технологическая эффективность управленческих решений выражается в достижении таких целей как тест
Условия и факторы качества управленческих решений.
Выбор управленческого решения неоднозначен и во многом зависит от влияния различных факторов на этот процесс. Спектр воздействия факторов достаточно широк. Рассмотрим некоторые важнейшие факторы, которые влияют на процесс принятия управленческих решений и их эффективность.
Личностные оценки руководителя. Неизбежна субъективность личностных оценок при ранжировании или расстановке приоритетов в процессе принятия решения. Основа формирования всех управленческих решений — система ценностей ЛПР (лица, принимающего решение). Система ценностей определяет его действия и влияет на выбор решения. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения. Например, в процессе принятия управленческого решения руководитель может остановиться на выборе альтернативы, обеспечивающей соблюдение социально-этических норм, но требующей больших временных затрат.
Для динамичных сфер деятельности, таких как наукоемкая, социально-экономическая, социально-политическая, характерна неопределенность некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющейся среде. В условиях неопределенности руководитель, как правило, использует один из двух подходов. Он может использовать опыт и дополнительную релевантную информацию для анализа проблемы и придания ряду результатов субъективной или предполагаемой вероятности. Другой подход используется в условиях нехватки времени на поиск информации или недостатка средств на ее приобретение. Он заключается в предположении о вероятности событий, основанном на прошлом опыте, логике и интуиции.
Культурные различия как фактор принятия решений отражают культурные (национальные) особенности системы управления. Например, в стране может использоваться мягкий или более жесткий подход к выработке и реализации управленческих решений, применяться подходы, имеющие крен в сторону индивидуализма (США) или, наоборот, в сторону национального коллективизма (Япония).
Информационные ограничения. Для принятия решения необходимо располагать достаточным, оптимальным или полным объемом информации. Сбор и обработка информации связаны с затратами труда, времени и денежных средств независимо от того, как и где эта информация собирается. Поэтому необходимо с самого начала изначально оценить затраты на получение информации и выгоду от принятого решения.
По определению Норберта Винера, информация — это данные, снижающие неопределенность в знаниях об объекте управления, среде. Вся располагаемая информация по характеру отражения свойств объекта может быть отнесена к следующим трем видам:
1. подсознательная информация — формируется на основе опыта предыдущих поколений, собственного опыта и знаний, полученных в процессе обучения, и т.п. С помощью воображения эта информация преобразуется в более или менее формализованный качественный или количественный результат прогноза. Такой подход используется при экспертном прогнозировании. В результате может быть получен качественный (хуже-лучше; больше-меньше и т.п.) или количественный прогноз, план;
2. предметная информация — формируется путем описания процесса или состояния объекта. Предметное описание объекта прогнозирования позволяет получить результат прогноза с использованием формальных методов математической логики и логики предложений. Результат прогнозирования может иметь только качественный характер;
3. формальные статистические данные — получают на этапе анализа объекта в процессе разработки управленческого решения. Они позволяют разрабатывать и проверять статистические гипотезы об адекватности прогнозных моделей, которые используют для получения прогнозов. Результатом прогнозирования-планирования на основе этих данных становятся количественные оценки.
При принятии решений используют все названные виды информации. Степень осведомленности об объекте определяется как абсолютным количеством информации каждого вида, так и соотношением названных видов информации. Высокая значимость информационных ресурсов проявляется на всех стадиях принятия и реализации управленческих решений.
Временные ограничения. Известно, что с течением времени ситуация может измениться, иногда кардинально, и тогда выбранные критерии принятия решения становятся неактуальными. Поэтому решения следует принимать и исполнять, пока информация и допущения, на которых основаны решения, не устарели и отражают действительное положение вещей, что достаточно трудно реализовать на практике, поскольку время между принятием решения и началом действия велико. Учитывая фактор времени, руководители иногда вынуждены исходить из логических соображений или даже интуиции, тогда как в нормальных обстоятельствах они предпочли бы рациональный анализ.
Столь же опасной может оказаться вероятность опережения решением своего времени. Многие компании вкладывали миллионы долларов в новые проекты, надеясь опередить конкурентов на рынке, и обнаруживали, что припозднившиеся и решившие подождать оказывались в выигрыше.
Поведенческие ограничения. В силу особенностей психологии личности и характера руководители по-разному оценивают значимость проблемы, ограничения и альтернативные варианты. Такая разница в оценках нередко порождает конфликты и несогласия в ходе разработки и принятия управленческих решений, а также может оказать решающее влияние на выбор варианта решения. Чувство симпатии или антипатии руководителя к работнику может коренным образом повлиять на принятие решения, например, об увольнении сотрудника.
Взаимосвязь решений. Выигрыш от принятия управленческого решения в одной сфере может повлечь за собой существенный проигрыш в другой. Например, решение руководителя об автоматизации производства, в частности внедрении автоматических линий, как правило, предполагает освобождение рабочих мест, а следовательно, и увольнение рабочих. При этом руководитель должен выбирать те решения, которые дают больший выигрыш. Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения на более высокие уровни власти.
Фактор сложности. Сложность исполнения (реализации) принятого решения зависит оттого, какова степень охвата различных сфер деятельности фирмы при реализации решения. Чем сложнее решение, тем, как правило, шире круг охвата сфер (материально-техническая, кадровая, организационно-экономическая, маркетинговая, финансовая и т. д.). Чем больше направлений работ и чем больше людей (персонала) вовлечено в сферу реализации, тем сложнее и дороже реализация решений.
Перспективность действия решения. Поскольку любой вариант решения наряду с позитивными не исключает и негативных последствий, то необходимо, чтобы позитивные преобладали и способствовали развитию фирмы, выходу ее на более высокий уровень.
Фактор финансовых вложений и анализа финансовых вложений. При выборе решений, связанных с радикальными нововведениями, как правило, требуются значительные финансовые вложения, средства. Они могут быть собственными и (или) заемными. Важно отслеживать и анализировать соотношение собственных и кредитных средств, с тем чтобы не оказаться в сильной зависимости от внешних источников финансирования.
Экономическая целесообразность принятия решения. Данный фактор связан с оценкой затрат и экономического эффекта, экономической выгоды и предполагает анализ соотношения выгоды и затрат.
Степень риска, связанного с последствиями от реализации решения. Данный фактор требует применения различных методик оценки рисков (финансовых, экономических и т.д.); соответственно, руководитель должен обладать навыками выполнения такого анализа.
Условия и факторы качества управленческих решений
Факторы, влияющие на качество управленческого решения. Качество, управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов:
Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Для того чтобы быть эффективным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:
— применение к разработке решения научных подходов менеджмента;
— изучение влияния экономических законов на эффективность решения;
— применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования для каждого решения.
— получить качественную информацию, характеризующую систему разработки решения;
— обеспечить сопоставимость (сравнимость) вариантов решений;
— обеспечить многовариантность решений;
— достичь правовой обоснованности принимаемого решения;
Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее решение должно быть устойчивым в эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным) и гибким — предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, сделают эффективное управленческое решение неэффективным.
Цели и критерии оценки управленческих решений. Целью называют идеальный результат деятельности в будущем. Целью решения условимся называть те конкретные результаты, которые предполагается получить после реализации этого решения в определенных условиях и фиксированном периоде времени. При этом цель всегда лежит вне системы. Она отражает реакцию среды на систему. Качество цели определяет успех или неудачу организационно-производственной системы.
Перечислим известные требования к цели. Цель должна быть:
Основная цель для коммерческих организаций — максимизация прибыли. При этом могут формулироваться дополнительные ограничивающие требования, например обеспечение безопасности, недопущение ущерба и т.п.
Различают три типа организационных целей:
1. официальные цели — определяют общее назначение организации, декларируются в уставе или положении об организации, а также заявляются публично руководителем. Они объясняют необходимость организации для общества, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации соответствующий имидж;
2. оперативные цели — определяют, чем на самом деле в текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать на конкретный период с официальными целями. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации; формой их выражения может быть план работы;
3. операционные цели — направляют деятельность конкретных работников и позволяют давать оценку их работе. Они еще более конкретны и измеряемы, чем оперативные, такие цели формулируют в виде конкретных заданий отдельным группам и исполнителям.
Возможна и другая классификация целей:
Цели становятся инструментом управления, когда они определены или сформулированы, известны персоналу, приняты работниками к исполнению.
Формализация целей имеет место при формировании критерия оценки эффективности системы. Сложность систем породила различные варианты определений критерия. Критерий определяют как количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей. Однако в менеджменте удобней рассматривать этот термин следующим образом: критерий — правило выбора предпочтительного варианта решения из ряда альтернативных. В соответствии с прогнозной эффективностью можно выделить следующие варианты решений:
При сравнении вариантов управленческих решений в отсутствие заданного критерия для многопараметрической системы используют другие принципы:
Можно утверждать, что множество хороших решений — это совокупность несравнимых решений, улучшить каждое из которых невозможно. Можно только по тем или иным неформализуемым соображениям отдать предпочтение одному из вариантов.
Итоговые тесты по дисциплине «Менеджмент»
Итоговые тесты по дисциплине «Менеджмент»
a) *умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации
d) практика управления
2. Является ли управление производительным трудом:
a) да, т. к. управление создает новую стоимость
b) нет, это всего лишь надзор и контроль
c) *да, поскольку этот вид деятельности неизбежен при высоком уровне специализации производства и призван обеспечить целостность трудового организма
d) нет, это всего лишь результат противоречия между наемным трудом и собственником средств производства
a) обязанность менеджера
b) *функции менеджмента
c) этапы планирования
4. В теории менеджмента к функциям управления относятся:
5. Основоположник научной школы управления:
6. Основоположник административной (классической) школы управления:
7. Менеджмент, как наука об управлении, стала рассматриваться с появлением:
a) современных количественных методов обоснования управленческих решений
b) школы «человеческих отношений»
c) достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления
d) *классической школы управления
8. Какая школа предусматривает три подхода к управлению: процессный, количественный и ситуационный:
a) классическая школа управления
b) административная школа
c) школа человеческих отношений
d) *школа науки управления
9. Какие из положений относятся к новой концепции управления компанией:
b) ориентация на качество продукции и услуг
c) ситуационный подход к управлению
d) *основной источник прибыли – работник и производительность труда
10. Что представляет собой организация с позиции теории открытых систем:
a) сообщество индивидов, объединенных общей целью
b) четко регламентированная структура взаимоотношений должностных позиций
c) система, направленная на достижение целей функционирования
d) *механизм взаимодействия и адаптации к внешним воздействиям, обмен с внешней средой
a) капитал, люди, технология
b) нельзя дать точное определение, т. к. каждая организация имеет свой набор компонентов
c) *часть общей среды, которая находится в рамках организации
d) партнёры по бизнесу
12. К какой функции относится разработка новых товаров и услуг:
13. Кто из руководителей компании отвечает за определение цели её развития:
b) *совет директоров
c) руководители бизнес-единиц
d) тактика деятельность организации
15. Миссия фирмы – это:
a) максимизация прибыли
b) *внешнее предназначение фирмы
c) цель, связанная со снижением издержек
d) мотивация ее персонала
16. Стратегия дифференциации особенно успешна:
a) в условиях массового спроса
b) *в условиях, когда многие покупатели заинтересованы в особых характеристиках товара
c) в условиях ценовой конкуренции
d) в условиях отсутствия конкуренции
17. Вновь образованное предприятие направляет свои ресурсы на разработку и вывод на рынок нового товара. Какая конкурентная стратегия применяется в этом случае:
a) *стратегия первопроходца
b) стратегия низких издержек
c) стратегия дифференциации продукции
d) стратегия фокусирования
18. Финансовая стратегия выступает в качестве:
a) ведущей стратегии
b) *функциональной стратегии
c) корпоративной стратегии
d) деловой стратегии
19. Чем характеризуется компромисс при принятии решения:
a) *установление некоего среднего результата в споре двух сторон
b) уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другой
c) принятием решения, учитывающего мнения независимых сил
d) продвижение решения, выгодного руководителю
20. В процессе практической работы менеджерам следует опираться на следующие виды планов:
c) стратегические, с обоснованием основных направлений оперативной деятельности по различным составляющим: производство, транспортировка, торговля, финансовая деятельность и др.
d) *взаимоувязанную систему планов с учетом оперативной деятельности и стратегии развития организации
21. Бизнес-план для менеджеров организации:
a) должен быть документом, в основных чертах обеспечивающим организованность работы
b) *должен быть документом, жестко и однозначно регламентирующим предстоящую работу организации
c) может иметь разную степень жесткой регламентации для различных иерархических уровней менеджеров: для одних планы – это «слуга», для других – «господин»
22. Кому необходим бизнес-план:
a) только руководителям и сотрудникам
b) инвесторам, банкам, налоговой службе
c) это – формальный документ, дань моде; мало, что даёт при изменчивой обстановке
d) *всем категориям субъектов отношений
23. Основные недостатки дивизиональных структур:
a) отсутствие творческих решений
b) низкий уровень мотивации сотрудников
c) увеличенные затраты на управление за счет повторяемости процессов
d) *опасность разделения системы на самостоятельные подсистемы (в бизнесе)
24. Какие основные преимущества матричных структур:
a) *возможность быстрого освоения новых изделий
b) эффект двойного подчинения
c) возможно использование специалистов невысокого профессионального уровня
d) сбалансированный кадровый состав организации
25. Процесс деления организации на блоки, которые могут называться отдельными отделами, отделениями или секторами, называется:
a) анализом организации
26. При формировании организационной структуры соблюдение принципа единоначалия является обязательным:
27. Линейная система управления в социальных организациях применяется для:
a) предприятий большой размерности
b) предприятий средней размерности
c) предприятий со сложной технологией производства
d) *небольших предприятий
28. Сущность ситуационного подхода состоит в следующем:
a) знание методов профессионального управления, доказавших свою эффективность
b) умение предвидеть последствия применяемых методик и концепций
c) *правильное интерпретирование ситуации, определение наиважнейших факторов и применение адекватных методов
d) применение способов действий, вызывающих удовлетворительное отношение руководителя
29. Аутсорсинг – это:
a) выполнение всех функций, необходимых для производственной деятельности компании
b) *вывод за пределы компании непрофильных функций и видов деятельности
c) вывод сотрудников из штата компании-заказчика в штат компании-подрядчика
d) передача всех функций сторонним организациям
30. Для чего осуществляется делегирование полномочий подчинённым:
a) для оптимального решения комплексной задачи
b) для сохранения «группового» стиля работы
c) для проверки квалификации подчиненных
d) *для разгрузки самого руководителя
c) объекты контроля
d) принципы контроля
b) заключение аудиторской организации
d) финансовый отчет за прошедший период времени
34. Система контроля качества на современном предприятии должна опираться:
a) на четко определенные нормы и допущения для конкретных процессов
b) на оценку качества продукции рабочими в ходе производственного процесса
c) на жесткий аппарат контроля на выходе готовой продукции
d) *на оценку качества продукции на всех стадиях жизненного цикла
35. Задача предварительного контроля:
a) контроль результатов выполнения плана
b) контроль хода выполнения плана
c) *контроль готовности к выполнению плановых задач
d) контроль каждой отдельной операции
37. Что требует от менеджера иметь креативное мышление:
a) гарантирует более устойчивое управление
b) *дает возможность генерировать нестандартные решения
c) сокращает время на принятие решения
d) снижает затраты на управление
38. Какими основными чертами должен обладать такой архитип управляющего как «лидер»:
a) способность определить место сбоя и принять корректирующие меры
b) умение решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях
c) быть творческим человеком
d) *умение общаться с людьми, способность распознавать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала
39. Основная причина создания команды в организации:
a) экономия времени
b) экономия человеческих ресурсов
d) *возможность синергии
40. Способность оказывать влияние на отдельные личности, группы и направлять их усилия на достижение целей организации, не используя властные полномочия:
41. Метод ротации, как характерная черта национального менеджмента, наиболее часто используется в:
a) *манера поведения и форма взаимодействия с подчиненными
b) форма отношений с руководством организации
c) совокупность методов для выполнения своих функциональных обязанностей
d) распорядок работы учреждения
43. Повышению эффективности использования кадровых ресурсов способствует:
b) использование плоских организационных структур управления
c) использование организационных интеграций типа «стратегический альянс»
d) снижение издержек на оплату труда персонала
45. Какие группы факторов учитываются в мотивационной модели Ф. Герцберга:
a) социальные и мотивирующие
b) *гигиенические и мотивационные
c) ожидания и социальной справедливости
46. Какие группы потребностей рассматриваются в модели мотивации А. Маслоу:
a) социальной справедливости
c) потребность в деньгах
d) *социальные, уважение личности, самоутверждение
47. Основные факторы модели мотивации В. Врума:
a) потребность в уважении к себе, самоутверждение и в принадлежности к социальной группе
b) сложность и напряженность работы и справедливость вознаграждения
c) ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграж-дения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения
d) гигиенические факторы; факторы, связанные с характером и существом работы
48. Что имеет первостепенное значение при назначении нового сотрудника на должность, где определяющим фактором являются технические знания:
a) *образование и предшествующая деятельность
c) психологическая совместимость кандидата с руководителем
d) умение руководить
49. Процесс побуждения сотрудника к целенаправленным действиям:
d) результаты анализа, аудита
50. Что является первоочередной необходимостью успешной работы сотрудника на новом месте:
a) перспектива карьерного роста
b) соответствие специализации
c) справедливое вознаграждение
d) *профессиональная и социальная адаптация
51. Что включает в себя понятие организационной культуры:
a) *поведение и действия сотрудников, ценностные ориентации, символика и обряды
b) уровень общей культуры общества
c) уровень культуры отдельных сотрудников организации
d) наличие команды единомышленников
52. Кто управляет формированием организационной культуры:
a) *руководители подразделений (организаций)
c) неформальные лидеры организации
53. Почему методы прямого принуждения и страха наказания вытесняются методами социального побуждения:
a) механизм принуждения престал обеспечивать развитие производства
b) стало не выгодно содержать большой штат сотрудников
c) трудно подготовить менеджера, способного эффективно использовать инструменты принуждения
d) *рабочее движение добилось определенной защищенности от прямого принуждения
54. Какой из подходов характеризуется учётом способностей и мотивацией людей к труду:
55. Что является признаком бюрократического управления:
a) отсутствие инициативы сотрудника, приоритета личных интересов
c) *формальный подход
d) некомпетентность руководителя
56. Основные черты российского менеджмента:
a) высокий научно-интеллектуальный потенциал
b) реализация инновационных идей
c) *традиции технократического подхода к управлению
d) развитие образования и профессиональной подготовки менеджеров
57. Какими должны быть цели организации:
a) обязательно долгосрочными и труднореализуемыми
c) *конкретными и измеримыми
d) не взаимосвязанными друг с другом
a) внутренние ценностные представления человека
b) система поощрений хорошей работы
c) позиция, уклоняющая работника от целенаправленных действий
d) *метод побуждения людей к труду
59. Проблема в системе управления – это:
a) направление исследования системы управления
b) совокупность информации о состоянии системы управления
c) *противоречие, требующее нахождения метода решения и самого решения
d) кризисная ситуация, требующая немедленного принятия радикальных мер
60. Конфликты в организации неизбежны и их надо воспринимать:
b) конфликты надо использовать в интересах организации
c) с конфликтами надо бороться во что бы то ни стало
d) с конфликтами лучше не бороться: они разрешатся сами собой
61. Какими чертами характера должен обладать такой архетип управляющего как «администратор»?
a) быть общительным и уметь вдохновлять людей на максимальную самоотдачу
b) иметь аналитический склад ума
c) быть предельно объективным и полагаться на факты и логику
d) методичность в работе, прогнозирование будущего
62. Какие основные факторы участвуют в модели мотивации В. Врума?
a) потребность в уважении к себе, самоутверждение и в принадлежности к социальной группе
b) сложность и напряженность работы и уровень вознаграждения
c) ожидание возможности результата, ожидание возможного вознаграждения от этого результата и ожидание ценности вознаграждения
d) гигиенические факторы, факторы, связанные с характером и существом работы
63. Какая из человеческих потребностей является главной по теории мотивации Макклелланда?
64. Что относится к категории «внутреннего вознаграждения»?
d) признание окружения
65. Основным правилом при определении уровня зарплаты является:
a) определенный законом минимальный уровень
c) уровень оплаты в фирмах конкурентах
d) абсолютно точное и объектное определение характера вложенного труда и исследующая всесторонняя и беспристрастная его оценка
66. Основным в управлении по целям является выработка целей
а) *сверху вниз по цепи инстанций
c) снизу вверх и сверху вниз
d) по матричной схеме
67. Какой из подходов не относится к известным школам в управлении?
a) научное управление
b) административное управление
d) человеческие отношения
68. Линейная организация управления позволяет сформулировать управленческую структуру, которая является:
c) *стабильной и прочной
69. Почему именно США стали родиной современного управления?
a) *отсутствие проблем с происхождением, национальностью
b) поддержка идеи образования для всех, огромный рынок рабочей силы
c) образование монополий
70. Ключевым фактором в любой модели управления являются:
b) средства производства
d) структура управления
71. Целью классической школы управления было создание
a) методов нормирования труда
b) *универсального принципа управления
c) условий трудовой деятельности работников
d) методов стимулирования производительности труда
72. «Отцом научного управления» часто называют:
a) А. Файоля – он опубликовал книгу «Общее и промышленное управление», где сформулированы принципы управления, в том числе разделение труда и единство командования
b) Фрэнка и Лилиан Гильбертов – они выделили семнадцать основных микродвижений рабочих, назвав их терблигами; а также они разработали метод анализа микродвижений, в основу которого была положена кинограмма движений рабочего
c) *Ф. Тейлора – он пытался обосновать дневную норму рабочего методами хронометража и изучения его трудовых движений
d) Г. Ганта – он создал график, который позволял планировать, распределять и проверять работу. Этот график явился предшественником системы сетевого планирования ПЕРТ, в которой сейчас используют ЭВМ. Он же знаменит своей системой материального стимулирования за выполненное задание
73. Какой из неформальных методов прогнозирования позволяет получать наиболее ценную информацию?
a) наглядная информация
c) письменная информация
d) информация в глобальных сетях
74. Технология мелкосерийного или единичного производства обычно применяется в таких компаниях как
a) потребность развития и признания
b) *потребность развития и признания, социальная потребность и потребность в защищенности, основные потребности
c) социальная потребность и потребность в защищенности
d) основные потребности
76. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?
b) работа с людьми и информацией
c) работа с предметами и людьми
d) *работа с людьми, работа с людьми и информацией и работа с предметами и с людьми
77. Какая последовательность приоритетов позволит фирме добиться успеха:
a) *люди – продукция – прибыль
b) прибыль – люди – продукция
c) продукция – прибыль – люди
d) люди – прибыль – продукция
a) последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации, имеющей тенденцию к повторению
b) *гарантия выполнения конкретных действий конкретными способами в специфической единичной ситуации
c) конкретно сформулированный опыт прошлого
d) последовательность операций
79. Какова важнейшая функция управления?
a) получение максимальной прибыли
b) *создавать условия для дальнейшего успешного функционирования предприятия
c) минимизация налоговых платежей
d) завоевывание новых рынков сбыта
80. Какой смысл вкладывается в слово «риск» при принятии решений?
a) степень значимости проблемы для общей деятельности фирмы
b) степень влияния неправильно решенной проблемы на служебное положение руководителя
c) *уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат
d) уровень превышения своих полномочий
81. Для того, чтобы быть эффективным контроль должен быть
b) постоянно действующим
82. Предварительным контролем финансовых ресурсов организации является
b) заключение аудиторской организации
d) финансовый отчет за прошедший период времени
83. В чем заключаются особенности кибернетизации относительно автоматизации?
a) *включение в алгоритм этапа использования интеллекта, т. е. способность решать неформализованные задачи и находить выход в непредвиденных ситуациях
b) придание машине способности мыслить
c) использование электронно-вычислительной техники в сочетании с этапами «мозгового штурма» и экспертных оценок
d) качественно новый уровень техники и технологии
a) долгосрочная стратегия
b) *краткосрочная стратегия
c) среднесрочный план, результаты проявляются через 3-4 года
d) среднесрочный план, результаты проявляются через 1-2 года
85. Какое условие препятствует возникновению формальной организации людей (по Бернарду)?
a) способность общаться
b) достижение общей цели
c) *стремление к свободе действий
d) желание совместных действий
86. В чем заключается принцип единства управления?
a) у любого служащего (работника) может только один руководитель
b) *полную и абсолютную ответственность за деятельность всего предприятия должен нести один человек
c) число лиц, находящихся в эффективном управлении лимитировано
d) ответственность за работу коллектива несет группа руководителей
87. В каких случаях обращаются к качественным методам прогнозирования?
a) отсутствие возможности получить информацию другими методами
b) *нехватка информации, получаемой количественными методами прогнозирования
c) сроки, отведенные на решение проблемы, очень ограничены
d) при отсутствии достаточных средств на проведение прогнозов
88. Отличительной чертой формальной организации является
a) отсутствие единства в действиях ее членов
b) жесткое давление на ее членов
d) *сознательная координация действий двух или более лиц
89. Пример влияния через разумную веру – это отношение
a) рабочего с мастером
b) крестьянина и помещика
c) *пациента с лечащим врачом
d) подсудимого и судьи
a) *последовательность действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации, имеющей тенденцию к повторению
b) последовательность конкретных действий, которые следует выполнять в единичной специфической ситуации
c) использование опыта прошлого
d) гарантированное выполнение конкретных действий
91. Теория бюрократии Макса Вебера обосновывает эффективность распределения полномочий в организации по типу:
92. Партисипативность – это
a) распределение прибыли в связи с ростом производительности
b) проектирование и перепроектирование работ
c) *вовлечение работников в анализ проблем и их решения
d) метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам
93. Какая из перечисленных теорий мотивации не относится к содержательным теориям:
a) теория Абрахама Маслоу
b) *модель Портера Лоулера
c) теория Фредерика Герцберга
d) теория Макклеланда
94. Выполнение работы по принуждению или через экономические стимулы это:
a) мотивация по статусу
c) мотивация по результату
d) внутренняя мотивация
95. В теории управленческих решений под термином «проблема» понимается…
а) *расхождение между желаемым и фактическим состоянием объекта организационного управления
b) совокупность взаимосвязанных характеристик, принятых для описания объекта организационного управления и их установленные нормативные значения
c) количественная или качественная величина, характеризующая объект управления
d) формализованное описание желаемого состояния объекта организационного управления
96. При необходимости принять рациональное управленческое решение Вы…
a) будете руководствоваться «здравым смыслом» и прошлым опытом действий в аналогичных ситуациях
b) примете решение, исходя из рассуждений, основанных на собственном опыте
c) определите симптомы, ограничения и критерии оптимальности, по которым сравните различные альтернативы и
d) *взвесите положительные и отрицательные последствия по каждому варианту действий и выберете наилучшую
97. Использование символов для описания свойств и характеристик исследуемого объекта или события представляет сущность применения __________ модели выработки управленческого решения.
98. Технологическая эффективность управленческих решений выражается в достижении таких целей, как…
Выберете несколько вариантов ответов
a) снижение значимости влияния фактора моды
b) рост социальной защищенности населения
c) *повышение пропускающей способности оборудования
d) *рост автоматизации производства
99. В менеджменте невербальные сигналы могут затруднять коммуникацию в случае…
a) плохой обратной связи
b) отсутствия у собеседника умения слушать
c) *несоответствия жестов и мимики словам
d) несоответствия жестов и мимики словам
100. Заполните пропуск
________ создаются не распоряжениями и постановлениями руководства, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, увлечениями, привычками и т. п.
a) формальные группы
b) *неформальные групп
101. К условиям сохранения нормального финансового состояния предприятия относятся …
Выберете несколько вариантов ответов
a) *разработка и осуществление качественных планов по маркетингу
b) *систематическое составление обоснованных прогнозов поступления наличности
c) постоянное расширение масштабов производства
d) отказ от излишнего оптимизма при оценке спроса
102. С точки зрения теории и практики стратегического менеджмента в качестве миссии организации может быть предложено положение…
a) «экономия на затратах на производство и реализацию»
b) *«производство и реализация качественных и доступных товаров»
c) «увеличение текущей прибыли организации»
d) «сокращение численности персонала»
103. К преимуществам внедрения инновационного менеджмента в компании относятся …
Выберете несколько вариантов ответов
a) *мотивация повышения образовательного и профессионального уровня персонала
b) создание благоприятной социально-психологической атмосферы
c) *обеспечение развития и создание конкурентных преимуществ
d) четкая организация работы
104. В практике менеджмента выход на международный рынок предполагает анализ следующих культурных факторов …
Выберете несколько вариантов ответов
105. В теории менеджмента основаны на достижении временного результата такие виды разрешения конфликтов, как…