теперь о доброте добрым называют такого человека
Конспект урока русского языка на тему «Авторская позиция»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Консультация по подготовке к ОГЭ
Тема: Позиция автора
Цель: формирование умения определять позицию автора, продолжение работы над первыми тремя абзацами сочинения.
Продолжает учиться писать сочинение – рассуждение.
Вспомним композицию сочинения рассуждения для сдачи ЕГЭ.
3. чтение текста. Прослушать и определить проблему.
Только во второй половине 18 века личность человека начинает постепенно обретать силы, находить в себе чувство собственного достоинства и получать в жизни иные цели, кроме рептильного продвижения по служебной лестнице о четырнадцати ступенях.
Личность, личностное начало существовали в русской культуре всегда. Разве не личности митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Даниил Заточник, Афанасий Никитин, Максим Грек, Иван Грозный, а потом бесчисленное количество деятелей эпохи Смуты и последующего времени, а затем протопоп Аввакум, царь Пётр, Ломоносов, Державин, Новиков и многие другие.
Но только Пушкин осознал свою свободу от двора, своё истинное значение как человека, как поэта. Памятник ему в его представлении вознёсся выше Александрийского столпа, т.е. памятника Александру 1. От двора он не принимал, в отличие даже от Державина, золотых табакерок. Именно поэтому для него было так оскорбительно получить звание камер-юнкера – получить свою ступень при императорском дворе.
4. Определение проблем
1 В чём проявляется личностное начало человека?
2 В чём заключается чувство собственного достоинства человека?
5. Соотнесите формулировки проблем текста Д. Лихачёва из левой колонки с позицией автора, указанной справа. (раздаточный материал)
6. Обсуждение : Ответ: 1 – в, 2 – а, 3 – б.
7. Самостоятельная работа.
Прочитайте текст. Определите проблему, прокомментируйте её, сформулируйте позицию автора.
Теперь о доброте. Добрым называют такого человека, который приносит с собой в мир вовсе не сентиментальность, не слезливое умиление перед всем по поводу и без повода. Вот как определён добрый человек в Толковом словаре Владимира Даля: «Дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный». Сведущий – человек, не только знающий своё дело, свою специальность, а широко и объёмно понимающий те цели, которые стоят перед обществом, и умеющий этим целям служить. Иными словами – человек культурный, мыслящий масштабно и действующий. Но культура действий невозможна без культуры чувств, которая приходит только к тому, кто умеет понять прекрасное, прислушаться к нему и объявить себя его слугой.
Проблема доброты (какого человека можно назвать добрым?)
Доброта заключается не в слезливом умилении перед всем, а в деятельном начале, готовности служить людям и обществу.
Проблема культуры (в чём значимость культуры для человека?)
Культура для человека является источником добра, учит людей понимать красоту).
Для составления комментария к проблеме, можно пользоваться вопросами.
Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?
В чём убеждает автор читателей?
8. Чтение работ учащихся с последующим обсуждением.
Теперь о доброте добрым называют такого человека
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Человек должен излучать доброту и жить в сфере добра. (2)Эта сфера добра в значительной степени создаётся им самим. (3)Она создаётся из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.
(4)Злое дело забывается быстрее, чем доброе. (5)Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? (6)Конечно, приятнее! (7)Но дело и в другом. (8)Зло дробит общество. (9)Оно «сепаратно» по своей природе. (10)Добро же социально в широком смысле этого слова. (11)Оно соединяет, объединяет, роднит. (12)Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. (13)Поэтому злые объединения недолговечны. (14)Они основываются на общности временных интересов.
(15)«Волчья стая», обозлённая, дикая, жестокая, безжалостная, оскалившаяся, со вздыбленной шерстью, с налитыми кровью глазами, рано или поздно кончается дракой волков. (16)Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств, доброты живёт даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. (17)Доброе объединение живёт в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость такого объединения.
(18)Добро выше практической нужды! (19)Потому в жизни добро и, соответственно, доброта, пожалуй, ценнее всего, и при этом доброта умная, целенаправленная. (20)Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью. (21)Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (22)Это «неразменный рубль».
(23)Вот тут обратим внимание ещё на одну черту сферы добра. (24)Она плотно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с его прошлым и будущим. (25)Сфера добра большая. (26)Сфера добра прочная, несокрушимая, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. (27)Сфера добра ближе к вечности.
(28)Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории – своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, к ценностям гуманитарным в первую очередь. (29)Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, – изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества. (30)А без нравственности, в свою очередь, не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.
(31)И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.
(32)Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, чтить и хранить традиции, знать и уважать родную историю и историю всего человечества. (33)Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями добра и доброты – очень и очень важно.
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.
Классный час «Твори добро»
Методички Педсовета
Методическая разработка классного часа на тему «Твори добро»
Этот классный час поможет каждому участнику заглянуть в свое сердце, чтобы оно стало открытым и добрым. Доброту можно проявить в мир по-разному: сделать добрый поступок, улыбнуться доброй улыбкой, сказать доброе слово.
Цели и задачи: (1 слайд)
Обсудить с учащимися понятия «добро», «доброта».
Формировать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и милосердие, толерантность.
Привить основы нравственного поведения.
Форма проведения: беседа.
Ход классного часа:
Добрый день. Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
Сегодняшний классный час я хочу начать с эпиграфа: (2 слайд)
«Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут
Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его
Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром»
Этот классный час поможет каждому участнику заглянуть в свое сердце, чтобы оно стало открытым и добрым.
Доброту можно проявить в мир по-разному: сделать добрый поступок, улыбнуться доброй улыбкой, сказать доброе слово.
Давайте попробуем ответить на два важных для нас вопроса:
1. Что такое доброта
2. Почему человеку так важно научиться делать Добро?
1. Слово «доброта». Вроде очень обычное слово. Попробуем дать ему определение
Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
Доброта — это когда ты делаешь так людям, что они радуются и делаешь это искренне и от чистого сердца!
Доброта — это умение сочувствовать и сострадать людям, видеть только хорошую и светлую сторону в личности человека.
(3 слайд) Доброта — отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное.
2. Что значит быть добрым? Какого человека называют добрым?
— Быть добрым — значит жертвовать своими интересами ради благополучия другого.
— Быть добрым — это делиться последним, что у тебя есть.
Добрый человек — это тот, кто:
(4 Слайд):
Добрый человек — значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь. Добрый человекзамечает в других, прежде всего хорошее, злой — дурное.
Подумайте, что мог ответить мудрец своему ученику. Почему?
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» — спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», — отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», — ответил мудрец. Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» — спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», — ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», — сказал мудрец. «Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому — хорошие люди?» — спросил мудреца ученик. Мудрец ответил: «Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать».
3. Каким делает человека доброта?
— Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и улыбка на губах.
4. Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?
5. А как проявляется доброта в человеке?
Кл. руководитель: Действительно, по высказыванию Владислав Гжещика «Добро существует там, где его постоянно творят», одним из лозунгом скаутского движения был «Ни одного дня без доброго дела!»
6. Назовите самые простые, на ваш взгляд, добрые дела.
— Придержите перед кем-нибудь дверь, уступите место в общественном транспорте.
— Делайте комплименты, угостить кого-нибудь, пропустите человека в очереди, если он торопится.
(5 слайд) — Старайтесь делать приятные мелочи для окружающих как можно чаще и вы увидите как будет улучшаться мир вокруг вас и ваше настроение.
Вот несколько примеров добрых дел на каждый день:
(6 слайд) Вот такое напутствие дал Антон Павлович Чехов «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро»
— Предлагаю вам прослушать притчу о доброте и милосердии и ответить на вопрос можно ли данный поступок назвать добрым?
— Какой поступок добрый?
— Относиться ли утешение к доброте, почему?
— Могли ли вы так поступить?
(7 слайд) — Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают, основу человеческого счастья.
Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
«Делать людям хорошо — хорошеть самому» Л.Татьяницева
— Как вы понимаете словосочетание «хорошеть самому? Значит ли это, что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям?
(8 слайд) Твори добро — Нет большей радости, И жизнью жертвуй И спеши
Не ради славы или сладостей, А по велению души.
7. Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?
• Доброе слово лечит, злое калечит.
• Злой не верит, что есть добрый.
• Добрая слава лежит, а худая бежит.
• Доброго чтут, а злого жалуют.
8. А что гласит о доброте народная мудрость?
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Добрый человек в добре живет век.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
За доброго человека сто рук.
Добрые умирают, да дела их живут.
9. Как вы понимаете слова: «Добро должно быть с кулаками»?
Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Добро — не жалость и не слабость,
Добром дробят замки оков.
Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта — признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках. (9 слайд)
О доброте говорили всегда великие писатели. (Слайд 10) Какое высказывание, вы считаете важным для себя, объясните свой выбор.
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится та дорого, как вежливость и доброта.
(Мигель Сервантес)
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям.
(Жан Жак Руссо)
Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе.
(Вильям Шекспир)
Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях.
(Блез Паскаль)
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
(Марк Твен)
Очень много написано стихов о доброте. Может кто-то прочтет эти стихи, а мы с удовольствием послушаем.
(учащиеся читают стихи)….
ДОБРОТА НЕПРЕМЕННО СПАСАЕТ ВЕСЬ МИР
Доброта непременно спасает весь мир
Помогает расти всем на свете
Чтобы людям гармонию, мир обрести
Свое сердце в добре вы согрейте
Милосердие вдруг в твоем сердце зажглось
И оно разнеслось несомненно
Все познают его, если в сердце твоем
Оно даже зажглось на мгновенье
Много сил и усердия нужно вложить
Чтоб Добро сбереглось и Терпение
Только Истина в том, чтобы в сердце хранить
Истину, Доброту и Терпение.
Подведение итогов классного часа
Основное назначение человека — творить добро. (Слайд 11)
Старая азбука как бы призывала: — Люди Земли, Мыслите и творите Добро! Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами. Учитесь понимать людей, чувствующих себя неуверенно. Помогайте им, поддерживайте их. Подружитесь с человеком, который чувствует неловкость в кругу сверстников, и дайте ему шанс обрести уверенность в себе.
Вывод: Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, человечность, отзывчивость, душевность создают основу человеческого счастья.
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь все вернет сполна по кругу. (12 слайд)
• Добрые слова — корни
• Добрые мысли — цветы
• Добрые дела — плоды
• Добрые сердца — сады. (13 слайд)
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
И в завершении классного часа давайте послушаем песню «О доброте» и посмотрим фото нашей группы.
(Слайд 15) «Там где есть дружба, там живет добро!»
Давайте попробуем с вами немного узнать о себе с помощью теста. Помните, что отвечать надо искренне.
Тест «Добрый ли Вы человек?»
Засчитайте 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1,3,4,7,11 и «нет» на вопросы 2,5,6,8,9,10,12.
Больше 8 очков — вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу это не пойдет.
4-8 очков. Ваша доброта — воля случая, добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем не приятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но наверное надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
Из этого теста, я думаю, вы узнали что-то новое о себе.
Я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Запомни!
— Merci, merci, mon bon frиre![1]
Не пекитесь о равенстве в обыденности, в ее зависти, ненависти, злом состязании.
Там равенства не может быть, никогда не было и не будет.
У вас получилось неплохое сочинение. Комментарий довольно развернутый, смысловая связь между примерами определена верно. Но с логикой пока не все в порядке. Ваш пролемный вопрос не соответствует мысли, указанной в абзаце с позицией автора.
Посудите сами. Вопрос:
по мнению автора доброта заключается в равенстве людей, способности помочь нуждающимся, умении оказать моральную поддержку. |
Ваш собственный тезис вообще уходит от заявленной проблемы. Вы пишете:
В качестве примера взаимопонимания вы приводите эпизод из рассказа «Судьба человека». Но этот эпизод говорит о самоотверженности, о милосердии, но не о взаимопонимании. Пимер не подходит, тезис не доказан.
Этим автор сумел показать читателям, что всё в мире движется благодаря канонам доброты и любви. |
Пояснение не вытекает из цитат, не соответствует им.
Позиция автора ясна: по мнению автора доброта заключается в равенстве людей, способности помочь нуждающимся, умении оказать моральную поддержку. |
Вводная конструкция, нужна запятая.
Правильно: понимание моральных принципов.
Оба примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть присутствие доброты в душе каждого человека. |
Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что проявление благочестивых поступков учит нас милосердию, состраданию, быть мягче по отношению друг к другу. |
В качестве примера можно взять произведение М. А. Шолохова «Судьба человека». |
Подготовка учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЧАСТИ В И С
ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
на курсах в Институте повышения квалификации
работников образования РС (Я)
«Подготовка учащихся к выполнению заданий ЕГЭ
Подготовка к части В и С Единого Государственного Экзамена.
Подготовка к части В.
Задание по словообразованию (В1)в тесте традиционно относится к заданиям повышенного уровня сложности. Обычно задание В1 предъявляется экзаменуемым по 2 моделям: выписать из указанного диапазона текста то или иное слово или указать способ образования слова, уже названного в задании. Результаты ЕГЭ показывают, что в целом задание В1 для выпускников оказывается трудным, что объясняется низким уровнем развития лингвистической компетенции сдающих экзамен, а также несформированностью понятийного аппарата, недостаточно развитыми навыками аналитической работы со словом и отсутствием достаточной практики анализа языковых явлений.
Лишь пятая часть тестируемых (по результатам 2008 года) смогла, например, правильно определить способ образования слова «выход» в контексте «возможны два достойных выхода» как бессуффиксный, т. е. с помощью нулевого суффикса, или способ образования слова «сначала» как приставочно-суффиксальный. Сложнее всего для экзаменуемых оказывается определение способа образования наречий и поиск слова, образованного бессуффиксным способом. Так, всего 9% определили приставочно-суффиксальный способ образования наречия «впервые» и бессуффиксный способ образования слова «поиски», тогда как более половины тестируемых верно определили приставочно-суффиксальный способ образования прилагательного «беспомощный». Между тем при определении способа образования прежде всего необходимо, отбросив окончание, установить производящую основу ( в производном слове), а затем подумать, с помощью каких морфем образовано слово ( этими морфемами и будут различаться производящая и производная основы). Осталось назвать способ. Учитывая допускаемые выпускниками ошибки, анализируя результаты ЕГЭ по всем заданиям, мы разработали определенные задания для подготовки учащихся.
Определить способ образования слова.
Можно было представить, как уверенный в безнаказанности, мистер невозмутимость равнодушно поднял бы брови при виде возмущения оскорбленного его действием другого человека.
Приятно ступать босиком, лежать в тени развесистой старой липы.
Как-то слушал интересную передачу на тему грамотности по радио.
В такие моменты думаешь о какой-то безысходности.
У него все было адмиральское: и выправка, и походка.
Что же делать с метеочувствительностью?
Близкие сердцу картины родной земли связаны с не осознанной еще благодарностью за эту жизнь.
Она сказала с запинкой…
Где бы мы ни были, нас находил пристальный взгляд Марии.
И решение этого вопроса – дело воспитания молодого поколения.
Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза.
И чудится мне укор…
Он может даже сопереживать…
Задание 2 иного плана: из указанных предложений надо найти слова, образованные тем или иным способом.
Крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаяния, какое бывает перед холодом небытия и бездной. (бессуффиксным).
Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик стал в их присутствии бояться слово лишнее сказать, хотя от природы был живой, ласковый. (приставочным).
Вот наш ветеринар возится с псом, которого переломала машина. (приставочным).
Не счесть художников, создавших полотна, где действуют десятки фигур. Размах этих холстов иногда потрясает, как и фееричность сюжетов. (слово(а), образованное(ые) бессуффиксным способом).
После часового киносеанса, на котором зрители видят картины здешней природы и слышат стихи Есенина, они высыпают на край откоса, откуда через Оку открывается пленявший поэта мир. И действительно видишь волнующее приволье: синие дали с копнами сена, с кустами, с блеском озерных вод. (приставочно-суффиксальным).
В рейтинге пристрастий, конечно, и хорошее кино, наше и не наше, но без порнухи и чернухи, от которых большинство нормальных людей с души воротит. Но все-таки по-настоящему талантливых, полезных, интересных, любимых программ наперечет. И эта из года в год увеличивающаяся диспропорция между тем, что необходимо зрителю, и тем, что выгодно самому телевидению, более всего тревожит мало-мальски думающих людей. (приставочно-суффиксальным).
Без малейшей нравственной потребности вошел я в сени музея. Войдя в музей, я машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой, разумеется, по моему положению ровно ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотьё в висках. (бессуффиксным).
Распределить слова в таблице.
Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный Бессуффиксный Сложение
Спецкурс, бессмысленная, выступает, вышел, рассказы, подумайте, заклеймил, созвездия, ожидание, отдача, поисках, собеседника, металлоискатель, размышление, подснежник, приехать, вклад.
Морфологический анализ В2.
Умения экзаменуемых в области морфологии проверяются как на базовом уровне в первой части работы (задание А10), так и на повышенном уровне, во второй части работы (задание В2). Чаще всего неверно квалифицируются как части речи отглагольные прилагательные, производные предлоги (например, мимо, поверх), не различаются прилагательные и наречия, причастия и прилагательные, краткие прилагательные и глаголы. Значительную трудность для выпускников представляет узнавание краткой формы прилагательного, форм степеней сравнения, местоимений того или иного разряда. Слабо усвоено такое важное для развития речевых умений понятие, как переходность глагола. Поэтому неудивительно, что наиболее низкие результаты показаны при различении частиц ( особенно в тех случаях, когда надо выписать все частицы из определенного фрагмента текста), предлогов, особенно производных, местоимений различных разрядов. Легче опознаются подчинительные союзы (например, союз хотя), сравнительные и превосходные степени прилагательных. Хотя, по опыту работы, могу сказать, что и это вызывает проблемы у учащихся. Показательно, что как в первой, так и во второй части работы задания на поиск наречий в превосходной степени оказались наиболее сложными (например, поиск превосходной степени наречия чаще всего).
В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь. (Частицы). Перед выполнением этого задания считаю целесообразным повторить все разряды частиц: формообразующие, отрицательные, модальные. При этом показать на примере, как, например, и может быть союзом и частицей. Пришел и увидел. И вечный бой! Он все сделал исключительно. Я делаю это исключительно из уважения к тебе.
Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (Подчинительные союзы).
Интересно, что, так сказать, наименьшее количество очков получили симфоническая, оркестровая музыка и даже опера…и беседы по агротехнике и вообще специальные сельскохозяйственные передачи. Над этим стоит задуматься. Представьте себе передачу об основах стихосложения. Думаете, ее стали бы слушать и смотреть поэты? Она была бы интереснее всем непоэтам, желающим коснуться чужой профессии. (Прилагательное в форме сравнительной степени).
А между тем в сотнях рассказов, романов, очерков разные люди по разным поводам…В сотый раз себя спросим: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к языку. (Числительное). Перед выполнением повторить числительные, отличие их от других частей речи. Например, пять, пятый, пятерка, впятером.
Пускай наших пейзажистов не знает заграница. Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. (Предлоги).
Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил ее выйти в коридор. (Предлоги).
Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое. Модная певица и производители автосигнализаций, вернее, их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (Наречие в превосходной степени).
Синтаксический анализ В3.
Задание В3 проверяет умение находить в тексте словосочетание с требуемым видом подчинительной связи. Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран. Только пятая часть тестируемых смогла найти в этом предложении словосочетание с видом связи согласование. Плохо находятся словосочетания со связью примыкание. Это, на мой взгляд, происходит потому, что учащиеся не помнят, что примыкать может только неизменяемая часть речи, т. е. наречие, деепричастие, инфинитив. Затруднения возникают в тех случаях, когда зависимым компонентом словосочетания является местоимение любого разряда или местоименное наречие. Сложность возникает и при различии самостоятельных и служебных частей речи (например, омонимичных подчинительных союзов и союзных слов что-что). Очевидно, что ошибки в определении вида подчинительной связи обусловлены неумением различать лексико-грамматические разряды слов, определять их значение, грамматические особенности и функции в речи. Исходя из этого, при подготовке к данному заданию мы начинаем с повторения видов связи, четко разграничивая их. Я прошу учащихся запоминать виды связи в определенной последовательности. Также обращаю внимание на то, что не является словосочетанием: предложение, однородные члены предложения, сущ. с предлогом. Учащиеся не путают словосочетание с предложением, если сказуемое выражено глаголом, но большие трудности возникают, если сказуемое составное именное. В связи с этим я провожу практическое занятие, связанное с определением вида связи; при этом включаю и словосочетания, и предложения. Утро хмурое – Хмурое утро.
С потрескавшихся ветвей, лежала на столе, петь громко, вошел смеясь, в другой раз, книга мамы, приехать в город, гулять в парке, мороз жгуч, домашнее задание, любитель поговорить, на моем празднике, похож на отца, бросить курить, нарисовать картину, положить на стол, новая клавиатура, умеет петь, очень рано, красивая девочка, ветер дует, твоя сестра, машина брата, заветной мечты, увидеть издали, на высоком дереве, телефонный аппарат, приглашение на вечер, приехать поздно, прочитать быстро, зайти в дом, вижу изредка.
Задание В4 проверяет умение различать двусоставные и односоставные предложения и опознавать различные виды односоставных предложений. Не вызывает особых трудностей найти односоставное назывное предложение, тогда как найти, например, неопределенно-личное в составе сложного, вызывает трудности. В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на вечер отдыха и только теперь понимаешь, что тебя обложили со всех сторон. Это предложение трудно уже потому, что главное тоже односоставное, и учащиеся (почему-то) видят только его, забывая, что в таких предложениях невозможно восстановить подлежащее (кто обложил?). Также вызывает трудность найти сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение. И важно ли объяснять нашим детям, почему так нерадостен взрослый мир? Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? В данных заданиях учащиеся, на мой взгляд, допускают ошибки потому, что не видят грамматической основы – сказуемого, выраженного инфинитивом или словом категории состояния.
Забудем на миг неотложное дело. Виноград собирают осенью. Было тихо, темно. Души от ветра времени не прячь. Шила в мешке не утаишь. Дадим друг другу руки и вместе двинемся вперед. С любимой мечтой не хочется сердцу расстаться. Плот сильно качает волной. На всех не угодишь. Береги честь смолоду. Отдай себя труду…Из березовой коры плетут корзины. Зимой свет зажигают рано.
Раньше до печатания книги переписывали, переплетали, заботливо хранили, создавали библиотеки. Чаще всего книги хранили в монастырях и в церквях. Из среды монахов выделяли «брата-библиотекаря», который ведал книгами. Остальные монахи должны были в определенные часы заниматься чтением и переписыванием книг. Переплетали книги тоже в монастыре. Тут же пряли нити для сшивания листов.
Задание В5 ориентировано на проверку умений видеть и вычленять в структуре простого предложения типичные «осложнители». Без особых затруднений обучающиеся находят однородные, обособленные определения и обстоятельства, вводные слова и конструкции. Для этого в помощь предлагается, например, урок по модульной технологии по вводным конструкциям. (дать урок по модульной). Большую трудность представляют такие варианты задания В5, где необходимо опознать обособленное приложение и вычленить его из структуры предложения. Следует помнить, что приложение сходно по роли в предложении с определением, но выражено существительным, иногда может быть употреблено с союзом как. Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям. Для выполнения этого задания необходимо повторить правила обособления всех второстепенных членов предложения, а также вводных конструкций и пунктуацию при однородных членах предложения.
С заданием В6, проверяющим знание синтаксиса и умения анализировать структуру сложного предложения, учащиеся чаще всего справляются неплохо. Но трудность вызывают задания, требующие найти сложноподчиненные предложения с однородными придаточными. Только вот почему-то всем представилось, как приходил Бозин домой, как садился за стол, ел суп или пил чай и на него, закутавшись в мягкий пух облака, своими добрыми и чистыми глазами смотрел ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца. Придаточные с однородным соподчинением в подобных сложных предложениях часто объединяются общим средством подчинительной связи – подчинительным союзом или союзным словом. Отсутствие такого средства перед вторым придаточным предложением и провоцирует ошибку: воспринимая одно из придаточных как самостоятельную часть сложного предложения, учащиеся не могут найти правильный ответ.
Задание В7 относится к заданиям повышенного уровня трудности и ориентировано на проверку умений и навыков анализировать текст с точки зрения важнейшей его характеристики – связности. Основу связности, как известно, составляет «коммуникативная преемственность предложений», состоящая в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего или предыдущих, вбирая в себя ту или иную его часть. В задании В7 для анализа связности текста предлагаются разные модели, как с последовательным, так и с параллельным способом соединения предложений. Более трудными являются случаи, когда средство связи, например, личное местоимение, «спрятано» внутри следующего предложения или средством связи являются указательное местоимение и лексический повтор, контекстные синонимы.
Задание В8 традиционное по содержанию, однако форма предъявления задания, ориентированного на проверку умения анализировать роль изобразительно-выразительных средств, использованных автором в большом тексте, изменена по сравнению с подобным заданием предыдущих лет. Таким образом, в задании В8 проверяется умение соотнести функцию изобразительно-выразительного средства, охарактеризованную в небольшой рецензии, и термин, указанный в списке (4 термина из 9 предложенных). Необходимо повторение изобразительных средств языка!
риторический вопрос лексический повтор эмоционально-оценочные слова гипербола эпитеты метафоры вопросно-ответная форма изложения сравнительный оборот риторическое восклицание.
Подготовка к части С
Написание сочинения-рассуждения всегда бывает сложной задачей для большинства наших учеников. Как научить их ясно, грамотно, логично излагать свои мысли? Как помочь им уверенно справиться с частью С? Как выстроить свою работу, чтобы спокойно можно было ждать результатов Единого Государственного Экзамена? Думаю, эти вопросы волнуют нас всех. Учащиеся знают, что часть С на ЕГЭ – самая сложная. Она проверяет умения и навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость суждения при интерпретации текста. Безусловно, на уроках русского языка мы работаем над созданием сочинения-рассуждения. В осмыслении текста нам также помогают и уроки литературы, которые сегодня незаслуженно перешли почему-то в категорию номер 2.
Сегодня существует много литературы в помощь учителю. Я выбрала для себя материал, который, на мой взгляд, охватывает все необходимые для анализа текста ключевые моменты.
Как-то в Америке понадобились мне новые ключи. Захожу в мастерскую. У прилавка – мужчина лет шестидесяти.
-Я – Кеннет Бауэрс, представился он и включил станок.
Над его головой я увидел портрет длинноволосого старика.
-Ты его знаешь – кто это?- спросил мистер Бауэрс. – Мой дедушка – Альберт Эйнштейн!
Я выразил изумление.
-Я – американец, ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы. Затем указал на старинную фотографию. Пожилой мужчина в очках склонился над книгой.
-Ты знаешь, кто это? – спросил мистер Бауэрс. – Великий ирландский писатель Джойс…Мой дядя!
-Узнаешь? Это великий боксер Мохаммед Али. Мой племянник…
Признаться, я несколько оробел. Кеннет Бауэрс выглядел совершенно здоровым. Взгляд его был насмешлив и проницателен.
-Значит, вы – мусульманин? – сказал я. Надо же было что-то сказать.
-Эти люди – ваши родственники?
-Все эти люди – родственники?
-Люди всего мира? Всех национальностей? Всех эпох?
-Ты абсолютно прав, ты умнее, чем я думал. Он закончил работу и протянул мне ключи. Я поблагодарил и расплатился. Мистер Бауэрс с достоинством кивнул. Уходя, я еще раз спросил:
-Все люди мира – родственники? Братья?
Будешь в нашем районе, занеси мне свою фотографию…(По С. Довлатову)
Какие проблемы не поднимаются автором текста?
Проблема единства народов и культур. Проблема адаптации иностранцев в Америке. Проблема отсутствия у американцев исторического и культурного наследия.
На этом этапе важно вспомнить, что является проблемой.
Основная проблема – это та,
а) которая стала предметом раздумий автора;
б) над которой он в основном размышляет;
в) к которой он неоднократно возвращается;
г) по которой отчетливо выявлена авторская позиция.
Следует помнить, что проблема автором может быть поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, затронута, поднята, сформулирована, исследована, проанализирована. Формулировка проблемы должна быть оформлена следующим образом: В тексте (исследуется, анализируется, поднимается, рассматривается, затрагивается) проблема (чего?) нравственного выбора, экологии, добра и зла и т. п.
В комментарии не должно быть пересказа исходного текста или любой его части, рассуждений по поводу всех проблем текста, комментариев о действиях героев текста, общих рассуждений о тексте. Нельзя забывать, что надо прокомментировать одну из проблем.
Выберите из предложенных вариантов вступлений те, которые сообщают об основной проблеме исходного текста.
5. У российской эмиграции в Америке непростая судьба. Многие наши соотечественники вынуждены были покинуть страну, чтобы на чужбине реализовать свою потребность открыто говорить на родном языке. Зачастую в Америке их встречала по-настоящему дружная семья подобных им скитальцев. Об этих «собратьях по несчастью» и говорит автор очерка________________________
Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Кеннет Бауэрс, говорят о проблеме всеобщего единения, братства людей.
3. М. Горький «На дне»
4. М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
5. М. Шолохов «Тихий Дон»
Такие задания помогают учащимся определиться со списком литературы, который им необходим для того, чтобы привести литературные примеры.
Несмотря на кажущуюся легкость, учащиеся затрудняются в выражении своего мнения по проблеме исходного текста, особенно при аргументации и приведении литературного примера. Учащемуся следует помнить, что без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, их позиция не считается сформулированной.
. с удовольствием прочитал…
. нельзя остаться равнодушным…
. к немалому удивлению, узнал, что…
. убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя…
. разделяя негодование автора, хочу сказать, что…
. оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…
. возмущает (радует, восхищает, огорчает и т. п.) то, что…
. интересно то, как автор…
Аргументами также являются ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы; имена исторических деятелей; ссылки на признанные авторитеты и их произведения; свидетельства очевидцев; названия событий; цитаты; даты; различные факты (место, обстоятельства, участники событий); собственные наблюдения и выводы; положения официальных документов; различные общественные законы; законы природы; народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т. п.; статистические данные; научные данные; примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы; примеры из жизни окружающих.
На мой взгляд, здесь надо быть очень осторожным, потому что согласно критериям оценивания самым важным, главным, весомым является аргумент, взятый из художественной литературы. Но как быть, если твое мнение не совпадает с мнением автора, как корректно возразить ему, излагая свою позицию? Конечно, мы объясняем детям, что всегда легче обосновать, почему ты соглашаешься с автором, и значительно труднее объяснить свое несогласие. У каждого из нас есть такие ученики, которые признают только одно правильное мнение – свое, и наша задача в этом случае заключается в том, чтобы помочь ученику быть корректным.
Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях…
Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна…
Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…
Автор, несомненно, прав, утверждая, что…но я убежден, что его мнение о…вызовет читательскую дискуссию, так как…
Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что…
По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что…
Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что…
Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание о том, что…
Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений…
Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора…
Некорректность ведет к этическим ошибкам, потому что в силу своего максимализма учащиеся резко критикуют автора, уходя от цели исследования, оставляя лишь за собой право решать, правильно или неправильно, на их взгляд, высказал автор свое мнение. Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.
Я приведу такой пример. В прошлом году на спецкурсе мы разбирали текст Н. Самвеляна.
Теперь о доброте. Добрым называют такого человека, который приносит с собой в мир вовсе не сентиментальность, не слезливое умиление перед всем по поводу и без повода. Вот как определен добрый человек в Толковом словаре В. Даля: «Дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный». А в более позднем Толковом словаре, вышедшего в свет через 80 лет после далевского под редакцией Д. Ушакова, сказано так: «То, что хорошо, полезно, приятно». Следовательно, добрый тот, кто умеет делать хорошо, полезно, приятно. Но таким, как подчеркивает В. Даль, может быть только человек сведущий. Сведущий – человек, не только знающий свое дело, свою специальность, а широко и объемно понимающий те цели, которые стоят перед обществом, и умеющий этим целям служить. Иными словами – человек культурный, мыслящий масштабно и действующий. Но культура действий невозможна без культуры чувств, которая приходит только к тому, кто умеет понять прекрасное, прислушаться к нему и объявить себя его слугой.
Кто мы такие без родной культуры? Люди, себя не знающие, родства не помнящие? Старая истина, но напомнить о ней никогда не грех.
Автор непоследователен. Начал о доброте, закончил нашим бескультурьем. Понимал ли он сам, какую цель преследовал, когда писал? Почему-то я в этом очень сомневаюсь. Кажется, он просто не заметил, как «убежал» от той мысли, с которой начал. И получилась «солянка»: добрый, сведущий, культурный. Да сколько угодно примеров можно привести, опровергая точку зрения автора! Добрые глупцы и злобные гении!
Автор поднимает нравственные проблемы, ибо все, о чем он говорит в тексте, является категориями нравственными.
Автор считает: собранные им воедино знания о доброте позволяют сделать вывод, что добрый человек – это культурный и мыслящий масштабно, при этом, несомненно, обладающий культурой чувств и умеющий понять прекрасное.
Доброта…Мы все хотим видеть вокруг себя людей, которые обладают этим качеством. Только не дай бог, если добрый «перепутается» с добреньким. Тогда беда! За слезливостью и желанием «разделить твое горе» вряд ли скрывается добрый человек. Пусть он будет рядом в радости! И чтобы это случилось, нам самим надо понять, что добрый – непременно умный.
Также я хочу привести пример сочинения-рассуждения на текст В. Ганичева об адмирале Ушакове.
«Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своем окружении»,- говорит В. Ганичев. Прописная истина – так было всегда. Но ведь это неправильно! Разве можно согласиться с тем, что мы признаем гений человека, его талант после смерти, а при жизни не просто не замечаем, а изводим, попросту говоря, сживаем со света.
Невозможно поспорить с автором. Я соглашаюсь, ибо, как и он, считаю, что очень часто в нашей стране мы свергали с пьедестала тех, кто этого не заслуживал, а потом, спустя десятилетия, вспоминали, вновь возводили на пьедестал, но почему-то не задумывались, что делали это слишком поздно.
Жизнь очень короткая, и гениальность дается, увы, не каждому. Но гениальный, талантливый человек подчас является не понятым окружающими и, что хуже, становится предметом зависти. А это влечет за собой то, что скрывается под словом «опальный». Так быть не должно. Надо всеми силами постараться уйти от наших всеобщих ошибок, потому что исправляем их мы уж очень поздно.
Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его все оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.
Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.
Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!
Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.
Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.
Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!
Я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.