той что значит по казахски
Казахский той
Казахский той – это нечто грандиозное. По количеству приглашенных и пафосу мероприятие сродни бразильским карнавалам. Но чтобы не впасть в неконтролируемое состояние шока или не обидеть участников неподобающим поведением, нужно знать хотя бы основные правила и особенности тоя.
Одним из главных признаков казахского мероприятия является то, что гости никогда не приходят вовремя. Мне даже кажется, люди, которые прибывают на событие в положенное время, чувствуют себя некомфортно. Как говорят почетные «конактар», прошедшие огонь и воду в бесчисленных торжествах: «Вот и полночь. Казахи легли есть». И не вздумайте говорить, что не едите после 6-ти, такого слабака больше никуда не пригласят.
Итак, вы повели себя как истинный казах и не притащились раньше, чем с опозданием на два часа. Войдя в зал, вы будете ошарашены количеством гостей. Дело в том, что у казахов принято звать на той всех. В данном случае это не образное выражение, а суровая реальность. Если вы празднуете какое-нибудь событие, вы просто обязаны пригласить родственников соседей, а может даже и их родственников, иначе «ят болады!» («Будет стыдно!»)
На входе вас обязательно приветствует какая-нибудь бабушка-одуванчик, которая неистово забрасывает конфетами, монетами и прочей мелочевкой. Броски апашки говорят о годах тренировки, проведенных на порогах не одного торжественного зала: точность попадания – 100%. Но не пытайтесь уворачиваться от града снарядов, изображая из себя Рембо под огнем вьетконговцев, мужественно примите огонь на себя.
Фантазии родственников не ограничиваются банальными пожеланиями. В ход они могут пустить и пляски, и чтение стихов. Тут найдутся и жонглеры, и акробаты, и прочие артисты оригинального жанра. Ну а если таковых может и не оказаться, то встреча с обладателем уникальных (возможно, только по его мнению) вокальных данных просто неизбежна. Он исполнит весь репертуар группы Дос Муасан, адырлі Болманова и прочих звезд, а приветливая публика обязательно поддержит громкими овациями. Если вы любите петь, это ваш шанс почувствовать себя звездой, вы вряд ли найдете где-нибудь еще более благодарную публику.
Говорят, что у казахов дорогим гостям (в прямом смысле этого слова) принято дарить чапаны в знак уважения. Одеяние обязательно будет пафосным, расшитым золотыми нитками вручную. Его внесут под ту же торжественную музыку, что и бешбармак, чтобы водрузить на вальяжного агашку под бурные аплодисменты, переходящие в овации. Чапанизация страны идет с большим успехом.
Где-то в середине вечера на казахском тое объявляется антракт. Но гости не спешат расходиться на перерыв, потому что именно в этот момент начинается самое интересное. Танцы народов мира – это то зрелище, которое с нетерпением ждет разгоряченная публика. Обычно на любом казахском празднике найдется румяный джигит, который лихо исполняет и лезгинку, и цыганочку, и калинку-малинку. И ваше счастье, если такой персонаж исчисляется количеством одна штука, потому что, как правило, каждый из присутствующих поспешит доказать статус «короля вечеринок».
Итак, рано или поздно все хорошее заканчивается. Вот и казахский той медленно движется к своему логическому завершению. Но именно тогда и начинается увлекательнейший чемпионат по саркыту. Цель: собрать в заранее подготовленные целлофановые пакеты как можно больше еды. И если за вашим столом она заканчивается, то вы вполне можете переместиться за другой. Причем отделять салаты от фруктов нежелательно, чтобы на утро ваши домочадцы, полакомившись блестящими от жира яблоками, знали точно – вы пришли с казахского тоя.
В целом казахский той привлекателен для всех без исключения. Одним для того, чтобы проявить таланты, другим за всем этим действом наблюдать.
Что такое ТОЙ?
На сегодняшний день в интернет пространстве Казахстана возникают споры о нецелесообразности проведения пышных традиционных тоев в связи с экономической ситуацией в стране в целом и в каждой семье в частности.
Многие утверждают, что не стоит устраивать пир живота и бахвальства для сотней людей, лучше уж потратить данные средства на свои личные нужды (машина, квартира, путешествие и т.д.) и жить без долгов.
Однако хотелось бы отметить, что казахи по мере своих возможностей делились радостным событием устраивая праздник-ТОЙ!
Скажите, когда родственники из разных уголков мира могут собраться в одном месте пообщаться, повеселиться, познакомить подрастающих детей, познакомить дальних родственников с молодыми, а также где могут собраться друзья родителей и молодых чтобы пообщаться, познакомиться? Сколько новых семей создалось благодаря тоям?
К тому же празднование тоев способствует поддержанию и исполнению наших национальных традиции, единение родственников, где родственники исполняют отведенную им роль, участвуя в «Асаре».
Если представить, что все молодые решат вместо празднования тоев отправятся путешествовать, стоит задуматься, сколько денег будет вывезено заграницу?
ТОЙ стал стартовой площадкой для многих музыкальных исполнителей, групп, которые стали узнаваемы за пределами места своего проживания, страны.
Также присутствует пренебрежительное отношение к песням на казахском языке популярные на свадьбах, которые очень популярны на казахских тоях. Возможно, данные песни не имеют мирового признания, но, тем не менее, имеют своего отечественного слушателя. Возможно «тойские песни» не столь модны, популярны для иностранного слушателя, не стоит только из-за данных предрассудков пренебрегать выбором миллионов соотечественников и стесняться родного музыкального контента.
Кроме того многие эстрадные певцы нашей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья активно задействованы в «Той бизнесе» не только в пределах Казахстана, но и за рубежом.
Когда речь заходит о мировых звездах посещающих частные торжества никто не осуждает, что они «тойские певцы».
В этой связи возникает вопрос насколько это целесообразно, эгоистично вывозить (отдыхать не справив ТОЙ) деньги за пределы нашей страны и оставить без работы людей задействованных в проведении праздничных мероприятий?
Бытует мнение, что празднуя ТОЙ люди берут неподъемные кредиты и начинают семейную жизнь с долгов.
Вместе с тем, игнорируется тот факт, что денежный подарок – своего рода помощь хозяевам торжества, который должен быть возвращен при случае празднования мероприятия.
То есть основная часть кредита, либо весь кредит может быть погашен сразу же после мероприятия.
Празднование тоев также является частью традиционного быта казахов, где, как и многие тысячи лет назад родственники, друзья, соседи, знакомые собирались, знакомились, общались и просто весело проводили время, разделяя радость хозяев торжества.
На основании изложенного хотелось бы отметить, что празднования тоев и связанных с ними мероприятий это важная часть быта казахов и какой бюджет будет заложен, зависит от возможностей людей.
Для этих целей функционирует Главный праздничный портал Казахстана «Той Бизнес.кз», который поможет каждому найти товары и услуги для проведения свадеб, юбилеев, не выходя из дома.
той бастар
1 той
погов. «Тойға барсаң, тойып бар» — «Если идёшь на пир, то иди насытившись»
2 тойғанша
3 той
погов. тойға барсаң тойып бар – на пир иди сытым
4 алтын той
5 жиын-той
6 тойғызу
7 мерей той иесі
8 той бастау
9 той-думан
10 той-томалақ
11 тойғанша
12 тойғызу
13 ана
14 аржақ
15 қанағат
послов. «Қанағат қарын тойғызар, қанағатсыздық жалғыз атты сойғызар» — «Будешь довольствоваться малым, будешь всегда сыт, не то зарежешь даже единственную лошадь»
16 құдағи
құдағиым асып-тастың, билеймін деп шалыс бастың — шалишь, кума, не с той ноги плясать пошла
17 себепті
18 тектес
19 тектестік
20 тойлау
олар той тойлап жүр — они разъезжают по аулам, угощаясь на пирах
См. также в других словарях:
той бастар — Ұзатылған қыздың тойында айтылатын кәделі өлеңнің бір түрі … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі
Казахские традиции — Почтовая марка с изображением традиционных казахских костюмов и юрты Современный Казахстан переживает период национального возрождения[1] … Википедия
Казахская музыка — До Великой Oкт. социалистич. революции муз. иск во казах. народа было представлено только нар. творчеством (песни и инстр. пьесы кюи). На муз. канве речитативного склада жырши (сказители) исполняли эпич. поэмы и легенды, акыны (поэты)… … Музыкальная энциклопедия
Койшибаев М. К. — Макалим Койшибаевич (р. 10 V 1926, Кзылкогинский р н, Гурьевская обл.) сов. композитор. Засл. деят. иск в Казах. ССР (1973). Сын нар. домбриста Койшибая Боджанова. В 1939 44 работал в оркестре нар. инструментов Казах. радио в Алма Ате, в… … Музыкальная энциклопедия
Нурпеисова Д. — Дина (1861, м. Бекетай Кум, ныне Уральской обл. 31 I 1955, Алма Ата) сов. домбристка и композитор. Нар. арт. Казах. ССР (1944). Училась игре на домбре у отца. Игру 9 летней девочки слышал Курмангазы, ставший затем её учителем. Автор кюев … Музыкальная энциклопедия
Шабельский С. И. — Сергей Иванович (25 III (7 IV) 1885, Харьков 10 VI 1956, Алма Ата) сов. композитор. Засл. деят. иск в Казах. ССР (1954). В 1903 06 учился на юридич. ф те Петерб. ун та. В 1904 09 занимался по теории музыки и композиции у Н. А. Соколова. С … Музыкальная энциклопедия
Нурпеисова, Дина — Дина Нурпеисова (каз. Дина Нұрпейісова; 1861 1955) казахский композитор и исполнитель, ученица Курмангазы, народная артистка КазССР (1944). Автор сочинений для домбры в традиционном жанре кюя («Булбул», «Асемконыр», «Байжума», «Жигер» и другие).… … Википедия
Казахская народная поэзия — «Ертөстік» памятник из известняка Устно поэтическая традиция известна среди тюркояз … Википедия
Дина Нурпеисова — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Нурпеисов. Дина Нурпеисова каз. Дина Нұрпейіскеліні … Википедия
Нурпеисова — Нурпеисова, Дина Дина Нурпеисова (каз. Дина Нұрпейісова; 1861, Бекетай Кум 31 января 1955, Алма Ата) казахский композитор и исполнитель, ученица Сагырбаев, Курмангазы, народная артистка КазССР (1944). Автор сочинений для домбры в… … Википедия
Нурпеисова Д. — Дина Нурпеисова (каз. Дина Нұрпейісова; 1861 1955) казахский композитор и исполнитель, ученица Курмангазы, народная артистка КазССР (1944). Автор сочинений для домбры в традиционном жанре кюя («Булбул», «Асемконыр», «Байжума», «Жигер» и другие).… … Википедия
Родство у казахов: кто есть кто и кого как называть
|