тсж завышает тарифы что делать
Временная УК выставила огромный счет. Что делать?
Застройщик после сдачи дома передал его в управление временной управляющей компании.
Пошли первые платежки с диким ценником за содержание жилого помещения — более 80 Р за квадратный метр.
На вопрос «А не раскатали ли вы губу?» уважаемая УК ответила, что по такой цене они заключили договор с застройщиком. Про постановление правительства с тарифом 27,6 Р ничего не знают.
Но ведь это неправильно? Получается, временная УК по договору с застройщиком могла установить и 80, и 180 Р за квадрат?
Виктор, управляющая компания действительно нарушает ваши права. Но вы можете требовать перерасчета в суде. Назначать стоимость услуг с потолка запрещено, но так делают, потому что люди редко готовы постоять за себя. Объясню по порядку.
Откуда взялась УК, которую никто не выбирал
Пока квартиры не переданы собственникам, последние не вправе выбирать управляющую компанию. Застройщик обязан не позднее 5 дней с момента ввода дома в эксплуатацию самостоятельно заключить договор с УК на время передачи квартир. Такой договор действует максимум 3 месяца, но его можно продлить любое количество раз.
До передачи квартир застройщик может договориться с управляющей компанией о стоимости обслуживания многоквартирного дома. Получается, что чем больше квартир застройщик передал новым собственникам, тем меньше у него прав влиять на управление домом.
Новые собственники квартир могут провести общее собрание, выбрать другую УК и определить размер платы за содержание жилого помещения. Пока они этого не сделали, продолжает действовать первоначальный договор между застройщиком и выбранной им УК по согласованному ими тарифу. Собственники могут оспорить этот тариф в суде, не отказываясь от услуг управляющей компании.
Кто определяет тариф на содержание жилых помещений
На государственном и муниципальном уровне установлены предельные размеры тарифа на содержание жилья. Городская администрация считает максимальную сумму, которая необходима для поддержания многоквартирного дома в порядке. Чтобы требовать больше денег, УК нужны веские основания.
Если собственники квартир не договорились о размере платы за содержание жилья, его определяет орган местного самоуправления в соответствии с рекомендациями Минстроя — исходя из среднего размера платы в конкретном регионе и в конкретном типе домов с ежегодной индексацией.
Стоимость таких услуг не может быть случайной. Размер платы за содержание жилых помещений должен быть разумным и достаточным, чтобы поддерживать дом в надлежащем состоянии в соответствии с санитарными и техническими требованиями. То есть дом должен быть безопасным для жизни и здоровья людей и для их имущества.
Собственники должны беспрепятственно проходить в квартиры и нежилые помещения через двор и подъезд. Собственникам нужно обеспечить возможность в любой момент использовать воду, газ, электричество и отопление. Поэтому собственники обязаны согласовать размер платы за содержание общего имущества с управляющей компанией.
Когда и как надо спорить с УК
Управляющая компания обязана обосновать размер платы за содержание жилого помещения. Если он больше предусмотренного органом местного самоуправления, она должна обосновать еще и превышение. Плата должна быть соразмерна перечню работ и услуг, которые выбрали собственники.
Например, мой дом относится к категории «Многоквартирные жилые дома, имеющие все виды благоустройства (свыше 12 этажей), с лифтом». Для таких домов в Оренбурге на 2019 год установлен размер платы 26,9 Р в месяц за квадратный метр общей площади квартиры. Но на последнем общем собрании собственников многоквартирного дома мы согласились с предложением УК платить 22,26 Р — это в пределах нормы.
Поскольку у вас, скорее всего, не так и тариф превышает норму, вы можете защитить свои права в суде.
Аналогичное дело рассматривали в Рязани. Суд обязал УК произвести перерасчет платы за содержание жилья за три года до обращения в суд. Управляющая компания требовала плату выше, чем установлена городской администрацией, но не смогла обосновать свой тариф.
Обратите внимание, что по судебному решению перерасчет должны сделать только истцу. Всем соседям нужно обращаться за перерасчетом отдельно. Он возможен только за 3 года исковой давности.
Перед тем как что-то предпринимать, советую прочитать нашу подборку про управляющие компании: это пригодится в споре с вашей УК.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Двойные платежки по ЖКХ: что оплачивать и куда жаловаться
Жильцы многоквартирных домов иногда сталкиваются с ситуацией, когда им приходят сразу два платежных документа от разных управляющих компаний. Разбираемся вместе с экспертами, почему это происходит и что делать собственнику, если с него требуют заплатить за ЖКУ дважды или просто сильно завышают сумму в квитанции.
За что жильцы платят управляющей компании
Согласно статье 161 Жилищного кодекса, многоквартирный дом может обслуживаться как товариществом собственников жилья (ТСЖ), так и управляющей компанией (УК). В обязанности ТСЖ или УК входят обслуживание общедомового имущества, ремонт и поддержание этого имущества в исправном состоянии. Именно за эти услуги они и выставляют счета жильцам, тогда как суммы в платежке по оплате ЖКУ имеют право выставлять только ресурсоснабжающие организации — в Москве это Мосэнерго, Мосводоканал и другие.
В Единый платежный документ входит плата за следующие услуги:
Из всего перечня управляющая компания может выставлять счета только за содержание жилого помещения и капремонт.
Почему возникают двойные платежки и как действовать
Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса, многоквартирным домом может управлять только одна организация. Но нередки случаи, когда одним домом занимаются две УК. Как правило, это происходит в переходный период, при смене управляющей компании. Самый распространенный вариант — когда с одной договор заключили, с другой расторгли, но она с этим не согласна и продолжает рассылать жильцам платежные документы.
Резонансный пример
В конце декабря 2020 года суд Красногорска рассмотрел жалобы жителей 168 многоквартирных домов по вопросу двойных платежных документов. До декабря 2019 года дома находились в управлении ООО «ДЭЗ». Но с 1 января 2020 года платежные документы начала формировать новая управляющая компания — «ЖКХ-Онлайн». Однако вместе с новыми платежными документами жителям домов продолжали поступать дублирующие платежки от АО «Красногорский расчетный центр», в которых получателем денег значилась старая управляющая компания. В итоге суд запретил обеим УК изготавливать и направлять жильцам платежные документы, а также любым другим способом пытаться получить оплату или даже просто проинформировать о ней жильцов.
Если жильцы дома начали получать по два платежных документа с разными суммами, алгоритм действий следующий:
Если же выяснить, какая компания обслуживает дом, не удается, говорит адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев, оплачивать можно любую из двух пришедших квитанций.«С помощью оплаченной квитанции, в случае претензий от любой из УК, собственник легко докажет факт своевременной оплаты», — подчеркивает юрист.
Что делать при завышении сумм в единственной квитанции
Но спор управляющих компаний и две квитанции — это не единственный случай завышения ежемесячной платы за квартиру. Случается, что управляющая компания одна, а суммы в платежках буквально за месяц повышаются вдвое.
По словам основателя и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадима Ткаченко, чаще всего «задвоение» сумм по ЖКХ происходит из-за ошибок. Их допускает бухгалтерия управляющей компании, либо они обусловлены неправильной работой счетчиков и других устройств, фиксирующих потребление ресурсов.
«Если вы столкнулись с неправильным начислением платы за услуги ЖКХ, можно пожаловаться в управляющую компанию либо обратиться напрямую в организации, которые рассчитали неправильные суммы. Если перерасчет делать откажутся, стоит обратиться в суд. В моей практике был случай, когда человеку насчитали большую задолженность за предыдущие годы, хотя он оплачивал все услуги. И в суде помогло то, что он сохранил все платежки, подтверждающие исполнение обязанности по оплате услуг ЖКХ. В любом случае, если собственнику приходят платежные документы с большими суммами или по две квитанции от разных компаний, надо выяснять в чем дело и решать проблему», — говорит Вадим Ткаченко.
Адвокат Алексей Гавришев также отмечает, что «задвоение» счетов по оплате жилищно-коммунальных услуг происходит с завидной периодичностью и связано чаще всего с неверными расчетами. «Если сумма в платежке завышена, необходимо направить в УК официальную претензию с уведомлением о вручении и требованием привести в соответствие расчеты по услугам ЖКХ. Если никакой реакции не последует, через 30 дней можно обратиться с исковым заявлением в суд. Кроме того, один из наиболее эффективных способов — подача жалобы в прокуратуру, которая обязательно проведет проверку сложившейся ситуации», — советует юрист.
Управляющая компания подняла цены на свои услуги на 30%
В декабре 2019 года управляющая компания нашего дома разом подняла цены на управление, охрану и работу дворников на 30%. Квитанция за 46-метровую однушку подорожала на 1500 Р без учета воды, тепла и электричества.
Есть ли какие-то механизмы, ограничивающие эти процессы? Что мешает УК поднять тарифы на 100 или 1000%? Как мне, простому собственнику квартиры, не имея шансов провести хоть какое-то собрание дома, помешать этому?
Дмитрий, управляющая компания не может повысить цены на свои услуги без ведома жильцов. По закону тариф на услуги УК устанавливают собственники помещений в многоквартирном доме. А если УК решит повысить его по собственному желанию, собственники могут пожаловаться в жилинспекцию.
Сколько стоят услуги УК
Цены на ремонт и обслуживание жилья устанавливают на общем собрании собственники помещений в многоквартирном доме — МКД. Для нанимателей, проживающих в муниципальных квартирах, тариф определяет местная администрация.
Тариф на оплату содержания и ремонта общего имущества МКД формируется в три этапа: собственники рассчитывают его с учетом предложений УК, согласовывают и утверждают. Его устанавливают на срок не менее года.
Тариф зависит от перечня и периодичности обязательных и дополнительных работ и услуг по дому. Например, убираться в подъезде могут один раз в неделю или каждый день.
Уборка двора, вывоз мусора, прочистка вентиляции, осмотр крыши, чтобы не было протечек, — чем больше работ выполняет УК и чем чаще это делает, тем больше придется платить жильцам. УК готовит расчеты, а собственники помещений проводят общее собрание и утверждают на нем размер платы за содержание и ремонт жилья.
Если собственники по какой-то причине не смогли принять решение по тарифу — например, не собрали кворум на общем собрании или не сумели договориться и проголосовать, — его устанавливает местная администрация.
Тариф на содержание и ремонт и порядок его расчета указывают в договоре управления.
Как меняются тарифы
По закону УК не может устанавливать и менять тариф на свои услуги в одностороннем порядке: сделать это могут только собственники на общем собрании. Они вправе исключить какие-то составляющие тарифа или добавить новые и тем самым изменить размер платы за содержание и ремонт жилья.
Например, сначала жильцы могут решить, что УК должна следить за чистотой стен и закрашивать граффити. А потом передумать: перестать бороться с надписями на стенах, зато уменьшить тариф. Или, наоборот, добавить в перечень услуг обслуживание альпийской горки во дворе и, соответственно, доплатить за это.
В конце года управляющая компания должна представить собственникам помещений в МКД отчет о хозяйственной деятельности. На основании такого отчета собственники могут изменить тариф на следующий год. Но только если сочтут это нужным. Например, если крышу нужно латать чаще обычного, а субсидию на замену из фонда капремонта обещали выделить только через год, жильцы могут увеличить расходы на починку, чтобы с потолков в квартирах на верхних этажах не текла вода.
Что делать, если УК сама повысила тарифы
Дмитрий, на всякий случай проверьте, вдруг вы пропустили сообщение об общем собрании, на котором пересмотрели тариф.
Решение должны были разместить в вашем доме в месте, выбранном на общем собрании собственников. Оно должно быть доступно всем собственникам. Чаще всего решение вывешивают на информационных досках, которые обычно есть в каждом подъезде. Разместить решение должны не позднее 10 дней со дня принятия.
Если голосование шло с помощью системы ГИС ЖКХ, решение автоматически сформировалось в протокол и появилось в системе в течение часа после окончания собрания.
Если жильцы не принимали решение об увеличении тарифа и УК повысила расценки по собственному желанию, вы можете пожаловаться в государственную жилищную инспекцию — ГЖИ. Ее сотрудники проведут внеплановую проверку и предпишут управляющей компании устранить нарушения.
В таких случаях инспекторы ГЖИ обычно обязывают УК сделать перерасчет за тот период, когда она начисляла плату по самовольно установленному тарифу. Еще УК обяжут в дальнейшем начислять плату по тарифам, которые утвердило общее собрание собственников МКД. УК должна будет сделать перерасчет в установленный ГЖИ срок и представить документы, подтверждающие исполнение предписания.
Кстати, все остальные коммунальные услуги тоже оплачиваются по тарифам, и мы уже рассказывали, на сколько подорожают услуги ЖКХ в 2020 году.
Что делать, если УК составила фиктивный протокол общего собрания
Бывает, что недобросовестные управляющие организации подделывают протоколы общих собраний жильцов. Если начнете возмущаться высокими ценами на услуги УК и потребуете их обосновать, управляющая компания покажет протокол, по которому все якобы решили жильцы и все законно.
Протокол можно проверить. Для начала поговорите с соседями. Спросите, кто из них участвовал в собрании об увеличении тарифа и голосовал за повышение цен. Если соседи скажут, что первый раз слышат о таком собрании, скорее всего, УК сама сделала протокол.
Жалоба в Госжилинспекцию. Можно и не говорить с соседями, а сразу пожаловаться в ГЖИ. Жалоба может быть коллективной, если кто-то из соседей к вам присоединится.
УК обязана передать протокол общего собрания собственников в ГЖИ в течение 5 рабочих дней с момента, когда получит его от инициатора собрания. В госжилинспекции протоколы хранятся в течение трех лет.
ГЖИ поднимет переданный протокол и проверит его достоверность. Госжилинспекция опросит проголосовавших, действительно ли это их подписи стоят в протоколе. Если кто-то из собственников помещений в МКД скажет, что подпись не его, ГЖИ обратится в полицию. Сотрудники органов внутренних дел должны провести расследование и установить обстоятельства, при которых проходило собрание собственников.
За фальсификацию протокола руководителю УК грозит уголовная ответственность: арест на срок до 6 месяцев, ограничение свободы, принудительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет.
Суд. Другой вариант — сразу пойти в суд, чтобы признать протокол недействительным.
Например, так поступила жительница многоквартирного дома в Мурманске. Женщина заявила в иске, что ей, как собственнику жилого помещения, не было известно о собрании, его повестке и результатах голосования.
Инициатором общего собрания собственников МКД стала другая собственница. Выяснилось, что она одна участвовала в подсчете голосов и подписывала протокол.
В итоге суд признал решение общего собрания в части повышения тарифа на содержание и ремонт недействительным.
С таким же заявлением — о признании протокола о повышении тарифа недействительным — может обратиться в суд и госжилинспекция.
С некоторыми управляющими компаниями часто бывает много проблем: они обманывают, повышают тарифы и не реагируют на жалобы. Чтобы узнать, как с этим бороться, почитайте нашу подборку «Управляющие компании». Будет сложно, но вот так по закону.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Демократия подъезда: что нужно знать о товариществах собственников жилья
Товарищество собственников жилья (ТСЖ), управляющая компания (УК) и жилищный кооператив являются формами управления многоквартирным домом (МКД). Формат ТСЖ больше подходит для активных собственников, которые готовы принимать непосредственное участие в вопросах эксплуатации, благоустройства дома и общего имущества жильцов.
Рассказываем, как создать ТСЖ, в чем его отличие от УК, а также о плюсах и минусах этой формы управления МКД.
Что такое ТСЖ
Товарищество собственников жилья, согласно Жилищному кодексу, представляет собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом. Основная цель ТСЖ — благоустройство прилегающей территории, решение вопросов эксплуатации и содержания общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг.
Как создать ТСЖ
Чтобы создать ТСЖ, жильцы дома должны провести общее собрание собственников многоквартирного дома. За решение о форме правления в виде ТСЖ должны проголосовать более 50% собственников площадей в доме. На собрании также необходимо выбрать правление ТСЖ, председателя и ревизионную комиссию, которая будет контролировать работу правления и председателя. Сроки их полномочий могут составлять как один год, так и больше. На собрании необходимо принять устав товарищества. Затем документы нужно подать в Жилищную инспекцию для регистрации, а также оформить юридическое лицо.
Правление ТСЖ занимается текущими вопросами управления и эксплуатации дома. Все существенные вопросы, которые влияют на жизнь в доме, должны решаться на общем собрании собственников. Для принятия решений нужно набрать более 50% голосов.
Права и обязанности ТСЖ
В обязанности правления ТСЖ, согласно Жилищному кодексу (ст. 148), входят управление домом, заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества. Также правление может подписать договор с управляющей компанией на обслуживание дома и оказание различных услуг. Разница в случае с управляющей организацией в доме в том, что деньги ей перечисляются по факту выполнения работ. ТСЖ самостоятельно может нанимать подрядчиков на необходимые услуги. За выполнение работ перед собственниками отвечает выбранное правление, а перед ТСЖ — подрядчик.
ТСЖ регистрируется как юрлицо и имеет право вести экономическую деятельность на территории дома. Например, сдавать в аренду какие-то свободные площади, подвальные или технические помещения (этажи), размещать рекламу на фасадах здания и т. д. Вырученные средства могут пойти на дополнительное благоустройство и нужды для дома и двора, а также возможно сократить взносы жителей за какие-то определенные услуги в платежке. Все решения о заключении договоров с подрядчиками и другие важные вопросы принимаются на общем собрании.
Плюсы и минусы ТСЖ
У формы управления ТСЖ есть свои плюсы и минусы. Чтобы все работало правильно, жильцам дома нужно быть активными и ответственными собственниками, а управлением должны заниматься компетентные и честные люди.
Как пожаловаться на ТСЖ
Если жильцы столкнулись с недобросовестными действиями ТСЖ, то можно написать жалобу на имя ее руководителя с просьбой разобраться в ситуации и принять меры. Если руководство не реагирует на претензии, необходимо обратиться в Жилищную инспекцию (когда проблема касается технического обслуживания и эксплуатации дома). Если проблемы в завышенных тарифах, неверных расчетах, а также в отказе предоставлять жителям информацию об услугах и выполнении тех или иных работ, следует обратиться в Роспотребнадзор. Если по результату обращений в эти органы и в ТСЖ не были получены ответы, а нарушения не были устранены, следует обращаться в прокуратуру или суд.
Жалоба на ТСЖ должна быть аргументированной, рекомендуется прикладывать все возможные доказательства и требования. При ее подготовке следует опираться на законодательные нормы, в первую очередь — на Жилищный кодекс и устав ТСЖ. В соответствии с Жилищным кодексом (п. 1 ст. 143.1) устанавливается право на обжалование решений ТСЖ. Основанием может выступать не только невыполнение взятых обязательств, но и нарушение прав собственников.
Как найти управу на ТСЖ?
В конце 2018 года у нас проводилось собрание собственников МКД в заочной форме. В повестке собрания были различные вопросы, но не было вопросов об увеличении ставок на содержание и ремонт мест общего пользования. Вообще не было никаких финансовых вопросов по обслуживанию нашего дома. Но в январских квитанциях на оплату ставки повысились по всем пунктам. В ТСЖ ответили, что у них есть полномочия устанавливать ставки на собрании членов товарищества. Но у нас половина собственников не являются членами ТСЖ. Как нам поступить? Куда жаловаться? И можно ли не оплачивать эту разницу в тарифах?
В силу ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества в соответствии с уставом.
Часть 6 ст. 155 ЖК РФ и п. 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, предусматривают, что не являющиеся членами товарищества собственники вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с таким товариществом. При этом размер платы для них, равно как и для членов товарищества определяется органами управления товарищества на основе, утвержденной в установленном законом порядке сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Проведение общего собрания собственников в таком случае не требуется.
Также для сведения сообщаем, что в силу ч. 2 ст. 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, если в вашем случае членами ТСЖ являются собственники, обладающие менее, чем 50% голосов от общего количества, то необходимо ставить вопрос об изменении способа управления домом.