такое поведение характеризуется наибольшей общественной
Такое поведение характеризуется наибольшей общественной
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.
Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.
Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».
Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.
Массовое поведение – активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.
Групповое поведение – совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.
Просоциальное поведение – поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.
Создание благотворительных фондов.
Человек, сидящий на диване, увидел рекламу. В ней говорилось о том, что нужно отправить SMS, и деньги, вырученные с SMS, пойдут на помощь детям.
В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:
– связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми;
– связанные со стремлением добиваться успеха и власти;
– связанные с уверенностью или неуверенностью в себе.
В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.
Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.
A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о социальном поведении?
А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.
Б. Социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах, к которым относятся нравы и обычаи.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.
Классификация девиантного поведения
Многие авторы, рассматривая девиантное поведение, используют как синонимы понятия разновидности, виды, типы, формы девиантного поведения.
Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:
Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.
Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.
В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:
1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.
2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.
«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:
— «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:
Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:
Такое поведение характеризуется наибольшей общественной
В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.
Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.
Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.
Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.
Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:
Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:
Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.
Причины девиантного поведения
Психологические причины девиантного поведения
Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:
Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.
Социальные причины девиантного поведения
Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.
Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.
Все самое основное закладывается в подростковом возрасте
Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.
Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.
Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.
Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.
Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.
Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.
В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.
Девиантное поведение в предподростковом возрасте
Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».
Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.
Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.
Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.
В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:
Выводы
Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.
Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Тест с ответами: “Отклоняющееся поведение”
1. Как называется правило поведения, значимое для общества, социального строя или отдельного человека, с этическим содержанием:
а) правовой нормой
б) обычаем
в) моральной нормой +
г) религиозной нормой
2. Что не относится к элементам механизма самоконтроля:
а) коммуникация +
б) общественное мнение
в) санкция
г) индивидуальное сознание
3. Когда, согласно закону, наступает уголовная ответственность за все преступления:
а) с 12 лет
б) с 14 лет
в) с 16 лет +
г) с 18 лет
4. Что не относят к социальным нормам:
а) запрет переходить лицу на красный сигнал светофора
б) запрет разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству +
в) обязанность здороваться, когда человек входит в по¬мещение
г) обязанность заботиться о престарелых родителях
5. Как называется мера, которую принимают против человека, нарушающего правила поведения:
а) фикцией
б) презумпцией
в) деликтом
г) санкцией +
6. Как называется поведение, которое не согласуется с общественными нормами:
а) девиантным +
б) демонстративным
в) дезинтеграционным
г) деструктивным
7. Что не относят к понятию принудительных мер, применяемых с воспитательной целью к несовершеннолетнему, совершившему преступление:
а) обязательные работы +
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа
в) возложение обязанности загладить причинённый вред
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего
8. Что из перечисленного не относится к девиантному поведению:
а) выступление против существующего политического режима +
б) злоупотребление спиртным
в) употребление наркотиков
г) футбольное хулиганство
9. Что не входит в состав правонарушения:
а) санкция +
б) объект
в) объективная сторона
г) субъект
10. Что значит «отклоняющееся поведение»:
а) поведение, не согласующееся с общественными нормами +
б) поведение, целиком игнорирующее человеческую природу
в) поведение, не соответствующее требованиям некой субкультуры
11. Субкультура – это:
а) культура сообщества, отрицающая общепринятые нормы +
б) культура сообщества, агрессивно противостоящая общепринятым нормам
в) культура сообщества, стремящаяся к слиянию с общепринятой культурой
12. К одним из самых ценных качеств личности относят:
а) обеспеченность
б) самоконтроль +
в) осторожность
14. Что из перечисленного характеризуется как общественно опасное поведение:
а) художественный перформанс
б) наркомания +
в) митинг
15. В чем суть отклоняющегося поведения с социологической точки зрения:
а) в особенностях развития человеческой психики
б) в кризисных явлениях общественного развития +
в) в актах политической воли
16. Кто впервые ввел понятие «девиация», «девиантность»:
а) Э. Дюркгейм +
б) Т. Парсонс
в) И. Кон
17. Цель девиантологии – это:
а) обоснование несоответствия между распределением благ и личными качествами людей
б) изучение проблем, связанных с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества
в) разработка общетеоретических основ и методического аппарата для всех дисциплин, изучающих социальные девиации на различных уровнях организации общественной жизни – индивидуальном, групповом, государственно-формализованном, общественно- символическим и культурно-историческом +
18. Поведение отдельного человека или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются – это:
а) девиация +
б) деваинтность
в) поведение
19. Как называется наука, изучающая проблематики девиаций и девиантного поведения:
а) девиантология +
б) криминология
в) социология
21. Как можно соотнести социальные нормы и девиантное поведение:
а) девиантное поведение противоречит общепринятым нормам
б) в разных социумах одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или нормальным
в) в разные периоды времени одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или нормальным
г) все утверждения верны +
22. Что не относят к причинам девиантного поведения:
а) возникновение новой социальной системы на обломках старой
б) опережение потребностями общества настоящего развития общества
в) особенности структуры политической партии +
г) случайное отклонение
23. Какой из перечисленных ниже разновидностей отклоняющегося поведения не существует:
а) отклонение агрессивной направленности
б) отклонение корыстной направленности
в) отклонение идеологической направленности +
г) социально-пассивные отклонения
24. Какой из приведенных ниже примеров дивеантного поведения заслуживает осуждения:
а) увлечение рок-группой
б) чрезмерное употребление алкоголя +
в) увлечение массовыми историческими играми
г) посещение митинга против политики правительства
25. Что из перечисленного ниже можно отнести нейтральному отклоняющемуся поведению:
а) человек, покрасивший волосы в ярко-зеленый цвет +
б) пьющие родители, переставшие заботиться о детях
в) студент, начавший употреблять наркотики
26. Как называется виновно совершенное общественно опасное деяние, которое запрещено УК РФ под угрозой наказания:
а) проступком
б) преступлением +
в) девиацией
г) деликвенцией
27. Когда наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления:
а) с 12 лет
б) с 14 лет +
в) с 16 лет
г) с 18 лет
28. Самая негативная форма отклоняющегося поведения – это:
а) злость
б) вредные привычки
в) преступление +
29. При проявлении отклоняющегося поведения на что необходимо обращать внимание в первую очередь:
а) на последствия +
б) на участников
в) на способы
30. Наиболее распространенные формы отклоняющегося поведения – это:
а) нанесение вреда экологии
б) снижение интереса к чтению книг
в) алкоголизм и наркомания +
Сущность социального поведения личности в обществе
Общение, поступки, взаимодействие людей формируются на основе поведенческих норм. Каждый индивид самостоятельно определяет для себя правила приемлемого поведения в социуме. Поведение зависит от многих факторов (характера, психотипа, сознания, воспитания, интеллекта, восприятия, нравственных принципов), но в первую очередь основано на способах проявления и применения собственных способностей, и возможностей.
Многие науки считают, что поведение является реакцией человека на различные внешние и внутренние проявления среды, которые хорошо видны в эмоциональных реакциях (осознанных и инстинктивных), а также коммуникационных проявлениях. Поэтому социальное поведение связывают с взаимодействием и поступками людей в отношении друг друга.
Характеристика понятия
Ученые, занимающиеся различными общественными науками, считают, что социальное поведение личности – это характеристика взаимных процессов индивидов, при взаимных коммуникативных отношениях, проявляющихся в определенной среде и обстановке, и зависящих от условий сложившейся ситуации, и среды. При этом, при разных факторах поведение индивида может в корне различаться.
Например, внешне спокойный и флегматичный человек в условиях повышенной опасности способен в корне измениться, став собранным, активным и небезразличным. Или еще: работники пришли на трудовую смену, одни из них заинтересованы в качестве выпуска своей продукции, а другие без особого желания выполняют обязанности, потому что так надо, иначе не получишь зарплату. Первые хотят не только получать вознаграждение, но и приносить пользу обществу, вторым не интересна судьба производимого продукта, гораздо больше они желают получать деньги за поведенное рабочее время.
По-разному ведут себя люди и при массовых собраниях, митингах. Одни – спокойно шествуют, не нарушая колонну и порядок, другие – изо всех сил стремятся внести раздор, показать свои девиации и отрицательное мнение к происходящему. Каждый из людей в обществе является участником социально-политических событий, но ведет себя сугубо индивидуально, согласно своему мировоззрению, взглядам, интересам и потребностям.
Поведение социума особенно ярко проявляется при взаимодействии двух или нескольких индивидов, и зависит от экономических, политических и культурных факторов. Научное понятие поведения в социуме включает в себя сочетание процессов, связанных с удовлетворением физических, материальных и духовных потребностей индивида, выражающихся в виде реакции на окружающую среду. Поэтому субъектами (акторами) социального поведения всегда будет не только индивид, но и группа людей (малая или большая), с собственными установками, предпочтениями и действиями, зависящими от уровня социализации структуры общества.
Социальное поведение всегда характеризуется нормой – общеустановленным правилом, которому обязан следовать индивид. Норма полностью оправдывает статусные ожидания субъектов и помогает направлять действия людей в правильное (по меркам данного социума) русло. При помощи норм индивиды проходят социализацию и определяются с ролью, которую будут выполнять в обществе.
Статусные ожидания индивида помогают ему выработать определенную тактику действий во взаимоотношениях с другими людьми, что выразится в поведенческой модели. Сознательная интеллектуально развитая личность способна координировать собственное поведение, в зависимости от возрастной группы. В детском и юном возрасте на поведение людей влияют агенты (родители, воспитатели, педагоги, тренеры), в зрелом и пожилом периоде люди опираются на приобретенные знания, жизненную психологию, сложившиеся убеждения и мировоззрение.
Поэтому социальное поведение, состоящее из поступков, изменяющихся при различных условиях, рассчитывается на оказание определенного влияния одного индивида на другой. Старшее поколение способно показать пример собственного отношения к происходящим общественным процессам и направить подрастающее поколение к выбору социальной роли, на примере собственной модели, жизненного опыта и принятых норм.
Виды форм поведения
В обществе существуют поведенческие модели, основанные на поступках прошлых поколений, в связи с чем сложилось разнообразие форм социального поведения. К ним относят несколько различных видов.
Массовое
Такое поведение характеризуется эмоциональной составляющей, которая одновременно захватывает сознание большого количества людей. Примерами могут служить паника, истерия, следование моде, распространение слухов, митинги, праздничные шествия, челенджи в социальных сетях и т. д.
Групповое
Зависит от того, в какой форме реализуются цели индивидов – в команде, по интересам или неформально. Группы могут распределять роли для субъектов, ориентировать на задачи, предоставлять информацию, создавать материальные и духовные блага, организовывать действия, приносящие пользу обществу (волонтеры), или наоборот, наносящую вред (экстремисты, террористы).
Девиантное
Отклоняющееся от нормы поведение проявляется в неприятии социальных норм, сложившихся устоев, обычаев, процессов, взаимоотношений между людьми. Девиации могут проявляться в асоциальных поступках, нигилизме, психических расстройствах, вызывающих психических реакциях на общественные процессы. Такой вид всегда получает негативную оценку у остальных членов гражданского общества, так как он стремится отрицать нравственные принципы и правовые основы существования индивидов.
Конкурентное
Основано на стремлении к лидерству и наиболее выгодных условиях существования в социуме. Такой вид поведения применяется между оппонентами во власти или партийных организациях, производителями товаров и услуг, группами предпринимателей, и напоминает соревнование за наиболее выгодные условия. Поэтому данное поведение делится на подтипы: креативное, приспособленческое, гарантирующее.
Противоправное
Данный вид направлен на нарушение прав и свобод другого индивида, и относится к правонарушениям. Лицо умышленно или случайно наносит вред другому человеку. Действия (нанесение телесных повреждений) и бездействия субъектов (оставление человека в опасности) зависят от различных причин, побудивших человека вести себя негативно, нарушая установленные правила и законы, действующие в социуме. К противоправному поведению, в качестве примера, можно отнести создание аварийной ситуации на дороге, хулиганские действия, оскорбление другой личности.
Антисоциальное
Характеризуется резким отрицательным отношением к обществу, отрицанием всех существующих норм и стандартов правильного поведения, желание индивида всеми силами противодействовать принятым правилам. Такой вид может быть присущ как конкретному индивиду, так и группе субъектов. Проявляется антисоциальное поведение в грубых нарушениях норм закона, вандализме, попирании и непризнании общественных правил и принципов. Все поступки, которые совершает индивид или конкретная группа, направлены против общества.
Помогающее
Заключается в предоставлении содействия и помощи одного индивида другому. Это происходит, когда в социуме появляются небезразличные к проблемам другого человека, субъекты (волонтеры, спонсоры, благотворители). Социальная служба, существующая в государстве, тоже относится к помогающему виду. Данная форма может существовать на взаимности, когда люди не бросают в беде друг друга, а также на одностороннем воздействии, когда в решении проблем человека участвует только одна сторона.
Просоциальное
Относится к разряду помогающего, и полностью созвучно с ним, но при этом помощь осуществляется с большим размахом и затрагивает массовую часть общества. Может быть на односторонней или взаимной основе. В качестве примеров можно привести – помощь Совета Европы развивающимся странам, предоставление кредита МВФ, выделение средств на развитие культурных центров, материнский капитал (в РФ), помощь от мэров городов при рождении ребенка, создание благотворительных фондов. Такая помощь основана на добре, материальной помощи и психологической поддержке.
Любые формы социального поведения основаны на эмоциональном проявлении взаимного отношения индивидов друг к другу, и осуществляются в виде дружбы, любви, добра, зла, вражды, успеха, власти, сотрудничества. Также особое значение имеют нравы и устои, традиции и обычаи, которые содержат образцы поведения, не противоречащие общественным нормам.
Поэтому поведение индивидов может быть:
естественным;
ритуальным.
Естественное характеризуется достижением индивидуальных целей, норм и возможностей субъектов. Ритуальное основано на определенной последовательности действий, которые присущи конкретному социуму. Встречаются также другие формы поведения – родительское, кооперативное, агрессивное и т. д.
Примеров видов и форм социального поведения при одном и том же процессе существует множество. Например, во время проведения демонстрации или митинга одни люди ведут себя организованно и культурно, а другие – противоправно, стремясь организовать массовые беспорядки, дестабилизировать обстановку и спровоцировать толпу на совершение противоправных действий. Представленный пример действия или бездействия полностью характеризует сущность понятия социального поведения.
Факторы и уровни поведения
В социуме поведенческие цели индивида зависят от окружающей его природной, общественной среды и других факторов, к которым относят:
Социальное поведение зависит от своей и сторонней оценки поступков, действий окружающих людей, возникшей мотивации, психологических аспектов, политического сознания. Часто поведение индивидов бывает неосознанным или спонтанным, возникающим под массовым навязыванием идей формальных и неформальных групп, стихийных действий толпы.
Уровни социального поведения субъектов характеризуются всегда несколькими составляющими.
К используемым методам относят:
Все виды перечисленных методов считаются применимыми к каждому индивиду, в течение его жизни, но зависят от возрастной группы. Так, например, малыша нельзя заставить выполнять многие взрослые правила, но навыкам поведения в обществе, элементарной культуре и этике обучить можно. Поэтому у одной мамы ребенок ведет себя спокойно в присутствии посторонних людей, а у другой – капризничает и вызывающе истерит. Какая мама является лучшим агентом – ответ очевиден.
На государственном уровне одобрение правомерного социального поведения отражено в нормативных законодательных актах. Основанные на юридических нормах, документы отражают желания социума противостоять неправомерному поведению, защищать личность от негативных поступков других индивидов, служить профилактикой от противоправных поступков.
Социальное поведение в обществе РФ
Модели поведения в российском социуме могут быть индивидуальными, коллективными и групповыми. При взаимоотношении индивидов субъекты приспосабливаются друг к другу и подстраиваются под форму их поведения. Социальное поведение характерно для всех сфер социума. Оно проявляется в политической, экономической, духовной, правовой и общественной жизни.
Современные общественные исследования обращают внимание на то, что взаимодействие субъектов, характеризующее рассматриваемое понятие, проявляется в виде поведенческих образцов или сценариев, соблюдать которые должен каждый индивид, обладающий самосознанием.
В России люди имеют разные уровни образования, воспитания, сознания, интеллекта. Поэтому социум имеет разнообразные виды индивидов, с различными моделями поведения и отношения к окружающим людям. Государство старается внедрять социальные воспитательные программы, распространяемые учебными заведениями и СМИ, о приемлемых и допустимых социальных поведенческих нормах. При этом приводятся практические примеры и разбираются поступки, как известных лиц, так и отдельных правонарушителей.
Воспитание российское гражданина начинается в семье и продолжается в детском саду, школе, ВУЗе, на предприятии. Семья оказывает одно из самых больших влияний на человека, так как на примере родителей ребенок строит свою жизнь, создает коммуникации с другими людьми и участвуют в социальном процессе. Модель семьи прочно входит в сознание человека и оставляет глубокий след в его душе на протяжении всей жизни.
На примере родителей, педагогов, окружения, приятелей ребенок строит взаимоотношения в обществе и определяет для себя наиболее приемлемую модель поведения. Коллективы не имеют воспитательной функции, как это было в советское время, они лишь принимают поведение субъекта или предлагают собственный образец. Человек сам решает, как вести ему себя в той или иной ситуации. При этом его поведенческие реакции могут осуществляться рефлекторно, по примеру или адаптировано.
Государство дает возможность выбора личности – получение образования и специальности, достижение статуса, положения, цели, которые личность может определить для себя сама. Участие в общественной жизни диктуется условиями, в которых индивид проживает, поэтому оно может быть активным или пассивным. Российское общество развивается и изучается общественными институтами.
Концепции
Научное обобщение и исследование такого феномена, как социальное поведение, рассматривается рядом наук. Российские и зарубежные исследователи на протяжении последних двух веков (точнее, с середины 19 века) рассматривают методологические возможности данного понятия, его принадлежность к социуму и способности, которыми пользуются индивиды для выработки и соблюдения норм социального поведения. На основании изучения понятия возникло несколько концепций, которые применяются рядом общественных, социальных, психологических, правовых, философских наук.
З. Фрейд считал, что поведение любого индивида в обществе формируется по присутствующим уровням личности.
К таким уровням он относил: низший (биологический), развивающийся на основе потребностей; второй – сознательный, возникающий на основе психики; высший – результат социализации. Фрейд считал, что нормы и ценности, а также социальное поведение могут развиваться последовательно, когда индивид пройдет все виды уровней.
К. Юнг немного расширил понятие о поведении в обществе. Он считал, что бессознательный уровень способен присутствовать на определенном этапе жизни индивида.
Уровень отсутствия сознания начинает формироваться на основе комплексов и влечений, может быть сугубо индивидуальным либо формироваться под действием коллективных устремлений. Развитое сознание позволяет разграничить человеку личное и общественное, определить для себя наиболее приемлемый тип поведения и собственное мироощущение. Индивиды способны определить для себя определенные образы (архетипические, сказочные, геройские), еще в раннем детстве. Поэтому во взрослой жизни неосознанно могут стараться соответствовать им. Социальное поведение людей отличается мышлением и осознанность поступков.
Э. Фромм считал, что понятие поведения субъектов в обществе основано на доминировании социальной среды над поведением и мировоззрением человека.
В зависимости от окружающего социума, психологической и социальной обстановки, человек формирует сознание и определяет свои поступки в коммуникациях, творчестве, работе, общественной жизни. Человек использует не только биологические способы приспособления к меняющимся социальным условиям, но и использует связь бессознательного с сознательным. Исследователь считал, что поведение человека обусловливается импульсами и комплексами, но под действием социальной среды индивид сам определяет мотивы своего взаимодействия с окружающим миром.
Каждая из представленных концепций имеет право занять достойное место в трудах исследователей. Главная проблема, на которую хотели указать ученые – это связь сознания с окружением, доминированием мнения психически более сильного индивида, возможность изменения мотивов поведения, если человек сам этого пожелает.
Социальное поведение может быть позитивным или негативным. Роль понятия определяется ценностями и внутренними убеждениями субъектов. Индивиды взаимодействуют друг с другом, и стремятся к построению длительных коммуникаций основанных на применении социальных норм.