толстой что такое искусство краткое содержание

«ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?». 1898

толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть фото толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть картинку толстой что такое искусство краткое содержание. Картинка про толстой что такое искусство краткое содержание. Фото толстой что такое искусство краткое содержаниеК написанию трактата «Что такое искусство?» Толстой приступил после длительного подготовительного этапа – статей 1880–1890-х гг.: «Письмо к Н. А. Александрову», «Об искусстве» – ответ писателя на просьбу редактора журнала «Русская мысль» В. Гольцева дать определение искусства, «О том, что есть и что не есть искусство, и о том, когда искусство есть дело важное и когда оно есть дело пустое», «Наука и искусство», «О науке и искусстве», «О том, что называют искусством».

С момента появления в печати трактат вызвал, по словам И. Левитана, «целый переполох», развернулась бурная общественно-литературная полемика, не затихающая до сих пор. Анкета по поводу трактата «Что такое искусство?», опубликованная в одном из крупных парижских журналов в 1899 г., свидетельствовала, какую большую международную значимость приобрели выступления Толстого по вопросам искусства. Прозвучало главное: «То, что исходит от Толстого, способно волновать целые поколения». Бернард Шоу в рецензии на трактат, опубликованной в газете «Daily Chronical» в 1898 г., заметил: «Мы все же не сможем избавиться от ощущения укола и встряски, вызванного его простыми словами упрека Все, что он говорит в осуждение нашего современного общества, более чем справедливо Он бесспорно прав в том, что художественные учреждения – это жизненно важные общественные органы Нам необходимо в будущем относиться к искусству как к важнейшему психологическому фактору в судьбе нации».

толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть фото толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть картинку толстой что такое искусство краткое содержание. Картинка про толстой что такое искусство краткое содержание. Фото толстой что такое искусство краткое содержаниеВпервые трактат «Что такое искусство?» был напечатан в журнале «Вопросы философии и психологии» (1897, кн. 5; 1898, кн. I), где корректуры держал сам Л. Толстой. Текст трактата подвергся значительным изменениям. Цензура, в том числе и духовная, вычеркнула не только отдельные места, но и целые главы; правку вносил и редактор журнала Н. Я. Грот.

Одновременно трактат печатался в Англии, в переводе Э. Моода, в виде приложения к журналу «The New Order», под наблюдением В. Г. Черткова. Издание трактата предприняла также и жена писателя, С. А. Толстая, где сам автор исправлял корректуры, но и здесь были цензурные искажения. В 1898 г. все три издания были закончены, но содержали во многом различный текст.

Источник

Толстовское определение искусства

Общая характеристика трактата.

«Что такое искусство?» (1897) — эссе Льва Толстого, в котором он выступает против многочисленных эстетических теорий, которые определяют искусство с точки зрения теории соотношения, правды, и особенно красоты. По мнению Толстого, искусство в то время было коррумпированным и декадентским, а художники были введены в заблуждение.

Эссе развивает эстетические теории, которые процветали в конце XVIII века и в течение XIX века, таким образом, критикуется реалистичная позиция и существующая связь между искусством и удовольствием. Толстой, в дополнение к уже существующей теории, подчеркивает важность эмоциональности в искусстве, значение коммуникации, приводящей к отказу от плохого или поддельного искусства, так как они являются вредными для общества, поскольку они нарушают способность людей к восприятию искусства.

Толстовское определение искусства.

Искусство – это деятельность, «посредством которой один человек, испытав чувство, сознательно передает его другим». Искусство (всякое) имеет свойство соединять людей, «всякое искусство делает то, что люди, воспринимающие чувство, переданное художником, соединяются душой, во-первых, с художником, во-вторых, со всеми людьми, получившими то же впечатление». И этим оно отличается от искусства НЕхристианского, которое имеет свойство, соединяя одни людей, разъединять их с другими. Христианское искусство может основываться на двух родах чувств: 1) чувство братства людей, сознания сыновности богу, искусство, передающее чувства, вытекающие из религиозного сознания положения человека в мире, по отношению к богу и ближнему, искусство религиозное; 2) чувства самые простые – житейские, доступные всем без исключения людям (чувства веселья, умиления, бодрости, спокойствия) и т.д. – искусство всемирное.

49. Причина кризиса искусства по Л. Н. Толстому. + 52. Христианство церковное и истинное по Л. Н. Толстому.

«Христианство первых времен признавало хорошими произведениями искусства только легенды, жития, проповеди, молитвы, песнопения, вызывавшие в людях чувства любви ко Христу, умиление перед его жизнью, желание следовать его примеру, отрешение от мирской жизни, смирение и любовь к людям; все же произведения, передававшие чувства личных наслаждений, оно считало дурным и потому отвергало все языческое пластическое искусство, допуская пластические изображения только символические.

Искусство стало удовлетворять интересы высший сословий, народ перестал его понимать, а это уже признак «извращенного искусства».

Источник

Что такое искусство?

«Что такое искусство?» (1897) — эссе Льва Толстого, в котором он выступает против многочисленных эстетических теорий, которые определяют искусство с точки зрения теории соотношения, правды, и особенно красоты. По мнению Толстого, искусство в то время было коррумпированным и декадентским, а художники были введены в заблуждение.

Общие положения

Эссе развивает эстетические теории, которые процветали в конце XVIII века и в течение XIX века, таким образом, критикуется реалистичная позиция и существующая связь между искусством и удовольствием. Толстой, в дополнение к уже существующей теории, подчеркивает важность эмоциональности в искусстве, значение коммуникации, приводящей к отказу от плохого или поддельного искусства, так как они являются вредными для общества, поскольку они нарушают способность людей к восприятию искусства.

Краткое изложение

По словам Толстого, искусство должно создать определенные эмоциональные связи между художником и аудиторией, которые «заражают» зрителя. Таким образом, настоящее искусство требует способности объединить людей по каналу связи (поэтому важно значения ясности и искренности). Это эстетическая концепция привела Толстого к расширению критериев именно к произведению искусства. Он считает, что понятие искусства охватывает любую человеческую деятельность. Толстой предлагает следующий пример. Мальчик, который испытывал страх после встречи с волком позже рассказывает так, что опыт, заражая слушателей, заставляет их чувствовать себя в опасности, и то, что испытал мальчик. И это прекрасный пример произведения искусства.

Однако, подлинное «заражение» не единственный критерий для хорошего искусства. Хорошее искусство против вопроса плохого искусства развивается в двух направлениях. Одним из них является концепция о том, что чем сильнее заражение, тем лучше искусство. Другая проблема предмета, прилагаемая к этому заражению, приводит Толстого к изучению вопроса о том, что стоит создать эмоциональное ощущение. Хорошее искусство, утверждает Толстой, способствует чувству всеобщего братства. Плохое искусство подавляет такие чувства. Христианское послание — это хорошее искусство, потому что оно учит абсолютному братству всех людей. Однако, они «христианские» лишь в ограниченном смысле этого слова. Искусство художественной элиты почти никогда не бывает хорошим, потому что верхний класс полностью потерял истинную основу христианства.

Кроме того, Толстой считал, что искусство, которое обращается к высшему классу представляет эмоции, которые свойственны проблемам этого класса. Другая проблема искусства состоит в том, что оно воспроизводит прошлые модели, и таким образом это не правильно коренится в современных и самых просвещенных культурных идеалах времени художника и места. В пример приводится древнее греческое искусство, превозносившее достоинство силы, мужественности, героизма и ценности, вытекающие из мифологии. Однако, так как христианство не охватывает эти значения, Толстой считает, что это не подходит для людей, а общество продолжает охватывать греческие традиции искусства.

Среди композиторов, он конкретно осуждает Вагнера и Бетховена, как пример чрезмерно «мозговитых» композиторов, у которых нет реальных эмоций. Кроме того, Бетховенская Симфония № 9, не может претендовать на возможность «заразить» свою аудиторию, так как она показывает вид чувства единства и, следовательно, не может считаться хорошим искусством. Детские песни и сказки превосходят работы Вагнера и Бетховена.

Источник

Л.Н. Толстой об искусстве

толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть фото толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть картинку толстой что такое искусство краткое содержание. Картинка про толстой что такое искусство краткое содержание. Фото толстой что такое искусство краткое содержание толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть фото толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть картинку толстой что такое искусство краткое содержание. Картинка про толстой что такое искусство краткое содержание. Фото толстой что такое искусство краткое содержание толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть фото толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть картинку толстой что такое искусство краткое содержание. Картинка про толстой что такое искусство краткое содержание. Фото толстой что такое искусство краткое содержание толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть фото толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть картинку толстой что такое искусство краткое содержание. Картинка про толстой что такое искусство краткое содержание. Фото толстой что такое искусство краткое содержание

толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть фото толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть картинку толстой что такое искусство краткое содержание. Картинка про толстой что такое искусство краткое содержание. Фото толстой что такое искусство краткое содержание

толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть фото толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть картинку толстой что такое искусство краткое содержание. Картинка про толстой что такое искусство краткое содержание. Фото толстой что такое искусство краткое содержание

Толстой много и долго думал над вопросами искус-ства. Еще в 1889 году он начал работать над ста-тьей об искусстве. В то время он посетил выставку картин в Третьяковской галерее, на которой ему особенно понравилась картина Н. А. Ярошенко «Голуби», впоследствии ставшая известной под названием «Всюду жизнь». Первоначальное название этой картины было «Чем люди живы», замысел ее был подсказан художнику одноименным рассказом Толстого.

Из-за решетки арестантского вагона люди смотрят на играющих голубей и находят в этом радость, для них так-же ярко светит солнце и живет природа—всюду жизнь.

Толстой долго стоял перед этой картиной и спрашивал себя, почему она привлекла его внимание. В чем сила ее обаяния? Почему она волнует его?

Волнуют его и сонеты Шопена, Бетховена, Чайков-ского, а еще больше волнует народное искусство—му-зыка и песни народа.

Толстому захотелось рассказать людям об искусстве, подытожить свои наблюдения, высказать свои взгляды.

Толстому важно было не только высказать свои мыс-ли и взгляды на искусство, но и разоблачить так пышно в то время, расцветавшее ложное, упадочное буржуазное искусство декадентов, которые ставили своей задачей увести искусство от жизни, от настоящей действитель-ности, лишить его серьезного содержания, лишить самого главного—служения народу.

Начав трактат в 1897 году, Толстой закончил его в сле-дующем году. Статьи же об искусстве он начал писать значительно раньше, еще в 1882 году они являлись под-готовительным этапом к этой большой работе. В. В. Ста-сов как никто сочувствовал работе Толстого над трак-татом и присылал ему горы книг по вопросам искусства.

В трактате «Что такое искусство?» Толстому хотелось объяснить, что надо понимать под настоящим искусством, чем оно стало в настоящее время и каким должно быть. Он пытался рассмотреть роль искусства на отдельных этапах истории человечества. Разбирая различные опре-деления искусства, Толстой категорически возражал про-тив распространенных в то время идеалистических взгля-дов, что искусство является проявлением идеи, духа, воли бога.

Толстой восстал против тех, кто говорил, что большое искусство не понять рабочему народу. Настоящее искус-ство всегда понятно простому народу. Недоступно со-держание искусства праздных классов, так как оно бедно, оторвано от интересов широких масс, оторвано от трудовой жизни. То, что у богатых классов вызывает наслаждение, у человека труда может вызвать недо-умение и даже презрение.

На рубеже 70—80-х годов происходит перелом в жизни и мировоззрении Толстого. Он окончательно порывает с дворян-ским классом, переходит на позиции патриархального крестьян-ства, начинает проповедовать нравственное самосовершенствова-ние. Именно в эти годы стремление окончательно выяснить на-значение и специфику искусства заставляет Толстого приступить к специальному, глубокому и всестороннему изучению проблемы. Эта работа продолжалась 15 лет и привела к созданию в 1898 г. гениального трактата «Что такое искусство?», одного из наиболее фундаментальных произведений мировой эстетической мысли. Не потому ли Толстой и обратился к такой работе, что захотел уяснить себе свое художническое призвание, равно как и попытаться понять роль искусства в деле единения (или, наоборот, разъединения) людей?

толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть фото толстой что такое искусство краткое содержание. Смотреть картинку толстой что такое искусство краткое содержание. Картинка про толстой что такое искусство краткое содержание. Фото толстой что такое искусство краткое содержание

Чтобы определить, что такое искусство, пишет Толстой, на-до понять, что оно является не средством для эстетического наслаждения, не служением эфемерной идее «прекрасного» и не игрой физических сил человека, а «естественным условием че-ловеческой жизни»[8,90].

Таким образом, Толстой подходит к основному своему поло-жению, согласно которому искусство есть органическое неотъемлемое средство общения людей между собой, особый род не-обходимой человеческой деятельности, состоящей в том, что один человек с помощью известных внешних приемов сознательно передает другим те чувства, которые им овладели, а другие лю-ди заражаются этими чувствами и переживают их.

Такое понимание смысла и роли творческой деятельности худож-ника было присуще и Толстому, именно так оно изложено в трактате «Что такое искусство?». Ради объективности надо ска-зать, что в поздний период жизни Толстой стал испытывать сом-нения в действенности искусства, в его нравственно-преобразую-щих возможностях. Он говорил, что люди, читая художественные произведения, берут из них лишь то, что «по шерсти». К счастью, ЭТИ сомнения не превратились в уверенность, и возвращение пи-сателя к художественному творчеству на склоне лет принесло богатые плоды (роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат», драмы, рассказы).

Источник

Толстой что такое искусство краткое содержание

[ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ

«ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?»]

Книга эта моя «Что такое искусство?» выходит теперь в первый раз в ее настоящем виде. Она вышла в России в нескольких изданиях, но во всех в таком изуродованном цензурою виде, что я прошу всех тех, кого интересуют мои взгляды на искусство, судить о них только по книге в ее настоящем виде. Напечатание же книги в изуродованном виде с моим именем произошло по следующим причинам. Сообразно уже давно принятому мною решению не подчинять свои писания цензуре, которую я считаю безнравственным и неразумным учреждением, а печатать их только в таком виде, в котором они написаны, я намеревался печатать книгу эту только за границей, но мой хороший знакомый, профессор Грот, редактор московского психологического журнала, узнав о содержании моей работы, просил меня напечатать книгу в его журнале. Грот обещал мне провести статью через цензуру в ее целости, если я только соглашусь на самые незначительные изменения, смягчающие некоторые выражения. Я имел слабость согласиться, и кончилось тем, что вышла книга, подписанная мною, из которой не только исключены некоторые существенные мысли, но и внесены чужие и даже совершенно противные моим убеждениям мысли.

Протестовать в России нельзя: ни одна газета не напечатает; отнять у журнала свою статью и тем ввести редактора в неловкое положение перед публикой тоже нельзя было.

Дело так и осталось. Появилась книга, подписанная моим именем, содержащая мысли, выдаваемые за мои, но не принадлежащие мне.

Я рад, что хотя этим заявлением могу исправить ту ошибку, в которую я был вовлечен своим компромиссом.

Возьмите какую бы то ни было газету нашего времени, и во всякой вы найдете отдел театра и музыки; почти в каждом номере вы найдете описание той или другой выставки или отдельной картины и в каждом найдете отчеты о появляющихся новых книгах художественного содержания, стихов, повестей и романов.

Подробно и тотчас же, как это совершилось, описывается, как такая-то актриса или актер в такой-то драме, комедии или опере играл или играла такую или иную роль, и какие выказали достоинства, и в чем содержание новой драмы, комедии или оперы, и их недостатки и достоинства. С такою же подробностью и заботливостью описывается, как спел или сыграл на фортепиано или скрипке такой-то артист такую-то пьесу и в чем достоинства и недостатки этой пьесы и его игры. В каждом большом городе всегда есть если не несколько, то уже наверное одна выставка новых картин, достоинства и недостатки которых с величайшим глубокомыслием разбираются критиками и знатоками. Каждый день почти выходят новые романы, стихи, отдельно и в журналах, и газеты считают своим долгом в подробности давать отчеты своим читателям об этих произведениях искусства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *