тендер паровоза что это такое
Тендер
Тендер (англ. tender, от tend — сопровождать, обслуживать) — специальная повозка (платформа, вагон), прицепляемая к паровозу, служащая для размещения запасов топлива, воды, смазочных материалов, инструмента. Танк-паровозы не имеют тендера, а на паровозах с механической подачей топлива на тендере, кроме того, находится привод углеподатчика (стокера) или оборудование нефтяного отопления.
В передней части тендера устанавливается контрбудка, образующая одно целое с будкой машиниста паровоза и служащая помещением для паровозной бригады.
У первых паровозов роль тендера выполняли небольшие двухосные повозки (фургоны), на которых размещались бочка с водой, уголь или дрова. Позднее паровозы зарубежного производства имели двухосные тендеры.
Паровозы Александровского завода для Петербург-Московской железной дороги выпускались четырёхосными с колёсными парами, установленными в одной жёсткой раме (рамного типа).
В дальнейшем применялись почти исключительно трёхосные тендеры.
Тендерами-конденсаторами были оборудованы несколько паровозов Э м и два паровоза ФД.
Тендер имели также опытные грузовые тепловозы (на базе 2ТЭ10 и 2ТЭ116), работавшие на сжиженном газе; тендеры служили для размещения криогенных резервуаров, в которых при температуре −162 °C (111 K) хранилось 17 т газа. Тендер устанавливался между двумя секциями тепловоза, превращая его таким образом в трёхсекционный локомотив. На некоторых тепловозах, использующих природный газ, запасы его в баллонах размещают также на тендере.
Сколько воды расходует паровоз и действительно ли даже зимой она в нём не замерзает (7 фото)
Экипировка водой тендера паровоза серии Л зимой на станции Осташков, ОКТ жд.
При интенсивной работе мощные паровозы последних серий выпусков расходуют только за один час 20 000-25 000 кг воды и до 5 000 кг угля!
Для удобства наблюдения за уровнем воды водяные баки снабжены указателями поплавкового типа, шкала которых вынесена в контрбудку. Большую часть объёма тендера паровоза, примерно 2/3, как мы видим на рисунке ниже, занимают запасы воды и лишь 1/3 приходится на запасы топлива.
И наконец, читатели часто спрашивают в комментариях к паровозным публикациям :
«Почему вода в тендере паровоза не замерзает зимой?»
Всё просто. Не замерзает вода в нём до дна по той же самой причине, что и зимой вода в пруду. Каковы объёмы воды в тендере паровоза, мы уже с вами сегодня выяснили. Это огромные бассейны в несколько десятков кубических метров глубиной до 2 и более метров на мощных паровозах!
Охлаждённые верхние слои воды на поверхности в тендере, конечно же, может прихватить зимой коркой льда в сильный мороз при длительной стоянке паровоза где-нибудь на станции или в депо, но не более того. В целом же водяные баки тендера представляют собой закрытую конструкцию, предохраняющую воду в нём от полного промерзания. Да и на ходу паровоза происходит сильная качка, в результате которой массы воды в тендере постоянно находятся в движении.