труд облагораживает что это значит
Труд облагораживает человека?
Труд облагораживает человека. Интересно, какого века, это изречение?
И так ли это, на самом деле? В чём, приобретённое в труде благородство, заключается? В килограммах почётных грамот, медалях, вымпелах, или присутствием вашей фотографии, на доске почёта? Может быть, такие критерии благородства и существовали раньше, в бытность советского минимума, то сегодня едва ли кого заставишь, рвать пупок, вылезая из кожи вон, скажем за звание – лучший работник месяца. Конечно, оговорюсь, если получение этого звания, не будет подкреплено рублём.
Но согласитесь, это уже из другой песни, в которой нам не улыбнётся, встретить слов о благородстве. Это скорее, частный интерес, пополнение личного кармана, для увеличения собственного достатка.
Так может быть здесь, в благосостоянии, нам и стоит поискать? И благородство сейчас меряется именно этим? Количеством приобретённых – заводов, газет, пароходов. Тогда, высказывание должно звучать несколько иначе – «Не всякий труд, облагораживает человека». И после идти разъяснения, какой именно. А далее, перечисление заповедей, которые, неизбежно придётся нарушить, занявшись им. Потому что, согласитесь. Редко, кому удавалось, если удавалось вообще, праведным, честным трудом, добиться обогащения, такого уровня. Для этого нужно быть, человеком с очень и очень, светлой головой. Извините, примеров здесь, я приводить не стану.
Так чем же всё- таки, измеряется уровень благородства, достигнутого через труд?
Однажды, мне довелось стать свидетелем, одной очень поучительной, на мой
взгляд, сцены. Сентябрьским, субботним днём, я стоял на остановке, в ожидании маршрутки. За остановкой, метрах в тридцати, находилось здание ЗАГСа. Не далеко от дверей входа, поджав под себя ноги, прямо на голом асфальте, сидела цыганка с завёрнутым в одеяло ребёнком. Второй ребёнок, девочка лет пяти, ходила рядом, с протянутой рукой, стараясь поспеть за каждым прохожим. Перед ЗАГСом выстроилась кавалькада из пятнадцати машин, каждая стоимостью от миллиона и более. Из здания выходили новобрачные, окружённые полусотнею друзей и родственников. Все поздравляли молодожён, буквально с ног до головы, засыпали их цветами. Шампанское лилось рекой. Впереди их ожидало, надо полагать, весёлое празднование, за роскошным столом, в каком ни будь, дорогущем ресторане. Компания была, как вы сами понимаете, далеко не из бедных.
В этот момент, цыганская девочка, с той же протянутой рукой, каким-то образом оказалась прямо перед молодой парой, направляющейся к лимузину. Через секундную, паузу, из-за спины жениха, выбежал, как мне тогда подумалось, свидетель. Он брезгливо взял девчушку, двумя пальцами за ухо и потащил её в сторону. Отведя с дороги, под общий хохот свадебной толпы, слегка поддал девочке под зад, носком туфля. И шествие продолжилось. А, малышка, уже привыкшая видимо за свою ещё короткую жизнь, к такому негативному к себе отношению, почёсывая ушибленный зад, засеменила к матери.
Свадебный кортеж, громко сигналя, унёсся в своё беспечное завтра, а к девочке, присевшей уже возле мамы, подошла старушка с батиком. Порывшись в своей старенькой сумочке, она протянула ей яблока и погладила по голове, что-то говоря при этом. Потом положила в подол её матери, какую-то бумажку, думаю десятку. Перекрестила их и своим, неспешным, старческим шагом, сутулясь и упираясь на батик, пошла дальше.
Так вот, к чему мне это вспомнилось? А не это ли ярчайший пример, полярности благородства и (бескультурья, хамства, вседозволенности, да и глупости, в конце концов, как в этом, конкретном случае). Да, у них свадьба, хлопоты, спешка и им не до цыганки – попрошайки. Кто они (короли жизни), и кто она, нищенка, без родины и флага. Нет им, не то чтобы, жалко было дать, ребёнку, любую купюру, у них бы не убыло, просто лень, бессмысленная трата, столь драгоценного времени. Кто она такая, не до неё.
А, вот у старушки, нашлось и время, и чуткости к чужой беде, и денег в её кошельке, в разы меньше, но оторвав от себя, она в стремлении помочь хоть чем-то, поделилась, может быть последним. Не думая вовсе, с кем. Ей безразлично, цыгане это, или наши беженцы. Милосердие у неё в крови. А может быть, как раз оно и приобретено, в труде и причём, далеко в нелёгком. Из смены в смену у станка, выполняя какую ни будь, мужскую работу.
У каждого человека своё мнение, свой взгляд, своя оценка. Я лишь, вкратце высказал своё. Благородство – не имеет уровней, оно либо есть, либо напрочь отсутствует. Не знаю, приходит оно через труд, или передаётся по крови, можно ли его привить? Хотелось бы мне найти ответы на эти вопросы…
——————19.02.2013 г.——————-
Труд облагораживает человека
Кто не знает этой расхожей фразы В.Г.Белинского, но часто ли мы задумывались над её глубинным смыслом. Какой абитуриент не согласился бы на сочинение по такой теме. И по тому, как он осветил бы её, можно было бы сказать так много о нем, самом. Монотонный, тяжелый и непосильный труд убивает в человеке стремление ко всему прекрасному: физическому и интеллектуальному совершенству, творчеству, возвышенным чувствам и любви.
Физическое и нервное истощение, когда оно каждодневное и безысходное, вытесняют в человеке все человеческое: мечту, устремленность к высокому и чистому. Даже, если в человеке еще и живы эти чувства, на проявления и совершенствование их не остается ни времени, ни сил – человек постепенно и неумолимо деградирует в животное, со всеми вытекающими признаками: покорностью, принижением чувства собственного достоинства, зависимостью, утрачивает самостоятельность и самодостаточность.
Одни начинают искать выход в обманчивом мире иллюзий, находя там кратковременное и иллюзорное счастье, подстегивают свои чувства. Погружаются в обманное и запретное, тем самым растрачивая остатки своих сил, здоровья и человеческого облика. Они так ищут свое счастье.
Наверное, прав был, все таки, Максим Горький, говоря, что «Человек создан для счастья, как птица для полета». И он ищет инстинктивно свое счастье – ему хочется быть счастливым, любой ценой. Часто –
не там и не так, где надо и как надо.
Другие, же, ищут выход в другой работе, когда на это достает времени, возможностей и желания. В работе, которая, уже не потребует таких затрат сил времени и энергии, принося, в то же время, гораздо большую выгоду и удовлетворение. Но таковой труд потребует от него творчества и постоянного поиска нового, как в объекте труда, так и в себе. На такое способен не каждый, но почти каждый уверен, что он способен на это. Уверовав в возможность и посильность такового труда, неспособный к таковому труду, неминуемо натолкнется на первый подводный камень.
Правда, творить можно, как ради красоты, которая спасет мир, так и ради «красоты», которая разрушает и разрушит мир. Этот подводный камень, уже более глубоко скрыт под водой и только творческий человек натыкается на него, в свое время. Но, тем не менее, мир человеческий, уже поделился – образовались целые нации, сообщества, династии и классы, чурающиеся простого физического труда – он стал, для них неприемлем и даже, зазорен.
Деньги и достаток играли и играют, особенно сейчас, не последнюю роль и для людей творческого труда. И этим подводным камнем, умело или, корыстно передвигая его, можно успешно управлять рекой творчества – давая ей простор или превращая, со временем, в ручеек.
Вычленяются, таким образом, попутно, и другие, более выгодные виды деятельности, требующие особых способностей и навыков: военная и государственная служба, политика и наука, торговля и ростовщичество и так далее. И до сих пор еще живет в народе поговорка: «Учись, а то коровам хвосты крутить будешь». Учеба, разумеется, много значит, но – не все. Не даром существует мнение, что академиком может стать каждый, только, один – в 30 лет, а другой – в 130 лет.
Но, и среди перечисленных идет постоянное перераспределение и обновление – играет здесь не последнюю роль более достойное вознаграждение, престиж и значимость, как, лично, для самого человека, так и для его семьи и окружения. Убеждения и мировоззрения человека, играют здесь не последнюю роль. И трудно сказать – имела бы Россия того Чехова, которым по праву гордится человечество, если бы его литературный труд, не приносил ему гораздо большую материальную выгоду и моральное удовлетворение, по сравнению с врачебной практикой. Вы скажете – все дело в таланте! Я отвечу – и в таланте, тоже.
Одно дело – графу, стать утром, с мужиками в прокос, для поднятия жизненного тонуса и подтверждения принципов равенства и справедливости. И совсем другое дело – крепостному, косить, сеять, жать и молотить, вручную, да еще и платить оброк помещику. А в черной избе – семеро по лавкам, и все просят есть – какое уж, здесь творчество и облагораживающий труд. И тем не менее, крестьянин много знал и умел, но знания его были, лишь, сметливы, расчетливы и наблюдательны – ибо, без этого трудно было выжить.
Такой труд не приносит истинного творчества и удовлетворения – он, лишь, позволяет выжить, а значит и не облагораживает человека. И история – тому доказательство и подтверждение. Сколько было разорено, убито и «кануло в Лету». Благородный человек не станет уничтожать прекрасное и возвышаться недостойно. Человека не может облагородить рабский, тяжелый, непосильный труд, ибо в нем так мало творчества и радости.
Труд облагораживает человека
Кто не знает этой расхожей фразы В.Г.Белинского, но часто ли мы задумывались над её глубинным смыслом. Какой абитуриент не согласился бы на сочинение по такой теме. И по тому, как он осветил бы её, можно было бы сказать так много о нем, самом. Монотонный, тяжелый и непосильный труд убивает в человеке стремление ко всему прекрасному: физическому и интеллектуальному совершенству, творчеству, возвышенным чувствам и любви.
Физическое и нервное истощение, когда оно каждодневное и безысходное, вытесняют в человеке все человеческое: мечту, устремленность к высокому и чистому. Даже, если в человеке еще и живы эти чувства, на проявления и совершенствование их не остается ни времени, ни сил – человек постепенно и неумолимо деградирует в животное, со всеми вытекающими признаками: покорностью, принижением чувства собственного достоинства, зависимостью, утрачивает самостоятельность и самодостаточность.
Одни начинают искать выход в обманчивом мире иллюзий, находя там кратковременное и иллюзорное счастье, подстегивают свои чувства. Погружаются в обманное и запретное, тем самым растрачивая остатки своих сил, здоровья и человеческого облика. Они так ищут свое счастье.
Наверное, прав был, все таки, Максим Горький, говоря, что «Человек создан для счастья, как птица для полета». И он ищет инстинктивно свое счастье – ему хочется быть счастливым, любой ценой. Часто –не там и не так, где надо и как надо.
Другие, же, ищут выход в другой работе, когда на это достает времени, возможностей и желания. В работе, которая, уже не потребует таких затрат сил времени и энергии, принося, в то же время, гораздо большую выгоду и удовлетворение. Но таковой труд потребует от него творчества и постоянного поиска нового, как в объекте труда, так и в себе. На такое способен не каждый, но почти каждый уверен, что он способен на это. Уверовав в возможность и посильность такового труда, неспособный к таковому труду, неминуемо натолкнется на первый подводный камень.
Правда, творить можно, как ради красоты, которая спасет мир, так и ради «красоты», которая разрушает и разрушит мир. Этот подводный камень, уже более глубоко скрыт под водой и только творческий человек натыкается на него, в свое время. Но, тем не менее, мир человеческий, уже поделился – образовались целые нации, сообщества, династии и классы, чурающиеся простого физического труда – он стал, для них неприемлем и даже, зазорен.
Деньги и достаток играли и играют, особенно сейчас, не последнюю роль и для людей творческого труда. И этим подводным камнем, умело или, корыстно передвигая его, можно успешно управлять рекой творчества – давая ей простор или превращая, со временем, в ручеек.
Вычленяются, таким образом, попутно, и другие, более выгодные виды деятельности, требующие особых способностей и навыков: военная и государственная служба, политика и наука, торговля и ростовщичество и так далее. И до сих пор еще живет в народе поговорка: «Учись, а то коровам хвосты крутить будешь». Учеба, разумеется, много значит, но – не все. Не даром существует мнение, что академиком может стать каждый, только, один – в 30 лет, а другой – в 130 лет.
Но, и среди перечисленных идет постоянное перераспределение и обновление – играет здесь не последнюю роль более достойное вознаграждение, престиж и значимость, как, лично, для самого человека, так и для его семьи и окружения. Убеждения и мировоззрения человека, играют здесь не последнюю роль. И трудно сказать – имела бы Россия того Чехова, которым по праву гордится человечество, если бы его литературный труд, не приносил ему гораздо большую материальную выгоду и моральное удовлетворение, по сравнению с врачебной практикой. Вы скажете – все дело в таланте! Я отвечу – и в таланте, тоже.
Одно дело – графу, стать утром, с мужиками в прокос, для поднятия жизненного тонуса и подтверждения принципов равенства и справедливости. И совсем другое дело – крепостному, косить, сеять, жать и молотить, вручную, да еще и платить оброк помещику. А в черной избе – семеро по лавкам, и все просят есть – какое уж, здесь творчество и облагораживающий труд. И тем не менее, крестьянин много знал и умел, но знания его были, лишь, сметливы, расчетливы и наблюдательны – ибо, без этого трудно было выжить.
Такой труд не приносит истинного творчества и удовлетворения – он, лишь, позволяет выжить, а значит и не облагораживает человека. И история – тому доказательство и подтверждение. Сколько было разорено, убито и «кануло в Лету». Благородный человек не станет уничтожать прекрасное и возвышаться недостойно. Человека не может облагородить рабский, тяжелый, непосильный труд, ибо в нем так мало творчества и радости.
Кто сказал, что труд облагораживает человека? Высказывания о труде
«Работа облагораживает человека», — так говорили люди старшего поколения с послевоенного периода до распада СССР. Потом как-то постепенно постановка стала терять былую славу.
Кто впервые произнес эту фразу? Известно, что он принадлежит популярному литературному критику Виссариону Белинскому. Его произведения за годы существования Советской власти и СССР получили широкую известность. Статьи Белинского, посвященные анализу произведений классиков, изучались в средней школе. Почему его мнение было важно для государства?
Белинский и социалистический реализм
Взгляды критика во многом совпадали с идеологией социалистического государства. Он был атеистом и развивал передовые идеи. Во многом Белинский был основоположником литературной критики. Он установил новые каноны в понимании поэзии и прозы. Белинский задал вектор развития литературного творчества как некоего политического механизма, способного влиять на мышление людей.
Идея Виссариона Белинского о том, что труд облагораживает человека, была взята за основу идеологами соцреализма и начала развиваться в правильном направлении.
О труде в социалистическом государстве
Рабочий в СССР был государственным фетишем. Пропаганда ударных строительных проектов шла полным ходом — новости о темпах и ходе строительства транслировались по радио и телевидению в программе «Время». БАМ, Днепрогэс и другие проекты заняли львиную долю внимания и пропаганды. Государству требовалось много дешевой рабочей силы для строительства крупнейших промышленных предприятий.
Более того. Развивалось движение «Барабанщик социалистического труда». Им выданы и вручены награды: ордена и медали. На весь мир тогда гремели имена известных горняков, комбайнеров, доярок. Их имена увековечены на картинах, о них сняты фильмы, написаны книги. Тот, кто сказал: «Труд облагораживает человека», отлично поработал, внес свой вклад в политическую жизнь страны.
Отношение к тунеядству
слово «паразит» стало модным. Это был человек, который официально нигде не работал. Теперь это будет называться фрилансером. Кроме того, в законодательстве страны была предусмотрена статья о тунеядстве, за которой последовали административные и судебные санкции.
То есть был культ работы. Обидно было не работать. В отдельные годы в СССР даже проводились рейды отрядов добровольной народной гвардии (ДНР), которые «искали» паразитов в течение рабочего дня в кинотеатрах, площадях и других местах.
А с огромных афиш и телеэкранов народу улыбались румяные победители социалистических соревнований, символы пятилеток, ударники и герои комсомольских стройок. Такая работа в обществе, созданном социалистической революцией, действительно сделала человека благородным. И в его собственных глазах, а главное — в глазах сознательной публики!
Известно много других утверждений о произведении. Например, у А. Блока: говорится, что слово «работа» написано на революционном знамени. Работа священна, она дает людям возможность жить, она воспитывает характер.
И. Айвазовский сказал, что для него жить — значит работать. Он также писал о легкости, которой можно достичь «тяжелым трудом».
О труде в целом
Но что это на самом деле? Выравнивание, низкие затраты на рабочую силу, сложные условия или невероятная гонка за рекорд. Так выглядит «медаль» с обратной стороны.
У М. Горького есть цитата, в которой он говорит, что если работа доставляет удовольствие, то и жизнь хороша. А если усталость — необходимость, то человеческое существование превращается в рабство. Эта точка зрения очень человечна. Это серьезно поспорило бы со словами Белинского в наше время.
С точки зрения физиологии и психологии для человека естественно желание развиваться. Это заложено в нем от природы. Работа — хороший помощник в этом. Но при этом отмечается, что если работа будет в тягость, результат будет отрицательным. Из года в год, совершая нелюбимые дела, люди испытывают колоссальную психологическую перегрузку. А организм реагирует болезнью и депрессией.
Облагораживание трудом
Если вы занимаетесь любимым делом, вы можете потерять привычку произносить слово «работа». Если дать человеку возможность найти себя, свою профессию или направление деятельности, он может преобразиться. Фраза «работа облагораживает человека», значение которой ранее было непонятно, сразу же обретает свое прямое значение.
Делая то, что они любят, люди стремятся узнать больше. Они хотят приобрести новые навыки и способности. У человека развивается интеллект, его душа. В народе есть поговорка: «Не хочешь работать, найди работу, которая тебе нравится». Истина в этом. Работа облагораживает человека, подталкивая к саморазвитию.
Виссарион Белинский, конечно, не знал, в каком контексте рассказ будет использовать его заявление. Но я думаю, он имел в виду ту работу, которую человек делает с удовольствием, для себя. От которого он может получать не только материальные блага, но и глубокое моральное удовлетворение.
Это понимали многие великие поэты, писатели, политики. Вот еще несколько примеров (как работа облагораживает) высказывания великих людей.
О. Бальзак писал о труде как о неизменном законе жизни и искусства.
У. Вейтлинг сказал, что работа и удовольствие — два основных условия общественной жизни.
Ф. Вольтер говорил, что жить — значит работать, и что жизнь человека состоит из работы.
Труд — смысл жизни?
В чем смысл жизни и что делать — вечные вопросы, которые не дают покоя мыслящим людям. Из вышесказанного становится понятно, что нужно искать работу по душе. Если это произойдет, человеку будет интересно просыпаться каждое утро, чтобы раньше приступить к работе. Он разовьется и станет качественно другим человеком! Сама собой отпадет проблема загнивания, не будет пьянства и тунеядства. В награду за такую работу Вселенная ответит крепким здоровьем и материальным благополучием.
Считается, что когда человек в гармонии с самим собой, у него все получается. Задача родителей и государства — организовать все так, чтобы дети с малых лет интересовались многими вещами и определяли свой дальнейший выбор. Ни в коем случае нельзя навязывать «детям» свои несбывшиеся мечты!
В этом смысл жизни: вырастить счастливых людей, которые могут работать и развиваться (облагораживаться). Но не только работать.
Труд для человека – рабство или свободное созидание?
Фраза – «Труд облагораживает человека», в Советском Союзе имела огромный вес и популярность. Её воспринимали как руководство к действию и повторяли как заклинание. Она звучала отовсюду: с экранов телевизоров, радио, с трибун всевозможных собраний и съездов членов, правящей на тот момент, Компартии. Автором выражения является литературный критик Виссарион Белинский, чьи работы в Советском Союзе были в большом почете. Их изучали со школьной скамьи. Отчего же, взгляды Белинского на социальное устройство общества, пришлись настолько по душе советским идеологам?
Литератор и соцреализм
Мировоззренческие взгляды Белинского на исторический процесс, и на устройство государства, во многом переплетались с идеями социализма и коммунизма. В кругу знакомых литератор слыл абсолютным атеистом и придерживался самых смелых, передовых философских идей.
Белинский по праву считается родоначальником литературной критики. С его легкой руки появились новые способы понимания поэтических и прозаических произведений. Именно Белинский задал направление литературного творчества, как инструмента идеологического влияния на мировоззрение и мышление народных масс. Идея Белинского о том, что труд преображает и облагораживает человека, настолько понравилась политтехнологам периода Советского Союза, что ее заложили в основание идеологии целого государства.
Труд в Советском Союзе
Трудящийся человек в Советском Союзе был настоящим фетишем. Телевидение и радио использовались в качестве инструмента для массированной пропаганды. В ежедневной программе «Время» новости об этапах ударных строек, транслировались как военные сводки.
Государству постоянно требовалась недорогая рабочая сила для возведения промышленных объектов. Был запущен проект «Ударник соцтруда». Имена шахтёров, комбайнёров, ткачих и других представителей рабочих профессий, бьющих рекорды производительности, не сходили с первых полос газет. О них писались книги, снимались фильмы. Победители соц. соревнований награждались грамотами и медалями.
Удивительно, как вокруг одной фразы удалось построить такой удачный идеологический инструмент.
Отношение к безделью
В Советском Союзе, в обиходе часто можно было услышать слово «тунеядец» – человек, который нигде не работал, без веских на то причин. Систематическое тунеядство преследовалось властями. На бездельничающего человека могло быть наложено административное взыскание и даже заведено уголовное дело.
С легкой руки правящей власти, в Советском Союзе создавались специальные группы из гражданских лиц, которые назывались «отрядами народных дружин». Граждане, входящие в эти, так называемые «дружины», наделялись определенными полномочиями. Дружинники часто получали задания выявлять прохлаждающихся в рабочее время в кинотеатрах, скверах, кафетериях тунеядцев, и передавать данные о них в соответствующие органы, для привлечения к ответственности.
Подобное отношение к тунеядствующим гражданам со стороны государства, говорит о создании и поддержании в СССР целого культа труда. Со временем, стереотип «ударно трудящегося на благо родины гражданина» настолько глубоко проник в психику населения, что отсутствие работы стало восприниматься как нечто постыдное, а неработающий человек казался ущербным.
Интенсивность пропаганды зашкаливала. Ударники комсомольских строек и победители различных соц. соревнований счастливо улыбались народу с плакатов на улицах и экранов телевизоров в квартирах. Восприятие труда в обществе, построенном в соответствии с социалистическими идеалами, облагораживало и возвышало человека в глазах окружающих его людей и его собственных, но так ли это было на самом деле?
О труде с разных точек зрения
Многие факты говорят о том, что у трудовых рекордов была обратная сторона: уравниловка, подорванное, непомерно тяжелыми нагрузками, здоровье, неоправданно заниженная стоимость труда. У Максима Горького есть замечательное высказывание по этому поводу. Он говорит, что жизнь ощущается счастливый и хорошей только когда труд, в удовольствие. Как только он становится необходимостью, человек автоматически превращается в раба.
Разве, рабский труд облагораживает человека?
Труд, который осуществляется через усилия и нежелание, есть нечто противоестественное самой человеческой природе. Отсюда депрессии, сердечно-сосудистые заболевания, другие проблемы со здоровьем, спровоцированные, нелюбимой работой.
Труд, как инструмент развития
Любимое дело сложно назвать трудом.
Фраза Белинского о том, что труд облагораживает людей, обретёт смысл только когда система позволит людям искать и находить себя. Занимаясь интересным делом, погружаясь в него с головой, человек всегда будет стремиться узнать больше, приобрести новые навыки.
В этом состоянии, естественным образом, развивается интеллект. Человек растет. Получается, что труд побуждает мыслящего индивида к саморазвитию.
Принимал ли это во внимание Белинский, озвучивая свою фразу, неизвестно, но хотелось бы верить, что под словом «труд» он подразумевал интересное и любимое занятие, от которого человек получает не только удовольствие, но и материальные блага.
Труд или занятие по душе?
Как быть и что делать – вечные вопросы, не дающие спать по ночам мыслящим людям. Если, говорить о труде, то в свете вышесказанного, становится очевидным – следует заниматься только тем, что нравится. Человек, нашедший сам себя в профессии, каждое утро будет просыпаться с удовольствием, и торопиться приступить к увлекающей его работе. В процессе, естественным образом он будет развиваться.
Проблема тунеядства и вредных привычек, таких как пьянство и наркомания, даже не возникнет, а наградой за увлечённую трудовую деятельность, станет хорошее здоровье и материальный достаток. Человек, находящийся в гармонии с самим собой, максимально эффективен в любой сфере.
Главная задача государства и семьи – обеспечить детей выбором профессии по душе. Именно в этом и есть смысл жизни – создать государство счастливых людей, которые будут свободным трудом познавать мир, преображать его и преображаться сами.