тимбилдинг что это такое простыми словами для детей
Спортивный тимбилдинг для детей
Нина Белодедова
Спортивный тимбилдинг для детей
Спортивный тимбилдинг для детей
Н. А. Белодедова, инструктор по физической культуре,
МБДОУ ЦР №:60 «Березка» г. Орел
Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.
Командные игры это составляющая тимбилдинга, так как, это понятие более широкое и включает в себя не только командные игры спортивной направленности (футбол, эстафеты и т., а также мероприятия развлекательного характера, творческой направленности (походы, квест-игры и тд.)
Спортивный тимбилдинг – это построение команды на основе спортивных игр.
В своей профессиональной практической деятельности, отметила, что многие дети старшего дошкольного возраста при проведении спортивных игр не умеют работать в команде, договариваться, соблюдать правила при выполнении различных заданий, неточно воспринимают предложенную инструкцию. Так возникла идея внедрения элементов тимбилдинга в физкультурно-оздоровительную деятельность нашего учреждении.
Цель спортивного тимбилдинга – это формирование умения работать в команде, посредством использования элементов тимбилдинга. Упражнения и игры на командообразование позволяют в игровой форме обучить детей навыкам работы в команде, лидерству, общению, принятию решений и разрешению различных задач. Чтобы достичь успеха в командообразующих играх детям приходиться учиться взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, самим изъясняться четко и понятно, мыслить творчески и нестандартно.
Задачи спортивного тимбилдинга:
1. Способствовать повышению интереса детей и взрослых к занятиям физической культурой, используя упражнения и игры на командообразование.
3. Обучить детей эффективно взаимодействовать между собой.
4. Сплотить команду, вывести «командный дух» на более высокий уровень.
Чтобы провести большую часть предлагаемых далее игр, инвентарь практически не требуется. Кроме этого, можно провести тимбилдинг на природе, в помещении, на детской площадке для большого количества детей. И конечно, проводить его нужно в развлекательной форме, используя какой-нибудь яркий сюжет.
После окончания каждой игры с детьми стоит обсудить, что каждый из них делал для достижения цели. Пусть дети сами разбираются в сути заданий, не нужно превращать игровой формат в лекционный.
А сейчас я предлагаю несколько игр и эстафет, которые я использую в своей работе.
1. Малоподвижная игра «Обруч»
Из инвентаря нужен будет только обруч. Попросите чтобы дети встали тесным кругом, при этом одна рука должна быть внутри круга, приподнята на уровень головы. Объясните детям, что нужно вытянуть один палец той руки, которая поднята. На эти пальцы сверху положите обруч.
Разъясните, что тянуть обруч и цеплять его пальцами нельзя.
Следующим заданием будет опустить обруч на пол. Дайте детям возможность разобраться, как это сделать. Они примут свое решение, не подсказывайте.
Когда игра закончится, попросите детей рассказать, с каким сложностями они столкнулись.
2. Игра «Переход через болото» (проводится в помещении)
Вся команда должна перейти болото по одному, соблюдая полную тишину. Казалось бы, это просто, но на практике требует больших усилий, особенно если человек в команде много. Бывает, что перейти получается только с 5 попытки, когда команда становится единым организмом.
3.«Косичка» (можно использовать на празднике 8 марта, вызвав 3 мамы)
4. Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
5. Игра «Гигантская скакалка»
Команда прыгает через 10-ти метровую скакалку
Каждому участнику команды крепятся верёвочные «хвостики». В ходе игры необходимо оставить соперников «без хвоста».
7 «Перетягивание каната»
Классическое перетягивание каната – побеждает команда, вытянувшая центр каната из обозначенной зоны.
Дети разбиваются на пары, становятся плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они – «сросшиеся близнецы».
Предложите им походить по помещению, присесть, повернуться, лечь, встать, порисовать, вырезать что-нибудь из бумаги, завязать шнурки.
9.«Поводыри» (с помощью этой эстафеты дети сопереживают тем кто не видит)
Игроки разбиваются на пары.
Один стоит впереди, другой встает на расстоянии вытянутой руки с закрытыми глазами.
Первый, поводырь, сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться.
Игрокам предстоит пройти по мосту, проползти через пещеру, перепрыгнуть через речку.
Подсказывая и поддерживая партнера, игроки преодолевают все препятствия.
Затем траектория и скорость движения увеличиваются.
Взрослый следит за тем, чтобы игрок с открытыми глазами заботился о своем напарнике, аккуратно водил его между препятствиями.
Дети должны уместиться все вместе на скамейке ограниченной площади или на любой другой возвышенной поверхности (например, на нескольких стульях, кубах, задача каждого участника – поддержать другого, а не устоять самому.
Всё должны встать в круг и сцепиться за руки. Несколько обручей находятся между сцепленными руками нескольких участников. По сигналу начинают пролезать в обруч не расцепляя рук.
12.«Коршун и наседка»
Если «коршуну» удается схватить «цыпленка», игра прекращается. «Коршун» идет в начало цепи и становится наседкой, пойманный «цыпленок» становится новым «коршуном».
Участникам команды последовательно друг с другом связываются ноги. Задача – перешагнуть всем вместе через препятствия и не сбить их.
Команды делят игроков на пары. Один из участников «пары» должен лечь на землю, а другой взять его за ноги (получается своеобразная тачка). После этого «пары»передвигаются к старту: первый игрок на руках, а другой обычным шагом, но держа своего партнёра за ноги. «Пары» обеих команд выстраиваются перед стартовой линией шеренгой и, по сигналу судьи, бегут к финишу. Побеждает команда, которая первая собирается у финиша в полном составе.
2. Е. К. Воронова Формирование двигательной активности детей 5-7 лет «Игры-эстафеты»
3.Дидактические игры: «Игры-эстафеты на занятиях физкультуры в детском саду», «Командные игры на занятиях физкультуры в детском саду»
Опыт «Технология тимбилдинга как форма работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста»
Елена Митряйкина
Опыт «Технология тимбилдинга как форма работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста»
Работа по внедрению технологии тимбилдинга, как формы работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников проводилась мною в течение 2-х лет, с сентября 2018 по март 2020 год.
Актуальность работы: Сенситивным периодом для развития
эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Это актуализируется и в ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в связи с чем становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.
Здесь на помощь мне пришел тимбилдинг – технология командообразования, Тимбилдинг (англ. Team building — построение команды) – это, прежде всего, инструмент построении команды, который необходим каждому человеку. Сама по себе идея командостроения не нова. Однако существует еще и такое понятие, как «детский тимбилдинг» и наша страна является одной из родоначальниц этого явления. История детского и юношеского командообразования берет свое начало со времен пионерских лагерей, тур слетов и выездных многодневных походов. Именно тогда, в далеком прошлом, зародился «Детский тимбилдинг».
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Макаренко А. С. рассматривал коллектив, как органическую часть социалистического общества. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений. Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика и др.
Авторы (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Р. С. Буре) указывают, что совершенствования процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе нашего общества и решается она, благодаря нахождению ребенка в коллективе.
Технология тимбилдинга, как работа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста является актуальной, так как способствует выявлению у обучающихся лидерских способностей, активному взаимодействию и взаимоподдержки детей в командообразующихся играх; проявлению важных человеческих качеств личности,таких как: доброта, взаимопомощь, самостоятельность, умение работать в команде, развитие коммуникативного общения, самосовершенствование.
С помощью различных игр, тренингов, упражнений по командообразованию дети быстро вовлекаются в образовательную деятельность, с интересом следят за действиями педагога, активно участвуя в играх.
Таким образом, технология тимбилдинга, как форма работы по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста становится очень актуальной, что и определило выбор темы моей работы.
Основная цель заключалась в систематизации, подборе игр, упражнений технологии тимбилдинга, направленных на социально – коммуникативное развитие детей, создание наиболее благоприятных условий для развития личности индивидуальности ребенка в детском коллективе.
Передо мной ставилась проблема: каковы наиболее более эффективные способы, сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
• создать и поддержать дружеские отношения в группе;
• снять психологическое напряжение, снять конфликт;
• повысить уровень доверия и взаимопомощи в группе
• повысить уровень личной ответственности за результат;
• перевести мышление детей из состояния конкуренции к сотрудничеству.
• формирование позитивно направленного, жизнеспособного детского коллектива;
• организация высокоэффективной системы деятельности;
• формирование системы ценностей детского коллектива;
• формирование благоприятного психологического климата детского коллектива.
Для решения поставленных задач использовала комплекс методов и приёмов:
Проблемные – создание проблемной ситуации.
Работапо решению поставленных задач в соответствии ФГОС проводилась с учетом следующего комплекса принципов:
Принцип индивидуального подхода (учитываются особенности каждого ребёнка);
Принцип доступности (заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);
• Обеспечение возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера,
• планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
• взаимно контролировать действия друг друга,
• уметь договариваться, вести дискуссию,
• правильно выражать свои мысли в речи.
• повышение педагогической культуры родителей.
Новизна моего педагогического опыта заключалась в модернизации содержания работы с детьми на основе внедрения технологии тимбилдинга, как формы работы по социально-коммуникативному развитию.
Работа была распределена на определённые этапы:
1. Организационный этап
1 этап – сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г.
Проведён анализ психолого-педагогической литературы по теме, разработана структура внедрения технологии тимбилдинга для социально-коммуникативного развития детей. Организован сбор информации по данной теме основе диагностики социально-личностной компетенции.
1. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты,мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М. : Просвещение, 2005. 3. Римашевская Л. С.
2. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. – М., Центр педагогического образования, 2007.
3. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М. : ТЦ Сфера, 2000
5. Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб. : Речь, 2005. — 187 с.
Сбор информации по проблеме на основе диагностики социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю.
Для выявления уровня социально-личностного развития, социальных навыков детей использовала диагностику социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю. (Приложение № 1)
Мониторинг проводился на базе Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад №11 «Белоснежка» г. Тында в период с 15.09.18 по 15.10.18.
В проведении входного мониторинга участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 18 человек.
Полученные результаты выявили, высокий уровень у 10%, это дети, которые берут на себя функцию организатора взаимодействия, распределяют обязанности; проявляют умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить; способные оказать взаимопомощь и обратиться в случае затруднений за помощью к взрослому или сверстнику.
Средний уровень показали – 36 %, эти дети недостаточно инициативны, принимают предложения более активного сверстника, однако могут возразить, учитывая свои интересы, выступают со встречным предложением; знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывает интересы сверстника); замечают затруднения сверстников, но не всегда оказывают необходимую помощь; помощь принимают, но самостоятельно за ней не обращаются;
И низкий уровень имеют 54% детей которые не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий; не знают норм организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.
В большей части дети показали низкий уровень сформированности социально – коммуникативных навыков развития.
Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих формированию социально – коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии тимбилдинга.
Уровень сформированности социально – коммуникативной компетентности на сентябрь – октябрь 2018 года
2. Подбор психологических игр, упражнений для детей по данному направлению работы.
3. Организация работы с родителями.
2 этап – основной (формирующий) – декабрь 2018 г. – февраль 2019г.
Целью данного этапа было формирование процесса социально-коммуникативных навыков через игры технологии тимбилдинга.
Данные игры были разбиты на тематические блоки.
1. Блок «Игры на знакомство»
Подобные игры проводились с привлечением детей старшего дошкольного возраста с других групп детского сада, так как данные игры предполагали наличие незнакомых или мало знакомых друг с другом детей.
Через выполнение игровых заданий происходило знакомство и наиболее тесное общение участников игр друг с другом, устанавливались контакты между ними. В ходе игр на знакомство дети раскрепощались, становились свободнее, появлялся всеобщий положительный настрой, возникала дружественная доброжелательная атмосфера. Играя, ребята получали опыт общения в совместной творческой деятельности.
В данном блоке применяла такие игры, как «Здравствуй друг!», «Вот я какой!», «Верёвочка» (Приложение № 2)
2. Блок «Игры на развитие межличностных взаимодействий»
Цель этих игр заключалась в создании условий для полноценного общения детей, моделировании таких ситуаций, в которых у детей:
• снимается страх перед самостоятельным высказыванием;
• развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
• прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;
• формируется умение ценить свою и чужую работу;
• закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.
Игровые занятия строились таким образом, что каждый участник «проживал» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, поддержке, творчеству, признанию заслуг другого, убеждению, принуждению, умению отстаивать свою позицию и т. д.
Здесь дети «узнали» себя в качестве партнера по общению, открывали в себе самые разнообразные стороны личности (и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому). Одно из важнейших качеств ведущего игр на взаимодействие состояло в готовности к импровизации.
В данном блоке применяла такие игры, как «Гусеница», «Обруч», «Скульпторы» (Приложение № 3)
3. Блок «Игры на взаимоотношения между детьми»
Данные игры и игровые задания проводились с целью привития детям правил взаимоотношений человека с обществом, коллективом и самим собой. С их помощью детей учили оценивать чужое и своё поведение, предвидеть его возможные последствия; замечать эмоциональное состояние других людей и в соответствии с ним строить общение; научить контролировать и объективно оценивать свои эмоции, чувства, свои проступки, свою работу.
В данном блоке применяла такие игры, как «Паровозики», «Змейка», «Два берега» (Приложение № 4)
4. Блок «Игры на нахождение лидеров в детском коллективе»
Задачами игр на командообразование и нахождение лидеров в детском коллективе:
— выявление в ходе игры первичного уровня знаний ребенка собственного лидерского потенциала;
— создание условий для реализации лидерского потенциала ребенка посредством игры;
— приобретение первичных знаний форм работы в коллективе и основ формирования команды единомышленников.
В данном блоке применяла такие игры, как «Фигуры», «Круги дружбы», «Пойми меня» (Приложение № 5)
5. Блок «Игры-развлечения»
Главным принципом организации игр-развлечений является дарить детям радость встречи в игровом общении. Таких игр очень много, они разнообразны и доступны для мальчиков и девочек разных возрастов, любой из них может найти себе те игры в соответствии со своими потребностями и интересами. Целей и задач игр-развлечений несколько:
— дети вовлекаются во всестороннее общение со сверстниками;
— приобщаются к игровой культуре;
— формируется у детей интерес к знаниям на основе игровых технологий;
— формируется чувства радости от совместного дела – игры;
— формируется и развивается творческий потенциал детей.
В ходе реализации опытаосуществляла консультативную поддержку родителей: «Детский тимбилдинг. Что это такое?», «Коммуникативные игры – это серьезно», «Тимбилдинг для укрепления семьи» (Приложение № 7,8,9)
С данной темой выступила на городском семинаре для педагогов, показав мастер-класс «Технология тимбилдинга, как форма работы по социально коммуникативному развитию» (Приложение № 10)
На сайте детского сада разместила буклет «Технология тимбилдинга, как форма работы по социально – коммуникативному развитию детей» (Приложение № 11)
3 этап – заключительный (контрольный) – март 2020года
На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы, диагностика.
Для диагностирования уровня социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста снова использовала диагностику социально-личностной компетенции Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю.
Также использовала систему мониторинга достижения детьми примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Применение данной технологии диагностирования позволило мне отследить уровень повышения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
По данным мониторинга, проводимого с 2018 – 2020 г. уровень социально-коммуникативного развития детей постепенно вырос. В диаграмме хорошо прослеживается, что высокий уровень вырос на 33 %, средний уровень уменьшился в связи с увеличением высокого уровня, низкий уровень практически отсутствует.
Таким образом, анализ результатов мониторинга уровня социально- коммуникативного развития детей показывает, дети, в работе с которыми использовались игры, упражнения по командообразованию,показывают лучшие результаты:
• дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия;
• легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей;
• активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам;
• в конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.
Подводя итоги о проделанной работе,пришла к следующим выводам:
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в социальном развитии детей, к личностному росту дошкольников
Технология Тимбилдинга, как форма работы по социально – коммуникативному развитию, помогла мне сплотить детей, я заметила, что ребята стали меньше ссориться, больше уступать друг другу, они научились общаться друг с другом и с взрослыми, поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, действовать в команде и побеждать.
Результаты, которые мы достигли с помощью качественно проведенного тимбилдинга
• нормализация атмосферы и отношений внутри группы, продуктивное разрешение конфликтных ситуаций;
•получение детьми навыков эффективного общения: умение налаживать взаимодействие, находить общий язык;
• верное понимание распределения ролей в команде, умение использовать ресурсы каждого участника команды;
• открыто обсуждать проблемы и пути их решения, анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки;
• повышение уровня инициативности дошкольников;
• повышение уровня доверия в коллективе.
Таким образом, для того, чтобы превратить группу детей в мобильный, жизнеспособный, позитивно направленный, развивающийся детский коллектив, отношения в котором основываются на уважительном, доброжелательном отношении детей друг к другу, необходимы командные игры, совместные походы и «мозговые штурмы», которые помогут сплотить детский коллектив и сделать его настоящей суперкомандой, что и позволяет сделать детский тимбилдинг.
В результате работы был разработан сборник игр по командообразованию (Приложение № 2,3,4,5,6, подобраны диагностические и методические материалы для педагогов и специалистов дошкольного образования по вопросу применения технологии тимбилдинга в работе с детским коллективом в образовательном процессе ДОУ (Приложение № 1, 12, 13, разработан цикл консультаций для родителей по данной технологии (Приложение № 7, 8, 9).
Перспективы на будущее:
1. Продолжить работу по ознакомлению и внедрению в свою работу инновационных педагогических технологий;
2. Пополнять сборник игр по командообразованию согласно возрастным особенностям детей;
3. Создать методическую разработку «Сборник игр по разным направлениям тимбилдинга».