такой вариант был достаточно подробно проработан и у него было немало сторонников
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Задание № 16. Знаки препинания в простом и сложном предложении
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Задание 16 ЕГЭ по русскому языку.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1.Глубокие колодцы и сталактиты в виде колонн делают эти пещеры очень интересными.
2.Всё случившееся представляется мне абсурдом дурным сном.
3.В их семье было ни много ни мало семеро детей.
4. Он собирал и выслушивал мнения как писателей так и постоянных читателей.
5.День и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
1.Рассказ он прочёл великолепно и успех имел грандиозный.
2.Потом солнце прикасается краем к земле и лениво уходит в неё.
3.Небо было тёмное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжёлые тучи.
4.Становилось жарко и я поспешил домой.
5.Самолёт во что бы то ни стало нужно было вывести из тумана.
1. Уже август и на севере часто стоит плохая погода.
2.В подмосковных лесах по воскресным дням появляется много грибников.
3.Сейчас часовому собачий нюх да кошачьи глаза нужны.
4.У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
5.Правый берег возвышается почти отвесной стеной и щетинится лесною чащей.
1. Григорий снял шапку и перчатки и положил их на стул.
2. Около домиков не видно было ни дворов ни деревьев.
3.Плыть было весело и погода стояла на диво.
4. Приезжий снял шапку и перчатки и положил их на стул.
5.Она не замечала ни зенитных пушек на площадях ни прохладных садов ни торжественных зданий.
1.Слышно было лишь напряжённо дыхание людей да мерное тиканье часов.
2.Разложите собранные плоды или семена на ткань или листы бумаги для просушки.
3.Длинное удилище вдруг вырывалось из полутьмы и наживка с лёгким плеском падала в воду.
4.Он не краснел ни от гнева ни от радости.
5. Он вернулся домой уже в третьем часу и сразу лёг спать.
1.Река едва светлела и бесшумно катились её прозрачные воды.
2.Капитан прикладывает руку к козырьку и его умные глаза улыбаются.
3.Потом возникло слабое зарево полутёмной Москвы и гулкие пустые платформы Белорусского вокзала.
4. Последние дни перед отъездом она ходила как в воду опущенная.
5.Василий достал из ящика стола бумагу и карандаш и начал писать.
1.Я ни с кем не собираюсь спорить по этому поводу и заранее готов согласиться со всеми возражениями.
2. Многие годы учёный держал в тайне своё удивительное открытие и сообщил о нём только самым близким друзьям.
3. В тёмной дымной избе не то плачут не то поют старинные песни.
4.У зверят да у птиц все игры в охоту.
5.Очень скоро она не только заняла угловую комнату но и определилась в семье в статусе полуродственницы и всем стала необходима.
1.Я протянула руку взяла клочок сена окунулась в него лицом и сухие травинки больно укололи мои щёки.
2.Лёнька хотел добавить что-то да придержал язык и при дедушке не сказал ничего ехидного.
3.Концерты бывают симфонические и камерные хоровые и эстрадные сольные и смешанные.
4.Осоку ночью ожёг мороз и она стала красной.
5. Цветочные грядки могут украшать подход к зданию или центральный вход на учебно-опытный участок.
1. Длинное удилище вдруг вырывалось из полутьмы и наживка с лёгким плеском падала в воду.
2.Учитель достал из портфеля и разложил на столе кисти и краски.
3.Кто-нибудь из артистов играл на рояле или на скрипке или пел.
4.В свирепом грохоте воды и вой ветра и рёв бури и громыхание грома.
5. Такой вариант был тщательно проработан и у него было немало сторонников.
1.Мой пёс любит меня до страсти и всех незнакомых считает моими врагами.
2. Мне очень хотелось с матерью в поле и я боялся проспать.
3. Я ни с кем не собираюсь спорить по этому поводу и заранее готов согласиться со всеми возражениями.
4. Пароход уже идёт задним ходом и мелкой тряской дрожат его борта.
5.В детстве ему хотелось стать то пожарным то доктором то военным.
1. В воздухе стоял терпкий запах картофельной ботвы и ещё чего-то неуловимого чем пахнет в деревне осенью.
2. На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом месяц.
3.Ни годы ни разлука ни превратности житейские не в силах заставить меня забыть те дни.
4.Он шёл по дороге тихим шагом и высоко держал за луч сорванную с неба звезду.
5. В небе дрожало и переливалось несколько крупных и чистых созвездий.
1.Стёкла окон были сверху донизу запушены инеем и зарисованы серебряными пальмовыми листьями.
2.Он пробежал по лестнице отпер номер и при свечке торопливо и нервно разорвал телеграмму.
3. На даче жили жена архитектора младший сын и прислуга.
4.В белой снежной пыли тонули завод и церковь и крестьянские избы.
5.Каждый приближающийся к скале стервятник или коршун вдруг круто сворачивал с пути.
1.С нежностью я вспоминаю эти вечерние часы когда солнце садится за горы и в воздухе ещё разлит золотистый свет.
2.К утру зацвёл багульник и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнём.
3. И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.
4. Окна были открыты и на свет весь день залетали серые бабочки.
5. В крепости не было ни смотров ни учений ни караулов.
1.В тишине были слышны только птичий гам да кваканье лягушек.
2.От него не было ни слуху ни духу.
3. Коршуны бросили врассыпную но сейчас вернулись и снова принялись кружить и падать.
4. Выползла из своей норы лисица вышла на лунный свет и осторожно и чутко вслушалась в ночную тишину.
5.Жизнь наша потекла как по маслу.
1.Юноши и девушки жадно вглядывались в небо и неслись к нему душою из давившего землю мрака.
2.Дверь на крыльцо оставалась открытой и в комнате пахло свежестью морозного утра
3. Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
4. Игра неожиданно оказалась увлекательной и заинтересовала как детей так и взрослых.
5. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности.
1.Сергей или не расслышал её слов или не придал им значения.
2.Из далёких лесов за лугами осторожно поднимается ночь скользит по воде и стирает яркие краски вечерней зари
3.Раненый танкист поднялся на койке и долго смотрел на кузнечика и на занавеску.
4.Ему тогда становилось стыдно и за свой выхоленный вид и за своё тонкое бельё и за три тысячи своего годового жалованья.
5. Он изучал медицину и технику и был искусным врачом и инженером.
1. На следующий день он с жутким скандалом сбежал из санатория домой и остановить его никто не смог.
2.Комочков земли да сухих листочков вокруг пня было много.
3.А потом началась пора тревог и открытий находок и горестных утрат.
4.Среди животных есть добрые и злые капризные и покладистые эгоистичные и самоотверженные.
5. Они обещали вернуться в четверг либо в пятницу.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-1237181
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Такой вариант был достаточно подробно проработан и у него было немало сторонников
Летчики? Да, летчики!
Врач Александр Бабийчук.
30 сентября 1959 года мне позвонил адъютант Константина Андреевича Вершинина:
— Товарищ Бабийчук, главком приглашает вас к себе, он хотел бы побеседовать с вами.
По правде сказать, я был несколько удивлен тем, что главный маршал авиации приглашает меня для беседы. Ждать я себя, разумеется, не заставил, да и мне не пришлось долго ждать своей очереди в приемной главкома ВВС. Константин Андреевич принял меня сразу.
Я, признаться, насторожился. Однако ответил как на духу:
— Нет, товарищ маршал, не раздумал.
Вершинин одобряюще кивнул.
Начало было интригующим, но догадаться, куда клонит маршал, я, как ни старался, не мог.
Впрочем, уже следующие слова главкома все прояснили.
М. В. Келдыш, С. П. Королев
Константин Андреевич выдержал паузу и уверенно заключил:
— Не сомневаюсь, что ваш опыт авиационного врача и то, что вы хорошо знаете принципы медицинского освидетельствования летчиков-истребителей, пойдут на пользу большой науке. Ну, что ответите?
— Сделаю все от меня зависящее, чтобы оправдать доверие,- ответил я.
Спустя несколько дней состоялась моя первая встреча с известными советскими учеными, академиками Мстиславом Всеволодовичем Келдышем, Владимиром Николаевичем Черниговским и Василием Васильевичем Париным.
Академик Василий Ларин. Представьте себе лист фотографической бумаги. Белый лист, на котором ничего не видно до тех пор, пока он не проявлен. Много труда надо приложить, чтобы получить на этом листе изображение. Я вспомнил о фотографии потому, что именно белым листом было поле деятельности ученых, решивших покорить космос.
С исключительной скрупулезностью наносились результаты исследований на этот белый лист незнания. Но каждое новое «проявление» давалось все труднее и труднее. И тогда возникли новые разделы науки, даже новые науки, такие, как космическая биология и медицина. Именно им предстояло предельно четко и абсолютно верно представить все функции человеческого организма в космическом полете. Надо было выяснить, каким опасностям может подвергнуться человек, задумавший штурмовать космос. Надо было решить, как оградить человека от опасностей.
Все флаги науки пришли в гости к тем, кто взял на себя смелость обеспечить безопасность жизни и здоровья космонавта. В органическую связь с космической биологией и медициной вступили биофизика и биохимия, физиология и авиационная медицина, аэродинамика и ракетная техника, геофизика и астрономия, радиология, радиоэлектроника и другие науки.
Что мы знали о космосе? Честно говоря, мало. Даже очень мало. По существу, это были не знания, а предположения. Мы отправлялись в путь по пустыне, где почти не было ориентиров.
Академик Владимир Черниговский. Наш великий физиолог академик Иван Петрович Павлов в своем известном письме к молодежи сказал:
«Что бы я хотел пожелать молодежи моей Родины, посвятившей себя науке?
Мне кажется, что эти слова Ивана Петровича Павлова, написанные им в те времена, когда создание и запуск искусственных спутников и космических кораблей казались далекой, неосуществимой мечтой, сказаны им сегодня в связи и по поводу развития медико-биологических исследований космоса.
Сначала были осуществлены первые запуски животных на ракетах, совершивших вертикальный полет с последующим приземлением контейнеров с животными. Начав с запуска на высоту в 100 километров, в дальнейшем последовательно удалось достигнуть высот в 200 и затем в 400 километров.
Только после этого и благодаря анализу результатов, полученных во время вертикальных полетов, а также благодаря созданию специальной аппаратуры был произведен как дальнейшая стадия в исследовании космоса запуск искусственного спутника, имевшего на борту собаку Лайку. Более того, полету этого спутника предшествовали исследования, давшие ряд важных сведений о различных факторах космического пространства. Эти сведения, важные сами по себе для познания космоса, позволили предварительно оценить возможное влияние космоса на живые организмы.
Как поведет себя живой организм в разреженной атмосфере? Барокамерные исследования реакций собаки
И опять-таки это было закономерным последовательным этапом в развитии исследований!
И наконец, постепенно накапливая знания, приобретая опыт, советские ученые осуществили ряд блистательных запусков космических кораблей и спутников с живыми объектами, последовательно переходя от одного этапа к другому.
Такова первая важная и характерная черта в развитии медико-биологических исследований космоса.
Но для всех проведенных исследований была характерна и еще одна, также чрезвычайно важная, черта. С самого начала работ по изучению космоса им была абсолютно чужда какая-либо сенсационность и погоня за рекордами. Все запуски осуществлялись как звенья единой строго научной программы! В каждом из запусков ставилось решение лишь определенных научных задач.
Академик Василий Парин. Говоря о достижениях советской космонавтики, следует иметь в виду, что научное решение технических и медико-биологических проблем космического полета происходило не только в годы, предшествовавшие полету Гагарина.
Поиски способов, с помощью которых можно было бы решить проблемы обеспечения жизнедеятельности человека в сильно разреженной атмосфере и при низких температурах, начались еще в 30-е годы в связи с развитием высотной авиации или, как формулировалась эта задача в то время, «в связи с овладением стратосферой».
Для исследования физических и химических свойств стратосферы в Москве и Ленинграде развернулись работы по созданию стратостатов.
Перед советскими физиологами была поставлена задача: обеспечить жизнедеятельность и нормальную работоспособность трех воздухоплавателей в герметичной гондоле, представляющей собой шар диаметром около 2 метров. С этой целью необходимо было исследовать течение физиологических процессов в герметически замкнутом пространстве с давлением искусственной атмосферы порядка 500 миллиметров ртутного столба. Надлежало установить закономерности нарастания концентрации углекислого газа и снижения кислорода в воздухе гондолы, найти способы удаления избыточного углекислого газа и влаги из воздуха, рекомендовать наиболее надежный и экономичный способ возмещения израсходованного кислорода. Кроме того, предстояло разработать пищевой рацион, аварийный пищевой запас, целесообразную одежду для экипажа и решить вопрос удаления отходов жизнедеятельности.
Результаты этих исследований в дальнейшем были использованы при разработке герметических кабин самолетов и послужили основой для создания систем жизнеобеспечения космических кораблей. Следует подчеркнуть, что в разработке медико-биологических проблем, связанных с осуществлением полетов в стратосфере, советские медики шли самостоятельным путем и в сжатые сроки добились их решения.
Разработке первых в СССР систем жизнеобеспечения стратонавтов содействовал видный инженер и превосходный организатор ленинградский профессор Николай Алексеевич Рынин. Именно по его инициативе в 1933 году в Ленинграде была сформирована группа физиологов, на которую было возложено решение всех вопросов по медицинскому обеспечению стратостата «Осоавиахим-1 «.
В июле 1936 года начались летные испытания первого экспериментального стратосферного самолета БОК-1 конструкции Чижевского. В фюзеляж была вмонтирована герметическая кабина цилиндрической формы с тремя иллюминаторами. Летчик Стефановский достиг на этом самолете высоты свыше 14 километров.
30-е годы знаменуют собой расцвет авиационной медицины в нашей стране. Физиолого-гигиенические исследования, связанные с подготовкой и осуществлением полетов советских стратонавтов, с полным основанием можно рассматривать как первые исследования в области авиакосмической медицины.
Академик Олег Газенко. В ряду основоположников авиационной медицины особое место занимает профессор Стрельцов.
Владимир Владимирович Стрельцов много летал сам, хорошо знал авиацию и ее нужды. Примечательно, что он в числе первых в нашей стране прыгал с парашютом, его парашютный значок имел один из начальных номеров.
Стрельцов был из тех ученых, в которых счастливым образом сочетаются отличная научная подготовка с глубоким пониманием наиболее важных нужд авиационной практики. Увлеченный экспериментатор, он первым без страха вошел в примитивную камеру пониженного давления (барокамеру), из которой насосы выкачивали воздух. Первые рискованные опыты, исследуя влияние разреженной атмосферы на организм, Стрельцов провел на себе самом.
Стрельцов, пожалуй, один из первых понял значение исследований перегрузок, возникающих при выполнении фигур высшего пилотажа. Он был зачинателем и наиболее настойчивым пропагандистом физической подготовки летчиков, повышающей устойчивость организма к действию перегрузок.
Исторически складывалось так, что проблемы высотной физиологии, и в частности борьба с отрицательным воздействием разреженной атмосферы, были первой и наиболее актуальной задачей медицины.
Академик Василий Парин. Работа шла во всем мире. Экспериментальные перегрузки росли: доктор Стапп в Нью-Мексико опробовал на себе сорокашестикратную перегрузку. Тележка с реактивным двигателем была разогнана по девятимильному прямому рельсовому пути. В момент торможения Стапп потерял сознание. Ремни, которыми он был пристегнут к креслу, оставили на теле кровоподтеки. В ту секунду тело Стаппа весило три с половиной тонны. Вернее, в те две десятых секунды.
Его соотечественники Вуд и Ламберт из знаменитой клиники Мейо, прежде чем сесть в кресла центрифуг, ввели себе по венам пластиковые катетеры в сердце, чтобы измерить давление крови в его полостях при перегрузке.
Расшифруем закодированные имена: В. В. П.- это я. В. H. Ч.- теперь широко известный своими трудами и научной школой академик Владимир Николаевич Черниговский. А. П. П.- вице-президент Академии наук Казахстана и директор республиканского Института физиологии Александр Порфирьевич Полосухин.
Однажды ведем опыт. Я сижу на стуле, дышу в мешок: мы тогда определяли минутный объем крови, выбрасываемой сердцем, по так называемому ацетиленовому способу Грольмана. Я дышу, а Полосухин старательно давит мне на сонные артерии. Больно, конечно, но ничего особенного я еще не успел почувствовать, как вдруг Черниговский, следивший за приборами, обернулся и что-то пытается показать А. П. П. глазами.
Полосухин испуганно отнял руки. У меня все окончательно затуманилось, как ни странно, только после этого.
Черниговский подбежал, стал щупать пульс. Тут у меня головокружение прекратилось. Я спрашиваю:
Она и в самом деле была истинной: пульсовая кривая на закопченном барабане кимографа выпрямилась на 16 секунд, а затем снова стала обычной. Эту кимограмму мы, конечно, опубликовали в нашей совместной статье.
Да, освоение космоса начиналось на Земле. Тогда, в середине тридцатых, я не мог предположить, что мне придется заниматься космической физиологией, что изменения кровообращения в «малом круге», которым я отдал многие годы работы, окажутся одной из актуальнейших проблем физиологии ускорения.
По существу, задолго до исторического утра 12 апреля 1961 года в результате проведенных ранее космо-биологических опытов были решены технические и основные медико-биологические вопросы, связанные с полетом космического корабля с человеком на борту. Основной вывод из этих опытов состоял в том, что созданные советскими учеными космические корабли и примененные на них тонкие и сложные, но безукоризненно работающие системы обеспечивают жизненные условия и полностью гарантируют безопасность и здоровье не только животных, но и человека.
Академик Борис Раушенбах. Еще до того, как в конструкторском бюро Сергея Павловича Королева была создана ракета «Восток», возник принципиальный вопрос, решение которого, несомненно, повлияло на ход всей работы.
Вопрос этот заключался в следующем.
Нужно ли сразу посылать человека на корабле-спутнике в орбитальный полет, или сначала следует поднять его на вертикально взлетающей ракете, чтобы он пробыл в космосе несколько минут и тут же спустился на парашютах обратно на Землю??
Такой вариант был достаточно подробно проработан, и у него было немало сторонников. Однако Сергей Павлович настоял на том, чтобы вертикальный подъем космонавта на ракете был отставлен, как бесперспективный, тупиковый вариант, который ничего не дает для развития космонавтики.
Кстати, в США вначале был осуществлен именно этот вариант. Астронавт Алан Шепард совершил 5 мая 1961 года, то есть уже после полета Гагарина, вертикальный подъем на ракете «Редстоун», но, как и следовало ожидать, этот полет по баллистической траектории не дал ничего нового. Он даже не называется космическим, поскольку, согласно современному определению, для того, чтобы полет считался космическим, нужно сделать минимум один оборот вокруг Земли.
Таким образом, работая над созданием первых искусственных спутников Земли, Королев уже совершенно конкретно планировал космический корабль и ракету-носитель для пилотируемого полета. Уже в то время на чертежных досках в конструкторском бюро вырисовывались контуры будущего «Востока».
Особенно сложной была проблема возвращения космонавта с орбиты.
Задача из тех, которые называют «крепким орешком». И чтобы решить ее, было предложено использовать конструкцию. типа миндального ореха. Металлический корпус надо было упрятать в «скорлупу», которая, сгорая и испаряясь по мере спуска, не давала бы аппарату чересчур разогреваться.
Анализ показал, что если приземлять весь корабль целиком, то вес теплозащиты, которая потребуется для него и для парашютной системы, будет превышать разумные пределы. Поэтому возникла идея разделения корабля на спускаемый аппарат, в котором должен был располагаться космонавт, и приборно-агрегатный отсек, где помещались бы тормозная двигательная установка с топливными баками, система управления и другие технические служебные системы, необходимые лишь для функционирования на орбите.
При такой конструкции теплозащита нужна была только спускаемому аппарату. Для него выбрали сферическую форму.
Но тут возник следующий вопрос: выдержит ли космонавт большие перегрузки, которые при баллистическом спуске просто неизбежны?
Весьма сложным и спорным был вопрос о конечном этапе приземления.
Вот такие принципиальные решения были найдены в апреле 1958 года, а в мае мы уже провели все необходимые расчеты и сделали проектную проработку корабля-спутника.
Параллельно усовершенствовалась ракета, с помощью которой были выведены на орбиту первые спутники. В 1959 году она была дополнена третьей ступенью с жидкостным двигателем.
В ноябре 1959 года после многократных обсуждений проект был представлен на суд Совета главных конструкторов, возглавлявшегося Сергеем Павловичем Королевым. Совет принял решение: начать опытно-конструкторские работы по предложенному проекту.
На этом совещании мне посчастливилось впервые увидеть Сергея Павловича Королева.
Сергей Павлович живо о чем-то переговаривался с несколькими собеседниками. Голос у него был грудной, глуховатый, а речь свою он дополнял четкими и ясными жестами. Внешний облик свидетельствовал об огромной внутренней силе этого, по-видимому, и физически крепкого человека, о его воле, решимости, твердости.
Собравшиеся говорили о том, какими видятся им люди, которые после соответствующей подготовки смогли бы успешно справиться со всем, что ожидает их в космическом полете. Уже многие специалисты высказали свое мнение, когда председательствовавший на совещании академик Мстислав Всеволодович Келдыш предоставил слово Сергею Павловичу.
Точка зрения Сергея Павловича была поддержана большинством.
Академик Всеволод Авдуевский. Мстислав Всеволодович Келдыш пришел в ракетно-космическую технику в 1946 году и оставался верен ей до последних дней своей жизни.
В то время возникло творческое содружество Мстислава Всеволодовича Келдыша и Сергея Павловича Королева. Их союз в очень большой степени способствовал грандиозным успехам, которыми отмечено начало космической летописи человечества и в которых ведущая роль принадлежит нашей стране.
Круг научных проблем, решавшихся в институте под непосредственным руководством Мстислава Всеволодовича, был необычайно широк и разнообразен. Под его руководством был проведен большой цикл работ по теории ракетных двигателей, по теории горения и газовой динамике. Он был инициатором и руководителем целого комплекса работ по гиперзвуковой аэродинамике, теплообмену и теплозащите при входе в атмосферу с космическими скоростями.
Научные и технические задачи, решавшиеся под руководством Келдыша, не были разрозненными фрагментами, а вписывались в единую концепцию, в сбалансированную стратегию освоения космического пространства с ее близкими и дальними целями.
Авторитет Мстислава Всеволодовича был очень высок потому, что при обсуждении любых вопросов и принятии решений он всегда исходил исключительно из интересов дела, отбрасывая иные, особенно конъюнктурные, соображения, которые нередко ему пытались навязать. Сталкиваясь с необъективностью, он становился жестким и непримиримым, и во многом благодаря его принципиальности были сохранены от посягательств некомпетентных людей важные программы, обеспечившие решение многих задач освоения космоса.
Мстислав Всеволодович Келдыш и Сергей Павлович Королев всегда считали важной целью создание пилотируемых аппаратов, освоение космоса человеком. Подготовка к этому началась задолго до запуска первого корабля-спутника с человеком на борту. Особое значение придавалось проблемам жизнеобеспечения и медико-биологическим исследованиям. По инициативе Сергея Павловича и Мстислава Всеволодовича была организована служба радиационного контроля космического пространства и подготовка космонавтов.
Врач Александр Бабийчук. Разработкой требований к системам жизнеобеспечения космонавта в заатмосферном полете занялся доктор биологических наук А. М. Генин. В его группу входили авиационные врачи А. Д. Серяпин, М. Ф. Фомин, А. Г. Фомин, Л. А. Мохов. Устойчивость человека к тепловым нагрузкам стала предметом изучения Е. Я. Шепелева и Л. Г. Головкина. Испытания систем катапультирования взяли на себя С. А. Гозулов, В. А. Дегтярев, В. В. Волошин. Вопросы бортового питания прорабатывали Г. А. Арутюнов, П. П. Лобзин, Р. В. Кудрова, И. Г. Попов. Параметры искусственной атмосферы изучали Д. И. Иванов, В. Б. Малкин, И. Н. Черняков.
В июле 1959 года большой группой ученых из числа специалистов в области авиационной и космической медицины, представителей конструкторских бюро и ряда научно-исследовательских институтов был составлен первый общий план отбора и подготовки космонавтов.
Предусматривалось провести в авиационных частях отбор кандидатов в космонавты и затем организовать для них клинико-физиологическое обследование.