тальков покажите мне такую страну год написания
Десять пророческих песен Игоря Талькова
Шестого октября исполнилось 25 лет со дня убийства Игоря Талькова, а его песни написаны как будто вчера
Игорь Тальков в фильме «За последней чертой». Фото с сайта kino-teatr.ru
Сила Талькова — в правде, как это банально ни прозвучит. Безответственная игра воображения и бурные фантазии — это не его метод. Тальков неоднократно подчеркивал, что любая его песня имеет документальное подтверждение. В этом ему помогала скрупулезная работа в архивах, чтение исторической литературы и изучение рукописей участников Гражданской войны.
1. «Примерный мальчик». Автобиографизм этого задорного твиста очевиден. В детстве Тальков действительно был «примерным мальчиком», хорошо учился и старался не лезть на рожон. Поэтому его увлечение роком стало для многих откровением. Пытаясь соответствовать навязанному ему извне образа «бунтаря» и «дебошира» он действительно совершил по молодости массу необдуманных поступков. Что же касается песни, то совмещение в одном образе неистового рокера и прмерного христианина, «посещающего Божий храм» в конце 80-х казалось диковатым. Но пройдет каких-то 10-15 момент, рок-музыканты начнут воцерковляться, оставаясь при этом верными своим приницпам — и всё встанет на свои места.
2. «Люди с забинтованными лбами». Песня написана в начале 80-х. Казалось бы, к моменту начала Перестройки она должна была устареть. Однако именно в этот период Тальков дописал к ней еще один куплет, про то, что «слух прокатился, будто скоро снова придется лбы забинтовать». В наши времена повсеместного «закручивания гаек», абсурдных законодательных инициатив и тотального стукачества есть повод вновь вспомнить о ней.
&
4. «Война». Первой «визитной карточкой» Талькова стала песня «Чистые пруды», которую написали Давид Тухманов и Леонид Фадеев. Между тем, Тальков всегда хотел петь свои песни и не выглядеть в глазах зрителей сугубо лирическим мсполнителем. Не случайно «Война», как бы написанная поверх «Чистых прудов», стала полемичной по отношению к ним («я на меч булатный и доспехов звон поменял приятный старый свой аккордеон»). Комментируя эту вещь в книге «Монолог», Тальков объяснял, что всегда был неравнодушен к вопросам экологии, отдавая себе отчет, что начинать решать эту проблему надо с политиков. Сейчас же эта песня трактуется еще шире. Мурашки бегут по коже, когда Тальков перечисляет в финале «Войны» «горячие точки», к которым добавилась теперь и Украина.
6. «Метаморфоза». Не покидает ощущение, что нас окружают сплошные хамелеоны — герои этой песни. Особенно, когда у борцов с наркотиками находят запрещенные вещества, представители антикоррупционного комитета ворочают деньгами, составляющими бюджет небольшой африканской страны, а Джуну после ее смерти объявляют чуть ли не глаавной отечественной пророчицей.
7. «Самый лучший день». Немного отвлечемся от глобальных проблем человечества и обратимся к чистой лирике. Кто бы мог подумать, что через три десятилетия словосочетание «Самый лучший день» вновь станет в России невероятно популярным! Что поделать — русский человек привык жить прошлым и предпочитает смотреть назад, а не вперед. Песня примерно об этом.
8. «Солнце уходит на запад». Своими главными ценностями Тальков. Как настоящий русский патриот, считал Бога, Родину и семью. К перспективе эмиграции из России он, соответственно, относился крйане негативно, резонно полагая, что русский человек должен жить и умирать в своей стране. Об этом песня «Солнце уходит на Запад». Как бы хотелось, чтобы для России она оказалась пророческой, но финал по-прежнему остается открытым.
9. «Господин президент». Одна из последних песен Талькова. Написана ровно за месяц до его гибели. В период, когда вся страна пребывала в эйфории по поводу «победы» над путчем, певец здесь высказал закономерные опасения по поводу будущего России, обращаясь непосредственно к Ельцину. Тогда это казалось непозволительной дерзостью, и, возможно, именно за это Тальков и поплатился.
Игорь Тальков – музыкант, автор песен, поэт и киноактёр. Наверное, каждому русскому человеку известно это имя. Имя, которое стало знаменем сложной эпохи перестройки, времени перемен. Однако и по сей день его творчество во многом остается актуальным, ибо оно пробуждает в нас историческую память о том, что русские – духовная нация с великим прошлым.
Игорь начал писать стихи еще в раннем детстве, проявлял большой интерес к гуманитарным наукам – истории, литературе, географии. Окончил музыкальную школу по классу баяна, а игру на фортепиано, гитаре и скрипке освоил самостоятельно. Помимо музыкально-поэтической направленности Игорь проявлял большой интерес к актерскому искусству, и даже поступал в театральное училище Москвы.
В 70-х годах Тальков активно пишет песни, работает барабанщиком, гитаристом и клавишником в разных группах. Позже сотрудничает с группами «Апрель», «Калейдоскоп», «Вечное движение», делает аранжировки многим известным группам. В 1986 году Игорь приходит в группу композитора Давида Тухманова «Электроклуб». Однако подобная деятельность не представляла возможности в полной мере раскрыть свой творческий потенциал и реализовать себя, как автора-исполнителя, которому есть, что сказать людям.
Впервые заявить о себе удалось в 1987 году, когда была исполнена лирическая песня Давида Тухманова (слова Леонида Фадеева) «Чистые пруды» на Всесоюзном конкурсе «Песня года». Спетая невероятно чувственно, с нежной сентиментальной горечью, она принесла настоящий успех некогда безызвестному музыканту. Вскоре лирическое амплуа сменилось, на сцену выходил уже не романтический герой, а народный глашатай, правдоруб, побуждающий своим острым, злободневным творчеством мыслить и верить.
В 1988 году Тальков создал собственный ансамбль «Спасательный круг». В которую вошли гитаристы Геннадий Берков и Игорь Хомич, клавишники Юрий Кузьменков и Андрей Гуляев, ударник Игорь Джавад-Заде, бас-гитарист Марк Генкин, саксофонист Игорь Кружалин, Виктор Горбунов и Виктор Колмыков – медная группа. В 1989 году была написана песня «Спасательный круг», которую Тальков посвятил своей группе:
«Спасательный круг, я вдыхал в тебя труды многих лет,
Говорят, что я крамольный поэт,
Пусть говорят, Бог им судья.
Придут времена, и подует освежающий бриз,
И оценят наш сегодняшний риск
Наши друзья, наши друзья…»
Это было очень плодотворное время, к 1989 году было написано более двухсот песен. После трансляции песни «Россия» по первому каналу телевидения в программе «До и после полуночи» пришел ошеломительный успех, гастроли не прекращались. Вместе с тем Тальков получил предложение сняться в кино от кинорежиссера Алексея Салтыкова, и в 1991 году выходит фильм «Князь Серебрянный» в главной роли с Игорем Тальковым. Уже во время работы над «Князем серебряным» пришло предложение от режиссера Николая Самбулы сняться в фильме «За последней чертой».
В это время группа «Спасательный круг» активно гастролирует по стране с программой, состоящей из двух частей: песни гражданского содержания и лирические. Усложнилась программа, теперь это эпатирующее театрализованное представление «Суд», на котором судят советских вождей, начиная с 1917 года. Тальков выходит на сцену в форме белогвардейца, царского офицера и казалось, что он вестник дореволюционной России, погибшей и утраченной навек. Он – прямой потомок русского офицера и в его глазах, наполненных искренней болью читается, что уже ничего невозможно исправить, но можно вспомнить кто мы, он пробуждает в людях национальное самосознание, историческую память, стертую советской идеологией. Для этой задачи используются различные способы – музыка, поэзия, театрализация, краткие экскурсы в подлинную историю нашего государства. Все это создает неповторимую атмосферу, ошеломляющую своей искренностью, жестокой правдой, с которой начнется новое возрождение России. В песне «Россия» он обращается к своей Великой Родине:
«Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять
как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам. »
Нечто трагическое есть и в самом лице Игоря, на всех фотографиях он не улыбается, он знает свою судьбу наперед и принимает ее, он готов пожертвовать жизнью во имя правды и любви к своему народу.
Я пророчить не берусь,
но точно знаю, что вернусь,
пусть даже через сто веков
в страну не дураков,
nngan
nngan
Покажите мне такую страну, где славят тирана,
Где победу в войне над собой отмечает народ.
Покажите мне такую страну, где каждый — обманут,
Где назад означает вперед, и наоборот.
Поэт в России всегда пророк. И есть странная, горькая традиция в кончине многих больших русских поэтов. Все великие певцы уходили из жизни рано и, как правило, не по своей воле». Пушкин, Лермонтов, Есенин, Рубцов, Тальков… Поэты национального духа разных столетий и эпох…
Словно молнией поразило в 1991-м, через два месяца, как распался Союз, известие из Петербурга: выстрелом в сердце убит поэт, певец, композитор Игорь Тальков. Хотя предчувствия, что с ним может случиться беда, не покидали. Когда в эфире впервые прозвучала его «Россия» («Листая старую тетрадь расстрелянного генерала…»), поначалу подумалось: может, эта песня всего лишь случайность в репертуаре артиста, который так запомнился лирическими «Чистыми прудами». Но следом появились «Бывший подъесаул», «Родина моя», «Я вернусь» — гражданские, философские, воинствующие песни, и стало ясно, что на эстраду пришел национально мыслящий певец, способный пробуждать самосознание масс. Явление в среде рок-музыкантов невиданное. Это-то и предопределило неминуемую расправу над ним. Сам певец не скрывал своего назначения: «Мне бы только себя излить в песне, душу свою, боль за русский народ…»; «Россия — боль моей души. Социальные песни — крик моей души. Бой за добро — суть моей жизни. Победа над злом — цель моей жизни».
Игорю Талькову суждено было нести истину в народ со сцены, утверждая высокие понятия правды, любви и вечности. Лишь неполных три года, с 1989-го по 1991-й, продираясь «сквозь дремучие джунгли закона», поверял он ей все, чем болела душа. И воздействие на массы было ошеломляющим. Сохранились видеозаписи концертов Игоря Талькова. С каким вниманием, сопереживанием, с какими одухотворенными лицами слушали выступления артиста. Как был он красив, гармоничен, благороден на сцене. «Ко мне тянутся люди разные, — говорил певец, — и юные, и зрелые, и пожилые, и добрые, и злые, и умные, и глупые, и девочки, и мальчики, и мужчины, и женщины, и дедушки, и бабушки…» Не зная покоя, Тальков исколесил с концертами всю страну. И всюду аншлаги. Его и убили на взлете, когда популярность росла день ото дня.
Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя, едва живую,
И на твое иссохшее чело
Господь слезу уронит дождевую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан,
Как прежде, ощутишь себя мессией
И расцветешь на зависть всем врагам,
Несчастная Великая Россия.
Л истая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
Россия…
К написанию этой песни он шел десять лет, задавая себе один и тот же вопрос: «Как ты смогла себя отдать?», и нашел его. «Общение с истинным священником привело меня к прозрению». С этого момента страна услышала «социальные песни» Талькова, так он сам их называл. Такие, как «Кремлевская стена», «Господа демократы», «Родина моя», «Россия» и другие. «До этого зритель знал меня не таким, какой я есть», — говорил он.
Игорь был наполнен Русью. Он часами копался в русской истории. Он прекрасно знал историю горячо любимой страны, ее героев и ее иуд. Ставил музыкальные спектакли о богатой истории России. Собирался написать публицистическую книгу «Эпоха Вырождения», но не успел. С 1987 по 1991 годы Тальков написал двести песен. Ему было отведено на его музыкальную проповедь всего четыре года.
Мама Игоря Ольга Юльевна — дочь «врага народа», его отец Владимир Максимович Тальков — русский дворянин, офицер. Родителей Игоря судьба свела в ГУЛАГе. После амнистии они поселились за 201 километр от Москвы в Щекино Тульской области, где в 1956 году родился Игорь. «Непробиваемое кольцо моих неудач» — трудно и упорно он шел к своему служению. Выросший в бараке в семье репрессированных, пройдя через многие унижения, испытания на пути к сцене, Игорь был как будто не отсюда: необычно красив, и внешне, и внутренне. Гибкий, высокого роста, атлетического сложения. Он сочетал в себе, казалось бы, несочетаемое: хрупкость — и мощь, нежность — и силу. Благородство, пытливый, ищущий ум, открытость, отсутствие лукавства, глубина характера — это все он. Игорь, может быть, как никто другой учит нас утраченному многими чувству достоинства.
Песни Игоря могут открываться постепенно. Так, его слова из песни «Я вернусь»:
Я пророчить не берусь,
Но точно знаю, что вернусь,
Пусть даже через сто веков
В страну не дураков, а гениев,
И, поверженный в бою,
Я воскресну и спою
На первом дне рождения страны,
вернувшейся с войны,
— я недавно стала воспринимать не только как метафору, но и как прозрение и пророчество. Так и будет, но это будет уже не наша горькая земля, а новая земля и новое небо. Новая, воскресшая Русь. Игорь споет нам, мы вновь встретимся взглядом с его сияющими, бездонно голубыми, уже не печальными глазами. Если, конечно, сподобимся обрести эту новую землю.
В жизни Игоря был один символичный случай. В 1988 году он гулял в районе Коломенского, где была явлена в 1917 году икона Державной Божией Матери, и увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Видимо, крест был сброшен с купола церкви, так как был изувечен и погнут. «У меня сжалось сердце от подобного кощунства, и я решил отнести крест к себе домой… С тех пор он является не только символом, но и «термометром» отношения ко мне людей… Теперь ясно, что это была не просто находка. Это был мой крест! Недаром я нес его на себе два километра по темному ночному пути от места его поругания под крышу своего дома. Тогда я подумал: возможно, крест был послан мне в защиту от лжедрузей и предателей. Одни перестали бывать у меня в доме, узнав об этой истории. Другие чувствовали себя плохо, побывав у меня в гостях… А верну я этот крест в храм, когда приступят к его восстановлению, как приступила Россия к реставрации душ человеческих, у последней черты вспомнив о Боге».
Игоря Талькова или любили, или ненавидели — среднего не было. Видимо, как раз за тот, невидимый крест, который он добровольно взвалил себе на плечи и понес через мглу нашей горькой жизни. Он сам стал «термометром» нашего отношения к России. Он просто любил Россию. Ради любви к своей Родине он готов был пожертвовать своей жизнью и пожертвовал ею.
С.Маршков, Л.Белкина
Я вернусь: 15 знаменитых песен Игоря Талькова
Иван Юрченко
Игорь Тальков родился 4 ноября 1956 года в деревне Грецовка Тульской области. Музыкой он увлекся еще в детстве, часами играя на сделанном из стула и кастрюль барабане. Первым же настоящим музыкальным инструментом Игоря стал баян, по классу которого он, между прочим, обучался в музыкалке. В общеобразовательной школе Тальков был участником ансамбля «Гитаристы» и руководил хором, а в старших классах сам научился играть на фортепиано, гитаре, бас-гитаре, скрипке и барабанах.
Писать песни Тальков начал в 1973 году, однако своей первой профессиональной работой сам Игорь считал композицию «Доля», датированную 1975 годом. Тальков страстно увлекался театром. Окончив школу, он поехал в Москву поступать в театральное училище, но из-за незнания романа Горького «Мать» не сдал экзамен по литературе.
В общем, путь Талькова в высшем образовании был тернист… В 1975 году он поступил на физико-технический факультет Тульского пединститута, но продержался там всего один курс. Потом был институт культуры в Ленинграде, но и там у Игоря не заладилось. В том же 1975-м Тальков на одной из площадей Тулы выступил с критикой Леонида Брежнева, за что и был отправлен служить в стройбат в Нахабино. В свободное время «неблагонадежный интеллигент» (так назвали Талькова после его тульского выступления) писал песни и репетировал с созданным им ансамблем «Звездочка».
После армии Тальков уехал на заработки в Сочи. Игорь нашел работу в варьете бас-гитаристом, а также много работал в сочинских и московских ресторанах. Тальков в своей книге «Монолог» отозвался об этом периоде предельно жестко: «Значительную часть своей творческой жизни я потратил на разбазаривание эмоций по кабакам, делясь сокровенными мыслями с пьющей и жрущей публикой за гроши, бросаемые широким жестом».
С 1976 года начались выступления на профессиональной сцене: Тальков гастролировал с группами «Апрель» и «Калейдоскоп». В 1984-м Игорь играл в группе, аккомпанировавшей Людмиле Сенчиной и работал аранжировщиком у знаменитого Стаса Намина. Два года спустя Тальков стал солистом созданной Давидом Тухмановым группы «Электроклуб»… Прорыв случился в 1987 году: песня Тухманова «Чистые пруды» в исполнении Талькова попала на «Песню года», после чего к музыканту пришла настоящая популярность.
Но сам Тальков на какое-то время превратился в заложника одной песни, ведь большинство композиций, которые он писал, вовсе не были похожи на «Чистые пруды». Эту проблему Игорь решил радикально. Он ушел из «Электроклуба» и основал группу «Спасательный круг». С этим коллективом Тальков гастролировал по Союзу, а программа состояла из двух отделений: в первом игрались песни гражданской тематики, во втором – лирика.
В 1988 году Тальков участвовал в сборном концерте, организованном программой «Взгляд» в Лужниках. Игорь должен был спеть только песню «Примерный мальчик», но он совершенно неожиданно изменил программу, исполнив то, что сам посчитал нужным. Естественно, что выступление закончилось скандалом. Ведущие остановили концерт, а Тальков ушел со сцены.
Широчайшая популярность пришла к Талькову в конце 1989-го: клип на его песню «Россия» был показан в передаче Владимира Молчанова «До и после полуночи». Именно после этого аудитория узнала, что Тальков поет не только лирические песни типа «Чистых прудов».
Пик популярности Талькова пришелся на 1990-1991 годы. Советский Союз бился в предсмертных судорогах, и злободневные сочинения на гражданскую тематику находили необычайно живой отклик в стране. Игорь много гастролировал, неизменно собирая полные залы. С аншлагами проходили и его стадионные выступления.
Весной-летом 1991 года Тальков с группой «Спасательный круг» показывал спектакль-концерт «Суд». Концерты представляли собой суд над правителями советского государства. Сам Тальков рассказывал, что на одном из выступлений после прослушивания жестких социальных стало плохо партийному функционеру, его увезли в больницу с инфарктом.
В дни августовского путча Тальков выступал на Дворцовой площади в Петербурге. Последний раз на сцену Игорь Тальков вышел 5 октября 1991 года: в этот день он сыграл акустический концерт в Гжели.
«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию 15 самых известных песен Игоря Талькова.
1. Я вернусь (написана в 1990 году)
Песня о войне, которая непрерывно идет в России. Ей не видно конца и края, а тиран, объявивший войну стране, до сих пор не предан земле. Очевидно, что речь идет о Владимире Ленине и мавзолее на Красной площади.
2. Россия (написана в 1989 году)
Как и во всех песнях гражданской тематики, Тальков поет об имперской, царской России, в которой видит некий эталон:
Из мрачной глубины веков
Ты поднималась исполином,
Твой Петербург мирил врагов
высокой доблестью полков
В век золотой Екатерины.
Теперь всего этого нет, и автор не может понять, как такая великая держава отдала себя на растерзание вандалам…
3. Летний дождь (написана в 1990 году)
4. Чистые пруды (написана в 1987 году, музыка Давида Тухманова, слова Леонида Фадеева)
Эту композицию написал не Тальков; музыка принадлежит Давиду Тухманову, слова – Леониду Фадееву. Но не упомянуть «Чистые пруды» в ряду самых известных песен Игоря Талькова просто нельзя. Ведь «Чистые пруды» прославили певца, на долгое время став его визитной карточкой.
5. Родина моя (написана в 1988 году)
Этой песней Тальков открывал «социальную» часть музыкального спектакля «Суд». Очередной антикоммунистический манифест, рассказывающей о звезде Люцифера, взошедшей над российскими куполами, и о великих сынах России, которые взирают на это с небес и льют слезы.
6. Бывший подъесаул (написана в 1990 году)
Песня основана на реальных событиях. В ней рассказывается о казачьем подъесауле Филиппе Миронове, перешедшего на службу к большевикам и расстрелянного в 1921 году.
7. КПСС (написана в 1990 году)
В этой жесткой песне Компартия уравнивается с немецкими нацистами, с СС. А на Красной площади лежит главный атеист (Ленин), и в мавзолее творятся страшные дела:
Рекой течет к нему толпа рабов,
Не зная, что туда же
По ночам заходит бес.
8. Памяти Виктора Цоя (написана в 1990 году)
Песня, написанная после гибели Виктора Цоя. Тальков поет о судьбе поэта, о его избранности, называя стихотворца божественным посланцем. И в конце – страшное предсказание своего собственного внезапного ухода из жизни.
9. Звезда (написана в 1985 году)
Композиция о музыкантах, достигших пика популярности и славы, но уставших от жизни. Тальков не говорил, о ком именно поет, но можно догадаться, что песня посвящена коллегам по зарождавшемуся в конце 80-х шоу-бизнесу:
10. Господа-демократы (написана в 1989 году)
Песня-диалог автора с российскими общественными деятелями, революционерами, философами. Собеседниками героя выступают Герцен, Радищев, Чернышевский, Белинский и Маркс.
11. Стоп! Думаю себе (написана в 1988 году)
На протяжении всей песни герой пытается докопаться до правды об изменениях в политической жизни страны. Но каждый раз находит нестыковки и «загвоздки».
12. Моя любовь (написана в 1987 году)
Песня о внезапной влюбленности, накрывшей автора с головой. Он погружается в любовь, как в пучину, и не знает, что с ней делать:
Скажи, откуда ты взялась,
Моя нечаянная радость,
Несвоевременная страсть,
Горькая, а сладость?
13. Метаморфоза (написана в 1991 году)
Тальков поет о хамелеонах, которые удивительно быстро приспособились к перестроечным реалиям, к веяниям гласности. Комсомольцы переходят в шоу-бизнес, вместо значков с Лениным надевают на себя кресты. Естественно, что за этим фасадом пустота, ведь перестройка – чистой воды декорация:
14. Кремлевская стена (написана в 1988 году)
Герой песни рассказывает, сколько он предотвратил бы бедствий для своей страны, если бы он был Кремлевской стеной. Умная стена швырялась бы кирпичами во вредителей, и тогда все было бы другим:
Если б я был Кремлевской стеною,
Ведь другой бы была экономика,
И культура была бы иною.
15. Уеду! (написана в 1990 году)
Герой идет к заветной цели, к счастью. «По дороге» он расстается с иллюзиями, тратит нервы, а когда ему кажется, что вот он уже почти у цели, ожидаемого счастья не обнаруживается. И тогда он решает махнуть на все рукой и собирается уехать далеко. Теперь он будет искать покой. Найдет ли?