трайбл танец что это такое
Танец трайбл
Трайбл — это отдельный вид, жанр в современном танце, который соединяет в себе множество направлений. По-английски tribe — племя, а tribal означает племенной, свойственный какому-то племени. Танец постоянно развивается, преображается и обновляется. Определяющими понятиями являются точные выверенные движения, узнаваемые костюмы и, главное, дух «племенного сестринства».
Некоторые ошибочно объединяют трайбл с беллидансом, но между ними принципиальное отличие: первый демонстрирует женскую и силу, гордость, независимость, в то время как второй носит соблазнительный, кокетливый характер. Трайбл действительно имеет общие корни с традиционными восточными танцами, но в процессе своего становления он многое перенял от танцев цыган, а также фламенко и катхака — гордую осанку, ровную постановку спины, гордый подбородок, уверенную силу рук, экспрессивную пластику движений.
История
Все действительно началось с танца живота, который жители США наблюдали во время Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году. На то время нескрываемый эротизм этого танца, экзотические откровенные костюмы помешали увидеть в нем искусство и богатый символический язык. Долго на Западе восточный танец считали чем-то вроде стриптиза и исполняли только в кабаре или барах.
Увлеченные и преданные танцу всей душой танцовщицы предпринимали попытки вывести этот глубокий танец-обряд на более высокий уровень. Первой, кому это удалось, стала Джамила Салимпур, ее и считают основоположницей стиля трайбл. Наблюдая за движениями танцовщиц, слушая рассказы очевидцев и просматривая фильмы о Востоке, Джамила начала составление масштабного перечня-классификации движений. Название трайбл появилось позднее, поначалу Джамила Салимпур преподавала танец живота, но, поскольку сама не училась у мастеров, многое привнесла в танец от себя лично, а ученицы повторяли ее технику.
Еще одна знаковая фигура в истории трайбла Маша Арчер, ученица и последовательница Джамилы Салимпур. Ей удалось наконец перевести танец живота (в их с Джамилой прочтении) из категории красивой фоновой картинки для посетителей баров в разряд высокого искусства. Дело в манере исполнения Маши Арчер, по сути, в ее гордом и независимом характере. Она к тому же отказалась от исключительно арабского колорита танца, изменив костюмы и музыку, создав неповторимый эклектичный фольклорный образ.
Третья «мать-основательница» трайбла — Каролина Нерикко. Она долгое время училась у Маши Арчер, но 1987 году ушла, чтобы создать собственную труппу. Ее стиль сочетает в себе отдельные элементы техники Джамилы Салимпур и Маши Арчер, но он очень самобытен в то же время. Каролина Нерикко по праву считается основательницей того танцевального течения, которое сейчас называют «трайбл-данс».
Черты, особенности, характер трайбла
Важная оотличительная особенность трайбла перед танцем живота — групповая импровизация, при которой все участники делают одинаковые движения. По меткому сравнению самой Каролины Нерикко, группа танцоров напоминает стайку рыбок или птиц.
В то же время трайбл — это танец-демонстрация женской силы, такова его цель и смысловая основа. Это сближает его с фламенко, что видно по гордой осанке, подчеркнуто прямой спине и сильному положению рук.
Во время танца очень четко прослеживается серия изолированных движений: сохраняя осанку и неподвижный подбородок исполнительница производит удары и круговые движения бедрами и грудью.
Для трайбла подойдет практически любая музыка, он очень многогранен и пластичен, не допускается только легкомыслие, поверхностное кокетство, а в остальном полная свобода, от классики до электро, чаще всего, конечно, это вариации тему этнической музыки.
Костюмы
Визуальное восприятие у большинства людей превалирует перед остальными органами чувств, так что костюм чрезвычайно важен для танцора. Задачей, которая встала перед трайблом было подчеркнуть свою самобытность, отделиться от узкого направления танца живота. Поэтому наряды шьют из плотной непрозрачной ткани приглушенных оттенков. Синкретизм и этническое происхождение породили массу интересных элементов и оставляют простор для фантазии. В костюме для трайбла просматриваются черты Среднего Востока, Индии, Северной Африки, Центральной Азии.
Обязательными являются просторные шаровары, длинная юбка-клеш, длинный пояс с помпонами и кистями, платок на пояс, расшитый монетами, бисером, ракушками.
Открытый лиф четкого кроя и чоли (блуза, пришедшая из индийского национального костюма) служат основой верхней части костюма. Важной его составляющей являются также ожерелья, браслеты на руках и ногах, серьги, кольца, пирсинг. Все украшения обязательно должны быть крупными, массивными, их преувеличенно много, но они странным образом гармонируют между собой.
На голову иногда надевают тюрбан либо делают замысловатую прическу с цветами и нитями бусин. Основной макияж предполагает светлый тон лица и очень интенсивно выделенный темным глаза. Помада тоже используется темно-красная.
Своеобразным дополнением костюма часто бывают татуировки, как настоящие, так и сделанные хной. Их стилизуют под этнические рисунки племен Северной Африки.
Мужской костюм не так строго регламентирован, его создают для конкретного направления трайбла индивидуально.
Направления
Существует два главных направления — American Tribal Style (ATS) и Tribal Fusion.
Первый — американский племенной стиль сформировался в 70-80 годы в работе Каролины Нерикко. Классическая система ATS включает в себя более 100 разных движений, каждое из которых имеет свое устоявшееся название и «ключ» — движение подсказку, не заметное для зрителей, но понятное другим танцорам в группе. Таким образом достигается фантастический эффект какого-то тайного братства (собственно, племени), ведь танцоры могут исполнять номер вместе с поразительной синхронностью без предварительной репетиции. Его истоки — гавейзи, катхака и фламенко. Этот стиль предназначен только для группового исполнения, большое значение придается правильной технике исполнения движений, которая и обеспечивает идеальную синхронизацию.
ATS выходит за рамки танцевального шоу: это мастерская импровизация, колоссальное внимание, быстрая реакция. Это искусство, требующее большого мастерства.
Второе направление — трайбл фьюжн происходит от ATS, но несколько изменен, перестроен, индивидуализирован. Как правило, его танцуют соло или группой, но заранее планируя, как постановку. Так что ключи ATS в трайбл фьюжн не используются или используются крайне редко. Изначально фьюжн возник из-за вынужденного отъезда одной из учениц Каролины Нерикко. Прекратив работу в группе, она приспособила движения ATS к номеру-соло и придала им больше экспрессии и яркости, чтобы сделать более зрелищными.
Внутри фьюжн-направления существует множество более узких ответвлений:
1. Gotic Tribal-fusion — интересное смешение техники трайбла с эстетикой готического субкультурного направления. Печальный и мистический настрой очень органично ложится на трайбл-движения, его можно хорошо раскрыть в костюме, поэтому готическое направление снискало себе много приверженцев.
2. Vintage tribal-fusion — еще одно распространенное течение. Внутри него существует масса более частных направлений, самое популярное — стилизация под 20-30 годы ХХ века. Изменения, как правило, чисто внешние (костюм, музыка), а движения сохраняются в неизменном виде. Встречаются сюжетные постановки в стиле немого кино.
3. Balkanian Tribal-fusion — трайбл с ноткой «цыганщины»: экспрессивный, яркий, страстный. Наряды и аксессуары в цыганском стиле, пестрые, многослойные. Собственно, трайбл изначально многое заимствует у танцев цыган или у классического фламенко, так что речь скорее об избирательном усилении тех или иных «корней».
4. Indian Tribal-fusion — индийский колорит и некоторые движения из традиционных индийских танцев.
Обучение
Распространенной ошибкой является изучение трайбла самостоятельно по видеозаписям чьих-то выступлений. Этот танец сам по себе очень индивидуален, исполнение сильно зависит от танцора, а уж если речь идет о трайбл-фьюжн, тем более — каждый номер — это неповторимое произведение искусства.
Для эффективного освоения трайбла необходимо первоначально изучить базовые движения, азбуку. Только после этого можно приступать к самостоятельным импровизациям.
Изучение чужого стиля исполнения полезно, когда есть твердые знания классических движений, чтобы видеть границу между техникой и последующими «наслоениями».
Итак, трайбл достаточно молодое танцевальное течение. Секрет его популярности заключается в синкретичности, собирательности, как технических элементов, базы движений, так и костюмов. А также, наверное, в привлекательном «менталитете» этого танца: трайбл — это демонстрация женской силы и независимости, но без отрицания самой женской природы, без уклона в «маскулинность». Язык танца — один из самых понятных и универсальных в общении между людьми, и трайбл предоставляет женщине возможность выразить свой взгляд на мир.
Трайбл танцуют только девушки: все что нужно трайбл-танцовщице
Трайбл для женщин всё больше набирает свою популярность на территории России. Танец, включающий в себя стили различных народностей и движения сразу нескольких стран, покорил сердца миллионов женщин. Со временем трайбл дэнс превратился в целую культуру со своими правилами и наставлениями. На языке такого танца можно общаться с незнакомыми тебе людьми, при этом прекрасно понимая друг друга без слов.
Чем же так завораживает трайбл? Почему многие женщины всех национальностей, возрастов и религий с головой погрузились в эту культуру? Как создаётся волшебство групповой импровизации на сцене? Ответы на все эти вопросы вы найдёте в статье про трайбл дэнс.
Что такое “трайбл”?
Трайбл – это довольно экзотическое направление танца, изначально созданное только для женщин. Но никто не запрещает танцевать трайбл дэнс мужчинам, при условии, что их устроит специфика выбранного направления и танцевальный костюм, предусмотренные для женского пола.
В переводе с английского языка, трайбл обозначает “племя”, что предельно точно подчёркивает основу данного направления. Племенной, принадлежащий к какому-либо роду, таким изначально задумывался этот стиль. Именно поэтому в нём смешались элементы сразу нескольких народностей: восточные танцы Магриба, нотки фламенко из Испании, индийские кружения и тряски бёдрами от племенных цыган — гавэйзи. Основой стиля хоть и являются восточные танцы, отнести его к какому-либо точному подразделению практически невозможно.
Трайбл – гремучая смесь различных культур, направление, включающее в себя, казалось бы, вовсе не совместимые между собой вещи. В настоящее время этот танец завоевал любовь множества женщин из разных стран, способных общаться между собой на магическом языке танца. Ведь трайбл объединяет, создавая вокруг себя целое племя единомышленников!
Истоки трайбл дэнс
Изначально трайбл для женщин создавался, как некий бунт или протест против выставления излишней женской сексуальности на показ (особенно мужчинам). Раньше любой танец из серии “бэллидэнс” или, проще говоря, танец живота подразумевал в себе элементы стриптиза. Танцовщицы выступали полуобнажёнными, в сексуальных нарядах перед мужской аудиторией. Их целью было очаровать мужчин красотой своего тела и плавностью движений.
Трайбл же не подразумевает в себе элементов соблазнения. Его задача – получать удовольствие от танца. Танцовщицы как бы позволяют стороннему зрителю подсматривать за их действом. То есть теперь выступление направлено не на зрителя, а на саму исполнительницу. Да и костюмы стали более закрытыми, ведь теперь в них запрещается оголение интимных частей тела у выступающей девушки.
История создания трайбла для женщин
У трайбла, как танцевальной ветви, существует сразу три “мамы”, которые поспособствовали его созданию и дальнейшему развитию. Джамила Салимпур, Маша Арчер и Каролина Нериккио стоят у истоков зарождения трайбл бэллидэнс. Каждая из них внесла свой богатый вклад в танец, костюм и музыку этого стиля, каким мы его сейчас видим.
В 70-тые годы американка Джамила Салимпур дала старт возникновению нового для того времени стиля. Её ученица Маша Арчер подхватила идею преподавателя, продолжив совершенствование стиля. А уже более известная личность в трайбл культуре – Каролина Нериккио вывела формулу современного American Tribal Style (сокращённо ATS®).
Танцевальные направления в трайбле для женщин
Трайбл бэллидэнс делится на два основных направления, имеющих свои подстили и даже диалекты:
American Tribal Style (ATS®) – самая настоящая импровизация целой группы танцоров, разработанная Каролиной Нериккио. Танец могут исполнять небольшие группы от 2-ух до 4-ёх человек. Если количество девушек превышает четырёх человек – не беда, они просто отходят в хор, украшая танцующие соло группы красивой рамкой. Задача хора поддерживать выступающих танцовщиц, подыгрывая им на сагатах и иногда подавая голос через захарит. Сагаты – это музыкальный инструмент, на котором играют танцовщицы во время групповой импровизации, а захарит – громкий звук, издаваемый для поддержки своих соплеменниц по танцу.
Этот танец имеет свои ключи и подсказки, которые использует основной лидер, именно по ним остальные танцовщицы в соло группе и хоре подхватывают движения, с точностью копируя их. Именно так и рождается импровизация, завораживающая зрителя. Первый коллектив, исполняющий АТС: FatChanceBellyDance (сокращённо FCBD®), был создан самой Каролиной Нериккио. Он до сих пор существует, радуя зрителя своими выступлениями.
Tribal fusion – более современное направление данного стиля. “Fusion” так и переводится с английского языка “слияние”. Он подразумевает слияние двух и более танцевальных направлений. Его танцуют не только в группе, но и сольно. Если у ATS® существует четкий костюм, то здесь куда больше полёта для фантазии. Трайбл фьюжн также можно танцевать, одновременно подыгрывая на музыкальном инструменте – сагатах, либо использовать во время танца большие веера или вейлы (разновидность вееров с тканевым удлинением по краям). Классический Tribal fusion, какой он есть сейчас, зародился через выступления знаменитой Рэйчел Брайс.
У трайбл фьюжн существует большое количество подстилей. Например: трайблеск, индийский, фламенкийский, готический, винтажный, балканский и даже славянский! Причём каждое из этих направлений имеет своих звёзд, прославившихся за счёт их развития.
Трайбл видео «фьюжн»:
Игра на сагатах во время танца
Сагаты – музыкальный инструмент в виде четырёх металлических чашечек, каждая из которых крепится на резинке. Надеваются они на пальцы обоих рук (средний и большой пальцы). С их помощью выстукивается особый ритм для танца, подходящий также к его музыкальному сопровождению.
Сагаты бывают разных размеров, видов, рисунков. А их параметры и качество зависят напрямую от производителя. Лучшим вариантом сагат до сих пор считаются фирменные
Saroyan Mastercrafts. Стоят они довольно дорого, при этом славясь своим отличительным звонким стуком.
Костюм в трайбл дэнс
Костюм для танцовщицы – отдельная интересная тема, о которой можно говорить часами. Когда девушка только появляется перед зрителями, все заворожено разглядывают многочисленные детали её костюма.
Итак, для того, чтобы собрать классический костюм танцовщицы АТС, нам понадобится:
Платок, накрывающий весь костюм до и после выступления. Чаще всего используют асьют (сетка, расшитая серебряными нитями) или дупатту (индийская накидка).
Костюм для направления tribal fusion
В АТС’е существуют свои правила, относящиеся непосредственно к самому костюму. Нарушать их не желательно, дабы не испортить узнаваемость и уникальность стиля. Что же касается трайбл фьюжн, здесь дела обстоят куда проще, а правила в его случае заметно смягчаются. Главное – никакого обнажённого тела напоказ! Также здесь действует любимое женское правило: “чем больше украшений, тем лучше ”. Основные детали классического костюма для tribal fusion:
В остальном же допускается полёт вашей фантазии, и вы сами решаете, как украсить костюм. Довольно часто танцовщица создаёт свой образ самостоятельно, подстраивая его специально под определённую музыку.
Макияж для выступления
Так как чаще всего выступление происходит на сцене, то танцор выбирает более яркий и заметный издалека макияж. Что касается ATS®, то приветствуется сильный смоки айз, яркая красная помада и выделенные скулы. Изредка же используют специфические рисунки на лице – харкуз.
Во фьюжне особых ограничений по макияжу нет, поэтому здесь многие выступающие любят проявить свой талант визажиста во всей красе.
Трайбл тату: ищем сходство
Нередко девушки, выбирающие для себя такой экзотичный вид танца, любят дополнять красоту своего тела татуировками или рисунками мехенди. Тем самым они украшают костюм, отлично подчёркивая выбранный образ.
Существует также отдельное направление татуировки, посвященное племенным мотивам. Трайбл тату представляет собой незамысловатые линии и узоры, игриво переплетающиеся между собой.
В чём приходить на занятия трайблом?
Не стоит пугаться обилия деталей в костюме и тем более их цены. В первый день занятий, никто не заставит начинающего ученика тут же собирать свой первый костюм. Большинство исполнительниц собирали костюмы не один месяц, и даже не один год.
Для того, чтобы выступать с таким красивым танцем, придётся выучить все движения (а их довольно много) и как следует отточить свою технику. Без правильно поставленного корпуса и идеально отработанной техники, танец теряет всю свою магию. На занятия в танцевальный класс лучше всего приходить в максимально удобных вещах. К примеру, в пышной ярусной юбке или же в простых леггинсах. Для того, чтобы усилить некоторые движения, можно надеть платок с помпонами или висюльками на бедра. Обычно занятия проходят босиком или в чешках.
Учимся танцевать трайбл для женщин
Чтобы овладеть техникой женского танца, придётся приложить немало сил для изучения его основных движений. Например, АТС включает в себя большое количество сложных движений, комбинаций и ключей-подсказок. Также именно для АТС разработаны специальные формации выступлений, такие, как «кафе формат» или «дуэллинг дуэт».
Во фьюжне существуют уже готовые связки, которые можно выучить по видео урокам в Интернете. Но основа фьюжна всё равно строится на жёстком корпусе и базе АТС.
Основные отличия трайбла от танца живота:
Детский трайбл
Современный трайбл – это постоянные новшества в уже сложившимся стиле. Теперь некоторые преподаватели передают своё мастерство танца не только взрослым дамам, но и детям. Поэтому сейчас детский трайбл набирает большую популярность, как в России, так и за рубежом.
Что дают занятия трайблом женщине?
И это ещё не все причины, чтобы записаться на занятия трайблом для женщин! Помните, трайбл объединяет!
Автор полезной статьи: Алёна Климова
Трайбл танец что это такое
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Змеиный танец
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к истории возникновения восточных танцев на западе и главным образом в США. Впервые западные жители увидели необычные танцы восточных красавиц на Чикагской ярмарке в рамках экспозиции «Улицы Каира». Тогда танец, грациозно исполняемый в открытом костюме (полупрозрачная шифоновая юбка, бра и пояс), получил название «кабаре» и очень долго приравнивался западными жителями к стриптизу. Так, с легкой руки, уникальный по красоте и изяществу Raks Sharqi утратил свое сакральное и историческое значение. Но те танцовщицы, которые интересовались восточной культурой и понимали всю несправедливость такого положения, в конце концов, стали уходить от выступлений в барах и кабаре, пытаясь поднять уровень восточных танцев в глазах зрителя.
Первой стала Джамила Салимпур. Ее по праву считают основоположницей племенного стиля. Она создала большую труппу, где танцоры представляли фольклорные танцы (как правило, племен Gaveizi и Ould Nail) в понятной для американского зрителя интерпретации. Она стала наблюдать за танцовщицами и вводить словарь терминов и наименований движений. Важно отметить, что в то время она не относила свои танцы к стилю tribal. Этот термин возник позднее. Со временем у Джамилы Салимпур появились ученицы и последовательницы, среди которых была россиянка Маша Арчер, которая известна тем,что увела танцовщиц из ресторанов на большую сцену, мотивипуя это тем,что танец не должен оставаться всего лишь усладой для мужских глаз, являясь по сути искусством,достойным выражения на серьёзных площадках. Впоследствии эта философия танца прочно закрепилась в трайбле.
Одним из важных отличий стиля трайбл от других стилей танца живота является презентация танцовщиц на сцене. Этот танец – танец женской силы, поэтому осанка и подача движений говорят о праздновании именно этого аспекта женской сущности.
Осанка в стиле трайбл чем-то похожа на осанку танцовщиц фламенко – выпрямленная, гордая спина, подчеркнутая сильным положением рук. Эта схожесть не случайна, поскольку трайбал стиль, будучи эклектическим стилем, позаимствовал некоторые элементы из фламенко.
Еще одна отличительная характеристика стиля – изоляция движений. Поддерживая гордую осанку, танцовщицы четко выделяют определенное движение (например, удары бедрами, восьмерки бедрами, круги или восьмерки грудью, и прочие), повторяя его несколько раз и оставляя остальные части тела неподвижными.
На сегодняшний день существует 2 направления: америкен трайбл стайл (American Tribal Style, аббревиатура ATS) и трайбл фьюжн (Tribal Fusion).
1) American Tribal Style (ATS) – Американский племенной стиль появился в США в 60-е годы 20 века. Tribe (англ.) – «племя», tribal – «принадлежащий к какому-либо клану, племени»; «племенной».
ATS никогда не танцуют соло.
Трайбл – магия стиля
| (43536) |
| (0) |
| (0) |
| (0) |
Для трайбла трудно подобрать исчерпывающее определение. Я бы назвала его феноменом среди танцев, настолько это творческий стиль. Чтобы понять тайну очарования трайбла, мне потребовалось перелистать страницы его истории, вникнуть в его философию и побеседовать с президентом Российской Федерации Трайбла Светланой Дворецкой.
Но сначала я ловила свои ощущения…
То, что происходило на сцене, преображало мои эмоции, заставляло испытывать какую-то гордую непокорность и вызывало желание встроиться в группу этих амазонок и дать своему телу свободу. Медленные движения рук танцовщиц, унизанных браслетами и патинированными кольцами, казались невыполнимыми. Завораживающая «змеиная» техника перекатывалась пластичной волной от кончиков пальцев к плечам и обратно, плавно переходила на грудь и преображалась в резкий отточенный акцент в области живота. Складывалось ощущение, что не хватает лишь декораций: огромного костра… или индийского дворца…или индейских вигвамов по периметру. Принадлежность «племени» так и осталась для меня загадкой.
Четкие движения рук, гордо поднятая голова, постановка корпуса и независимый взгляд, нисколько не заигрывающий с залом, – это черты стиля, которые не дают перепутать трайбл ни с чем другим.
Его философия полностью исключает кокетство с публикой. Это танец женской силы, глубинной страсти и независимости. Его главным отличием от беллиданса является настрой танцовщиц на получение удовольствия от танца и энергетической подпитки в первую очередь для самих себя. Они не презентуют себя залу, не озабочены пленением зрителя, они просто танцуют настолько завораживающий танец, что испытывают состояние, близкое к трансу. Трайбл ориентирован на внутренние эмоции танцующей женщины или группы, которая ощущает себя единым, по-женски могущественным, целым. На мой взгляд, это крутой стиль самовыражения, формирующий уверенную и раскрепощенную личность.
Движения трайбла основываются на принципе мышечной изоляции. Когда работают бедра, остальное остается статично. Движения бедер сменяют повторяющиеся круги или «восьмерки» грудью. Руки «живут» своей отдельной пластичной жизнью. Шаговые движение осуществляются на средних полупальцах с переходом на полную стопу.
Когда узнаешь, что групповой трайбл – это чистая импровизация на сцене, вначале не перестаешь изумляться, ведь все движения танцовщиц слаженны и синхронны. Танцовщицы могут солировать по очереди. Ярко выраженного лидера нет, но «племя» живет по своим невидимым законам и знакам, которые незаметно для зрителя подает солистка. Она импровизирует и решает, каков будет следующий шаг и движение всей группы, а едва уловимые повороты головы и жесты служат командами для всех.
Рождение танца
Удивительно, но трайбл родился, как протест. И в этом смысле он обязан своим появлением стилю Cabaret Bellydance (или American Cabaret) – тому «голливудскому» беллидансу, который был весьма популярен в Соединенных Штатах в середине 20-го века и исполнялся в кафе, барах и ресторанах. Шифоновые юбочки, пояса и бра были привнесены в классический беллиданс именно Западом. Cabaret Bellydance практически стер то историческое и сакральное значение, которое имел беллиданс на Востоке. Можно сказать, что восточные танцы в Штатах были превращены в подобие стриптиза и усладу для мужчин.
Одной из них, Джамиле Салимпур, претило само незаслуженное «унижение» восточного танца. Она горячо интересовалась танцевальным искусством Северной Африки и Среднего Востока и сделала первый шаг к сохранению и воссозданию того исконного танца, который был ветвью старинной глубокой, но вымирающей культуры. Отец Джамилы был военным, много ездил по странам Африки и Востока. Во многом по его рассказам, картинкам, книгам и фотографиям Джамила старалась воссоздать богатый образ танца. Технику она пыталась собрать, общаясь и записывая все со слов восточных эмигранток, работающих танцовщицами в американских ресторанах. Недостающую информацию заполнили её собственные фантазии и выдумки на эту тему.
Новый виток в развитие трайбла внесла ученица Джамилы Салимпур Маша Арчер. Поскольку собственную труппу «The San Francisco Classic Dance Troupe» она основала, практически не научившись хореографической постановке, её танец во многом строился на свободной импровизации. Несмотря на то, что по признанию последователей, Маша обладала весьма посредственными преподавательскими способностями и грешила излишней эклектичностью в костюмах, именно благодаря ей трайбл ушел из баров и кабаре на уважаемые сцены.
Основоположницей классики трайбл-стиля стала преемница Маши Арчер Каролина Нериккио, которая создала и развила одну из наиболее ярких разновидностей трайбла American Tribal Style (ATS). В 1987 году ею была основана труппа «Fat Chance Belly Dance», которая в полной мере показывала стиль таким, какой он существует и сегодня, с четко выстроенной уникальной системой импровизации, переходами и движениями.
Маша Арчер и Каролина Нериккио (изучавшая катхак) привнесли в трайбл яркие индийские мотивы. Известно также, что формирование трайбла изначально происходило под сильным влиянием египетского фольклора, из которого основательницы стиля черпали идеи, технику, вдохновение и костюмы. Можно с уверенностью утверждать, что исторические корни трайбла лежат в танцах египетских цыган Ghawazee и культуре Среднего Алжира Ouled Nail – две древние ветви, которые сейчас почти утеряны.
На сегодняшний день трайбл разветвился на несколько направлений, наиболее популярные из которых American Tribal Style и Tribal Fusion.
В отличие от ATS, Tribal Fusion – танец индивидуальный. Чаще всего его исполняют соло, но дуэты, трио и групповые постановки также нередки. Как говорят: кому мало одного трайбла, тот танцует трайбл-фьюжн. Это направление основано на базе джвижений АТS с привнесенными элементами кабаре, бурлекс, латины, джаз-модерна, хип-хопа, брейка, фламенко и проч. Трайбл-фьюжн можно варьировать по своим предпочтениям бесконечно, сделать его страстным или холодным, быстрым или медленным, изысканным или агрессивным.
Не последнюю роль в формировании обособленной и яркой трайбл-культуры, существующей сегодня в мире, сыграли и колоритные костюмы, присущие этому танцу.
Костюмы
Трайбл-фьюжн и в костюмах придерживается большей свободы и смешения стилей.
Дополнительный колорит танцовщицам придают татуировки и рисунки хной в стиле берберских племен, выполненные не только на теле, но и на лице. В макияже для АТС господствуют темная подводка для глаз и яркие темно-красные оттенки губной помады. Фьюжн часто использует макияж, напоминающий стиль вамп.
Здесь страсть любой женщины к украшательству себя может утолиться в самой полной мере. Количество украшений, которые надевает танцовщица трайбла, в общем-то, ограничивается только её фантазией и идеей композиции.
Индийские серьги, широкие металлические браслеты на запястья и ноги (кованые, гравированные, с вкраплением самоцветов (бирюза, оникс) и подвесками), перстни, кулоны в этническом стиле. В кулонах и серьгах используется металл, кость, дерево, перья. Многие танцовщицы предпочитают украшения кучи – это настоящие старинные антикварные украшения берберских племен, которые жили на всей территории Северной Африки. На сегодняшний день их привозят из всех стран этого региона, чаще всего из Пакистана и Афганистана. Особое место занимают массивные ожерелья и колье, которые могут почти полностью закрывать шею и область декольте. Так трайбл уходит от темы соблазнения…
… Я находилась в полной уверенности, что почувствовала этот танец правильно. И все же, мне хотелось задать несколько вопросов человеку, который находится в его эпицентре. Наш разговор со Светланой Дворецкой – президентом Российской Федерации Трайбла, который состоялся 22 августа, стал для меня доказательством, что танец привлекает сильных и ярких женщин и несет в себе огромный потенциал.
Н: Светлана, существуют ли физические каноны для трайбла? Скажем, для классического танца живота процветает стереотип – женщина должна иметь жирок на животе и аппетитную грудь. Трайбл- танец для худышек или для полненьких? У каких исполнительниц трайбл смотрится лучше?
Светлана Дворецкая: Одна из причин, почему я люблю трайбл, это то, что в нем есть место всем, вне зависимости от фигуры, веса и возраста. В АТС все смотрятся хорошо, но очень худеньким девушкам иногда тяжелее с некоторыми движениями и они могут не так «аппетитно смотреться» на них. В трайбл-фьюжн, скорее всего, стройное телосложение может помочь, но есть множество примеров звезд, которые далеко не худышки. Дело, все-таки, скорее, в физической форме и технике.
Н: Сложно ли научиться трайблу и сколько времени примерно требуется, чтобы затанцевать с нуля? Ведь движения очень пластичные, создается ощущение, что все части тела «живут» в танце сами по себе. Насколько трудно координировать движения?
Н: Существует мнение, что трайбл – это работа мышц. Есть ли у него что-то общее с йогой? Можно ли красиво танцевать трайбл и развить необходимую гибкость без дополнительных занятий йогой?
Светлана Дворецкая : Да, трайбл- это отчасти работа мышц. Но развитие мышц само по себе не влияет на танец и трайбл в частности. Я никогда не занималась йогой. Мне это не мешает. Мои мышцы развиваются сами в процессе занятий трайблом. И, кстати, именно те, которые нужны. Но я уверенно могу сказать, что многим исполнителям трайбл-фьюжн помогает йога. Путей много и они могут быть очень разные.
Светлана Дворецкая: Да, некий парадокс существует. И, наверное, у каждого свой ответ на этот вопрос. Для меня лично трайбл –очень дальний родственник фольклорного танца живота, не имеющего по сути прямого отношения к распространенному на сегодняшний день в России беллидансу. И я считаю трайбл совершенно обособленным стилем. Как минимум в АТС столько же индии и фламенко, сколько и Ориенталя, но он же не является их частью при этом. Так что трайбл не является одним из направлений танца живота.
Что касается терминов, то АТС является классикой и основой всего трайбла.
Проблема в понимании еще и возникла в языковой и культурной разнице. В Америке стиль «ракс-шарки» или беллиданс в нашем российском понимании называют «кабарэ», а беллидансом там называют «Ориенталь», т.е. фольклорные танцы стран Северной Африки и Среднего Востока. Это иногда затрудняет понимание в России описания американского трайбла.
Светлана Дворецкая: За последнее время трайбл набрал обороты, появилось очень много преподавателей, школ и студий, в которых теперь есть группы по трайблу. Поэтому часто люди уже имеют некое представление о стиле. Но стиль всегда находит «своих», которые с первого взгляда влюбляются в него и приходят заниматься. Практически все приходят учиться после увиденных выступлений или видеозаписей, покоривших их. Стиль специфический, поэтому огромного наплыва нет, но люди приходят постоянно. Трайбл скорее не просто танец, а целая субкультура, поэтому многие идут не только как на занятия, а как в определенный мир танца, искусства и отношений внутри этой субкультуры. Чаще приходят девушки 20-30 лет. Но спектр возрастной от 15 до 60. Так что место есть всем. Всем кому трайбл нравится.
Н: Что чувствует танцовщица во время выступления, какие эмоции, ощущения? Что дает этот танец. Сильна ли власть над залом? Какое впечатление производит этот танец на мужскую аудиторию?
Светлана Дворецкая: О! Это целый мир! И у каждого он свой. Кто-то танцует для самореализации… кто-то кому- то что-то доказывает, часто себе самой. Кто вообще не знает, ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ, просто нравится. Кто-то всю жизнь испытывает страх перед сценой, но почему-то идет на нее. Это скорее как вопрос что почувствуют люди когда посмотрят фильм. Каждый свое.
Но я слышала от многих танцовщиц о неописуемых ощущениях в моменты выступлений, когда они чувствуют контакт со зрителем «лицом к лицу» со сцены. Это невозможно описать. Нужно попробовать.
Что чувствую я? Сложный вопрос… Чувства сложно описать. Иногда сложно даже понять. Я не люблю танцевать сольно, я «групповой» танцор. Когда я выхожу со своей группой- это очень яркие ощущения. В первую очередь я чувствую гордость за наш сильный, красивый, сплоченный коллектив, который мне удалось создать. Это плод моих трудов и моя гордость. Во вторую очередь я чувствую свою любовь к трайблу, потому что как бы измотана и устала я не была (особенно в период Фестивалей, где некогда ни спать, ни есть много дней подряд), я всегда могу выйти на сцену и ТАНЦЕВАТЬ. И на несколько минут танца я забываю боль, усталость, изнеможденность, даже лень. Я побеждаю саму себя. Этот танец дает мне понимание моей силы, силы творчества, силы меня самой.
Контакт со зрителем не описать. Это что-то сокровенное, волшебное и необыкновенное. Когда сотни глаз смотрят на тебя, и ты понимаешь (спустя какое-то время, опыт и признание), что им нравится то, как ты двигаешься и они даже специально пришли на это посмотреть- для меня это чудо! Великое чудо танца и искусства. Ради одного этого, мне кажется, стоит работать, учиться и попытаться выйти на сцену.
Мужчины реагируют по-разному, как и женщины. Кому-то очень нравится, кто-то безразличен. Их реакция в принципе не сильно отличается от общей. Но заметила, что мужьям намного чаще нравится, когда из жены занимаются трайблом, чем танцем живота, и часто одобряют такой выбор.
Светлана Дворецкая: Я бы сказала немного иначе. Сначала был сформирован так называемый OldSchoolTribal, потом Каролина Нериккио создала АТС. А дальше уже на базе АТС появился трайбл-фьюжн, который может быть очень разным, за счет смешения АТС с различными танцевальными стилями. Этот процесс продолжается и сколько в мире исполнителей, столько и разных стилей трайбл-фьюжн. Просто в нем каждый выбирает свое, более близкое, более интересное. Есть, конечно, более или менее популярные направления, новые веяния, но этот процесс бесконечный и изменчивый; никто не знает, что появится завтра.
Мне лично на сегодняшний день как зрителю интересен Винтаж в трайбле и очень популярное сейчас направление ITS. Это групповая импровизация, как и АТС, только уже в стиле трайбл-фьюжн. Динамика, высокая скорость, необычная музыка и минимализм в костюме. Ну и могу сказать определенно, что в мире сейчас новая волна популярности АТС, и в России этот стиль сейчас очень популярен.
Н: Видимо трайбл – тот танец, в который каждое «племя» вносит что-то свое. Германия, к примеру, сформировала собственную трайбл – культуру, отличную от американской. Как Вы думаете, будет ли этот танец как-то по- новому развиваться у нас?
Н: Какую музыку любит трайбл? Есть мнение, что его можно танцевать под любую музыку кроме попсы. Так ли это?
Светлана Дворецкая: В принципе трайбл очень хорош тем, что его можно танцевать под «что угодно». Я иногда на вечеринках танцую и под попсу.
Для АТС есть свои правила в музыке, они довольно стандартны и строги. В «классике» музыки для трайбл-фьюжн есть уже много сформированных идей, групп, стилей. Но, в остальном трайбле можно брать абсолютно любую музыку. Все зависит от направления, в котором будет этот танец, вкуса и пристрастий данного исполнителя.
Светлана Дворецкая: Да, совершенно верно. АТС исполняется только группой и только импровизационно. В трайбл-фьюжн же нет никаких ограничений. Это может быть и соло и группа (правда обычно группы небольшие); также это может быть и постановка, и импровизация (и соло и групповая импровизация).
У всех исполнителей номера рождаются по-разному. Некоторые не могут запомнить постановочный номер и поэтому любят сольно импрозировать; некоторые очень нервничают при импровизации и предпочитают готовить заранее постановки.
Я люблю групповые импровизации. Это сложнее в изучении, освоении и подготовке, зато намного проще во время выступления. Обычно, в случае трудностей или проблем на сцене, я легко «выкручиваюсь» во время групповых импровизационных танцев, и часто именно я совершаю ошибки и путаю что-то, когда танцую со своей группой свои же постановки. Сочинив что-то однажды очень сложно держать статичную картинку этого творческого предмета, так как в каждый новый день и момент ты уже чувствуешь и видишь это по-другому, и моментально возникает спонтанное желание его изменить.
Я сочиняю в основном групповые танцы. Обычно для меня первичен стиль, в котором я хочу сделать номер, потом я подбираю музыку, обдумываю идею номера и костюмы, и в последнюю очередь наполняю танец движениями, в конце сочиняю перестроения и «разводки». Но бывало и так, что, слушая радио за рулем, я слышала песню, и все «прорисовывалось» само от начала до конца. Такие танцы самые интересные и необычные для меня.
Н: Часто ли преподавателями РФТ устраиваются выездные мастер – классы? Где о них можно узнать? И как на них можно попасть?
Светлана Дворецкая: Сейчас появилось очень много мастер-классов, интенсивов и фестивалей в разных городах и даже странах от преподавателей РФТ. Я езжу очень много в последнее время. Все чаще приглашают за рубеж. Прошлые выходные мы провели с МК и выступлениями в Питере, в следующие отправляемся в Тольятти. Осенью будет огромное количество поездок по разным странам и городам.
Все объявления мы и наши организаторы вывешивают на общероссийском трайбл-форуме www.tribal.su и на нашей страничке ВКонтакте. Там же можно узнать информацию о стиле, обучении ему, преподавателях и школах по всей России и в ближнем зарубежье.
Н: Существует мнение, что танцы подобного рода, в частности беллиданс, влияют на женское здоровье самым лучшим образом. Что можно сказать в этой связи о трайбле?
Светлана Дворецка: Мне кажется, что любая физическая нагрузка и активность очень важна и полезна. Танцы- это наверное один из самых приятных способов физических упражнений. Я бы, скорее всего, не смогла себя заставить постоянно заниматься фитнесом или чем-то подобным, а танцуя, выдерживаю огромные нагрузки и очень длительные тренировки. У меня были случаи, когда я преподавала и танцевала по 6-7 часов подряд.
Трайбл однозначно хорошо сказывается на осанке, делает руки сильнее, но при этом пластичнее. Очень многие мышцы в теле приходят в тонус, укрепляется спина. Многое слышала о том, что большое количество работы бедрами хорошо сказывается на работе женского организма. Главное заниматься без перегрузок, риска, с хорошим преподавателем и не травмировать свой организм.
Н: Светлана, Ваше знакомство с трайблом состоялось в 2006 году. До этого момента Вы занимались какими-либо другими танцами? Чем трайбл так сильно очаровал лично Вас? В чем для Вас его магия?
Светлана Дворецкая: До 2004 года я совершенно не занималась танцами или каким-либо спортом. Наоборот, была даже «не спортивным» человеком. Занималась бизнесом. Потом случайно с подругой за компанию и из любопытства пришла в беллиданс. И меня «затянуло». Три года занималась беллидансом. В принципе нравилось, но чего-то не хватало. Как только увидела трайбл- поняла чего.:) Он просто нашел меня… или я его.. уже не знаю. Это было на 100% моё. Это невозможно объяснить. И очень скоро я оставила беллиданс, решив полностью посвятить себя только трайблу.
Н: Как изменилась Ваша жизнь после того, как в неё пришел трайбл?
Светлана Дворецкая: Можно сказать, полностью. Я ушла из офиса, почти свернула в течение нескольких лет свой бизнес до небольшого состояния, которое позволяет заниматься танцами сколько нужно. Полностью поменялся круг общения, график работы, появилось очень много «командировок». Я много танцую, тренируюсь, слежу за фигурой. Пришлось стать преподавателем, что было совершенно в новинку. Очень часто пытаюсь «ловить творческую музу и состояние» (в бизнесе такое вообще было не нужно и не возможно). Ну и конечно образ жизни, стиль в одежде, даже отношение к жизни. Все доходы теперь уходят в творчество. Ну и за некоторые необычные новинки, которые привнес трайбл в мою жизнь, я ему очень благодарна: это татуировки, английский язык и мои новые американские друзья!
Н: Как вы считаете, почему женщине стоит научиться танцевать трайбл?