такълид что такое в исламе

Следование мазхабу (таклид)

такълид что такое в исламе. Смотреть фото такълид что такое в исламе. Смотреть картинку такълид что такое в исламе. Картинка про такълид что такое в исламе. Фото такълид что такое в исламе

Расскажите, пожалуйста, подробно о таклиде. Когда разрешается следовать другим мазхабам?

Мусульманин имеет право выбрать один из четырёх мазхабов, и после того, как выбрал, он имеет право переходить в другие мазхабы часто или редко. Для следования другому мазхабу (таклид) нужно соблюдать шесть условий:

1. Если человек хочет следовать другому мазхабу в определённом вопросе, то он должен знать условия и особенности этого вопроса. Например, шафиит следует мазхабу имама Малика в том, что прикосновение к женщине не портит омовение. В этом случае шафиит не имеет права следовать этому мазхабу, если не знает правил омовения по мазхабу имама Малика. Например, что во время омовения обязательно нужно протирать всю голову.

2. Следование другому мазхабу не должно быть необдуманным. Например, человек совершает поклонение, не следуя ни одному мазхабу, наугад.

3. Нельзя искать лёгкости в мазхабах (татабуу ррухас), то есть, чтобы снять с себя обязанность совершения чего-либо. Например, времени для совершения обеденного намаза остаётся мало, и человек не находит ни воды для омовения, ни земли для таяммума, но находит большой камень и, следуя за имамом аш-Шафии, не совершает на камне таяммум. При этом он не возмещает намаз, следуя за имамом Маликом. Такой таклид (следование) недопустим, т. к. имам аш-Шафии не разрешает совершать таяммум на камне, но такого человека он обязывает совершить намаз даже без омовения или без таяммума, и в последующем этот намаз следует возместить. Имам Малик утверждает, что если нет воды для омовения и земли для таяммума или чистого камня, то человек не должен совершать в это время намаз и возмещать его не должен.

4. Тот алим или имам, за которым человек хочет следовать, должен быть абсолютным муджтахидом или муджтахидом в фетвах, например, как ар-Рафии, ан-Навави, ар-Рамали, ибн Хаджар, кроме случаев, когда алимы говорят, что то или иное решение какого-либо из этих учёных слабое. Также нельзя следовать за имамом в решении, от которого он впоследствии отказался, если только алимы этого мазхаба заново не утвердят это отменённое решение.

5. Нельзя кое-как связывать мнения двух мазхабов, чтобы в результате получилось решение, не соответствующее обоим мазхабам (тальфик). Например, человек делает омовение, делая масху на голову, протирая меньше одной четвёртой части головы, следуя таким образом за имамом аш-Шафии, потом трогает свой половой орган и принимает решение, что у него не испортилось омовение, следуя за имамом Абу Ханифой (по ханафитскому мазхабу омовение не портится, если трогать половые органы). Омовение не засчитывается по обоим мазхабам, ибо по мазхабу аш-Шафии омовение портится, если тронуть половой орган, а по ханафитскому мазхабу во время омовения нужно протирать одну четвёртую и более головы.

6. Действие, в котором человек следует определённому мнению, не должно быть действием, которое исламский судья (кади) может отменить из-за несоответствия этого действия единому мнению (иджма) алимов. Например, нельзя следовать мнению, что трёхкратное произнесение слов о разводе одновременно является однократным, потому что хоть и есть такое мнение, но если исламский судья решает этот вопрос, он должен принять решение, что в этом вопросе получается трёхкратный развод, а не один развод, ибо мнение, что произнесение трёхкратное одновременно, является только одним разводом, противоречит единогласному мнению алимов («Танвир уль Кулюб»).

На вопрос ответил Ибрагим Ибрагимов

такълид что такое в исламе. Смотреть фото такълид что такое в исламе. Смотреть картинку такълид что такое в исламе. Картинка про такълид что такое в исламе. Фото такълид что такое в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Таклид в Коране

такълид что такое в исламе. Смотреть фото такълид что такое в исламе. Смотреть картинку такълид что такое в исламе. Картинка про такълид что такое в исламе. Фото такълид что такое в исламе

такълид что такое в исламе. Смотреть фото такълид что такое в исламе. Смотреть картинку такълид что такое в исламе. Картинка про такълид что такое в исламе. Фото такълид что такое в исламе

такълид что такое в исламе. Смотреть фото такълид что такое в исламе. Смотреть картинку такълид что такое в исламе. Картинка про такълид что такое в исламе. Фото такълид что такое в исламе

Provides a service for Muslims to ask advice of experts in belief and practice

такълид что такое в исламе. Смотреть фото такълид что такое в исламе. Смотреть картинку такълид что такое в исламе. Картинка про такълид что такое в исламе. Фото такълид что такое в исламе

Исламский информационно-образовательный портал

Улуль Амр (обладающий влиянием) – это мусульманский правитель, по мнению одних, и, по мнению других, это ученые религии. Второе объяснение от Джабира ибн Абдуллаха и Абдуллаха ибн Аббаса, рахимахумаЛлах (этот тафсир Абдуллаха ибн Аббаса передает Муъамия ибн Салих от Али ибн Талха, рахматуЛлахи алейхим аджмаин, Ибн Джарир 5, стр.88). Цепь передатчиков является достоверной (Аль-Иткан,80): Муджахид, Ата ибн Абу Рабах, Ата ибн ас-Саъиб, Хасан аль Басри, Абу аль-Алия и многие другие, рахматуЛлахи алейхим аджмаин.

Имам Рази, рахматуЛлахи алейхи, предпочел это толкование, сославшись на множество аргументов. Он сказал:

Лицемеры в Медине распространяли слухи касающиеся войны и мира. Некоторые простые мусульмане попали в их ловушки, и начали передавать другим то, что слышали. Это создавало атмосферу нопределенности. Данный аят указывает мусульманам не делать этого, а обратиться к улуль амр с вопросом о том, что они узнали. Знающие среди них хорошо изучат данный вопрос и дадут им правильный ответ.

Хотя этот аят был ниспослан о конкретной ситуации, принципы его толкования основываются на общих установках и правилах, заложенных в аяте. Соответственно, этот аят велит нам обращаться к людям, специализирующимся в изучении религии и следовать согласно их дедукции. Это и есть таклид. Имам Рази, рахимахуЛлах, писал про этот аят:

Мы ясно дали понять ранее, что: «Опора ставится на общие слова аята, а не на отдельное положение, для которого он был ниспослан». Таким образом, из аята мы получаем принцип, согласно которому люди, не обладающие знаниями, должны следовать тем, кто знает. Это и есть таклид.

Хатиб Багдади писал, отвечая на вопрос «для кого обяателен таклид?», что «это те люди, которые не знают методов выведения шариатских решений. Им приказано делать таклид за учеными и следовать по этому пути, потому как Аллах говорит: «Спросите обладателей Напоминания»».

Источник

Что такое таклид в исламе?

такълид что такое в исламе. Смотреть фото такълид что такое в исламе. Смотреть картинку такълид что такое в исламе. Картинка про такълид что такое в исламе. Фото такълид что такое в исламе

Что такое таклид в исламе?

Таклид (или подражание) – это следование в религиозных вопросах предписаниям ученых и муфтиев какого-либо мазхаба. Возник таклид во втором веке хиджры: тогда люди обращались к ученым за помощью в решении вопросов касательно религии, права.

Мукаллиды – мусульмане, не имеющие должных знаний в юридических или правовых вопросах и следующие предписаниям ученых.

На сегодняшний день существуют четыре мазхаба :

Все они получили названия от имен своих основателей. По основным вопросам все мазхабы совпадают, что составляет около 75 %, различия заключаются в деталях.

Таклид в исламе – действие, обязательное для каждого мусульманина.

Таклид, или какому мазхабу подражать.

Мусульманин в праве самостоятельно выбрать один мазхаб, а затем следовать ему. Также разрешено переходить в другие мазхабы. Для того, чтобы следовать иному мазхабу, необходимо соблюдение некоторых условий:

И сунниты, и шииты считают таклид обязательным в правовых вопросах, в юридических и в толковании исламских практических заповедей. В суннитском мазхабе следуют таклиду ученого, которого уже нет в живых (вышеперечисленны четыре мазхаба).

Таклид ал-хасс можно разделить на три вида:

Сегодня многие считают, что можно, прочитав Коран, сделать самостоятельные выводы и придерживаться их. Но разве можно прийти к верному заключению, не имея определенных знаний? Тем более, полагаться на их правильность, прочитав приблизительный перевод Корана. Не стоит забывать, что исламские ученые посвятили века на «расшифровку» указаний Корана.

Пожалуйста, сделайте репост данной статьи. Спасибо!

Источник

Таклид

Таклид (араб. تَقْليد ‎‎) — в исламском праве: следование авторитетному специалисту в вопросах фикха (факих) со стороны человека, не компетентного в этой области. Соответственно, понятие таклида тесно связано с термином «иджтихад», которым обозначают процесс дедуктивного вывода исламских законов из Корана и Сунны (в шиитском исламе) либо опору на собственное толкование (в суннитском исламе). Учёный-муджтахид выступает в качестве эксперта для обычных мусульман, не сведущих в сфере норм Шариата, однако обязанных соблюдать их.

Необходимость таклида обусловлена тем, что для выведения законов ислама из сакральных источников необходимо обладать глубокими знаниями в области шариатских дисциплин — таких, как кораническая экзегетика (тафсир), наука о хадисах (илм аль-хадис), наука о принципах юриспруденции (илм усул аль-фикх), история ислама, жизнеописание пророка Мухаммада, обстоятельства ниспослания коранических аятов (асбаб ан-нузул), арабский язык эпохи пророчества, логика и т. д. Для изучения данных наук требуется не одно десятилетие, а потому получение должной квалификации в области иджтихада для людей иных профессий не представляется возможным. В таком случае люди становятся мукаллидами — следующими за муджтахидом и обращающимися к ним за консультацией так же, как человек, не имеющий медицинского образования, обращается к квалифицированному врачу.

Содержание

Этимология понятия

В арабском языке слово «таклид» является масдаром (отглагольным существительным) второй породы и, в соответствии с арабско-русским словарём Х.К. Баранова переводится как «облечение властью», «назначение на пост», «подражание», «имитация», «предание», «традиция».

Таклид в Коране

Коран даёт мусульманам указание следовать мнениям знатоков в тех вопросах, в которых они сами не сведущи:

Разделение труда, когда одни люди посвящают себя изучению исламских наук, а другие — иным важным профессиям (медицина, естественные науки, военное дело и т. д.), Коран называет важной составляющей жизни общины и государства:

Таклид в суннизме

Поскольку в суннизме «врата иджтихада» закрыты начиная с 10 в. н.э., под таклидом в данном направлении ислама понимают строгое следование установлениям одного из четырёх традиционных мазхабов (ханафитского, маликитского, шафиитского или ханбалитского). Впрочем, в современную эпоху на смену жёсткому таклиду одному из мазхабов пришёл более либеральный подход, в соответствии с которым верующие могут по одним вопросам обращаться к одному мазхабу, а по иным — к другому (сторонники строгой суннитской ортодоксии, впрочем, данный подход отвергают). Кроме того, в рамках салафитского направления, отвергающего четыре традиционных мазхаба, раздаются призывы к «открытию врат иджтихада», хотя де-факто отрицание таклида четырём традиционным школам права оборачивается ещё более слепым следованием ведущим саудовским салафитским авторитетам.

Таклид в шиизме

Впрочем, шиитские богословы делают оговорку, что таклид дозволен и обязателен для неспециалиста лишь в вопросах законов ислама (ахкам) и запрещён в вопросах вероучения (акыда), поскольку мусульманин должен обрести веру в положения ислама путём самостоятельного размышления, а не автоматического следования чужому мнению.

Хадисы о таклиде из шиитских источников

В своей книге «Таклид: значение и действительность» канадский автор сайид Мухаммад Ризви приводит следующие хадисы:

Требования к муджтахиду в джафаритском фикхе

Муджтахид, обладающий должной компетентностью и всеми требуемыми качествами для того, чтобы его вердиктам (фетвам) могли следовать, называется марджи ат-таклид (источник подражания). Однако одного лишь наличия квалификации недостаточно, чтобы быть муджтахидом. Помимо этого, марджи ат-таклид должен быть мужчиной, свободным, шиитом двенадцати имамов, психически здоровым, справедливым (соблюдающим все нормы Шариата) и, в качестве предосторожности, живым.

Обычный мусульманин может определить, кто является марджи ат-таклид, тремя способами:

1) Если он является исламским учёным, он может сам определить, кто удовлетворяет нужным требованиям; 2) В ином случае мусульманину могут помочь свидетельства двух справедливых компетентных людей; 3) Если этот муджтахид настолько широко известен в качестве марджи ат-таклид, что в его статусе нет никаких сомнений.

Наиболее компетентный муджтахид носит титул «а’алам», что означает «наиболее знающий». Однако зачастую богословам трудно определить, кто из муджтахидов является самым знающим, поэтому в мире одновременно существует несколько марджи ат-таклид, имеющих своих последователей. Наиболее известными и авторитетными марджи на сегодня являются Али Хаменеи, Али Систани, Макарем Ширази и др., а в недалёком прошлом столь же влиятельны были лидер исламской революции в Иране Рухолла Мусави Хомейни, Фазиль Ленкорани, Абулкасим аль-Хои, аятолла Хаким и некоторые другие муджтахиды. Основными центрами по подготовке муджтахидов являются священные города Кум (Иран) и Наджаф (Ирак).

У каждого марджи ат-таклид, как правило, имеется собственный труд по фикху под названием «Таудых аль-масаиль» («Разъяснение положений (Шариата), в которых по главам описаны все правовые нюансы базовых предписаний ислама, касающихся поклонения (ибадат) и отношений между людьми (муамалат) — таких, как омовение (вуду), ежедневная обязательная молитва (салат, намаз), пост в месяц Рамадан (саум), паломничество (хадж), брак (никах), развод (таляк), различные сделки и экономические отношения, еда и питьё и т. д. Кроме того, муджтахиды выпускают фетвы и сборники фетв по вопросам, касающимся этих тем и всех остальных сторон жизни индивидуума и общества.

Причины разногласий между шиитскими муджтахдами

Сайид Мухаммад Ризви отмечает, что разногласия между муджтахидами, несмотря на их наличие, не являются столь фундаментальными, чтобы один из них считал какое-либо действие обязательным (ваджиб), а другой — запретным (харам). Причина этого заключается в том, что все шиитские муджтахиды опираются на одни и те же сакральные источники права, и, кроме того, джафаритский мазхаб отвергает такой метод, как ра’и (опора на собственное мнение при толковании правового вопроса), строго настаивая на том, что фетва должна иметь основания в Коране и Сунне. Поэтому в идеале фетва муджтахида должна соответствовать имеющимся аятам и хадисам.

Однако, как утверждает Мухаммад Бакир ас-Садр в своём труде «История илм аль-усул», с течением времени часть хадисного материала была утеряна, и, кроме того, учёные разошлись во мнениях относительно достоверности ряда хадисов. В таких случаях возникают своеобразные смысловые пробелы, и муджтахиды используют разного рода рациональные методики, чтобы реконструировать искомую шариатскую норму. В таких случаях фетвы муджтахидов могут несколько отличаться (к примеру, Али Систани вынес фетву, что наличие кошачьей шерсти на одежде не препятствует совершению молитвы, а Али Хаменеи и Макарем Ширази считают такую молитву недействительной, не налагая при этом категорического запрета на содержание кошки дома; некоторые муджтахиды запрещают пение, а другие полагают, что если текст песни согласуется с нормами ислама, в её исполнении нет проблемы).

Возможность таклида нескольким муджтахидам

Современные шиитские учёные несколько разошлись во мнениях по этому поводу. Например, в «Разъяснении положений (Шариата)» Али Систани говорится:

С другой стороны, поскольку на сегодняшний день проблематично точно определить наиболее знающего человека, кумские учёные несколько иначе трактуют данный вопрос. Например, в своём учебнике «Исламское право» сайид Али Хаменеи пишет:

Аналогичным образом, Макарем Ширази даёт на этот вопрос такие ответы:

Если два религиозных законоведа действительно обладают одинаковым уровнем знаний, то подобное следование не запрещается. Но необходимо помнить, что в одном вопросе необходимо следовать только одному религиозному законоведу. Так как следование в одном вопросе двум законоведам может привести к трудностям и сомнениям относительно верности совершенного деяния.

Ответьте пожалуйста, можно ли одновременно совершать таклид нескольким муджтахидам (религиозным законоведам)?

Не дозволяется в одном и том же вопросе совершать таклид одновременно нескольким муджтахидам. Но если эти муджтахиды обладают одинаковым уровнем знаний, то в одних вопросах можно совершать таклид одному муджтахиду, а в других вопросах другому. Например, в вопросах молитвы и поста можно следовать фетвам одного муджтахида, а в вопросах хумса и брака фетвам другого муджтахида. Однако не нужно забывать, что если в каких-либо вопросах мусульманин уже следовал фетвам определенного муджтахида, то в этих вопросах он не имеет права начинать следовать фетвам другого муджтахида (кроме случаев, когда будет доказано, что второй муджтахид является более компетентным и знающим чем первый муджтахид). Таким образом, в каких-либо вопросах следовать фетвам другого муджтахида дозволяется лишь в том случае, если ранее в этих вопросах мусульманин не следовал фетвам первого муджтахида.

Источник

Таклид

С точки зрения терминологии учёных Ислама, таклид — это следование в религии за кем-то без довода от Аллаха или Его посланника ﷺ.

Аллах приказал в Кур’ане:

ٱتَّبِعُواْ مَآ أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلَا تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِۦٓ أَوْلِيَآءَ ​ۗ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ

«Следуйте за тем, что ниспослано вам вашим Господом, и не следуйте за другими покровителями (аулия) вместо Него. Мало же вы вразумляетесь!» (7:3)

قُلْ أَطِيعُوا اللَّهَ وَالرَّسُولَ فَإِن تَوَلَّوْا فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْكَافِرِينَ

«Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и посланнику». Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих» (3:32)

مَّن يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ وَمَن تَوَلَّى فَمَا أَرْسَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظًا

«Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَا تَوَلَّوْا عَنْهُ وَأَنتُمْ تَسْمَعُونَ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите» (8:20)

وَمَن يُطِعِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ وَمَن يَتَوَلَّ يُعَذِّبْهُ عَذَابًا أَلِيمًا

«Кто подчинится Аллаху и Его посланнику, того Он введет в Райские сады, в которых текут реки. А кто отвернется, того Он подвергнет мучительным страданиям» (48:17)

И аятов с подобным смыслом в Кур’ане много.

Господь Миров приказывает мусульманам следовать за Откровением и подчиняться Ему безусловным подчинением, поскольку только Он имеет право устанавливать положения в религии:

إِنِ الْحُكْمُ إِلَّا لِلَّهِ

«Хукм (в религии) принадлежит только Аллаху» (12:40)

Точно также мы обязаны подчиняться и Мухаммаду ﷺ, что обусловлено его статусом посланника Аллаха:

وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى

إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَى

«Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь внушаемое ему Откровение» (53:3-4)

مَّن يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ وَمَن تَوَلَّى فَمَا أَرْسَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظًا

«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)

Помимо Аллаха и пророка, который говорит о религии только по Откровению, никто не имеет права привносить что-то в религию от себя.

Если кто-то намеренно припишет к Аллаху или отнесет к Исламу то, чего не было ниспослано в Откровении, то совершит тем куфр, как об этом сказал Всевышний:

فَوَيْلٌ لِّلَّذِينَ يَكْتُبُونَ ٱلْكِتَٰبَ بِأَيْدِيهِمْ ثُمَّ يَقُولُونَ هَٰذَا مِنْ عِندِ ٱللَّهِ لِيَشْتَرُواْ بِهِۦ ثَمَنًا قَلِيلًا ​ۖ فَوَيْلٌ لَّهُم مِّمَّا كَتَبَتْ أَيْدِيهِمْ وَوَيْلٌ لَّهُم مِّمَّا يَكْسِبُونَ

«Горе тем, которые пишут писание своими руками, а потом говорят: «Оно от Аллаха», — чтобы продать его задёшево. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (2:79)

وَلَا تَقُولُواْ لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ ٱلْكَذِبَ هَٰذَا حَلَٰلٌ وَهَٰذَا حَرَامٌ لِّتَفْتَرُواْ عَلَى ٱللَّهِ ٱلْكَذِبَ ​ۚ إِنَّ ٱلَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى ٱللَّهِ ٱلْكَذِبَ لَا يُفْلِحُونَ

«Пусть ваши языки не говорят лживо: «Это — дозволено, а то — запретно», — измышляя ложь на Аллаха. Поистине, измышляющие ложь на Аллаха не преуспеют» (16:116)

Если же кто-то сознательно примет себе в религию чьи-то слова, помимо слов Аллаха и Его посланника, то совершит тем самым ширк:

أَمْ لَهُمْ شُرَكَٰٓؤُاْ شَرَعُواْ لَهُم مِّنَ ٱلدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَن بِهِ ٱللَّهُ ​ۚ وَلَوْلَا كَلِمَةُ ٱلْفَصْلِ لَقُضِىَ بَيْنَهُمْ ​ۗ وَإِنَّ ٱلظَّٰلِمِينَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? Если бы не решающее слово, то их спор был бы уже решён. Поистине, несправедливым уготованы мучительные страдания» (42:21)

Из приведенных выше аятов можно сделать очевидные выводы:

Доводом в религии Ислам является только Кур’ан и достоверная Сунна.

Нельзя брать себе в религию слова людей, за исключением посланника Аллаха ﷺ.

Если кто-то вам говорит (или же вы где-то прочитали) о каком-либо положении в Исламе, то нельзя брать эту информацию себе в религию до тех пор, пока вы не узнаете из какого аята или хадиса она взята.

Важно понять, что требование шариатского доказательства (довода) не является некорректным поведением или, тем более, оскорблением по отношению к обладателям знания, ведь именно это нам и приказано в Кур’ане:

فَسْـَٔلُوٓاْ أَهْلَ ٱلذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Спросите у знающих Напоминание (ахлю-з-зикр), если вы сами не знаете» (16:43)

قُلْ هَاتُواْ بُرْهَٰنَكُمْ إِن كُنتُمْ صَٰدِقِينَ

«Скажи: «Приведите ваш довод, если вы говорите правду»» (2:111)

Аллах приказывает мусульманам спрашивать у знающих Откровение то, что они объяли знанием — шариатские доказательства, ведь нам не приказано следовать за мнениями людей, кем бы они ни были.

Каждый человек (в том числе и ученый) может ошибаться, поэтому мы принимаем слова обладателей знания, если они совпадают с доказательствами из Кур’ана и Сунны в понимании сподвижников, и не принимаем, если они по каким-либо причинам входят в противоречие с Откровением.

Такой подход гарантирует сохранение религии Аллаха в её первозданном виде и препятствует проникновению в Ислам мнений, которые не имеют отношения к Откровению.

Кроме того, именно посредством выяснения шариатского доказательства простые мусульмане постепенно изучают и запоминают Кур’ан и Сунну.

Человек рождается без знаний. Не каждому суждено стать ученым, однако каждый мусульманин должен изучить и знать доводы из Кур’ана и Сунны по вопросам, с которыми он на практике сталкивается в своей повседневной жизни.

Многие мусульмане, к сожалению, небрежно относятся к своей религии, по причине чего голословно причисляют себя к какому-либо мазхабу или ссылаются на слова ученого, не зная при этом, на основе каких шариатских доказательств эти слова были высказаны.

Подобный подход порицали и сами имамы мазхабов, побуждая людей узнавать довод и запрещая таклид.

Остается добавить, что хотя делать таклид в вопросах религии запрещено, нет ничего плохого в слепом следовании за знающими людьми во всех прочих мирских вопросах.

Так, например, получая рецепт от врача, мы не обязаны требовать обоснование целесообразности выписанных им лекарственных средств. Точно также мы можем сделать таклид за каким-либо иджтихадом ученого в случае, если относительно этого вопроса нет прямого шариатского доказательства.

Однако в религии мы должны следовать только за доказательствами от Аллаха и Его посланника, а поэтому обязаны изучать их посредством обращения к обладателям знания. Подобное усердие в обучении является обязательным (уаджиб), как об этом сказал посланник Аллаха ﷺ:

طَلَبْ العِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ

« Приобретение (основ шариатского) знания является обязанностью каждого мусульманина! » («Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» № 3914).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *