типирование что это такое в психологии

Типирование в соционике

Другие материалы
Что такое типирование и как оно проводится

Каждый из 16 соционических типов имеет присущие только ему сильные и слабые черты характера, стиль поведения и взаимоотношения с окружающими, которые не меняются на протяжении всей жизни. Зная тип личности, можно прогнозировать совместимость с окружающими людьми, выбрать бесконфликтную линию поведения в семейных отношениях, определиться с подходящей профессией, избежать множества проблем в жизни, сделав ее яркой и насыщенной.

Типирование в соционике служит главным инструментом диагностики. Оно позволяет определить способ получения, анализа и обработки информации, свойственный индивидууму и смоделировать стиль его поведения в различных ситуациях. Выделяют три основных способа определения соционического типа человека:

По невербальным признакам

Типирование по невербальным признакам (язык тела) проводится по результатам наблюдения за человеком, его поведением, реакцией на ту или иную ситуацию, а также по косвенным показателям, позволяющим определить характер его мышления. По видам признаков, используемых при определении соционического типа, выделяют четыре способа:

Преимуществами образного метода считаются его непосредственность, целостность, доступность, скорость. К недостаткам относят субъективность оценки; неформализуемость методов из-за присутствия человеческого фактора при определении признаков.

С использованием соционических тестов, опросников и интервью

Подобные сложные тесты получили название соционических опросников. Уязвимым местом этого метода считается надежность полученных результатов. Многочисленные исследования на эту тему показали, что точность определения соционического типа по отдельному признаку достигала 80%. Однако общая надежность по совокупности свойств не превышала довольно неубедительные 36%. Специалисты считают, что основной причиной таких показателей становится неадекватность самооценки тестируемым.

Соционическое интервью проводится одним человеком или группой специалистов. В процессе собеседования задается ряд вопросов, ответы на которые позволяют выявить наличие качеств того или иного психотипа. Кроме того, анализируется поведение и реакция на вопросы опрашиваемого человека. Комплексный анализ установленных особенностей позволяет с высокой степенью точности установить соционический тип человека, слабые и сильные черты его характера и дать обоснованные рекомендации для решения той или иной жизненной проблемы.

По объективным статическим признакам тела

Каждый психотип человек отражается не только на его поведении, но и на его телосложении, чертах лица, мимике, жестах и эмоциях. Метод тестирования по внешности позволяет по визуальным особенностям лица и тела определить присущий человеку тип личности. Главное отличие типирования по внешности от остальных методов заключается в том, что диагностирование проводится на основании объективных данных, которыми являются специфические физиологические черты, которые невозможно подделать.

В настоящее время выделено более 50 признаков, присущих различным психотипам человека, которые позволяют с большой точностью произвести типирование любого конкретного человека. Существуют достаточно объемные фотокаталоги соционических типов, по которым любой желающий может попытаться определить свой тип.

Сегодня типирование по фото принято подразделять на любительское и гипотетическое, последнее из которых проводит специалист, используя не менее 5-7 фотографий человека. Эксперт никогда не утверждает, а только выдвигает гипотезы, профессионально обосновывая свое мнение о том, какой предположительно соционический тип у человек на фото.

Типирование по скайпу состоит из трех частей и проходит в виде живой беседы. Первая часть – это интервью в течение 20-30 минут, при котором записывается аудио и видео ряд. Во время второй половины типирования по скайпу на протяжении 40-45 минут даются различные задания, ход выполнения которых также записывается. После обработки полученного материала при третьей встрече в скайпе, специалист совместно с исследуемым, делает вывод о его типе личности, сильных и слабых чертах характера и проводит консультацию по возникшим вопросам.

Источник

12 пациентов и их психотипы

Александр Чернов о классификации психотипов пациентов

Александр Чернов (Енакиево, Донецкая область, Украина) — анестезиолог и реаниматолог, работает в Енакиевском онкологическом диспансере и городской больнице № 7, стаж работы — 11 ­лет.

типирование что это такое в психологии. Смотреть фото типирование что это такое в психологии. Смотреть картинку типирование что это такое в психологии. Картинка про типирование что это такое в психологии. Фото типирование что это такое в психологии

1. нормальный (реальная оценка объективного ­состояния);

2. пренебрежительный (недооценка тяжести ­заболевания);

3. отрицающий (игнорирование самого факта ­болезни);

4. нозофобный (понимает, что утрирует ситуацию, но преодолеть панику не ­может);

5. ипохондрический (погружение в ­болезнь);

6. нозофильный (своеобразная форма удовлетворения от того, что болезнь освобождает от ряда неприятных ­обязанностей);

7. утилитарный (стремление нажиться на заболевании — материально или ­морально).

В отечественной практике здравоохранения выделяются и другие типы «особых пациентов»: ветераны войны, бизнесмены, дети-инвалиды… Психологами проводятся тренинги, посвященные «особым пациентам», выпускаются специздания о работе с ними, например, журнал «Трудный пациент». Некоторые психологи и социологи предлагают внести в разряд «особых» и пациентов-­врачей.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

типирование что это такое в психологии. Смотреть фото типирование что это такое в психологии. Смотреть картинку типирование что это такое в психологии. Картинка про типирование что это такое в психологии. Фото типирование что это такое в психологии

типирование что это такое в психологии. Смотреть фото типирование что это такое в психологии. Смотреть картинку типирование что это такое в психологии. Картинка про типирование что это такое в психологии. Фото типирование что это такое в психологии

Редакция не несет ответственности за информацию, размещенную в рекламных материалах. Мнение редакции может не совпадать с мнением наших авторов. Все материалы, опубликованные в журнале, охраняются законом «Об авторском праве». Любое воспроизведение статей, перепечатка либо ссылка на них допускаются исключительно с письменного согласия редакции.

Источник

Типологии личности в психологии

типирование что это такое в психологии. Смотреть фото типирование что это такое в психологии. Смотреть картинку типирование что это такое в психологии. Картинка про типирование что это такое в психологии. Фото типирование что это такое в психологии

Все мы разные. И речь идет не только о внешних данных, которые дала нам природа. Мы отличаемся друг от друга поведением, реакцией на определенные ситуации, особенностями взаимодействия с социумом, складом ума и т.д. Развитие человека давно является объектом изучения психологов и ученых. В результате наблюдений за людьми, которые длятся еще с древних времен, появились различные психологические типологии личности.

Говорят, если разбираться в типологиях, можно здорово облегчить себе жизнь: во-первых, вы будете понимать себя, свои особенности, сильные и слабые стороны; во-вторых, как минимум, научитесь эффективно взаимодействовать с людьми. Так ли это на самом деле и какие типологии личности помогут «раскрыть все карты» человека, мы расскажем в этой статье.

Добро пожаловать в мир удивительных людей!

Немого истории

Типология личности в психологии трактуется как система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми.

Еще в древние времена ученые, писатели и философы классифицировали людей по различным признакам. Аристотель ввел понятие «добродетель». Так он обозначил внутренний порядок и склад души. Добродетели, по мнению философа, разделяются на нравственные (этические) и мыслительные (разумные).

Этические добродетели представляют середину между двумя крайностями: избытком и недостатком. Им присуще мужество, величавость, дружелюбие, честолюбие, правдивость, любезность, мудрость и т.д. Что касается нравственной добродетели, Аристотель говорил, что это «способность поступать наилучшим образом во все, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это ее противоположность».

Этические добродетели характера, по мнению философа, формируются в процессе жизнедеятельности и по мере приобретения опыта человеком, а разумные добродетели – благодаря обучению [А. Чанышев, 1987].

В 314 году до н.э. свою типологию предложил Теофраст. Для него человеческий характер – это совокупность душевных свойств, которые проявляются в поступках и словах. Он разделил людей на 30 типов, которые подробно описал в своем труде «Характеры». Названия типов говорят сами за себя: притворщик, льстец, сплетник, болтун, невежливый человек, скряга, хвастун и т.д. [О. Фрейденберг, 1941]

Гиппократ создал учение о внутренних соках человека. Он выделял:

В зависимости от того, какая жидкость доминирует в человеке, он выделил следующие типы темперамента: холерики, флегматики, сангвиники и меланхолики [Б. Петровский, 1977].

Эта одна из древнейших типологий личности, которая, несмотря на обобщенность характеристик, применяется по сей день. К ней мы еще вернемся.

Примерно в середине 20 века изучению личности стали придавать особое значение. Появились различные варианты классификации людей по их отличительным признакам. Среди них были:

Большая часть типологий, предложенная в тот период, имеет историческую ценность и практически не применяется в сегодняшнее время. Но есть среди них и те, которые стали фундаментом для развития психологии. Предлагаем рассмотреть их и более современные классификации типологий личности далее.

Так о чем говорил Гиппократ?

Согласно учениям Гиппократа, темперамент – это определенное поведение человека, которое связано с преобладанием в его организме конкретной жидкости. Он считал, что наличие слизи (лимфы) в большом количестве определяет степень уравновешенности личности, т.е. чем больше лимфы, тем спокойнее человек.

Высокая концентрация желтой желчи делает человека импульсивным, черной желчи – грустным и меланхоличным, а крови – энергичным. Исходя из этих данных, Гиппократ выделил четыре типа темперамента, которые объясняют поведение человека:

Наверняка, читая описания каждого типа темперамента, вы находили что-то схожее со своим характером. Встретить, например, сангвиника иди холерика в чистом виде практически невозможно, т.к. каждая личность – сочетание всех четырех типов темперамента.

При этом есть всегда один доминирующий тип, а все остальные дополняют его. Если в человеке присутствуют все четыре типа темперамента примерно в одинаковой пропорции, такую личность называют тетравертом. Для наиболее точного определения типа темперамента достаточно пройти личностный опросник Ганса Айзенка или Павловский опросник темперамента («Опросник Стреляу»).

Типология личности Юнга

Учения Карла Густава Юнга, швейцарского психолога и психиатра, основывались на наблюдениях, что жизнь одних людей может быть направлена на собственные интересы и взаимодействие с внешним миром, а других – на собственный внутренний мир. Исходя из этого, он выделил два основных типа людей:

Если говорить простым языком, экстраверт всегда будет рад провести время в кругу людей, он общителен и открыт, а интроверт предпочтет уединение с самим собой, он не столь общителен и не любит находиться в центре внимания.

Юнг разделил личности не только по универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, но и по психологическим функциям, к которым отнес мышление, интуицию, чувство, ощущение. Как правило, одна из этих функций преобладает над другими, образуя определенный психологический тип.

Функции он поделил на рациональные, которые лежат в сфере разума (мышление, чувство) и иррациональные, находящиеся вне разума (ощущение, интуиция). Доминирующая функция при этом подавляет противоположную функцию, например, интуиция исключает ощущение, а мышление – чувство [Д. Шарп, 2008].

Таким образом были выделены восемь типологий личности:

Карл Густав Юнг посвятил изучению типов личности около двадцати лет. Свои исследования и наблюдения он подробно описал в книге «Психологические типы». В дальнейшем данная типология продолжила свое развитие в трудах других ученых, в частности, Изабель Бриггс Майерс разработала свою типологию, которая основывалась на учениях Юнга. Кстати, пройти тест на тип личности по Майерс Бриггс (MBTI) можно здесь.

Типология личности DISC

DISC – четырехсекторная поведенческая модель, объясняющая поведение людей в определенных обстоятельствах. Данная модель не берет во внимание умственные способности человека, опыт, образование и прочие характеристики, а выделяет четыре аспекта, говорящих о предпочтениях личности:

Основоположником данной типологии личности является Уильям Моултон Марстон, психолог, автор комиксов и создатель полиграфа. Он считал, что поведение человека зависит от того, насколько позитивно он воспринимает окружающую среду, и от скорости его реакции на различные ситуации. Свои учения он описал в книге «Эмоции обыкновенных людей»; в дальнейшем они стали фундаментом для развития типологии DISC [Hr-director, 2021]:

типирование что это такое в психологии. Смотреть фото типирование что это такое в психологии. Смотреть картинку типирование что это такое в психологии. Картинка про типирование что это такое в психологии. Фото типирование что это такое в психологии

Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, давайте рассмотрим подробнее каждый тип личности:

Как правило, каждый из нас содержит в себе все четыре типа личности, но один из них будет доминировать. Такая типология широко используется при подборе персонала, чтобы оценить, насколько имеющиеся природные качества кандидата соответствуют актуальной должности.

Социальные типологии личности

Особенности формирования личности объясняются не только психологией, но и воздействием культуры, истории, социально-экономических условий жизни.

Эрих Фромм, немецко-американский психолог, изучал вопрос развития личности с конца Средневековья и пришел к выводу, что изоляция, одиночество, отчужденность являются неотъемлемой частью жизни человека, и что каждый исторический период, когда человечество боролось за свою свободу и развитие, по-своему оказывал влияние на формирование поведения и установок.

На основании своих наблюдений он выделил пять типов социального характера:

Эрих Фромм разделил данные типы характеров на плодотворные (рыночная и плодотворная ориентации) и неплодотворные (рецептивная, стяжательская и эксплуататорская ориентации). Как и другие типологии, эти типы не существуют в чистом виде, а представляют собой сочетание доминирующего и вспомогательных типов характера [Э, Фромм, 2006].

Эдуард Шпрангер, немецкий философ жизни, педагог, психолог, в своей книге «Жизненные формы» выделил шесть основных типов личности, каждый из которых отличается восприятием реальности, ценностями, мотивацией и т.д. Вот они:

Эдуард Шпрангер считал, что воспитание ребенка должно основываться на понимании, к какому типу ориентации он относится. Исходя из этого, педагог должен закладывать в воспитанников определенные жизненные ориентации.

Так зачем нам это все?

Сегодня существует столько типологий личности, что невольно начинаешь сомневаться, а нужно ли ими забивать себе голову? Ответ однозначный – конечно нужно! Но только не забивать, а, как минимум, проявлять к ним интерес.

В первую очередь, умение разбираться в психотипах полезно для нас самих. Если человек поймет, к какому типу личности он относится, он будет знать свои сильные и слабые стороны, а значит, сможет грамотно управлять ими. Это способ открыть для себя новые возможности, ведь зачастую людям свойственно следовать стереотипам или советам, нежели прислушиваться к собственной природе.

Это тот случай, когда прирожденный оратор идет работать бухгалтером, потому что, как говорила его мама, он всегда будет при каких-никаких деньгах. В итоге никакого удовольствия от работы, отсутствие энергии и дальнейших перспектив.

Из холериков, например, получаются хорошие начальники. Им по плечу любая работа, требующая больших энергозатрат: журналист, тренер, педагог и т.д. Сангвиники легко располагают себе собеседника, они могут руководить людьми, отличаются хорошими организаторскими способностями. Флегматики сильны в точных дисциплинах, а меланхолики – труженики, любящие работу в одиночестве и требующую внимания к деталям.

Как видите, знание основополагающей типологии личности Гиппократа уже дает понимание, что к чему. А теперь представьте, что будет, если сангвиника посадить за стол математика, да еще и в одиночестве?

Практически все hr-специалисты используют в своей работе различные методы оценки типологии личности. Это необходимо как при подборе персонала, так и в кадровых перестановках, ведь хорошие результаты сотрудника на рядовой должности не всегда указывают на то, что он будет отличным руководителем, возможно, в нем отсутствует прирожденный управленец, поэтому важна всесторонняя оценка персонала.

Наверняка у каждого из нас есть знакомые, с кем никак не получается найти общий язык, или вовсе некоторых мы считаем, как говорится, «не от мира сего». С кем-то, возможно, есть конфликт и недопонимание, ведь часто люди, привыкшие быть открытыми с окружающими, общительными и энергичными воспринимают медлительность или замкнутость своего собеседника, друга или коллеги, как некий вызов, отрицательное личностное отношение, что, естественно, является ошибкой.

Важно понять, что нет плохих типов личности, есть люди со своими особенностями характера и поведения, которые им свойственны по своей природе. Как раз умение оценивать психотип помогает находить общий язык с окружающими, предотвращать и решать конфликты и даже договариваться о чем-либо.

И еще важно понимать, что есть типы личности, которые в тандеме дают максимальную или минимальную продуктивность. Если рассматривать на примере модели DISC, «красные» лучше всего взаимодействуют с «желтыми», а вот с «синими» лучше их не ставить в паре, т.к. это две диаметрально противоположные личности.

Если правильно считать информацию, к какому типу личности относится ваш собеседник (родственник, коллега), можно легко найти нужные рычаги, чтобы добиться в общении максимальной эффективности. Например, с «желтыми» нужно быть позитивным в общении, чаще интересоваться их мнением, а для аргументации своей точки зрения ссылаться на взгляды авторитетных личностей. С «зелеными» не стоит говорить только о делах. Для решения различных вопросов лучше всего подходит неформальное общение [О. Кныш, 2019].

Более того, каждому, по мнению некоторых психологов, типу личности свойственны свои болезни. Точнее сказать, если какая-то черта характера человека гипертрофированна или, наоборот, усилена, то возможно появление психических отклонений. Эту взаимосвязь четко показывает методика оценки личности «7 радикалов», где все названия радикалов образованы от названий болезней: шизоидный, эпилептоидный, истероидный, гипертимный, паранойяльный, эмотивный, тревожный [В. Пономаренко, 2006].

Все мы индивидуальны и имеем свой набор личностных качеств и свойств характера, а это значит, что каждый человек нуждается в разных подходах в общении, а если речь идет о детях, то на основании типа личности ребенка можно и нужно выстроить индивидуальную систему воспитания.

Если вы затрудняетесь собственными силами определить, какой тип личности у вас доминирует, а какие являются вспомогательными, а также не можете здраво оценить свои сильные и слабые стороны, советуем вам пройти по этой полезной ссылке и открыть для себя удивительный мир самопознания.

Подведем итог

Каждая личность сочетает в себе уникальные модели поведения, способы восприятия мира, определенную реакцию на события. Среди нас нет «чистых» представителей определенной типологии, мы сочетаем в себе различные черты характера, которые были даны нам с рождения или приобретены в процессе жизнедеятельности.

Удивительно, как бережно по сей день передаются древнейшие знания о типах личности человека из поколения в поколение, несмотря на постоянные изменения внешнего мира. Они помогают нам понять самих себя, свои сильные и слабые стороны, возможности и перспективы, а детальное изучение конкретного типа личности помогает разобраться в тонкостях общения, способах убеждения и даже методах решения конфликтов.

Знание типологий личности и способность правильно оценивать людей кардинально меняют картинку мира: теперь то, что раньше казалось странным, воспринимается не более чем свойство определенного психотипа человека. Сегодня не нужно быть прирожденным психологом и знать все характеристики типологий личности на зубок, достаточно пройти несколько онлайн-тестов на определение психотипа, и вы получите подробное описание своего «Я» и рекомендации.

Желаем удачи и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:

Источник

Университет

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Доминирующая черта характера: высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Привлекательные черты характера: высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Особенности общения и дружбы. Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья — только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД

С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

Отталкивающие черты характера: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа: не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Отталкивающие черты характера: поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом — место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.

На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе. Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.1

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него — восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

Привлекательные черты характера: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера: склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе. Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе — как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).

Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг — тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.

Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий — боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера: нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов — сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.

Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы. Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе. Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы. Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них — нечто второстепенное, главное — теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих — целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы — меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру — суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.

Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе. Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты — привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.

Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других — защитить, а в минуты эмоционального подъема — разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.

Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых — от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера: циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.

Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».

Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.

На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы. Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.

В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:

• явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
• скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.+

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.

Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук
Медицинский вестник, 31 июля 2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *