование с родителем как представителем ребёнка, с самим ребёнком, администрацией школы или, например, классным руководителем.
Тьютор, работающий в школе, должен понимать, хочет ли родитель, чтобы у его ребёнка была такая услуга, потому что тьютор всё время работает на усиление позиции ребёнка, а это может усугубить конфликтную ситуацию, если она есть в семье.
— Что конкретно делает тьютор, чтобы усиливать позицию ребёнка?
— Он помогает создать такую среду, в которой можно было бы увидеть интересы ребёнка, и дальше помогает их представить во взрослом мире. Ребёнок ещё понятия не имеет, какие существуют науки и университеты, — он, может быть, жуками интересуется или камнями, но не знает, что есть энтомология или геология. Задача тьютора — раскрыть, поддержать и усилить его интерес. Как именно это сделать — каждый раз конкретная тьюторская работа. Для этого существует множество методик, в каждом конкретном случае она будет своя.
В чём суть работы тьюторов и почему педагогам трудно ими стать
— Чем тьютор отличается от коуча?
— Первое отличие: для коуча рабочий инструмент — цель. Если у человека нет цели, то, как правило, коуч работать с ним не будет. А для тьютора, поскольку у него образовательная практика, цели — слишком жёсткая категория, мы с ними практически и не работаем. Ребёнок, например, в три года не скажет, какая у него цель, а если даже скажет, что хочет быть пожарным, понятно, что нельзя к этому относиться как к серьёзной цели.
Поэтому тьютор работает с приоритетами, спонтанными интересами, с активностью. Отсюда второе отличие: коучи в основном работают со взрослыми, а тьюторы — с людьми любого возраста, начиная с трёх лет.
Наконец, третье отличие. Когда коуч говорит, что его цель — успех, это значит, он работает в социальной действительности, потому что успех — социальное действие, это то, как человека оценивает социум. А тьютор работает в образовательной действительности и опирается на другие категории — самообразование, индивидуальную образовательную программу. Это не значит, что мы не хотим, чтобы наши тьюторанты были успешными. Но для нас не так важна сама успешность — для нас важно, чтобы человек понимал свои приоритеты, видел свои образовательные шаги, ресурсы и мог выстраивать собственную образовательную программу.
Например, ребята, которые учатся сегодня в двух магистратурах одновременно, понимают, что хотят изучить параллельно оба профессиональных направления, а дальше сами «связать» их. Они, скорее всего, будут в итоге успешны, потому что у них больше компетенций. Но мы работаем не с их успешностью на рынке, а с их образовательной программой.
— Какой карьерный трек возможен у тьюторов?
— Есть много вариантов. Один из трендов — индивидуальное продвижение тьюторской практики. Начинающий тьютор может ездить на конференции, в летние университеты и на тьюторский сейшн (это проходит примерно как джаз-сейшн, где собираются музыканты и играют, только у нас собираются тьюторы и совместно работают). Как специалист тьютор растёт, потому что на конференциях слушает умных опытных людей, концептуально продвигается и сам делает доклады. На тьюторском сейшне можно реально поучаствовать в тьюторском сопровождении, а потом обсудить работу с коллегами.
В летнем университете мы постоянно устраиваем жаркие дискуссии по самым острым проблемам тьюторства. В какой-то момент, когда своя практика уже оформилась, можно книгу по тьюторству написать, например. Сегодня ты книжку написал, завтра технологию придумал, послезавтра практику защитил. Сейчас есть много путей профессионального тьюторского развития.
— Как стать тьютором?
— Можно начать с профессионального образования, выучиться на тьютора в магистратуре, можно пройти курсы повышения квалификации или переподготовки. Можно вступить в Тьюторскую ассоциацию. У нас всё максимально открыто — знакомишься с профстандартом, подписываешь этический кодекс, платишь организационный взнос и становишься членом Ассоциации.
— Обязательно ли у тьютора должно быть базовое педагогическое образование?
— Нет, даже для поступления в тьюторскую магистратуру это на сегодняшний день необязательно. Базовое образование у тьютора может быть любым, нет никаких ограничений. Например, одна из ведущих наших тьюторов Лада Лазарева, которая сейчас руководит тьюторским центром дошкольного образования, изучала в МАИ теоретические основы авиационного крыла. Придя к нам, она окончила магистратуру и сейчас очень успешно работает тьютором.
Учителям в чём-то даже сложнее стать тьюторами. Когда мы делали первый набор тьюторов для нашей частной школы «Эврика — развитие» в Академгородке Томска, некоторым педагогам пришлось отказывать, так как очень трудно сменить учительскую позицию на тьюторскую.
Вот учитель входит в класс и говорит: «Так, тема урока — глагол», хотя у него никто про глаголы не спрашивал, не интересовался, зачем они нужны. Учитель всё время отвечает на какие-то вопросы, которые ни он сам, ни ученики ему не задавали, — просто потому, что учебная программа уже задала готовые ответы. А тьютор, наоборот, всё время задаёт вопросы тьюторанту, избегает готовых ответов.
— В основном люди какого возраста идут в тьюторы?
— Если говорить о нашей магистратуре в МГПУ, то в этом году у нас на курсе средний возраст — 47 лет. В этом смысле мы наконец «доросли» до западного варианта. Первые годы в нашей тьюторской магистратуре учились в основном «мальчики» и «девочки», которые поступали к нам сразу после окончания бакалавриата.
В европейских странах тьютор — возрастная профессия. В Оксфорде, Кембридже тьюторам, как правило, за 50. В первую очередь потому, что это ответственная работа, для неё надо уже иметь за плечами жизненный опыт.
В этом году к нам пришло много людей, которые окончили МГУ: психологический факультет, социологический, культурологический. Одна из пришедших — музыкант по первой профессии. Всем в основном за 40. Они осознанно хотят получать профессию тьютора. Я считаю, что это очень важно.
— Тьютор — какой он человек?
— Когда в первые годы существования Ассоциации нас часто спрашивали: «Кто такой тьютор?», мы отвечали: «Это очень рефлексивный человек непростой судьбы». Если у тебя самого судьба была непростая, ты менял что-то, от чего-то отказывался и что-то выбирал, а потом это глубоко анализировал, то ты рефлексивный человек и можешь стать тьютором, потому что ты можешь многое в сопровождении тьюторанта со своим опытом связывать.
— Сколько в среднем стоит работа тьютора?
— Пока тьюторы ориентируется на стоимость услуг репетиторов в своём регионе. Например, московская услуга репетитора — от одной до трёх тысяч рублей в час, и московские тьюторы тоже работают по таким же расценкам. Правда, сейчас, поскольку тьюторы вышли на онлайн-рынок, региональные расценки не всегда показательны. И мы специально решили в этом году посвятить этой теме Летний университет тьюторства (ЛУТ-2021), который пройдёт в Удмуртии. Будем как раз разбираться с этим вопросом. Если вас это интересует, можете присоединяться и регистрироваться. На сайте Ассоциации уже висит информационное письмо.
— Тьюторы сейчас чаще работают на фрилансе или всё-таки при школах и вузах?
— У нас в стране сейчас, как вы сами видите, расцвет частного образования. Сильные педагоги, которые мыслят инновационно, стараются уйти в основном в частные школы или в отдельные очень свободные государственные. Так же и с тьюторами. Если взять «Хорошколу», «Новую школу», «Новую гуманитарную школу», «Летово» — там везде есть тьюторские группы.
И в каждой школе, работающей с тьюторской моделью, есть выпускники наших московских тьюторских магистратур МГПУ (теперь у нас уже две магистерских программы — «Тьюторство в сфере образования» и «Тьюторство в цифровой образовательной среде»).
За эти 11 лет у нас 165 выпускников. Многие из них работают в образовательных организациях, но часть ребят из каждого выпуска уходит в свободное плавание, на фриланс.
— А как обстоят дела с тьюторством в государственных школах?
— Тьюторство в основном существует в инновационных государственных школах. В госшколах вообще сейчас ситуация колоссальной растерянности. Раньше там многое держалось на формирующей позиции учителя: «Ребята, смотрим все на меня, не отвлекаемся!» Но одно дело — говорить это в классе, и совсем другое — на дистанционном онлайн-занятии. Если детям на онлайн-уроке неинтересно, они просто выключают компьютеры и потом говорят: «Ой, у нас что-то с электричеством случилось». Так что эпидемия COVID-19 ввела многих учителей в состояние растерянности. Поэтому во многих госшколах сейчас, наконец, заговорили о тьюторстве как о возможном ресурсе в современном образовании.
— Как, на ваш взгляд, дальше будет развиваться тьюторство в России?
— На мой взгляд, в каждую эпоху какая-то педагогическая позиция становится базовой, ведущей. Сейчас только ленивый не говорит о том, что мы оказались в эпохе перемен. Что это значит? На философском уровне это называют «парадигмальным сдвигом», когда одна картина мира заменяется другой. Мы все это видим.
В такой период каждому человеку становится очень важно понять и укрепить свой личный интерес. Независимо от того, в какой стране вы и ваш ребёнок завтра будете жить, какие профессии умрут, а какие появятся, нужно понять свой собственный интерес, что лично вам нравится и интересно делать. В сопровождении этого интереса, помощи в его углублении и выходе на образовательную программу и заключается работа тьютора.
Поэтому мне кажется, что в сфере образования освоение тьюторской позиции — то есть помощи человека человеку в развитии личности, индивидуальности через работу с собственным интересом и самообразованием — становится сегодня ключевым мировым трендом. И неважно, будете ли вы при этом называться тьютором, учителем или руководителем кружка, обладающим тьюторской компетентностью.