трансграничное углеродное регулирование что это такое

Углеродное голодание: как России адаптироваться к налогу ЕС на импорт

трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть фото трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть картинку трансграничное углеродное регулирование что это такое. Картинка про трансграничное углеродное регулирование что это такое. Фото трансграничное углеродное регулирование что это такое

Зачем нужно трансграничное углеродное регулирование

В июле 2021 года Еврокомиссия представила экологический план EU Green Deal, согласно которому к 2030 году атмосферные выбросы должны снизиться на 55% до уровня 1990 года. Одно из главных требований — введение углеродного налога в виде квот на тонну выбросов СО2 с 2026 года. За них придется платить тем странам, которые ввозят в ЕС продукцию неэкологичных компаний.

На первом этапе налог будет касаться стали, цемента и других направлений производства с риском утечки СО2. Так компании станут осознаннее подходить к выбросам, чтобы оставаться в рынке: импортеры продукции в ЕС сократят закупку неэкологичного сырья, чтобы не платить налог. Условия для внутренних и иностранных производителей станут равны.

трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть фото трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть картинку трансграничное углеродное регулирование что это такое. Картинка про трансграничное углеродное регулирование что это такое. Фото трансграничное углеродное регулирование что это такое

Как новый углеродный налог отразится на экономике России

Еще в 2019 году Россия поставляла в страны Евросоюза 48% сырой нефти и газового конденсата, 62% нефтепродуктов и 70% природного газа от всего своего экспорта. Это значит, что углеродный налог в рамках трансграничного регулирования может привести к дополнительным расходам в нашей стране и снизить конкурентоспособность ее экономики. Уже сейчас есть прогнозы от Минэкономразвития, согласно которым в 2027 году Россия заплатит Евросоюзу более €1 млрд углеродного налога в год. К 2050 году, когда проект трансграничного регулирования полностью реализуют, эта цифра может вырасти до €24 млрд.

трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть фото трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть картинку трансграничное углеродное регулирование что это такое. Картинка про трансграничное углеродное регулирование что это такое. Фото трансграничное углеродное регулирование что это такое

Новый налог ЕС: ответ правительства

Трансграничное углеродное регулирование требует от государства ответа на новые реалии. Разберемся, что государству следует сделать, чтобы защитить интересы национальной экономики, решить задачи декарбонизации и создать фундамент для развития перспективных отраслей промышленности.

Собственная система углеродного мониторинга поможет выяснить реальные объемы выбросов. От этих данных можно будет оттолкнуться, чтобы подготовить распоряжения и нормативные документы по сокращению выбросов, а затем оценить эффект от их реализации на уровне государства, отраслей и отдельных компаний.

Государству нужно помогать производствам, которые встают на путь декарбонизации. Механизмы поддержки могут быть разными: например, «зеленое» финансирование или возврат уплаченного тарифа за внутренний налог.

трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть фото трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть картинку трансграничное углеродное регулирование что это такое. Картинка про трансграничное углеродное регулирование что это такое. Фото трансграничное углеродное регулирование что это такое

Новый налог ЕС: ответ бизнеса

Чтобы выжить на международном рынке, российским предпринимателям следует сформировать собственную систему декарбонизации на своих предприятиях. Разберемся, что им для этого нужно сделать.

У владельцев производств больше данных об углеродоемкости своих компаний. Такой анализ поможет выработать программу действий.

Предпринимателям стоит подсчитывать, сколько выбросов производят их компании, и отслеживать это количество в динамике. Результат этой работы пригодится во время международных переговоров, чтобы доказать свою экологичность и наладить экспорт в другие страны.

Всего есть три группы рычагов: снижение спроса на энергоресурсы (в том числе через развитие экономики замкнутого цикла), устранение выбросов и замена сырья на менее углеродоемкие аналоги. Меры будут зависеть от степени поддержки государственной политики: если ее нет, то компании не смогут, например, вложиться в дорогой переход на водородное топливо.

трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть фото трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть картинку трансграничное углеродное регулирование что это такое. Картинка про трансграничное углеродное регулирование что это такое. Фото трансграничное углеродное регулирование что это такое

Они будут зависеть от потенциала декарбонизации. Например, если международная практика уже подтверждает высокую эффективность отдельных рычагов, ими стоит воспользоваться в первую очередь.

Потребуется изменить операционную модель, создать отдельные комитеты в совете директоров, назначить ответственных за задачи декарбонизации.

Выводы: почему России нужно стремиться к углеродной нейтральности

Сокращение выбросов СО2 — общемировой тренд, а не просто прихоть Евросоюза. Об углеродной нейтральности как о национальной цели заявляют, например, Китай, Япония и Южная Корея. По мере того как практики регулирования выбросов будут внедряться в разных странах, установление трансграничных правил станет все более вероятным.

Чтобы странам-экспортерам выжить на «зеленом» рынке, потребуется создать собственную систему формирования цен на углерод и развить инструменты государственной поддержки. Только в этом случае получится сохранить конкурентоспособность и обеспечить устойчивое развитие.

Источник

Механизм трансграничного углеродного регулирования (CBAM)

Андрей Сулин

Показать вложения

Tax Messenger, 20 July 2021

На прошлой неделе был официально опубликован проект будущего трансграничного углеродного регулирования ЕС (EU Carbon Border Adjustment, CBAM). В настоящем информационном бюллетене направляем краткий обзор будущего регулирования, более подробно будем рады рассказать на запланированном на 21-е июля вебинаре.

CBAM представляет собой новый инструмент политики ЕС, который призван достичь климатических целей с помощью мер международной торговли.

Цена сертификатов CBAM будет коррелировать со средней ценой EUA. При определении количества необходимых сертификатов будет учитываться доля бесплатного распределения EUA, на которое имеют право производители сопоставимой продукции в ЕС. Также предусмотрены вычеты для отражения напрямую действующей платы за выбросы парниковых газов, взимаемой страной происхождения товара.

Первоначально CBAM будет применяться к ограниченному набору товаров (среди прочего, цемент, азотные удобрения и их сырье, чугун, сталь и алюминий, и продукция из них, а также электричество). К концу переходного периода Европейская комиссия сможет оценить, как работает CBAM, и следует ли корректировать его охват, либо расширяя его для более полного охвата цепочки создания стоимости, либо увеличивая охват продукции в рамках выбранных секторов или в иных отраслях.

Начиная с 2026 года, только импортеры с разрешением, выданным компетентным органом CBAM, будут иметь право выводить на рынок ЕС товары, подпадающие под действие CBAM. Эти уполномоченные декларанты должны обратиться за разрешением на импорт в компетентный орган по месту его учреждения.

Затронутые импортеры должны начать подготовку и внедрение процессов для обеспечения соответствия новому законодательству, чтобы обеспечить непрерывный доступ к рынку начиная с 2023 года. CBAM повлияет, прямо или косвенно, на все секторы, которые зависят от импорта соответствующих товаров в ЕС. Это, в свою очередь, может повлиять на глобальные торговые потоки и решения о закупках.

Схема торговли выбросами ЕС

СТВ ЕС является центральным инструментом Евросоюза по сокращению собственных выбросов парниковых газов. Следовательно, его доработка играет важную роль в законодательном пакете Fit for 55. Согласно законопроекту, изменения в системе должны включать:

Поскольку стоимость EUA ЕС уже значительно превышает 50 евро, вышеупомянутые изменения могут повлиять на рост цен. Новые секторы, добавленные в систему, увеличат ее сложность и потребуют дополнительных усилий по соблюдению требований. Кроме того, операторам установок СТВ ЕС необходимо будет пересмотреть свои стратегии декарбонизации в свете введения дополнительных условий для бесплатного распределения.

Авторы:
Андрей Сулин
Сергей Дайман
Анастасия Аристархова

Источник

Углеродное самообложение

Российские экспортеры едва ли не больше всех потеряют от введения углеродного регулирования в странах ЕС, предупредили в июле аудиторы международной консалтинговой группы КПМГ. По их оценкам, при пессимистичном сценарии развития событий, т. е. при появлении так называемого углеродного сбора уже с 2022 г., суммарные потери отечественных экспортеров лишь в первый год их действия составят 3,6 млрд евро. Далее налоговая нагрузка будет ежегодно возрастать, и в 2030 г. им придется заплатить уже 8,2 млрд евро, или 50,6 млрд евро накопленным итогом.

Дело в том, что страны ЕС вводят жесткие ограничения на выбросы парниковых газов – предприятия с большим углеродным следом вынуждены за большие деньги приобретать квоты на выбросы парниковых газов или платить внушительные налоги за превышение нормативов. Таким образом, они оказываются в проигрышном положении по сравнению с производителями из тех стран, в которых отсутствует регулирование углеродных выбросов.

Чтобы выравнять условия для местных и зарубежных производителей, поддержать европейские компании и предотвратить «утечку выбросов» в 2019 г., ЕС разработал инициативу «Зеленая сделка», куда вошли предложения по трансграничному углеродному регулированию – товары из стран, где отсутствует углеродное регулирование, будут облагаться дополнительными импортными пошлинами, размер которых будет определяться в зависимости от количества выделенного углерода при производстве продукции и уплаченного внутреннего налога на углеродные выбросы.

Углеродный сбор ударит по «Газпрому»

«Реальная цель новой инициативы ЕС – не дать перенести энерго- и углеродоемкие отрасли из Евросоюза в страны с более низкими экологическими требованиями», – объяснил замминистра экономразвития Илья Торосов на конференции «Пограничное углеродное регулирование: вызов для российской экономики или новый виток углеродных войн», состоявшейся на прошлой неделе. Россия в этой ситуации оказывается в весьма уязвимом положении, поскольку, во-первых, доля европейского экспорта в международной торговле России составляет более 40%. Во-вторых, российский экспорт считается одним из самых углеродоемких в мире.

Чтобы избавить отечественных экспортеров от угрозы новых пошлин, правительство разработало проект закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов», который предусматривает введение собственных углеродных сборов.

Однако документ получился неудачным. «Законопроект не предусматривает ценового регулирования углерода и квотирования выбросов, – рассказал Торосов. – Вариант «мягкого регулирования» официально поддержан отраслевыми министерствами и ведомствами, но, на наш взгляд, не может рассматриваться в качестве долгосрочного».

Независимые эксперты отзываются о законопроекте еще жестче. По мнению председателя правления УК «Роснано» Анатолия Чубайса, в нынешнем виде этот документ абсолютно ничего не решает. «Невозможно на кривой козе объехать весь мир: не хотите платить себе, значит, заплатите другим странам», – заявил он. «Нам осталось совсем немного времени для того, чтобы разработать систему углеродного регулирования и на уровне закона, и на уровне всех подзаконных актов, – отметил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. – И еще умудриться таким образом их представить, чтобы к нам не было никаких претензий и наши компании не попали под двойной налог – и здесь, и там».

У экспертов создается впечатление, что российские власти надеются оспорить новые европейские пошлины в международных судах. На это указывает августовское заявление Медведева, что «подобный механизм, если его вводить без каких-либо ограничений или комментариев, будет противоречить нормам действующих международных соглашений, включая рамочную конвенцию ООН по изменению климата, которая не позволяет использовать меры борьбы с изменением климата для ограничений международной конкурентоспособности». Однако в успех подобной стратегии мало кто верит. Поэтому российские экспортеры начали работать над снижением углеродного следа на корпоративном уровне.

«Когда мы начали считать свой углеродный след, выяснилось, что самый большой вклад в выбросы углерода вносит энергетика, – рассказал генеральный директор компании «Русал» Евгений Никитин. – Поэтому на сегодняшний день 90% нашего потребления обеспечивается гидроэнергетикой. Это позволит нам на первом этапе соответствовать тем требованиям, которые выставляют европейские страны». Но промышленники беспокоятся, что их усилия не будут учтены властями при введении национального углеродного сбора. «Для нас важно, чтобы все наши усилия в этой сфере были верифицированы и учтены, – говорит заместитель гендиректора АО «ХК «Металлоинвест» Юлия Шабала. – Пусть нас контролируют, пусть снимают показатели, но, если компания принимает меры по снижению выбросов, плата за углерод должна быть минимизирована».

Источник

Как скажется углеродный налог на экспорте

трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть фото трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть картинку трансграничное углеродное регулирование что это такое. Картинка про трансграничное углеродное регулирование что это такое. Фото трансграничное углеродное регулирование что это такое

трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть фото трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть картинку трансграничное углеродное регулирование что это такое. Картинка про трансграничное углеродное регулирование что это такое. Фото трансграничное углеродное регулирование что это такое

Во-первых, практическая реализация МП затронула и продолжает затрагивать все человечество в целом, в том числе и Россию.

Во-вторых, история с МП очень поучительна, она являет собой пример того, как можно дурить все человечество. В результате конкуренты разорились или переключились на иные сферы деятельности. Когда афера вскрылась, было уже поздно, а в России уже были закрыты все предприятия по производству и фреона и холодильников. До сих пор мы покупаем хладагент на Западе, в том числе и для промышленных нужд двойного назначения. Так корпорация «Дюпон» под флагом МП выиграла закулисную войну против нашей химической промышленности. В декабре 2000 года были закрыты последние семь российских заводов, выпускавших вещества, якобы разрушающие озоновый слой. С тех пор вся наша промышленность базируется на использовании продукции американской корпорации «Дюпон».

С 2023 года ЕС вводит углеродный налог на импортную продукцию с большими выбросами парниковых газов, который противоречит правилам ВТО. Он может затронуть около 40 процентов российского экспорта. Введение пограничного корректирующего углеродного механизма, разработанного Еврокомиссией (ЕК), ставит российские предприятия в неравные условия, при которых будет потеряна часть доходов, которые могли бы быть направлены на модернизацию производства или реализацию климатических проектов. Параметры налога, который ЕС может ввести для импортируемых «грязных» товаров с большим углеродным следом, пока не ясны.

Необходимо добиваться того, чтобы эти меры не носили дискриминационного характера и не были формой промышленных субсидий для европейских предприятий, что запрещено правилами ВТО.

В условиях тренда на декарбонизацию получение объективной и достоверной информации об углеродном следе продукции, в частности природного газа, должно стать решающим аргументом для достижения конкурентного технологического преимущества природного газа на этапе перехода к низкоуглеродной энергетике.

В Российской Федерации разработана серия программ по поводу технологической модернизации. И некоторые из них уже сейчас могут быть применены предприятиями нефтегазового комплекса.

Источник

В Минэке оценили корректность расчетов по углеродному налогу

трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть фото трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть картинку трансграничное углеродное регулирование что это такое. Картинка про трансграничное углеродное регулирование что это такое. Фото трансграничное углеродное регулирование что это такое

В Минэкономразвития России подтвердили «Известиям» в понедельник, 26 июля, правильность расчетов РБК по углеродному налогу. Ранее в этот же день издание сообщило, что по методике Минэкономразвития поставщики российских товаров с большим углеродным следом будут платить в бюджет ЕС не менее €1,1 млрд в год, когда власти европейских стран начнут в полной мере взимать трансграничный углеродный налог, официально предложенный Еврокомиссией 14 июля.

«Корректность расчетов подтверждаем», — заявили в ведомстве.

трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть фото трансграничное углеродное регулирование что это такое. Смотреть картинку трансграничное углеродное регулирование что это такое. Картинка про трансграничное углеродное регулирование что это такое. Фото трансграничное углеродное регулирование что это такое

РБК отмечает, что в этом случае поставщикам железа, стали, азотных удобрений, электроэнергии и алюминия придется платить ЕС 16% стоимости поставленного продукта (€7 млрд — сумма общего экспорта товаров из России в Евросоюз).

Больше всего придется заплатить за ввоз из России железа и стали — €655 млн и азотных удобрений — €398 млн.

15 июля Минэкономразвития заявило, что углеродное регулирование приведет к увеличению финансовой нагрузки на импортеров и потребителей в ЕС. Маржу, которую экспортеры всего мира потеряют в альянсе, они попытаются получить на других рынках, считают в министерстве.

В начале июня координатор партпроекта «Единой России» «Чистая страна» Владимир Бурматов оценил законопроект об ограничении выброса парниковых газов. Он считает, что, если закон не примут, отечественным экспортерам грозят серьезные экономические издержки.

Политика альянса по введению пограничного углеродного налога может затронуть около 40% российского экспорта, в первую очередь добывающие отрасли и металлургию, производителей удобрений и сельхозтоваров, сказал Бурматов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *