трапеза любви это значит
Трапеза любви
Современное обыденное понимание общей трапезы как исключительно физиологического процесса поглощения пищи, насыщения желудка отличается не только от христианского, но и от исконного «общечеловеческого» представления. Что-то изменилось в нашем мире — внутреннем и внешнем. Большинство из нас уже не могут, не приложив специальных усилий, просто помнить о необходимой общности, связи всего со всем в мире (и над миром). О важности общения.
Тот, кто оказывался в гостях где-нибудь на Востоке (например, в Сирии) или на Кавказе — не обязательно у христиан, дело здесь не в вероисповедании, — наверняка был удивлен особенным отношением к гостю со стороны хозяев. Тем, как стремятся они непременно усадить за стол, убедить хоть что-нибудь съесть или выпить чашку чая. Иначе будет просто не по-людски. Причина здесь — в изначальном, традиционном укладе человеческой жизни. В некой генетической памяти о том, что все мы — одно, все мы — Адам. Потому совместная трапеза — это очевиднейшее средство восстановить изначальное единство с пришедшим в дом странником или с живущим по соседству другом: один и тот же хлеб напитал тебя и меня. Он стал в тебе — тобою, а во мне — мною. В этом хлебе участники общей трапезы — вновь одно, едины. Здесь и сейчас наша жизнь вновь стала общей. Именно потому обида или позор, нанесенный гостю в моем доме, — это моя обида и мой позор. И угощение, дар гостю — не напрасная трата (мол, «нам самим мало!»), а подтверждение, что ты жив. Что ты — часть живущего мира, при-част-ник жизни.
Так считалось всегда: принимающий гостей принимает Бога и ангелов Его. Праотец Авраам, столетний старец, увидел путников, шедших по пустыне мимо его дома, и, по словам Иоанна Златоуста, «как искусный ловец», кинулся к ним и уговаривал отобедать у него. Оказалось, что те три путника — Божии ангелы. Наградой праведнику за гостеприимство стала весть: жена твоя Сарра разрешится от неплодства и через год родит тебе сына.
Что же нового дало в этом смысле христианство? Во Христе всякая человеческая надежда получила свое наивысшее исполнение, обрела предельный (и запредельный) смысл. Не просто благополучное и счастливое житье на земле, но вечная жизнь в Боге. Не просто общение в дружбе и любви (когда за встречей следует разлука), но встреча и общение всех со всеми в Боге — и с Богом. «Духовная связь» (в этих словах мы привычно слышим некий оттенок «как будто», «не совсем, а только духовно вместе») во Христе становится предельной реальностью.
В христианской перспективе всякая «общечеловеческая» трапеза любви становится образом, иконой Трапезы Господней. Накануне крестных страданий Христос преломил ученикам хлеб и благословил общую чашу. И сказал об этой трапезе: это — Я. Этот хлеб — мое Тело, это вино — моя Кровь, проливаемая за мир. Так эта таинственная трапеза стала главным таинством Церкви. Причастники этой Трапезы — едины уже не просто в общем хлебе, но едины во Христе Распятом и Воскресшем. Причастники Его вечной жизни.
Собираясь за общим столом в дни праздников или ради чести пришедшему гостю, христиане вновь создают — составляют собою — икону Христовой любви и участия в Трапезе Небесного Царства.
Агапа
Ага́па (греч. ἀγάπη; агапе, агапа) – общая трапеза христиан первых веков, иногда называемая «вечерей любви». Агапы устраивались христианами в воспоминание Тайной Вечери, на которой Господь установил Таинство Евхаристии.
«Это были простые трапезы, в которых принимали участие все христиане, без различия рангов, и в которых участвовали приношениями все по своим силам, что служило поддержанием для бедных», – указывает историк Церкви Н. Тальберг. «Если, с течением времени, общение в имуществе и общие трапезы прекратились, вследствие умножения числа верующих, то взамен того, всякого рода вспомоществования христиан друг другу получили самое широкое развитие. Странники, путешествовавшие из одной церкви в другую, бедные, больные, старые, вдовицы, сироты и все страждущие – все находили себе помощь и поддержку у христиан», – говорит другой историк Церкви Э. Поснов.
По слову Климента Александрийского, Агапы – «прекрасное спасительное учреждение Логоса… Агапы поистине небесная пища, пиршество Слова (έστίασις λογική)… И если ты любишь Господа Бога твоего и ближнего твоего, то это праздничное и блаженное торжество, имея свойства небесного, происходит уже как бы на небесах… Агапы – дело чистое и достойное Бога, и их цель вспомоществование. Радости вечерей любви, вследствие участия в них многих, действуют на любовь оживляющим образом, они – предчувствие радости вечной».
Греческое слово Агапа является обозначением Любви как имени Божьего и главной христианской добродетели.
Центром церковной жизни ранних христиан (так же как и во все последующие эпохи) всегда была лишь Евхаристия, в то время как в тех или иных общинах существовали также и различные формы общинных трапез, вовсе не обязательно называвшиеся «Вечерями любви» и не имевшие единой традиции их проведения. М.С. Желтов
Агапы или вечери любви в древнехристианском мире
Содержание
Предисловие
Ясно, что для решения и хотя бы приблизительного прояснения общего вопроса об агапах необходимо рассмотреть на основании показаний исторических документов, часто, к сожалению, фрагментарных и еще чаще неясных, вопрос о существовании агап, их происхождении, проследить их исторический процесс, их историческую жизнь внутри Церкви, связь их с евхаристией, ритуальный порядок их совершения, по крайней мере, для более позднего периода жизни Церкви и, наконец, их внешнюю историю – отношение к ним Римского Законодательства и императоров и если не прямо к ним, то к аналогичным явлениям язычества – во-первых, и, во-вторых, отношение к ним самих язычников – граждан Империи. Но и теперь, несмотря на, то многое, что сделано для выяснения поставленных вопросов наукою, всякое решение, как бы обстоятельно и основательно оно, ни было дано, не может претендовать на значение и характер окончательного. И в самом деле, кто может поручиться за то, что какой-нибудь новооткрытый памятник церковной письменности или новооткрытая надпись не прольют нового и яркого света на ту или другую сторону многогранного вопроса об агапах. Следует, однако, повторить, что это ограничение должно считаться имеющим значение и силу только в сторону деталей решения вопроса.
Нужно ли, или лучше, удобно ли, будет выделить в особую главу доказательства существования агап? Трудно прямо ответит на этот вопрос, но условия методологического характера заставляют нас ответит отрицательно. Действительно, документы, говорящие об агапах и подлежащие обследованию в различных целях, одни и те же: они дают материал для истории агап, на них основываются и доказательства существования агап. При таком положении дела, повторения вообще неизбежны. Но если выделить эти доказательства в особую главу, то эти повторения, безмерно увеличившись в количестве, станут, особенно навязчиво-докучливым элементом нашей работы и едва ли будут содействовать архитектонике ее целого. Имея это в виду мы лучше при изложении истории агап будем указывать те данные того или другого текста, которые заставляют видеть в нем именно агапы, а не что-либо иное, будем указывать reductiones ad absurdum того положения, на котором так твердо настаивает г.Батиффоль, в случай его приложения к тому или другому памятнику церковно-исторической письменности. И это, тем более, что существование агап, при изложении их истории, само собой предстанет пред нашими глазами как несомненный, исторический в собственном смысле слова факт, Такое, быть может, неуважительное, отношение к тезису г. Батиффоля оправдывается еще и тем обстоятельством, что критические труды, направленные против Батиффоля и названные выше, настолько выясняют дело, что позволяют при некоторой осмотрительности характеризовать этюд г. Батиффоля,. как покушение с негодными средствами.
Наконец, что касается вопроса о происхождении агап, то он с большей вероятностью и, конечно основательностью может быть решен после изучения самих агап, их истории и ритуала. Вот почему вопрос о происхождении агап мы ставим после, теперь приступая непосредственно к истории агап.
Keating. The agape and the Eucharist in the early Church. London. 1901. V page
Keating–op. cit.–6 p.; The Guardian-December 24, 1902,– p. 1853
Etudes d’histoire et de theologie positive. Deuxieme edition. Paris. 1902. 279–311 pp.
Приложение. Следы влияния и остатки агап в современной литургической жизни Церкви
Введение
§1. Возможные следы влияния агап в современной литургии
Прежде всего, агапы не остались без влияния на важнейшее литургическое проявление жизни Церкви, евхаристическую литургию. Как нами неоднократно было отмечаемо, довольно продолжительная связь агап и евхаристии не прошла без обоюдного влияния как на один, так и на другой институт. Это совершенно понятно и иначе не могло и быть: долгая совместная жизнь никогда не проходить бесследно. И современная нам литургия – литургия, которую слушаем и в которой участвуем мы, носит на себе следы влияния этой связи – следы агап.
§2. Благословение хлебов
Благословение хлебов является прямым остатком агап, если не во всей их целости, то в их начальном акте.
§3. ’Αϰολουϑία τής τϱαπέξης
Если не прямым остатком, то аналогией агапам, аналогией по времени боле близкой к нам, растением привившимся и выросшим в атмосфере агап, является отправление трапезы в монастырях, άϰολουϑία τής τϱαπέξης. Эта церемония торжественного совершения трапезы, надо думать, представляет собою одно не из последних доказательств существования в свое время агап. Несомненно, что она не могла появиться в Церкви сразу, ex abrupto, не имея за собой никакого прошлого. Именно агапы и были тем прецедентом, который позволил смотреть на эту церемонию, как на что-то нормальное, не расходящееся и не стоящее в противоречии с данными истории Церкви и ее духом. Отчасти указания филологического характера, отчасти исторические данные позволяют думать, что это более, чем только аналогия агапам, что это сама агапа, получившая здесь своеобразное развитие.
Наконец, в молитв: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил»…. выражение «прииди и к нам» сильно напоминает собою μαϱάναϑα –Διδαχή 1025 .
Все эти небольшие, но содержательные черточки и позволяют смотреть на чин трапезы, как на выродившуюся и своеобразно развившуюся агапу.
§4. Чин о панагии и пасхальный артос
«Чин о панагии» и «последование артоса» – в свою очередь и со своей стороны являются остатком и пережитком агап.
Совместное происхождение этих обрядов, по преданию Церкви, таковы: «Господь наш Иисус Христос, приготовляясь к вольному страданию, имел прощальную беседу со Своими учениками за трапезой на тайной вечери, на которой установил таинство причащения и, по воскресении Своем, являясь ученикам Своим, несколько раз благословил их трапезу и вкушал с ними пищу. Так он благословил вечернюю трапезу двум ученикам, шедшим в Эммаус, и был узнан ими в преломлении хлеба ( Лк. 24, 30 ). В тот же день, явясь ученикам, собравшимся в Сионской горнице, вкушал рыбу и мед ( Лк. 24, 42 ). И при море Тивериадском Сам приготовил для своих учеников, утомленных безуспешной ловлей, хлеб и рыбу ( Иоан. 21, 5–9 ). В воспоминание сего Апостолы имели обычай оставлять за трапезой праздным среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них (μοίϱα Χϱίστον). После трапезы они с молитвою и благодарением возвышали этот хлеб, говоря: Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велико имя Святой Троицы. Христос воскресе. После же дня вознесения Господа, они произносили: Велико имя святой Троицы. Господи Иисусе Христе, помогай нам. Так совершали Апостолы до успения Матери Божией.
§5. Поминальные трапезы (поминки)
Заключение
Окидывая взором пройденное, мы можем теперь признать, что агапы, несмотря ни на что, оказались очень живучими и не исчезли до нашего времени. Они часто, преобразившись до неузнаваемости, нашли себе приют и в приходских храмах, в виде чина благословения хлебов, и в монастырях, в виде торжественного совершения обычной трапезы, в виде «чина о панагии» и пасхального артоса, и наконец, среди членов – мирян Православной Церкви–в виде поминальных трапез. Причину такой живучести агап, как кажется, следует искать в их изначальном для Церкви характере.
АГАПА
История
Характерно, что апостолы, упоминая о трапезе христиан, предостерегали от недостойного участия в ней (ср. 1 Кор 11; Иуд 1; 2 Петр 2). Ап. Павел указывает коринфянам на необходимость различения между Евхаристией и обычной пищей и советует не смешивать их. «А если кто голоден, пусть ест дома» (1 Кор 11. 33-34). Итак, еще при жизни апостолов возникла тенденция к разделению евхаристической и неевхаристической трапез (к-рые впосл. стали называться соответственно литургией и А.).
В 1-й пол. III в. А. прямо или косвенно упоминаются у большинства церковных писателей: Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена, сщмч. Киприана Карфагенского, в «Апостольском Предании» сщмч. Ипполита Римского и др. Большинство литургико-канонических памятников сообщают о том, что чаще всего такие А. устраивались по воскресеньям с участием всех членов общины под председательством епископа и имели своей целью общение христиан и помощь неимущим (Каноны Ипполита. 164, 172).
В кон. II в. появляются упоминания о новом виде А.- поминальных А. Первоначально они совершались на гробницах мучеников. В «Деяниях Павла и Феклы» описывается «обильная Агапа» (ἀγάπη πολλή), совершавшаяся Павлом и его последователями «при гробницах» (Гл. 25). Подобная трапеза описана и в Деяниях ап. Иоанна. Климент Александрийский называл «похоронное пиршество» (вероятно, языческое) «трапезой, демонам посвященной» (Педагог. II 1), однако в толковании на Книгу Иова, приписываемом преемнику Климента на посту главы огласительного александрийского уч-ща Оригену, поминальные А. описываются с одобрением: «Мы совершаем память святых и родителей наших, также чествуем память друзей, умирающих в вере… мы призываем благочестивых… и наравне с клиром… питаем неимущих… чтобы празднество наше служило в воспоминание и упокоение души» (Гл. 3). Поминальные А. были в то же время и благотворительными; более того, благотворительность совершалась в память об усопших (ср. с совр. обычаями приносить в храм еду, в память об усопших устраивать поминки). В IV в. поминовение усопших, сопровождавшееся А., совершалось на 3, 9, 40-й дни после их смерти (Апостольские постановления. VIII 42). Из рассказа блж. Августина Иппонского видно, что поминальные А. заключались во вкушении вина и нек-рого количества пищи на могилах усопших, бóльшая часть пищи раздавалась неимущим (Исповедь. VI 2). Именно из поминальных А. выросли 2 вида христ. богослужения, отвергнутые впосл. протестантами: богослужение в память святых (согласно первоначальному обычаю, все христиане, в т. ч. и мученики, поминались одинаково, т. е. поминальные А. нередко имели характер не моления об усопшем, а праздника в честь святого) и заупокойное богослужение.
В III в. возникли частные благотворительные А. (Каноны Ипполита. 174-175; Апостольское Предание. 30 и др.), устраивавшиеся состоятельными христианами для пропитания бедных членов общины, в первую очередь вдов. Участие в благотворительной А. самого устроителя было необязательным, более того, богатые христиане нередко старались уклониться от этого.
Как следует из названия упомянутой молитвы Евхология Серапиона, благословлявшийся хлеб имел особую пользу для больных. Молитвы над хлебом для больных встречаются в вост. Евхологиях более позднего времени, чем III-IV вв. (Goar J. Εὐχολόγιον, sive Rituale Graecorum… P., 1647. P. 715-716). Принятый в наст. время в РПЦ Типикон в разделе о благословении хлебов на вечерне (непосредственно связанном с А.- см. ниже) среди важнейших «дарований» хлебов называет их целебную силу, проявляющуюся при вкушении хлебов «с водою» (Типикон. Т. 1. С. 20).
В IV в. А. постепенно потеряли свое значение, что нашло отражение в постановлениях Соборов. Гангрский Собор (ок. 350) еще отлучает тех, кто презирает устраивающих А. (прав. 11); однако уже Лаодик. Собор (364) 28-м прав. запрещает устраивать А. в храме и уносить пищу с А. (домой), «ибо сим причиняется оскорбление церковному чину» (прав. 27). К кон. V в. ничто не подтверждает существования на Востоке А. как самостоятельной традиции, однако, вероятно, они где-то еще совершались и в VII в.- отцы VI Всел. (Трулльского 691 г.) Собора (прав. 74) сочли необходимым повторить 28-е прав. Лаодик. Собора. Исчезновение А. в Византии, по-видимому, можно во многом связывать с тем, что здесь быстро сложилась развитая система благотворительных учреждений, в основном церковных,- при храмах и мон-рях существовали больницы, дома престарелых, странноприимницы (гостиницы).
Археология
Об А., совершавшихся над могилами мучеников, дают представление археологические исследования некрополей.