травести в театре что это такое
Травести (амплуа)
Из Википедии — свободной энциклопедии
В современном театре (реже в кино) к услугам актрис-травести прибегают, главным образом, потому, что добиться от актёра-ребёнка требуемого для сложных ролей исполнительского мастерства нелегко. Кроме того, актёр-подросток быстро взрослеет, и на его роль нужно было бы вводить нового исполнителя, тогда как актриса-травести может выступать в одной и той же роли многие годы.
Из российских и советских актёров ролями в амплуа травести известны, в частности, актёр Суворинского театра Борис Глаголин, который исполнил в 1908 году роль Иоанны в шиллеровской «Орлеанской деве» (реконструктивная постановка Н. Н. Евреинова; впоследствии этот опыт считался одним из наиболее удачных в трактовке этого образа), Олег Табаков (Мэри Поппинс, до свидания), Александр Калягин (Здравствуйте, я ваша тётя!) и ряд детей-актёров, в частности Фёдор Стуков. Широко известна также роль Бабы Яги, многократно отыгранная артистом Георгием Милляром в фильмах-сказках Александра Роу. Из западных актёров нельзя не вспомнить Майкла Дж. Фокса, сыгравшего во втором фильме знаменитой кинотрилогии «Назад в будущее» главного героя в разном возрасте, его сына и дочь, а также Дастина Хоффмана, сыгравшего две главные роли (мужскую и женскую) в комедии «Тутси».
Кроме того, травести-образы стали основными у некоторых эстрадных актёров, таких как Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична (Вадим Тонков и Борис Владимиров), Верка Сердючка (Андрей Данилко), Новые русские бабки (Игорь Касилов и Сергей Чванов), которые комично изображают женщин в возрасте.
Ошибочно считать, что амплуа травести носит сугубо технический (женщины в роли детей) или комический характер. Часто к эстетике травести прибегают серьезные режиссёры и перформеры, руководствуясь исключительно художественными соображениями. К таким примерам можно отнести творчество режиссёра Романа Виктюка, где, в основном, все главные женские роли отданы актёрам-мужчинам («Служанки», «Саломея», «Федра», «Ромео и Джульетта» и пр.)
Лучшие советские актрисы-травести: «мал золотник, да дорог»
Если упрощённо, то амплуа травести — это способность артиста перевоплощаться на сцене в персонажа другого пола. На самом деле, оно многогранно: это и оперные певицы, исполняющие мужские партии; и актёры-мужчины, играющие женские роли. Самым, пожалуй, известным артистом в этом амплуа был «всесоюзная Баба Яга» Георгий Милляр.
Однако чаще всего в театре (и значительно реже — в кино) прибегали к помощи женщин, когда нужно было сыграть ребёнка (девочку или мальчика). Если в кино с детьми ведется постоянная работа в несколько дублей, чтобы добиться нужного результата, то отыграть, не отвлекаясь, многочасовой спектакль для юных созданий часто было непосильной задачей.
Причем, совершенно не означало, что в жизни эти актрисы также были похожи на ребенка. Они имели множество поклонников и, конечно, были способны играть и другие роли. На мировой сцене актрисами этого амплуа являлись Сара Бернар и Джульетта Мазина. Многие известные советские актрисы также начинали как травести. Однако их актёрские судьбы не всегда складывались одинаково удачно.
Мария Виноградова и Валентина Сперантова
Надежда Румянцева, рост 151 см
Первыми ролями Надежды были 10-летние девочки и мальчики на сцене Центрального детского театра. Однако она понимала, что не хочет на всю жизнь «застрять в теремке». Окончив ВГИК с красным дипломом, в кино Румянцева также начинала с ролей детей, но все-таки смогла перешагнуть через закрепившееся за ней амплуа травести.
В конце 60-х Надежда, находясь на пике популярности, пожертвовала своей карьерой ради мужа-дипломата Вилли Хштояна и отправилась с ним за границу.
Надежда Румянцева в фильмах «Звездный мальчик» (1957) и «Легкая жизнь» (1964)
Мария Барабанова, рост 156 см
С детства Мария была непоседливой девочкой и всегда хотела быть актрисой. В 16 лет она решила, что имеет уже достаточный актерский опыт в самодеятельности, чтобы работать в театре. Ленинградский ТЮЗ, как ни странно, принял этот вывоз и девушка сразу начала играть на его сцене.
Образование она получила несколько позже, когда стала сниматься в кино. В 30 лет она исполнила сразу две главных мужских роли в фильме «Принц и нищий» (1942). Многие помнят Марию и как одного из лучших Котов в сапогах.Дети её просто обожали, а вот со взрослыми принципиальная Барабанова часто конфликтовала. После войны она вступила в партию и настолько увлеклась этой деятельностью, что практически забыла о кино и театре.
Когда повзрослевшая Мария все-таки вернулась в профессию, стало понятно, что как актриса-травести она уже выступать не может — время ушло. Зато она сыграла массу сказочных персонажей и по праву считается одной из Королев эпизода советского кино.
Мария Барабанова в фильмах «Принц и нищий» (1942) и «Гамлет Щигровского уезда» (1975)
Татьяна Канаева
Татьяна также была в детстве очень бойкой девочкой, любившей погримасничать. Отец, который души в ней не чаял, называл её «артисточкой». Чем, скорее всего, предопределил её дальнейшую судьбу.
Канаева выходила на сцену Театра юного зрителя сначала в Горьком, где окончила театральное училище, потом в Ростове и в Москве. В кино она появилась впервые в 27 лет, сыграв сразу главную роль школьницы Милы Ходзицкой в фильме «Это мы не проходили…».
Кроме того, Татьяна занималась дубляжом. Её звонким голосом поет Буратино, говорят герои советских мультфильмов, Питер Пэн или, например, юная Кирстен Данст в «Интервью с вампиром».
Татьяна Канаева на театральной сцене и в фильме «По Таганке ходят танки» (1991)
Татьяна Аксюта, рост 150 см
Татьяну Аксюту называют «вечной девочкой». Зрителям она запомнилась по главным ролям в фильмах «Сказка странствий» и «Вам и не снилось» (где она сыграла школьницу, когда самой было 24 года). Однако Татьяна никогда не считала себя киноактрисой, называя свою популярность «просто случайностью».
Выйти за амплуа травести Татьяне удалось в Российском академическом молодежном театре, где она проработала до 2002 года. Ныне Аксюта преподает актерское мастерство и давно не снимается.
Татьяна Аксюта на театральной сцене и в фильме «Вам и не снилось» (1980)
Алиса Фрейндлих, рост 153 см
Удивительно, но одна из самых женственных советских актрис также начинала с ролей маленьких мальчиков и девочек. Алиса Бруновна сыграла Малыша в спектакле Театра имени Ленсовета «Малыш и Карлсон», когда ей было за 30 и она сама уже была матерью.
Её второй муж режиссер Игорь Владимиров смог раскрыть драматический талант актрисы.
Мария Виноградова
В студенчестве Марию звали «Мухой» за темперамент и миниатюрность. Она вечно была в движении и играла на сцене юных созданий до сорока лет. Её карьера в кино началась в 1940 году в фильме «Сибиряки» — тогда ей было 18 лет и она играла ученицу 6 класса. Повзрослев, Виноградова сыграла множество эпизодических ролей, а также озвучила массу персонажей в советских мультфильмах, её иногда называют «голосом детства».
Несмотря на то, что роли Марии знают практически все, звания Народной артистки она так и не получила, её в шутку коллеги иногда называли «самой народной незаслуженной артисткой».
Валентина Сперантова, рост 152 см
А вот Валентина Сперантова была одной из немногих актрис-травести, кто получил звание Народной артистки. Кроме нее его дали еще Лидии Князевой (о которой — ниже). Её называли «всесоюзной бабушкой», однако карьера Валентины началась задолго до того, как она достигла этого возраста.
У её родителей было девять детей, включая неё и все они участвовали в домашних представлениях.
Валентина Сперантова на сцене и в фильме «Большая перемена» (1973)
Однажды юную Валю заметил один артист и посоветовал ехать в Москву поступать в театральный. Её путь к мечте был нелегким, однако все сложилось. Сперантову в театре называли «вечным мальчиком», которых она играла практически до 50 лет. Однако время есть время… С трудом, но актрисе пришлось перейти на роли возрастных персонажей, благодаря которым её и запомнил кинозритель.
Лидия Князева, рост 145 см
Лидия Князева — актриса трагической судьбы. Она была первой женой Ролана Быкова, с которым они вместе выступали на сцене Московского ТЮЗа и снимались в кино. Артистичной Князева была с детства, однако в юном возрасте пережила сильнейший стресс, после которого практически перестала расти — в деревне за ней погнался бычок и буквально прижал рогами к стене.
Конечно, все роли мальчиков и девочек на сцене ТЮЗа доставались ей, но после смены руководства ей пришлось уйти. Князева реализовалась также как преподаватель в ГИТИСе, воспитав целую плеяду современных актеров.
«Началось это со школьных КВН» Зачем мужчины перевоплощаются в женщин и как они зарабатывают этим на жизнь
Культура травести — переодевание мужчин в женское платье — так же стара, как человеческая культура в целом. В древности в таком виде гетеросексуальные мужчины зачастую противостояли злым духам или развлекали публику, а в XX веке, порицаемые обществом, тайно снимались для порнографических открыток. В наши дни для любителей подобного рода перевоплощений появился отдельный термин — drag queens. Эта субкультура оказалась настолько востребованной, что ее представители становятся мировыми звездами, а некоторые из них подписывают многомиллионные контракты. «Лента.ру» разобралась, откуда взялись drag queens, и узнала у российских и зарубежных артистов, как они выбрали свой путь и чем их привлекла такая работа.
«Калечить мальчиков считалось нормой»
Переодевание как визуальное перевоплощение мужчины в женщину в древних культурах имело сакральный характер. Так жрец или шаман мог попытаться обмануть духов или, напротив, сделать им приятное. В античной Греции из-за специфики брачно-семейных обычаев мужчины женились довольно поздно, да и потом немалую часть своей жизни проводили в военных походах. Роль женщин в таких ситуациях отводилась подросткам, которые могли соответственно одеваться и краситься.
В любом учебнике по фольклористике можно подробно прочитать о святочных плясках, представлениях и карнавалах у народов Европы, которые непременно сопровождались «травести-шоу». Мужчины переодевались женщинами, женщины — мужчинами, причем и те, и другие с помощью самых разных подручных средств имитировали гипертрофированные половые признаки противоположного пола. Считалось, что подобное поведение, создающее путаницу в переломные и с точки зрения воздействия потусторонних сил самые опасные года, позволяет защитить себя от козней разных злых духов.
Культура
Актрисы-травести
Лучшая Золушка СССР
Янина Жеймо, Яничка – как ее звали до самой старости. Но разве старость может прийти к Золушке? Нет, она навсегда осталась для нас юной, такой мы увидели ее, такой запомнят и наши дети.
И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце …
В женщине должна быть загадка
Амплуа актрисы сразу определили ее внешние данные – травести. И выпускница ГИТИСа играет в Московском ТЮЗе белочек, зайчиков, пионеров и даже ослика Иа, причем все это в течение 16 лет! Только после 40 лет к ней пришла настоящая слава, признание и всенародная любовь. Все узнаваемые героини Ахеджаковой и живут в мире заразительного смеха и горьких слез, бесшабашного юмора и какой-то особенной мудрости – все переплелось в сложные кружева, сплетенные ее талантом.
Даже трудно представить, что было бы, не уговори Эльдар Рязанов Ахеджакову на исполнение эпизодических ролей, надоевших ей до смерти в театре! Страшно подумать, но мы могли не увидеть великолепную секретаршу с походкой от бедра из «Служебного романа», смешную учительницу из «С легким паром», борца за справедливость из «Гаража».
Она такая живая, отчаянная, справедливая и сострадающая. Кажется, перед ней не устоит никто и ничто, маленькая и храбрая – травести Лия Ахеджакова. Она с восторгом отзывается о коллегах по актерскому цеху, помогает фонду Чулпан Хаматовой. Маленькая актриса с большим сердцем и детской верой во все лучшее, что есть в людях – и в нас с вами тоже…
Королева бензоколонки и лесоповала
Возможно, именно из-за ее ролей у нас до сих пор щемящее чувство тоски по тем годам, которые пришлись на молодость наших родителей. Кажется, что тогда жизнь была именно такой, как в «Девчатах» и «Не поддающихся»: с настоящей дружбой, верой в завтрашний день, в настоящую любовь, во все хорошее. Как нам этого не хватает в нашей сегодняшней жизни – настоящих и искренних веры, дружбы, любви.
Хорошие девчата, заветные подруги…
Бабушки-старушки?
Уже в нашем детстве эти актрисы исполняли роли … бабушек. Если бы не старые телеспектакли, возможно мы и не поняли какое отношение имеет к ним амплуа травести.
Валентина Сперантова, Мария Барабанова и Мария Виноградова – сказочные и сельские бабушки, учительницы…
Маленькие актрисы-травести с большим сердцем, широкой душой и огромным талантом. Талантом быть не только хорошими актерами, но и настоящими людьми. Даже их самые маленькие эпизодические роли почему-то не забываются. Вы не знаете, почему?
Значение слова «травести»
1. Театр. Одно из театральных амплуа — роль мальчика, подростка, девочки, исполняемая переодетой актрисой, а также роль, требующая переодевания актрисы в мужской костюм. Играть травести. □ Прекрасной комедийной актрисой и незаменимой исполнительницей ролей травести была Н. Н. Музиль-Бороздина. Корчагина-Александровская, Страницы жизни. || ж. Актриса, играющая такие роли. Комиссаржевская не старалась, как это делали иные травести, во что бы то ни стало показаться зрителю ребенком. Бруштейн, Страницы прошлого.
2. Лит. Вид юмористической поэзии, близкой к пародии.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Травести — театральное амплуа, актёр или актриса, исполняющие роль противоположного пола и/или ребенка
Травести — род юмористической (иногда и сатирической) поэзии.
Травести — российский кинофильм 2006 года.
Травести — песня Александра Городницкого
ТРАВЕСТИ’, нескл., ср. [фр. travesti, букв. переодетый]. 1. Театральная роль, предназначенная для исполнения соответственно переодетым лицом другого пола, преимущ. роль мужчины, юноши, исполняемая женщиной (театр.). Играть т. В этой пьесе есть одно т. || в знач. неизмен. прил. С переодеванием в костюм другого пола (о роли, ее исполнении; театр.). Роль т. Паж т. 2. Переделка серьезного поэтического произведения на комический лад (лит.). «Энеида» Виргилия породила много т. (напр. Скаррона, Котляревского).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
травести́
1. театр. театральная роль, предназначенная для исполнения переодетым лицом противоположного пола
2. театр. театральное амплуа актёра, заключающееся в исполнении переодетым персонажа противоположного пола
3. филол. вид юмористической поэзии, характеризующейся гротеском, пародийностью и представляющий собой переделку серьёзного поэтического произведения
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: славянин — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?