тамагуна что это такое
Поле №72 Тамо-гуна — «Невежество»
Тамогуна (невежество) — поле №66 божественной трансформационной игры Лила.
Короткое описание
Тамо-гуна всё-таки предоставляет игроку энергию сознания, которая, однако, без действия извне не может развиваться самостоятельно и чахнет. Раджас (активное действие) должен обязательно присутствовать, чтобы саттва нашла своё проявление в реальности. Она должна проявиться, как только вернётся обратно на землю и обретёт новую кармическую оболочку.
Тамо-гуна — не даёт вам осознать реальность. Под её влиянием Змея становится плетью, а плеть – Змеёй. Тьма – вот спутник тамо-гуны, она пассивна и скрытна. Тот, кто попадает на клетку тамогуны, теряет развитие кармической энергии и неизбежно снова попадает на Землю в поисках нового пути развития. Будущее зависит исключительно от человека и силы того, Кто есть Истина.
Расширенное описание
Махат – порождение интеллекта – будхи и эго – ахамкары. Второе вытекает из первого и преобразуется в саттвическую ахамкару. Она порождает разум – манас, а её противоположность раджисическая ахамкара – человеческие органы и конечности.
Ахамкара порождает нечто чистое, девственное, не смешанное ни с чем посторонним, иначе именуемое «Танматра». Танматр существует несколько: первая означает звучание, вторая тактильную информацию, третья – образ, воспринимаемый сознанием человека, четвёртая – вкусовые особенности и пятая – обонятельное восприятие.
Три гуны: саттва, раджас, тамас
С лово гуна в переводе с санскрита значит «качество». Также одним из значений этого слова является «веревка». Таким образом, понятие гуны относится к характеристикам того или иного объекта, которые связывают или сковывают этот объект, не позволяя ему полностью проявить свое предназначение.
Следует сразу заметить, что, поскольку в духовном мире все объекты в абсолютной степени проявляют свою изначальную природу, гуны являются атрибутом исключительно мира материального.
Эти качества необходимы для созидания всех вещей в материальном мире. Понятие Гун имеет довольно широкое значение, применимое к жизни во Вселенной и ко всем сторонам нашей материальной жизни. Любое явление в окружающем мире имеет свое преобладающее качество – Гуну, с небольшими вариациями. Мы можем рассортировать людей, животных, растения, еду, отношения на группы, подходящие по качествам к одной из Гун. Все три Гуны обязательно присутствуют вокруг нас, но в разных пропорциях. Эти пропорции изменяются от многих факторов, таких как погода, время года, время суток, диета, возраст и многих других. Гуна пищи переходит в организм и становится Гуной нашего состояния, Гуна физического окружения влияет на наше ментальное состояние.
Наше физическое тело состоит из 5-ти Элементов:
А наш разум характеризуется 3-мя Гунами:
Гуны еще называют “Ментальными Дошами”, так как они описывают особенности и деятельность мозга человека и определяют его характер. Если человек спокоен, доброжелателен, терпимый ко многому – то он находится в состоянии Саттвы. Если же человек материалистичный, страстный, стихийный, алчный, использующий окружающих в своих целях, стремящийся к удовлетворению похоти – он находится в состоянии Раджаса. Состояние невежества, лени, равнодушия, лживости – это состояние Тамаса.
Человек, стремящийся жить в балансе, нуждается в балансе Саттвы, Раджаса и Тамаса. В разбалансированном состоянии Гун человек чувствует себя тревожно, возбужденно или угнетенно, что может привести к недомоганиям и в дальнейшем – к заболеваниям. Наше состояние очень зависит от нашего окружения – контактируем ли мы с чересчур активными, взвинченными до предела людьми, или сидим в медитационной позе и тихо размышляем. Несбалансированность приводит в стрессу, умственному и физическому. И это будет в дальнейшем вести к заболеваниям.
Далее приводятся признаки каждой из гун.
1. Саттва-гуна
Тама-гуна. Путь в ад
Тама-гуна. Путь в ад
Тама-гуна — это качество невежества. Она порождает разрушение и уничтожение. Характеризуется такими качествами, как пассивность, лень, всевозможные иллюзии, агрессия, безбожие, скорбь, глупость, долгий сон, безумие, безбожие, поклонение призракам и духам, упрямство, лживость, оскорбление других, депрессия, скупость, отвержение наставлений священных писаний, неспособность сосредоточить внимание, деградация, паразитизм, лицемерие, постоянная усталость, ложные ожидания, страхи, несчастья, угрюмость, печаль, деятельность без заботы о её последствиях, самоистязание, пристрастие к нечистой и убойной пище.
Эти качества ведут человека в адские формы жизни.
Гуны проникают в человека, когда он соприкасается с ними, созерцая этот мир, принимая пищу и общаясь с другими людьми. Гуны везде и всюду, даже в наших мыслях, поэтому у нас нет представления о чистом состоянии духа вне гун природы.
Одна рыба узнала, что все ее сородичи живут в воде. Она плавала и спрашивала у других рыб, что такое вода и как её увидеть. В воде рыба рождается, вода поддерживает её жизнь и в воде же рыба и умирает, поэтому она не может понять, что такое вода, и что такое жизнь на суше.
Также и реинкарнация или перевоплощение человека происходит в гунах материальной природы, которые образуют замкнутый цикл рождения, существования и смерти, называемый самсара.
Посмотрите вокруг: все люди рождаются, живут какое-то время, а затем умирают… Так происходит вечно. Даже Вселенная подчинена этому принципу проявления и уничтожения.
Выход из этой великой ловушки творения начинается с достижения гуны добродетели. Правда, даже достигнув просветления, человек может снова погрузиться в иллюзию, если не займёт себя высшей деятельностью.
Но когда он обладает всеми качествами добродетели и при этом не привязан к ним, совершая всё бескорыстно, когда он живёт, не опираясь на материальную сторону бытия — еду, сон, совокупление и оборону, и когда он обрел любовь к Богу, тогда этот человек больше не рождается в материальном мире. Он уходит в царство Бога.
Те, кто пребывает в гуне благости, после смерти поднимаются на высшие планеты; люди в гуне страсти остаются на земных планетах, а те, кто находится под влиянием низшей из гун, отвратительной гуны невежества, попадают в адские миры.
Гуна благости порождает истинное знание, гуна страсти разжигает алчность, а гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.
Материя постоянно изменяется, трансформируется, переходя из одного качества в другое, хотя сама по себе она мертва и не имеет ни одного желания, которые присущи жизни. Это указывает на то, что над ней есть высшая воля, во власти которой она находится.
Облако в небе, рождённое морем и солнцем, проливает свои воды на землю и снова возвращается в океан.
Деревья и травы выходят из земли и снова уходят в землю. Земля хранит в себе семена всех видов жизни, которые то появляются на свет, а то исчезают из виду.
Тела всех видов жизни вечно перемешиваются друг с другом, чтобы поддерживать свою жизнь и свой род.
Тому, кто наблюдает за этими вечными превращениями, трудно понять смысл происходящего, если он живёт в этом мире с единственной мыслью выжить.
На последнем этапе жизненного пути нужно решительно отринуть страх смерти. Однако прежде следует разрубить узел привязанности к материальному телу и всему, что с ним связано, и избавиться от всех сопутствующих телу желаний.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Св. апостол и евангелист Марк (О том, отчего путь к небу есть путь скорбный)
Св. апостол и евангелист Марк (О том, отчего путь к небу есть путь скорбный) I. Св. евангелист Марк, ныне прославляемый, один из 70 апостолов, был родом иудей. Св. апостол Петр в одном из своих посланий (1 Пет. 5, 3) называет Марка своим сыном, из чего можно заключить, что Марк был
Два подхода к Ветхому Завету: возвышенный путь и смиренный путь
Два подхода к Ветхому Завету: возвышенный путь и смиренный путь Новый Завет может мешать нам читать Ветхий Завет и еще по одной причине, которую иллюстрирует то же Послание к Евреям. В частности, я имею в виду знаменитую главу 11 о вере. Если вы ее внимательно прочтете, а
Путь к созданию своей семьи, или путь в грихастха-ашрам
Путь к созданию своей семьи, или путь в грихастха-ашрам «То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака».Мишель де МонтеньНа самом деле путь в грихастха-ашрам начинается с семьи, в которой родился и вырос человек. И не
Путь к созданию своей семьи, или путь в грихастха-ашрам
Путь к созданию своей семьи, или путь в грихастха-ашрам «То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака».Мишель де МонтеньНа самом деле путь в грихастха-ашрам начинается с семьи, в которой родился и вырос человек. И не
Гуна Буквально «веревка». Саттва-гуна (гуна благости), раджо-гуна (гуна страсти) и тамо-гуна (гуна невежества) — все эти гуны определяют образ жизни, мышления и деятельности души, которую они
Саттва-гуна
Саттва-гуна Благость, одна из трех гун материальной
РАВ ГУНА
РАВ ГУНА В общественной и частной жизниРава просил однажды Рафрама бар Папу поделиться с ним своими воспоминаниями о раве Гуне.– В молодые годы, – ответил Рафрам бар Папа, – я с рав Гуной знаком не был, а знал его уже стариком. Помню я такую его привычку: когда наступало
Саттва-гуна. Путь в рай
Саттва-гуна. Путь в рай Саттва-гуна — это гуна добродетели, она отвечает за поддержание жизни, и ей свойственно качество знания. Саттва-гуна характеризуется чувством просветления и счастья. Ей сопутствуют чистота, самообладание, свобода от грехов, радость, праведность,
Раджа-гуна. Человеческое рождение
Раджа-гуна. Человеческое рождение Раджа-гуна — качество страсти. Она отвечает за созидание, творение и рождение. Характеризуется неудержимым стремлением к плодам своего труда и желаниями, которые не поддаются контролю. Раджа-гуна проявляет в человеке жадность, похоть,
Гуна-карма. Человек все равно свободен
Гуна-карма. Человек все равно свободен Гуна означает «качество». Качества, присущие нам от рождения, определяют нашу деятельность, карму. Склонность к определенной деятельности уже есть в человеке от природы. Эта деятельность обычно становится его профессией. Я люблю эту
130. Гуна, Гун
130. Гуна, Гун 130. ГУНА, ГУН — сс. Нить. Шнур. Первооснова. Элемент. Качество. Признак. Свойство. Термин упоминается в упанишадах как психическое состояние. Учение о гунах как о трех носителях определенных качеств, способных взаимодействовать и взаимообусловленных, создано в
Гуна (санскр.)
Гуна (санскр.) См. Гуны материальной природы.
Раджо-гуна (санскр.)
Раджо-гуна (санскр.) Гуна страсти. См. Гуны материальной
Саттва-гуна (санскр.)
Саттва-гуна (санскр.) Гуна благости. См. Гуны материальной
Тамо-гуна (санскр.)
Тамо-гуна (санскр.) Гуна невежества. См. Гуны материальной
Тама гуна (гуна Невежеества)
ТАМА ГУНА (ГУНА НЕВЕЖЕСТВА)
• Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. Такие люди делают все как им заблагорассудится, без ориентиров и цели. Хотя они способны трудиться, они не любят прилагать усилия. Это называется иллюзией. Их сознание продолжает работать, но сами они проводят время в бездействии.
• Оставляя тело в гуне невежества, человек попадает в царство животных.
• Деятельность в гуне невежества лишает человека разума.
• Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии.
• Тот, кто находится под влиянием низшей из гун, отвратительной гуны невежества, попадает после смерти в адские миры.
• Люди в гуне невежества поклоняются духам усопших.
• Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы.
• Любое жертвоприношение, совершенное вопреки правилам священных писаний, не сопровождающееся раздачей прасада (духовной пищи) и декламацией ведических гимнов, жертвоприношение, совершенное без вознаграждения священнослужителей и без веры, называют жертвоприношением в гуне невежества.
• Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества.
• Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества.
• Человек никогда не должен отказываться от выполнения предписанных обязанностей. Если введенный в заблуждение, он перестает выполнять их, то этот акт называют отрешенностью в гуне невежества.
• Знание, привязывающее человека к одному виду деятельности как к единственно важному, не дающее представления об истине и отличающееся узостью и скудостью, называют «знанием» в гуне невежества.
• Деятельность, вызванная заблуждениями, противоречащая указаниям священных писаний, без учета ее порабощающих последствий, или деятельность с применением насилия, которая причиняет страдания другим живым существам, считается деятельностью в гуне невежества.
• Разум, принимающий безбожие за религию, а религию за безбожие, запутавшийся, погруженный во тьму и постоянно сбивающий человека с истинного пути, является разумом в гуне невежества.
• Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии – эта решимость, лишенная рассудительности, порождена гуной тьмы.
Тамас гуна
Тамас гуна — гуна невежества, инерции, пассивности и разрушении.
Тамас гуна невежества, нерешительности, неведения, высокомерия, печали и страха, жадности, злобы. Это отсутствие веры, слепота, деградация, флегматичность и вялость, неспособность контроля инстинктов и желаний, также враждебность ко всему и всем.
Люди с доминирующим тамасом всегда чего-то боятся, они невежественны и ленивы, с плохой памятью. Они апатичны и бесчувственны, никого не уважают и не ценят, они противятся саморазвитию и самоорганизации, потому как на это у них отсутствует сила воли. Тамасичный тип людей ни при каких условиях не утруждают себя работой, ни умственной, ни физической. Все их внимание направлено на удовлетворение потребностей в еде, сексе и сне. Они не заботятся о своем здоровье и не верят в Бога. Они всегда пребывают в депрессии.
Отношения с другими людьми у тамасичных людей строятся на удовлетворении их собственных потребностей. Они не проявляют любви или заботы к окружающим, ведут сидячий образ жизни, много и крепко спят, питаются в основном фаст-фудом.
Объекты, обладающие определенным видом энергии, могут нарушать баланс умственной природы человека и баланс гун, выводя из равновесия одну из них. Если какая-либо гуна разбалансирована, это негативно сказывается на здоровье и может вызывать болезни. Переизбыток любой энергии, даже саттвичной, губителен. Например, если человек, живущий в религиозной общине и ведущий строгий образ жизни, попадет в тамасичное общество пьяниц и развратников, он погибнет. Так же если пьяницу поместить в монастырь, ему также будет плохо.
Остановимся подробнее на пище в гуне тамас:
Пища, относящаяся к типу тамас, делает человека унылым, инертным и ленивым. Она отнимает у индивидуума высокие идеалы, цели и побуждения, усиливает тенденцию к страданиям от хронических болезней и депрессии и заполняет ум мраком, гневом и грязными мыслями.
Пища, жаренная во фритюре, трудно переваривается. Жир, проникающий в нее, не позволяет желудочному соку воздействовать на нее. При жарке разрушаются ценные пищевые свойства необходимых для здоровья продуктов, и пища приобретает качества, свойственные типу тамас. Чрезмерное употребление пищи типа саттва делает ее относящейся к типу тамас.
Аюрведа рекомендует воздерживаться от пищи, относящейся к гуне тамас.