таким то узлом и завязалась россия какая фигура речи
Таким то узлом и завязалась россия какая фигура речи
От тропов отличаются фразовые компоненты, которые называются фигурами речи. Это обычно словосочетания или предложения.
Они представляют собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.
Если троп – это слово с переносным значением (оно имеет отношение к лексике), то фигура – часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис).
Рассмотрим примеры различных фигур речи.
Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, оборотом.
Погасло дневное светило ;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов.
главой голодных орд,
в терновом венце революций
Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.
Антитеза – контраст, противопоставление явлений и понятий.
Когда в кругу убийственных забот
Нам всё мерзит — и жизнь, как камней груда,
Лежит на нас, — вдруг знает бог откуда
Минувшим нас обвеет и обнимет
И страшный груз минутно приподнимет.
Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
Не жалею, не зову, не плачу …
Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг,
И мне наскучил их несвязный
С кем мне поделиться
Риторический вопрос – оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа.
О чём ты воешь, ветр ночной?
О чём так сетуешь безумно.
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Знакомые тучи! Как вы живёте?
Кому вы намерены нынче грозить?
Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к чему-то неодушевлённому или к кому-то незнакомому.
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастёшь моих знакомцев…
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…
Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме.
Какое лето! Что за лето!
Да это просто колдовство.
Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино,
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина…
Параллелизм – сходное построение смежных фраз, строк или строф.
Гляжу на будущность с боязнью,
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало…
Рассказать, что лес проснулся…
Рассказать, что с той же страстью…
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет…
Зверю – берлога, нужна
Полюбил учёный – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную.
Парцелляция – намеренное расчленение фразы с целью усиления выразительности, экспрессивности.
Всякие стихи ради последней строчки.
Которая приходит первой.
«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин.
Прочитать подробнее о звукописи.
Прочитать о лексических средствах выразительности (тропах).
Фигуры речи.
Фигуры речи включают в себя тропы (употребление слов в переносном смысле) и фигуры в узком понимании этого слова (различные приемы сочетания слов), но в русском языке до сих пор актуальна проблема разграничения первых и вторых. В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные фигуры речи и лексические средства русского языка.
Смеющееся лето просилось в дом.
Откуда ты такой добрый взялся на мою голову?
Мертвая тишина повисла в комнате.
И напрасно наместник Рима
Мыл руки пред всем народом,
Под зловещие крики черни;
И шотландская королева
Напрасно с узких ладоней
Стирала красные брызги
В душном мраке царского дома.
И тогда он увидел глаза. Зеленые и искрящиеся.
И снова взрывы и смерти. Что это значило? Это значило, что о мечтах и чаяниях можно надолго забыть.
Курень, гутарить, тремпель, тормозок.
Однородные члены предложения. Употребление предложений с однородными членами используется для перечисления однородных понятий. Также служит для усиления эффекта от преподносимой информации.
Потеря была горькой, мучительной, невосполнимой и разрывающей душе на части.
Торжество науки над верой, ума над чувствами, молекулы над живой водой.
Над крепостью развевалось знамя. У крепости лежали груды тел погибших воинов.
Солнце жарило, как в Сахаре.
Я не чувствую ног ( = я стал). Отправиться на край света ( = отправиться далеко).
На дворе стоял май, яркий, свежий, пахучий.
ЕГЭ. Задание 24. Тест по теме «Синтаксические средства экспрессивной речи. Фигуры речи»
Тест по теме «Синтаксические средства экспрессивной речи. Фигуры речи».
Просмотр содержимого документа
«Тест по теме»
Тест по теме «Синтаксические средства экспрессивной речи. Фигуры речи»
1. В каких предложениях использована антитеза?
1) Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, всяк заплачет.
2) Белый ест ананас спелый, черный — гнилью моченый.
3) Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
4) Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
2. В каких предложениях использовано многосоюзие?
1) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
1) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)
2) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
4) Зато и внук, и правнук, и праправнук растут во мне, пока я сам расту. (П.Г. Антокольский)
3. В каких предложениях использовано бессоюзие?
1) Прямо дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты. (Н.А. Некрасов)
2) В сырых уголках тянулись высокими стеблями зелёные травы, белая кашка склонялась отяжелевшими головками, как будто в тихой истоме.
3) И на Арбате мчатся, мчатся в Вечность: пролеток черных быстротечность, рабочий, гимназист, кадет. Проходят, ветер взвив одежды, глупцы, ученые, невежды. (А. Белый)
4) Зато и внук, и правнук, и праправнук Растут во мне, пока я сам расту. (П.Г. Антокольский)
4. В каких предложениях использован эллипсис?
1) Прямо дороженька, насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. (Н.А. Некрасов)
2) Вместо хлеба — камень, вместо поучения. — колотушка (М.Е. Салтыков-Щедрин).
3) Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет. (А.С. Пушкин)
4) День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь — в смерть… А ты. Ты в меня! (Г.Гейне)
5. В каких предложениях использована инверсия?
1) И томных дев устремлены на вас внимательные очи. (А. С. Пушкин)
2) И к мудрому старцу подъехал Олег. (А. Пушкин)
3) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)
4) Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет. (А.С. Пушкин)
6. В каких предложениях использована парцелляция?
1) Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н.А. Некрасов)
2) Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет. (В.М. Шукшин)
3) Приедут к часу открытия музыки и сидят до окончания всех номеров. И смотрят в одно направление.
4) Полночь сошла, непроглядная темень.
7. Какой художественный прием использует автор?
Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье, да в темном лесу, не дома, сидя за печтю; кистенем и обухом, а не бабьим наговором. (А.Пушкин).
1) Инверсия.
2) Антитеза.
3) Многосоюзие
8. Какой художественный прием использует автор?
1) Инверсия.
2) Антитеза.
3) Многосоюзие
9. Какой художественный прием использует автор?
Конечно, не блистал ни чувством, ни поэтическим огнем, ни остротою, ни умом, ни общежития искусством. (А.С. Пушкин)
1) Инверсия.
2) Антитеза.
3) Многосоюзие
10. Определите средства выразительности.
1) Кто бы мог подумать, что я забыл тебя?
2) И через минуту капитан, Чанг и художник уже на темной улице, где ветер с снегом задувает фонари. (И. А. Бунин)
3) Ты красив — я страшен.
4) Тучки грозовые по небу плывут.
5) Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди.
А — инверсия, Б — риторический вопрос, В — парцелляция, Г — эллипсис, Д — антитеза.
11. Назовите синтаксический прием, который:
1) подчеркивает авторскую мысль:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный… (А.С. Пушкин)
2) использован для изображения лирических переживаний:
Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край. (А.А. Фет)
3) придает яркость описанию природы:
Моторный рев, надсадный, вынимающий душу вой — водопад из поднебесья. И незыблемо-прочная земля сотрясается, ломается, крошится. (В. Ф. Тендряков)
4) использован для усиления выразительности речи в строке:
Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Р. Державин)
5) передает эмоциональность, взволнованность речи героя:
Нет; я хотел … быть может, вы … я думал,
Что уж барону время умереть. (А.С. Пушкин)
А — анафора, Б — антитеза, В — умолчание, Г — инверсия; Д — эллипсис.
12. Какой синтаксический прием
1) использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания?
Флеров – все умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
2) использовал Ф.М.Достоевский для обозначения различного эмоцио-нального и волевого состояния героев?
— Вы. едете?
— Не знаю. все завтра.
3) придает динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»?
Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком;
4) использовал М.Лермонтов для резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств?
Смерть и бессмертье, жизнь и погибель и деве и сердцу ничто. (М.Лермонтов)
5) использовал автор для усиления выразительности речи?
Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.
А – антитеза; Б – парцелляция; В – умолчание; Г – инверсия; Д – эллипсис.
13. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
А. Фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий.
Б. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок.
В. Намеренное опущение союзов между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения.
Г. Фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.
Д. Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
14. В каком случае дано неправильное определение фигуры?
1) Антитеза — это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов.
2) Парцелляция — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ.
3) Инверсия — это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении.
4) Именительный темы — это стилистическая фигура, представляющая собой разделенное на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего или пишущего понятие (тему сообщения), а вторая часть содержит какое-либо высказывание по поводу данного понятия.
15. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет».
1) многосоюзие
2) инверсия
3) бессоюзие
4) антитеза
16. Укажите, какая фигура речи используется в строках И.С.Тургенева «Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая».
1) многосоюзие
2) инверсия
3) бессоюзие
4) антитеза
17. Укажите, какая фигура речи используется в строках А. С. Пушкина «Ох, лето красное! любил бы я тебя,когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи».
1) многосоюзие
2) инверсия
3) бессоюзие
4) антитеза
18. Укажите, какая фигура речи используется в строках И. А. Бунина «День вечереет, небо опустело, Гул молотилки слышен на гумне. Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
1) многосоюзие
2) инверсия
3) бессоюзие
4) антитеза
Синтаксические средства экспрессивной речи. Фигуры речи
Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами
В русском языке применяются языковые средства речи, например:
Стилистические фигуры речи
Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).
Таблица с примерами
Виды фигур | Определение | Примеры |
Антитеза | фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств | |
Анафора | повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин) |
Эпифора | повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) | Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
Градация | такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его | |
Хиазм | перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях | |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький) |
Каламбур | игра слов, где в тексте создает комический эффект | |
Риторическое восклицание | в форме восклицания содержится утверждение | Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов) |
Риторическое обращение | фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится | А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов) |
Умолчание | намеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразу | Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин). |
Многосоюзие | повтор избыточного союза. Создает эмоциональность речи | И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин) |
Бессоюзие | построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов | Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин) |
Эллипсис | пропуск подразумеваемого слова | Не тут-то (было)! |
Оксюморон | соединение логически несовместимых понятий |