талит у евреев что такое
Цицит и талит
Талит и кисти цицит на нем являются принадлежностью исключительно еврейской одежды. Встретив человека с цицит, можете не сомневаться — перед вами еврей. Кисти цицит представляют собой плетенные узелками концы нитий, прикрепленных к краям прямоугольных полотнищ, одно из которых — талит катан, малый талит — надевают под рубашку или пиджак, а второй — талит гадоль, большой талит накидывают на плечи во время молитвы.
Тора повелевает евреям (Бемидбар 15): «Чтобы сделали себе цицит (кисти) на краях своих одежд… (Будете смотреть на цицит) и вспомните обо всех заповедях Всевышнего, и будете исполнять их».
Отсюда видим, что у заповеди цицит есть своя цель: напоминать еврею обо ВСЕХ заповедях, тем самым как бы подталкивая к их исполнению. И действительно, в форме кисти цицит (8 нитей и 5 узлов на каждой, итого — 13 элементов) и в самом слове цицит (числовое значение 600) скрыт намек на 613 заповедей Торы.
На протяжении всего светлого дня носят талит катан с цицит на нем — так выполняется заповедь цицит. Талит надевают сразу после утреннего омовения рук. Размер талит, необходимый для того, чтобы его можно было назвать одеждой:116 на 58 сантиметров (по другому мнению — 98 на 49). При надевании надо произнести специальную браху аль мицват цицит, которая приведена во всех сидурах. До этого надо проверить, все ли нити и узлы целы. Во время утренней молитвы еврей покрыт в талит гадоль, на котором тоже есть нити цицит. Перед накидыванием произносят другую браху — леитатеф бацицит. При повторном надевании (например, если между молитвами надо было выйти в туалет) браха не произносится.
Следует следить за тем, чтобы талит гадоль не висел на шее, а окутывал плечи, иначе — он не часть одежды.
Мудрецы сказали: «Если на дверях еврейского дома — мезуза, на его одежде — цицит, а на голове — тфилин, можно быть уверенным, что он далек от греха».
Талит и цицит
П осетите субботнюю службу в синагоге и вы заметите, что все мужчины и многие мальчики одеты в белые молитвенные покрывала с бахромой и синими или чёрными полосами по краям.
Молитвенное покрывало — это талит. Евреи, говорящие на восточно-европейском диалекте, произносят это слово как талисс (талэйсим во множественном числе). Однако, современное израильское произношение — талит (талитот во множественном числе). Бахрома с кистями на талите — это цицит.
Происхождение и значение талита и цицит
Первоначально талит представлял собой четырехугольную верхнюю одежду, к которой крепились кисти или цицит. И хотя основание для ношения талита содержится в Ветхом Завете, но само слово талит в Библии отсутствует. Однако, слово цицит есть:
“И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим.” (Числ. 15:37-40)
“Сделай себе кисточки на четырех углах покрывала твоего, которым ты покрываешься.” (Втор. 22:12)
Настоящее значение талита не в самом покрывале, а в кистях. Используя современную терминологию, его можно сравнить с толстовкой или спортивной курткой, главная суть которых не в самой одежде, а в слогане или школьной эмблеме, которая на ней.
Как и многие другие предметы времён Ветхого Завета, одежду с кистями можно найти в нееврейских культурах, таких как египетская, месопотамская и мадианитянская. Другие народы носили кисти, вероятно, как украшения или амулеты, чтобы отгонять злых духов. Но, как и в случае со многими другими заповедями Ветхого Завета, Бог берёт уже известное и даёт ему новое значение для Израиля. Бахрома или кисти служили для напоминания Израилю Его заповедей.
Наряду с основным предназначением цицит, заложенном в Пятикнижии, мы находим и другое, более позднее значение. В древние времена кисти были частью подола одежды, а подол символизировал авторитет владельца. Когда Давид пощадил жизнь Саула в пещере в Эйн-Геди, он отрезал край его верхней одежды, символически показав, что царская власть у него будет отобрана. Это видно в ответе Саула:
“И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей.” (1 Цар. 24:21)
Кисти на краях одежды носили не простолюдины, а дворяне и царские особы [1]. Второе значение цицит, таким образом, в том, что они показывали, что носящий их — не простолюдин. Он был знатной или царской особой.
Значение имело не только наличие самих цицит, но и их цвета, которые тоже несли особый смысл. Их цвет был белым, но среди белых шнуров одна должна была быть синей. Эта комбинация цветов была частью атрибутов царской власти, как и синий, и фиолетовый цвета сами по себе:
“Одетым в голубое, к наместникам и военачальникам. ассирийской знатью. ” (Иез. 23:6-7; нов. рус. пер.)
“Сад был украшен завесами из белого и голубого льна, прикрепленными белыми льняными и пурпурными шнурами к серебряным кольцам на мраморных столбах.” (Есф. 1:6, нов. рус. пер.)
“Мардохей ушел от царя, облаченный в голубые и белые царские одежды, большой золотой венец и пурпурную мантию из тонкого льна. ” (Есф. 8:15, нов. рус. пер.)
Синий цвет также использовался там, где провозглашалось царство Божье. Синим было покрывало для Ковчега Завета (и других предметов Святилища), куда бы их не переносили, и синий цвет также использовался для занавеса в Скинии, где Бог “восседал” на херувимах (1 Цар. 4:4; 2 Цар. 6:2; 4 Цар. 19:15; 1 Пар. 13:6; Пс. 79:2, 98:1; Ис. 37:16).
“И положат на нее покров из кож синего цвета, и сверх его накинут покрывало всё из голубой шерсти, и вложат шесты его.” (Чис. 4:6)
“И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы.” (Исх. 26:31)
“И сделай завесу для входа в скинию из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы.” (Исх. 26:36)
Третье значение цицит, таким образом, содержится в их цвете. Они говорят о царской власти и царстве. Даже сегодня мы используем выражение “королевский синий” или “королевский пурпур”, берущее своё начало в обычае римских императоров, носивших пурпурные (фиолетовые) мантии.
Если цвет символизирует царственность, то ткань с бахромой обозначает священническую святость. Согласно Втор. 22:11 и Лев. 19:19, рядовым израильтянам было запрещено носить одежды из смешанной ткани из льна и шерсти, эта комбинация называется шаатнез. Причина, не указанная в тексте, по-видимому, состоит в том, что из этой смеси были сделаны священнические одежды (“нить”, которая сделана не из льна, шерстяная.) [2]
“. Пусть они сделают эфод искусной работы из золотой нити, из голубой, пурпурной и алой пряжи и крученого льна. ” (Исх. 28:6, нов. рус. пер.)
“Пояс также был сделан из крученого льна и голубой, пурпурной и алой пряжи, он был украшен шитьем, как повелел Моисею Господь.” (Исх. 39:29, нов. рус. пер.)
Хотя шаатнез была “святой” комбинацией, это не означало, что носящий её становился более духовным. Это просто означало, что носящий её был отделён для служения Богу. В ранней раввинистической литературе, видимо, отражавшей ещё более раннюю библейскую практику, говорится о том, что цицит делались из этой самой комбинации шерсти и льна. Голубая нить была шерстяной, а остальные — из льна. Другими словами, только с этой целью обычный израильтянин носил одежду, подобную священнику.
Четвёртое значение цицит заключается в указании на священство и его святость. В одеждах первосвященников была синяя нить, опять-таки в напоминание о символизме цветов:
“И прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара.” (Исх. 28:37)
Это понятно, что цицит должны были служить напоминанием Израилю о Боге и Его заповедях. Но почему обычный израильтянин должен носить одежды царства, священства и святости? Бог сказал:
“Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым. ” (Исх. 19:5-6)
Точно так же, как у Израиля были священники, которые были посредниками между Богом и народом, сам народ в целом должен был стать “царством священников”, чтобы быть посредником между Богом и народами. Однако продолжение этой роли зависело от послушания Израиля Богу, своему Царю. Поэтому цицит напоминали израильтянам, кто они, кто такой Бог и что Он требует от них.
Упоминание талита и цицит в Новом Завете
В Новом Завете мы находим упоминание талита и цицит как обычной повседневной одежды. Осуждая показные религиозные практики некоторых людей, Иисус указывает на слишком большую длину их цицит.
“Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих. (Мф. 23:5, синод. пер.)”
“Всё, что они делают, делается напоказ людям; ведь они надевают широкие т’филины и удлиняют цицийот.” (Мф. 23:5, пер. Д. Стерна)
Больные люди прикасались к краям одежды Иисуса, которые по сути были кистями.
“И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его.” (Мф. 9:20)
“. подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.” (Лук. 8:44)
“И просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.” (Мф. 14:36)
“И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.” (Мк. 6:56)
Эти стихи поддерживают упомянутую выше теорию о ветхозаветней истории Давила и Саула, то есть, что края или полы одежды означают авторитет владельца. Женщина верила, что если она только прикоснётся к краю одежды Иисуса, она испытает силу Его личности и авторитета. Её поступок не был суеверием, он был молчаливым криком к Иисусу, чтобы Он уделил ей персональное внимание и дал ей исцеляющую силу.
Используя современную терминологию, это можно сравнить с появлением публичного аккаунта популярного политика или музыканта, где люди могут “пожать ему руку” или как-то прикоснуться или “соединиться” со знаменитостью. Иисус позволял тем, кто “соединялся” с Ним через прикосновение, испытать то, Кто Он такой, — Великий Целитель.
Изменения в талите и цицит
В конце концов талит стали носить не как верхнюю, а как нижнюю одежду. Некоторые считают, что эти изменения произошли, когда Израиль был в изгнании, потому что носящего талит тут же идентифицировали как еврея, который становился предметом преследований и дискриминации. Религиозные евреи до сих пор носят “исподний” талит, у которого видны только кисти. Таким образом они исполняют заповедь из Чис. 15:39, которая требует носящего “смотреть на” кисти. Этот исподний талит называется талит катан или малый талит.
С древних времён форма большого талита изменилась и стала такой, как мы знаем её сегодня. Это не описанная выше исподняя одежда, которую носят целый день, а покрывало, которое надевают во время определённого время молитвы.
В современном еврействе только мужчины носят талит с цицит, но раввинистические источники говорят, что раньше цицит носили и женщины.
Первоначально в цицит была нить или шнур, окрашенный в синий цвет. Некоторые считают, что после Римских воен (67-70 и 132-135 годов н.э.) красильное ремесло пришло в упадок. Другие придерживаются мнения, что цвет был изменён на белый из-за возникшего спора о том, какой же оттенок синего должен быть.
Раввинистический закон о талите и цицит
Раввины разработали множество законов, относящихся к талиту и цицит, которых нет в Библии. Среди них есть такие:
“Благословен Ты, Господь, наш Бог, царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь о кистях цицит.”
Обычаи, связанные с талитом и цицит
Духовные уроки из талита и цицит
Один писатель сравнил талит с его кистями с “этическим узелком-напоминанием на пальце” [4]. Другой сравнил его с солдатской униформой, которая “заставляет нас помнить о том, кому мы преданы” [5]. То, что видит человек, влияет на то, что он делает.
Символизм талита может напомнить верующим в Иешуа о том, кто они такие во Христе. Сейчас не только Израиль, но и всё человечество имеет возможность через Мессию Иешуа стать “царством священников”, ходатайствующим в молитве от имени всего мира. Конечно, так же, как и в древние времена, эта привилегия действует только когда мы отдаём свои жизни в подчинение Богу.
Сегодня верующие Нового Завета не призваны носить талит или цицит. Многие носят другие “отличительные одежды”, как, например, одежду с христианскими слоганами, ювелирные украшения с именем Иисуса или специальные головные уборы для женщин во время служения. Хотя ничто из этого не является царственными одеждами в 21 веке, они могут провозглашать, что Иисус — наш Царь, и напоминать нам и другим о Нём и том факте, что:
“[Иешуа] соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, [и Ему] слава и держава во веки веков, аминь.” (Откр. 1:6)
Примечания:
[1] Jacob Milgrom, Numbers. The Traditional Hebrew Text with the New JPS Translation (Philadelphia and New York: Jewish Publication Society, 1990), p. 411. Большинство использованного материала о значении цицит основано на обсуждении Милгрома.
[2] Иез. 44:17 не противоречит этому, потому что многие из постановлений для Храма, описанного в книге Иезекииля, отличаются от законов, данных в Пятикнижии. Мишна (Килайим 9:1) подтверждает, что священники, служившие в Храме во времена земной жизни Христа, носили одежды из смеси льна и шерсти.
[3] Shulchan Aruch, OH 16: 1.
[4] Joseph Telushkin, Jewish Literacy: The Most Important Things to Know about the Jewish Religion, its People, and its History (New York: William Morrow and Company, 1991), p. 659.
[5] Hayim Halevy Donin, To Pray as a Jew: A Guide to the Prayer Book and the Synagogue Service (New York: Basic Books, Inc. 1980), p. 155.
Автор — Рич Робинсон / jewsforjesus.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 06.11. Спасибо!
Талит
Тали́т или та́лес (также таллит, ивр. טַלִּית ) — в иудаизме молитвенное облачение, представляющее собой особым образом изготовленное прямоугольное покрывало. Облачение в таллит рассматривается как облачение в святость предписаний Торы и символическое подчинение воле Бога.
В древности талит — накидка, плащ — представлял собой прямоугольное покрывало, служившее частью повседневной одежды; к его углам прикреплялись кисти согласно библейскому предписанию о цицит. Такой плащ делался обычно из шерсти или льна. Более дорогой вид талита напоминал римский паллиум, который носили богатые люди и законоучители. Ко времени средневековья талит как часть повседневной одежды постепенно вышел из употребления и сохранился только как ритуальное облачение.
Флаг Государства Израиль использует традиционные цвета и полосы талита.
Содержание
Форма и размеры талита
Как правило, талит делается из шерстяной (из овечьей шерсти), или льняной, хлопчатобумажной, шелковой, а сегодня даже синтетической ткани белого цвета (особо религиозные евреи предпочитают полуотбеленную грубую шерстяную ткань) с несколькими вытканными голубыми, синими, черно-синими или черными полосами; по четырем углам таллита к специальным отверстиям привязываются кисти — цицит. Часто посредине одной из продольных сторон пришивается прямоугольный кусок материи, отличающий верхнюю и наружную сторону таллита от нижней и внутренней; этот кусок ткани, который иногда прошивается серебряными нитями, называется атара (венец, корона) и при облачении в таллит служит своего рода воротником. На некоторых атарот вышиваются бенедикции, которые следует произносить перед облачением в таллит (иногда бенедикции вышиваются не только на атарот). Часто таллит (особенно шелковый) украшается вышивками, и обычно вдоль его узких (боковых) сторон пришивается длинная бахрома.
Обычный размер талеса — 1 х 1.5 метра, возможны и другие размеры. Минимальная величина таллита — размер, достаточный для того, чтобы покрыть ребенка, уже научившегося ходить (Шулхан Арух, Орах Хаим. 16:1).
Обычаи, касающиеся надевания талита
Сначала талит накидывают таким образом, чтобы покрыть им также и голову, а все его четыре угла перебрасывают через левое плечо (движением, называемым «исмаиловым окутыванием» — атифат ишме‘элим), после чего талит опускают на плечи, так что его углы свободно свисают по бокам. Во время утренней молитвы (Шахарит) принято прижимать кисти талита к глазам и трижды целовать их во время произнесения последнего раздела молитвы Шма, где говорится о предписании относительно цицит (Ш. Ар., ОХ. 24:4).
Талит надевают мужчины во время молитвы Шахарит ежедневно за исключением Девятого Ава (в этот день в талит облачаются только во время молитвы Минха) и Йом-Киппура (когда талит надевают для всех молитв от Кол нидре и далее). В некоторых местах хаззан надевает талит и во время молитв Минха и Маарив, также отец на обрезании сына надевает талит во время всей процедуры.
В разных общинах обычаи, связанные с талитом, отличаются друг от друга.
Так, у ашкеназов дети, еще не достигшие возраста бар-мицвы, облачаются в маленький, детский таллит, а неженатые мужчины молятся без таллита. В большинстве сефардских и восточных общин и неженатые надевают таллит.У многих каббалистов и раввинов принято носить талит весь день для изучения Торы. У сефардов принято надевать его на свадьбе. В реформисткой синагоге талит, имеющий форму узкого шарфа, надеваемого на шею, — часть литургического облачения раввина и хаззана; талит надевает также вызванный к чтению Торы; для остальных участников литургии талит не обязателен.
У всех евреев принято также, Мужчину хоронить в его талите, с которого сняты или срезаны цицит.
Когда начинают надевать талит
По ашкеназскому обычаю талит надевают на утренней молитве только после свадьбы, а по сефардскому — после совершеннолетия.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Таллит
ТАЛЛИТ ( טַלִּית ; на идиш талес), еврейское молитвенное облачение, представляющее собой особым образом изготовленное прямоугольное покрывало.
Как правило, таллит делается из шерстяной, хлопчатобумажной или шелковой ткани белого цвета (особо религиозные евреи предпочитают полуотбеленную грубую шерстяную ткань) с несколькими вытканными голубыми, синими, черно-синими или черными полосами.
Существуют две основные разновидности еврейского молитвенного покрывала: «талит гадоль» — то есть большой талит, который следует надевать для молитвы, и «талит катан» – маленький талит, который верующие евреи носят под одеждой в течение всего дня.
Талит-катан
Перед тем как надеть «малый талит», произносят благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь о «цицит»!» А перед облачением в «большой талит» (перед молитвой «Шахарит») произносят: «Благословен Ты. Г-гподь. Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам закутываться в «цицит»!» Сразу после благословения «талитом» накрывают голову и большую часть тела, а потом кладут его на плечи.
В 15 главе книги Бемидбар сказано: «Обратись к сынам Израиля и скажи им: пусть делают себе кисти [цицит] на углах одежды своей во всех поколениях своих, и пусть вплетают в каждую кисть нить из голубой шерсти. » Но о какой именно одежде идет речь? Об этом сказано в книге Дварим (гл. 22): «Кисти сделай себе на четырех углах плаща твоего, которым ты покрываешься».
Оригинальная краска «тхелет», получаемая из крови хилазона, представляет собой большую редкость. Поэтому в наши дни все нити «цицит» белые. Это тоже допустимо с точки зрения Торы – однако необходимо, чтобы сплетены они были во имя исполнения заповеди «цицит», то есть с намерением сделать из них именно «цицит».
Часто посредине одной из продольных сторон пришивается прямоугольный кусок материи, отличающий верхнюю и наружную сторону таллита от нижней и внутренней; этот кусок ткани, который иногда прошивается серебряными нитями, называется атара (венец, корона) и при облачении в таллит служит своего рода воротником.
Минимальная величина таллита — размер, достаточный для того, чтобы покрыть ребенка, уже научившегося ходить.
Таллит надевают мужчины во время молитвы Шахарит ежедневно за исключением Ава девятого (в этот день в таллит облачаются только во время молитвы Минха) и Иом-Киппура (когда таллит надевают для всех молитв от Кол нидре и далее).
В будние дни, когда следует накладывать тфиллин, таллит надевают раньше тфиллин. Среди глубоко верующих евреев существует обычай накидывать таллит и налагать тфиллин дома и в таком облачении идти в синагогу. Во время утренней молитвы принято прижимать кисти таллита к глазам и трижды целовать их во время произнесения последнего раздела молитвы Шма, где говорится о предписании относительно цицит.
В разных общинах обычаи, связанные с таллитом, отличаются друг от друга. Так, у ашкеназов дети, еще не достигшие возраста бар-мицвы, облачаются в маленький, детский таллит, а неженатые мужчины молятся без таллита. В большинстве сефардских и восточных общин и неженатые надевают таллит. В некоторых общинах во время брачной церемонии жених облачается в таллит. Мужчину принято хоронить в его таллите, с которого сняты или срезаны цицит. В реформистской синагоге таллит, имеющий форму узкого шарфа, надеваемого на шею, — часть литургического облачения раввина и хаззана; таллит надевает также вызванный к чтению Торы; для остальных участников литургии таллит не обязателен.
Облачение в таллит рассматривается как облачение в святость предписаний Торы и символическое подчинение воле Бога. Флаг Государства Израиль использует традиционные цвета и полосы таллита.
В древности таллит — накидка, плащ — представлял собой прямоугольное покрывало, служившее частью повседневной одежды; к его углам прикреплялись кисти согласно библейскому предписанию о цицит. Такой плащ делался обычно из шерсти или льна. Более дорогой вид таллита напоминал римский паллиум, который носили богатые люди и законоучители. Ко времени средневековья таллит как часть повседневной одежды постепенно вышел из употребления и сохранился только как ритуальное облачение.
Наши мудрецы сказали: «О каждом, у кого есть «мезуза» при входе в его дом, «цицит» на его одежде и «тфилин» на голове и руке, можно с уверенностью сказать, что он не согрешит».