такое может произойти только в россии пугало ожило
Пугало, гуляющие ночью по огороду. Интересный рассказ, от нашего подписчика.
Здравствуйте, дорогие друзья. Приветствую вас в нашем сообществе «Дачные истории».
Дело было прошлым летом. У меня отличная дача за городом — восемь соток. Несмотря на то, что житель я городской, возиться с землей с детства обожаю. Так что, как только наступает дачный сезон, участок мой, как тот остров, «весь покрытый зеленью, абсолютно весь».
На даче я провожу все выходные, и жена жалуется, что я грядки больше чем ее люблю. Даже домик там отгрохал со всеми удобствами. Говорит: «Скоро совсем жить туда переедешь…» Нет, ну совсем переезжать я, конечно, не собирался, но (что правда, то правда) на ночь иногда оставался.
Еще бы, разве может быть что-то приятнее, чем посидеть под звездами в собственном благоухающем цветами и зеленью саду… Вот и в тот раз я слишком долго провозился на участке, глядь на часы — время позднее. «Суббота, — думаю, — толку до города телепаться, если с раннего утра опять на дачу ехать…» Ну и остался. Улегся на раскинувшийся от стены домика до яблоньки гамак, потянулся. Хорошо-то как… Да и сам не заметил, как задремал.
К ночи стало холодать. Проснулся. Солнце уже село — лишь мутная алая полоска осталась у горизонта, а над дачным поселком по небу ползет желтый диск луны. Вылез я из гамака, натянул пиджак. Думал в домик пойти прилечь, да спать как-то уже расхотелось. А природа вокруг — сказочная. Да так тихо, что слышно, как река журчит вдали, собаки лают на дальнем берегу и гомон лягушек сливается в сплошной хор. Вышел я в середину своих угодий, смотрю по сторонам, вдыхаю аромат и нарадоваться не могу…
И вдруг среди этого природного оркестра пробивается едва уловимый треск, будто кто-то лезет прямо через бурелом. Причем лезет именно через мой участок. Я замер, вглядываясь в темноту. Гляжу, а кусты сирени у дальнего забора зашевелились, словно сквозь них продирается огромный зверь. Даже жутковато как-то стало. Полнолуние как никак… В голову тут же начали лезть какие-то оборотни да вампиры…
И тут кусты раздвигаются и оттуда вываливается какой-то мужик. В свете луны видно все отлично. Да и мужик меня явно хорошо видит — я стою в полный рост на открытом месте. Но, к моему удивлению, тот, не обращая на меня никакого внимания, спокойно начал пересекать мой участок.
«Небось, срезать решил через мою дачу». Такое бывало раньше — деревенская молодежь к реке купаться бегала. Но я особо не возражал, главное, чтобы грядки не топтали… Мужик, продолжая игнорировать мое присутствие, спокойно шел прямо на меня. Я уже рот открыл, чтобы поздороваться, как вдруг он падает передо мной на колени и… начинает дергать и складывать в пакет морковку….
Я дар речи потерял. Какая наглость! Понимаю, дача моя — самая богатая на весь поселок, лакомый кусочек для воров, но чтобы так, в открытую… Когда шок прошел, не выдержал я и что было сил схватил негодяя за шкирку, тряхнул да пару затрещин отвесил. А тот задрал голову да как заорет. Никогда не забуду выражение его лица: глядит на меня выпученными глазищами и орет, что резаный. А потом как рванет через забор… Только его и видели. Даже пакет с морковкой бросил…
На следующий день хохотала вся округа: разнесся слух, что на Петра — деревенского пьянчужку — ночью в огороде… чучело напало! Вот как заворожила красота- стоял я, видно, совершенно неподвижно, как пугало. Интересно, что никто даже не поинтересовался, что делал ночью Петро на чужом огороде.
Приветствую всех!
С момента выхода расследования истории Джефф Убийцы прошло не так много времени, но я догадываюсь, что вы уже ждёте очередного выпуска истории происхождения крипипасты. Поэтому я приготовил для вас новый материал. Итак, поехали!
Сегодняшний выпуск включает в себя две части. Начнём мы с очередного потерянного эпизода, а затем перейдём к вашим детским страхам.
В прошлых выпусках проекта я неоднократно упоминал про так называемый «Красный туман», якобы утерянный эпизод Губки Боба, известный также как «Суицид Сквидварда». Однако расследования этого видео я не сделал, потому что мне элементарно не удалось пока нарыть ничего конкретного, ну а свои домыслы излагать не позволяет выбранный формат проекта. Поэтому должен предупредить вас, что не все популярные и любимые вами крипипасты я смогу разобрать. Просто потому, что расследование предполагает опираться на факты и доказательства, а по некоторым историям их просто неоткуда взять или слишком сложно добывать.
В частности, мне, например, удалось выйти на прототип Джеффа Убийцы, а вот про Бена Утопленника я не могу ничего утверждать наверняка. Конечно, у меня есть мысли и догадки, откуда изначально пошла вся история с этим персонажем, но без реального прува я ничего утверждать не возьмусь.
Но вернёмся к Губке Бобу, который на мой взгляд сам по себе является довольно-таки страшным сериалом. Как я уже сказал выше, чтобы расследовать «Красный туман» пока нет данных, однако я расскажу вам о другом реально потерянном эпизоде Губки Боба, который ко всему так и называется, и который, возможно, и стал прототипом всех крипипаст об утерянных эпизодах. И это никакая не выдумка.
Вы можете мне не поверить, но в сериале официально есть такая серия. Она называется «Летающая Губка», это девятнадцатая серия третьего сезона «Губки Боба – Квадратные Штаны», четвёртый специальный выпуск шоу. Серия известна также под названием «Потерянный эпизод». В русскоязычной локализации этот выпуск назывался «Пропавшая серия». В эпизоде нет ничего таинственного или страшного. Серия как серия, отличается она от остальных только тем, что частично является не мультфильмом, а игровым шоу с участием актёров, как обычно и делают в специальных выпусках мультсериалов.
По сюжету некий пират Пэтчи, на мой взгляд крайне симпатичный персонаж, который является главой клуба фанатов Губки Боба, получает кассету с записью никем не виденной серии, но вскоре кассета теряется. Попугай Поти предлагает ему вновь найти кассету. После забавных приключений Пэтчи возвращает заветную запись себе. Но при просмотре оказывается, что утерянный эпизод, это всего лишь какой-то обрывок. Пират Пэтчи в злости разбрасывает весь фанатский стафф и клянётся больше никогда не быть поклонником Губки Боба, но тут запись на кассете продолжается и начинается настоящая потерянная серия. Поти зовёт Пэтчи обратно и довольный пират с удовольствием досматривает запись, которая и является серией с названием «Летающая Губка». Пересказывать вторую часть не буду, потому что это обыкновенная серия, мало чем отличающаяся от всего остального сериала, разве что с большим, чем обычно количеством музыки и песнями. Остановлю внимание лишь на том обрывке, который привёл в бешенство пирата Пэтчи. Это видео, идущее примерно полминуты, в котором толком ничего не происходит. Губка Боб идёт по какой-то тропинке по морскому дну и странно кривляется, то растягивается, то подпрыгивает. То сжимается, высовывает язык и машет им, вдруг выкатывает глаза и начинает с ужасом озираться по сторонам. Видео это сопровождается ритмичной музыкой, в которой звучат различные сэмплы напоминающие голоса морских обитателей, дельфинов, касаток. Всё это действо смотрится если не пугающе, то просто очень странно.
Заканчивается оно классическим для крипипасты образом, видео переходит в настроечную таблицу и писк экрана заставки телевизора, который и смотрит, собственно пират Пэтчи. Кстати это самое видео можно найти в сети отдельно от самой серии. Оно встроено даже и в видеоряд одного довольно известного смертельного видеофайла, но главное не в этом.
Премьера серии Губки Боба с утерянным эпизодом состоялась аж 21 марта 2003 года! Ещё до всякого появления подобных историй и распространения самого явления крипипасты в сети. В России серия была показана 13 мая 2006 года.
Так что если вас спросят правдива ли история о потерянном эпизоде Губки Боба, можете смело отвечать утвердительно. Такая серия действительно была и она действительно называется утерянным эпизодом. Только это никакой не «Красный туман» про «Суицид Сквидварда», а история с кассетой пирата Пэтчи «Пропавшая серия». Ещё раз напомню, если захотите проверить информацию сами, что это четвёртый специальный выпуск шоу, девятнадцатая серия третьего сезона.
Думаю, что эта серия и есть отправная точка всех потерянных эпизодов различных мультсериалов для западных авторов. А вот их работы уже стали отправными точками для авторов более позднего времени. Чтобы составить мнение, насколько этот обрывок соответствует жанру можно просто посмотреть эту серию Губки Боба. Все выходные данные серии я сказал чуть раньше.
А вот теперь перейдём ко второй части выпуска. И я собираюсь поднять тему, которую я сам считаю довольно жутковатой. Начну издалека. Вы много знаете историй, фильмов, игр, где неживые объекты вдруг начинают двигаться, ходить и даже говорить? Не правда ли это всегда выглядит жутковато и пугающе? Я имею ввиду всевозможные манекены, куклы, чучела и пугала. Уверен, что каждый человек хотя бы раз в своей жизни встречался с подобными историями. Достаточно хотя бы вспомнить, сколько голливудских триллеров построено на этой тематике, это и «Ночь Пугала», и «Тёмная ночь пугала», и «Шелуха», «Невеста Чакки», триллер с говорящим названием «Страх». Перечислять можно долго, и все эти фильмы объединены тем, что в них главным действующим лицом является ожившее пугало, кукла или манекен.
Множество крипипаст построены на этом, в историях, рассказываемых на сайтах ужасов оживают снеговики, доспехи, опять же куклы и манекены.
Поэтому сегодня я постараюсь приоткрыть завесу тайны и расскажу вам об истоках целого направления, а не только конкретных историй. Итак, продолжим:
Среди всех перечисленных персонажей главное место по праву занимает пугало. Вообще-то пугало огородное было выдумано для того, ни за что не догадаетесь, чтобы пугать ворон и они бы не уничтожали урожай. Ну и других птиц этот страж полей по идее тоже должен был отпугивать.
Однако у многих людей пугало также вызывает совсем не положительные эмоции. Некоторые откровенно боятся этого изделия. Панический страх перед пугалом схож с боязнью клоунов, но если человек страдающий коулрофобией (боязнью клоунов) боится всё же человека в страшной маске, то человек испытывающий ужас перед пугалом по сути боится просто предмета.
Всё это выглядит очень странно, ведь пугало по сути это помощник человек в сохранении урожая и данные изделия распространены во всех странах мира.
Но вы просто представьте себе такое пугало в естественных условиях. Когда слагались первые легенды об оживших пугалах, не было электричества, ночи были тёмные. Как известно большинство людей в древности проживали в сельской местности. И вот можете себе вообразить, идёт какой-нибудь американский фермер по своим владениям и наблюдает, ночь, темнота, светит одна луна, а над кукурузным полем возвышается нечто, выглядящее как человек. Воображение, конечно же, начинает играть и обыкновенная кукла, сделанная, быть может, руками самого этого фермера, становится уже чем-то пугающим и угрожающим.
Сам ужас человека перед пугалом и чучелом, на самом деле, является частью более сильного человеческого страха перед смертью. Поскольку люди не знают на сто процентов, что происходит с ними после смерти, то эта неопределённость автоматически вызывает страх. А чучело или пугало напоминают о бренности мира и временности человеческого бытия.
В своё время по телевидению шёл мыльный южноамериканский сериал «Секрет Тропиканки», возможно, кто-то из вас его даже видел. Сейчас вы, наверное, спросите, какое вообще отношение мыльная опера имеет к миру крипипасты, на что я отвечу, что самое прямое. В сериале одной из сюжетных линий являлось противостояние мэра городка Пантал Де Арейя некого Маркуса и местного воротилы Вирджилио Асумпсьона. Так вот этот самый Верджилио панически боялся чучела, которое стояло возле ларька на городской площади и исполняло роль рекламы, типа такой зазывала сшитый из тряпок. В одной серии, говоря про эту свою неприязнь к чучелу, Вирджилио на мой взгляд наиболее точно сформулировал суть страха перед пугалом, которое было для него символом смерти.
Затем, что вообще странно для мыльных опер, разговор уже поднялся с самим Маркусом, когда тот принялся пугать Вирджилио чучелом и здесь вновь проскользнула изначальная мотивация страха смерти.
Ну и наконец в очередной серии произошло невероятное. Когда Вирджилио остался один ночью в городской ратуше, чучело ожило и принялось его преследовать. Однако когда Вирджилио взял фонарь и пошёл посмотреть, что за фигня там творится, чучело вновь оказалось лишь тряпичной куклой. Вирджилио набросился на пугало и попытался уничтожить его, но не смог пережить ужаса и умер от страха прямо в фонтане посреди городской площади.
В нынешнее время подобные страхи подогреваются триллерами и фильмами ужасов. Уже вышли десятки киношедевров на тему оживающих пугал. Неудивительно, что эта тема становится востребованной и в мире крипипасты.
Часто страшное пугало изображают с тыквой вместо головы. Именно такой образ монстра чаще всего фигурирует на различных картинках в Интернете и пора бы уже узнать, откуда пошла эта традиция.
Для начала надо понимать, что культура, связанная с оживающим пугалом пришла с запада, где действительно часто делали головы пугалам из тыкв. На день всех Святых, так называемый Хэллоуин, в тыквах прорезают глаза, рты и носы, делая из них подобие голов. Внутрь таких тыкв часто ставятся осветительные элементы, раньше свечи, а позже электрические лампочки, которые, светясь изнутри, создают жутковатое ощущение. Неудивительно, что кто-то подумал, раз есть такая тыквенная голова, то кому-то она должна принадлежать.
Причём впервые ожившее пугало появилось, как ни странно, в детской сказке. Я имею ввиду Страшилу Мудрого из «Волшебника Изумрудного Города», («Волшебника из страны Оз»). Причём тогда ещё никакого злобно крипичного ореола эта фигура не имела. Страшила Мудрый напротив был положительным героем и часто выручал остальных персонажей в их приключениях.
Мы же все привыкли, что пугало, это некий монстр, который оживает в полнолуние или в какой-то определённый момент. Часто, чтобы объяснить его существование, авторы приплетают колдунов. Так в «Ночи Пугала», например, в пугало вселился дух злобного колдуна, который и начал мстить всем окружающим крестьянам. В «Джеке-Тыквенной Голове» злобный колдун управлял восставшим из преисподней монстром, который являл собой ужасающее пугало с тыквой вместо головы. Поэтому в фильме его ещё называли тыквенным человеком.
Давайте же рассмотрим историю происхождения этого пугающего образа, ожившего пугала с головой-тыквой.
ПРУВ:
Все истории, связанные с тыквами на Хэллоуин и как следствие с пугалом, имеющим тыквенную голову, происходят от одной единственной легенды, которую я и собираюсь вам поведать.
На самом деле легенда, которая легла в основу всех историй про ожившее пугало, сама не является их аналогом. То есть в ней не фигурирует ожившее пугало или вообще хоть какое бы то ни было пугало. Поэтому неочевидно, что эта старинная байка имеет непосредственное отношение к заявленной теме. Древняя легенда, пришедшая из Западной Европы, рассказывает о человеке, который ухитрился перехитрить нечистого, но сам в конце концов остался не у дел.
По первой версии легенды некто Джек обманул нечистого, попросил его залезть на яблоню за плодами, а сам нацарапал на стволе дерева крест. Нечистый не мог спуститься на землю и Джек выторговал у него в обмен на свободу обещание, что тот не будет строить ему козни целый год.
В другом варианте легенды, Джек был вором, против которого ополчились жители деревни. Как раз в тот момент он встретил нечистого, который собирался забрать его в ад, и предложил ему обмануть крестьян. По плану Джека лукавому надлежало превратиться в монетку, которой Джек расплатился бы за украденное. Затем нечистый вновь вернул бы прежний облик и недоумевающие жители деревни начали бы обвинять друг друга в краже, совершая тем самым грех. Идея понравилась властелину преисподней и тот, обернувшись монеткой, прыгнул в кошелёк к Джеку. А внутри кошелька у Джека хранился серебряный крестик. И лукавый оказался в западне. За своё освобождение властелин преисподней предложил выкуп, пообещав, что целый год не будет портить Джеку существование и после смерти вора не станет претендовать на его бессмертную душу.
Но вскорости вор умер и сам оказался в западне: в Рай его не пустили, потому как был он грешен, а в ад отправиться ему мешало полученное от нечистого обещание. Так Джек стал скитающимся призраком, не востребованным ни на небе, ни в преисподней до Второго Пришествия и Страшного Суда. На прощание нечистый кинул Джеку уголёк, чтобы тот мог освещать себе путь во мраке. Джек положил уголёк в выдолбленную репу, которую очень любил есть, и пошёл странствовать по свету, куда глаза глядят, надеясь отыскать выход. В древности у кельтов существовало поверье, будто такие светильники помогают душам отыскать путь в потусторонний мир.
Именно этот предмет – выдолбленная репа с угольком внутри из древней легенды с годами трансформировалась в знаменитый Хэллоуинский фонарь, который изначально назывался «Светильником Джека», правда теперь их стали делать не из репы, а из тыквы. Тыква больше да и доступнее, например, в Северной Америке, где столь популярен Хэллоуин.
Ну а авторам осталось только сложить два и два и получить четыре, что они благополучно и сделали. Тыква перекочевала из разряда устройств освещения в разряд головы монстра, став частью классического образа ожившего злобного пугала.
В 1820-ом году из печати вышел рассказ американского писателя Вашингтона Ирвинга «Легенда О Сонной Лощине». Именно в этом произведении впервые появился персонаж с головой тыквой. Это был якобы призрак Гессенского кавалериста, которому отрубили голову и он приставил вместо неё тыкву. Сама же «Легенда О Сонной Лощине» основывалась на более раннем произведении – сказке, написанной немецким писателем и литературным критиком Карлом Музеусом.
Со временем образ средневекового всадника элементарно трансформировался под воздействием новых реалией и постепенно превратился в пугало, гораздо более соответствующее современному американскому миру. Ну где можно взять теперь всадника, для этого придётся выдумывать сложную легенду, а пугало мало того что смотрится жутко, так ещё и торчит на каждом кукурузном поле, всё легко и просто.
Ну а закончить сегодняшний выпуск я хочу ещё одним кошмаром. В процессе поиска информации о происхождении легенд об оживающих пугалах и чучелах, а также об образе пугала с тыквенной головой я наткнулся на старый советский фильм, про который давно не вспоминал. Это экранизация романа Владимира Желе́зникова «Чучело». И фильм этот пострашнее любой крипипасты про ожившее пугало, потому что основан на реальной истории. Сюжет заключается в том, что шестиклассница Лена Бессольцева, приехавшая жить к своему дедушке в сельскую местность, оказывается объектом жуткой травли со стороны учащихся своего класса. По совершенно незначительной причине весь класс объявляет ей бойкот, девочку начинают не только игнорировать, но и откровенно унижать, оскорблять и по-всякому изводить. Её зовут «чучелом», только потому что она отличается от сверстников. На самом же деле Лена гораздо умнее и добрее тех, кто превращает её жизнь в ад, но вокруг не находится ни единого человека, который протянул бы ей руку помощи. В конце концов всё конечно же встаёт на свои места, одноклассники понимают, кто есть кто и осознают как несправедливы были к Бессольцевой, но.
Но сколько таких же историй было и есть в реальности. Мне хотелось бы чтобы вы посмотрели этот фильм и задумались, что часто возле нас находятся люди загнанные жизнью и несправедливостью окружающих в совершенно невыносимые условия жизни, как Лена Бессольцева, их мир полон настоящих страданий и одиночества, несравнимых ни с какими крипипастами. Но мы всегда можем протянуть им руку помощи, и мы должны так сделать, потому что главное в жизни – это дать немного света, если станет темно*.
За сим на сегодня всё, но проект продолжается.
Удачи всем!
В Москве участницу чуть не задушило ожившее пугало
Светлана Люмьер, уверена, что ожившего пугала у нее нарушилось периферическое зрение. И доказать это она намерена в суде. Вместе с юристами уже подготовила соответствующее заявление. Ведь речь идет вовсе не о мистическом, а о вполне реальном актере, который отошел от сценария, играя свою роль.
Светлана Люмьер, участница квеста: «Я практически потеряла сознание там. Сдавливал шею он довольно сильно, и после того как отпустил, я даже нормально вдохнуть не могла, потому что физически это больно было, физическое воздействие».
Ужас от прохождения квеста испытала на себе и Нина Подарёва. Вместе с мужем она подверглась нападению все того же актера, который, видимо для создания необходимого эффекта, пустил в ход зубы.
Нина Подарёва, участница квеста: «Супруг мой был придушен и укушен. Посередине игры заткнули рот и нос, утащили и укусили за предплечье, тоже остался синяк».
Перед тем как зайти в темную комнату, говорят участники, администраторы предупредили их о возможном контакте со стороны актера. Он якобы нужен для того, чтобы держать гостя в напряжении. И даже дали подписать своего рода согласие. Но речи о запрещенных приемах в документе не шло, уверяет Ульяна Иванова. Девушка также стала жертвой актера. Он слишком сильно вжился в роль ударил посетительницу совсем не бутафорским топором.
И таких историй десятки по всей стране. Самая громкая произошла этой зимой в Москве. Посетитель квеста не смог уйти от «Кровавого Санты». Актер, видимо, заигрался и ударил гостя топором. Тому пришлось экстренно зашивать ухо.
Так кто же виноват? Организаторы, которые в погоне за прибылью не смогли обеспечить безопасность посетителей, или актеры, чересчур вжившиеся в роль? Светлана Люмьер уверена наказание должны понести и те, и другие. И намерена обратиться в суд.
Подробнее в репортаже корреспондента НТВ Никиты Развозжаева.
Такое может произойти только в россии пугало ожило
Спорный продукт получился у режиссера Андре Овредала («Охотники на троллей» и «Демон внутри») и продюсера Гильермо Дель Торо («Лабиринт Фавна» и «Форма воды»). Это банальная история о любопытной детворе, которая наткнулась на артефакт и решила его использовать, не задумавшись о последствиях. В данном случае это дневник, в котором рассказы сами пишутся, а их участники непременно погибают в реальной жизни.
Удивительно, но подростковый рейтинг не стал проблемой для фильма. PG-13 использован на максимум. Если вы боялись, что отсутствие рейтинга R превратит картину в копию беззубых «Ужастиков» с Джеком Блэком, то будьте спокойны.
Жутких моментов в фильме достаточно, детей не только пугают на экране, но и убивают. Опасность выглядит реально, а не плюшево.
Главная проблема в том, что картина ощущается жутко вторичной. Понятное дело, что расчет идет на подростков, но это не оправдывает создателей. Истории с монстрами клишированы, да и присутствуют в кадре очень мало. Ощущение, словно большая часть из них почти целиком отбыла свое время еще в трейлерах. И это приводит к тому, что значительную часть времени зрителю придется смотреть на предсказуемое расследование незапоминающихся главных героев.
У картины неплохой темп и визуальная сторона. Эпоха показана минималистично, но без нареканий. Главное же достоинство — монстры, а точнее монстр, так как у всех, кроме финального, мало экранного времени. Чудище из полицейского участка получилось жутким и впечатляющим. Даже во взрослых ужастиках не часто встретишь такой полет фантазии!
Жаль, что финальный акт после неплохой экшен-сцены утопает в затянутости. Ожидаешь, что сейчас будет что-то увлекательное, но все заканчивается нелепо. Спойлерить все равно не буду — вдруг все же решите посмотреть! Ощущение, что под конец просто кончился бюджет.
Хорошо, что наиболее предсказуемый итог событий не стали показывать. Возможно, решили оставить на сиквел.
Приятно, что в финале не стали использовать самый ужасный прием в кино — отмену произошедшего. Это добавило немного драматичности. Но на этом, к сожалению, плюсы заканчиваются.
«Страшные истории для рассказа в темноте» — проходной подростковый ужастик с блеклыми персонажами, но с хорошими визуальными эффектами, который взрослому человеку смотреть совсем не обязательно.
Проклятие дара
Премьера мистической драмы «Пугало» состоялась на главном смотре российского кино — фестивале «Кинотавр», где заслуженно обрела награды. Благодаря кинопрокатным компаниям «ПроВзгляд» и «Искусство кино» в конце февраля фильм выйдет в широкий российский покат. А сейчас в двух столицах проходят премьеры с участием кинокритика Антона Долина и режиссера картины Дмитрия Давыдова. Фильм, который многие воспримут как страшную этническую сказку снятую в документальной манере кроет в себе мощную историю исцеления чудом милосердия.
Посреди заснеженного якутского поля — черная фигурка человека с раскинутыми в распятии руками. Непонятно, кто это, мужчина или женщина. Это Пугало. Косматая женщина-шаман. Глаза ее закрыты. Она часто дышит через рот, плотно сомкнув зубы (холотропное дыхание), погружена в неведомую языческую практику. Вдыхает разлитую в морозном воздухе силу и выдыхает боль, которая больше, чем это поле, и беспощадней пятидесятиградусного трескучего мороза.
В следующей сцене зрителя ведут по коридорам никчёмной поселковой больнички в какой-то глуши Республики Саха. Там в кабинете лежит девушка с огнестрельным ранением в живот, вот-вот умрет. Тут же, качаясь в исступлении, держится за голову «убийца», непутевый муж, по пьяни выстреливший в жену. Местный полицейский, справедливо опасаясь, что его затаскают по кабинетам с проверками и разбирательствами в районном УВД, вызвал (видно уже не впервой) деревенскую знахарку в надежде спасти раненую. Знахарка упирается, не хочет браться: одного взгляда на окровавленное тело ей хватило, чтобы понять, что ситуация уже за гранью. Но отказать участковому не может (о причинах позже). Выгоняет всех из кабинета, раздевается догола, ложится сверху на раненую женщину, входит в трансовое состояние, меняясь в облике. Пугало начинает свой шаманский ритуал, бормоча над лицом умирающей, медленно сползая вниз и буквально высасывая пулю вместе с кровью. Камера оператора Ивана Семенова сверхкрупными планами скользит по героине, запуская в воображение зрителя пугающую натуралистичность необъяснимой работы целителя с телом и потусторонним миром.
Так происходит первое знакомство с протагонисткой мистической драмы кинематографиста-самоучки Дмитрия Давыдова. Он стопроцентный автор своей картины: сам себе и режиссер, и сценарист, и продюсер. Работая обычным директором школы, Дмитрий создает на свои деньги кинокартины, вводящие зрителя в экзистенциальное потрясение. За совсем смешные деньги (бюджет «Пугала» — 1,5 млн рублей) у Давыдова получается сотворить маленькое чудо — превратить локальные якутские национальные мифы в универсальные общечеловеческие драмы, короткие и простые, как притчи, однако цепляющие каждую нервную клетку смотрящего на экран. Дебютный фильм режиссера «Костер на ветру» в 2016 году попал на кинофестиваль в Пусане и открыл мировой общественности самобытность якутского кинематографа. У «Пугала» тоже замечательное начало фестивальной истории. Якутский фильм впервые попадает на конкурс «Кинотавра», и его феноменальность отмечают все — и простые зрители, и специалисты. Жюри фестиваля под началом Бориса Хлебникова отдает «Пугалу» Дмитрия Давыдова гран-при, а Валентине Романовой-Чыскыырай приз «За лучшую женскую роль».
Странная женщина, закутанная в какие-то тряпки, в нелепой меховой шапке, под ней — копна длинных черных волос с проседью. Она — изгой, отшельник. Дом знахарки в полной разрухе, а дырявые валенки даже нечем заменить. Лицо опухло от нещадных возлияний: водка — внутренний антисептик, очищающий от черной энергии людских хворей и ненадолго избавляющий от крепко засевшего внутри горя. А утешить ее может только местный кочегар: этих двоих связывает море кромешного одиночества.
У остальных же Пугало вызывает животный страх перед неведомым и презрение. Односельчане шарахаются от колдуньи как от чумы. Собаки лают ей вслед. Над ней издеваются, не продают даже хлеба в продмаге, бьют окна, а иногда ее саму. Пугало прощает всех, а на все оскорбления бросает лишь зерна правды, что обжигают, как кипяток. То скажет, что у местного Степы жена беременна не от него, то старой бабке, что для выздоровления нужно родить щенка (и наглядно показывает безумие, которым старуха изводит родственников)…
Однако людское презрение меркнет перед бедой. Пугало — последний шанс на спасение: лечит от бездетности, заикания и неизлечимых болезней. Правда после таких сеансов исцеления самому Пугалу приходится очень тяжко. Она с трудом восстанавливается: ее тошнит, трясет, она не может есть, впадает в транс, выгоняя принятых на себя демонов смерти. Для Пугала дар целителя — в некотором смысле проклятие. Мрачная тайна, сокрытая под спудом прошлого, заставляет знахарку помогать людям снова и снова. Тяжелый грех лежит на ее душе — ее собственное много лет назад потерянное дитя… Искать ребенка Пугалу помогает тот самый сельский участковый.
Давыдов снял в жанре магического реализма псевдодокументальную сказку о каноническом пути святого или юродивого, в которой религиозное начало заменено народным, языческим. Весь ужас и грязь человеческого греха режиссер показывает с деликатностью мудрого рассказчика — щадит зрителя, размывает фокус, отводит камеру в сторону или вовсе стоит за дверью, пока свершается нечто запредельно страшное. Хромое призрачное существо, обнимающее деревья и прощающее людям их злость, подлость и невежество — образ классической христианской мученицы, хотя в фильме вообще нет упоминаний о Боге или каких-то иных сверхъестественных силах, кроме дара чудесного исцеления и куда более ценного дара – милосердия.
Самопожертвование Пугала показано буднично: она небрежно сбрасывает свои лохмотья, безмолвно отодвигает жестом ненужные разговоры. В гипнотической игре профессиональной певицы Валентины Романовой-Чыскыырай нет ни малейшего переигрывания, ни капли истерики даже в самые трагические моменты картины. Режиссер дал актрисе полную свободу действий и импровизаций, и она блистательно сыграла практически без слов, каким-то женским нутром, достигнув уровня трагических чеховских героинь.
Страдания Пугала живут внутри нее, а когда безудержно прорываются, то не эмоциональным надрывом, а причудливым трансовым танцем под беззвучную музыку, немедленным вливанием в себя бутылки водки и долгими обреченными сидениями в кочегарке — такова цена принятой на себя чужой смерти. Цена дара врачевателя, кидающего в топку собственную жизнь. Лишь однажды мелькнувшая улыбка на изуродованном побоями лице Пугала с невероятной силой манифестирует исполинское смирение этой хрупкой женщины.
Скупой минималистичной формой и блеклой выцветшей картинкой режиссер-самородок, которого справедливо сравнивают с поздним Алексеем Балабановым явил нам труднопостижимую реальность пронзительно одинокого инакочувствующего и инакодействующего человека, упрямо тянущего по заснеженной лесной дороге тяжелые сани с дровами — большую и отнюдь несентиментальную любовь к человеку.