торпедо есть такая станция
Торпедо есть такая станция
Председатель комиссии МГД по физической культуре, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов, фракция партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«В рамках одного мероприятия невозможно охватить всю историю легендарного спортивного общества «Торпедо». Небольшая часть победного наследия автозаводцев, представленная на выставке, которую мы открыли сегодня в стенах Мосгордумы, наглядно это продемонстрировала.
Только заглянув в прошлое, поняв историю клуба и его традиции, сравнив их с настоящим, можно строить планы на будущее. Сегодня у нас есть хорошая возможность обсудить перспективы развития клуба».
И.о. первого заместителя руководителя Департамента спорта и туризма города Москвы Алексей Кондаранцев:
«История «Торпедо» богата именами и победами. В системе Москомспорта есть СШОР «Юность Москвы – Торпедо», которая базируется на стадионе им. Эдуарда Стрельцова. В настоящее время в ней занимаются 668 ребят. После чемпионата мира в нашей стране заметно возрос интерес к футболу. Мы должны понимать и учитывать этот запрос жителей.
Очень приятно, что во главе футбольного клуба «Торпедо» сегодня стоят люди, неравнодушные к судьбе команды и болельщиков. Примечательно, что стадион «Торпедо» находится ближе всех аналогичных спортивных сооружений к Кремлю. Клуб всегда оставался верен городу. И законодательная, и исполнительная власть готова оказывать поддержку команде».
Президент ФК «Торпедо Москва» Елена Еленцева:
«Сегодня мы обсуждаем возможности сохранения исторических традиций и развитие легендарного спортивного общества. «Торпедо» объединяет разные виды спорта: футбол, бокс, борьбу. У них есть общая история, связанная со спорткомплексом им. Эдуарда Стрельцова. При этом у каждого направления есть свои особенности.
Очевидно, что с приходом нового руководства начинается абсолютно новая эра в истории развития автозаводского спорта. Мы все верим, что благодаря общим усилиям нам удастся возродить былую славу нашего спортивного клуба».
Член комиссии МГД по градостроительству, государственной собственности и землепользованию Павел Поселёнов, фракция партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:
«Московская городская Дума своим вниманием уже помогает клубу «Торпедо». На мой взгляд, это самый московский спортивный клуб. Его история полностью переплетается с историей города. В ней были и взлеты, и падения. Сейчас клуб развивается.
В скором времени будет построен современный футбольный стадион, включая школу бокса, борьбы и тренировочные поля, чтобы мы растили новых чемпионов. После реконструкции он станет спортивным объектом, отвечающим международным требованиям, а главное – комфортным для зрителей и спортсменов».
Главный тренер по греко-римской борьбе СК «Торпедо» Сергей Батков :
«Секцию борьбы в «Торпедо» открыл в 1936 году Николай Михельсон. В 1977 году мы переехали в зал на территории стадиона «Торпедо». С 2000-го по 2012-й год в стенах школы подготовлены олимпийские чемпионы Хасан Бароев и Алан Хугаев, серебряный призер олимпиады Рустам Тотров. Наши воспитанники побеждали и становились призерами на чемпионатах Москвы, России и Европы.
Несмотря на сложный период в истории клуба, мы продолжаем развиваться. И приветствуем те перемены, которые сейчас происходят с нашим клубом. Современные помещения будут лучше приспособлены для тренировок, чем постройки 1970-х годов. Надеемся, что проекты по реконструкции спорткомплекса будут реализованы. Все согласны с тем, что главное богатство «Торпедо» – это люди, а не здания».
Мастер спорта международного класса, тренер по боксу СК «Торпедо» Владимир Носов:
«Клубу бокса «Торпедо» исполнилось 80 лет. По случаю юбилея мы организовали большой спортивный праздник – «Кубок Червоненко». Мы являемся одной из сильнейших школ любительского бокса не только в России, но и в мире. Наших воспитанников можно найти как в юношеской, молодежной так и в главной сборных командах России. Закончив детскую-юношескую школу «Торпедо», многие ее выпускники продолжают занятия и спортивную карьеру, принимают участие в международных соревнованиях по боксу, в чемпионатах России, Европы, мира и Олимпийских играх.
Даже в самые тяжелые времена в секции бокса не прекращались тренировки. Невзирая ни на что, боксеры СК «Торпедо» выступали на соревнованиях различного уровня и добивались отличных результатов».
Администратор ФК «Торпедо» Александр Петров:
«Вместе с нами сегодня здесь мысленно присутствуют все болельщики «Торпедо». Вчера исполнилось 43 года, как я в «Торпедо». Мы переживаем новое время, когда будут заложены основы и фундамент для будущих побед.
Поэт-песенник, болельщик ФК «Торпедо» Александр Шаганов:
«Мы, болельщики, очень рады положительным изменениям, которые сейчас происходят с командой, клубом и стадионом. На мой взгляд, сложилась несправедливая ситуация. У всех больших столичных команд есть какой-то объект в городе, который назван их именем: у «Спартака», «Динамо», «ЦСКА» и «Локомотива». У «Торпедо» такого нет.
Считаю, что именем клуба с такой выдающейся историей должна быть названа станция метро либо МЦК, прилегающая к стадиону им. Эдуарда Стрельцова. Это станет настоящим подарком всем болельщикам одного из старейших столичных клубов».
Председатель комиссии МГД по физической культуре, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов поддержал идею о присвоении объекту городского транспорта названия «Торпедо». «В Мосгордуму поступило обращение от болельщиков и руководства клуба в поддержку того, чтобы увековечить «Торпедо» в названии одного из городских транспортных объектов. Как председатель комиссии МГД по физической культуре, спорту и молодежной политике скажу, что наша комиссия однозначно поддерживает эту идею», – отметил депутат.
Перед началом заседания круглого стола в столичном парламенте открылась выставка «Москва. Торпедо. 95 лет вместе». В экспозиции представлены награды и атрибутика клуба, историко-архивные материалы, в том числе автограф великого футболиста «Торпедо» и сборной СССР Эдуарда Стрельцова, именем которого назван стадион на Восточной улице.
Почему переднюю панель авто называют «торпедо»?
Мне давно было несколько любопытно почему переднюю панель автомобиля называют «торпедо»?
Казалось бы, «передняя панель» — простое и всем понятное сочетание двух хорошо известных слов. Почему бы им не ограничиться? Но от владельцев самых разных автомобилей то и дело слышно — «торпедо», «торпеда»…
Я всегда думал:» Интересно, что общего может быть у передней панели автомобиля с торпедой, которую выпускает подводная лодка в сторону вражеского корабля?»
Недавно наткнулся на статью, которая наконец-то разъяснила мне причину такого названия.
Оказалось все очень просто. Так же как и с широко известными словами «ксерокс» (которым называют все копировальные аппараты), «унитаз» (которым все называют некие сантехнические приспособления) и т.п.
Оказалось что в Германии в середине двадцатого века была известная фирма, специализировавшаяся на производстве автомобильных приборов. И эта компания носила название «Torpedo». Ее приборы часто встречались на автомобилях самых разных марок, поэтому сначала слово «торпедо» стали использовать для обозначения приборов на панели панели, а потом — и всей передней панели.
С той поры и прижилось в нашем языке это слово.
Правда в ходе проходящей в комментариях здесь дискуссии некоторые берутся утверждать, что вообще нет такого слова в русском языке.
Извините, несогласные друзья, но есть.
Во-первых, точно есть в русском языке такое слово «торпедо»!
Во-вторых, есть с именно таким значением:
В-третьих, есть такое слово и с таким значением даже и в украинском языке:
Какие, здесь могут быть сомнения?! Есть такое слово и с таким значением!
Кстати, в некоторых статьях об истории отечественного автомобилестроения я встречаю информацию, что что производители первых паровых советских автомобилей НАМИ-1, в техническом руководстве этого авто обозначили приборную панель именно торпедо.
Впрочем, самого руководства я не видел по-этому могу судить лишь с их слов…
Тем не менее этот термин точно существует и им успешно пользуются миллионы автолюбителей.
********************************************************************************
И еще:
К моему удивлению и удовольствию широкие массы читателей этого поста взялись в комментариях обсуждать и другие слова и термины.
Для тех, кому лень читать все комментарии к посту (тем более там много «воды») коротко об обсуждаемом.
Автомобильные термины.
Парприз. Слово «Парприз» произошло от французского «pare-brise», что в переводе означает лобовое стекло или козырек, призванный защитить водителя от ветра и дорожной пыли. Сегодня парпризом называют облицовку передней панели. Т.е. это «Торпедо», но без приборов.
Бендикс— название тоже произошло от названия компании-производителя.
Стойки стабилизатора, которые в народе называют яйцами, назвали в честь Терминатора. У него в отличии от всех мужиков «там» были стойки стабилизатора (шутка). :-)))
Контрактные запчасти.Название «контрактные», запчасти получили в те далекие времена (начало 90-х годов), когда по каким то там контрактам с Японии, некоторые фирмы, это «железо» привозили в РФ.
Бронепровода. Название бронепровода пришли в быт из армии там вся проводка была упакована в металлическую оплетку и кожуха для экранирования помех.
Джип. От GP — General Purpose. Так что правильно все внедорожники джипами называть.
Слово «тормоз» произошло из тюркского turmaz «подкладка для колёс арбы»
Слово «машина» от древне-греческого «механикэ» — хитрость. Позднее трансформировалось в «махина», а потом уже и в «машина».
Жабо. Вообще- жабо это элемент одежды. В переводе с французского — «птичий зоб».
Ну а потом это название перекочевало и на автомобили. Жабо в авто — это пластиковая деталь, которая устанавливается между лобовым стеклом и капотом автомобиля.
Не на автомобильную тему:
Мансарда. Слово «мансарда» появилось в 17 веке в Париже. Тогда один известный на то время архитектор Франсуа Мансар (именно от его имени и получила название мансарда) приспособил чердачное помещение под жилой объект.
Боксерские перчатки (хотя по виду это варежки). На английском языке предмет защиты рук для боксера звучит так: «boxing gloves». Это имеет только один вариант перевода — боксерские перчатки. В русском языке не стали придумывать иного названия. Просто приняли обычный перевод.
Болгарка (иногда называют Фортуной).Название, «болгарка», родилось в 70-х годах, когда в СССР появились первые представители данного вида инструментов, выпущенные в Болгарии заводом «Элпром-Ловеч». Назывались они «Фортуна».
:-))) Ну и на десерт:
Стасик (таракан). Существует версия, что тараканов назвали Стасиками из-за созвучности имени «Стас» с нецензурным общенародным обозначением мужчины с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Дескать, иногда вредители в квартире так сильно досаждают хозяевам, и от них так сложно избавиться, что те в сердцах обзывают их столь неблагозвучным термином. А затем, при детях, уже не могут позволить себе повторить такую гадость, и потому говорят «Стас». А будучи в хорошем расположении духа, когда насекомое уже не кажется такой большой проблемой, человек называет его и более ласково – Стасик.
У «Торпедо» скоро появится крутой стадион. Его сделают французы — они предусмотрели почти все
Очень стильно и продумано. На бумаге
Если вы не знали, то у «Торпедо» сейчас все налаживается. Осенью 2017-го у клуба сменился владелец — новым собственником стал миллиардер Роман Авдеев. Он стабильно входит в сотню Forbes среди российских предпринимателей. Еще он известен тем, что усыновил 19 детей и до сих пор иногда ездит на метро.
Почти сразу был избран новый президент — Елена Еленцева ( мы делали с ней большое интервью ), также клуб вернулся на родной стадион имени Эдуарда Стрельцова, а миллиардный долг стал сокращаться. Сейчас команда идет на первом месте (по потерянным очкам) в ПФЛ. И планирует бороться за ФНЛ.
Вчера же клуб провел презентацию концепта обновлённого стадиона. Проект выглядит шикарно.
Важные факты о новом стадионе:
Стадион будет всячески подчеркивать исторические корни клуба: на территории появятся машины марки ЗИЛ, зал славы «Торпедо», а один из входов на трибуны выполнен в виде эмблемы команды.
Проект стадиона включает новые дороги и манеж для детей
С логистикой все должно быть ок. Компания «ГК Инград» занимается не только строительством арены, но и благоустройством района в целом.
— Проект стадиона интегрирован в район, — говорит председатель совета директоров «Торпедо» Павел Поселенов. — Будут строиться новые дороги. В следующем году уже появится дорога рядом со стадионом — три полосы в обе стороны. Появится остановка общественного транспорта — прямо рядом с ареной.
Что интересно, в предыдущем проекте, который был подготовлен до прихода в клуб нового руководства, тренировочных полей значилось на одно меньше. Все просто — место занимала парковка. Но в новом концепте парковка стала подземной и добавилось еще одно тренировочное поле. Шик.
Важно, что секции бокса, борьбы и футбола будут сохранены. Для них специально сейчас строится новый многофункциональный ФОК. В том числе поэтому работы начнутся в 2020-м — нужно переселить все секции без ущерба для детей.
Легендарную «Лестницу славы» сохранят, памятник Стрельцову, естественно, тоже. Фасад ФОКа исполнят в историческом стиле. Планируется громадное полотнище длиной 70 метров.
Сергей Шустиков — сын и внук легендарных футболистов «Торпедо» Сергея Шустикова-старшего и Виктора Шустикова — в восторге от стадиона. Сейчас он капитан клуба.
— Есть много стадионов, не хочу никого обидеть, но они все типовые. Отличаются разве что цветами. Здесь видно, что подошли с душой, пропитались торпедовским духом. И шестеренка, и лестница с эмблемой «Торпедо», и «Лестница славы». Лучший стадион в мире. Хотел бы я увидеть на фасаде когда-то свое лицо? Я бы хотел увидеть своих отца и деда, — сказал капитан.
В конце презентации болельщики спрашивали про переименование станции метро «Автозаводская» в «Торпедо». Поселенов уверил, что все письма уже написаны и в мае–июне этот вопрос будет рассмотрен.
Почему нынешнему руководству «Торпедо» хочется верить
Амбициозных и стильных проектов в России хватало. В том числе «Торпедо» в последние годы представляло несколько вариантов реконструкции стадиона — все они погибли. Почему у нынешнего руководства точно все получится?
Во-первых, фигура Авдеева. Пока он вызывает лишь позитивные эмоции — тем, как ведет себя на публике, как планирует процесс и главное — как строит диалог со всеми участниками (даже не такими влиятельными). Самым показательным моментом на презентации стали слова представителя секции бокса. Мужчина высказался очень искренне, такое невозможно сыграть:
— У меня нет вопроса. Скажу только, что обычно мы вынуждены были бегать и спрашивать, что с нами будет [с секцией бокса и борьбы]. Впервые к нам сами пришли и спросили: «Что вы хотите»? Спасибо за это.
И давно вокруг клуба не было такого единения всех фанатов — от молодых и до великого Александра Ширвиндта. Он тоже был на презентации и как всегда бодро шутил.
Нынешнее руководство, несмотря на статус и большие деньги, выглядит максимально адекватно. Я был на многих пресс-конференциях — и такой конкретики (хотя бы в ответах на вопросы), такого внимания к деталям и к мнению болельщиков не видел давно. Хочется, чтобы реальность совпала с ожиданиями.
Перезапуск «Торпедо». Сколько это стоит
СБК разбирается, зачем миллиардер, банкир и бизнесмен купил футбольный клуб низшей лиги
Владелец ФК «Торпедо» и стадиона имени Стрельцова Роман Авдеев
Легендарный футбольный клуб «Торпедо» в современной истории пережил все самое плохое, что только может быть: разделение на две части, потерю собственного стадиона, понижение в статусе из-за долгов, стремительное падение из премьер-лиги в любители… Последний выход в элиту в сезоне-2014/15 закончился бесславным вылетом. После этого «Торпедо» выступало в Профессиональной футбольной лиге (втором дивизионе) – третьем и низшем эшелоне профессионального футбола в России после премьер-лиги (высший дивизион) и Футбольной национальной лиги (первый дивизион).
Осенью 2017 года 75,51% акций «Торпедо» купил концерн «Россиум» банкира Романа Авдеева. За девять месяцев до этого он приобрел земельный участок в 23,18 га между Восточной улицей и Симоновской набережной (район станции метро Автозаводская в Москве), где расположен стадион имени Эдуарда Стрельцова – историческая торпедовская арена. Покупка клуба означала, что структуры Авдеева получили права на действующие контракты с игроками, а также обязательства по ранее заключенным договорам. Никакого недвижимого имущества на этом активе не было. «Клуб нам достался с долгами – около ₽1 млрд. Так что по большому счету стоимость „Торпедо“ минусовая», – говорил Авдеев «Спорт-экспрессу».
«Торпедо» – трехкратный чемпион СССР, семикратный обладатель Кубка страны. Последний трофей – Кубок России – команда завоевала в 1993 году
Величие за миллиард
Авдеев ранее не был замечен в особой любви к футболу. «Я увлекаюсь многими видами спорта, в том числе смотрю футбольные, хоккейные матчи, но назвать себя настоящим футбольным болельщиком не могу», – признался бизнесмен в интервью СБК. Однако для фанатов, измученных войной с прежним руководителем клуба Александром Тукмановым, приход нового владельца стал настоящим праздником. «Торпедо» вернулось на родной стадион, выиграло группу «Центр» ПФЛ, завоевало по итогам сезона путевку в ФНЛ, где сейчас, после первых 10 туров, идет на первом месте. Про финансовые проблемы больше ничего не слышно.
Несмотря на многочисленные сложности, у «Торпедо» сохранилось немало фанатов
Спортивные обязательства
Новый стадион лишь часть большого проекта, предусматривающего строительство более 180 тыс. м² жилья и реновацию спортивной инфраструктуры. Помимо футбольной арены, здесь расположены школы бокса и борьбы с тренировочными залами (финансируются «Спортивным фондом „Торпедо“», аффилированным с «Россиумом»), футбольная школа «Юность Москвы» (Москомспорт), а также административные, учебные, технические и складские здания.
«Мы купили у Прохорова уникальный проект, в котором я вижу огромный потенциал, – рассказывал Авдеев в интервью Sports.ru. – В рамках проекта у нас есть обязательство по современному стадиону и спортивной инфраструктуре, которые заложены в плане развития территории».
Руководство «Торпедо»: президент Елена Еленцева, Павел Поселёнов и Роман Авдеев
Затраты владельца на содержание футбольного клуба зависят от амбиций, рассказывает СБК представитель крупной спортивной консалтинговой компании. «Торпедо», по его словам, интересный проект, и собеседник просит об анонимности, потому что «хотел бы поработать с ним». «Если новый собственник взял клуб без намерения вывести команду в элитный дивизион, а как одолжение прежнему собственнику, правительству Москвы, то это одна сумма, – рассуждает собеседник СБК. – Если же есть планы по возвращению былого величия, затраты вырастают на порядок». По его мнению, покупка «Торпедо» была безденежной. «Там не за что платить – одни долги и проблемы», – считает он.
Ситуация, когда девелопер берет на себя издержки по социальным статьям по просьбе региона, – распространенная практика, отметил в беседе с СБК генеральный директор инвестиционной компании Key Capital Сергей Камлюк. По его словам, чаще всего инвестор финансирует строительство общественных объектов с последующей безвозмездной передачей их городу. «В этом случае работает взаимообмен: девелопер может рассчитывать на поддержку по согласованию разрешительных документов», – отмечает Камлюк.
₽6–8 млрд – приблизительная стоимость реконструкции спорткомплекса «Торпедо»
Гарантированный убыток
Исследовательская компания Deloitte, ежегодно составляющая рейтинг самых финансово успешных футбольных клубов мира, выделяет три основных статьи дохода: день матча (билеты, сувенирная продукция, кейтеринг и т. д.), телеправа и спонсоры. Для клубов низших российских лиг практически все эти статьи малодоступны. Продать телеправа невозможно в связи с отсутствием качественных трансляций и спроса со стороны вещателей (хотя ФНЛ в последние сезоны исправляет ситуацию и продает права сервису «Яндекс.Эфир»). Посещаемость низкая, а билеты стоят дешево (или вообще раздаются бесплатно). «Торпедо» в этом плане в ПФЛ выделялось: матчи команды собирали во втором дивизионе до 4,5 тыс. болельщиков, которые платили за вход по ₽300–500. Таким образом, за сезон клуб мог заработать на билетах до ₽20 млн.
Рассчитывать на щедрые спонсорские контракты клубы низших лиг тоже не могут. По словам главы компании Publics Media Sport & Entertainment Сергея Бархударьяна, рекламодателя в зависимости от решаемых им задач привлекают клубы и спортсмены, которые либо ассоциируются с победами и лидерством, либо интересны с точки зрения выстраивания коммуникации в конкретном регионе. К примеру, пивоваренная компания «Балтика» заключает контракты с футбольными и хоккейными клубами в городах, где расположены ее заводы.
«С этой точки зрения „Торпедо“ не слишком привлекательный объект: невыдающиеся спортивные результаты, конкуренция со стороны более сильных московских команд, – говорит Бархударьян. – Потенциально клуб может быть интересен – он обладает мощным, узнаваемым брендом. Но, чтобы реализовать этот потенциал, нужен мощный маркетинговый департамент».
Озвученный Авдеевым бюджет «Торпедо» на сезон-2018/19 – ₽120–150 млн. Основной источник дохода – рекламный контракт с авдеевским же «Инградом». Вряд ли такая реклама помогает лучше продавать квартиры, однако связь футбольного клуба и девелоперского проекта очевидна.
«Стадион не должен пустовать»
Рассказывая СБК о мотивах покупки убыточного футбольного клуба, Роман Авдеев заявил, что это был логичный шаг, учитывая инвестиции компании в спортивную инфраструктуру.
«Раз мы вкладываем деньги в реконструкцию стадиона, он не должен пустовать. Должны быть команда и болельщики», – заявил Авдеев.
Павел Поселёнов, гендиректор «Инграда»: «Мы будем реконструировать объекты постепенно, один за другим, чтобы спортшколы, расположенные на „Торпедо“ могли не прерывать свою работу».
Реконструкция «Торпедо» по сути подразумевает снос построенной в 1959 году арены и строительство нового стадиона на 15 тыс. зрителей (нынешний вмещает 13,3 тыс.). Работы планируется начать в начале 2020-го и завершить за 2–2,5 года, говорит Поселёнов, добавляя, что точных сроков еще нет. При этом ключевые параметры застройки территории были утверждены еще прежним владельцем проекта – компанией «ОПИН» Михаила Прохорова. «Будут небольшие, но важные, на наш взгляд, изменения, – рассказал Поселёнов. – Например, в первоначальном проекте не было трибун за воротами поля, только боковые. Мы их построим – об этом нас просили болельщики, ведь за воротами традиционно собираются самые активные поклонники команды».
Жилье с плюсом
Окупить затраты на строительство стадиона за счет коммерческой деятельности непосредственно на нем в обозримой перспективе нереально, считает руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова. «Стадионы не относятся к объектам коммерческой недвижимости и предназначены не для извлечения прибыли», – говорит она. По словам Смирновой, доходы от аренды поля и подтрибунных помещений, а также от размещения рекламы нивелируются эксплуатационными расходами и оплатой услуг управляющей компании. «Инвесторы стадионов и крупных объектов спортивной инфраструктуры зачастую получают возможность дополнительно заняться более прибыльными историями – строительством жилья, например», – напоминает Марина.
Модель, когда расходы на строительство заведомо убыточной арены покрываются за счет коммерческого девелоперского проекта поблизости, типична для России. Денег, которые поступают непосредственно от использования стадиона, чаще всего не хватает даже на покрытие эксплуатационных расходов. К примеру, экс-гендиректор московского «Локомотива» выступающего в премьер-лиге, Илья Геркус рассказывал, что средняя посещаемость в чемпионском сезоне на уровне 10 тыс. зрителей не позволяла выйти на безубыточность. По расчетам менеджера, содержание стадиона отбивалось при повышении посещаемости до 15 тыс. человек в среднем за матч. В операционном плюсе, таким образом, могут быть только стадионы «Спартака», «Зенита», «Краснодара» и «Ростова», но и здесь речь не идет о возврате инвестиций в строительство. Покрывают расходы владельцев арен коммерческие проекты: «Город на реке Тушино – 2018» Леонида Федуна, «ВТБ Арена парк» банка ВТБ, отчасти – офисная башня «ВЭБ Арены».
Есть и обратные примеры – нынешний обладатель Кубка России «Тосно», прекративший существование летом прошлого года, мог бы как минимум продлить свое существование, если бы владельцу клуба, петербургскому девелоперу Fort Group, удалось согласовать строительство стадиона и жилого комплекса в Кудрово – сразу за петербургской кольцевой автодорогой. Но правительство Ленинградской области разрешило строить стадион (затраты оценивались в ₽2–3 млрд), а жилье (планировалось возвести 350 тыс. м.) в зеленой зоне не согласовало.
Представители «Россиума» рассчитывают, что инвестиции в спорткомплекс сделают привлекательнее для покупателей квартиры в жилом комплексе RiverSky, который компания строит на Симоновской набережной
Создан в 2006 году Романом Авдеевым и является холдинговой структурой, управляющей его активами. Ключевой актив – «Московский кредитный банк», («Россиуму» принадлежит 56,83% акций). Совокупные активы банка – ₽2,3 трлн, чистая прибыль по итогам 2017 года – ₽13,9 млрд. Также в холдинг входят девелопер «Инград» (девелоперский портфель – 2,3 млн м², земельный банк – 28 тыс. га), компания «Инград-Сервис», специализирующаяся на проектах в сфере ЖКХ, пенсионный фонд «Согласие», обладающая лицензией на разработку нефтяного месторождения в Оренбургской области «Директ Нефть» и аптечная сеть «36,6».
«Это дорогой проект»
По мнению руководителя отдела исследований «ИРН-Консалтинг» Татьяны Бокачевой, комплекс на Симоновской набережной способен генерировать от продажи жилья стабильный денежный поток ₽6–8 млрд в год. «Это хорошая локация, и наличие спортивной инфраструктуры действительно большой плюс, особенно для семейных покупателей с детьми. Однако этому объекту предстоит конкурировать со строящимся рядом гигантским комплексом „Зиларт“, который сейчас собирает практически весь спрос на новостройки на юге Москвы», – говорит Бокачева.
По мнению эксперта, если «Инград» будет держать среднюю стоимость квадратного метра в своем жилом комплексе на уровне ₽200 тыс. (примерно по такой цене уходят квартиры в «Зиларте»), то с учетом нынешней ситуации на рынке (падение спроса на фоне растущего предложения) они смогут продавать в год 30-40 тыс. м² жилья. Таким образом, весь комплекс будет распродан за пять лет.
С такой оценкой в целом согласен руководитель по работе с ключевыми партнерами Est-a-Tet Роман Родионцев. «Цена на старте продаж в ₽170 тыс. за м² была бы привлекательной по сравнению с конкурентным окружением проекта, – считает он. – Средние темпы будут находиться на уровне 2,5–3 тыс. м² в месяц». По мнению эксперта, проект может быть инвестиционно привлекательным – Родионцев прогнозирует рост средней стоимости квадратного метра до 70%.
Макет района вокруг стадиона им. Стрельцова
По мнению руководителя департамента аналитики и консалтинга компании «БЕСТ-Новострой» Сергея Лобжанидзе, себестоимость квадратного метра в жилом комплексе окажется на уровне ₽150 тыс., тогда как базовый показатель внутренней нормы доходности (IRR) для девелоперов, работающих в Москве, составляет минимум 30%. «Проект „Инграда“ на территории „Торпедо“ дорогой, – отмечает эксперт. – Помимо жилого строительства, им придется инвестировать в спортивную инфраструктуру, которая никогда не окупается, инженерные коммуникации, строительство набережной, а это существенная нагрузка на общую стоимость. Кроме того, бюро „Цимайло, Ляшенко и партнеры“, готовившее утвержденную архитектурную концепцию комплекса, известно на рынке как делающее качественные, но дорогие проекты. Но все равно потенциал у проекта хороший – рядом с центром, близко к воде. Подобных предложений на рынке практически нет».