трактор оказывает на землю примерно такое же давление что и человек почему же тогда человек
1) P=F/S
У трактора вес больше, но если он на земле, то площадь его соприкосновения больше, чем у человека.
В случае, если трактор стоит на кирпиче, то площадь соприкосновения маленькая, а вес большой, поэтому кирпич раздавится.
2) p мрамора = 2700 кг/м³
P=Vpg/S=6*2700*10/1.5=108000
Другие вопросы из категории
Ответ округлите до десятых.
воздух; Б) сила тяжести уравновешивает силу трения; В) возрастает упругая сила; Г) убывает сила тяжести.
Читайте также
этот кирпич раздавит?
2) Какое давление оказывает на грунт мраморная колонна объемом 6 метров в кубе, если площадь ее основания 1,5 метра в квадрате? 3)Масса одного тела в пять раз больше, чем масса другого. Могут ли эти тела оказывать одинаковое давление на стол? В каком случае?
г)И магнит, и болт начнут преещаться относительно ванночки навстречу друг другу.
№2Выберите правильное утверждение.
в)Оба мальчика движутся относительно земли навстречу друг другу.
г)Мальчики удаляются дуруг от друга.
А. меньше в 2 раза;
Б. такое же;
В. меньше в 4 раза;
Г. больше в 4 раза.
2. Медный провод заменили алюминиевым тех же размеров. Напряжение на концах провода осталось прежним. При этом сила тока в проводе:
А. не изменилась;
Б. увеличилась в 1,65 раза;
В. уменьшилась в 1,65 раза;
Г. увеличилась в 2,7 раза.
3. Медный провод разрезали на три равные части и скрутили их в витой провод. Сопротивление провода при этом:
А. уменьшилось в 9 раз;
Б. уменьшилось в 3 раза;
В. не изменилось;
Г. увеличилось в 3 раза.
4. На рисунке изображен график зависимости силы тока в лампочке от приложенного к ней напряжения. Сопротивление лампочки при увеличении напряжения:
А. все время увеличивалось;
Б. не изменялось;
В. сначала было постоянным, потом уменьшалось
Г. сначала было постоянным, потом увеличивалось.
2.Чому всі водяні рослини можуть функціонувати,маючи довгі й м’які стебла?
3.Чи однакова вага тонни сталі і тонни алюмінію,зважених у повітрі?
4.Чи однакова сила Архімеда діятиме у воді на тіло на Місяці і на Землі?
5.У воду занурено брусок міді масою 10 г і тонка мідна пластинка такої самої маси.Чи однакова виштовхувальна сила діє на них?
Давление человека на грунт примерно равно
Предлагаем самое важное по теме: «давление человека на грунт примерно равно» с комментариями профессиональных докторов. Мы постарались описать всю проблематику доступными словами. Если что-то не понятно или есть вопросы, то вы можете их оставить в специальном поле после статьи.
Рабочая тетрадь по физике 7 класс Т.А. Ханнанова (к учебнику А.В. Перышкина)
35.1. Закончите фразы, вычеркнув из выделенных слов не подходящие по смыслу.
35.2. Запишите значения давления в указанных единицах по приведенному образцу.
Давление человека на грунт примерно равно
а) Давление фундамента Останкинской телевизионной башни на почву равно
б) Давление колеса железнодорожного вагона на рельсы может достигать
в) Давление резца на деталь в станке может быть равно
35.3. Рассчитайте давление, производимое силой 1Н на поверхность площадью:
35.4. Угольник массой 10 г имеет катет длиной а = 20 см. Определите давление на стол этого угольника.
35.5. Ножки стола имеют форму квадрата со стороной 10 см, крышка стола – форму квадрата со стороной 80 см. Давление стола, стоящего на четырех ножках, равно 5 кПа. Каким станет давление стола на пол при переворачивании его на крышку?
35.6. На горизонтальной поверхности стола находятся два кубика разных размеров, изготовленных из одного и того же материала плотностью p. Длина ребра первого кубика равна а, второго кубика – 2а.
Запишите формулу, по которой можно рассчитать давление каждого кубика на стол:
35.7. Какое давление оказывает квадратный лист фанеры на пол? Массой листа можно пренебречь.
36.1. На рисунке показаны следы на песке от спущенного (рис. а) и надутого (рис. б) мяча. Оцените, как изменилось давление мяча на грунт после того, как его надули, заполнив пропуски в тексте.
36.2. Закончите текст. «У грузовика по сравнению с легковым автомобилем масса больше в 3 раза, а площадь соприкосновения колес с дорогой больше в 4 раза».
36.3. Если автомобилю требуется проехать по мягкому грунту, то что лучше сделать – выпустить часть воздуху из шин его колес или подкачать их? Ответ обоснуйте.
36.4. Найдите давление спичечного коробка, заполненного солью, на кухонный стол в трех положениях, показанных на рисунке. Масса коробка с солью m = 16 г, размеры h = 5 см, l = 4 см и c = 1 см.
Каково давление на грунт у различных транспортных средств?
Давлением на грунт определяется проходимость транспортного средства. Каково давление на грунт у различных транспортных средств?
В абсолютных величинах и по сравнению с человеком. Например: велосипеда, легковой машины, грузовика, танка?
Проходимость транспортного средства определяется соотношением прочности грунта и давления на грунт.
Давление на грунт различных транспортных средств, кгс/см2
Взрослый человек 0,35
Jeep Wrangler, «Нива» на гусеницах Wheeltracks 0,159
ВАЗ-2121 «Нива», колеса 31х10,5, давление 0,5 атм 0,48
Трелевочный трактор ТЛТ-100А 0,3
Бронированный вездеход МТ-ЛБМ 0,46
Сочлененный вездеход «Витязь» ДТ-10П 0,24
Легковой малолитражный автомобиль 1,3
Очевидно чем больше площадь опоры тем меньше давление на грунт при равном весе.
Потому на вездеходы ставят либо большие колеса с низким давлением в шинах что бы шину расплющивало на большую площадь контакта с поверхностью. Либо широки гусеницы. Для каждого ТС надо считать давление на грунт. Разделив их массу на площать опоры.
С ходу можно уверенно сказать, что у вездеходов, болотоходов и тп. Давление на грунт меньше всего.
Таблицы допустимого давления на грунт и несущей способности грунта.
При разработке проекта для фундамента дома учитываются все факторы, в том числе и особенности грунтов. Для расчета общей допустимой нагрузки дома на грунт фундамента вы можете использовать формулу: A = Vдома (кг) / Sфунд (см2).
Грунт
Глубина заложения фундамента
Щебень, галька с песчаным заполнением
Дресва, гравийный грунт из горных пород
Песок гравелистый и крупный
Щебень, галька с илистым заполнением
Песок средней крупности
Песок мелкий маловлажный
Песок мелкий очень влажный
Иногда влажность грунтов может изменяться в большую сторону, в таких случаях несущая способность почвы становится меньше. Рассчитать влажность грунта можно самостоятельно. Для этого необходимо выкопать скважину или яму, и в том случае если через какой либо промежуток времени в ней появляется вода – грунт влажный, а если ее нет, то он сухой. Ниже мы рассмотрим плотность и несущей способности различных грунтов. Для расчета фундамента вы можете воспользоваться калькулятором фундамента.
Таблица плотности и несущей способности различных грунтов.
Грунт средней плотности
Песок среднего размера
Супесь влажная (пластичная)
Мелкий песок (маловлажный)
Мелкий песок (влажный)
Глина влажная (пластичная)
Суглинок влажный (пластичный)
Следует отметить, что при разработке, грунт разрыхляется и увеличивается в объеме. Объем насыпи, как правило, больше объема выемки из которой грунт изымается. Грунт в насыпи будет постепенно уплотняться, это происходит под действием собственного веса или механического воздействия, поэтому значения первоначального коэффициента увеличения объема (разрыхления) и процента остаточного разрыхления после осадки будет между собой различаться. Грунты в зависимости от трудности и способа их разработки делятся на категории.
Категория грунтов
Типы грунтов
Плотность, кг/м 3
Способ разработки
Песок, супесь, растительный грунт, торф
Ручной (лопаты), машинами
Легкий суглинок, лёсс, гравий, песок со щебнем, супесь со строймусором
Ручной (лопаты, кирки), машинами
Жирная глина, тяжелый суглинок, гравий крупный, растительная земля с корнями, суглинок со щебнем или галькой
Ручной (лопаты, кирки, ломы), машинами
Тяжелая глина, жирная глина со щебнем, сланцевая глина
Ручной (лопаты, кирки, ломы, клинья и молоты), машинами
Плотный отвердевший лёсс, дресва, меловые породы,сланцы, туф, известняк иракушечник
Ручной (ломы и кирки, отбойные молотки), взрывным способом
Граниты, известняки, песчаники, базальты, диабазы, конгломерат с галькой
Калькулятор рассчитывает давление в гравитационном поле тела заданной массы на поверхность заданной площади. Результат выводится в разных единицах давления.
Калькулятор рассчитывает давление оказываемое телом заданной массы на поверхность заданной площади в гравитационном поле.
Приведем определение давления из Википедии.
Давление — физическая величина, равная силе F, действующей на единицу площади поверхности S перпендикулярно этой поверхности. В данной точке давление определяется как отношение нормальной составляющей силы, действующей на малый элемент поверхности, к его площади:
Среднее давление по всей поверхности есть отношение силы к площади поверхности:
Для тела, находящегося в гравитационном поле, сила, действующая на площадь, известна — это его вес, или
, где g — ускорение свободного падения, метр, на секунду в квадрате.
Таким образом, итоговая формула давления тела на поверхность:
По умолчанию значение g в калькуляторе равно 9.80665, что примерно соответствует гравитационному полю Земли. Значение площади примерно соответствует площади подошв взрослого человека.
Ответ выдается в метрических единицах, паскалях, ну и для удобства в некоторых других единицах измерения давления, используемых в калькуляторе Конвертер единиц давления
Столичный учебный центр
г. Москва
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок по теме «Давление» 7 класс Учитель физики Полякова Елена Михайловна МБОУ СОШ № 81 г.Ростова-на-Дону
1 гПа = 100 Па = 1 ٠ 102 Па 1 кПа = 1000 Па = 1 ٠ 103 Па Давление человека на грунт примерно равно 10 кПа = Па = 1 ٠ 10? Па Выразите значения давления в указанных единицах. 4 10 000
В каком случае давление больше? F p
ОТВЕТЫ Вариант 1 1. В 2. Б 3. А 4. В 5. А Вариант 2 1. Б 2. В 3. Б 4. Б 5. Г
Номер материала: 62339040716
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
1) P=F/S
У трактора вес больше, но если он на земле, то площадь его соприкосновения больше, чем у человека.
В случае, если трактор стоит на кирпиче, то площадь соприкосновения маленькая, а вес большой, поэтому кирпич раздавится.
2) p мрамора = 2700 кг/м³
P=Vpg/S=6*2700*10/1.5=108000
Ответ округлите до десятых.
воздух; Б) сила тяжести уравновешивает силу трения; В) возрастает упругая сила; Г) убывает сила тяжести.
этот кирпич раздавит?
2) Какое давление оказывает на грунт мраморная колонна объемом 6 метров в кубе, если площадь ее основания 1,5 метра в квадрате? 3)Масса одного тела в пять раз больше, чем масса другого. Могут ли эти тела оказывать одинаковое давление на стол? В каком случае?
10мм.рт.ст.
а)15 м
б)150 м
в)60 м
г)120 м
2) Вес металлической конструкции Эйфелевой башни 7300 тонн. Её высота без антенны на шпиле – 300 м. На сколько метров выше окажется вышка такого же веса, изготовленная из бетона? Вышку считать монополитным однородным цилиндром. Плотность бетона 2500 кг/м3. Площадь основания вышки 50м2.
а) на 58,4м
б) вышка будет ниже эйфелевой башни на 241,6 м
в) на 100 м
г) 12,5 м
3)От чего зависит коэффициент трения?
а)от физического состояния трущихся поверхностей
б) от амссы тела
в) от веса тела
г) от рода вещества
г)И магнит, и болт начнут преещаться относительно ванночки навстречу друг другу.
№2Выберите правильное утверждение.
в)Оба мальчика движутся относительно земли навстречу друг другу.
г)Мальчики удаляются дуруг от друга.
А. меньше в 2 раза;
Б. такое же;
В. меньше в 4 раза;
Г. больше в 4 раза.
2. Медный провод заменили алюминиевым тех же размеров. Напряжение на концах провода осталось прежним. При этом сила тока в проводе:
А. не изменилась;
Б. увеличилась в 1,65 раза;
В. уменьшилась в 1,65 раза;
Г. увеличилась в 2,7 раза.
3. Медный провод разрезали на три равные части и скрутили их в витой провод. Сопротивление провода при этом:
А. уменьшилось в 9 раз;
Б. уменьшилось в 3 раза;
В. не изменилось;
Г. увеличилось в 3 раза.
4. На рисунке изображен график зависимости силы тока в лампочке от приложенного к ней напряжения. Сопротивление лампочки при увеличении напряжения:
А. все время увеличивалось;
Б. не изменялось;
В. сначала было постоянным, потом уменьшалось
Г. сначала было постоянным, потом увеличивалось.
График к 4 заданию – http://upload.akusherstvo.ru/images/719089.jpg
2.Чому всі водяні рослини можуть функціонувати,маючи довгі й м’які стебла?
3.Чи однакова вага тонни сталі і тонни алюмінію,зважених у повітрі?
4.Чи однакова сила Архімеда діятиме у воді на тіло на Місяці і на Землі?
5.У воду занурено брусок міді масою 10 г і тонка мідна пластинка такої самої маси.Чи однакова виштовхувальна сила діє на них?
Фундамент. Расчет нагрузки на грунт.
Многие пытаются рассчитывать конструкцию фундамента, взяв за основу характеристики грунтов. Я также пытался это сделать, да только тема эта по грунтам для меня оказалась чересчур обширная. Скальные, крупнообломочные, глинистые да песчаные. вобщем, достаточно только взглянуть на ГОСТ 25100-95 (Грунты. Классификация.), как осознаешь, что львиная доля всех этих знаний мне и не нужна вовсе. А где же из этого нагромождения информации то, что мне нужно?
И я опять пошел по пути упрощения. Не надо мне изучать грунты. Давай-ка я сначала определю, сколько будет весить моя конструкция, мой дом, который я намерен построить. А потом уже буду посмотреть, выдержит ли земля участка это строение, или он провалится в нее по крышу.
Вобщем, поехали. Сначала считаю вес фундамента. Беру за основу сплошной монолит, железобетон. Поскольку мне нужен цокольный этаж, то и фундамент у меня будет ленточный и никакой другой. Ведь лента фундамента – это часть стены цокольного этажа.
Короче, Высота фундамента пусть будет 1,5 метра. Ширина ленты – 0,3 м. Габариты дома – 9 х 9 метров. Башенок всяких, верандочек и фигурных крылечек не предусматриваю, я вообще противник всего этого, поскольку живу не в Африке. Потому и дом строго квадратный, чтобы уменьшить теплопотери. И что же получается? 9 * 4 * 0,3 * 1,5 = 16,2 кубометра.
А еще стены. Это примерно 20 рядов по 60 газобетонных блоков, каждый из которых весит 16 кг. 20 * 60 * 16 = 19200 кг. Нормально. Вес раствора для кладки и прочей аммуниции типа арматуры не считаю, ведь есть еще оконные проемы да дверные, которых не учитывал. Да и не диссертацию пишу, право.
А мебель и всю утварь, включая жильцов, вообще не буду учитывать. Веса немного, да и опора для всего – перекрытия. Гораздо больше будут значить крыша и снеговая нагрузка. По моим расчетам, опять же без подробностей здесь, стропильная система вкупе с обрешеткой, фронтонами и профнастилом весит до 3500 кг.
А вот снеговая нагрузка. При той крутизне скатов, что я запланировал, ее вообще-то и не должно быть, да и крышу ориентирую так, чтобы ветрами не наметало, а сдувало. Для того, чтобы выбрать нужную ориентацию, не одну крышу в округе проанализировал. Но все же, чем черт не шутит! Положу-ка я для расчетов еще и полуметровый слой снега на крышу.
Крыша приличная, площадь у нее около 150 квадратных метров, а полуметровый слой снега на ней будет весить. ух ты! 30 тонн! Ладно, принято. Считаем все вместе:
Фундамент: 45000 кг.
Стены: 19200 кг.
Перекрытия: 3000 кг.
Крыша: 3500 кг.
Снег: 30000 кг.
Итого? Итого получается 100700 кг. Это все увеличиваю еще в полтора раза для надежности и в качестве результата принимаю общий вес в 150 тонн.
А теперь еще интереснее. Посмотрим на таблицы, в которых указана допустимая нагрузка на разные грунты.
Расчетные сопротивления R крупнообломочных грунтов
По рыхлому снегу человек идёт с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге. Но, надев лыжи, он может идти, почти не проваливаясь в него. Почему? На лыжах или без лыж человек действует на снег с одной и той же силой, равной своему весу. Однако действие этой силы в обоих случаях различно, потому что различна площадь поверхности, на которую давит человек, с лыжами и без лыж. Площадь поверхности лыж почти в 20 раз больше площади подошвы. Поэтому, стоя на лыжах, человек действует на каждый квадратный сантиметр площади поверхности снега с силой, в 20 раз меньшей, чем стоя на снегу без лыж.
Ученик, прикалывая кнопками газету к доске, действует на каждую кнопку с одинаковой силой. Однако кнопка, имеющая более острый конец, легче входит в дерево.
Значит, результат действия силы зависит не только от её модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, к которой она приложена (перпендикулярно которой она действует).
Этот вывод подтверждают физические опыты.
По углам небольшой доски надо вбить гвозди. Сначала гвозди, вбитые в доску, установим на песке остриями вверх и положим на доску гирю. В этом случае шляпки гвоздей лишь незначительно вдавливаются в песок. Затем доску перевернем и поставим гвозди на острие. В этом случае площадь опоры меньше, и под действием той же силы гвозди значительно углубляются в песок.
От того, какая сила действует на каждую единицу площади поверхности, зависит результат действия этой силы.
В рассмотренных примерах силы действовали перпендикулярно поверхности тела. Вес человека был перпендикулярен поверхности снега; сила, действовавшая на кнопку, перпендикулярна поверхности доски.
Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.
Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности:
давление = сила / площадь.
Обозначим величины, входящие в это выражение: давление – p, сила, действующая на поверхность, – F и площадь поверхности – S.
Тогда получим формулу:
Понятно, что бóльшая по значению сила, действующую на ту же площадь, будет производить большее давление.
За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м 2 перпендикулярно этой поверхности.
Единица давления – ньютон на квадратный метр ( 1 Н / м 2 ). В честь французского ученого Блеза Паскаля она называется паскалем (Па). Таким образом,
Используется также другие единицы давления: гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа).
Запишем условие задачи и решим её.
В единицах СИ: S = 0,03 м 2
P = 9,8 Н · 45 кг ≈ 450 Н,
p = 450/0,03 Н / м 2 = 15000 Па = 15 кПа
‘Ответ’: p = 15000 Па = 15 кПа
Тяжелый гусеничный трактор производит на почву давление равное 40 – 50 кПа, т. е. всего в 2 – 3 раза больше, чем давление мальчика массой 45 кг. Это объясняется тем, что вес трактора распределяется на бóльшую площадь за счёт гусеничной передачи. А мы установили, что чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору.
В зависимости от того, нужно ли получить малое или большое давление, площадь опоры увеличивается или уменьшается. Например, для того, чтобы грунт мог выдержать давление возводимого здания, увеличивают площадь нижней части фундамента.
Шины грузовых автомобилей и шасси самолетов делают значительно шире, чем легковых. Особенно широкими делают шины у автомобилей, предназначенных для передвижения в пустынях.
Тяжелые машины, как трактор, танк или болотоход, имея большую опорную площадь гусениц, проходят по болотистой местности, по которой не пройдет человек.
p = 50 Н/ 0, 000 001 м 2 = 50 000 000 Па = 50 000 кПа.
Для сравнения, это давление в 1000 раз больше давления, производимого гусеничным трактором на почву. Можно найти еще много таких примеров.
Лезвие режущих и острие колющих инструментов (ножей, ножниц, резцов, пил, игл и др.) специально остро оттачивается. Заточенный край острого лезвия имеет маленькую площадь, поэтому при помощи даже малой силы создается большое давление, и таким инструментом легко работать.
Режущие и колющие приспособления встречаются и в живой природе: это зубы, когти, клювы, шипы и др. – все они из твердого материала, гладкие и очень острые.
Мы уже знаем, что газы, в отличие от твердых тел и жидкостей, заполняют весь сосуд, в котором находятся. Например, стальной баллон для хранения газов, камера автомобильной шины или волейбольный мяч. При этом газ оказывает давление на стенки, дно и крышку баллона, камеры или любого другого тела, в котором он находится. Давление газа обусловлено иными причинами, чем давление твердого тела на опору.
Известно, что молекулы газа беспорядочно движутся. При своем движении они сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда, в котором находится газ. Молекул в газе много, поэтому и число их ударов очень велико. Например, число ударов молекул воздуха, находящегося в комнате, о поверхность площадью 1 см 2 за 1 с выражается двадцатитрехзначным числом. Хотя сила удара отдельной молекулы мала, но действие всех молекул на стенки сосуда значительно, — оно и создает давление газа.
Итак, давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызывается ударами молекул газа.
Рассмотрим следующий опыт. Под колокол воздушного насоса поместим резиновый шарик. Он содержит небольшое количество воздуха и имеет неправильную форму. Затем насосом откачиваем воздух из-под колокола. Оболочка шарика, вокруг которой воздух становится все более разреженным, постепенно раздувается и принимает форму правильного шара.
Как объяснить этот опыт?
В нашем опыте движущиеся молекулы газа непрерывно ударяют о стенки шарика внутри и снаружи. При откачивании воздуха число молекул в колоколе вокруг оболочки шарика уменьшается. Но внутри шарика их число не изменяется. Поэтому число ударов молекул о внешние стенки оболочки становится меньше, чем число ударов о внутренние стенки. Шарик раздувается до тех пор, пока сила упругости его резиновой оболочки не станет равной силе давления газа. Оболочка шарика принимает форму шара. Это показывает, что газ давит на ее стенки по всем направлениям одинаково. Иначе говоря, число ударов молекул, приходящихся на каждый квадратный сантиметр площади поверхности, по всем направлениям одинаково. Одинаковое давление по всем направлениям характерно для газа и является следствием беспорядочного движения огромного числа молекул.
Попытаемся уменьшить объем газа, но так, чтобы масса его осталась неизменной. Это значит, что в каждом кубическом сантиметре газа молекул станет больше, плотность газа увеличится. Тогда число ударов молекул о стенки увеличится, т. е. возрастет давление газа. Это можно подтвердить опытом.
На рисунке а изображена стеклянная трубка, один конец которой закрыт тонкой резиновой пленкой. В трубку вставлен поршень. При вдвигании поршня объем воздуха в трубке уменьшается, т. е. газ сжимается. Резиновая пленка при этом выгибается наружу, указывая на то, что давление воздуха в трубке увеличилось.
Наоборот, при увеличении объема этой же массы газа, число молекул в каждом кубическом сантиметре уменьшается. От этого уменьшится число ударов о стенки сосуда – давление газа станет меньше. Действительно, при вытягивании поршня из трубки объем воздуха увеличивается, пленка прогибается внутрь сосуда. Это указывает на уменьшение давления воздуха в трубке. Такие же явления наблюдались бы, если бы вместо воздуха в трубке находился бы любой другой газ.
Итак, при уменьшении объема газа его давление увеличивается, а при увеличении объема давление уменьшается при условии, что масса и температура газа остаются неизменными.
Следовательно, давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем выше температура газа, при условии, что масса газа и объем не изменяются.
Из этих опытов можно сделать общий вывод, что давление газа тем больше, чем чаще и сильнее молекулы ударяют о стенки сосуда.
В отличие от твердых тел отдельные слои и мелкие частицы жидкости и газа могут свободно перемещаться относительно друг друга по всем направлениям. Достаточно, например, слегка подуть на поверхность воды в стакане, чтобы вызвать движение воды. На реке или озере при малейшем ветерке появляется рябь.
Подвижностью частиц газа и жидкости объясняется, что давление, производимое на них, передается не только в направлении действия силы, а в каждую точку. Рассмотрим это явление подробнее.
На рисунке, а изображен сосуд, в котором содержится газ (или жидкость). Частицы равномерно распределены по всему сосуду. Сосуд закрыт поршнем, который может перемещаться вверх и вниз.
Прилагая некоторую силу, заставим поршень немного переместиться внутрь и сжать газ (жидкость), находящийся непосредственно под ним. Тогда частицы (молекулы) расположатся в этом месте более плотно, чем прежде(рис, б). Благодаря подвижности частицы газа будут перемещаться по всем направлениям. Вследствие этого их расположение опять станет равномерным, но более плотным, чем раньше (рис, в). Поэтому давление газа всюду возрастет. Значит, добавочное давление передается всем частицам газа или жидкости. Так, если давление на газ (жидкость) около самого поршня увеличится на 1 Па, то во всех точках внутри газа или жидкости давление станет больше прежнего на столько же. На 1 Па увеличится давление и на стенки сосуда, и на дно, и на поршень.
Давление, производимое на жидкость или газ, передается на любую точку одинаково во всех направлениях.
Это утверждение называется законом Паскаля.
На основе закона Паскаля легко объяснить следующие опыты.
На рисунке изображен полый шар, имеющий в различных местах небольшие отверстия. К шару присоединена трубка, в которую вставлен поршень. Если набрать воды в шар и вдвинуть в трубку поршень, то вода польется из всех отверстий шара. В этом опыте поршень давит на поверхность воды в трубке. Частицы воды, находящиеся под поршнем, уплотняясь, передают его давление другим слоям, лежащим глубже. Таким образом, давление поршня передается в каждую точку жидкости, заполняющей шар. В результате часть воды выталкивается из шара в виде одинаковых струек, вытекающих из всех отверстий.
Если шар заполнить дымом, то при вдвигании поршня в трубку из всех отверстий шара начнут выходить одинаковые струйки дыма. Это подтверждает, что и газы передают производимое на них давление во все стороны одинаково.
На жидкости, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести. Поэтому, каждый слой жидкости, налитой в сосуд, своим весом создает давление, которое по закону Паскаля передается по всем направлениям. Следовательно, внутри жидкости существует давление. В этом можно убедиться на опыте.
В стеклянную трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой пленкой, нальем воду. Под действием веса жидкости дно трубки прогнется.
Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Опыт показывает, что, чем выше столб воды над резиновой пленкой, тем больше она прогибается. Но всякий раз после того, как резиновое дно прогнулось, вода в трубке приходит в равновесие (останавливается), так как, кроме силы тяжести, на воду действует сила упругости растянутой резиновой пленки.
Источники
Позвольте представиться – Иван. Более 8 лет занимаюсь работаю семейным врачом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.