территориальная ифнс что это такое
Территориальная ифнс что это такое
2. Инспекция имеет сокращенное наименование: ИФНС России N _____ по __________, Межрайонная ИФНС России N _____ по __________.
(в ред. Приказа Минфина России от 09.08.2018 N 165н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2758; N 48, ст. 5739; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 27, ст. 3873; 2014, N 19, ст. 2315).
Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Инспекция может осуществлять все или отдельные полномочия в установленной сфере деятельности, которые определяются в Положении об Инспекции, разработанном в соответствии с настоящим Типовым положением.
Инспекция, находящаяся в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, может осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности на всей территории субъекта Российской Федерации, в котором осуществляет свои полномочия указанное Управление, и (или) на отдельной территории такого субъекта Российской Федерации.
Инспекция, находящаяся в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа, может осуществлять полномочия в установленной сфере деятельности на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, в которых осуществляет свои полномочия указанное Управление, на всей и (или) отдельной территории таких субъектов Российской Федерации.
Территория осуществления полномочий (отдельных полномочий) устанавливается в Положении об Инспекции, разработанном в соответствии с настоящим Типовым положением.
Подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2006, N 31, ст. 3436; 2010, N 1, ст. 4; N 31, ст. 4198; 2011, N 1, ст. 16; N 47, ст. 6611; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 30, ст. 4081).
5. Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Налоговая инспекция
Инспекция федеральной налоговой службы – это территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчётный Федеральной налоговой службе Российской Федерации.
Налоговая инспекция осуществляет контроль:
▪ за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, сборов в бюджет государства; а также
▪ за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Налоговая инспекция при Министерстве финансов, а также региональные налоговые инспекции:
▪ являются юридическим лицом и получают финансирование из госбюджета;
▪ действуют на основании Конституции, действующей в стране, Налогового кодекса РФ, а также других законов.
Кроме этого, налоговые инспекции в своей работе придерживаются указов президента РФ, постановлений правительства РФ в налоговой сфере.
Задачи налоговой инспекции
Главной задачей налоговой инспекции является осуществление полноценного контроля за соблюдением всеми субъектами правильности расчета налогов, своевременности и полноты внесения платежей в установленном налоговым законодательством объеме.
Также к основным задачам налоговой инспекции относятся:
разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;
валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.
Цели налоговой инспекции
К целям налоговой инспекции относятся:
осуществление налоговых проверок плательщиков налогов;
учет своевременной оплаты начисленных пени и административных штрафов;
контроль денежных поступлений;
анализ предоставляемой налоговой отчетности;
регистрация налоговых резидентов.
Налоговая инспекция и регистрация юридических лиц
При государственной регистрации юридических лиц инспекция ФНС играет роль регистрирующего органа и контролирует данные, которые предоставляются регистрируемыми организациями.
Полномочия налоговой инспекции
Налоговая инспекция осуществляет следующие полномочия:
государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;
контроль и надзор в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;
проверка деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.
бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о:
— о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
— порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
— правах и обязанностях налогоплательщиков;
— полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
предоставление формы налоговой отчетности и разъяснений по порядку их заполнения;
учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
принятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;
утверждение формы налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Права налоговой инспекции и ее работников
Для выполнения возложенных функций представителям налоговой инспекции предоставляются следующие права:
осуществление контролирующих функций в отношении исполнения законодательства плательщиками налогов;
организация и проведение налоговых проверок налогоплательщиков согласно графику, прописанному в Налоговом Кодексе РФ;
вскрытие, обследование, и опечатывание (при необходимости) торговых, складских, или производственных помещений, применяемых для получения прибыли;
получение всех необходимых разъяснений и информации (документов, данных, копий), необходимых для выполнения своих функций и полномочий;
проверка переданных (отправленных) плательщиком налогов сведений на факт достоверности и соответствия информации, указанной в налоговых отчетах и учетных документах;
осуществление расчета размера налога, подлежащего удержанию;
получение доступа к бухгалтерским программам плательщика налогов;
изъятие у плательщиков налогов бумаг (документов) в случаях выявления нарушений в налоговой сфере;
использование различных методов при обработке и оценке объектов налогообложения и расчета налогов, сборов и пошлин;
установление нарушений в сфере налогового законодательства, а также применение мер, предусмотренных законом;
выдвижение требований в отношении устранения выявленных нарушений;
предъявление исков по вопросам налогообложения в отношении налогоплательщиков (нарушителей) в соответствующие судебные инстанции;
наложение ареста на имущество неплательщиков налогов;
реализация принудительного исполнения обязательств в установленных законом нормах;
взыскание недоплаты и пени по налогам и государственным сборам;
выдвижение требований финансовым учреждениям предоставить документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.
привлечение для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.
привлечение в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.
подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий;
приостановление с учетом законодательных норм операций по банковским счетам плательщиков налогов.
Кроме этого, сотрудники налоговых инспекций имеют право взыскивать штрафы (пени), запрашивать необходимую информацию у компетентных органов за границей и предоставлять ее по запросам.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Что такое ФНС и чем занимается служба?
ФНС России (Федеральная налоговая служба) — это орган исполнительной власти, контролирующий бюджеты, денежные обязательства, сборы, страховые взносы, а также деятельность, связанную с экономикой. Инспекция осуществляет надзор непосредственно и с помощью территориальных подразделений.
Территориальные органы ФНС России ведут деятельность как отдельно зарегистрированные юридические лица, в соответствии с законодательством РФ.
Налоговая взаимодействует с другими государственными аппаратами, общественными объединениями и другими компаниями.
На РБК Компании сведения о юридических лицах взяты из специальных реестров федерального органа. Поиск информации об организациях доступен по названию, ОГРН или ИНН.
Функции и задачи ФНС в России
Все функции и деятельность Федеральной налоговой службы регламентируются налоговым кодексом и Министерством финансов.
ФНС выполняет следующие функции:
Задача инспекций — отслеживать правильность исчисления, полноту, своевременность уплаты обязательных платежей. Служба обеспечивает взаимодействие между государством и налогоплательщиками.
Открытые реестры — источники данных на нашем портале. Сведения о юридических лицах публикуются в неискаженном виде, повышают прозрачность и открытость деятельности организаций.
Нашли свою организацию в каталоге?
Получите возможность размещать дополнительную информацию в карточке своей компании
Как устроена и как работает обычная городская налоговая инспекция. Полномочия инспекторов
Ответственной за соблюдением налогового законодательства в России является налоговая инспекция. Типовое ведомство имеет разветвленную структуру, где каждый отдел решает свои задачи. Ответственными должностными лицами в налоговой являются инспекторы. С большинством сотрудников инспекции рядовой налогоплательщик не встречается и даже не знает, чем они занимаются. Попробуем разобраться, из каких подразделений состоит налоговая инспекция, и какие задачи она решает.
🏛 Структура налоговой инспекции
На основании п. 4 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 г. в систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) и территориальные органы. Иерархия налоговой инспекции состоит из нескольких уровней: федеральный, муниципальный и местный.
В структуру ФНС входят:
На межрегиональном уровне в систему контроля входят межрегиональные инспекции по федеральным округам, по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.
Типовая инспекция налоговой службы подотчетна ФНС. Инспекции бывают межрайонного и районного уровней. После реформирования системы организации налоговых служб многие районные инспекции упразднили и преобразовали в межрайонные инспекции (они распространяют свое действие на несколько районов в городе).
✅ Функции и задачи
Главные задачи налоговой инспекции – это контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей и сборов в государственный бюджет, а также за соблюдением налогового законодательства (на основании п. 1 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 года). Именно ФНС отвечает за формирование доходной части местного и федерального бюджетов, поэтому все выполняемые задачи, по сути, подчинены единой цели – увеличить эффективность сбора налогов для их дальнейшего поступления в бюджет.
Контролирующие функции налоговой инспекции распространяются одновременно на физических и юридических лиц. Эти задачи реализуются в одной инспекции, но в отдельные подразделения инспекции ФНС (ИФНС) обычно вынесены функции по регистрации ИП и юрлиц, а также работы с крупнейшими налогоплательщиками региона.
Главными задачами налоговой инспекции являются также разработка налоговой политики в целях своевременного поступления налогов и сборов в бюджет и валютный контроль (в пределах компетенции налогового органа часть этих полномочий передана, например, таможенной службе).
К целям работы налоговой инспекции относят:
Отдельные инспекции контролируют регистрацию юридических лиц и предпринимателей и проверяют ту информацию, которую они передают. При выявлении недостоверных сведений ФНС может отказать в регистрации.
Налоговая инспекция имеет следующие полномочия:
Налоговые инспекторы также должны бесплатно консультировать налогоплательщиков и разъяснять им:
В этих целях в инспекциях обычно организуют работу справочной службы и колл-центра.
Помимо взаимодействия с налогоплательщиками, налоговая инспекция решает и определенные внутренние задачи. Например, отчитывается перед руководством, ведет делопроизводство и осуществляет учет внутренней корреспонденции, ведет внутренний бухгалтерский учет, анализирует сведения, которые поступают в инспекцию из иных контролирующих органов, обеспечивает защиту внутренней документации и пр.
👩💼 Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить
Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:
Проверка юридических лиц
Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:
Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.
Проверка физических лиц
Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.
Наиболее пристально инспекторы отслеживают факты мошенничества при получении налоговых вычетов (например, предоставление подложных справок 2-НДФЛ или фиктивных договоров купли-продажи), а также факты незаконного предпринимательства (например, организация торговли или сдачи квартиры в аренду без уплаты налогов).
При проверках физических лиц инспекторы вправе:
В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:
Ответственность за превышение полномочий
Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.
За превышение полномочий инспектора могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 330 Уголовного кодекса «Самоуправство», а также ст. 285 Уголовного кодекса «Злоупотребление должностными полномочиями», если в действиях должностного лица обнаружен корыстный интерес.
👩💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений
Основными тенденциями последних лет в части организации работы налоговых инспекций является сокращение числа подразделений (укрупнение инспекций), а также сокращение численности персонала.
Последний тренд обусловлен ростом автоматизации в части сдачи формирования и сдачи отчетности. Внедрение электронного документооборота сделало возможной сдачу всей необходимой отчетности без личного посещения инспекции. Ошибки в отчетности налогоплательщики могут проконтролировать еще на этапе отправки отчетности, что сокращает объем работы по контролю и проверке со стороны инспекторов.
В состав типовой инспекции входят следующие подразделения:
Все указанные подразделения решают как общие для всех инспекторов, так и специфические задачи. Приведенная структура является необязательной и на практике количество отделов может быть сокращено.
Ниже рассмотрим, чем занимаются наиболее крупные подразделения в ИФНС.
Отделы камеральных и выездных проверок
Вначале налоговые проверки планируются специальным отделом, а затем реализацией этого плана занимаются отделы проверок.
Спектр полномочий отдела выездных проверок понятен исходя из названия подразделения. Отдел выезжает на предприятия для проведения проверок на предмет правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, выявления правонарушений и сбора доказательной базы. Правонарушения выявляются на основании анализа документов и осмотра помещений налогоплательщика.
В большинстве случаев такие нарушения находятся, и тогда инспекторы разрабатывают требования об уплате недоимки и штрафных санкций либо (в редких случаях) – материалы на возврат переплаты на предприятие. Если проступок предполагает уголовную ответственность, то материалы передаются в правоохранительные органы. Также отдел выездных проверок может принять решение о признании регистрации компании недействительной.
В задачи отдела камеральных проверок входит контроль за соблюдением налогового законодательства без выезда на территорию налогоплательщика. Именно в этом отделе проверяют поступившую отчетность от юридических лиц и ИП. Анализ проводится непосредственно на рабочем месте налоговиков в отношении представленных:
Так же, как и отдел выездных проверок, это подразделение при обнаружении доказательств налоговых правонарушений готовит требования о взыскании недоплаты с налогоплательщиков, штрафов и пени. О выявленных нарушениях инспекторы вправе сообщить в правоохранительные органы, что может лечь в основу уголовных дел.
Отдел по работе с налогоплательщиками
Отдел по работе с налогоплательщиками занимается взаимодействием с физлицами, юрлицами и ИП. Он принимает налоговые декларации и документы, ведет разъяснительную и справочную работу среди налогоплательщиков.
Отдел следит за корректностью уплаты НДФЛ в бюджет, налога с продаж, НДС, а также налогов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС). В этих целях контролируется работа физических и юридических лиц – насколько достоверно сведения об указанных налогах представлены в сданных ими декларациях и расчетах, и корректно ли рассчитан налог.
По результатам проверки рассылаются требования об уплате налога, и принимается решение о передаче материалов правоохранительным органам. Также отдел проверяет декларации о доходах и имуществе госслужащих.
Отдел по удержанию НДФЛ
Отдел по удержанию НДФЛ контролирует уплату данного налога со стороны налоговых агентов (в большинство случаев – работодателей), а также своевременность сдачи ими отчетности по работникам. В этих целях подразделение ведет учет налоговых агентов, занимается камеральными и налоговыми проверками, а также собирает доказательства налоговых нарушений.
Отдел прочих налогов
Отделение прочих налогов контролирует законодательство о налоге на имущество физлиц, земельного налога, уплату госпошлин физлицами (например, при вступлении в наследство) и пр. Иногда отдельно функционирует отдел по имущественному налогу, так как он должен контролировать достаточно широкий круг налогоплательщиков. В указанных целях подразделение контролирует своевременность перечисления налогов, ведет учет налоговых объектов и рассылает собственникам имущества уведомления и квитанции для уплаты налогов.
Территориальная ифнс что это такое
IX. Правила организации деятельности территориальных
В приказе Службы об образовании территориального налогового органа определяются полное и сокращенное наименования территориального налогового органа.
9.2. Подготовленная в Службе схема размещения с пояснительной запиской вносится Руководителем в Минфин России.
9.3. Пояснительная записка Службы, прилагаемая к проекту схемы размещения, должна содержать:
а) цели создания и основные задачи территориальных налоговых органов;
б) виды (вид) образуемых территориальных налоговых органов;
в) сведения о территориях деятельности территориальных налоговых органов;
г) финансово-экономическое обоснование, в том числе сведения о необходимой численности и квалификации персонала территориальных налоговых органов.
9.4. Схема размещения территориальных налоговых органов утверждается приказом Минфина России.
9.5. При наличии между Службой и Минфином России неурегулированных разногласий по схеме размещения решение принимается Министром.
9.6. При необходимости образования территориального налогового органа, не предусмотренного утвержденной схемой размещения, Руководитель вносит в Минфин России предложение о внесении изменений в утвержденную схему размещения с соответствующей пояснительной запиской.
Образование территориального налогового органа в этом случае осуществляется после внесения в установленном порядке изменений в соответствующие акты Минфина России.
9.7. Принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных налоговых органов производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных налоговых органов.
В решении о реорганизации или об упразднении территориального налогового органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных налоговых органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласование изменений, вносимых в схему размещения, осуществляется в порядке, аналогичном порядку согласования проектов актов.
9.8. Для Службы федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства может быть установлен иной порядок образования, реорганизации и упразднения территориальных органов.
9.9. Территориальный налоговый орган осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о Службе и положением о территориальном налоговом органе.
9.10. Руководитель утверждает положение о территориальном налоговом органе в соответствии с типовым положением о территориальном налоговом органе, утвержденным приказом Минфина России (пункт 9.9 постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»).
9.11. В положении о территориальном налоговом органе, утверждаемом Руководителем, определяются основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности соответствующих руководителей и иных должностных лиц территориального налогового органа за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, порядок представления отчетности территориального налогового органа, а также порядок контроля за его деятельностью.
Министр принимает в соответствии с законодательством о государственной службе решения о поощрении и награждении лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий. При необходимости Руководитель представляет Министру предложение об освобождении руководителя территориального налогового органа от должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке с необходимым обоснованием.
9.12. Полномочия территориальных налоговых органов и руководителей территориальных налоговых органов определяются Министром.
9.13. Руководитель территориального налогового органа организует его деятельность и несет персональную ответственность за осуществление территориальным налоговым органом возложенных на него функций.
9.14. Служба вправе приостановить действия и отменить решения территориального налогового органа.
Порядок приостановления действий и отмены решений территориального органа устанавливается Руководителем.
9.15. Исполнение поручений Службы территориальными налоговыми органами осуществляется в порядке, аналогичном порядку исполнения поручений Службой.
Информация об исполнении поручения направляется в Службу руководителем территориального налогового органа.
Контроль за исполнением поручений осуществляется Службой.
9.16. Поступившие в Службу обращения по вопросам, относящимся к компетенции территориального налогового органа, начальники управлений центрального аппарата Службы направляют в соответствующий территориальный налоговый орган для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в Службе.
Ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального налогового органа в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Службе.
При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального налогового органа, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.
Начальники управлений центрального аппарата Службы могут запрашивать для информации копии ответов территориальных налоговых органов заявителям.
9.17. В территориальном налоговом органе рассматриваются и в соответствии с полномочиями принимаются решения по поступившим непосредственно в территориальный налоговый орган обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, а также граждан.
В случае если у территориального налогового органа недостаточно полномочий или информации для ответа на поставленные в обращении вопросы, руководитель территориального налогового органа направляет его на рассмотрение в Службу с указанием срока регистрации обращения в территориальном органе.
Ответ заявителю направляется Руководителем (заместителем Руководителя) или начальником управления центрального аппарата Службы в течение 30 дней с даты регистрации обращения в территориальном налоговом органе.
При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен заместителем Руководителя, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.
9.18. Территориальные налоговые органы взаимодействуют в пределах своей компетенции с территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти в порядке, предусмотренном федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства и приказами Службы. При решении совместных задач территориальные органы обеспечивают необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.