театр буфф почему так называется
Театр БУФФ
Основатель современного театра «Буфф» – народный артист Российской Федерации, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающийся вклад в развитие петербургской культуры Исаак Романович Штокбант.
«В 1983 году я выпустил в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии курс артистов эстрады, – рассказывал Исаак Штокбант. – Это были талантливые ребята. Получив «корочки», они не разбежались, а организовали свой театр. В соответствии с жанром, мы хотели назвать его просто театр-кабаре. Начальство посмотрело на меня, как на ненормального: какое еще кабаре в Советском государстве?! И тогда я вспомнил о «Буффе». На «Буфф» согласились. В этом слове было что-то от Маяковского, от его «Мистерии-буфф». Но теперь-то я рад, что тогда нам не разрешили назвать себя театром-кабаре. То, что мы делаем теперь, никак не вписывается в узкие рамки кабаретного искусства».
Сейчас труппу театра составляют выпускники Театральной Академии разных лет, среди них: заслуженные артисты РФ Евгений Александров, Мурад Султаниязов, Михаил Трясоруков, Андрей Соловьев, Наталья Бобровничая, Сергей Магиленич, Елена Зубович, Владимир Смилянец, Ника Козоровицкая, Ольга Пикало; лауреаты российских конкурсов артистов эстрады Светлана Вильгельм-Плащевская, Владимир Сута, Анастасия Кулаева, Михаил Бондарук и другие. Многие артисты, прошедшие школу «Буффа», успешно работают сегодня на большой эстраде: Геннадий Ветров, Юрий Гальцев, Елена Воробей, Елена Спиридонова, известные радиоведущие Вадим Карев, Виктор Янишевский. Заслуженный артист РФ Михаил Смирнов, выпускник мастерской Исаака Штокбанта, в 2019 году занял пост художественного руководителя театра.
«Буфф» по своей сути театр уникальный. Где еще в нашей стране вы найдете театр, в котором в один вечер играют классику на основной сцене, развлекают зрителя музыкальными программами в «Кабаре-буфф», а по утрам в «Буффиках» дают оперы и сказочные представления для самых маленьких?
Санкт-Петербургский музыкально-драматический театр Буфф
Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр «Буфф» | |
---|---|
Фасад театра «Буфф» | |
Место нахождения | Россия, Санкт-Петербург, ст. метро Новочеркасская, Заневский пр. 26. |
Основан | 1870 |
Главный режиссёр | Штокбант, Исаак Романович |
Сайт | http://theatre-buff.spb.ru |
Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр «Буфф» на Викискладе |
Содержание
История театра (до 1917 года)
Буфф (от лат. — «озорство, веселье») — это демократичный театральный жанр, сочетающий в себе музыку, танец, песню, комедию, мюзикл, шоу и другие формы сценической деятельности. Первый театр «Буфф» был открыт в Петербурге в сентябре 1870 года рядом со знаменитой Александринкой. «Буфф», изначально существовавший как цирк, был спроектирован архитектором Н. Львовым таким образом, что его легко можно было превратить в театр. Позже (после внезапного пожара) здание театра было перестроено под нужды цирковой труппы, а затем перешло к А. Федотову, известному московскому театральному деятелю, актеру и драматургу. Федотову было выдано разрешение на постановку спектаклей лишь на иностранных языках, и это во многом определило стиль театра «Буфф»: сценическое действо состояло из танцев, музыки, фокусов, акробатических номеров; в выступлениях принимали участие итальянские и французские звезды.
Театр «Буфф», в репертуар которого входили злободневные обозрения, феерии, шансон, был одним из главных центров притяжения петербургской публики. Ему посвящали стихи Некрасов, Агнивцев. Его упоминает в своём романе «Анна Каренина» Л.Толстой. На сцене театра «Буфф» впервые в России были исполнены оперетты «Сильва» и «Принцесса цирка» Кальмана, «Прекрасная Елена» Оффенбаха. В театре выступали звёзды парижской оперетты: Анна Жюдик, Гортензия Шнейдер [1] ; известные исполнители романсов Варвара Панина, Анастасия Вяльцева, а также знаменитые комики Монахов, Давыдов, Ярон и др.
Сегодняшний день театра
По инициативе молодых артистов, выпускников этого курса, был организован музыкально-драматический театр.
Изначально, из-за исполняемого жанра, артисты предложили назвать театр —- «Кабаре». В те советские годы такое название было отклонено чиновниками Министерства культуры РСФСР. Исаак Романович Штокбант предложил более точное название —- «Буфф». Дальнейшее развитие музыкально-драматического театра «Буфф» не остановилось на жанре кабаре, а начало двигаться в различных направлениях.
Следуя традиции дореволюционного театра «Буфф», труппа театра 1980-х годов в свои весенние, летние и осенние сезоны часто выступала на сцене Измайловского сада на Фонтанке.
Сейчас в музыкально-драматическом театре «Буфф» ставят классические комедии, мюзиклы, мелодрамы, музыкальные шоу, эстрадные концерты, много детских спектаклей.
Труппа театра
С 1985 по 1988 год работал музыкальным руководителем Ленинградского театра «Буфф» и сочинял для него музыку композитор и певец Игорь Корнелюк.
В мае 1994 года, в звуковой студии театра «Буфф», Александр Васильев, который был в то время администратором театра, записал первый альбом созданной им российской рок-группы «Сплин» —— «Пыльная быль».
В начале своей творческой карьеры на подмостках театра «Буфф» работали: Юрий Гальцев, Геннадий Ветров, Елена Воробей, Георгий Пицхелаури, эстрадная певица Илона Броневицкая, Дмитрий Шумейко.
С Музыкально-драматическим театром «Буфф» сотрудничают известные композиторы Санкт-Петербурга – В.Успенский [6] и В.Плешак, которые написали музыку к спектаклям: «Миллионерша», «Искушение Жанны», «Любовь без границ», «Казанова в России», «Бал воров».
Современную труппу театра составляют выпускники разных лет Театральной Академии – кафедры эстрады и музыкального театра, среди них заслуженные артисты России
лауреаты российских конкурсов артистов эстрады
Репертуар
На Основной сцене театра в разные годы шли и идут спектакли по мотивам русской и европейской классической комедийной драматургии – «Мандрагора» Н. Макиавелли, «Милейший Селимар» Э. Лабиша, «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера, «Дон Кихот» по мотивам романа Сервантеса, «В поисках отца» Э. Скриба, «Молодость Людовика XIV» А. Дюма, «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина.
Театр не раз обращался к творчеству выдающихся зарубежных драматургов XX века: Ж. Ануя («Генералы в юбках», «Бал воров», «Коломба»), Ф. Дюрренматта («Ромул Великий»), Ф. Кроммелинка («Великолепный рогоносец»), Г. Фигейредо («Эзоп»).
Советская эпоха представлена в таких работах театра, как мюзикл «Великий комбинатор» по роману И. Ильфа и Е.Петрова и водевиль В. Катаева «Квадратура круга», музыкальный спектакль «Небесный тихоход» по известной военной комедии и драматический спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» по произведениям Б. Вахтина и Б. Васильева.
Современная российская и зарубежная драматургия представлена такими спектаклями, как «Пленные духи» В. и О. Пресняковых, «Страсть, па-де-де и т.д.» Н. Птушкиной (по пьесе «Браво, Лауренсия!»), «Шерше ля фам» петербургского драматурга Г. Горбовицкого, «Beautiful Bodies, или Мужчинам вход запрещен» современной американской писательницы Л. Каннингем (авторская редакция для театра «Буфф»), «Распутник» французского драматурга Э.-Э. Шмитта (первая постановка в России).
Важную роль театр «Буфф» отводит развитию отечественного мюзикла. Неизменным успехом у зрителей пользовались такие мюзиклы как «Миллионерша» по пьесе Б. Шоу, «Шерлок Холмс и королева Богемы» (пьеса И. Штокбанта по мотивам произведений А. Конан-Дойля), «Искушение Жанны», «Любовь без границ» (по оригинальным пьесам И. Штокбанта). Более десяти лет идет на сцене «Буффа» мюзикл «Казанова в России», созданный в содружестве Исаака Штокбанта (автора пьесы) с петербургским композитором Владиславом Успенским. Одна из последних премьер театра – мюзикл «В поисках отца» по пьесе Эжена Скриба (музыка молодого композитора Андрея Подберезского).
Современный «Буфф» отводит немаловажную роль такому художественному направлению как театрализованная эстрада. В Зеркальной гостиной театра актёры играют спектакли в жанре театра-кабаре. Каждая программа – это синтез клоунады, эксцентрики, пантомимы, пародии, танца, вокала и разговорных номеров, объединенных единым сюжетом.
«Буфф» традиционно работает и с детской аудиторией. По выходным дням, а также в дни школьных каникул на всех площадках театра идут представления для маленьких зрителей. Вместе с веселыми персонажами дети играют, танцуют, поют, отгадывают загадки, выигрывают призы. В репертуар театра включены такие спектакли как «Остров сокровищ», «Волшебник изумрудного города», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Пиноккио», «Питер Пэн», «Алиса в стране чудес», «Маугли» и другие.
Буфф (театр, Санкт-Петербург)
Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр «Буфф» | |
---|---|
Основан | 1870 1983 |
Здание театра | |
Местоположение | Россия, Санкт-Петербург, Заневский проспект, 26 (станция метро Новочеркасская) |
Руководство | |
Директор | Алевтина Файзрахманова |
Художественный руководитель | Михаил Смирнов |
Главный режиссёр | вакантно |
Сайт | buffspb.ru |
Содержание
История театра (до 1917 года)
Буфф (от лат. — «озорство, веселье») — это демократичный театральный жанр, сочетающий в себе музыку, танец, песню, комедию, мюзикл, шоу и другие формы сценической деятельности. Первый театр «Буфф» был открыт в Петербурге в сентябре 1870 года рядом со знаменитой Александринкой. «Буфф», изначально существовавший как цирк, был спроектирован архитектором Н. Львовым таким образом, что его легко можно было превратить в театр. Позже (после внезапного пожара) здание театра было перестроено под нужды цирковой труппы, а затем перешло к А. Федотову, известному московскому театральному деятелю, актёру и драматургу. Федотову было выдано разрешение на постановку спектаклей лишь на иностранных языках, и это во многом определило стиль театра «Буфф»: сценическое действо состояло из танцев, музыки, фокусов, акробатических номеров; в выступлениях принимали участие итальянские и французские звезды.
Театр «Буфф», в репертуар которого входили злободневные обозрения, феерии, шансон, был одним из главных центров притяжения петербургской публики. Ему посвящали стихи Некрасов, Агнивцев. Его упоминает в своём романе «Анна Каренина» Л.Толстой. На сцене театра «Буфф» впервые в России были исполнены оперетты «Сильва» и «Принцесса цирка» Кальмана, «Прекрасная Елена» Оффенбаха. В театре выступали звёзды парижской оперетты: Анна Жюдик, Гортензия Шнейдер [1] ; известные исполнители романсов Варвара Панина, Анастасия Вяльцева, а также знаменитые комики Монахов, Давыдов, Ярон и др.
Сегодняшний день театра
По инициативе молодых артистов, выпускников этого курса, был организован музыкально-драматический театр.
Изначально, из-за исполняемого жанра, артисты предложили назвать театр «Кабаре». В те советские годы такое название было отклонено чиновниками Министерства культуры РСФСР. Исаак Романович Штокбант предложил более точное название «Буфф». Дальнейшее развитие музыкально-драматического театра «Буфф» не остановилось на жанре кабаре, а начало двигаться в различных направлениях.
Следуя традиции дореволюционного театра, труппа «Буффа» 1980-х годов в свои весенние, летние и осенние сезоны часто выступала на сцене Измайловского сада на Фонтанке.
Сегодня в музыкально-драматическом театре «Буфф» ставят классические комедии, мюзиклы, мелодрамы, музыкальные шоу, эстрадные концерты, много детских спектаклей.
Труппа театра
С 1985 по 1988 год работал музыкальным руководителем Ленинградского театра «Буфф» и сочинял для него музыку композитор и певец Игорь Корнелюк.
В 1990—1994 годах Дмитрий Хиль сочинял и записывал для спектаклей музыку, занимал должность музыкального руководителя театра «Буфф».
Летом 1993 года группа «Русский Размер» начинала свою деятельность работой на танцевальных вечерах в театре «Буфф».
В мае 1994 года в звуковой студии театра «Буфф» Александр Васильев, который был в то время администратором театра, записал первый альбом созданной им российской рок-группы «Сплин» «Пыльная быль».
С музыкально-драматическим театром «Буфф» сотрудничают известные композиторы Санкт-Петербурга В. Успенский [7] и В. Плешак, которые написали музыку к спектаклям «Миллионерша», «Искушение Жанны», «Любовь без границ», «Казанова в России», «Бал воров».
Современную труппу театра составляют выпускники разных лет Института сценических искусств — кафедры эстрады и музыкального театра, среди них заслуженные артисты Российской Федерации:
и лауреаты российских конкурсов артистов эстрады:
Репертуар
На Основной сцене театра шли и идут спектакли по мотивам русской и европейской классической комедийной драматургии — «Мандрагора» Н. Макиавелли, «Милейший Селимар» Э. Лабиша, «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера, «Дон Кихот» по мотивам романа Сервантеса, «В поисках отца» Э. Скриба, «Молодость Людовика XIV» А. Дюма, «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина.
Театр обращался к творчеству зарубежных драматургов XX века: Ж. Ануя («Генералы в юбках», «Бал воров», «Коломба»), Ф. Дюрренматта («Ромул Великий»), Ф. Кроммелинка («Великолепный рогоносец»), Г. Фигейредо («Эзоп»).
Советская эпоха представлена в таких работах театра, как мюзикл «Великий комбинатор» по роману Ильфа и Петрова и водевиль В. Катаева «Квадратура круга», музыкальный спектакль «Небесный тихоход» по известной военной комедии и драматический спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» по произведениям Б. Б. Вахтина и Б. Л. Васильева.
Современная российская и зарубежная драматургия представлена такими спектаклями, как «Пленные духи» В. и О. Пресняковых, «Страсть, па-де-де и т. д.» Н. Птушкиной (по пьесе «Браво, Лауренсия!»), «Шерше ля фам» петербургского драматурга Г. Горбовицкого, «Beautiful Bodies, или Мужчинам вход запрещен» современной американской писательницы Л. Каннингем (авторская редакция для театра «Буфф»), «Распутник» французского драматурга Э.-Э. Шмитта (первая постановка в России).
Ставятся мюзиклы: «Миллионерша» по пьесе Б. Шоу, «Шерлок Холмс и королева Богемы» (пьеса И. Штокбанта по мотивам произведений А. Конан-Дойля), «Искушение Жанны», «Любовь без границ» (по оригинальным пьесам И. Штокбанта). Более десяти лет идет на сцене «Буффа» мюзикл «Казанова в России», созданный в содружестве Исаака Штокбанта (автора пьесы) с петербургским композитором Владиславом Успенским. Одна из последних премьер театра — мюзикл «В поисках отца» по пьесе Эжена Скриба (музыка молодого композитора Андрея Подберезского).
В Зеркальной гостиной театра играются спектакли в жанре театра-кабаре. Каждая программа — это синтез клоунады, эксцентрики, пантомимы, пародии, танца, вокала и разговорных номеров, объединённых единым сюжетом.
«Буфф» работает с детской аудиторией. В репертуар театра включены такие спектакли как «Остров сокровищ», «Волшебник изумрудного города», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Пиноккио», «Питер Пэн», «Алиса в стране чудес», «Маугли» и другие.
Вторая жизнь Буффа
Невообразимая легкость импровизации
В 1980-е годы на кафедре эстрадного искусства Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Исаак Штокбант начал работу со своими студентами в аудитории № 48. И мог ли тогда кто-нибудь предположить, что после выпуска курс не только не распадется, но и создаст новый театр, у которого не будет аналога в городе. Театр, суть которого – импровизация, зрелищное искусство, лёгкий жанр.
Будущие артисты должны были с одинаковым успехом выступать на драматической сцене, уличной эстраде или цирковой арене. Каждую неделю, в четверг, Исаак Романович устраивал открытый урок, на котором студенты показывали свои актерские придумки. Евгений Александров, сегодня заслуженный артист РФ, а тогда еще студент курса, вспоминает, что «каждый четверг, раз в неделю мы делали, что хотели. Приглашали гостей – друзей, педагогов, зрителей – и что-то пели, что-то играли. Это был такой актёрский капустник, и что было очень приятно – к нам было не попасть. Да, иногда что-то не получалось, что-то было откровенно плохо, но что-то и шикарно. Именно из этих «творческих четвергов» родился первый эстрадный спектакль – «Первый концерт», затем второй – «Гостиный двор».
Таким образом, студенты, по словам Исаака Романовича, «подходили к эстрадному искусству через игру и актёрскую фантазию». Из таких зачинов складывались номера, этюды, а затем и первые учебные спектакли. В аудитории построили деревянные помосты, чтобы зритель сидел по всему периметру сцены, поставили столики – и получилось почти настоящее кабаре. В роли конферансье выступал Евгений Альпер, который будучи студентом третьего курса уже стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Одновременно с обучением эстрадному искусству продолжались занятия по актерскому мастерству, приближение к тайнам и основам академической школы. «Мастер курса и второй педагог Анатолий Самойлович Шведерский воспитывали синтетического многожанрового актера, – вспоминает Евгений Александров, – нам повезло, что работа наших мастеров складывалась в тандеме». Наталия Бобровничая, которая поступила на курс уже имея музыкальное образование, вспоминает о том, что «с самого начала обучения мастера говорили нам, что артисту нужна болевая точка, то есть та тема, которая волнует его в жизни. Чтобы ты не был равнодушен на сцене, нес свою внутреннюю тему через все свои роли, существовал так, чтобы было видно, чего ты хочешь, чтобы ты был на сцене не просто пешкой, а личностью».
И вот в 1983 году курс подошел к диплому с тремя концертными эстрадными программами – «Первый концерт», «Гостиный двор», «С радостью и волнением», и драматическими работами – спектаклем «Актерские игры» по «Голубой книге» М. М. Зощенко и «Мандрагорой» Н. Макиавелли, которая в дальнейшем стала визитной карточкой театра.
Евгений Александров: «Мандрагора» – это «дитя любви», результат успешного сотрудничества актёров и режиссёра, спектакль, который придумывался на ходу как капустник, с шутками, импровизацией, хулиганством. Я играл Калимако, а Гошка Пицхелаури – моего слугу Сиро, и на очередной репетиции Исаак Романович зовет меня: «Где Александров? Где Александров?», а я стою за кулисами и не слышу, тогда Гошка схватил меня на руки и вынес на сцену. Мастер рассмеялся и предложил: «а давай ты его таскать будешь!». Вот так мы это и закрепили в спектакле».
Наталия Бобровничая: «Мне кажется, что живое, что было в театре и остается сейчас – это возможность импровизации, творческая свобода. Исаак Романович всегда позволял артисту пробовать, искать, активно включаться в общий процесс. Возможно поэтому, выходя на сцену, мы всякий раз заново создаем спектакль вместе со зрителем – здесь и сейчас. Возможно, от этого рождается чувство легкости, которое захватывает весь зал по обе стороны рампы».
И вот после выпуска талантливые ребята, сплотившись вокруг своего мастера и режиссера, не разбежались, а решили организовать свой театр.
«У меня часто спрашивают, почему мой театр называется «Буффом»? Чем «Буфф» отличается от других театров? В принципе, ничем, если не считать его исключительной многожанровости. Высокая комедия соседствует здесь с острой сатирой, современный мюзикл – с кабаретным искусством. Мы играем, поем, танцуем и даже показываем фокусы. «Буфф» – авторский театр, у нас есть спектакли по пьесам, которые родились на сцене «Буффа», и которые вы не увидите ни в каком другом театре. Это наша «фишка»» – говорил Исаак Штокбант.
Сегодня «Буфф» – это девять выпусков артистов Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (ныне РГИСИ) мастерской народного артиста РФ, профессора И. Р. Штокбанта. 26 января 2020 года Исаак Романович ушел из жизни, и его последний, девятый, курс в 2021 году выпустил заслуженный артист РФ Михаил Смирнов, занимающий с 2019 года пост художественного руководителя театра.
Санкт-Петербургский театр «Буфф»
Буфф (от лат. — «озорство, веселье») — это демократичный театральный жанр, сочетающий в себе музыку, танец, песню, комедию, мюзикл, шоу и другие формы сценической деятельности. Первый театр «Буфф» был открыт в Петербурге в 1870 году. «Буфф», изначально существовавший как цирк, был спроектирован архитектором Н. Львовым таким образом, что его легко можно было превратить в театр. К сожалению, столь удачно сконструированное здание сгорело. Позже оно было перестроено под нужды цирковой труппы, а затем перешло к А. Федотову, известному московскому театральному деятелю, актеру и драматургу. Федотову было выдано разрешение на постановку спектаклей лишь на иностранных языках, и это во многом определило стиль театра «Буфф»: сценическое действо состояло из танцев, музыки, фокусов, акробатических номеров; в выступлениях принимали участие итальянские и французские звезды. На сцене «Буффа» были представлены оперетты Оффенбаха и Кальмана. В театре выступали Анна Жюдик, Луиза Филиппе, Варвара Панина, Анастасия Вальцева, а также знаменитая Гортензия Шнейдер.
Театр «Буфф» славился прекрасной акустикой: даже в самых отдалённых местах партера было прекрасно слышно каждое слово, произнесенное актером со сцены. В «Буффе» петербургская публика смогла увидеть практически все оперетты, имевшие успех в Париже, и с каждым сезоном театр становился все популярнее. Однако в самый пик зрительского успеха здание театра сгорело. Как известно, после пожара «Буфф» несколько раз менял хозяев и местоположение, однако от прежней популярности постановок «Буффа» не осталось и следа. Одно время в Измайловском саду на Фонтанке работал «Летний Буфф», где провинциальные актеры ставили легкие оперетты. После революции 1917 года театр был закрыт как «легкомысленный».
Полезное
Смотреть что такое «Санкт-Петербургский театр «Буфф»» в других словарях:
Театр Буфф — Московский театр «Буфф» Санкт Петербургский театр «Буфф» … Википедия
Санкт-Петербургский музыкально-драматический театр Буфф — Санкт Петербургский государственный музыкально драматический театр «Буфф» … Википедия
Буфф — Буфф: Театр Буфф: Московский театр «Буфф» Санкт Петербургский театр «Буфф» theatre buff.spb.ru Буфф, Шарлотта прототип образа Лотты в романе «Страдания юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте … Википедия
Театры Санкт-Петербурга — В Санкт Петербурге насчитывается более 100 театров и театральных коллективов[1]. В список включены театральные коллективы, регулярно выпускающие спектакли, и площадки, используемые для театральных представлений. В Санкт Петербурге указом… … Википедия
Площадь Островского (Санкт-Петербург) — Координаты: 59°55′57″ с. ш. 30°20′11″ в. д. / 59.9325° с. ш. 30.336389° в. д. … Википедия
Фонтанка — У этого термина существуют и другие значения, см. Фонтанка (значения). Фонтанка … Википедия
Самсонов, Владимир Викторович (актёр) — Владимир Викторович Самсонов Дата рождения 28 февраля 1963(1963 02 28) (49 лет) Место рождения Кишинёв, Молдавская ССР, СССР Годы активности … Википедия
Оперетта — Илона Палмай в роли Серполетты («Корневильские колокола») Оперетта (итал. operetta, дословно маленькая опера) театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с д … Википедия
Кузнецова, Ариадна Николаевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кузнецова. Кузнецова Ариадна Николаевна Дата рождения: 14 сентября 1935(1935 09 14) (77 лет) Место рождения: Ленинград … Википедия
Горонок, Марк Михайлович — Марк Горонок Имя при рождении: Марк Михайлович Горонок Дата рождения: 17 ноября 1973(1973 11 17) (39 лет) Гражданство: Россия … Википедия