трагги что это такое
RC Машинки: Введение
Всем привет, сегодня я бы хотел рассказать вам об RC Cars, машинках на радиоуправлении. Это хобби и достаточно веселое. Лично для себя я нахожу в нем хоть какую-то долю реальности. Сидеть целыми днями клепать кнопочки на Backbone и React уже стало рутиной и надо это дело как-то разбавлять. Меня всегда тянуло к железу, роботам — к конструированию. Это конечно так или иначе пересекается с разработкой, но суховато. Сложно сказать, почему я купив raspberry pi почти 4-5 лет назад на нем так ничего и не сделал кроме простых hello world’ов. А у меня их два.
Но так или иначе теперь у меня есть настоящая железка, не только из кремния но и алюминия, карбона и пластмассы весом +5кг которая носится быстрей чем я даже хотел. Это первая статья из небольшого цикла, в ней я вкратце пройдусь по миру RC машинок. Далее будет уже конкретно по деталям, их свойствам, как собрать, обращаться и хранить свое творение.
Силовым элементом у машинок может быть электромотор или ДВС.
ДВС бывают на nitro и вроде на бензине. Из плюсов — заморачиваетесь по полной с обслуживанием и настройкой, звук, залил топливо и вперед еще кружок. Из минусов — все те плюсы которые вам не по душе.
Электромоторы в свою очередь двух основных конструкций — Brushed и Brushless. Первые по факту просто прошлый век, а вторые современные. Из плюсов лишены минусов ДВС моторов. Из минусов — аккумуляторы нужно заряжать, чтобы покататься. И поначалу будете очень долго париться с подбором параметров. Но это мы обсудим в следующих статьях, все на самом деле не так сложно. Из минусов еще можно добавить обращение с аккумуляторами. Так же обсудим детальней в отдельной статье об аккумуляторах.
Классы машинок
Существует множество различных классов, но так как мы уже взрослые, рассмотрим самые не скучные.
Buggy
Этот класс предназначен для достаточно быстрой езды по трассе. Очень часто именно этот класс пользуется популярностью в соревнованиях. На таких машинках можно и прыгать и уверенно заходить в поворот. Я на таком классе не катался, но не раз видел — выглядит очень убедительно 🙂 Если вы хотите соревнований то этот класс для вас.
Short Course
Как по мне класс эстетически красив и очень схож по чувству, динамики с настоящими short course машинами, особенно в большом масштабе на ДВС двигателе. Идеально для пыльных трасс и пляжей. Так же частенько принимают участие в соревнованиях.
Truggy
На фотке мой красавчик. В шапке голое шасси. На данный момент это мой фаворит. По принадлежности это своего рода помесь Buggy с монстром. У этого класса большие колеса которые схожи по своим параметрам с теми которые используются на монстр моделях но при этом обладают более жесткой подвеской. Это идеальный класс если вы не можете выбрать между ПРЫГАТЬ. и ГОНЯТЬ. С этим классом вы получаете и то и другое, своего рода Fullstack. Такие машинки так же могут принимать участие в соревнованиях, в принципе поймал себя на мысли, что с любым классом можно устраивать соревнования. Просто с этим классом это будет пореже иметь официальный вид.
Существует понятие Bashing в переводчике пояснение дается такое — violent physical assault. Что в принципе соответствует описанию. Башить — это прыгать, высоко, не всегда удачно приземляться и на больших скоростях. Шасси у модели должно быть крепким. Отлететь может все, что угодно 🙂
Drift
Эти машинки действительно дрифтуют. Они красивые, как правило это точные копии тех или иных моделей авто. Светятся фары и всякие пиу-пиу. Единственный минус, что для них нужны хорошие трассы. Так как на асфальте с твердыми колесами дрифтовать так себе удовольствие. Но из плюсов, если такая трасса есть в вашем городе, то она скорей всего круглогодичная.
Crawlers
В сообществах ходят шутки, что это для людей постарше. Как правило crawlers это мини копии настоящих машин для поездить медленно и повозится в грязи. А так же, как и следует из названия — покарабкаться.
Существует еще большое множество классов, это были основные. Как вариант интересный класс будет Drag. Это модели для драг рейсинга и там пределов моделирования нет. Для них даже трассы соотвествующие.
Масштаб
Размеры машинок бывают разные. Самые ходовые это 1:10, 1:8, 1:5 в порядке возрастания. Я так понимаю 1:1 это реальный размер?
Чем больше масштаб тем больше комплектующие и тем они мощней и соотвественно дороже.
Детальней о комплектующих мы поговорим в следующих частях.
Где покупать
Здесь примерно так же как с компьютерами. Хотите нечто особенное и свое, особенно если вам нравится собирать вещи самим, то машинку можно собрать по частям. Для этого есть магазины как международные так и локальные. Не сочтите за рекламу. Только для информативности. Самый известный пожалуй hobbyking.com, но на нем на самом деле не такой уже и большой выбор. На нем я покупал свою шасси. На таких международных сайтах приходится учитывать налог. RC машинки дело не самое дешевое особенно если речь идет о масштабах от 1:8. По этому для начала стоит поискать локальных продавцов.
Как лайфхак рекомендую найти любителей в вашем городе и пообщаться с ними. Вполне можно встретить людей, которые не только любят данное хобби, но и пытаются что-то организовать вокруг этой темы, и с ненулевой вероятностью они могут пробить вам неплохие скидки у местных дилеров.
Где погонять
По большей части вы можете гонять где хотите. Но попробуйте поискать у себя в городе трассы. Есть немалый шанс, что кто-то сдает в аренду машинки детям и на месте оборудована неплохая трасса. Трассы под открытым небом как правило сезонные. Весна, лето, осень. А зимой любители собираются в спортивных залах школ. В принципе вам ничего не мешает кататься зимой, но стоит учитывать особенности аккумуляторов и в целом неприятный холод 🙂 Вторым лайфхаком в этой статье можно наградить следующий совет — если вам по душе пыльные трассы с трамплинами, а в городе для RC машинок таких нет, то найдите любителей мотоспорта, даунхила или bmx и гоняйте на их трассах. Только вы сами понимаете — осторожно с этим 🙂 Вы не хотите в кого-то влететь или испугать.
Далее будет.
Задавайте вопросы, с радостью на них отвечу 🙂
Спасибо Capacitor10n поправил опечатку
Спасибо mtkachowA за кучу правок :))
Спасибо wernisag поправил опечатку
Мой первый RC car. Как я его выбирал. Время действий самое начало января 2018 года. Часть 3. ТраGGа
Мой первый RC car. Как я его выбирал.
Время действий самое начало января 2018 года.
Часть 3. ТраGGа
Выбор предстоял из классов: трагги, багги и шорт-корс траки, есть еще монстры, но хотелось что-то более динамичное, и так поехали.
Предпочтения и представления изначально были таковы:
— багги 50% потому, что более привычны, уже катался и даже есть претенденты.
— трагги 35% ну та же багги по ездовым характеристикам, только колеса пошире и корка как у внедорожника, есть один вариант, но со сложностями.
— шорты 15% пикап, такой как в ралли дакар участвуют.
Требования: масштаб 1:8, 1:9, 1:10, электро, бесколлекторная система, поддерживаемые аккумуляторы 2s и выше, алюминимевая/металл дека ну и конечно же в пределах 25000 и желательно с пультом и приемником.
Класс шорт-корс (шорты) отмел можно сказать сразу, т.к. внешне душа не лежит к ним, но как запасной вариант отложил у Traxxas (есть пара приятных моделей, но весь пластиковый и дорогой), забегая вперед скажу, что к шортам мы уже не вернемся.
Класс багги. Багги класс универсальный, требований к трассе нет, быстро едет, высоко прыгает.
Первый претендент Maverick Strada, 4wd, 1:10, стоимостью до 10000, и если вложить еще столько же, то будет жарить (про traxxas говорят то же самое)! Приятный момент, что Maverick подразделение HPI, а HPI Racing очень известная американская контора по моделям, правда Maverick не совсем американский, это британское подразделение компании, а ещё в сети поговаривают, что это больше китай, ну да ладно, главное модель живучая и имеет орду поклонников, именно покатавшись пару раз на Strada я загорелся своей моделью. Но страду я отложил как возможный вариант, мне больше интересен 8 масштаб.
Далее в бюджет вписался американский Traxxas Bandit, 2wd, 1:10, БК с коробки, с системой стабилизации, аккумулятором и зарядным устройством, правда немного выходил из бюджета на пару тысяч. Почитав форумы, посмотрев обзоры, послушав владельцев, отмел вариант с бандитом. Тут и масштаб и 2wd, всюду пластик, правда есть стоковая зарядка и аккумулятор, но и они в перспективе под замену.
И вот он Maverick DesertWolf, 4wd, 1:8, БК система и влагозащита с коробки, осталось только докупить аккумулятор, зарядник и батарейки в пульт и гоу наваливать. Стоимость 22000 — 23150 рублей. На изучение этой модели я затратил неделю или две. Из-за малого распространения у нас, модель очень недооценена, очень мало поклонников у этой машинки, в первую очередь из-за ценника, не каждый готов потратить на Maverick 23000 рублей. На западе модель пользуется чуть большей популярностью, есть поклонники. За время пока выбор стоял на Maverick, мне удалось пообщаться с владельцами из России и Израиля, ребята говорят годная машина, дороговата для Maverick, но не ломается и радости приносит и в общем денег своих стоит!, в магазине HPI имеется даже тюнинг в виде разных металлических сплавов везде везде и бабочек из карбона. Минус только один, комбинированная дэка: пластик с алюминиевой пластиной. Ну и я почти уже взял эту модель (стоимость 22500 с доставкой + аккумулятор 2000 +- 200 и я на коне) почти. Взяв неделю на обдумать. Взвесив все + и — я все же отказался от покупки DesertWolf. Мне не давала покоя та самая трагга со «сложностями».
Класс трагги. Вот так мы подобрались к трагги, в этом классе мне очень нравится одна конкретная модель это Basher Sabertooth, 8 масштаба, очень качественная, металл везде где должен быть, полный привод и даже название говорит, что он создан для баша! Модель имеет огромное число поклонников. Единственное препятствие — в России купить его невозможно, только заграничные интернет магазины. Искал, даже просматривал известные сайты бесплатных объявлений, но их нет. Все пути ведут в заграничные магазины, а опыта заказа нет, вопросов много, не знание пугало, но уж очень хотелось. И так как ни одна модель так и не смогла затмить Basher, то не очень долго думая, слегка поколебавшись я сделал это, я его купил.
Ну и что же это за зверь был мною куплен За что же я все-таки перечислил деньги:
Это полноприводная трагги масштаба 1:8 с БК системой из коробки, что немаловажно полностью алюминиевая дека! ну и ещё 4 больших колеса и больше пока сказать нечего, модель еще в пути, на момент написания этих строк, пощупать не удалось. Так же взял сразу пару аккумуляторов Turnigy 5000mAh 4S1P 14.8V 20C Hardcase в твердом корпусе, как ребята посоветовали, по очень приятной цене. Basher питается либо одновременно с двух аккумуляторов 2s, либо одним 4s, и второе гораздо удобнее первого и в плане замены и в плане последующей зарядки, ведь заряжать два по очереди гораздо дольше, либо иметь два ЗУ, или одно дорогостоящее ЗУ одновременно заряжающее несколько аккумуляторов.
Для старта ещё потребуется докупить:
Аппаратура (пульт + приемник) возможно со стабилизацией, 3 и более канала + батарейки в пульт если
требуются. (про это будет отдельная история)
Влагозащита (коробка) для приемника. Можно конечно просто герметиком залить или лаком, но не хочется, пусть будет сразу по правильному. (про это будет отдельная история)
Аккумулятор(в моём случае куплен и идет вместе с моделью) и зарядное устройство (куплено заранее).
Купил на HobbyKing через PayPal и о всех тонкостях подробно расскажу в следующей части.
Типы моделей радиоуправляемых автомобилей
Авто моделистами и любителями покатушек используется много различных машин на радиоуправлении, эта статья поможет вам разобраться с их типами и терминами в автомоделизме.
RC Трофи
Радиоуправляемая модель автомобиля класса Трофи отличается полным проводом, часто с неразрезными мостами, не высокой скоростью движения, мягкими цепкими покрышками и высокой степенью копийности,
У увлеченных моделистов большая часть времени уходит не на саму машинку, а на доведение ее до недостижимого идеала с повышенной степенью детализации.
Трофи машинки предназначены для неспешного преодоления разнообразных препятствий, часто созданных искусственно, в виде луж, грязи, болота.
Индустрия модельной торговли подогревает интерес и в магазинах можно найти огромное количество навесного тюнинга в виде лопат, лебедок, канистр и прочего навесного оборудования, используя которое можно получить весьма точную копию настоящих трофи автомобилей.
Краулеры
Как и радиоуправляемые автомобили класса Трофи, Краулеры имеют низкую скорость и катают их по бездорожью. Дополнительным отличием краулеров служит огромный ход подвески и высокий клиренс.
Автомодели Монстры
Известны так же как Monster Truck, это наиболее популярный класс радиоуправляемых машин для развлечения.
Эта радиоуправляемая модель автомобиля самая зрелищная и наиболее часто покупаемая новичками в RC моделизме.
На ней можно и по соревноваться и на даче погонять хоть по дороге, хоть по грядкам соседа. а так же, на специально подготовленной машинке и по воде.
Фактически, радиоуправляемый монстр способен преодолевать практически любой тип поверхности, он идеален для прыжков с трамплинов, горок и просто для развлекательных покатушек с друзьями.
Багги
Скорость и прыгучесть! Именно так можно охарактеризовать этот вид радиоуправляемых машинок.
Наиболее оптимальным для нее является скоростные покатушки по плотному грунту с трамплинами. Имея низкий центр тяжести и весьма широкую базу, багги весьма редко переворачиваются, а большая часть кувырков заканчивается вставанием на колеса.
Именно этот класс автомоделей наиболее широко представлен на соревнованиях, существует множество разновидностей как самих багги, так и их соревнований.
Шасси багги достаточно просто и очень часто изготавливается самостоятельно.
Трагги
Этот класс (Truggy) часто называют разновидностью багги, но на самом деле, это отдельная ветка.
Не смотря на большие колеса с весьма «злой» резиной, трагги предназначена для гонок по плотному грунту.
Шорт-корс
Часто эти авто модели на радиоуправлении называют «заднеприводным багги».
По сравнению с багги имеют меньшую проходимость, но более похожи на настоящие автомобили.
Соревнования радиоуправляемых шорт кроссов проводится на, как и у багги, на плотном грунте.
Шоссейные и ралли
Различаются между собой практически только высотой клиренса и наличием спойлеров на шоссейных машинах. Имеют кузова с достаточно высокой копийностью.
Раллийные гонки проводят на плотном грунте.
Некоторые соревнования требуют весьма большой выносливости от RC пилота автомобиля.
Шоссейные радиоуправляемые машинки ориентированы на гонки по асфальту или специальному покрытию.
У низ обычно присутствует передний и задний спойлер.
Кузов обычно полукопийный, сделанный из прозрачного пластика термоформовкой и раскрашенный. Кузов обычно повторяет реальные автомобили.
Дрифт
Классическую дрифт машинку легко узнать по «»лысой» резине, низкой подвеске и развалу колес.
Эти особенности задают и требования к трассе, «катать по грунту» просто не получится.
А может быть и с претензией на копийность.
Трасса для дрифт машинок состоит из одних поворотов.
Классы радиоуправляемых автомоделей
Если вы пришли читать эту статью, перед вами, вероятно, стоит вопрос выбора радиоуправляемой автомодели. Новичок обычно может разделить все модели максимум на два вида: шоссейные и внедорожные. Пожалуй, это и есть главное принципиальное разделение на виды. Что вам больше по душе: ездить по ровному асфальту или ковру, выписывая идеальную траекторию или же скакать по бездорожью, грязи и прыгать на трамплинах? Но ответа на этот вопрос еще недостаточно, среди каждого из этих видов автомоделей есть свои подвиды, в которых стоит разобраться.
Монстры
Из монстров можно порекомендовать следующие модели:
Эти модели (Revo и Savage) являются самыми распространенными и, пожалуй, лучшими представителями радиоуправляемых монстров. А Traxxas Summit, построенный на базе E-Revo вообще уникален своими внедорожными способностями, включающими блокировку дифференциалов и понижающую передачу.
Багги
Можно порекомендовать следующие, весьма достойные модели багги:
Трагги
Рекомендуемые модели трагги:
Short Course
Интересный класс радиоуправляемых моделей, занимающий по своим характеристикам место где-то между багги и трагги. Но важным отличием является копийность его кузова. Если кузова багги и трагги, как правило, не имеют аналогов среди реальных автомобилей, то модели класса Short Course (в среде автомоделистов именуемые как «шорты» или «шпроты») выглядят как настоящие гоночные автомобили.
Рекомендуемые модели Short Course:
Краулеры
При выборе краулера стоит обратить внимание на следующие модели:
Трофи
Примерами трофи моделей являются:
Туринг
Имеет смысл посмотреть эти модели:
Дрифт
Модели для дрифта имеют много общего с обычными шоссейными моделями, за исключением некоторых доработок, облегчающих введение машины в дрифт. На модели устанавливаются мощные двигатели и специальные твердые скользкие шины, чтобы упростить срыв машины в занос. Как правило, машины для дрифта делают очень красивыми.
Ралли
Отличие раллийных автомобилей заключается в немного увеличенном дорожном просвете и резине с более крупным протектором. В отличие от туринга и дрифта, соревнования по ралли проводятся на трассах в том числе с грунтовым покрытием.
Пример моделей для ралли:
Ну вот, мы рассмотрели основные классы радиоуправляемых моделей. Конечно, кроме этого учитывать тип двигателя (электро или ДВС), масштаб модели, тип привода (4WD или 2WD), но об этом в других статьях.
Классификация радиоуправляемых моделей автомобилей
В первую очередь модели различаются по масштабу: 1:5, 1:8, 1:10, 1:12 и так далее, от самых крупных до миниатюрных моделей-игрушек.
Наиболее популярными являются масштабы 1:8 и 1:10. В этих двух масштабах и происходят самые «ожесточенные» схватки на соревнованиях, для таких моделей производится бесчисленное множество апгрейдов, тюнинг-наборов и КИТ-ов. Модели, выполненные в масштабе 1:12 на сегодняшний день не очень популярны, однако масштаб 1:18 наоборот, набирает популярность и с каждым годом производители выпускают все большее количество таких автомоделей.
В масштабах 1:24 и 1:28 наиболее популярны радиоуправляемые автомодели от компании Kyosho (серия Mini-Z). Но следует отметить, в этих масштабах размерность уже приблизительная и такие модели – по большей части уже просто игрушки.
Автомодели могут приводиться в движение электродвигателями или ДВС, которые, в свою очередь, подразделяются на нитромоторы (ДВС, работающие на смеси нитрометана с использованием свечи накаливания) и бензиновые движители (такие моторы работают на бензине и имеют искровое зажигание).
25-й класс (до 4.1 см.куб.) – багги, монстры масштаба 1:8.
Как видите, зависимость проста: чем выше класс, там больше объем установленного на модели двигателя. А номер класс исчисляется от рабочего объема мотора в кубических дюймах. Например, 0.15 куб. дюйма соответствует 15-му классу.
Модели, оснащенные электроприводом, также имеют классификацию (она относится к моторам). Класс соответствует числу витков обмотки электродвигателей – 10 витков, 11, 16, 24 и так далее. Чем меньше витков, тем больше оборотов в минуту выдает электродвигатель. Также электромоторы для радиоуправляемых моделей подразделяются на коллекторные и бесколлекторные.
Также автомодели различаются по типу шасси на шоссейные, багги, трагги, монстр-траки и т.д. Различные типы шасси определяют назначение автомодели – для езды по бездорожью, раллийных гонок, для заездов на твердом покрытии, для скоростных заездов и прочее. Та же формула-1 предназначена для скоростных гонок на идеальных поверхностях, трагги, монстр-траки – для соревнований и покатушек на бездорожье. Отсюда и деление автомоделей на on-road и off-road.
Багги и трагги строятся на однотипной основе (платформе), их оснащают полным приводом. Различаются модели по ширине колеи и размерам колес (трагги имеют большие колеса). Багги и трагги – это самые скоростные автомодели среди off-road машинок.
Монстры – это вездеходы с хорошими скоростными характеристиками. Такие автомодели оснащают 2-х и 3-х ступенчатыми КПП, полным набором дифференциалов, спаренными амортизаторами и огромными колесами. Такие машинки как правило имеют полный привод.
Кроулеры созданы для преодоления практически любых преград: стволов деревьев, вертикальных «стенок», водных преград и т.д. Кроулеры оснащаются полным приводом.