таможня неправильно рассчитала пошлину что делать
Как обжаловать решения таможни по стоимости товара
Леонид Горбунов, генеральный директор юридической компании «Парадигма Права», напоминает о том, как подать жалобу в случае, если организация не согласна с решением таможни по корректировке таможенной стоимости товара.
В случае если при декларировании товара таможенный орган в соответствии со статьей 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) до выпуска товара начал проверку документов и не смог ее завершить, то в соответствии с пунктом 12 этой статьи товар может быть выпущен под обеспечение в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС. Проверка завершается после выпуска товара.
Согласно пункту 14 статьи 325 ТК ЕАЭС срок представления документов на проверку не может быть больше 60 дней с даты регистрации таможенной декларации. Проверка документов завершается не позднее 30 дней со дня представления запрошенных документов. Если документы не были представлены, то со дня истечения срока представления. Согласно пункту 15 таможня вправе запросить дополнительные документы, которые должны быть представлены не позднее 10 дней со дня регистрации запроса. Если запрошенные документы не устраняют основания для проверки или не были предоставлены, то в соответствии с пунктами 17 и 18 статьи 325 ТК ЕАЭС принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации.
Как обжаловать решение таможни?
Решение таможни может быть обжаловано в вышестоящих таможенных органах и/или в суде. Жалоба на решение таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган через орган, решение которого обжалуется. Жалоба на решение таможенного поста подается непосредственно в таможню. В соответствии со статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) оспаривание решений таможенных органов рассматриваются арбитражным судом.
Жалоба может быть подана в течение трех месяцев (статья 289 Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» 289-ФЗ (далее Закон) и статья 198 АПК РФ):
В случае пропуска срока для обжалования, указанный срок может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если причина пропуска срока будет признана уважительной.
Жалоба подается в письменной форме и должна быть подписана руководителем юридического лица, являющимся его единоличным исполнительным органом власти либо руководителем коллегиального исполнительного органа власти. Сведения о таком лице должны содержаться в ЕГРЮЛ. Также жалоба может быть подписана представителем. В таком случае к жалобе должны быть приложены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, в которых должно быть закреплено право представителя на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. В противном случае на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 293 Закона таможенный орган откажет в рассмотрении жалобы.
Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого решения. Жалоба может быть отозвана в любой момент до принятия решения по существу. Но надо учитывать, что отзыв жалобы препятствует ее повторной подаче.
По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган принимает одно из следующих решений:
Решение таможенного органа по жалобе может быть вновь обжаловано в вышестоящем таможенном органе и/или суде.
Согласно статье 300 Закона с 1 января 2022 года жалоба может быть подана в таможенный орган в виде электронного документа. Жалоба в электронного виде должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица. Документы, прилагаемые к электронной жалобе, также должны быть представлены в таможенный орган в виде электронного документа и заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.
ВС пояснил нюансы возврата излишне уплаченных таможенных платежей при ввозе импортных товаров
13 мая Верховный Суд вынес Определение № 307-ЭС19-18595 по делу об оспаривании организацией факта излишней уплаты таможенных платежей при ввозе импортного товара из-за увеличения контролирующим органом его таможенной стоимости.
АО «Кемира ХИМ» после заключения в декабре 2010 г. внешнеторгового контракта с финской компанией ввезло в Россию химический препарат для использования в бумажной промышленности, задекларировав его на Парголовском таможенном посту. При декларировании товара его таможенная стоимость была определена обществом на основе стоимости сделки.
Далее таможенный пост, заподозрив недостоверное определение таможенной стоимости товара, в целях выпуска товара запросил у АО дополнительные документы и обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Поскольку организация исполнила вышеуказанное требование, уплатив нужную сумму, таможенный пост принял решение о выпуске товаров.
Впоследствии таможенный пост увеличил таможенную стоимость ввезенного товара, определив ее по иному методу. В дальнейшем Санкт-Петербургская таможня отменила это решение по одной таможенной декларации, а по оставшимся пяти направила обращение АО «Кемира ХИМ» в Северо-Западное таможенное управление, которое сообщило, что пересмотр решений нижестоящего органа в порядке ведомственного контроля является его правом, а не обязанностью.
В феврале и марте 2018 г. общество дважды обращалось в СЗТУ с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм. Таможенный орган дважды отказывал в рассмотрении заявления под предлогом непредставления платежных документов, подтверждающих факт переплаты. Обжалование решений о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по пяти декларациям, в порядке ст. 358 ТК РФ также не увенчалось успехом.
В этой связи общество «Кемира ХИМ» предприняло попытку обязать в судебном порядке Санкт-Петербургскую таможню возвратить 3,4 млн руб. Свои требования заявитель обосновал доводами о том, что таможенные платежи при ввозе товаров были уплачены им в большем размере, чем предусмотрено таможенным законодательством.
Арбитражные суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований общества под предлогом их необоснованности, поскольку оно не обращалось в таможенный орган по вопросу изменения сведений о таможенной стоимости ввезенных товаров, указанных в декларациях. Таким образом, суды указали на отсутствие оснований для того, чтобы считать внесенные декларантом платежи излишне уплаченными, и для возложения на таможенный орган обязанности по их возврату.
В итоге общество обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам которого после изучения материалов дела № А56-122276/2018 признала ее обоснованной.
Со ссылкой на практику Конституционного Суда РФ высшая судебная инстанция напомнила, что в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.
Кроме того, Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, участником которой является РФ, установлено, что возврат пошлин и налогов производится в случаях их излишнего взыскания в результате ошибки, допущенной при начислении пошлин и налогов. Когда излишнее взыскание произошло вследствие ошибки, допущенной таможенной службой, возврат производится в приоритетном порядке (стандарт 4.22).
Верховный Суд пояснил, что при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом соответствующих незаконных решений заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возврате таможней излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата: заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.
В рассматриваемом случае, как пояснил Суд, общество обратилось в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности возвратить таможенные платежи, указав в качестве его основания несоответствие таможенному законодательству решений о корректировке таможенной стоимости, принятых по результатам таможенного контроля, начатого до выпуска товаров. Таким образом, нижестоящим судам следовало разрешить спор по существу, дав оценку законности решений о корректировке таможенной стоимости, и решить вопрос о наличии оснований для возврата излишне уплаченных платежей с учетом соблюдения срока обращения в суд и текущего состояния расчетов по таможенным платежам, чего они не сделали.
«Вопреки выводам судов, необходимость обращения в таможенный орган в административном порядке для изменения сведений о таможенной стоимости, указанных в декларации, возникает в тех случаях, когда после выпуска товаров заинтересованное лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам таможенного контроля) таможенной стоимости в связи со вновь полученными документами, влияющими на достоверность определения таможенной стоимости. В этих случаях перечисление таможенных платежей в бюджет в излишнем размере является результатом ошибки декларанта, которая должна быть исправлена им, а таможенному органу – предоставлена возможность осуществить таможенный контроль в целях проверки факта наличия ошибки и возникновения переплаты», – отмечено в определении Суда.
При этом ВС подчеркнул, что в рамках рассматриваемого дела общество основывало свои требования не на новых доказательствах, подтверждающих достоверность первоначального определения им таможенной стоимости товаров, а на отсутствии у таможенного органа законных причин для корректировки таможенной стоимости. Следовательно, правовая позиция, выраженная в п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 12 мая 2016 г. № 18, к данному спору не применяется.
Поскольку судами не проверялась правильность определения суммы таможенных платежей, соблюдение заявителем трехлетнего срока давности для обращения в суд с требованием о возложении на таможенный орган обязанности возвратить таможенные платежи и не выяснялось состояние расчетов с бюджетом по таможенным платежам, ВС РФ отменил решения нижестоящих судов и вернул дело в суд первой инстанции
По словам эксперта, рассматриваемый судебный акт является логичным продолжением череды решений ВС РФ за последние годы, которые, по ее мнению, связаны с формированием нового подхода к возврату излишне взысканных таможенных платежей (взамен отмененного Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 18 п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 79 о некоторых вопросах применения таможенного законодательства). «Выводы Верховного Суда упрощают порядок обращения в суд за защитой, а также позволяют плательщикам, которые уже пострадали от незаконного взыскания таможенных платежей, самостоятельно решать, каким образом им возвращать излишне взысканное – в административном или в судебном порядке», – резюмировала Виктория Соловьёва.
Партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов полагает, что рассматриваемое определение Суда, как и многие другие по спорам с «бюджетом», в очередной раз свидетельствует о неизменности принципа, с которым органы власти относятся к налогоплательщику – «брать деньги быстро, возвращать медленно».
По словам эксперта, такой подход не случаен и вызван бюрократическими требованиями, страхом и привычками. «Во-первых, возврат таможенных платежей влияет на показатель собираемости и является одним из индикатором “качества” работы таможенного органа. Если много возвратов – значит, изначально принимаются неправильные решения, а неудобные вопросы по кадровой работе никому не нужны. В-вторых, возврат – все же операция с бюджетом. И здесь любое должностное лицо в итоге рискует своей судьбой, если окажется в уголовном деле, возбужденном по фактам необоснованного возврата. Понимая это, таможенникам “надежнее” вернуть деньги, когда спор будет “просужен”, и тогда никто не обвинит их в том, что деньги возвращены незаконно», – пояснил Ярослав Самородов.
В-третьих, как пояснил адвокат, большинство сотрудников таможни привыкает работать по одной схеме (например, возврат после корректировки декларации). «Таможенное законодательство – специфическая категория дел, требующая больше времени для погружения в тему, чем реально есть у судей из-за нагрузки. Отсутствие специализации на определенной отрасли усиливает эту проблему. В итоге суд руководствуется доводами органа власти, которому “больше доверия” по той лишь причине, что и суд, и таможня находятся “в одной команде”. Следовательно, положения законодательства, которые следовало бы применить, выпадают из поля зрения, и в итоге плательщик проходит все инстанции, чтобы доводы были услышаны и закон был применен. С учетом этого комментируемое определение ВС РФ глобально не меняет отношение таможенных органов к плательщику, но в “просуженном” вопросе имеет значение для практики, так как последние будут обосновывать свои решения и им в том числе, но только тогда, когда ситуация будет прямо идентична рассматриваемой», – предположил Ярослав Самородов.
Оспаривание таможенной пошлины
пару недель назад заказал б.у. телефон из Австралии через ebay(не работает в телефонной сети Австралии) обошёлся в 660 австралийских долларов ( меньше 30000 рублей).оплатил переводом с карты сбера.электронный чек сохранен. вчера проверил статус посылки и увидел что мне начислили таможенный платеж в размере 9188 рублей.как я понимаю есть два варианта действий 1)не забирать посылку, как то оспорить пошлину.по достижению цели забрать.2)забрать посылку оплатить пошлину и позже ее оспорить надеясь на возврат.какие действия предпринять?впервые сталкиваюсь с таможней.телефон завтра уже приедет на почту.
вчера проверил статус посылки и увидел что мне начислили таможенный платеж в размере 9188 рублей.как я понимаю есть два варианта действий 1)не забирать посылку, как то оспорить пошлину.по достижению цели забрать.2)забрать посылку оплатить пошлину и позже ее оспорить надеясь на возврат.какие действия предпринять?
Здравствуйте. В принципе, если Вы не готовы оспаривать начисление таможенных платежей, то Вы можете просто не забирать товар, который будет впоследствии возвращен обратно. Но тогда Вам придется разбираться с возвратом уплаченных средств. Второй вариант, как Вы правильно заметили — оспорить начисление таможенных платежей.
Согласно таможенному законодательству Российской Федерации, при перемещении товаров перевозчиком в адрес физического лица в течение календарного месяца в адрес одного получателя можно беспошлинно ввезти товаров, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и весом не более 31 кг.
В случае превышения применяется единая ставка в 30 процентов от таможенной стоимости товара, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения стоимостной или весовой норм.
Согласно ст. 286 ТК ЕАЭС
Статья 286. Особенности совершения таможенных операций в отношении международных почтовых отправлений и товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
13. Таможенное декларирование и выпуск товаров, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, вывозимых с таможенной территории Союза, осуществляются до их передачи назначенным операторам почтовой связи для отправки.
Если считаете, что таможенники неверно оценили стоимость б/у товара — можете оспорить с предоставлением соответствующих подтверждающих документов. При этом спорить можете как до получения товара, так и после оплаты, во втором случае при положительном решении переплату Вам возвратят. Судя по всему, таможенники посчитали стоимость, указанную в сопроводительных документах заниженной.
Возврат таможенных платежей в России: порядок процедуры, документы
Таможенная служба РФ внимательно следит за тем, чтобы все участники ВЭД в полном объеме вносили импортные и экспортные платежи. Но если на счету декларанта образуется переплата, получить ее обратно бывает непросто. Рассмотрим подробнее возврат таможенных платежей, его регламент и список необходимых бумаг.
Виды платежей. Какие из них можно вернуть
ТК ТС, а именно статья 70, п.1, дает полный перечень актуальных платежей, которые могут взиматься с декларанта:
ввозная/вывозная и прочие виды пошлин (антидемпинговая, специальная, компенсационная);
акцизы на различные группы товаров;
Дополнительно с участника ВЭД могут взиматься штрафы, проценты и пени за просрочку обязательных к уплате налогов или иные нарушения. Поскольку сборы рассчитываются для каждой партии и группы товаров отдельно, декларант может внести на счет больше денег, чем потребуется. В связи с этим разработаны схемы возврата излишне уплаченных таможенных платежей, неиспользованного аванса и залога (например, при корректировке стоимости груза). Это три разные категории переплат, но каждую из них можно получить обратно.
Важно знать! Чтобы оформить возврат денежных средств, необходимо правильно определить их тип: излишне уплаченные таможенные сборы, аванс или залог. В противном случае добиться компенсации не удастся.
Переплата появляется, когда внесенная сумма превышает начисленные налоги. О такой ситуации идет речь в нескольких случаях:
несоответствие контрактной и проходной стоимостей;
предоставление льгот на группы товаров, на которые декларант успел рассчитать полный размер налога;
ошибки при расчете таможенной стоимости;
погрешности в документации;
невозможность точного расчета налогов на момент их внесения.
Чтобы избежать этого, можно доверить оформление груза опытным специалистам. Если проблема все же возникла, необходимо знать, как вернуть излишне уплаченные таможенные платежи и кто решает, возможно ли это. Обнаружить факт переплаты может сам декларант или пограничная служба. В последнем случае таможенники должны информировать об этом владельца счета (ФЗ №311) в течение месяца с момента обнаружения излишка средств. Также указать на неверный расчет пошлин может решение суда. Об образовавшейся переплате таможенная служба должна уведомить декларанта в период до 10 дней, направив ему официальную корректировку.
Как оформить возврат платежей, которые были излишни
ТК РФ, статья 355 описывает порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей без суда. Если на счету декларанта образовался излишек, ему необходимо оформить заявление на возмещение конкретной суммы или использование ее в качестве оплаты будущих импортных/экспортных операций. Различают переплату по таможенному обеспечению или авансу.
Общая схема действий такова:
Установление факта излишка внесенных денег.
Подача заявления установленной формы на возврат.
Подготовка и подача документов в соответствующий орган лично, письмом или онлайн.
Получение решения в течение 30 дней.
Зачисление компенсации или, в случае отказа, подача заявления в суд.
Важно знать! Оформить компенсацию можно только в случае, если сумма превышает 150 российских рублей.
Для возврата таможенных платежей в России вам понадобятся:
Дополнительно, если ранее в таможенную службу не подавались указанные ниже документы, их необходимо приложить к общему списку:
доверенность на лицо, оформляющее возврат, и образец его подписи.
Для индивидуальных предпринимателей дополнительными документами будут копии ИНН, ОГРНИП и паспорта.
Нюансы оформления заявления
Форма на возврат приведена в приказе ФТС №2520 от 22.02.2010. В нем обязательно нужно указать:
название юридического лица, адрес регистрации и ФИО руководителя (с подписью и печатью);
на каких основаниях возникла переплата;
реквизиты документов, привязанных к перечислению средств, и данные счета, куда должна поступить компенсация.
Особенности возврата авансовых платежей
Порядок возврата авансовых таможенных платежей аналогичен процедуре компенсации излишней оплаты. Согласно ТК, статья 330, пункт 3, эти средства являются собственностью декларанта или лица, внесшего деньги за него. Аванс изначально является излишней оплатой, поскольку вносится в счет будущих таможенных операций. В собственность государственной службы эти деньги переходят только после подачи распоряжения об использовании их для погашения пошлины или иных взысканий.
Важно знать! Любые излишки внесенных средств могут быть удержаны таможней для ликвидации задолженностей, которые числятся за декларантом.
Сроки возвращения средств
В случае возврата таможенных платежей, государственный орган должен рассмотреть заявку декларанта и перевести необходимую сумму в срок до 1 месяца. В целом, подать заявление на компенсацию можно в течение 3 лет с момента образования излишка. Если указанный срок уже прошел, декларант может вернуть переплату в судебном порядке.
Заключение
Новичкам в области ВЭД обычно трудно самостоятельно добиться возврата таможенных переплат. Специалисты компании «Калипсо» помогут собрать необходимые документы, правильно заполнить заявление и добиться своевременного начисления компенсации. Также мы готовы предоставить экспертные консультации по любым другим таможенным вопросам. Позвоните нашему специалисту уже сегодня или заполните короткую форму связи на сайте!
Не так посчитали
Из-за сбоя в системе ФТС получателям посылок из зарубежных онлайн-магазинов ошибочно начислили таможенную пошлину.
С 1-го января в России вступили в силу новые правила беспошлинного ввоза. Правила-то в силу вступили, да, но, как это нередко у нас бывает, к исполнению их на практике не все оказывались готовы. Причем на этот раз не готовы были те, кто эти правила придумывал. А именно – таможенные органы, которые неправильно насчитали таможенные пошлины за покупки в интернет-магазинах. Естественно, что неправильно в большую сторону.
Нужно рассчитать пошлину? Используйте таможенный калькулятор
С этого года стоимостной порог беспошлинного импорта снизился в 2,5 раза – до 200 евро. При этом ограничения стали накладываться на каждую отдельную посылку без привязки срокам. Размер таможенной пошлины сократился до 15% от суммы превышения (но не менее 2 евро за каждый лишний килограмм).
По факту же получился своеобразный винегрет из указанных правил. Порог и размер пошлины стали новые, а порядок их начисления – старым. И когда после Нового года радостные получатели, уверенные, что их покупки укладываются в новые лимиты, приходили забирать свои посылки, их ждало извещение об уплате пошлины. Потому что в сумме-то их заказы новые лимиты превышали.
С данной проблемой столкнулись десятки наших соотечественников. Соцсети несколько недель бурлили от негодования, пока ФТС наконец не признались в ошибке. Как отметили в ведомстве, виной тому стал сбой в работе программы таможни, которая учитывала разные заказы российских покупателей как один и выставляла счет за превышение нормы. Проверить «в деле» новый алгоритм, рассчитывающий платежи, до вступления в силу правил было невозможно, утверждают таможенники. В результате тестирование в боевых условиях пришлось на первые дни января, и, как в любом тесте, «что-то пошло не так». Сейчас, по словам представителей ФТС, сбой устранен, и система работает в штатном режиме.