топиарные фигуры что это такое

Дерево Счастья своими руками, или Из истории искусства создания топиариев

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

Топиарий — один из самых популярных видов творчества, доступный для каждого! Еще несколько лет назад мы даже и не слышали такого слова, а тем более уж и не встречали ни у кого дома в интерьере подобного деревца!

Топиарий, его ещё называют «Европейским деревом» или «Деревом счастья» — это распространенное украшение интерьера в европейской флористике, последнее время получившее широкое распространение и в нашей стране. Символизирует достаток и благополучие в доме.

Данная статья будет посвещена как раз этому популярному виду рукоделия.

Представляете, этому направлению уже сотни тысяч лет!

В далекой древности существовало искусство фигурной стрижки растений. Садовники в садах римской знати создавали причудливые фигуры из кроны деревьев, кустов и полукустов. Они вырезали фигуры животных, придавали различные геоометрические формы, и строили целые лабиринты. Такие сады назывались — Топиарии. Слово «topiary» (фигурная подрезка) происходит от латинского слова для декоративного садового пейзажа — «topiaries».

Топиар — одно из старейших садово-парковых искусств. Мастера топиара могут придавать растениям различные формы, например даже архитектурных сооружений, людей и т. п.

Искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из самых древних, первое красиво подстриженное дерево топиари, согласно Естественной истории, составленной в 77 году н.э. Плинием, принадлежит придворному Цезаря Калвену. Топиарное искусство было признаком роскоши, декоративное оформление деревьев получило распространение в атриумах римских вилл. Европейский топиар берёт свое начало со времен Римской империи. В Рим топиарное искусство было привезено с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии, Сирии во время римской экспансии на Ближний Восток. В римских поселениях на всей территории империи вплоть до Британии появляются внутренние дворики и симетричные цветочные клумбы.

С упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиари не умерло, оно сохранилось и продолжало развиваться и культивироваться новым духовным сословием. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, усовершенствовали искусство создания узловых садов и цветников. Главным образом, они использовались для выращивания лечебных и пряных трав для медицинских и кулинарных нужд монастырей. Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами.

В эпоху Ренессанса возникает «Голландский стиль» — и оттуда мода на топиар с 1660 года пришла в Англию, где получила мощное развитие. Интересные образцы топиара можно наблюдать в Гурзуфско парке. Семнадцатый век считается пиком популярности топиари. Искусная стрижка деревьев и кустарников использовалась, чтобы подчеркнуть архитектуру и в садах регулярного стиля. В конце 17-го века Андре Ленотр спроектировал сад для короля Луи XIV с массивными орнаментальными партерами и огромными изгородями, простиравшимися на мили. Стоивший, по слухам, около двух миллионов франков сад олицетворял абсолютную власть монархии над человеком и природой. Топиарии использовались для создания длинных прогулочных аллей, лабиринтов, в виде живых изгородей, образцовые сады сохранились и до наших дней, они поддерживаются в первозданном виде — это Версаль, сады английского дворца Хэмптон Корт.

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

В Японии под топиаром подразумевают искусство бонсай.

Жозеф Аддисон в 1712 году в «Обозревателе» написал: «… наши британские садоводы вместо того, чтобы подражать природе, искажают ее, как только можно. Может быть, мнение мое единолично, но, что касается меня, я предпочитаю видеть дерево во всей красе, с ветками и листьями, чем подстриженное под геометрическую фигуру…»

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

Как и любое увлечение, топиарное искусство в 18 веке переживало периоды роста и спада. Когда в моду вошли так называемые естественные ландшафты топиари было практически предано забвению. Папа Александр резко критиковал и осмеивал топиарное искусство. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к топиари в 19 веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.

В начале XVIII столетия мода на зеленые скульптуры и регулярный стиль оформления садов пришла и в Россию. Деревья и кустарники приобретали формы людей, птиц и зверей.

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

В начале 20 века американцы для создания топиария придумали плетеный проволочный каркас. На молодое дерево надевается каркас нужной формы, чтобы оно росло в нем, когда молодые побеги начинают выходить за пределы каркаса, по его границам делается стрижка. Такой способ подходит для людей, которые не могут много времени посвятить уходу за садом. Красивые топиарии смогут подчеркнуть или строгую архитектуру сада, или наполнить его яркими красками и создать на его территории сказочный мир.

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

На сегодняшний день, отмечается постоянно растущий интерес к этому искусству, особенно в странах Европы. Стриженные растения становятся все более модными и актуальными и с успехом используются в создании современных садово-парковых композиций, ведь сад с аккуратно стриженными растениями всегда выглядит ухоженно и элегантно и является предметом гордости для своего хозяина.

Сейчас топиарное искусство переживает свой новый расцвет. И не только в ландшафтном дизайне. Оригинальные маленькие деревца, для изготовления которых используются натуральные материалы, также называются топиариями. Топиарий — не имитация какого-то конкретного дерева в природе (что может быть создано лучше, чем создала сама природа), это декоративная работа, в которой крона может приобретать самые разнообразные формы.
Топиарий, или «европейское дерево» служит для украшения интерьера. Это очень динамичная композиция, которая всегда обращает на себя внимание. Они прекрасно вписываются в любой интерьер и служат украшением дома. Более того, топиарии часто называют «деревьями счастья» и поэтому каждый рад получить подобную поделку в подарок.

Проще говоря, в ландшафте — топиарий — это сложный и длительный процесс, требующий постоянного ухода и внимания к живым растениям.
В дизайне интерьеров топиарий — это небольшая композиция в виде маленького деревца с геометрической кроной. Создаются такие деревца с использованием преимущественно натуральных материалов и служат яркой деталью в украшении любого интерьера.

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

В зависимости от его размера и дизайна, его можно установить как на книжных полках, так и на полу; как на кухне, так и в гостиной, и даже в ванной конате. Хочется отметить, что топиарии не являются миниатюрной копией каких-либо конкретных деревьев и не претендуют на соперничество с ними. Топиарий — не копирует ни одно из деревьев, существующих в природе. При его создании возможно использование самых различных материалов и цветовых сочетаний. Для украшения декоративного деревца можно использовать цветы, кофейные зерна, ткань, сизалевое волокно, камушки, бусинки, ленточки, различные аксессуары из флористики или швейной фурнитуры. Всего не перечесть.

Это чисто декоративная вещь. Следовательно, только от фантазии создателя зависит, какую форму будет иметь крона его собственного деревца.
Самыми популярными формами для топиариев служат шар и конус. В качестве основы можно использовать различные материалы: пенопласт, строительную пену, флористическую губку и даже бумагу. Крона топиария может быть украшена сухоцветами, живыми цветами, лентами, кусочками ткани, фисташками, зернами кофе, шишками и многим другим.

Каких-либо правил и требований к внешнему виду топиарий нет. Все зависит от желаний и фантазии той волшебницы, в чьих руках рождается новое чудо. Деревце можно создать под любой интерьер.
Это отличная альтернатива горшечным растениям и цветам, а также является очень хорошим решением для тех, кто не хочет обременять себя заботой о комнатных растениях или же кому надоели «стандартные» композиции в вазах. Уход за декоративным деревцем прост — его не нужно поливать. Достаточно иногда смахнуть пыль кисточкой или сдуть её холодным воздухом из фена. Деревце лучше не ставить под прямые солнечные лучи, тем самым оградив материал от выцветания.
А для любой волшебницы это безграничная возможность фантазировать, создавать новые истории и изучать самые различные техники рукоделия.
Топарий — очень оригинальная композиция, которая всегда обращает на себя внимание. Оригинальность композции достигается несколькими ходами, «уловками». Прежде всего это конечно форма, ведь сама по себе круглая форма, форма шара интересна, и в то же время лаконична. Вторая «уловка» — это, конечно, использование в композиции сочетания нескольких цветов, порой очень ярких, и потому, привлекающих к себе еще больше внимания. К тому же, использование различных материалов, порой очень необычных по своей фактуре, иногда даже натуральных/природных, задает особый тон композиции. Третий способ придать оригинальность топиарчику, пожалуй, самый непредсказуемый, — это фантазия самого мастера, его идеи и их смелое воплощение.

Так что включайте свое воображение вместе с детишками и «растите» свое Дерево Счастья Топиарий в доме!

Представленные работы мастера Евгении Шурхаевой.

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

Спасибо всем, кто потратил свое драгоценное время на чтение данной статьи!

Очень надеемся, что теперь вам будет понятнее, что такое топиарий, как и зачем данные деревца делают!

И успехов вам в ваших начинаниях и творческих идей!

Источник

История топиарии

топиарные фигуры что это такое. Смотреть фото топиарные фигуры что это такое. Смотреть картинку топиарные фигуры что это такое. Картинка про топиарные фигуры что это такое. Фото топиарные фигуры что это такое

Само слово топиар (англ. topiary) происходит от латинского topiarius – садовник ландшафтного орнамента.

Топиарами называют зеленые скульптуры для оформления садовых ландшафтов.

Топиарное искусство – орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.

Искусство топиари насчитывает многовековую историю. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре.

А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

Мастерство фигурной стрижки деревьев или кустарников пришло в Европу из Восточного Средиземноморья и Азии. К концу 1 века н.э. топиарные формы стали украшением садов состоятельных римлян.

Во время римской экспансии на Ближний Восток топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. За угодьями Цезаря присматривал императорский садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые живые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен императором. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но при этом сам таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим своим ученикам.

С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства. Ответственных за такую работу садовников называли topiaries. Вместе с расширением границ Римской империи традиции топиари распространились по Европе.

В своих письмах Плиний Младший (62-110 гг. н.э.), описывает сады своей виллы в Тоскании как «Украшенные различными фигурами, с ограждениями в виде живых изгородей, вдоль которых вы спускаетесь по легкому склону, диковинные животные из самшита, расположены друг напротив друга, вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой причудливо стриженной изгородью. Сзади расположена аллея для экипажей или паланкина — Гестаций, в форме круга, с орнаментом из самшита в центре, стриженного бесчисленными причудливыми формами, вместе с посадками кустарника, подстригаемого садовыми ножницами для того, чтобы они не вырастали очень высокими, все в окружении разноуровневых стен» он добавляет, «…Кусты самшита подстрижены в сотни разных форм: иногда в виде букв, прославляя имя мастера, а иногда и подмастерья; то тут то там небольшие обелиски появляются и исчезают, среди плодовых деревьев».

Это великолепное описание сада, украшенного самыми фантастическими формами, и, что самое интересное, несмотря на то, что садовники были рабами, достаточно уважаемыми людьми, достойными, чтобы увековечить свое имя.

Поскольку Римская Империя распространила свое влияние на весь завоеванный мир, колонизаторы принесли с собой много элементов своей культуры. Дворцы и Виллы появлялись на завоеванных землях, повторяя те, что были оставлены на Родине, и при археологических раскопках были найдены сады и самшитовые изгороди, подтверждая частое использование топиари тогда, впрочем, как и сейчас.

В описании садов Древнего Рима упоминаются кусты самшита, сформированные в виде кораблей, храмов, вазонов, птиц, животных, мужских и женских фигур.

После распада Римской империи топиари получило новый виток развития – оно начало культивироваться духовенством. Монахи, которые всегда очень ценили тишину и покой, начали усовершенствовать сады для медитаций с помощью художественной стрижки деревьев. Не одну тысячу лет топиари было спрятано за стенами монастыря.

Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться «бонсаи». Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал садовый архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры, особенно талантливые мастера ваяли даже статуи Будды. Но все же это действо несколько отличалось от топиарного искусства других стран.

После падения Римской Империи (около 4 столетия после Рождества Христова) наступает период, известный как Смутное Время. Это был долгий период общественного хаоса, в течение которого основная борьба была за выживание. Блага цивилизации были оставлены в стороне. Только в монастырях и хорошо охраняемых замках искусство орнаментального садоводства не было забыто. Скудные документальные сведения подтверждают, что искусство топиари, стилизованные формы которого можно видеть на планах в манускриптах и других источниках отображающих этот период, не перестало существовать.

ИТАЛИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Период Возрождения дает новый толчок в развитии топиарного искусства.

Эпоха итальянского Ренессанса способствовала расцвету ландшафтного искусства. Тогдашние дизайны повторяли в саду орнаменты ковров, гобеленов, лепнин и гравюр. Неотъемлемой частью таких дизайнов стали топиари, которые использовали, чтобы создать живые изгороди и длинные прогулочные аллеи.

Сады являлись не только предметом удовольствия, но и отражением благосостояния хозяев. Это был 14 век, период Итальянского Возрождения.

Обращение к классике, поиск стиля и форм его воплощения породили сады, которые существуют и поныне: Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Тоскании. Многие образцы таких садов сохранились и по сей день, например, в Версале, английских садах Хэмптон Корт и др. Они отражают влияние эпохи Ренессанса в подстриженных изгородях и причудливых формах топиари.

Архитектура виллы во Флоренции, созданная Леоне Альбертис в 1459, отражает его страсть к стриженым формам. Он включал в свои работы топиарные формы: «сферы, колоннады, часовни, урны, вазоны; фигуры обезьян, горилл, волов, медведей, гигантов; мужчин и женщин, военных, ведьм, философов, пап и кардиналов».

Со временем влияние Ренессанса распространяется на всю Европу.

В 17-18 веках Франция переживала настоящий бум изгородей из самшита. Сады сочетали в себе разнообрназные виды изгородей: низкие, со сложными узорами, называемые «»партерами»» и высокие, для акцента или зрительной преграды.

Искусство топиари использовалось только для того, чтобы подчеркнуть архитектуру или в саду регулярного стиля. Этот стиль довел до совершенства Андре Ленотр в конце 17-го века, спроектировавший сад для короля Луи XIV. Ленотр создал массивные орнаментальные партеры и огромные изгороди, которые простирались на мили. Сад прославлял абсолютную власть монархии как над человеком, так и над природой, и, по слухам, стоил около двух миллионов франков.

В Англии довольно рано возникло увлечение зелеными лабиринтами, благодаря которому поддерживалось и развивалось искусство стрижки деревьев. По свидетельству современников, граф Букингемский в 1502 году платил деньги садовникам за «»уход за виноградниками и их формировкой»». Помимо садов с традиционными изгородями, существовал сад Тюдоров, со сложным переплетенным рисунком партера, созданного из низких изгородей.

В 17 веке орнаментальное и экстравагантное топиари стало особенно популярно. Некий поэт так описывал идеальный сад: «»из розмарина, стриженного причудливыми формами: здесь кентавры, киты и сотни других фигур»».

Уже в начале 17 века сложные орнаменты стали неотъемлемой частью садово-паркового искусства. В 1618 году Уильям Лоусон оставил такие распоряжения: «»…ваш садовник может создать сцену охоты на фоне леса, используя фигуру вооруженного, готового к сражению человека; быстрых гончих, преследующих оленя или в погоне за зайцем»».

Рост благосостояния буржуазии и появление новых растений из разных частей света привел к очередному витку в развитии голландского садоводства. Отвоеванная с большим трудом у моря земля в Нидерландах всегда стоила дорого, поэтому сады имели небольшую площадь. В основе голландских садов были несложные, но эффектные элементы: арки, крытые галереи, простые узоры и, конечно, топиари.

Любовь голландцев к стриженым растениям простиралась гораздо дальше привычных геометрических форм — конусов, сфер, кубов и колонн. Они украшали свои небольшие сады зелеными скульптурами: фигурами людей, животных, птиц и абстрактными фигурами.

Когда Вильгельм Оранский прибыл из Голландии для принятия Британского престола, после «Славной Революции» 1688 года, он привез с собой увлечение «зеленой стрижкой».

Примкнувшее к уже устоявшейся традиции британского садоводства искусство стриженых форм было принято с энтузиазмом. Позже это время стало известно, как «Золотой век топиарного искусства».

Это было время всемирно известного сада, созданного в Левенс, включавшего в себя сложные и экзотические формы топиари. Этот и многие другие сады, были созданы своими хозяевами-энтузиастами, следовавшими моде того времени.

Обычные сады и сады – топиари в голландском стиле распространились по всей Англии и были наполнены странными композициями «гигантов, животных, монстров, фамильными гербами и надписями, сделанными из тиса, самшита и падуба, — замечает Horase Walpole. Со всех сторон виднелись, «Боги, животные и другие фигуры, высеченные из камня, а выстриженные из деревьев и кустарников изгороди, исполняли роль фона или галереи.

С конца 18 века с переменным успехом появлялся интерес то к пейзажному, то к регулярному стилю. Но никогда эти два направления не были тесно связаны. В дальнейшем происходит одновременное развитие двух диаметрально противоположных стилей, и для каждой страны этот путь свой. Создаются известные сады: Сад Ладью в Мэрилен и сады Лонгвуд в Пенсильвании, Левенс Холл и Грейт Дикстер, Друммонд парк в Шотландии и многие другие.

В Россию топиарное искусство проникло при Петре I из страны-законодательницы мод того времени – Франции, воплотилось в прекрасные барочные сады Петродворца и распространилось по всей стране.

В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого мастерства, зачем и отправил их учиться заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе – Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать подходящие отечественные “зеленые” аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.

Но, как и у любого модного направления, у топиари появились критики. В этом случае ими стали философы и поэты, которые называли художественную стрижку «издевательством над растениями». В результате кустарные шедевры постепенно стали превращаться в обычные, пейзажные сады. Это стало началом моды на естественную красоту. Тем не менее, топиари не стало забытым видом искусства. С конца 18 века его популярность снова начала набирать обороты.

Северная Америка также имеет свою традицию топиарного искусства. Хотя первые образцы не отличались витиеватостью, в конце 18 века начали создаваться сады европейского стиля.

Они включали в себя элементы топиарной стрижки и стали отличительной чертой североамериканских садов.

Прошлый век стал веком становления некоторых наиболее изысканных садов:

Green Animals в Род Айленде, The Ladew Topiary Garden в Мэрилен и сады Longwood в Пенсильвании. Эти сады, без сомнения, являют собой «Новое Топиарное Искусство», а использование каркасов из проволоки, по которым стригутся растения, ставит Северную Америку во главу развития нового современного стиля топиари.

В начале 20 века американцами было придумано очень полезное и практическое изобретение. Они создали фигурный проволочный каркас, который надевался сверху на молодое растение. Кустарник рос и развивался в середине этого каркаса, а когда ветки начинали выходить за границы каркаса, то они аккуратно подрезались мастером. Это изобретение используется ландшафтными дизайнерами до сих пор.

Современный стиль жизни не оставляет время для совершенствования искусства, которое требует терпения, и все же можно отметить постоянно растущий интерес к искусству топиари. Может быть ностальгия, или сентиментальное отношение к прошлым поколениям объясняет наш интерес; или может быть те визуальные ощущения, которые создает топиари в саду. Не оставляет сомнений это заявление, а возможно просто реакция на красоту, декоративность, естественность и популярность садов прошлых лет.

Сегодня топиари – один из старейших видов искусства, которое не перестает очаровывать, потому что есть что-то непроходящее в удовлетворении от работы по созданию и эстетическое удовольствие от полученных результатов.

Всегда есть идеи, интерес к «Новому Топиари», который будет восхищать и удивлять еще многие годы.

В настоящее время топиари является классикой садово-паркового дизайна и абсолютно не зависит от изменчивости моды. В современный дизайн с его естественностью, легким беспорядком и ассиметрией, топиарное искусство вносит определенную структуру и добавляет привлекательный контраст.

Существует распространенное заблуждение, что стриженое растение обязательно является элементом регулярного сада. Однако на современном этапе развития садового искусства стрижку стали использовать в садах разных стилей: в японском (стрижки под садовые бонсаи), в саду модерн (зеленые колонны и спирали), в авангардном (кубы, шары и пирамиды).

Если простые геометрические формы по силам даже неопытному любителю, то создание фигур из растений требует высокого мастерства. Это стрижка более затейливая, растениям придаётся более сложная форма в виде фигур животных, людей и даже архитектурных сооружений.

Всегда восхищают зрителей зеленые верблюды, слоны, жирафы, лошади, птицы и прочая «фауна», «жизнь» которой обеспечивают заботы искусных садовников. К разряду экзотики относится садовая «мебель», выполненная из деревьев и кустарников, на практическое применение она, конечно, не рассчитана, но выглядит очень уютно и привлекательно. Некоторые клиенты заказывают свои инициалы из зелени и устанавливают их перед входом в дом.

Топиарная «мебель». Не садиться!

На сегодняшний день популярен также «грин арт» – различные виды топиарных конструкций, чаще всего наполненные торфом и сфагнумом (род мхов), куда высаживаются растения.

В начале ХХ века в Британии возникла садовая мода на так называемые «гобеленные» живые изгороди, в которых перемежаясь, используются кустарники с зеленой, золотистой и красноватой листвой.

Самые известные сады мира –

• * в США – сад Лэдью в Мэриленде, сады Лонгвуд в Пенсильвании,

• * в Англии – Левенс Холл, Грейт Дикстер,

В старинных российских садах, парках и усадьбах можно увидеть немногочисленные, но примечательные образцы топиарного искусства. В наше время художественная стрижка и искусство создания топиари стали «классикой» садового дизайна и больше не подчиняются критерию «модно». В столь актуальные сейчас неформальные дизайны, где царит естественность, ассиметрия и легкий беспорядок, топиари добавляют привлекательный для глаза контраст и служат центром внимания.

Сегодня топиарное искусство переживает очередной виток своего развития, и классическое топиари, видимо, от жажды скорейшего результата, переходит к использованию однолетних цветов и лиан на каркасной основе. Темп жизни заставляет подстраивать под себя искусство, которое требует терпения.

Топиарное искусство в России, в частности в Москве, практически отсутствует. Только хорошенько приглядевшись, можно увидеть запущенные изгороди из кизильника блестящего на улицах города, как напоминание о старой школе садово-паркового строительства, да попытки мастеров, пытающихся создать шедевры на отдельно взятых территориях.

В 18 веке появилось так называемое «новое топиари» – стрижка растений с использованием металлического каркаса. Многие профессионалы возражают против такой техники, мотивируя это тем, что велик риск врастания растения в каркас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *